Научная статья на тему 'Этноконфессиональные аспекты модернизации российского хозяйства'

Этноконфессиональные аспекты модернизации российского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Разин А. С.

Анализируются приоритет религиозных и национальных ценностей в период экономических реформ и перехода России к новому типу хозяйствования. Рассматриваются различные теории модернизации. Особое внимание уделено теории социально-культурной самобытности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональные аспекты модернизации российского хозяйства»

ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК зоо.з

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ХОЗЯЙСТВА

A.C. Разин

ФГОУ ВПО Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

Анализируются приоритет религиозных и национальных ценностей в период экономических реформ и перехода России к новому типу хозяйствования. Рассматриваются различные теории модернизации. Особое внимание уделено теории социально-культурной самобытности.

Модернизация как составная часть естественноисторического

развития - это не произвольное решение отдельного государства, его правителей или частная инициатива отдельных лиц. Она интернациональна не в меньшей мере, чем сам цивилизационный процесс. В сущности, модернизация - это механизм, осуществляющий цивилизацию в ее конкретных формах, в конкретной стране, области хозяйствования.

Религия в различной форме и степени всегда затрагивала проблемы экономической жизни. Однако трудно переоценить роль, которую сыграло религиозное сознание в утверждении капиталистического строя, в

формировании техногенной цивилизации.

Вестернизаторский подход признает за традиционными ценностями и институтами лишь очень низкую способность к динамике и адаптации. Особый упор делается на несовместимость традиционного духовного наследия с потребностями экономического обновления и присоединения к «цивилизованному мировому сообществу»1.

Элементы традиционных культур часто вступают в острые конфликты с современными видами деятельности и не соответствуют требованиям к современной рабочей силе и к «экономическому человеку» вообще2.

Среди достаточно широких слоев населения продолжают сохранять свою значимость глубоко архаичные этноконфессиональные представления о труде, накоплении, богатстве, профессиональной деятельности, предпринимательстве и т.д. Они создают устойчивые психокультурные параметры рабочей силы, затрудняющие ее участие в современной предпринимательской деятельности и в индустриальном производстве. О таких культурно-мировоззренческих причинах недоиспользования рабочей силы в странах «третьего мира» писал И.Л. Андреев3.

В целом же со второй половины XIX столетия начался мощный процесс секуляризации общественной жизни. Как подчеркивал Д. Белл, крушение теологического авторитета религии в середине XIX в. не связано ни с определенной датой, ни с конкретной личностью4. Это продукт эпохи в целом. Триумф науки и технико-экономического прогресса, резко возросшая мощь человека в борьбе с природой, расширение сферы его свободы, повышение значимости его «я» и роли индивидуального опыта уже не могли сохранить статус религии как «идеи и института, полностью определявших жизнь традиционного общества», когда она, по словам Белла, была «основной призмой миропонимания, единственным способом объяснения мира»5. Однако, несмотря на общее сокращение своего влияния в эпоху техногенной

1 См.: Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики//Вопр. философии. 2001. -№ 10. - С. 40.

2 См.: Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопр. философии. 2001. №8. С. 56-66.

3 Андреев И.Л. Человек по имени «Деньги» // Вопр. философии. 2002. №11. С. 60.

4 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1993. 283 с.

5 Белла Р. Гражданская религия // Новое время. 1994. №11. С. 56-58.

цивилизации по сравнению с доиндустриальными системами, религия, которую Т. Парсонс назвал столь же универсальным феноменом, как и язык, продолжала играть важную роль в общественной, в том числе и экономической жизни. Она имеет существенное значение в обосновании и реализации различных принципов и компонентов хозяйственной деятельности, включая развитие индивидуалистического и коллективистского начал, сочетание которых стало особенно характерным для современной смешанной экономики6.

«Если при своем зарождении двумя веками ранее экономический индивидуализм основывался на морально-религиозной подоплеке»7, и действенность этого фактора не исчерпала себя и в настоящее время, то в не меньшей степени существенна роль религии как ограничителя индивидуальной свободы в пределах, необходимых для ограждения и защиты прав остальных членов общества, для обеспечения коллективных интересов.

