УДК 069.2:908(571.64)''1950/...''
О. Ф. Соловьёва Сахалинский областной краеведческий музей, Южно-Сахалинск, Россия
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ СОТРУДНИКАМИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
В данной статье речь пойдет о сотрудниках Сахалинского областного краеведческого музея, которые занимались изучением и сохранением культурного и исторического наследия народов Сахалина во второй половине XX века.
Ключевые слова: этнография, этнографические исследования и коллекции, комплектование фондов, сотрудники музея, айны, нивхи, уйльта.
O. F. Solovyova Sakhalin Regional Museum, Yuzhno-Sakhalinsk, Russia
ETHNOGRAPHIC STUDIES OF THE SAKHALIN REGION CONDUCTED
BY REGIONAL MUSEUM SPECIALISTS IN THE SECOND HALF OF THE 20th CENTURY
This article describes activities conducted by specialists of the Sakhalin Regional Museum and aimed at studying and preserving the cultural and historical heritage of the Sakhalin's indigenous peoples in the second half of the 20th century.
Keywords: ethnography, ethnographic researches and collections, acquisition of data for collections, museum specialists, the Ainu, the Nivkh, the Uilta.
Одной из главных задач музеев является сохранение культурного наследия народа. Учреждения культуры воспринимаются в традиционном смысле как хранилища историко-культурного наследия, призванные способствовать образованию, воспитанию и просвещению [1, с. 9-13]. Данная статья посвящена сотрудникам Сахалинского областного краеведческого музея, которые занимались комплектованием этнографических коллекций, изучением и сохранением культурного и исторического наследия народов Сахалина во второй половине XX века. Сахалинский областной краеведческий музей хранит бесценные экспонаты истории области: редкие документы, фотографии, этнографические коллекции, являющиеся национальным и мировым достоянием. Общее количество предметов - 2362 единицы.
Одним из известных этнографических исследователей, внесших огромный вклад, в том числе в айнскую коллекцию, был Борис Александрович Жеребцов (1921-1984), который работал в штате краеведческого музея с 11 мая 1946 года. Борис Александрович в те годы являлся практически единственным в островной области научным сотрудником, имеющим специальное историческое образование. И, что особенно важно, у него был немалый опыт музейной работы [2, с. 5].
Коллекции Бориса Александровича по этнографии айнов, хранящиеся в Сахалинском областном краеведческом музее, - украшение музейного собрания. Коллекции, собранные в период массовой репатриации японского населения, имеют значимую культурно-историческую ценность. Всего в коллекции Б. А. Жеребцова насчитывается 140 предметов [2, с. 6].
Среди собранных предметов выделяется коллекция лакированной посуды японского производства, которая пользовалась особым почитанием у айнов. Как правило, они выменивали ее у японских торговцев, приезжавших на Сахалин. К их числу относятся маленькие и большие чашки «укусьпе» (КП-2270-78), «туки» (КП-2270-79), «этону» (КП-2270-31), подставки для чашек «такаисара» (КП-2270-48), «синтоко» (КП-2270-58), служившие для хранения, разливания или питья рисовой водки «сакэ». Отличались чашки главным образом по раскраске. Были мужские чашки «туки» и женские чашки «итаньки». Мужские чашки покрывались черным лаком, женские - красным. Пользовались айны вместо ложек и вилок палочками для еды «хаси». Хранили их в футляре (КП-2270-29, 30). Всю посуду укладывали в большой цилиндрический ящик «пой синтоко» (КП-2270-59), который ставили в строго отведенном месте жилого дома, так называемом женском углу. Этот угол предназначался исключительно для хранения вещей, использовавшихся лишь на медвежьем празднике - наиболее почитаемом айнами. Мясо на праздниках подавалась на специальных подносах квадратной формы «очики» (КП-2270-43).
