Научная статья на тему 'Этногенез славян в польской исторической рефлексии ХХ-ХХІ вв'

Этногенез славян в польской исторической рефлексии ХХ-ХХІ вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
806
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОГЕНЕЗ СЛАВЯН / ПОЛЬСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ПОЛЬСКОЕ СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ / АВТОХТОНИЗМ / АЛЛОХТОНИЗМ / HISTORY OF THE SLAVS / POLISH HISTORIOGRAPHY / POLISH SLAVIC STUDIES / INDIGENOUS CONCEPTION OF THE ETHNOGENESIS OF THE SLAVS / ALLOCHTONIC CONCEPTION OF THE ETHNOGENESIS OF THE SLAVS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гжесик Рышард

В статье анализируется проблема этногенеза славян в польской историографии. Интерес к изучению истоков своего народа связан с развитием исторической мысли, и возник еще в античной цивилизации. Античные идеи переняли «варвары», которые пытались доказать свою принадлежность к античному миру. В дальнейшем она перешла к средневековым и современным интеллектуалам. Развитие критической историографии остановилось с рождением современного национализма. Начались этногенетические дискуссии, главными задачами которых оказалось прославление своей нации и поиск аргументов в территориальных спорах. Польская дискуссия об этногенезе славян, в которой приняли участие историки, археологи, филологи, антропологи и этнологи, состоялась в тени конфликта с немцами об исторических правах на западно-польские / восточно-немецкие земли: Великую Польшу, Померанию, Силезию, Мекленбург, Лужицу. В дискуссии доминировала автохтоническая концепция этногенеза славян. Согласно ей, польские земли были колыбелью славянства и базисом его экспансии на большую часть Европы. Эта концепция с некоторыми изменениями и нюансами фигурирует в польской историографии до сего дня, особенно в концепциях специалистов, относящихся к научным школам Познани и Вроцлава. Аллохтонистическая концепция развилась в краковском научном центре, и она популярна среди славистов из Варшавы и Люблина. Согласно ей, славяне сформировались в бассейне Днепра и в Полесье, а в Центральную Европу они прибыли только в VI в. Сейчас дискуссия продолжается между представителями обеих групп, в ней часто преобладают личные эмоции, что делает достижение научного консенсуса почти невозможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnogenesis of the Slavs in the Polish Historical Reflection of the 20th-21st century

In my paper, I describe the discussion on the ethnogenesis of the Slavs in the Polish historiography. The interest to the origins of the own community is strongly connected with the historical way of thinking and was not alien to the founders of the Antic civilisation: the Greeks and the Romans. This way of thinking was taken over by the «Barbarians», who tried to prove their participation in the world of Antic civilization and inherited by the medieval and modern intellectuals. The development of the critical historiography chronologically overlapped with the birth of modern nationalisms. It determined the ethnogenetical discussions, which had the old task to glorify the own nation and to give the arguments in the conflicts on disputed territories. The Polish discussion on the Slavic ethnogenesis with participation of historians, archaeologists, philologists, anthropologists and ethnologists stood in shadow of the conflict with the Germans on the «historical rights» to the (West-Polish / East German) territories of Great Poland, Pomerania, Silesia, Mecklenburg, Lusatia. The Indigenous conception of the ethnogenesis of the Slavs dominated in the discussions, according to which it were the Polish lands which were the cradle of Slavs and a basis for the Slavic expansion to the greater part of Europe. This conception with some changes and nuances still prevails mainly in the discourse of the humanists from Poznań and Wrocław. The Allochtonic conception was developed in research centre of Cracow and is now popular also among the Slavists from Warsaw and Lublin. According to them, the Slavs originated in the Dnieper basin and Polesie and expanded to Central Europe only in the 6th century. The present-day discussion is dominated by the disputes between the supporters of both groups, which are often full of personal emotions, which make the consensus almost impossible.