В современной России, как отмечают отечественные исследователи С.В. Медведко и Е.С. Элбанян, верующие придерживаются консервативной позиции при оценке настоящего и будущего российской экономики8. В целом, для них свойственна негативная оценка результатов рыночных реформ и уровня жизни в России, а также ориентация на свойственное православию ведение экономической, хозяйственно-предпринимательской деятельности. Коллективистское «соборное» сознание российского верующего в большей степени ориентировано на блага мира иного, чем на экономический порядок в нашем мире.

Молодежи, по мнению авторов данного социологического исследования, свойственно более прагматическое видение экономических проблем и ценностей, ориентация на занятие предпринимательской деятельностью, желание заработать достаточное количество денег. Молодежь ориентирована на предпринимательскую активность и прагматические цели, а не на религию.

Анализируя тенденции современной религиозности, К.В.Цеханская приходит к выводу что православные верующие весьма консервативны в своих экономических пристрастиях9. Это находит отражение как в их отношениях к основным сторонам рыночной экономики на уровне ценностных установок, так и на бытовом уровне, в предпочтении определенных типов хозяйского поведения.

Традиционная народная хозяйственная этика, основанная на религиозноправославных предпосылках, в советский период была, по существу, уничтожена, а новой хозяйственной этики, исходящей из нерелигиозных мотивов, в полной мере создать не удалось. Трудовая активность во многом поддерживалась командно-административным методам и общественным энтузиазмом, который, и это наглядно продемонстрировала советская история, имеет преходящий характер10. Поэтому перед современным российским государством и обществом стоит задача создания трудовой и хозяйственной этики, способствующей дальнейшему переходу к рыночным отношениям.

Традиционной рабочей силе присущи, по мнению исследователей, следующие препятствующие ее адаптации к современным видам деятельности характеристики.

Явное стремление к накоплению считается предосудительным, если оно не сопровождается расходованием значительных средств на ритуальные и

6 Парсонс Т. Современный взгляд на дюркгеймову теорию религии // Религия и общество. М.: Аспект Пресс, 1996. С.170-190.

7 См.: Бюшер М. Этика и методология экономической науки // Общественные науки и современность. 1996. №2. С. 123-126.

8 См. статью: Медведко С.В. Элбанян Е.С. Верующие в России: социально-экономическая ситуация и отношение к рыночным реформам // Религиоведение. 2001. № 1 С. 99.

9 Цеханская К.В. Россия: тенденция православной религиозности в XX в. регуляции // Этнографическое обозрение. 1999. № 5. С. 59-70.

10 Магун B.C. Российские трудовые ценности: идеология и массовое сознание // Мир России. 1998. №4. С. 113-115.

прочие религиозные, а также общинные нужды. Накопление, потребление и расходы должны соответствовать социальному и ритуальному статусу индивида. Хорошо известно и присущее добуржуазным культурам восприятие общинного богатства как постоянной величины, оно приводит к рассмотрению чьего-либо обогащения как претензию на чужую долю жизненных благ. Это заставляет традиционного индивида скрывать свои притязания и хозяйственные достижения. В традиционных сообществах богатство воспринимается как достояние не личности, а семьи, клана, касты, оно должно обеспечивать не только престиж и благосостояние владельцев, но и стабильность положения всей группы. Эти особенности традиционного отношения к накоплению богатства препятствуют становлению психологии «достижительности, необходимой для современного рационального предпринимательства капиталистического типа. Исследователи отмечают, что для традиционных масс «главная цель работы - не достижение лучших результатов; это просто препровождение времени, за которое платят»11.

Не соответствует потребностям современного развития и традиционная культура труда. В небуржуазных социально-культурных системах трудовая деятельность и ее ценностные аспекты не выделены четко из нерасчлененной, синтетической системы общественного сознания, из совокупности межличностных отношений, определяющих сущность и бытие индивида. Традиционный индивид не воспринимает свою профессиональную деятельность отделенной от своей повседневной жизни, ритуального и семейного статуса, непосредственных потребностей и интересов, эмоционально-психологических состояний и т.д.