Наряду с подносами айны повсеместно использовали на празднике и круглые деревянные тарелки -«нисось», в которых подавалась как рыба, так и медвежье мясо. Всего в коллекции насчитывается 16 тарелок (КП-2270). В большинстве своем тарелки, как и все использовавшиеся на празднике предметы, подчас настолько почернели от времени и покрылись копотью и толстым слоем нагара, что орнамент на
них плохо различим. По мнению старшего научного сотрудника музея М. М. Прокофьева, в орнаментах отражено представление айнов о Вселенной и окружающем их мире и их представление о медведе как о посланце бога высоких гор - «метохкамуй» [2, с. 8].
Прежде чем покинуть Сахалин, после окончания Второй мировой войны, айны бережно относили все свои священные реликвии на родовые кладбища, находящиеся поблизости от каждого селения. При этом самые ценные (сакральные) предметы айны зарывали под корнями деревьев, прятали в кустах или в других, с их точки зрения, скрытых от постороннего взгляда местах. Поэтому многие айнские предметы музея отличаются не лучшей сохранностью.
Б. А. Жеребцовым была подготовлена рукопись «Материальная и духовная культура сахалинских айнов», основанная на материалах полевых исследований, проведённых среди сахалинских айнов в 1946, 1948 годах. Однако рукопись была издана только в 1988 году научным сотрудником М. М. Прокофьевым.
Сборы Бориса Александровича Жеребцова положили начало этнографическим исследованиям в нашем музее. В последующие годы его ученики значительно дополнили этнографические фонды. Значительную часть материалов в собрании музея составляют коллекции, полученные сотрудниками музея в ходе командировок и экспедиций в места компактного проживания коренных народов Сахалина в Ты-мовском, Александровск-Сахалинском, Поронайском, Ногликском и Охинском районах Сахалинской области в 1960-2000-е годы. Огромный вклад в сборы этнографических коллекций внесли такие сотрудники музея, как Валентина Васильевна Вязовская, Екатерина Дмитриевна Корзо, Михаил Михайлович Прокофьев, Татьяна Петровна Роон, Елена Сергеевна Ниткут.
Вязовская Валентина Васильевна (1924-1990) закончила Ленинградский государственный университет в 1948 году по специальности - археология. В музее была заведующим отделом истории советского общества, археологом, этнографом [3].
Одним из главных направлений в ее научной работе стало изучение этнографии коренных народов Сахалина. В период 1960-1977 годов Валентина Васильевна собрала богатые музейные коллекции в общем количестве 184 единиц по культуре нивхов и уйльта (ороков) Сахалина. В 1975 году Вязовская составила каталог этнографических предметов, где описала более 400 единиц хранения.
Из сборов Валентины Васильевны можно выделить такой предмет, как наконечник уйльтинского копья в футляре «куптани» (КП-3044-9). Уйльта использовали копья в охоте на крупных зверей, таких как медведь, олень. Датируется данное копье началом XX века. Наконечник был приобретен в 1969 году у Казивы Киримо на острове Южный в городе Поронайск [4, с. 39].
Из командировки 1975 года В. В. Вязовской был привезен наконечник остроги - «падари» (КП-2053), с помощью которого добывали рыбу. Наконечник металлический, изготовлен в виде двузубца с невысокими остриями и двумя жальцами. Его насаживали на тонкое длинное древко и закрепляли. Такой острогой можно было лучить небольшую рыбу на мелководье. Существовали металлические остроги - трезубцы для добычи кеты [4, с. 40].
Особый интерес вызывает традиционная одежда коренных народов. В коллекции В. В. Вязовской можно проследить этнокультурные связи, черты сходства и различия. Из полевых сборов в поселке Чир-Унвд в нашем музее хранится халат «окх» (КП-2721) женский, зимний, распашной на подкладке. Халат был приобретен у нивхской бабушки Пеогач. Был изготовлен примерно в 1916 году, поэтому в музей поступил изрядно ношенным [4, с. 6]. В экспозиции музея выставлен также один из экспонатов, привезенных Вязовской - нивхский шлемовидный зимний женский (капор) «члыхи хак», сшитый из меха различных животных (КП-2756). Данный экспонат был приобретен у Тайгун Кирилла Николаевича, принадлежал маме жены. Подобные женские головные уборы бытовали во второй половине XIX века. Массового распространения не имели - их носили лишь жены богатых нивхов [4, с. 7].