Текст научной работы на тему «Этногенез славян в польской исторической рефлексии ХХ-ХХІ вв»

Историческая славистика сегодня в условиях глобальных вызовов

ББК 63.5 С47; УДК 94(04/14)+940.5; DOI 10.216387117017spbu19.2017.209

Рышард Гжесик

ЭТНОГЕНЕЗ СЛАВЯН В ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ХХ-ХХ1 ВВ.*

С возникновением исторического мышления у человека появился интерес к познанию собственных истоков: к происхождению своего племени, деревни, города, Церкви, государства, представленного правящей династией. Стал актуальным вопрос о возникновении предков и их древней родине. Цезурой была историография «варваров»,

* Выражаем благодарность профессору Александру Смалянчуку за помощь в подготовке и оформлении статьи

©Г жесикР.,2 017

которые пытались доказать принадлежность к миру эллинско-римской цивилизации. В Средние века оформились две парадигмы презентации начала своей истории: цер-ковно-библейская, которая использовала генеалогию сынов Яфета (согласно библейскому преданию, предков всех европейцев), и светская, которая связывала родную историю с античным прошлым1. Появились также размышления о родной земле2, где как раз и начиналась отечественная история. Это могла быть территория, на которой народ проживает в настоящее время, или земля, из которой пришли его предки, чтобы завоевать новые пространства3.

Развитие модерной критической историографии совпало с развитием национального сознания. Ученые изучали древнейшее прошлое своей нации, чтобы найти подтверждение ее славы и аргументы в пользу ее «историчности»4.

В этом контексте надо рассматривать также дискуссию об этногенезе славян5. Уже Павел Юзаф Шафарик в «Славянских древностях» писал, что «племя Славянское столько же древнее в Европе, как и сродственныя с ним племена Литовское, Немецкое, Кельтское, Латинское и Фракийское, что жилища его в древнейшей эпохе простирались от моря Адриатическаго до Балтийскаго, от побережья Одера до истоков Днепра и Дона, и что оно своей многочисленностью равнялось уже тогда самым многолюднейшим Европейским племенам, если еще не превышало их»6. Это был манифест славянского

1 Pomian K. Przeszlosc jako przedmiot wiary. Historia i filozofia w mysli sredniowiecza. Warszawa, 2009 (1-е изд. — 1968). S. 25-29.

2 О Родине как о категории, определяющей племенное и национальное сознание, писал Бенедикт Зентара (Zientara B. Swit narodów europejskich. Powstawanie swiadomosci narodowej na obszarze Europy pokarolinskiej. Warszawa, 1985. S. 25-28 (глава «Patria»).

3 Хорошим примером этногенетической концепции, обосновывающей легитимность своего народа, является вступительная часть Повести временных лет (Повесть временных лет. Ч. 1 / Текст и перевод, изд. Д. С. Лихачев, Б. А. Романов, В. П. Адрианова-Перетц. М.; Л., 1950. С. 9-17). Иная тенденция характерна для венгерской историографии Средних веков и Нового времени (см., например: Anonimowego notariusza króla Béli Gesta Hungarorum / Ed. A. Kulbicka, K. Pawlowski, G. Wodzinowska-Taklinska; intr. and comm. R. Grzesik. Kraków, 2006, passim, но прежде всего Гл. 1-7. S. 28-51).

4 Это было очень важно в контексте Гегелевского разделения народов на «исторические» и «неисторические», популярного в Х1Х в. «Исторические народы», в том числе прусы, имели государства, а «неисторические» либо его не имели, либо утратили, как, например, поляки — Речь Посполитую (Labuda G. Rozwój metod dziejopisarskich od starozytnosci do wspólczesnosci. Cz. 1: Do schylku XIX wieku. Poznan, 2003. S. 109).