Г. Мюрдаль обращает внимание на устойчивость традиционных ритуальных ограничений: представления о ритуальной чистоте и нечистоте, предписанные касте профессия и род занятий, традиционно низкий статус физического труда и труда по найму нередко становятся препятствием для полноценного участия в современном производстве - европейски образованный инженер может предпочесть конторскую службу более «низкому» труду на производстве, рабочие отказываются от выполнения операций, технология которых не соответствует представлениям о «чистоте»12.

Труд рассматривается традиционным индивидом скорее как выполнение долга - кастового и дхармического или предписанного нормами традиционной лояльности - перед государством или хозяином, как оказание услуги и т.п., чем как абстрактная продажа рабочей силы и создание не менее абстрактных меновых стоимостей; деловая жизнь не приобретает характерного для капиталистических отношений обезличивания.

Как подчеркивает С. Эйзенштадт, главной проблемой модернизации и главной причиной ее срыва является не отсутствие обновления и консервация традиции - они сами по себе, а отсутствие новых отношений и институтов, ценностей и норм на месте разрушающихся старых. Конфликты и противоречия вызывает не само по себе существование разных типов общественных институтов и систем ценностей (традиционных и модернизированных, эндогенных и заимствованных у Запада и т.п.), а отсутствие общего уровня их взаимодействия, универсальной системы, в которую они могли бы вписаться13.

В России радикальный вариант модернизации привел к демодернизации, стремление немедленно рекультуризировать массы - к оживлению глубоко лежащих архаических начал, демократизация - к анархическому порядку, рыночные тенденции - к неформальной экономике, которая не является ни рыночной, ни государственно регулируемой14.

11 Андреев И. Л. Человек по имени «Деньги» // Вопр. философии. 2002. № 11. С. 67.

12 Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». М., 1972. С. 362, 404.

13 Эйзенштадт С. Революция и преобразование обществ. М., 1999. С. 55.

14 См.: Неформальная экономика. Россия и мир. Ред. Т. Шанин. М., 1999.

Критика радикальной вестернизации, набиравшая силу на протяжении 60-70-х годов, привела к отказу от ее абсолютизации. Произошло осознание того факта, что «...разрушение старого не обязательно способствует возникновению нового и сопровождается им. Часто разрыв традиционных связей и утрата традиционных ценностей ведет к дезинтеграции, дезориентации и хаосу, а не к укоренению новых ценностей и институтов». Кризис универсалистской концепции модернизации убедил теоретиков в том, что не везде и не всегда западные ценности оказываются пригодными для незападных цивилизаций, которым солидарность и справедливость в традиционном понимании органичнее, чем рациональность и свобода конкуренции15.

Комментируя эту ситуацию, H.H. Зарубина предложила обновленную концепцию модернизации, основанную на следующих положениях: 1)

значимость сложившихся социокультурных типов как основ устойчивости и самостоятельности общества; 2) устойчивость ценностно-смысловых факторов в регуляции как политической, так и хозяйственной жизни; 3) большая вариативность институциональных, символических, идеологических интерпретаций, которые различные общества и цивилизации дают реальным процессам модернизации16.

Обновленная модель мирового процесса развития выглядит уже не однолинейной и моноцентричной, а полицентричной и допускающей значительную вариативность в формах и направлениях своей динамики.

Структурная парадигма модернизации отражает тот факт, что современные виды деятельности и ценностные ориентации занимают лишь определенные сферы социальной жизни - современные секторы в экономике и финансах, некоторые сферы правового регулирования и управления, политической системы, науки и технологии и т.п. За традиционными сферами остаются регуляция в системе межличностных отношений и неофициального общения, семья, обеспечение целостности и духовного единства общества, решение мировоззренческих, экзистенциальных проблем. Р. Белла в исследовании «Социология религии» отмечает, что переход к современности вовсе не означает доминирования экономических ценностей и экономической рациональности в обществе - такой «чистый» (или уникальный?) тип развития прошли фактически только США. В других обществах и культурах рационализация осуществилась таким образом, что экономическая рациональность получает свободу развития в определенной социальной

17

нише .