Существенную роль в сборе пополнения коллекций сыграла сотрудница краеведческого музея Екатерина Дмитриевна Корзо (1905-?). Уроженка Быхова Могилевской губернии БССР. Закончив факультет географии Института народов Севера по специальности «лингвист, этнограф», Екатерина Дмитриевна приехала на Сахалин в 1950 году из Хабаровска и проработала в музее с 1950 по 1963 годы заведующим отделом дореволюционного прошлого. Уйдя на пенсию, переехала в город Измаил Одесской области [3].
С 1960 года Е. Д. Корзо собирала коллекции предметов по материальной и духовной культуре народов Севера в поселке Ноглики, изучала документы и материалы по Восточно-Сахалинской культба-зе, совхозу «Оленевод» [5, с. 124].
В 1962 году из села Вал были привезены предметы оленеводов: «ботало» - колокольчик нашейный для домашнего оленя (КП-2339-9). Оленеводы эвенки и уйльта содержали оленей на вольном выпасе, чтобы не потерять оленя, ему на шею одевали колокольчик «ботало». Каждого оленя можно было узнать по звуку колокольчика. Обычно колокольчик был самодельный, прямоугольной формы, делался из листового металла. Язычок делался из гайки, прикрученной к металлической петле. Колокольчик был приобретен у оленевода Михеева Никиты Лукича.
Екатериной Дмитриевной также было привезено мужское верховое седло «эмэ» (КП-2338-2). Седло делалось каждым пастухом под себя, по своей комплекции. При изготовлении седел тщательно подбираются все элементы. Луки деревянные либо костяные орнаментировались. Полки обтянуты оленьим мехом, ворсом во внутрь. Детские седла «дурэкэ» для верховой езды несколько отличались формой от верховых мужских седел и вьючных. Луки изготавливали из дерева, орнаментировались. Когда ребенка сажали в седло, по бокам закрепляли двумя дощечками к лукам, чтобы ребёнок не выпадал из седла.
Уйльта, эвенки - кочевой народ, поэтому все предметы для кочевок были легкими. Готовясь к перекочёвке, вещи собирали в переметные сумы, сделанные из бересты и ровдуги. Ровдуга получалась путем отмачивания в воде оленьей шкуры с последующим счищением с неё шерсти и прокопчением. В 1950 году Е. Д. Корзо был найден короб на деревянном каркасе для хранения вещей «морочо» (КП-2339-6). Такие короба использовалась для перевозки посуды во время перекочевок на оленях. Данный «морочо» интересен из-за привязанного амулета в виде челюсти оленя, который олицетворяет удачную охоту. Короб сделан Евгенией Михайловной Чинковой в 1915 году в поселке Набиль Ногликского района.
Екатерина Дмитриевна Корзо внесла свою лепту в формирование коллекций традиционной одежды коренных народов Сахалина. Народы Сахалина - охотники, рыболовы и оленеводы, создавая одежду, утварь, орудия труда, отражали в них декоративным языком свое мироощущение, информировали о быте и хозяйстве. Женщины были искусными мастерицами, изготавливая вещи бытового характера, делали предметы декоративного искусства, вкладывали в каждый предмет свою душу.
В 1960-м году из экспедиции по северу острова из села Вал были привезены предметы одежды уйльта и эвенков. Основным материалом традиционной одежды уйльта и эвенков служил олений мех. В нашем собрании представлены женская зимняя обувь «утта» (КП-233817).
Уйльта, эвенки и нивхи всегда жили рядом, и многое заимствовали друг у друга. Так на Валу была приобретена мужская юбка, бытовавшая у нивхов, из нерпичьей шкуры. Данная юбка «коскэ» (КП-2106), принадлежала эвенку-оленеводу Егорову Александру Ивановичу из посёлка Ныйдэ Рыбнов-ского (ныне Охинского) района. Сшитая его женой в 1920 году, юбка использовалась им во время охоты и езды на нарте.
