УДК 316.613 Муха Виктория Николаевна
кандидат социологических наук,
доцент кафедры социологии, правоведения
и работы с персоналом
Кубанского государственного
технологического университета
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДИАСПОРЫ: КОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ, ГРАЖДАНСКИЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ [1]
Mukha Victoria Nikolaevna
PhD in Social Science, Assistant Professor of the Sociology, Jurisprudence and Human Resources Department,
Kuban State Technological University [email protected]
ETHNOCULTURAL IDENTITY IN DIASPORA: CONFESSIONAL, CIVIL AND REGIONAL COMPONENTS [1]
Аннотация:
Статья посвящена проблеме этнокультурной идентичности диаспоры. Проведен анализ соотношения региональной, конфессиональной и гражданской идентичностей в структуре общей идентичности диаспоры. Сделан вывод, что множественная этнокультурная идентичность является основой существования и развития диаспоры.
Ключевые слова:
этнокультурная идентичность, диаспора, диас-порная идентичность, маркеры идентичности, региональная идентичность, конфессиональная идентичность, гражданская идентичность.
Summary:
The article deals with ethnocultural identity of the diaspora. The author carries out a research of correlation between regional, confessional and civil identities in the general identity structure of the diaspora. It is concluded, that the multiply ethnocultural identity is a basis for existence and development of the diaspora.
Keywords:
ethnocultural identity, diaspora, diaspora identity, markers of identity, regional identity, confessional identity, civil identity.
Специфика протекания этносоциальных процессов в современном мире в условиях глобализации актуализирует проблему этнокультурной идентичности. В постоянно меняющихся условиях современности происходит трансформация многих социальных институтов, изменяется культурная среда, ценностно-нормативные ориентиры, индивид обращается к ценностям этнической культуры, которые остаются относительно стабильными, и отождествление себя с определенным этносом способно дать чувство уверенности и устойчивости жизни. Именно этнокультурная идентичность среди разнообразных форм социальной идентичности обладает наибольшей устойчивостью. Особое значение проблематика этнокультурной идентичности приобретает при исследовании феномена диаспоры. В.В. Дубовицкий выделяет характерные черты диаспоры: множественная этническая самоидентификация, предполагающая наличие этнокультурной связи и со страной проживания, и с этнической родиной; существование институтов, призванных обеспечить сохранение и развитие диаспоры (национальные общины, координационные советы, культурные центры и т.д.), в том числе международного характера; наличие стратегии взаимодействия с государственными институтами как страны проживания, так и своей этнической родины [2, с. 99].
Неоднозначность трактовки понятия «идентичность» в современном социальногуманитарном знании определяет сложность определения понятия «этнокультурная идентичность». Наиболее полное определение этого феномена приводит И.В. Малыгина: «Этнокультурная идентичность - сложный социально-психологический феномен, содержание которого составляет как осознание индивидом общности с локальной группой на основе разделяемой культуры, так и осознание группой своего единства на тех же основаниях, психологическое переживание этой общности, а также индивидуальные и коллективные формы ее манифестации» [3, с. 114]. Как правило, этнокультурная принадлежность осознается и переживается индивидом как данность и проявляется посредством общих для этнической группы языка и культуры. Оппозиция «мы» - «они», свойственная этнокультурной идентичности, демонстрируется через набор внешних черт и характеристик, наглядно представляющих данную культуру, ее самобытность. При этом в основе идентификации по культурному признаку находится не вся совокупность культурных черт, определяющих этническую специфику, а лишь те из них, которые обладают наибольшей этнической нагрузкой, то есть наиболее отчетливо выполняют этнодифференциру-ющую и этноинтегрирующую функции, чаще всего такими функциями наделяются язык и религия.
Для диаспоры характерно формирование особого типа диаспорной идентичности, которая, по мнению В.Д. Попкова, представляет собой конструкт разнообразных идентичностей, в основе которых лежит представление о едином культурном базисе, на который накладываются идентичности регионов, принимающих общины [4, с. 85]. Этнокультурная идентичность диаспоры отличается особой многослойностью и фрагментарностью. Множественная этнокультурная идентичность диаспоры интегрирует элементы двух и более этнических культур, дополняется маркерами региональных, конфессиональных, лингвистических и гражданских идентичностей. Иерархия и особенности проявления того или иного вида этих «частичных идентичностей» в структуре этнокультурной идентичности зачастую носит инструментальный характер. Индивиды и группы могут переключаться с одной «частичной» идентичности на другую, руководствуясь мотивами выгодой, необходимостью или же другими причинами. Необходимо учитывать и культурные условия, в которых развивается диаспора, фактор культурной дистанции между регионом исхода и вселения. Одни диаспоры существуют в условиях, близких к условиям материнского этноса, в то время как другие пребывают в социокультурных условиях, отличных от условий материнского этноса.