В России накоплен, правда, достаточно противоречивый опыт модернизации, которая проводилась посредством прямолинейного усвоения не только выработанных на Западе экономических принципов хозяйствования, но и сопутствующих им социокультурных форм. Между тем история модернизации последних десятилетий породила принципиально иную теоретическую парадигму, учитывающую многообразие социокультурных типов и структурную многоукладность18.

Сегодня мысль о доминировании религиозных и национальных основ при определении цивилизационных разделительных линий отстаивает С. Хантингтон19. По мнению Хантингтона, выдвижение религиозного фактора на

15 См.: Зарубина H.H. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГП, 1998. 288 с.

16 Она же. Без протестантской этики: проблема социокультурной легитимации предпринима-тельства в модернизирующихся обществах//Вопр. философии. 2001. №10. С. 45-57.

17 Белла Р. Социология религии // Американская социология. М., 1972. С. 268-281.

18 См.: Зарубина H.H. Модернизация и хозяйственная культура (концепция М. Вебера и современные теории развития) // Социс 1997. № 4. С. 46-55.

19 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. 1994. № 1.

передний план осуществляется в периоды радикальных ценностных сдвигов. Новая ситуация заставила людей отпрянуть к их истокам, к поискам первичных смыслов и идентичностей, заключенных в религии. Хантингтон считает, что именно религиозная основа как сформировала цивилизационную близость группы родственных стран (западнохристианских, православных, исламских и пр.), так и провела разделительные линии между ними.

Теории социально-культурной самобытности по большому счету являются ровесницами и постоянными спутницами культуры «модернити». По мере распространения последней на незападные общества, они возникали как ответ самостоятельных культур и цивилизаций на вторжение, как попытки противопоставить активному навязыванию социокультурных стереотипов извне свой собственный, органичный вариант развития. Ярким примером являются дискуссии славянофилов и западников в России, споры о пригодности и целесообразности для России индустриального пути развития, о перспективах русской крестьянской общины, о специфике русской государственности20.

Главный смысл теорий социокультурной самобытности состоит в том, что они в первую очередь отстаивают стабильное существование общества, а его место в мировой системе определяют на основе противопоставления другим. Лозунг, общий для этих теорий и выражающий их суть, - «возврат» к ценностям традиционных культур и особенно - религий: индуизма, буддизма, ислама, в России - православия.

Приоритет духовных и нравственных ценностей в стратегии развития определяет и ориентацию теорий самобытности на интеграцию общества, на приоритет единства над дифференциацией и стратификацией, на равенство и солидарность. Основой социальной интеграции выступает духовное единство на базе традиционных ценностей, норм, стереотипов поведения и стилей жизни. Гармонии традиционного общества в равной мере противопоставляется как разобщенность и противостояние, возникающие в результате капиталистической эксплуатации, так и взаимное ожесточение классовой борьбы под лозунгами «черного передела». При этом теории самобытного развития, как правило, терпимо относятся к частной собственности, если только она нажита справедливым и честным путем и не является инструментом эксплуатации, не нарушает единства и гармонии общества и не отвлекает человека от более значимых религиозных и нравственных целей: «Политика экономического равенства ликвидирует в человеке инстинкт приобретения и обеспечивает... всему обществу возможность посвятить время медитации, ведущей к нирване»21.

Подводя итоги вышесказанного, отметим, что своеобразие национальной хозяйственной культуры выходит на передний план именно сейчас, в начале XXI в., когда мировое хозяйство стало единым, представляющим собой интегрированную совокупность различных типов хозяйств, следующим различным культурным парадигмам.

Пренебрежение этноконфессиональной цельностью хозяйства, неподготовленность массового сознания к реформам, проводимым по европейскому образцу, - причина того, что экономическая политика принимает форму ожидания, подражания, а не конкретной, проработанной, осмысленной и направленной деятельности. Необходимо принять тот факт, что национальное хозяйство - это прежде всего хозяйство, имеющее определенные этноконфессиональные традиции.

20 См., напр.: Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.

21 См.: Агаджанян A.C. Буддийский путь в XX веке. М, 1993. С. 229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.