и
У 'S Поштарева Т.В.
ГЙИИ «Этнокультурная направленность профессионально-педагогического образования»
ПЕЯЯГОГиЧЕС-RWE ШИН
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Т.В. Поштарева
ETHNIC-CULTURAL TREND OF
PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL
EDUCATION
Poshtareva T.V.
The article Ss dedicated to the problem of teachers' training for the work in multinational groups, and to the formation of their ethnic-cultural competence. The presented data can be used in the education process of retraining or complementary training pedagogical and educational admnsstratvve specialists in the system of Institutions and faculties of retraining or complementary training.
Статья посвящена проблеме подготовки педагогов к работе в многонациональном коллективе, формированию у них этнокультурной компетентности. Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе при переподготовке и повышении квалификации педагогических и управленческих кадров образования в системе институтов и факультетов повышения квалификации.
УДК 378
Ставропольский край является одним из ярких регионов страны, где чрезвычайно многолика этническая среда обитания. Здесь проживают представители более ста национальностей. Многонациональный состав учащихся и преподавателей характерен для большинства образовательных учреждений. Это обстоятельство накладывает определенный оттенок на учебно-воспитательный процесс, влияет на взаимоотношения субъектов образования. Педагогическим коллективам приходится искать новые формы совершенствования межнационального общения.
Педагогам, работающим в многонациональном коллективе, необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, воспитанники являются представителями какого-либо этноса, а соответственно, помимо индивидуально-психологических особенностей, обладают и специфическими этнопсихологическими характеристиками, которые, в свою очередь, влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления учащихся к педагогическому процессу и т.д.
Во-вторых, представители различных этнических общностей по-своему воспринимают стиль поведения педагога, предъявляют неодинаковые требования к их личностным качествам, профессиональным навыкам. Например, у народов Севера есть традиция не противопоставлять себя явно воздействию со стороны педагога другой на-
циональности, а, постепенно завоевывая его на свою сторону, свести его деятельность к приемлемым способам и формам. Народы Северного Кавказа склонны сразу оказывать противодействие, если приемы воспитательного воздействия им непривычны или непонятны, а тем более, если они задевают их чувство самолюбия. Жители Средней Азии положительно реагируют на воспитательные воздействия, если они постепенны, уважительны к представителю их нации. Представители славянских народов и государств Прибалтики приоритет в воспитательной работе отдадут тому человеку, который сразу смог доказать логическую необходимость и целесообразность предпринимаемых усилий.
В-третьих, ребенок изначально воспитывается в семье, а каждая семья имеет свою систему воспитания, которая к тому же отличается и этнопедагогическими особенностями. Так, например, в силу факторов, обусловленных культурой народов Кавказа, ребенка (особенно это касается мальчиков) всячески поощряют, если он мужественно терпит неудачи, прикладывает максимум усилий к решению задачи. Внимание и помощь оказываются, как правило, только тогда, когда проблема достаточно серьезная. При попытке оказать немедленную поддержку такому ребенку, стремлению установить близкий эмоциональный контакт с ним педагог может встретиться с непониманием, холодком или насмешкой - то есть с теми реакциями, которые демонстрировали родители, когда ребенок обращался к ним за помощью.
В-четвертых, в последнее время в образовательные учреждения поступают дети мигрантов со специфическим опытом, который предшествовал миграции и который во многом определил условия их социализации. Особенно необходимо обратить внимание на вынужденных мигрантов, перенесших травматические переживания, связанные с военными конфликтами, с потерей родных и близких, привычной средой жизнедеятельности и т.д. Кроме того, детям-мигрантам приходится осваивать новую культуру, приспосабливаться к незнакомой среде и поэто-
му педагогу необходимо знать особенности и этапы межкультурной адаптации, «последствия культурного шока». И уж тем более не ждать быстрого протекания данного процесса, так как в зависимости от характеристик мигрантов и особенностей своей и чужой для них культур продолжительность межкультурной адаптации составляет от нескольких месяцев до 4-5 лет.
В-пятых, в условиях полиэтнической среды ребенок находится на рубеже различных культур, и перед ним возникают две узловые личностно значимые проблемы: обретение и/или сохранение своей этнической идентичности и адаптация в этой среде. Например, члены группы этнических меньшинств и дети из межэтнических браков могут проходить длительный период выбора своей этнической идентичности. Тем более, что этническая идентичность не статичное, а динамичное образование, поэтому внешние социальные обстоятельства, в частности, полиэтничность среды жизнедеятельности, могут повергнуть человека к переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.
Если система обучения и воспитания получает искаженное знание об этнопсихологических и этнопедагогических аспектах, а также не учитывает национально-психологические особенности детей в учебно-воспитательном процессе, своеобразие стиля воспитания в моно- и разноэтнических семьях, специфику межнациональных отношений в полиэтническом коллективе, конкретный социокультурный контекст (в том числе этнокультурный), в котором рос и развивался ребенок-мигрант, оригинальность региона, среды в котором находится данное образовательное учреждение, тогда она может нанести серьезный ущерб становлению детской личности или стать одним из источников проявления в воспитанниках негативного этноцентризма, национализма, а это может привести к межэтнической напряженности в коллективе, либо воспитать маргинала, потерявшего свою культуру, но так и не установившего контактов с другой.
