Научная статья на тему 'ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЧАУНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (Г. ПЕВЕК, ЧУКОТКА)'

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЧАУНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (Г. ПЕВЕК, ЧУКОТКА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
этнографическая коллекция / краеведческий музей / комплектование / атрибуция / традиционная культура / этнос / Чукотка / ethnographic collection / local history museum / acquisition / attribution / traditional culture / ethnic group / Chukotka

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екатерина Анатольевна Церковникова

Рассматривается этнографическая коллекция Чаунского краеведческого музея г. Певек Чукотского автономного округа. Приведена классификация предметов прикладного искусства, быта и этнографии северных народов, дана краткая характеристика вещей, описана технология их изготовления. Коллекция состоит из уникальных предметов традиционной культуры чукчей (456 единиц хранения). География мест поступления предметов этнографии сосредоточена окрестностями Чаунского района. В целом, коллекция отражает культуру первичного производства чукчей, способы их жизнеобеспечения, раскрывает соционормативные отношения северных народов. По результатам исследования представлен анализ состава коллекции, раскрыты проблемные вопросы комплектования и атрибуции, даны рекомендации перспективных направлений работы музея с предметами этнографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOGRAPHIC COLLECTION OF THE CHAUNSKY LOCAL HISTORY MUSEUM (TOWN OF PEVEK, CHUKOTKA)

The article examines the ethnographic collection of the Chaunsky Local History Museum, located in the town of Pevek, Chukotka autonomous district. The author, relying on the methodology of the Russian Ethnographic Museum and scientific literature, provides a classification of objects of applied art, everyday life and ethnography of northern peoples, gives a brief description of their things, describes the technologies of their manufacture. The formation of the ethnographic collection began with the receipt of items from a folk museum. The ethnographic collection of the museum consists of unique items of traditional Chukchi culture in the amount of 456 storage units. The geography of the places of receiving ethnographic items is concentrated in the vicinity of the Chaunsky district. Some ethnographic topics are represented by decorative and applied items and works of bone carving art. In general, the collection reflects the culture of primary production of the Chukchi, their livelihood methods, and reveals socio-normative relations of the northern peoples. However, the collection does not have enough items for a complete reconstruction of ethnographic topics; no traditional culture of the ethnic groups living in the region is represented; no history of collection is presented; and the names of the collectors require clarification. Based on the results of the study, the composition of the collection is analyzed, problematic issues of acquisition and attribution are revealed, and recommendations for promising areas of work of the museum with ethnographic items are given.

Текст научной работы на тему «ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЧАУНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (Г. ПЕВЕК, ЧУКОТКА)»

УДК 069.51 EDN ABBFER

DOI 10.29003/m4336.0514-7468.2020_46_4/484-495

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЧАУНСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ (Г. ПЕВЕК, ЧУКОТКА)

Е.А. Церковникова*

Рассматривается этнографическая коллекция Чаунского краеведческого музея г. Певек Чукотского автономного округа. Приведена классификация предметов прикладного искусства, быта и этнографии северных народов, дана краткая характеристика вещей, описана технология их изготовления. Коллекция состоит из уникальных предметов традиционной культуры чукчей (456 единиц хранения). География мест поступления предметов этнографии сосредоточена окрестностями Чаунского района. В целом, коллекция отражает культуру первичного производства чукчей, способы их жизнеобеспечения, раскрывает соционормативные отношения северных народов. По результатам исследования представлен анализ состава коллекции, раскрыты проблемные вопросы комплектования и атрибуции, даны рекомендации перспективных направлений работы музея с предметами этнографии.

Ключевые слова: этнографическая коллекция, краеведческий музей, комплектование, атрибуция, традиционная культура, этнос, Чукотка.

Ссылка для цитирования: Церковникова Е.А. Этнографическая коллекция Чаунского краеведческого музея (г. Певек, Чукотка) // Жизнь Земли. 2024. Т. 46, № 4. С. 483-495. DOI: 10.29003/m4336.0514-7468.2020_46_4/484-495.

Поступила 18.09.2024 / Принята к публикации 04.12.2024

ETHNOGRAPHIC COLLECTION OF THE CHAUNSKY LOCAL HISTORY MUSEUM (TOWN OF PEVEK, CHUKOTKA)

E.A. Tserkovnikova

North-Eastern Complex Scientific Research Institute named after N.A. Shilo, Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences

The article examines the ethnographic collection of the Chaunsky Local History Museum, located in the town of Pevek, Chukotka autonomous district. The author, relying on the methodology of the Russian Ethnographic Museum and scientific literature, provides a classification of objects of applied art, everyday life and ethnography of northern peoples, gives a brief description of their things, describes the technologies of their manufacture. The formation of the ethnographic collection began with the receipt of items from a folk museum. The ethnographic collection of the museum consists of unique items of traditional Chukchi culture in the amount of456 storage units. The geography of the places of receiving ethnographic items is concentrated in the vicinity of the Chaunsky district. Some ethnographic topics are represented by decorative and applied items and works of bone carving art. In general, the collection reflects the culture of primary production of the Chukchi, their livelihood methods, and reveals socio-normative relations of the northern peoples. However, the collection does not have enough items for a complete reconstruction of ethnographic topics; no traditional culture of the ethnic groups living in the region is represented; no history of collection is presented; and the names of the collectors require clarification. Based on the results of the study, the composition of the collection is analyzed, problematic issues of acquisition and attribution are revealed, and recommendations for promising areas of work of the museum with ethnographic items are given.