Уйльта имели ряд оберегов «сэвэки», приносящие удачу или остерегающие от злых духов. Бытовали разные амулеты: от болезни разных частей тела, для удачи в промысле, для благополучия детей. Обереги вырезали из ткани или делали деревянными. Обычно их хранили, завернув в тряпицу и спрятав от чужих глаз. Многим амулетам насчитывается по 70-100 лет. Изготовление амулетов обусловлено тем, что коренные народы в прошлом были анимистами и верили в злых духов. Для того чтобы духи их не тронули, люди делали себе обереги. Амулет из сборов 1962 года от болезни горла «сево» (КП-2337-2) сделан шаманом в 1916 году. Приобретен у Веры Накагава в поселке Устье, Поронайского района.
Из-за частой смертности маленьких детей коренные народы при рождении ребенка делали амулеты-обереги «сево» (КП-2337-8). В нашем музее хранится «сево», изготовленный Татар Сукту в 1910 году в поселке Таран Поронайского района. В 1962 году Екатерина Дмитриевна Корзо вместе с М. М. Прокофьевым привезла из поселка Устье амулет для благополучия близнецов «адау», изготовленный в 1915 году (КП-2337-9). Амулет принадлежал Ямакава Семнэвда.
Михаил Михайлович Прокофьев (1952) пришёл на работу в музей в августе 1976 года. Молодой ученый специализировался в области археологии, этнографии, истории музейного дела. С открытием в 1997 году при областном краеведческом музее Института наследия Бронислава Пилсудского стал заниматься изучением научного и эпистолярного наследия Бронислава Пилсудского (конец XIX - начало XX вв.).
Михаил Михайлович неоднократно ездил в этнографические экспедиции, откуда привозил предметы быта сахалинских народов. По результатам его комплектований подготовлены и опубликованы десятки статей, каталогов, книг.
Из комплексной историко-этнографической экспедиции в нивхское селение Малое Уанди в 1978 г. М. М. Прокофьевым были привезены предметы для охоты: охотничий остов самострела (КП-3915-2) в виде поперечной палки желобком для стрелы и с веревочными петлями для насторажива-ния спускового крючка (костылька) самострела; охотничья ловушка «нарносха» с рукояткой (КП-3915-1), изготовленная из боковой ветви - ответвления дерева. На отростках ответвлений ловушки имеются пазы (выемки) и один поясок, где закреплена веревочная петля. Данная находка принадлежала семье Анма Екатерины.
Михаилом Михайловичем было привезено орудие охоты нивхов. Коренные народы были хорошими охотниками. Нивхи охотились на морских животных. Чтобы оглушить животное, использовали дубинки (КП-3650-3) с антропоморфным изображением на рукоятке в виде стилизованной головы морского животного (тюленя или нерпы). Пользоваться дубинкой могли лишь старики-нивхи для охоты на морских животных, расположенных на береговых лежбищах. Убивали животное ударом по голове, при этом старались попасть в наиболее уязвимое место - нос.
В 1986 году сотрудниками музея М. М. Прокофьевым и Т. В. Пенской с поселка Катангли Ноглик-ского района были привезены берестяная нивхская корзинка «тык» с ручкой (КП-5043-2), в прошлом корзинка использовалась для сбора подножного корма, нож нивхский «их-тяку» (КП-5043-1) для обработки шкур морских животных и изготовления лодок, а также образцы нивхских орнаментов (КП-5044-1, 6).
Роон Татьяна Петровна (1961) пришла на работу в музей на должность старшего научного сотрудника в 1988 году. С 1998 по 2002 годы была заместителем директора по научной работе, с 2003 по 2015 годы - директором.
Из экспедиций по северному Сахалину Т. П. Роон привезла около 250 этнографических предметов. Собранные экспонаты являются хорошим дополнением к коллекциям по культуре коренных народов начала века.