Существенное влияние на процесс формирования этнокультурной идентичности диаспоры и ее конечную конфигурацию осуществляет регион проживания и его социальнополитические условия. Изменение социального контекста способно повлиять на соотношение «частичных» идентичностей. Как процессы, происходящие внутри диаспоры, например деятельность активистов, степень консолидированности диаспорного сообщества, интенсивностей связей со страной исхода и др., так и процессы, происходящие вне диаспоры, например отношение принимающего населения, особенности миграционной политики, деятельность СМИ и т.п., могут актуализировать тот или иной маркер этнокультурной идентичности.
Множественная этнокультурная идентичность диаспоры дополняется маркерами региональной, конфессиональной и гражданской идентичностей. Так в рамках различных этнокультурных комплексов те или иные религии оказываются одним из признаков этнокультурной идентичности, поэтому можно говорить о непосредственной взаимосвязи этнокультурной и конфессиональной идентичностей. Конфессиональная идентичность - составляющая религиозной идентичности, содержанием которой является осознание принадлежности к определенной форме религии и религиозной группе посредством соотнесения своих ценностей, представлений и образа жизни с нормами конкретной конфессии. Для одних групп ключевым основанием их религиозной самоидентификации является вера, вовлеченность в религиозную жизнь и религиозные практики, отражающие религиозную картину мира, во многом она выражается в приверженности к определенной конфессии или конфессиональной идентичности. Для других групп - религиозная самоидентификация маркирует общую культурно-цивилизационную принадлежность членов группы и их национально-цивилизационную идентичность [5, с. 123]. Социологические исследования показывают, что «за самоидентификацией себя в качестве православного в ряде случаев стоит не исповедание веры, не принятие православного образа жизни, а исключительно признание православия в качестве исторически сложившейся в нашей стране культурной традиции» [6, с. 171]. Таким образом, конфессиональная идентичность пересекается с этнокультурной идентичностью, становится ее маркером. В условиях диаспоры степень актуализированности конфессиональной идентичность будет зависеть как от величины религиозной дистанции между принимающей средой и переселенцами, а также от степени кон-солидированности самой конфессии.
При рассмотрении проблем этнокультурной идентичности целесообразно выделять два ее уровня: приобщение к этнокультурному достоянию страны, гражданином которой индивид является; приобщение к этнокультурным ценностям, наследию того или иного народа, представителем которого индивид является [7, с. 110-114]. На уровне индивида это проявляется в том, что можно одновременно ощущать себя и частью самобытной этнокультуры, и представителем гражданской общности. Для многонациональных, полиэтнических сообществ, каковым является Россия, эти два уровня идентичности могут где-то совпадать, накладываться один на другой, а могут и не совпадать и даже вступать в противоречие друг с другом.
Формирование гражданской идентичности в условиях диаспоры сопряжено с рядом трудностей. В условиях глобализации происходит трансформация самого института гражданства. При этом обнаруживается противоречивое взаимодействие двух тенденций: «транснационализации» и «дифференциации» [8, с. 12]. С одной стороны, институт гражданства выступает фактором ослабления восприятия диаспор как инокультурных групп и способствует их интеграции, а с другой - оно направлено на сохранение национальной и культурной идентичности принимающих обществ и подчеркивает инокультурный статус представителей диаспор. Кроме того, представители диаспоры нередко сохраняют осознание себя как граждан страны, так и осознают принадлежность к гражданам государства проживания. Представители диаспоры, несмотря на свою «надтерриториальность», мыслят и действуют территориально, причем, как правило, в
пользу территории исхода. В качестве представителей этнических меньшинств, они выступают лоббирующей силой, чаще в отношении поддержки мультикультурности и поддержки меньшинств на территории принимающей страны [9, с. 143].