* Екатерина Анатольевна Церковникова - м.н.с., Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт им. Н.А. Шило ДВО РАН, г. Магадан, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2603-6485.

Жизнь Земли 46(4) 2024 483-495

483

Keywords: ethnographic collection, local history museum, acquisition, attribution, traditional culture, ethnic group, Chukotka.

For citation: Tserkovnikova E.A. Ethnographic Collection of the Chaunsky Local History Museum (town of Pevek, Chukotka), Zhizn Zemli [Life of the Earth] 46, no 4, 483-495 (2024) (in Russ., abstr. In Engl.). DOI: 10.29003/m4336.0514-7468.2020_46_4/484-495.

Введение. Этнографические коллекции по народам Крайнего Севера хранятся в различных музеях страны и зарубежья. С XVIII в. фонды музеев России начали пополняться предметами этнографии северных народов. В советские годы на основе полевых исследований и изучения этнографических коллекций сотрудники институтов и центральных музеев выпустили фундаментальные научные труды по народам Севера, Сибири и Дальнего Востока [2, 3, 6, 10, 12]. В своих работах исследователи подчёркивают богатство культуры коренных народов этих территорий и акцентируют внимание на значении многовекового опыта формирования системы жизнеобеспечения и природопользования в суровых климатических условиях. Специалисты центральных музеев проделали огромную работу по унификации описаний экспонатов, разработали методы атрибуции этнографического предмета, научно-методические рекомендации к описанию музейных предметов [13]. Результаты исследований этнографических коллекций народов, проживающих на Крайнем Севере, отражены в работах специалистов дальневосточных институтов [7, 15].

На Чукотке сбор предметов этнографии коренных народов Севера начался в советские годы. Первый государственный краеведческий музей в п. Анадырь был открыт в 1930-е гг. С 1940-х гг. начала формироваться этнографическая коллекция по северным народам. В конце 1970-х гг. в регионе стали организовываться музеи в городах и посёлках [11]. В 1977 г., к 10-ти летнему юбилею города Певек, был образован народный музей. При планировании предполагалось, что музей будет отражать развитие горнодобывающей промышленности и назваться «Музей промышленного освоения и социалистических преобразований на Чукотке». Однако в процессе организации деятельности музея закрепилось название «Чаунский краеведческий музей» и было выбрано историко-краевед-ческое направление. В 1979 г. он стал филиалом Чукотского окружного краеведческого музея, в настоящее время является муниципальным учреждением культуры, имеет своё структурное подразделение - отдел быта и этнографии в селе Рыткучи.

Общий фонд Музея насчитывает более 12 000 музейных предметов1. Здесь хранятся собрания по палеонтологии, животному и растительному миру тундры, полезным ископаемым, флоре и фауне Восточно-Сибирского моря, археологические находки, предметы этнографии. В Музее имеются документы и предметы по истории развития Чаунского района, формируется коллекция произведений современного изобразительного искусства2.

Выставки Музея располагаются в экспозиционных залах. Каждая выставка отражает определённую тему в хронологическом порядке. В зале естественной истории представлены предметы палеонтологии, флоры и фауны, а также предметы традиционной культуры коренного населения Чукотки. На интерактивной панели посетителям представлены изображения Пегтымельских петроглифов и информация о них. В зале советского и постсоветского периодов раскрывается история г. Певек через предметы издательской,

1 Портал открытых данных Министерства культуры РФ. Музей и галереи. Чаунский краеведческий музей (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-museums/19/6603).

2 Официальный сайт МБУК ГО Певек «Чаунский краеведческий музей» (https://chaunmuseum.ru/o-dk/).

спортивной, культурной и геологической деятельности. Документы, фотоматериалы и коллекция нумизматики отражают деятельность предприятий, организаций и их сотрудников. В зале «Чаун-Чукотка за колючей проволокой» отражена история ГУЛАГа и жизнь людей в заключении. В стационарной выставке об истории развития региона представлена информация о мирном атоме и поступлении энергии в г. Певек, которую поставляет Государственная корпорация атомной энергетики «Росатом». На временных выставках демонстрируются работы современных художников и фотохудожников. Результатом творческих проектов Музея являются книги, альбомы и открытки.