В 1991 году Татьяна Петровна, побывав в селе Вал Ногликского района, познакомилась с пожилым уйльта Петром Николаевичем Владимировым. Он отдал в дар музею свои личные вещи, раскрывающие быт оленевода. В коллекции несколько видов ножей с ножнами: для разделки рыбы уйльтинский «кучэ» (КП-5775-5); охотничий для правой руки (КП-5723-7а); ножны для ножа (КП-5723-8); ножны для ножа, которым изготавливали ритуальные стружки - «гесу» (КП-5723-8). Нож каждый мужчина делал для себя и для каждого случая. Из оленеводческих предметов были привезены: уйльтинский посох «чипану» для посадки на ездового оленя (КП-5775-13); лыжи «сулгилта», подбитые мехом, 1988 года (КП-5723-1). Неотъемлемым предметом у оленеводов является аркан «маут» (КП-5776-6) для ловли оленя. Аркан обычно делают из шкуры сивуча, вырезанной по кругу, на конце крепят металлическое кольцо. Чтобы поймать оленя необходимо проявить всю ловкость и сноровку. Олень хоть и домашнее животное, но очень быстро бегает. С малых лет дети оленеводов учатся закидыванию маута через игру. В последнее время эта игра считается отдельной спортивной дисциплиной национальных соревнований коренных народов.
Из сборов 2000 года в поселке Ноглики у Елены Алексеевны Бибиковой (уйльтинская мастерица, носитель языка, старейшина села Вал) был приобретен женский нагрудник к платью «неллу» (КП-7023-2). Нагрудники подобного типа бытовали у народа уйльта в XIX - начале XX веков. Нагрудники были распространены у всех народов Приамурья и Приморья в качестве праздничной и повседневной одежды, отличаемые по покрою. Данный покрой был известен также эвенкам Приамурья и Сахалина. В прошлом орнаментированные нагрудники использовались в качестве праздничной и ритуальной женской одежды. В уйльтинской одежде преобладал в основном растительный орнамент. В настоящее время традиционная одежда используется в качестве праздничной одежды либо для выступлений художественной самодеятельности. Привезенные Татьяной Петровной этнографические предметы экспонируются как в постоянной экспозиции, так и во временных выставках.
Свой вклад в комплектование этнографических коллекций музея внесла Елена Сергеевна Ниткук (1974), уроженка п. г. т. Ноглики. После окончания в 1996 году Института народов Севера РГПУ имени А.И. Герцена, отделения культурология Елена Сергеевна вернулась на малую родину и стала работать в музее. Молодая сотрудница влилась в процесс изучения коренных народов острова. Прошла карьерный путь в музее от младшего научного сотрудника до заведующей отделом этнологии, позднее истории. Работала в краеведческом музее с 1996 по 2009 годы.
Е. С. Ниткук неоднократно ездила в научные командировки по районам компактного проживания коренных народов Сахалина. Ею были привезены образцы орнаментов (КП-7778-1-24) уйльтинской мастерицы Огава Хацуко (1926-1998) и нанайской мастерицы Одо Бельды из города Поронайска.
Из международной экспедиции на остров Хоккайдо, проводимой совместно с сотрудниками Исторического Музея Хоккайдо, Е. С. Ниткук и А. Ю. Левковской были привезены кисет айнский (КП-8071-2) и игрушка уйльтинская «гагара» (КП-8071-1).
Елена Сергеевна также пополнила коллекции нивхских амулетов (КП-6637), датированные 19501960 годами. Добавились амулет нивхский для лечения головной боли (КП-6637-1), амулет в виде белой полоски, к центру которой завязан узелок, где заворачивали маленький кусочек шкурки снегиря и кусочки белого мха. Последний амулет подшивали к повязке и носили на шее. В амулеты для лечения кашля, головной боли, боли в животе или руках (КП-6637-8) в узелки завязывали кусочки осиного гнезда, раковин, пух утки. Они использовались в семье Надежды Яковлевны Танзиной из поселка Ноглики в 1950-1960-х годах. Амулет для лечения боли в локтевом суставе (КП-6637-10) представляет собой мешочек с ракушкой, подвязывался к локтю.
И в настоящее время научные сотрудники Сахалинского областного краеведческого музея принимают активное участие в этнографическом изучении края. В результате многолетней работы по научному комплектованию этнографической коллекции в экспозиции и фондах музея сегодня представлены интересные и разнообразные материалы, характеризующие материальную и духовную культуру коренных народов Сахалина. Собранные коллекции приоткрывают прошлое аборигенов и пробуждают интерес и уважение к самобытным корням культур коренных народов Дальнего Востока.