5 Как справедливо заметил Генрих Ловмяньский, понятие этногенеза изменчиво и его надо анализировать исторически, учитывая хронологию. Но этот взгляд не доминирует в дискуссии (Lowmianski H. Pocz^tki Polski. Z dziejów Slowian w I tysi^cleciu n. e. T. 1. Warszawa, 1963. S. 70-71). Это направление перенял Збигнев Голомб (Goiqb Z. O pochodze-niu Slowian w swietle faktów j^zykowych / Per. M. Wojtyla-Swierzowska. Kraków, 2004. Английское издание: Golab Z. The origins of the Slavs. A Linguist's View. Columbus (Ohio), 1992).

6 Шафарик П. Славянские древности. Т. 1. Кн. 3. М., 1838. С. 262.

автохтонизма, защищавшего тезис, что славяне с древности живут на своей земле7. Он стал парадигмой польской славистики почти на 150 лет.

Польской спецификой стало понятие автохтонизма. Для ученых других стран прародина славян могла находиться в болотах Полесья или в среднем течении Днепра, что соответствует современной территории проживания восточных славян (Беларусь, Украина, Россия). Для польских исследователей автохтонизм означал, что прародина славян находилась в бассейне рек Одера и Вислы, т. е. на территории современной Польши. Польша становилась центром Slavii. Отсюда начиналась славянская эмиграция на восток, где живут восточные славяне, и на запад — до Эльбы и даже до Майна, а также на юг — через Чешскую котловину и Паннонию на Балканский полуостров.

Все это можно объяснить тем, что в XIX и в начале XX в. Польша, разделенная между тремя странами-захватчиками, не существовала как независимое государство. Славистические исследования должны были подтвердить, что поляки имеют богатые государственные традиции и некогда являлись центром славянского мира. Главным адресатом научной полемики была немецкая историография, которая в это время считалась лидером мировой исторической науки. Надо было сопротивляться идее о цивили-зационной неполноценности славян, а также доказывать, что восточная часть Германии (по Версальскому договору большая часть Померании и Силезии, Лужица, Мекленбург) в древности была славянской и онемечилась только в позднейшие времена8.

В многолетней дискуссии участвовали историки, специалисты по славянскому языковедению и этнографии, но главную роль играли археологи и филологи. Исторические исследования давали меньше аргументов, т. к. для античных авторов славяне не существовали под известными нам названиями и требовалась идентификация племен, упоминаемых источниками9.

Не удивительно, что именно польский историк древности основал новое направление в этногенетических исследованиях. Это был Юзеф Костжевский (Jozef Kostrzewski), который изучал археологию у известного немецкого ученого Густафа Коссинны (Gustaf Kossinna), основателя школы этноархеологии. Эта школа утверждала, что каждой археологической культуре соответствует конкретный этнос. Если меняется культура, меняется и сам этнос. Г. Коссинна использовал эту теорию для доказательства существования германских племен на польских землях, что становилось важным аргументом против немецких претензий на владение этими землями. Ю. Костжевский, наоборот, доказывал, что материальная культура доисторических эпох идентична раннеславянской культуре начала Средневековья. С помощью метода ретрогрессии он утверждал культурный

7 Это подчеркнул Ежи Стжелчик в своем Послесловии ко второму польскому изданию «Славянских древностей» П. Шафарика (Szafarzyk P. J.Slowianskie starozytnosci / Poslowiami opatrzyli T. Lewaszkiewicz i J. Strzelczyk. Poznan, 2003. S. 790-793).

8 Koziowski J., Kaczanowski P. Najdawniejsze dzieje ziem polskich. T. 1: Wielka historia Polski. Kraków, 1998. S. 344; Urbanczyk P. Polski w^zel slowianski // Nie-Slowianie o pocz^tkach Slowian / Red. P. Urbanczyk. Poznan; Warszawa, 2006. S. 133-141.

9 Testimonia najdawniejszych dziejów Slowian. Seria lacinska. T. 1: Starozytnosc. Pisarze najdawniejsi / Per. Anna Kotlowska и Ryszard Grzesik. Poznan; Warszawa, 2016. S. 353-359 (URL: http://www.ireteslaw2.ispan.waw.pl/handle/123456789/24).