С 2005 г. территория Музея была оформлена в виде парка с названием «Времён связующая нить». Перед Музеем оборудована площадка, на которой представлены объекты, рассказывающие о промышленном освоении края. Здесь выставлена вагонетка -шахтный поезд с рудника «Валькумей», камень с прииска «Комсомольский» (памятник золотой жиле), скульптурная группа из аэропорта Певек, памятный камень узникам Гулага, объекты с Чаунской ТЭЦ. Музей реализует проект по созданию этно-археологи-ческого парка «Край Земли - край настоящих людей». На его территории установлены копии наскальных рисунков, реплика культового сооружения из оленьих рогов, макет традиционного жилища чукчей. Планируется установка реплики памятника древне-эскимосской культуры «Китовая аллея» [1]. Для организации культурно-образовательных мероприятий в летний период выполнен демонстрационный археологический раскоп.

Этнографическая коллекция Чаунского краеведческого музея. Описание этнографических коллекций коренных народов Севера представлено в исследованиях учёных Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера), Российского этнографического музея (РЭМ), Дальневосточных музеев. Универсальная классификация музейных предметов разработана специалистами Российского этнографического музея (РЭМ) [13]. Труды этнографов-североведов составляют научную основу при описании предметов традиционной культуры северных народов [2, 3, 6, 10, 12]. История Чаунского краеведческого музея и этапы формирования его коллекций отражены в работах В.Ю. Швец-Шуст [8, 16], И.И. Романовой [11].

Этнографическая коллекция Чаунского краеведческого музея до настоящего времени не являлась предметом отдельного научного исследования. В данной статье проанализирован состав этнографической коллекции, дана краткая характеристика редких экспонатов, определены проблемные вопросы комплектования коллекции, предложены рекомендации для пополнения фонда предметами этнографии. Классификация музейных предметов в статье представлена по методике РЭМ [13].

Коллекция предметов прикладного искусства, быта и этнографии основного фонда Чаунского краеведческого музея формировалась постепенно. В настоящее время коллекция насчитывает 763 единицы хранения (ед. хр.)3. Часть этой коллекции составляют предметы быта советского периода, хозяйственное и производственное оборудование, сувениры из керамики, минералов, а также вещи, отражающие знаменательные события на Чукотке. Эта часть коллекции насчитывает 307 ед. хр. Часть коллекции отражает этнографию и искусство чукчей, она составляет 456 ед. хр. Этнографические предметы хранятся в основном фонде музея и в отделе быта и этнографии в селе Рыткучи4.

В г. Певек и ближайших национальных сёлах из коренных народов Севера проживают оленные (тундровые, самоназвание - чаучу, чавчыват), приморские (береговые-

3 Портал открытых данных Министерства культуры РФ. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-museum-exhibits/).

4 Портал открытых данных Министерства культуры РФ. Музей и галереи. Чаунский краеведческий музей (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-museums/19/6603).

ан,к,алыт) чукчи [12]. Тундровые чукчи делятся на роды по территории расселения [14]. Приморские чукчи проживают на побережье Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей [3]. Следует упомянуть, что на Чукотке проживают также представители других северных этносов: эскимосы, юкагиры, чуванцы, эвены, коряки, кереки.

Классификация этнографической коллекции. Как отмечалось выше, этнографическая коллекция Чаунского краеведческого музея классифицирована по методике, разработанной РЭМ [13]. Количественные показатели предметов этнографии представлены в табл. 1-3. Предметные типологические ряды в таблицах выделены в следующей последовательности: раздел - тема - подтема - категория предметов внутри подтемы, количество единиц хранения. Представлены три взаимосвязанных раздела: «культура первичного производства», «культура жизнеобеспечения», «соционормативная и гуманитарная культура». Каждый раздел включает в себя этнографические темы, в которые отнесены вещи и предметы. После тематической группировки и количественных показателей предметов кратко описаны технологии изготовления и применения редких предметов, приспособлений.

Таблица 1. Количественные показатели предметов раздела «Культура первичного производства» Table 1. Quantitative indicators of items in the section "Primary production culture"

Раздел Тема Подтема Категория предметов внутри подтемы Кол-во единиц хранения

Раздел «Культура первичного производства» Животноводство оленеводство дрессировка 14

собаководство дрессировка 5

Охота на морского зверя добыча, орудия охоты 11

на сухопутных животных добыча, орудия охоты 3

Добыча и заготовка природных материалов/ проктов пищевых продуктов дикорастущих плодов и трав 1

топливных материалов древесины 1

Ремесло. Дерево столярное 3

Ремесло. Животные материалы кожевенное сыромятное, ровдужное 19

ИТОГО 57

В связи с ограниченностью объёмов статьи фондовые номера предметов и их размеры в тексте указаны частично. Основные характеристики экспонатов коллекции и фото можно посмотреть на портале открытых данных Министерства культуры Российской Федерации в Государственном каталоге Музейного фонда РФ5.

Раздел «Культура первичного производства» представлен этнографическими предметами традиционной культуры чукчей, относящихся к темам: животноводство, охота, добыча и заготовка природных материалов, ремесло по дереву, ремесло, связанное с животными материалами.