Поштарева T.B.
«Этнокультурная направленность профессионально-педагогического образования»
Помимо этого одной из первоочередных задач, связанных с профессиональной готовностью педагога к работе с полиэтническим коллективом, является работа по объективизации и преодолению своих собственных этнических стереотипов и предубеждений. Поэтому недопустимы любые формы предпочтения, привилегий для одних национальностей и притеснение других. Данная ситуация имеет и обратную сторону. При работе в многонациональном образовательном учреждении педагог также оказывается в поле действия этнических стереотипов со стороны других участников образовательного процесса и может столкнуться с проблемами, препятствующими конструктивному взаимодействию. Все это требует от него проявления терпимости, высокого профессионализма и способности к эмпатии, рефлексии и самоизменению.
С учетом этого особого внимания заслуживают вопросы подготовки педагогических кадров, способных успешно работать в полиэтнической образовательной среде, а именно:
1) образование педагогов с целью преодоления элементарной и функциональной неграмотности в области межэтнического взаимоде йствия ;
2) переподготовка, дополнительная подготовка в сфере этнокультуры (например, получение специализации этнопедагог или овладение навыками организации и проведения «культурного ассимилятора»);
3) повышение профессиональной квалификации в области уже полученной специальности за счет расширения и обогащения знаниями в сфере региональной специфики и этнокультурной направленности.
Следует отметить, что профессионализм педагога определяется не только профессиональными (базовыми) научными знаниями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношения с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала.
В последнее время появляются фундаментальные научные труды (И.А. Арабов, К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, О.Д. Мукаева, Г.Ю. Нагорная, Т.А. Пигилова, М.Г. Харитонов и др.), в том числе диссертационные исследования (Н.Г. Арзамасцева, В.А. Николаев, О.И. Понамарева, А.С. Шалы), касающиеся проблем профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к работе в многонациональном детском коллективе. Однако следует отметить, что вышеперечисленные факты имеют место быть уже в настоящем времени, это, во-первых, и, во-вторых, у работающих учителей отсутствует специальная подготовка к работе с людьми именно в многонациональном коллективе, и, в-третьих, у некоторых педагогов наблюдается индифферентное отношение к поликультурному образованию. Так, проведенный опрос среди педагогов показал, что 26% учителей считают не обязательным изучение в образовательных учреждениях культуры разных народов, при этом почти 89% респондентов сочли необходимым изучать культуру русского народа. Также 37% педагогов отметило, что не владеют методикой работы в многонациональном коллективе, 40,7% указывают на отсутствие соответствующей литературы и учебно-методических пособий в этой области.
На наш взгляд, эффективным инструментом подготовки руководителей образовательных учреждений, педагогов, психологов, социальных педагогов к работе с полиэтническими коллективами является обучение этих специалистов основам межэтнического взаимодействия. С учетом этого на базе факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования Ставропольского государственного университета проводится обучение руководителей и педагогов образовательных учреждений края по программе курса «Научно-методические основы этнокультурного образования». Этнокультурное образование представляет собой образование нового типа, отражающего взаимосвязь общечеловеческого и национального и отвечающее потребностям развития и самореализации человека в полиэт-
нической среде. В основу разработки учебной программы легли результаты пилотажного исследования и анализа теоретической и методической литературы, позволивших выявить проблемы межэтнического взаимодействия на уровне школ и семьи в Ставропольском крае и определить место в них проблемы этнокультурной компетентности участников образовательного процесса.
Данная учебная программа является междисциплинарной, в ней используются методологические подходы этнопсихологии, этнопедагогики, социологии, этнологии и других наук. Целью разработки курса является формирование этнокультурной компетентности у педагогов и руководителей образовательных учреждений.
Этнокультурная компетентность понимается нами как свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.
Программа курса рассчитана на 72 часа и направлена на решение следующих задач:
1. Формирование у педагогов позитивной мотивации к осуществлению этнокультурного образования детей.
2. Развитие восприимчивости к культурному плюрализму.
3. Вооружение педагогов знаниями:
- об особенностях и последствиях межэтнического взаимодействия;
- о социализации детей в различных этнокультурах;
- о моделях и технологиях внедрения этнокультурного компонента в образование и подготовки воспитанников к эффективному межэтническому взаимодействию.
4. Выработка умений применять в образовательном процессе эффективные этно-вариативные формы, методы и средства воспитания и обучения детей.
5. Расширение общекультурного кругозора слушателей на основе знакомства с национально-психологическими особенностями представителей различных этниче-
ских сообществ и выявления специфики этнических культур, проявляющейся в традициях, нравах, обычаях, нормах и ценностях.
