УДК 303; 316.4
Этноконфессиональный подход к оценке смены поколений:
методология исследования*
Солодухо МН
Кандидат философских наук, старший преподаватель
кафедры философии Казанского национального исследовательского
технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ
Солодухо Н.М.
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ
В статье обсуждаются методологические подходы к исследованию сменяющихся поколений под углом зрения взаимосвязанных этнических и религиозных характеристик. Намечены пути изучения этноконфессиональных сдвигов последней трети XX века - начала XXI века в регионе (РТ) России. Выделение трех последних поколений живущих людей - советского, перестроечного и постперестроечного, в целом позволяет говорить о тенденции сжатия поколенческих периодов от 25 лет до 20-15 лет.
Ключевые слова: методология исследования, познавательный подход, поколение, этнос, религия, кон-фессиональность.
Известно, что всякое системное научное исследование опирается на определенные познавательные средства, которые определяются как методология исследования. Область, называемая методологией, которая непосредственно связана с теорией познания, занимается изучением и разработкой различных познавательных средств философии и науки. В систему таких методологических средств входят метод, подход, анализ и другие познавательные процедуры.
Методология - это учение о методах познания, а также это система методов, то есть приемов и способов, которые используются в научном познании и деятельности людей. Более широким и менее конкретным, чем метод познания, методологическим средством является познавательный подход. Познавательный подход - это угол зрения на объект, это ракурс под которым объект рассматривается. Исследовательский подход подразумевает намерен-
ное выделение изучаемого объекта, его специфического ракурса и специальное внимание к его связям определенного качества. Методологический подход задает путь, направление исследования, позволяющее сосредоточить внимание на важных аспектах изучаемого явления и построить адекватную логику исследования.
Итак, подход позволяет ясно определить исследовательский срез выделенного объекта изучения. В арсенале методологических инструментов существует определенная иерархия, обусловленная структурой знания: на базе философской методологии познания (скажем, диалектики) разрабатыва-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №2 17-06-0074 «Динамика реальных и условных поколений в информационном, полиэтноконфессиональном обществе (на материале Республики Татарстан)».
ются общенаучные подходы, такие, например, как системный и ситуационный. А на их базе располагаются конкретнонаучные подходы и методы исследования, отвечающие специфике научной области и качественному характеру объекта изучения. Когда речь идет о методологическом применении определенных познавательных средств в той или иной области знания, возникает потребность конкретизировать общие познавательные средства в соответствии со спецификой исследуемой области.
В основе познавательного подхода, как правило, лежит какое-то одно понятие. Так, системный подход базируется на понятии системы, а в основе ситуационного подхода лежит понятие ситуации. Соответственно основанием этнического подхода должно выступать понятие этноса и сопутствующего понятия нации, а базовым понятием конфессионального подхода должно служить понятие религии и связанное с ней понятие конфессиональности. Таким образом, в нашем случае, прежде всего, следует определить базовые понятия используемых подходов - это и будет служить начальным условием их применения.
Надо учитывать, что фундаментальные понятия, используемые в подходах, не всегда однозначно определяются в силу тех или иных обстоятельств. Это может быть обусловлено различной трактовкой одноименного понятия исторически сложившимися научными школами или разногласием специалистов вследствие динамики понятия, вызванной интенсивностью разработки некоторой области знания. В таком случае подход будет базироваться не на понятии - ясной, дифференцированной рациональной логической форме знания, а на концепте, более неопределенной, еще не устоявшейся в рациональном отношении познавательной форме представления, но с проявившимися явными смыслами и значением, отличающими его от других понятий и концептов [1].
Так, понятие религии, достаточно хорошо разработанное в философской, теологической и научной религиоведческой литературе, не вызывает особых дискуссий: под религией понимают систему взглядов и организаций (церквей, мечетей, религиозных общин и т.п.), связанных с верой в сверхъестественные явления, Бога, загробную жизнь, с нравственными правилами, соблюдением определенного поведения, обрядов и отправлением соответствующих культов. Само понятие религия этимологически происходит от латинского слова religare — связывать, соединять, что трактуется как связь человека с Богом и основанная на религиозной вере связь между людьми. А понятие «конфессиональный» -означает относящийся к вероисповеданию, к тому или иному религиозному направлению.
Значительно больше неоднозначности и разногласий в отношении представлений об этносе и связанного с ним понятия «нация». Стандартный
энциклопедический словарь дает более общее определение: «Исторически сложившаяся устойчивая социальная общность людей; племя, народ, нация». Однако существуют и более конкретные, но разные понимания. Этнос (греч. 0уод - народ) обычно - группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. [2]. Все это позволяет относить определения этноса к концептному выражению его содержания. Определение нации тоже неоднозначно - одни его отождествляют с этносом, другие исследователи по-разному конкретизируют. Классическое определение в марксистской теории, которое в дальнейшем нашло практически повторяющееся звучание у разных авторов, таково: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры ... Нация представляет сочетание всех признаков, взятых вместе» [3, с. 296-297]. Как известно, между национальностью и верованием усматривается определенная достаточно устойчивая, хотя и необязательная, связь. Этноконфессиональный подход позволяет точнее раскрыть понимание поколений и их классификацию, эффективнее оценить динамику поколений.
Как определяется время смены поколений? Библейская мифология говорит о том, что Моисей водил свой народ сорок лет, пока поколение рабов не сменилось новым поколением. Современные исследователи, характеризуя смену поколений, называют цифры от 40 до 20 лет. С учетом современной динамики исторических, социально-политических процессов, считается, что в среднем за сто лет сменяется четыре поколения людей.