Основной хозяйственной деятельностью тундровых чукчей является оленеводство. Северное оленеводство представляет собой планомерную работу общества, направлен-

5 Портал открытых данных Министерства культуры РФ. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации(https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851з3l-museum-exhibits/).

Таблица 2. Количественные показатели предметов раздела «Культура жизнеобеспечения» Table 2. Quantitative indicators of items in the section "Life support culture"

Раздел Тема Подтема Категория предметов внутри подтемы Кол-во ед. хр.

Жилище переносное конструкции 3

головные уборы 4

одежда плечевая верхняя 7

одежда поясная 9

мужской обувь цельная 9

меховые носки - чижи 2

рукавицы 15

съёмные дополнения 1

комбинезоны 3

Костюм одежда верхняя 4

женский обувь 5

головные уборы 5

съёмные дополнения 19

комбинезоны 3

одежда глухая 2

Раздел «Культура жизнеобеспечения» обувь 5

мех. носки - чижи 5

головной убор 7

съёмные дополнения 2

шейные 8

головные 1

Украшения женские наплечные 1

ножные 1

поясные 17

пищевая приготовление 19

подача 15

Утварь курительная хранение 4

уход за помещением 10

хозяйственная и гигиеническая уход за одеждой 9

для туалета 8

водные, вёсельные вёсла и руль 4

Средства передвижения и транспор- наземные пешие 9

тировки пешие, тягловые полозовые, грузовые, ездовые 3

ИТОГО 219

Таблица 3. Количественные показатели предметов раздела «Соционормативная и гуманитарная культура»

Table 3. Quantitative indicators of items in the section "Socio-normative and humanitarian culture"

Раздел Тема Подтема Категория предметов внутри подтемы Кол-во ед. хр.

Военное дело сухопутное холодное оружие, колюще-режущее, ручное 3

снаряжение воина 4

Религиозный культ первобытные культы «культ предков» 27

Раздел «Социо-нормативная и гуманитарная Воспитание и обучение внесемейное профвоспитание макеты традиционных предметов 12

Игровая деятельность развлечения игрушки 9

культура» Музыкально-хореографическое творчество народная музыка атрибуты и приспособления 18

Народное искусство прикладное искусство декорирование кожи и меха 66

предметы «художественной обработки кости и рога» 41

ИТОГО 180

ную на сохранение поголовья оленей. Комплекс мероприятий, которые проводят оленеводы, подчинён сезонным периодам и учитывает биологические процессы у оленей. Оленеводы ухаживают за животными, охраняют их от хищных зверей и насекомых, пасут, распределяя для этого пастбища, вовремя направляют на водопой, а также осуществляют лечение и дрессировку. Процесс дрессировки оленей занимает особое место в деятельности оленевода и основывается на организационных приучениях оленя к езде и гонкам. Предметы для вылова и дрессировки оленя, как и многие другие предметы, чукчи изготавливали сами из природных материалов.

В коллекции Музея хранятся предметы для дрессировки, вылова оленей и управления ими. Среди этих предметов имеются верёвки из сухожилий и кожи6, три аркана7. Вылов оленей из стада производят арканом (по-чукотски - чаат).

Аркан - приспособление в виде сплетённых ремней из кожи с узлом на одном конце и петлёй, образованной с помощью костяной пластины с отверстием. Технология изготовления аркана включала в себя приготовление основы из сплетённых сухожилий или ремней из кожи тюленя, моржа или лахтака. Из цельного куска свежей кожи нарезали ремни спиралью, начиная с центра. Затем ремни туго натягивали и сушили. После их тщательно размягчали с помощью приспособлений или под тяжестью [2]. Ремень смазывали жиром для эластичности и переплетали в основу аркана. С одного конца аркана оформляли петлю с помощью костяного приспособления в виде кольца с отверстием. Во время вылова оленя аркан закидывали так, чтобы петля захватывала рога или голову животного. Оленевод, захватив оленя петлёй и приближаясь к нему, быстро собирал аркан в кольцо.

6 Номера в книге поступлений: ЧКМ ОФ-1298, 6286, 6658.

7 Номера в книге поступлений: ЧКМ ОФ-585,1525,6387 (500x1; 85x0,5; 800x0,8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Собаководство в коллекции представлено упряжью для собак8 и приспособлениями для упряжи9. Предметы представляют собой постромки и потяг из ремней, которые выполнены из кожи морских животных. С помощью упряжи собак запрягали в нарты и управляли ими. Собачьи упряжки использовали для передвижения и перевозки груза. Собак тренировали, держали на привязи, затем запрягали в упряжку. Управляли собаками с помощью команд. С двух месяцев щенков приучали ходить в упряжке. Опытные собаководы для этого впереди запрягали собаку-мать, а за ней - её щенков. Подготовленная таким образом группа собак через несколько месяцев становилась дружной упряжкой [2].

Охота на морского зверя в коллекции представлена орудиями и приспособлениями для морского промысла. В коллекции имеются костяные и металлические наконечники гарпуна, кошки-закидушки из дерева и металлических штырей для подтягивания туши морского зверя, черпалка для вылавливания льдинок из лунки и сеть для ловли нерпы. Процесс вылова тюленя требовал от охотника знаний о повадках морских животных и местах обитания.