континуум даже с лужицкой культурой, которую, по его мнению, создали праславяне. Для Г. Коссинны лужицкая культура была создана иллирийцами10.

Автохтонная теория этногенеза славян была официальной концепцией польской праистории до 70-х гг. XX в. Ее подтверждало открытие в 1934 г. городища лужицкой культуры в Бискупине, которое, по общему мнению, стало самым старым (пра)славян-ским или даже прапольским городищем, на что указывали экспозиции всех региональных музеев в Польше до 90-х гг. XX в. После Второй мировой войны эта концепция служила подтверждением польских прав на бывшие немецкие земли, присоединение которых к Польше по решению «великих держав» было компенсацией потери ею восточных территорий, захваченных Советским Союзом.

Об актуальности идеологической функции свидетельствует переписка Ю. Костжев-ского с Юзефом Саноцким [Józef Sanocki], председателем эмиграционного Комитета по делам польских западных земель (Committee for the Affairs of Polish Western Territories) в Калифорнии, США, в известном Голливуде. Саноцкий благодарил профессора за присланную статью о праславянстве этих западных земель11. В русле автохтонизма проводили свои исследования Витольд Хенсель [Witold Hensel], Конрад Яжджевский [Konrad Jazdzewski] и даже чехословацкий археолог Ян Филип [Jan Filip]12.

Как уже отмечалось, в дискуссии над этногенезом славян участвовали также филологи-слависты и этнографы. Они изучали эволюцию праславянского языка, гидро-

10 Kossinna G. Die deutsche Vorgeschichte eine hervorragend nationale Wissenschaft, 2. stark vermehrte Auflage. Würzburg, 1914; Kostrzewski J. 1) Wielkopolska w czasach przedhistorycz-nych. Poznan, 1914 (фактически издана в декабре 1913 г.); 2) Wielkopolska w pradziejach. Zmienione trzecie wydanie Wielkopolski w czasach przedhistorycznych. Warszawa; Wroclaw, 1955; 3) Zagadnienie ci^glosci zaludnienia ziem polskich w pradziejach (od polowy II tysi^clecia p. n. e. do wczesnego sredniowiecza). Poznan, 1961.

11 Письмо Юзефа Саноцкого Юзефу Костжевскому от 12 февраля 1968 г. из Архива ПАН, Отдел в Познани. См.: PrinkeA. Jeszcze o listach Profesora Józefa Kostrzewskiego do córki // Przegl^d Archeologiczny. 2010. Vol. 58. S. 161-169.

12 Kostrzewski J. Zagadnienie ci^glosci... S. 92-101 (обширный обзор историографии изучения этнической идентификации лужицкой культуры); Hensel W. Polska starozytna / Wyd. 2 uzupelnione. Wroclaw; Warszawa; Kraków, 1980. S. 185-198; Jazdzewski K. Pradzieje Europy Srodkowej. Wroclaw; Warszawa; Kraków, 1981, по указателю sub verbo: Slowianie. На с. 375 мы читаем: «Наиболее рациональным является взгляд, что на территории, занимаемой лужицкой культурой, — если не на целой, то по крайней мере на ее значительной части, прежде всего в ее западо-центральной, северной и восточной частях — надо искать жилища праславян. Здесь нужно добавить, что эти жилища, вероятно, уже в конце бронзового века распространились еще дальше на восток, вне территории этой культуры, в сторону Волыни и Киевщины»; Filip J. Pradzieje Czechoslowacji. Poznan, 1951. S. 315; Ю. Костжев-ский писал: «Поляне и близкие им родственные племена, которые создали польский народ, занимают среди славянских народов исключительное положение уже по этой причине, что они единственные во время Великого переселения народов "в первобытных остались жилищах"» (Kostrzewski J. Kultura prapolska. Poznan, 1949. S. 21). Интересно, что существует обзор этногенетической дискуссии периода Второй мировой войны по-венгерски: Kniezsa I. A szlávok ostórténete // A magyarság és a szlávok / Ed. G. Szekfü. Budapest, 1942.

