мира и повышения его конкурентной борьбы за качество жизни своих граждан.
Модернизация естественнонаучного образования предполагает обновление его содержания, которое должно обеспечить поиск ответов на новые вызовы современного общества, связанные с глобальными проблемами. Речь идет в буквальном смысле о предотвращении уничтожения человеком биосферы, физическом выживании человечества, о предупреждении необратимой нравственной деградации человеческих сообществ. Вместе с тем проблема касается и безразличия, безответственности, нравственного преступления ныне живущих поколений перед поколениями будущими, в наследство которым достанется разобщенный, раздираемый непримиримыми противоречиями и враждой мир.
В сознании современного человека должно утвердиться понимание о связи развития общества с проблемами экологии, о зависимости человека от природы (а не наоборот), что вселяет надежду на предотвращение глобальных катастроф [1, с. 234]. Школа, образование, общество должны готовить глобалистского человека, то есть человека, способного жить в глобальном пространстве. На этом настаивают И. В. Ильин и А.Д. Урсул: «Прежде всего, интеллектуальный потенциал должен обеспечить переход общества к устойчивому безопасному развитию, что требует качественного преобразования самого человека» [2, с. 114].
Оценивая в целом роль современного естественнонаучного образования в формировании образованного и ответственного перед будущими поколениями человека, можно утверждать, что именно образование должно дать ему основы естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве. Анализ современной системы естественнонаучного образования показывает, что оно недостаточно удовлетворяет общественные потребности человечества в первую очередь потому, что принципы, заложенные в основу образовательной системы, не всегда созвучны с новыми реалиями мира. Все больше ученых склоняется к мысли, что новая образовательная система должна строиться на принципах экологического воспитания и историзма, которые формируют современное научное мировоззрение.
Современное естественнонаучное образование должно базироваться, во-первых, на достижениях естественных наук, во-вторых - на реализации новой образовательной парадигмы, ориентированной на основы устойчивого развития общества. Именно это даст возможность подготовить индивида к профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, сформировать в его сознании новое мировоззрение, согласованное с естественнонаучной картиной мира на данном историческом этапе ее развития, а также общественными потребностями.
Модернизацию естественнонаучного образования видим во внедрении эколого-эволюционного подхода, который рассматриваем как стратегию формирования содержания всех без исключения естественнонаучных школьных дисциплин, фун-даментализации их содержания на основе концептуальных идей эволюции и экоцентризма. Эколого-эволюционный подход способствует целостному усвоению учащимися естественнонаучных знаний, формированию естественнонаучной картины мира, а соответственно и образа природы. В основе данного подхода положена совокупность научно-педагогических принципов, педагогических условий, внедрение которых способствует формированию у учащихся естественнонаучной
Библиографический список
компетентности, естественнонаучной картины мира и экологического мировоззрения.
Внедрение его в практику школьного обучения предусматривает:
- структурирование учебного материала предметов естественнонаучного цикла таким образом, чтобы сквозной смысловой линией были экологические знания, а объединение и объяснение основных элементов знаний происходило на основе принципа эволюции (развития). При этом каждый изучаемый объект рассматривается как система, составляющая эволюции, имеющая происхождение (своих предшественников) и последствия развития (выступает предшественником следующих линий эволюции). Поэтому основное внимание при изучении естественнонаучных знаний уделяется не столько особенностям внешнего и внутреннего строения объекта познания, сколько его развитию, выяснению внутренних системных и внешних экологических связей объекта с окружающей средой и роли, которую объект познания играет в функционировании целостной биосферы;
- изучение систем живой и неживой природы в их взаимосвязи, а прогнозирование деятельности человека - в направлении гармонизации отношений человечества с природой, сосредоточении внимания на динамике развития природных процессов, а не на статистических данных;
- формирование у учащихся кроме естественнонаучной картины мира и целостности знаний о природе, экологического мировоззрения, соответствующего им менталитета и системы жизненных ценностей.
Равноправное сосуществование с природой, коэволюция человека и биосферы - категориальный императив эколого-эво-люционного подхода, который ставит все системы (природные, искусственные) в центр естественнонаучной картины мира и требует экологизации образования и культуры.