Охота на сухопутных животных, в данном случае на пушного зверя, представлена предметами лова и их частями. Черкан - деревянное приспособление для добычи мелкого зверя, представляет собой ловушку «на горностая в виде самозащёлкивающегося лука с тесным зажимом, сдавливающим добычу за шею или поперёк тела» [5, с. 514]. В коллекции имеются металлические капканы и часть деревянного капкана. Добыча и заготовка природных материалов и продуктов представлена приспособлениями из металла и дерева. В коллекции также имеется поперечный топор с деревянной ручкой для добывания корней. Ремесло по дереву представлено поперечным топором для столярных работ, сверлом и точилом. Все эти инструменты применялись в хозяйственных работах для изготовления полозьев для нарт, сверления отверстий.

Кожевенное ремесло отражают предметы для обработки кожи и меха, материал (сырьё) и принадлежности для шитья. Семь скребков для выделки шкур10 показывают разнообразие приспособлений. В коллекции также представлены каменные вкладыши к скребкам, женский нож, несколько видов шил, костяные проколки, игольница и сухожилия (сырьё для нитей).

Раздел «Культура жизнеобеспечения» чукчей представлен следующими темами: жилище, костюм, украшения, утварь, средства передвижения и транспортировки.

Жилище чукчей называется по-чукотски яран'ы, адаптированное для русского языка название - яранга [5]. Жилище представляет собой конструкцию из деревянных шестов, треног и меховой покрышки (покрывало из меховых шкур) - ретем (по-чукотски). Все составные части треног, шестов соединяются между собой так, что в результате получается крепкая и в то же время гибкая конусообразная хижина с меховым покрытием. Двухсоставное покрытие крепится завязками к нижней части основных шестов (иногда за камни) и прижимается нартами. В центре яранги, наверху, оставляется отверстие для выхода дыма. В коллекции музея две яранги в комплексе и дополнительная покрышка.

Мужской, женский и детский костюмы в коллекции представлены разными видами плечевой верхней глухой одежды, штанов, меховой обуви, головных уборов, рукавиц и съёмных дополнений к костюмам. Одежда выполнена из меха оленя, некоторые её виды украшены мозаикой. В традиционной культуре чукотский мужской зимний костюм

8 Номера в книге поступлений: ОБЭР-35.

9 Номера в книге поступлений: ЧКМ ОФ-6291/1/2/3; ЧКМ ОФ-6292.

10 Номера в книге поступлений: ОБЭР-44 (69x6x5); 238 (66x7); ЧКМ ОФ-1241 (64x6,5x4); 1242 (65x5x4,5); 6276 (70x4x2,8); 6656 (62x4,5x4); 6657 (49x13x4,5).

состоял из двойной (верхней и нижней) меховой «шубы» - кухлянки, двойных меховых штанов, обуви, меховых носков - чижей, шапки и рукавиц.

Верхняя и нижняя плечевая одежда представляют собой две глухие кухлянки11, которые надевали так: нижнюю - мехом к телу, верхнюю - мехом наружу. Поясную одежду - меховые нижние и верхние штаны, носили так же. Женский зимний костюм состоял из верхнего и нижнего меховых комбинезонов - керкер. Детей тоже одевали в меховые комбинезоны. Мальчики с пяти-шести лет начинали носить кухлянки и штаны. Летом люди носили нижнюю часть зимней одежды. Меховая обувь шилась из меха, который снимали с ног животных - камуса. Женская и мужская, летняя и зимняя обувь различалась по виду [2].

Известно, что мастерицы знали свойства природных материалов и веществ и использовали их для приготовления меха и изготовления одежды. Крой выполнялся без лекал, «пальчиковым методом», способы кроя передавались из поколения в поколение. Для сшивания одежды и обуви применяли нити из сухожилий. Обувь, сшитая сухожильными нитями, не промокала благодаря свойству нитей и кожи. Для сшивания кожи мастерицы предпочитали использовать трёхгранную иглу - она раздвигала волокна материала и тем самым сухожильная нить плотно прилегала к коже. В.Г. Богораз отмечал: «когда таких иголок нет, берётся большая круглая игла, размягчается путём нагревания и обивается камнем» [2, с. 157].

Женские украшения в коллекции представлены изделиями декоративно-прикладного искусства, выполненными мастерицами по коже, меху и бисеру. Шейно-нагрудные украшения представляют собой подвески на кожаных ремешках с мотивами орнамента в виде чередующихся окружностей из кожи, бисера и меха, напоминающие солярные розетки. Часть коллекции украшений составляют работы К.И. Геутваль, мастерицы из села Рыткучи. Некоторые изделия имеют авторские названия, например, «северное сияние и луна», «оленьи следы и сопки», «три луны: восходящая, заходящая и новая».