нимию13, влияние чужих языков на праславянский и наоборот. Здесь надо упомянуть этнолога и филолога Казимира Мошиньского [Kazimierz Moszynski]. Именно он, изучая народную культуру славян доказал, что у польских и (велико)русских крестьян в народных сказаниях и обрядах встречаются общие места, которых нет в фольклоре полесских белорусов и украинцев. По его мнению, славяне родились в лесах между Балтийском морем, Припятью и верхней Окой. К этому выводу он пришел на основании анализа названий деревьев14. Отсутствие родных названий таких деревьев, как бук и явор, может свидетельствовать, что праславяне появились на территории, где эти деревья были неизвестны, а именно — гораздо восточнее, чем думали автохтонисты15. Так родилась вторая теория этногенеза славян, аллохтоническая16. Ее сторонники искали прародину славян на территории современной Украины, что вызывало дискуссии17.

Но большинство ученых остались верны автохтонной концепции. После Второй мировой войни вышла из печати филологическая монография Тадеуша Лер-Сплавиньского [Tadeusz Lehr-Splawinski], антропологическая — Яна Чекановского [Jan Czekanowski], стали издаваться античные источники в польском переводе18. Хорошим

13 Rozwadowski J. Studia nad nazwami wod slowianskich z map^. Dzielo posmiertne. Krakow, 1948.

14 Первым изучал названия деревьев и их географию Юзеф Ростафиньски (Rostafinski J. O pierwotnych siedzibach i gospodarstwie Slowian w przedhistorycznych czasach. Krakow, 1908).

15 Moszynski K. 1) Pierwotny zasi^g j^zyka praslowianskiego. Wroclaw; Krakow, 1957; 2) Kultura ludowa Slowian. T. 2: Kultura duchowa. Cz. 1. Warszawa, 1967. S. 691-692; Cz. 2. Warszawa, 1968. S. 833-834, 854-855, etc.

16 Генрих Ловмяньский отметил, что автохтонизм и аллохтонизм — это относительные понятия, нередко связанные с происхождением исследователя. Поэтому лучше использовать географическую терминологию: «западная» vs «восточная» концепция этногенеза (ср.: Wgdzki A. Etnogeneza Slowian z punktu widzenia zrodel historycznych i archeo-logicznych // Wczesna Slowianszczyzna. Przewodnik po dziejach i literaturze przedmiotu. T. 1. Warszawa, 2008. S. 149).

17 К. Мошиньски писал в 1939 г.: «Конечно, сейчас, когда в результате больших исторических потрясений все народы судорожно держатся своих жилищ, опасаясь даже в предположениях, касающих праистории, допустить на свои родные земли чужих, — германское происхождение Полтви и т. п. или, возможно, Стрквы и других речных названий на севере и северо-западе Польши ни в коем случае не может рассчитывать на признание поляков, тогда как славянское происхождение Немна, Вилии, Венты, Минии, Прегоры (сейчас Преголы. — Р. Г.), Гробина, Илавы и т. д., наверное, не найдет признания литовцев. Но я однако, надеюсь, что пишу эту книгу не только для современников; возможно, она будет чем-то полезна и исследователям в будущем» {Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. T. 2. Cz. 2. S. 892). Об эмоциях, которые вызывали аллохтонисты, свидетельствует начало V главы работы Ю. Костжевского: «Уже во время войны оккупационный директор Археологического музея в Познани, др. В. Керстен, выражал сожаление, что польская гипотеза о праколыбели славян уже так распространена за границей, что невозможно отстраниться от нее замалчиванием (dass sie nicht totgeschwiegen werden kann), и поэтому призывал к повторному анализу, с использованием серьезных авргументов польскую неоавтохтоническую школу, может быть, в рамках коллективной работы» (Kostrzewski J. Zagadnienie ci^glosci zaludnienia... S. 102).