Как показала школьная практика, эколого-эволюционный подход позволяет сформировать в сознании учащихся ценностное отношение к объектам природы, к самому себе и другим людям, наделяя жизнь высшей ценностью, что есть не мало важным в обществе, не смотря на присущие ему агрессию, насилие, зло. Данный подход предусматривает формирование в сознании учащихся синергетического типа научного экологического мировоззрения, включающего осознание связей между живой и неживой природой, между природой и человеком, углубление представления о материальном единстве мира, единстве внешней и внутренней природы человека, единой эволюции, что включает в себя эволюцию природы и человека. Он позволяет показать, что в основе целостности природы лежит эволюционная интеграция, экологическая согласованность, пространственная и временная упорядоченность. Кроме этого данный подход обеспечивает: преемственность естественнонаучных знаний и содержательных линий основной и старшей школы; предупреждение и ликвидацию фрагментарности и разрозненности учебного материала; экологическую наполняемость содержания естественнонаучного образования; направленность содержания естественнонаучного образования на формирование целостности знаний, целостности сознания учащихся, воспитание их экологической культуры мышления.
Таким образом, одним из приоритетных способов повышения качества школьного естественнонаучного образования считаем внедрение эколого-эволюционного подхода, который не только модернизирует его содержание, но и обеспечит решение экологических и других глобальных проблем общества на пути перехода к устойчивому развитию.
1. Гершунский, Б.С. Философия образования. - М., 1998.
2. Ильин, И.В. Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов) / И.В. Ильин, А.Д. Урсул. - М., 2009. Bibliography
1. Gershunskiyj, B.S. Filosofiya obrazovaniya. - M., 1998.
2. Iljin, I.V. Ehvolyucionnaya globalistika (koncepciya ehvolyucii globaljnihkh processov) / I.V. Iljin, A.D. Ursul. - M., 2009.
Статья поступила в редакцию 12.03.13
УДК 378.147
Soloviova I.B. ETHNIC CULTURE IN TRAINING TEACHERS TECHNOLOGY. In the work the problem of the formation of high professional culture of the future technology teachers through the knowledge of the ethnic culture of the people, the national culture of the region, folk art within the discipline of the «Design and industrial design» and «Food technology».
Key words: folk art, folk costume, national cooking, ethnic culture.
И.Б. Соловьева, канд. пед. наук, доц. АГАО им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected]
ЭТНОКУЛЬТУРА В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ
В работе раскрывается проблема формирования высокой профессиональной культуры будущего учителя технологии через познание этнической культуры своего народа, национальной культуры региона, народного творчества в рамках дисциплины «Дизайн и художественное конструирование» и «Технология приготовления пищи».
Ключевые слова: народное творчество, национальный костюм, национальная кулинария, этно-культура.
Одна из основных задач современного образования - подготовка творческой личности с национальным самосознанием и достоинством, способной создавать национальные и общечеловеческие культурные ценности. Для решения данной задачи необходимо познание истории своего народа, его истоков, духа, изучение многовекового опыта и традиций. Современные педагогические теории и практика показывают, что эффективность процесса формирования творческих способностей зависит не только от образовательно-содержательных и организационнометодических условий и факторов, но и от использования историко-педагогического опыта и идей народной педагогики. Для того чтобы правильно понимать и настоящее, и будущее необходимо знать прошлое. Человечество веками стремилось сохранить то духовное богатство, которым владело испокон веков. Каждое поколение в своем материальном, духовном, нравственном росте пользуется наследием предыдущего поколения, обогащая его своим трудом, мастерством и мудростью.
Жизнь каждого народа во всем ее многообразии на протяжении всей истории его развития наиболее ярко отражена в народном искусстве, народном творчестве. В нем аккумулируется традиционный художественный опыт поколений. Народное творчество обладает большими воспитательными и развивающими возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное творчество способствует приобщению к духовной культуре своего народа, а произведения народного искусства - развитию художественного вкуса, творческих начал личности.
Важно не только сохранить живое наследие народа, но и сделать его частью современной жизни, предметом пристального и подробного изучения.
Сегодня молодое поколение в период своего духовного самоопределения, поиска смысла жизни столкнулось с такими реальными явлениями, как отказ от прежних идеалов и ценностей, навязывание рыночной морали и идеологии; прерывается связь времен. К сожалению, большое количество студентов педагогического вуза отмечают, что народные традиции не соответствуют укладу современного общества. Будущие педагоги слабо знакомы с традициями своего народа и не стремятся ближе узнать их, а тем более сохранить.
В образовательном пространстве учащийся должен познавать этническую культуру своего народа, национальную культуру региона, а через них приобщаться к мировой общечеловеческой культуре. Проводником культурного наследия этносов, наций, обществ должен быть педагог. Ему отведена благородная миссия - приобщать будущее поколение к различным культурным позициям, ценностям, традициям, быть носителем собственной этнокультуры и вдохновителем формирования этнического самосознания каждого ребенка.