В каждом хозяйстве имелись приспособления для ухода за одеждой и спальным пологом. На вершине ручки такого приспособления-колотушки делали изображение в виде головы животного или человека, которая играла «роль духа - покровителя» [2, с. 109]. В коллекции семь глиняных, каменных жирников разных видов. Их использовали для освещения и тепла в жилище, или в пологе использовали светильник, в котором вытапливался жир и горел фитилёк из скрученного мха. В качестве горючего использовали жир из оленьих костей, тюлений жир.

Средства передвижения и транспортировки в коллекции представлены частями сухопутного тяглового, пешего и водного транспорта. Сухопутный транспорт - нарты, снегоступы. Двое нарт имеют авторов и поступили из сёл Рыткучи и Янранай12. Водный транспорт представлен его составными частями - несколько вёсел и часть хвостового руля от байдары.

Раздел «Соционормативная и гуманитарная культура» чукчей представлена несколькими темами: военное дело, религиозный культ, воспитание и обучение, игровая деятельность, музыкально-хореографическое творчество, народное искусство.

Тему «военное дело» отражают части древкового оружия и элементы снаряжения воина. Колчаны для стрел и чехол для наконечника копья со стилизованным орнаментом из кожи, меха и бисера выполнены во второй половине XX в. В традиционной культуре

11 Глухая одежда цельного покроя без застёжки, как распашонка.

12 Портал МК РФ. ГК МФ РФ (https://opendata.mkrf.rU/opendata/7705851331-museum-exhibits/4/29470624; https://opendata.mkrf.rU/opendata/7705851331-museum-exhibits/4/38579403).

для защиты от дождя колчан для стрел клали в чехол, который был вышит орнаментом. В начале XX в. разъяснения к орнаменту на колчанах уже не были известны. Исследователи предполагают, что вышивка имеет «космогоническое содержание» [2, с. 162].

Три стальных наконечника от копья в коллекции представляют собой части холодного боевого древкового оружия. Наконечники покрыты ржавчиной, и едва различаются орнаментальные украшения на трубке для древка. В традиционной культуре копья использовались как охотничье и военное оружие. В военное время развивалось искусство владения копьём, и «битва на копьях была самым распространённым видом борьбы» [2, с. 91].

Предметы религиозного культа представлены атрибутами для проведения обрядов, среди них: ритуальные сосуды, чаши, ковши, ложки, амулеты, приспособление для добывания огня, свёрла лучковые и упор для сверла. Приспособление для добывания «священного» огня состоит из грубо оттёсанной доски в виде силуэта человека, сверла с костяной накладкой (для удобного держания сверла ладонью) и лучка. Доска имела углубление для прикладывания одного конца сверла. Иногда в углубление подкладывали маленький кусочек угля [2].

Воспитание и обучение детей представлено предметами внесемейного профессионального воспитания, которое проводилось с помощью демонстрации макетов традиционных предметов. В коллекции имеется макет яранги, два макета байдары и девять макетов нарт (для перевозки посуды, для транспортировки жердей от яранги, макеты женской легковой нарты, детской и ездовой нарт и др.).

В традиционной культуре для детей шили куклы из меха и кожи. Образ игрушки и все детали одежды кукол имели уменьшенную копию реалистичных образцов. В коллекции имеются сувенирные куклы и игрушки-куклы, выполненные мастерицами.

Основным музыкальным предметом в чукотской культуре был бубен - ярар по-чукотски. В коллекции Музея представлены шесть различных бубнов. Имеются бубны круглые, бубен овальной формы, четыре бубна с ручками из дерева, рога. Они выполнены из деревянного обруча (обечайка) диаметром от 43 до 61 см, на который натянута кожа животного. Несколько бубнов имеют авторов из села Рыткучи, один принадлежал К.И. Геутваль. Этот бубен - без ручки и украшен подвесками из бус и колокольчиками13. В традиционной культуре чукчей бубен имела каждая семья, он являлся домашней святыней. Семья имела обычный (использовался в любое время) и праздничный бубны.

В коллекции также имеются свистульки для имитации звуков птиц, шума прибоя, инструмент для сопровождения горлового пения, приспособление под смычковый инструмент.

В коллекции представлено большое количество изделий, декорированных кожей, мехом и бисером. В музее хранятся сувенирные тапочки из кожи и меха нерпы, украшенные вышивками из бисера и подшейного волоса оленя. Также представлены разные варианты сувенирных мячей из кожи и меха. Один из мячей, выполненный из мандарки14, украшен орнаментом из бисера и вышивкой, напоминающей солярные розетки. В традиционной культуре мяч применялся для игр с помощью рук или ног. Название мяча по-чукотски к,эпл. Это слово образовано от словосочетания к,эплук-«удар ногой» [2, с. 202].

13 Портал МК РФ. ГК МФ РФ (https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-museum-exhi-ЬШ/4/38579323).

14 Кожа животных без меха, выделанная особым способом, красилась ольхой или выбеливалась на морозе.