Ведущими при разработке программы курса были аксиологический и сравнительно-культурный подходы. Аксиологический подход предполагает равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей); поиск истоков соприкосновения (интеграции) культур через апелляцию к общечеловеческим ценностям, через повышение значимости этнической культуры как составной части общечеловеческого культурного наследия, через создание ситуаций, в которых объединение происходит на основе общих интересов и привязанностей, а не на основе этнической принадлежности.
Сравнительно-культурная стратегия заключается в сопоставлении, сравнении традиционных архетипов, педагогических воззрений и опыта различных этносов. Кросс-культурный подход направлен на развитие способности к осмыслению, пониманию, владению культурой диалога.
Реализация программы осуществлялась посредством лекций, семинаров, дискуссий, практических занятий, тренингов, культурных ассимиляторов.
Приоритетными методами обучения педагогов и руководителей образовательных учреждений в области этнокультурного образования и формирования у них этнокультурной компетентности являлись:
- кросс-культурный (параллельное изучение этнокультур; анализ их сходства и различия);
- метод эмпатии (переживание участником образовательного процесса состояний представителей иной этнической группы);
- метод контраста (предоставление участникам образовательного процесса возможности поучаствовать в ситуациях с контрастными позициями: добрый-злой, миролюбивый-агрессивный, гость-хозяин);
- тренинг межэтнического взаимодействия (создание искусственных коммуника-
и
ПоштареваТ.В.
«Этнокультурная направленность профессионально-педагогического образования»
тивных ситуаций между представителями разных этнических групп);
- метод проектов (метод побудительных мотивов к деятельности, в частности -разработка участниками образовательного процесса творческих проектов, создание чего-то оригинального, нового в области этнокультурного образования);
- исследовательский метод (решение исследовательской проблемы, анализ фольклорных произведений).
Таким образом, этнокультурная детерминация профессионально-педагогической деятельности учителя представляет собой необходимый уровень сформированно-сти у него современных общекультурных и профессиональных знаний, умений, навыков, развития личностных качеств и способностей, позволяющих организовать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии определенных этнических групп и общностей.
Кроме того, на базе факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров образования с педагогами образовательных учреждений Ставропольского края был организован и проведен тренинг этнокультурной компетентности, который разработан ведущими этнологами и этнопсихологами России (Н.М. Лебедевой, О.В. Луневой, Т.Г. Стефаненко, М.Ю. Мартыновой). В свою очередь, сами преподаватели, проводившие тренинг с педагогами образовательных учреждений, предварительно прошли специальную подготовку, а также были участниками семинара-тренинга, проводимого институтом этнологии и антропологии Российской академии наук. Целью тренинга являлось формирование компетентности личности в русско-кавказском взаимодействии. Задачи тренинга
1. Осознание личностью культурной обусловленности своего поведения и поведения других людей.
2. Развитие этнокультурной сензитив-ности.
3. Совершенствование понимания культурных универсалий и культурной специфики традиций, обычаев и ритуалов.
4. Овладение изоморфными для иной культуры атрибуциями, т.е. принятыми в данной культуре интерпретациями поведения.
5. Формирование стратегий совлада-ния с негативными установками в адрес своего народа.
6. Осознание собственного этноцентризма и формирование индивидуальных установок на его преодоление.
7. Развитие навыков налаживания конструктивного межкультурного диалога с учетом достигнутой этнокультурной компетентности.
Следует также указать, что наиболее эффективным методом формирования этнокультурной компетентности слушателей являлся «культурный ассимилятор». В основу работы легли теоретические и практические материалы и разработки культурных ассимиляторов Т.Г. Стефаненко и Н.М. Лебедевой. Организация занятий осуществлялась в три этапа. На первом - слушатели работали с готовыми ситуациями, предложенными в учебно-методической литературе. На втором этапе шло обучение правилам составления и работы с культурным ассимилятором. На третьем этапе слушателям предлагалось самостоятельно разработать ситуации для культурного ассимилятора русских, представителей народов Северного Кавказа, включая Дагестан и Закавказье. Разрабатываемые ситуации отражали проблемы межэтнического взаимодействия, связанные с образовательным процессом.
Итак, реализация программы курса и тренинга этнокультурной компетентности содействует подготовке педагогов и руководителей образовательных учреждений к конструктивному межэтническому диалогу, исключающему этнокультурное невежество, ксенофобию и интолерантность. Это, в свою очередь, служит повышению эффективности целостного педагогического процесса в условиях полиэтнической среды, искоренению скрытой этнокультурной дискриминационной практики в образовательных учрежде-
ниях и в целом способствует выработке адекватной региональной политике в Ставропольском крае.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крысъко В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: Курс лекций. — М.: Экзамен, 2002. — 448 с.
2. Белинская К.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. — М.: Московский психолого-социалъный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 208 с.
3. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г., Мартынова М.Ю. Межкулътурных диа-
лог: Тренинг этнокультурной компетентности. — М., 2003.—268с.
Об авторе
Поштарева Татьяна Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием СГУ, докторант. Научные интересы в области этнопедаго-гики и этнопсихологии, изучениепроблем формирования современной личности в поликультурной среде. Ведет экспериментальную работу в образовательных учреждениях. Автор более 30 пособий, статей и публикаций.