18 Lehr-Spiawinski T. O pochodzeniu i praojczyznie Slowian. Poznan, 1946; Czekanowski J. Wst^p do historii Slowian. Perspektywy antropologiczne, etnograficzne, archeologiczne i j^zykowe. Poznan,

итогом этого этапа дискуссии стало монументальное произведение Генриха Ловмянь-ского, посвященное теориям начала Польши, в котором была нарисована широкая историческая панорама на европейском фоне. На основании глубокого анализа литературы и источников он обосновывал появление славян в доисторическом времени на территории от Днепра до Одера19.

Только в 1970-х гг. произошел перелом во взглядах археологов на проблему этногенеза славян. Краковский археолог Казимир Годловский [Kazimierz Godlowski]20 на основании интерпретации письменных источников, которые упоминают славян только с VI в., выступил с тезисом, что не было культурного континуитета между римской эпохой и славянским заселением. По его мнению, анализ материальной культуры доказывает, что славяне сформировались в среднем течении Днепра, в области Киева, а в Центральную Европу они прибыли во время Великого переселения народов, когда нашли землю, на которой «уничтожили существовавший культурный уклад и за несколько веков образовали своеобразную общую провинцию, которая распространялась на земли БагЬапсит от черноморских готов до поселений различных германских племен в бассейне Эльбы»21. Славянская культура раннего Средневековья представлена в научной литературе как пражская, пеньковская и колочинская культуры, которые являются континуитетом киевской археологической культуры22. Эта теория принята прежде всего краковскими и варшавскими археологами, а ее сторонников называют представителями

" 23

краковской школы археологии23.

Аллохтоническую идею разделяет также часть языковедов, прежде всего связанных с Институтом славистики Польской академии наук. По осторожному мнению Ханны Поповской-Таборской, эту теорию подтверждает существование неосвоенных земель в Центральной Европе и молчание письменных источников о славянах. О «ноторических славянах» мы можем говорить только с VI в. Модерная лингвистическая география предполагает, что праславянский язык никогда не был цельным и существовали его

1957 (1-е изд. — Lwow, 1927); Plezia M. Greckie i lacinskie zrodla do najstarszych dziejow Slowian. Cz. 1: Do VIII wieku. Poznan; Krakow, 1952; Labuda G. 1) Slowianszczyzna pierwotna. Wybor tekstow. Warszawa, 1954; 2) Slowianszczyzna starozytna i wczesnosredniowieczna. Antologia tekstow zrodlowych. Poznan, 1999.

19 Lowmianski H. Pocz^tki Polski. S. 70-96, passim. — Потом вышли другие тома монографии. Последним был том 6 в двух частях (1985), уже после трагической смерти автора.

20 Godiowski K. 1) Z badan nad zagadnieniem rozprzestrzenienia si§ Slowian w V-VII w. n. e. Krakow, 1979; 2) Pierwotne siedziby Slowian. Wybor pism. Krakow, 2000.

21 Parczewski M. Podstawy lokalizacji pierwotnych siedzib Slowian // Archeologia o pocz^tkach Slowian. Materialy z konferencji, Krakow, 19-21 listopada 2001 / Ed. P. Kaczanowski, M. Parcze-wski. Krakow, 2005. S. 71.

22 ParczewskiM. Podstawy lokalizacji... S. 65-78.

23 Идея аллохтонизма в духе К. Годловского описана как единая этногенетическая концепция Петром Качановским в «Великой Истории Польши» (Koziowski J., Kaczanowski P. Najdawniejsze dzieje ziem polskich. S. 341-352). К этой идее осторожно склоняется в популярной истории Польши авторитетный исследователь русской и советской истории из Ягеллонского Университа Анджей Новак (см.: Nowak A. Dzieje Polski. T. 1: Do 1202. Sk^d nasz rod. Krakow, 2014. S. 23-33).