Сувенирные коврики и панно представляют собой авторские работы мастериц. В коллекции большая часть работ - из личных вещей К.И. Геутваль. Панно мастерицы имеют названия и предают замысел визуального повествования: «поющая альбиноска», «пустой лай», «тоска», «встречай маму». В современных сувенирных панно других авторов встречаются сложные изображения с применением декоративных элементов из кости моржа и позвонковой части кита.

В состав коллекции также вошли художественные работы мастеров резьбы по кости и других твёрдых материалов. Это скульптурные композиции из клыка моржа с изображениями животных, из рога оленя, сувенирные предметы быта из клыка моржа, изображения мифических существ, клыки моржа с художественной гравировкой и т. п. Работы выполняли мастера В. Кеукей, С. Нутевентин, А. Игнатовский и другие резчики и гравёры. Композиции имеют названия, отражающие животных и явления природы. Косторезные изделия поступили в Музей в последние десятилетия.

Время и место изготовления, поступления музейных предметов. География мест изготовления и поступления предметов этнографии ограничивается преимущественно окрестностями г. Певек. Предметы поступали из сёл Рыткучи, Айон и Янранай. Из с. Рыткучи поступили декоративно-прикладные изделия, выполненные К.И. Геутваль и принадлежащие ей вещи; из с. Айон - покрышка от яранги и несколько предметов декоративно-прикладного искусства, выполненных в мастерской по пошиву меха. 57 предметов этнографии поступило из школьного музея с. Янранай. Большое количество предметов коллекции не имеет информации о конкретном месте изготовления, поступления или находки. В описании чаще стоит общее название местности, например, Чаунский район или Чукотка. Предметы косторезного искусства из разных поселений округа выполнены авторами из с. Уэлен, п. Провидение, с. Амгуэма и п. Эгвекинот.

По времени поступления предметы принимались в несколько этапов. Первые предметы коллекции поступили из собраний народного музея в 1982 г., затем в 1990-е гг. поступали интересные вещи в дар Музею. В 2000 г. были единичные поступления, а в 2016 и 2017 гг. поступили собрания из школьного музея и из Чаунской ГРЭ. Предметы поступают в Музей и в настоящее время.

Результаты исследования этнографической коллекции. На протяжении многих лет коренные народы Крайнего Севера выработали системы природопользования и жизнеобеспечения, которые «имеют особую внутреннюю структуру и находятся в балансе с конкретной окружающей природной средой» [4, с. 117]. Особенностью культуры этносов при этом является комплексность со щадящим использованием ресурсов флоры и фауны. Традиционные предметы и приспособления раскрывают адаптационные возможности людей и значимость именно той хозяйственной деятельности, которая сформирована древними обществами на территории проживания. Предметы из коллекции Музея, исследованные нами, прекрасно демонстрируют это. В связи с этим экспонаты являются важным источником по истории Чукотки и наследием оленеводческих и приморских обществ северных народов.

Исследование показало, что предметы искусства, быта и этнографии поступали в краеведческий музей в течение сорока лет. Постепенно сформировалась коллекция, представляющая разные стороны традиционной культуры северных этносов. Предметы этнографии отражают особенности производственной деятельности, дают представление о культуре жизнеобеспечения и социальных отношениях людей. Раздел «Культура первичного производства» представлен предметами, связанными с оленеводческой, промысловой деятельностью северных народов. Каждый предмет отражает особенности 492

производственных процессов. Предметы, связанные с оленеводством, помогают понять возможности приучения и управления оленем с помощью простейших приспособлений, выполненных из материалов, которые были доступны оленеводам. Кожа, дерево, кость сами подсказывали мастеру форму предмета и место его применения. Свойства материала становились основным качеством предметов, которые должны были быть долговечны, устойчивы к нагрузкам, трениям и обладать нужными характеристиками. Технологии изготовления предметов отточены и продуманы до мелочей и «работают» практически индивидуально для каждого устройства или приспособления.

Предметы коллекции, отражающие раздел «Культура жизнеобеспечения», также выполнены из природных материалов. Конструкция жилища приспособлена к суровым условиям тундры. Оно имеет круглую форму, крепления составных частей соединены ремнями, которые выполняют амортизирующую функцию. Конструкция выдерживает сильные ветры и снегопады. Меховая одежда также приспособлена к выживанию в суровых условиях. Мастерицы использовали свойства сырья и материалов для придания одежде мягкости и устойчивости к влаге. В процессе изготовления одежды обязательно продумывались и украшения, мотивы которых выполняли охранительную функцию. Украшения использовали в празднично-обрядовой деятельности. Постепенно предметы с вышивками и аппликациями стали применяться в качестве сувениров.

В культуре жизнеобеспечения большую роль играли средства передвижения. Нарты и байдары выполняли свои функции благодаря продуманности конструкций и креплений. В случае повреждения составные части средства можно было легко заменить или отремонтировать.