Поэтому мы считаем важным включение в содержание профессионального образования в вузе спецкурсов по народным традициям или знакомство с культурно-историческим опытом предшествующих поколений непосредственно при изучении конкретной дисциплины. Чем больше сохранившихся и бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Систематическое изучение произведений национальной культуры, по нашему мнению, будет способствовать формированию высокой профессиональной культуры, целостного представления студентов о народной педагогике, умений творческого решения поставленных задач и применения полученных знаний на практике.
В рамках дисциплины «Дизайн и художественное конструирование» студенты факультета технологии и профессиональнопедагогического образования Алтайской государственной академии образования изучают историю костюма (особое внимание уделяется русскому и алтайскому), которая имеет отношение не только к художеству, но и к этнографии. Изучение этой
истории - ключ к познанию нравов и обычаев народов. В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы «паспортом» культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. По форме и окраскам их одежд, по тканям мы узнаем степень их художественного развития, влияние костюма одного народа на одежду другого. Одним словом, на одежде отражается весь склад умственной и духовной жизни каждого народа и его зависимость от другого народа.
Рациональный крой русского народного костюма, привычные виды одежды, характер декора - все это едва ли не в первозданном виде сохранялось в повседневной, а особенно в праздничной одежде жителей сел и деревень. Крестьянки на Руси носили сарафаны, юбки с поневами, просторные «деревенские» вышитые блузки и ситцевые цветные кофточки - приталенные по фигуре, с баской, на плечи накидывали неизменные яркие платки и шали.
Целесообразность народного костюма, благодаря вековому коллективному творчеству народа, может служить как идеологическим, так и пластическим материалом, вложенным в нашу одежду города.
Основные формы народного костюма всегда мудры. Он рассчитывался на физический труд, легко переходил из зимнего в летний, из повседневного в праздничный, лишь с незначительными прибавлениями бус, венков, яркого фартука. Традиционная народная одежда, не подвластная моде, сочетала в себе утилитарные и эстетические функции. Она была красивой - по понятиям не одного поколения людей, удобной - по их представлениям об удобстве. Из подобного характерного костюма, связанного с условиями жизни и труда, выработанного в определенной атмосфере, основанной на чувстве характерных физических особенностей телосложения, легко создавать одежду города, положив в основу все задания народного костюма с его красочностью.
Традиции народного костюма, национальной одежды оказывают влияние на моду, которая со свойственной ей всеядностью берет идеи из всех доступных источников.
Национальные костюмы разных народов, сейчас как никогда прежде вписываются довольно успешно в современную одежду. Русский стиль во многих вариантах можно видеть на подиумах мира. Он существует в мировой моде как несколько экзотическое, но всё же вполне определенное и динамичное явление, в котором отражается и неослабевающий интерес, и русская культура. Народный костюм - неисчерпаемый кладезь творческих идей, которые всегда будут восприниматься как нечто свежее и оригинальное.
Будущие учителя технологии разрабатывают модели в бельевом стиле - нарядные платья, блузки, сарафаны из тонкой светлой ткани (шелк, хлопок), украшенные кружевом, тонкой строчкой. Так традиционно украшали женское белье, откуда и пошло название подобной отделки. В студенческой швейной мастерской есть коллекция изделий, изготовленных в лоскутной технике. Вспомним лоскутные одеяла наших бабушек. Из лоскутков, вырезанных в виде ромбов, квадратов, треугольников шили юбки, жилеты - очень яркие, нарядные. Есть креативная лоскутная коллекция, состоящая из лоскутных и веревочных париков и костюмов.
Традиционный народный орнамент в большей мере, чем какой-либо другой компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, её развитие во времени. Насколько разнятся у различных народов понятия о мере и красоте, настолько, как правило, различаются и их наиболее характерные орнаменты, являющиеся своего рода символической «формулой» этих представлений. Для своих костюмов студенты создают эскизы орнаментов на основе традиционных русских и алтайских мотивов. Сначала определяют цель использо-
вания данного орнамента и согласно цели подбирают символику, вид построения орнамента, его цвет. Затем все компоненты соединяются в единую орнаментальную композицию.
Показы своих работ студенты устраивают театрализовано. Вот, например, как проходит демонстрация коллекции в деревенском стиле («кантри-лук»). Обыгрывается старый русский обряд смотрины и сговор (рукобитье) с песенным (фольклорным) сопровождением, который был неотъемлемым элементом народного быта.
По традиции после сватовства начинались взаимные посещения будущих родственников. «Смотрели» невесту, договаривались о приданном, дне свадьбы, количестве приглашаемых родственников. Все это сопровождалось советами родных, выборами дружки - руководителя свадьбы со стороны жениха. Самым главным для невесты до дня свадьбы было приготовление приданого. В предсвадебные дни невеста должна была продемонстрировать свое трудолюбие. Последние приготовления, совершались ею в окружении и при ближайшем участии ее подружек - других девиц на выданье, из этой же деревни. Студентки «подружки» показывают «приданное невесты» - современные костюмы, в которых активно использовались мотивы, идеи, образы, приемы кроя и отделки народного костюма.