Важнейшей основой для этнокультурного самоопределения диаспоры является компактность проживания и территориальная идентичность. Хотя диаспора является переселенческой этнической группой, тем не менее, она связывает свою социальную эволюцию с местом расселения. Региональную идентичность следует рассматривать как одну из актуальных форм этнокультурной идентичности, предполагающую осознание принадлежности к общей региональной культуре, экзистенциальное переживание этой принадлежности, а также различные формы ее проявления. Пребывание на определенной территории способствует приобретению моральнонравственных прав на укоренение, формированию эмоционально-экспрессивного восприятия территории проживания как своей родины. Региональная идентичность является веским основанием для упрочения внутридиаспорной комплиментарности, а также для преодоления внутреннего локализма, который расщепляет диаспору. Со временем вновь прибывшие этнические группы начинают отождествлять себя с жителями региона пребывания. Региональную идентичность можно сменит, что роднит ее с профессиональной идентичностью или имущественной, но резко отличает от этнической. Региональная идентичность обладает одним очень важным свойством - способностью объединять представителей разных народов, конфессий и т.п., ломать или снижать барьеры между этими группами, что особенно актуально для диаспор.
Двойственное положение диаспоры по отношению к принимающей стране и исторической родине предполагает участие в культурной жизни своей этнической родины и страны проживания. Необходимость поддерживать и развивать собственную этническую культуру определяет сохранение связей со своей исторической родиной, но приспособление к новой среде требует усвоение социокультурных норм и ценностей принимающего сообщества. При этом устойчивость диаспоры к ассимиляции обеспечивается наличием некоего стержня, в качестве которого может выступать историческая память, национальная идея, религиозные взгляды или что-то другое, что сплачивает, не позволяет раствориться в иноэтничной среде. Таким образом, этническая культура диаспоры содержит элементы как культуры страны исхода, так и культуры страны, региона проживания. В этом контексте именно коллективная этнокультурная идентичность является основой существования и развития диаспоры.
Ссылки и примечания:
1. Работа выполнена в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 гг.», проект 14.B37.21.0276. «Самопонимание этнокультурной идентичности в условиях диаспоры (на материале исследования армянской диаспоры Краснодарского края)».
2. Дубовицкий В.В. Национальная идентичность русской диаспоры как элемент сохранения исторической России // Русская идентичность на постсоветском пространстве. М., 2008.
3. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность (онтология, морфология, динамика): дис. ... докт. филос. наук. М., 2005.
4. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М., 2003.
5. Мчедлова М.М. Религиозная идентичность // Политическая идентичности и политика идентичности. М., 2012. Т. 1. Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий.
6. Ипатова Л.П. Православная идентичность как персональный портрет // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М., 2006.
7. Багдасарова А.Б., Попов М.Е. Гражданская и этнокультурная идентичность в образовательном пространстве современной России // Обсерватория культуры. 2007. № 5.
8. Ким А.С. Этнополитическое исследование современных диаспор (конфликтологический аспект): автореф. дисс. ... докт. политич. наук. СПб., 2009.
9. Мокин К.С. Групповые стратегии интеграции этнических миграционных сообществ. Саратов, 2006.
References (transliterated) and notes:
1. The paper was performed under the federal special-purpose program “Scientific, academic and teaching personnel of innovative Russia” for 2009-2013, project 14.B37.21.0276 “Self-comprehension of the ethnocultural identity in diaspora (case study of the Armenian diaspora of the Krasnodar Territory”.
2. Dubovitskiy V.V. Natsional'naya identichnost' russkoy diaspory kak element sokhraneniya istoricheskoy Rossii // Russkaya identichnost' na postsovetskom prostranstve. M., 2008.
3. Malygina I.V. Etnokul'turnaya identichnost' (ontologiya, morfologiya, dinamika): dis. ... dokt. filos. nauk. M., 2005.
4. Popkov V.D. Fenomen etnicheskikh diaspor. M., 2003.
5. Mchedlova M.M. Religioznaya identichnost' // Politicheskaya identichnosti i politika identichnosti. M., 2012. Vol. 1. Iden-
tichnost' kak kategoriya politicheskoy nauki: slovar' terminov i ponyatiy.
6. Ipatova L.P. Pravoslavnaya identichnost' kak personal'niy portret // Grazhdanskie, etnicheskie i religioznie identichnosti v sovremennoy Rossii. M., 2006.
7. Bagdasarova A.B., Popov M.E. Grazhdanskaya i etnokul'turnaya identichnost' v obrazovatel'nom prostranstve sovremennoy Rossii // Observatoriya kul'tury. 2007. № 5.
8. Kim A.S. Etnopoliticheskoe issledovanie sovremennykh diaspor (konfliktologicheskiy aspekt): avtoref. diss. ... dokt. politich. nauk. SPb., 2009.
9. Mokin K.S. Gruppovie strategii integratsii etnicheskikh migratsionnykh soobshchestv. Saratov, 2006.