Предметы раздела «Соционормативная и гуманитарная культура» представляют в первую очередь богатство духовной культуры коренных народов Севера. Предметы религиозного культа, музыкальные инструменты и изделия народного искусства отражают многообразие образов в природе и понимания её людьми. В работах мастеров и мастериц отражены традиционные и современные направления в народном искусстве. Историческая связь с европейской культурой отражена предметами промышленного производства, металлическими инструментами, оружием. Эти предметы в среде бытования северных этносов становились индивидуальными и приобретали родовые метки, для них изготавливались средства защиты из природных материалов.

Предметы этнографии, имеющие полную научную атрибуцию, раскрывают уникальную информацию о культуре северных народов. К сожалению, в коллекции больше предметов, у которых отсутствует атрибуция. Особенно «молчаливы» предметы, у которых не указаны конкретные места сбора, собиратели, дарители, авторы. В описании о происхождении предмета чаще указано «от частных лиц», «из личных вещей», «от дарителя». Отрицательно на качестве коллекции сказалось отсутствие предметов, необходимых для полной реконструкции некоторых этнографических тем: «собаководство», «охота на птицу, сухопутного зверя», «рыболовство», «заготовка пищевых продуктов», «средства передвижения по воде», «обрядовый костюм», «праздники и обряды»; они представлены слабо. Многие темы, например, «территориальные родовые общества», «шаманизм», «этносы Чукотки», не представлены вовсе. Безусловно, этому способствовали разные причины, часто не зависящие от сотрудников Музея. Например, отсутствие необходимых сведений о местах поступления предметов и собирателях можно объяснить тем, что некоторые предметы переданы из общественных музеев15. Одной из причин неполного собрания предметов этнографии является

15 Предметы переданы из народного и школьного музеев.

утрата части предметов в культуре северных народов к моменту создания Музея. Отсутствие научного описания в большой степени объясняется нехваткой профильных специалистов в Музее.

Заключение. Этнографическая коллекция Музея позволяет демонстрировать особенности традиционной культуры северных народов. Коллекция содержит уникальные материалы для популяризации культурного наследия чукчей. При должном внимании Музея к выяснению истории сбора предметов, именам собирателей, дарителей появятся новые материалы для информационной и атрибуционной составляющей экспозиционного пространства. Перспективным для краеведческого музея станет пополнение коллекции предметами, отражающими особенности культуры этнических групп северных народов, их культурные взаимосвязи, поиск уникальных вещей. Результаты этой работы сохранят историческую память о прошлом северных народов, актуализируют и расширят направления культурно-просветительной работы с посетителями.

Благодарности и источники финансирования. Автор выражает искреннюю благодарность всем, кто принимал участие в подготовке статьи, в особенности - руководителю Чаунского краеведческого музея В.Ю. Швец-Шуст и сотрудникам Музея за предоставленные материалы по этнографической коллекции, а также руководителю обособленного подразделения лаборатории истории экономики СВКНИИ ДВО РАН в г. Анадырь О.П. Коломиец за доставку материалов из г. Певек.

Работа выполнена в соответствии с госбюджетной темой научно-исследовательской работы «Реконструкция исторических процессов, межэтнических и межкультурных взаимодействий на территории Крайнего Северо-Востока России в древности, в новое и новейшее время» (№ 12031700302-2).

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнов С.А., Крупник И.И., Членов М.А. «Китовая аллея». Древности островов пролива Сенявина. М.: Изд-во «Наука», 1982. 176 с.

2. Богораз В.Г. Чукчи: Материальная культура. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. 264 с.

3. Богораз В.Г. Чукчи: Социальная организация. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

216 с.

4. Горбачёва В.В. Результаты экспедиционной работы по российско-французской программе «Этно-Олень» // Музей. Традиции. Этничность. 2012, № 1. С. 111-117.

5. Зотов Г.В. Словарь региональной лексики Крайнего Северо-Востока России. Магадан: Изд-во СВГУ, 2010. 539 с.

6. Историко-этнографический атлас Сибири / Под ред. М.Г. Левина, Л.П. Потапова. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. 498 с.

7. Коломиец О. П., Нувано В.Н., Вуквукай Н.И., Церковникова Е.А. Предметы чукотской оленеводческой культуры в повседневной жизни и в музейных коллекциях // Уральский исторический вестник. 2019. № 4 (65). С. 98-107.

8. Краеведческие истории / Отв. ред. В.Ю. Швец-Шуст. Певек: Чаунский краеведческий музей, 2022. 208 с.

9. Леонтьев В.В., Новикова К.А. Топонимический словарь Северо-Востока СССР. Магадан: Кн. изд-во, 1989. 456 с.

10. Народы Сибири. Этнографические очерки. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 1084 с.

11. Романова И.И. Основные этапы истории музейного дела на Чукотке // Изв. Российского гуманитарного педагогического ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 55. С. 260-265.

12. Северная энциклопедия. М.: Европейские издания, 2004. 1200 с.

13. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник. Кн. I. Общая методика атрибуции этнографического памятника. Классификаторы. Понятийные словари. СПб: Нестор-История, 2017. 524 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.