Как видим, здесь прикладное народное творчество находит отражение в современности.
Знакомство с этнокультурой своего народа подобным образом можно организовывать и на других дисциплинах. Так в содержание учебной дисциплины «Технология приготовления пищи» был включен раздел «Национальная кухня», где особое внимание уделяется русской и алтайской.
Национальный колорит кухонь разных народов нашей огромной страны несколько сгладился, произошло своеобразное взаимопроникновение национальных блюд. Это с одной стороны внесло разнообразие в питание каждого народа. А с другой -нивелировало особенности национальной кулинарии и породило массу заблуждений.
Алтайская национальная кухня до сих пор еще слабо изучена, а многие ее секреты уже начинают забываться.
Конечно же, время идёт вперед и условия жизни алтайского народа становятся лучше, благоустроеннее и в какой-то мере специфику приготовления некоторых алтайских блюд не всегда можно воспроизвести. Тем не менее, богатство алтайской национальной кухни как части культуры алтайского народа не имеет право быть забытым, потерянным.
На лабораторных занятиях студенты знакомятся с богатством своеобразного ассортимента продуктов алтайской кухни, построенного на основе мяса и молока; с особенностями технологии приготовления колоритных алтайских блюд со специфическими национальными названиями.
Дегустация приготовленных блюд происходит за столами, сервированными скатертями и посудой с национальными формами и орнаментом (изготовленными студентами на занятиях по дисциплине «Декоративно-прикладное творчество»).
Такая организация учебного процесса, как показал опыт, вызывает у будущих учителей технологии живой эмоциональный отклик, активизирует их творческую деятельность, способствует воспитанию интереса и любви к этнокультуре.
Статья поступила в редакцию 15.03.13
УДК 379.8.093.
Ukhtinskaya M.V. EXCURSIONS TOURISM SERVES AS A LEADING MEAN OF UPBRINGING SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE SECONDARY SCHOOL STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS. In the context of modern education and educational problems of Russia, especially among secondary school students, the low level of development of their spiritual and moral culture, a weak sense of patriotism and a extra-curricular activities of secondary educational institutions is of particular value. However, when looking for effective ways to solve these problems, the use of forms and methods of excursion tourism as one of the effective means to address the issues of upbringing and education, appear all the new aspects of the problem. Excursion tours in this case may act as a means of educating the leading spiritual and moral culture of students of secondary institutions.
Key words: spiritual and moral culture, secondary educational institutions, civic quality institution of the family, sightseeing tourism, time limit, after-hour activities, family institution.
М.В. Ухтинская, аспирант каф. социально-культурной деятельности, Санкт-Петербургский
университет культуры и искусств, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ЭКСКУРСИОННЫЙ ТУРИЗМ КАК ВЕДУЩЕЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В контексте современных образовательно-воспитательных проблем России, в особенности в среде школьников средних классов, низкого уровня развития их духовно-нравственной культуры, слабого чувства патриотизма, урочно-внеурочная деятельность среднего общеобразовательного учреждения приобретает особую ценность. Однако при поиске эффективных средств решения указанных проблем, в частности, при использовании форм и методов экскурсионного туризма как одного из результативных средств в решении поставленных вопросов воспитания и образования, проявляются все новые проблемные аспекты. Экскурсионный туризм в этом отношении может выступать в качестве ведущего средства воспитания духовно-нравственной культуры учащихся средних классов средних общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, среднее общеобразовательное учреждение, гражданские качества, институт семьи, экскурсионный туризм, урочно-внеурочная деятельность, семейный институт.
В наши дни, когда речь заходит об учащихся средних классов, представляется образ школьника, неразрывно связанный с учебной деятельностью в среднем общеобразовательном учреждении как основной деятельности в этот возрастной период. Одновременно возникает ряд ассоциативных, стереотипических утверждений. Например: «у современной школы сейчас одни конкуренты: сеть Интернет и различные электронные устройства и игры», «школьники стали слишком агрессивны», «сни-
зился возрастной порог употребления наркотических веществ и алкоголя», «у школьников нет чувства гордости за свою страну», «у школьников совершенно отсутствует мораль», «в наши дни идет преследование только эгоистических целей» и т.п. Дискутировать по данным точкам зрения достаточно сложно, подобные проблемы в различных вариантах так или иначе существовали практически всегда, но сейчас они действительно более вариативны, масштабны и усложнены, и рассматривать их