Авторы известной книги «Поколения» (1991) американские исследователи Уильям Штраус и Нил Хоув стараются доказать, что поколение, объединяет совокупность обладающих идентичностью людей в промежутке времени около 20-22 лет. Люди, принадлежащие одному поколению должны отвечать трем основным критериям: первый - представители поколения живут в одну историческую эпоху и переживают одни и те же социально-политические события; второй - они имеют сходные взгляды и убеждения, реализуют общие модели поведения, третий - они обладают чувством принадлежности к данному поколению [4, с. 58-68]. В 1997 г. Штраус и Хоув издали книгу «Четвертое превращение», в которой предложили четырехступенчатую структуру превращений (периодов) поколений в США. В своей совокупности четыре периода, включающие подъем, пробуждение, спад и кризис [5, с. 101102, 145-152], образуют полный цикл смены поко-
лений. По длительности это составляет 80-90 лет и примерно соответствует продолжительности жизни одного человека.
В работах отечественных авторов давалась оценка различных поколений Республики Татарстан в контексте этнической толерантности [6, с. 226-230]. В нашем исследовании методологический этнокон-фессиональный подход позволяет выделить три по-коленческих периода в России (включая СССР) за время, начиная с 60-х гг. XX в. и до второго десятилетия XXI в. включительно. Ориентируясь, прежде всего, на этно-религиозные сдвиги в обществе - это советский, перестроечный и постперестроечный (современный) периоды и соответствующие типы поколений. Применительно к России следует говорить о тенденции последовательного сжатия по-коленческих периодов от 25 лет до 20-15 лет: 19601985 гг., 1985-2000 (2015) гг., 2001-2017 гг. с еще не закрытым последним сроком. Это позволяет констатировать сокращение времени сменяемости поколений за счет ускорения исторических, социально-экономических, духовно-культурных процессов в нашей стране. Парадоксальность ситуации заключается в том, что эта закономерность наблюдается при постепенном увеличении продолжительности жизни человека.
Для поколения людей советского времени, нацеленных на коммунистические, социалистические идеалы, дружбу народов «социально однородного» общества периода так называемого «застоя» - в целом характерны атеистические умонастроения. Поколение людей второй половины перестроечного периода, ориентированное на жесткую конкуренцию 90-х гг. в условиях нестабильного формирования капиталистических отношений, отличается резким подъемом религиозного миропонимания. Тогда как поколение постперестроечного периода со стабилизирующимися рыночными отношениями, судя по многочисленным данным, взятым из Интернета, характеризуется «квазирелигиозным» и «постатеистическим» сознанием [7, с. 9, 18].
Однако до настоящего времени на фоне международных событий в странах Ближнего Востока и мире в целом наблюдаются проявления и крайних форм религиозного умонастроения и действия. Последним таким этноконфессиональным примером в Республике Татарстан служит деятельность организации «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), признанной в России как экстремистская. У лидеров татарстанской ячейки этой организации, задержанных в 2014 г., изъято большое количество соответствующей литературы и пропагандистских материалов, и в конце 2017 г. они были осуждены на сроки до 19 лет колонии строго режима [8]. По возрасту им от 24 до 40 лет, и они должны быть отнесены к поколениям перестроечного и постперестроечного периода. 318
Таким образом, поставленная цель исследования с методологической точки зрения требует с позиции этнического и конфессионального исследовательских подходов подойти к выделению и оценке характеристик поколений, сменяющих друг друга. При этом надо учитывать, что познавательный подход дает определенный качественный срез объекта изучения, выраженный базовым понятием или концептом. Рассматривая базовые понятия (концепты) «этнос» («нация») и «конфессиональность» («религия») отмеченных подходов с учетом изменения социально-политического и духовно-культурного контекста, предложено вести сравнительный анализ трех поколений, начиная с 60-х гг.: советского, перестроечного и постперестроечного. В целом за последние шестьдесят лет в России отмечена тенденция ускорения смены поколений и сжатия поко-ленческих периодов.
Литература:
1. Солодухо М.Н., Солодухо Н.М. Взаимосвязь понятия и концепта «ситуация» в социально-гуманитарном знании // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (Ч. 2).
- URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=21735 (дата обращения: 20.07.2016).
2. Этнос // Словари и энциклопедии на Академике. - URL: https://official.academic.ru/.../ Этнос_%28народ%2С_этническая_общ-ность%29 (дата обращения 15.11.2017).
3. Сталин И. Марксизм и национальный вопрос. -М., 1946. - 230 с.
4. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - N.Y.: William Morrow & Company, 1991. - 554 р.
5. Howe N., Strauss W. The Fourth Turning: What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. - N.Y.: Broadway Books, 1997. - 367 р.
6. Ларионова И.В., Максимова О.А. Факторы этнической толерантности в Республике Татарстан: поколенческий аспект // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 3. - С. 226-230.
7. Насртдинова В.М. Трансформация религиозного сознания в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. фил. наук - Казань, 2016.
- 27 с.
8. Новости Казани и Татарстана. В Казани 8 лидеров террористической организации получили 145 лет колонии. - URL: https://news.mail.ru/ incident/31901498/?frommail=1 (дата обращения 10.12.2017).
Ethno-Confessional Approach to the Evaluation of the Generation Change:
Research Methodology
Solodukho M.N., Solodukho N.M.
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev — KAI
The article discusses methodological approaches to the study of succeeding generations from the point of view of interrelated ethnic and religious characteristics. The ways of studying the ethno-confessional shifts of the last third of the 20th century - the beginning of the 21st century in the region (RT) of Russia are outlined. The singling out of the last three generations of living people - soviet, perestroika and postperestroika - on the whole makes it possible to talk about the tendency of compression of generational periods from 25 years to 20-15 years.
Key words: research methodology, cognitive approach, generation, ethnos, religion, confessionality.