С этнографическими предметами из сборов сотрудников музея более подробно вы можете познакомиться на сайте Сахалинского областного краеведческого музея: http://www.sakhalinmuseum.ru/; Регионального портала Музеи Сахалинской области: http://sakhalin-museums.ru/; Виртуального музея национальные культуры Сахалина и Курильских островов XIX-XX веков: http://sakh-virtualmuseum.ru.
Список сокращений:
КП - книга поступлений.
Список литературы
1. Рубан, Н. И. Музеология. История музейного дела. Музейное дело на Дальнем Востоке России. Основные направления и формы музейной деятельности : учеб. пособие / Н. И. Рубан. - Хабаровск : Министерство культуры Хабар. края, Хабар. краев. краевед. музей им. Н. И. Гродекова, Дальневост. гос. гуманит. ун-т, 2007. - 320 с.
2. Прокофьев, М. М. Каталог коллекций Б. А. Жеребцова по этнографии айнов Южного Сахалина из селения староайнское (Райтиси) за 1948 г. в собрании Сахалинского областного краеведческого музея / М. М. Прокофьев. - Южно-Сахалинск : Сахалин. кн. изд-во, 2005. - 94 с.
3. Научный архив СОКМ. Личные дела сотрудников музея 1950-1970 гг.
4. Вязовская, В. В. Научный каталог этнографических коллекций Сахалинского областного краеведческого музея (поступления 1960-1973 гг.) / В. В. Вязовская // СОКМ. - Южно-Сахалинск, 1975. - 54 с.
5. Прокофьев, М. М. Сахалинский музей 120 лет. От открытия до наших дней (1896-2016 гг.) / М. М. Прокофьев, И. А. Самарин, В. В. Щеглов. - Южно-Сахалинск. 2016 г. - 357 с.
6. Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Уйльта. Эвенки // К. Я. Черпакова Экспедиция в прошлое. - Южно-Сахалинск : ГУП Сахалин. област. тип. ; Лукоморье, 2009. - 194 с.
7. Роон, Т. П. «Уйльта Сахалина: Историко-этнографическое исследование традиционного хозяйства и материальной культуры XVIII - середины XX веков» / Т.П. Роон. - Южно-Сахалинск, 1996 г. - 175 с.
8. Роон Т. П. Традиционное хозяйство и материальная культура ороков (ХVШ - первая половина XX вв.) / Т. П. Роон. - Южно-Сахалинск, 1996.
9. Естественная история Сахалина и Курильских островов: коренные народы. - Южно-Сахалинск, 2010. - 67 с.
10. Культурное наследие народов Дальнего Востока России. Нивхи. - Москва : Энерджи Пресс, 2011. -226 с.
УДК 069(571.150)
О. Г. Филиппова
Управление Алтайского края по культуре и архивному делу
Барнаул, Россия
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНА МУЗЕЯМИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
В публикации рассматривается опыт использования музеями Алтайского края культурного наследия региона. Приводятся успешные примеры реализации туристических экскурсий районных музеев края.
Ключевые слова: музей, экскурсия, культурное наследие, туризм.
O.G. Filippova
Management of Altay territory on culture and archival business,
Barnaul, Russia
EXPERIENCE AND PROSPECTS OF USE OF CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF THE REGION BY THE MUSEUMS OF ALTAI REGION
In the publication experience of use by the museums of Altai Region of cultural heritage of the region is considered. Successful examples of realization of tourist excursions of the regional museums.
Keywords: museum, excursion, cultural heritage, tourism.
На сегодняшний день музеи Алтайского края представлены широкой сетью государственных, муниципальных, частных и ведомственных учреждений. Согласно реестру музеев Алтайского края, по состоянию на 01.01.2017 в регионе насчитывалось 95 музеев, из них: 5 государственных, 4 филиала государственных музеев, 48 муниципальных музеев в статусе юридического лица; 18 музейных отделов в составе других учреждений культуры - библиотек, культурно-досуговых центров и домов культуры; 12