диалекты. Гидронимия, которая была важным аргументом в дискуссии, потеряла свое значение в свете теории Ганса Краха [Hans Krahe] о староевропейском слое речных названий.

В настоящее время более актуальной, чем этногенез славян, стала проблема их выделения из праиндоевропейской групы24. Подобной точки зрения придерживается работающий в США польский языковед Збигнев Голомб [Zbigniew Gol^b]. Он охарактеризовал процесс кристаллизации славян в массе праиндоевропейцев, который имел место ок. 2500 лет до н. э. в бассейне верхнего Дона. Оттуда предки славян вместе с предками балтов двигались на юго-запад по границе лесного и лесостепного регионов и дошли до Волыни. Земли среднего течения Днепра и Волынь стали районом рождения славян как отдельного этноса. Славянами он считал будинов и невров, о которых писал Геродот.

Но славяне не задержались здесь. Они вернулись на запад, в бассейн среднего течения Вислы до Одера. Там они встретились с неким «кентумовым народом», возможно, создателем лужицкой культуры. Германские племена знали их под экзонимом венеты. Таким образом, земли будущей Польши стали территорией старой славянской колонизации25.

Витольд Маньчак [Witold Manczak] придерживается автохтонной концепции. В своих статьях и книгах он пропагандирует собственный метод изучения родства языков на основе похожих слов. Так, он проанализировал слова из переведенных текстов, в частности, фрагментов Библии, и пришел к выводу, что западнославянские языки наиболее архаические. Это, в свою очередь, позволяет локализовать прародину славян на тер- О ритории современной Польши26. Он также привел филологический аргумент, утверж- 3 дая, что славяне знали древние староевропейские названия рек, которые отличались 3 от германских, где произошла замена согласного d>t, а t>th (т. н. «право Фернера» t [Vernera])27. Витольд Маньчак стал главным оппонентом аллохтонической концепции i этногенеза. Споры между ним и Михалом Парчевским часто выходили за рамки науч- ^ ной дискуссии28. а

24 Popowska-Taborska H. 1) Przydatnosc badan j^zykowych do rekonstrukcji wczesnych dziejow Slowian // Polszczyzna polnocno-wschodnia. Metodologia badan j^zykowych. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1989. S. 97-105; 2) Przydatnosc badan j^zykowych do rekonstrukcji wczesnych dziejow Slowian // Z j^zykowych dziejow Slowianszczyzny. Warszawa, 2004. S. 295-305; 3) Etnogeneza Slowian z punktu widzenia j^zykoznawstwa // Wczesna Slowianszczyzna. Przewodnik po dziejach i literaturze przedmiotu / Red. A. W^dzki. Warszawa, 2008. S. 153-156.

25 Goiqb Z. O pochodzeniu Slowian.

26 См., например: Manczak W. Przedhistoryczne migracje Slowian i pochodzenie j^zyka staro-cerkiewno-slowianskiego. Krakow, 2004. Оценку его метода см.: Popowska-Taborska H.

1) O domniemanym pochodzeniu Kaszubow // J^zyk Polski. 2003. T. 83. H. 1. S. 16-22;

2) O domniemanym pochodzeniu Kaszubow // Z j^zykowych dziejow Slowianszczyzny. Warszawa, 2004. S. 243-252.

27 Manczak W. Zachodnia praojczyzna Slowian // Praojczyzna Slowian. Zbior wypowiedzi / Red. W. Manczak. Krakow, 2001 (URL: http://www.staff.amu.edu.pl/~anthro/slavia/welcome.html (дата посещения — 23.06.2017)).

28 Статья заканчивается очень эмоционально: «Стоит задаться вопросом, в чем причина того, что единственной страной, в которой Годловский был удостоен внимания, была Гершния,

Археологи из других научных центров, прежде всего из Познани и Вроцлава, репрезентируют неоавтохтонизм. Его отличительной чертой остается отход от тесной идентификации культуры с этносом29. Подчеркивается культурный континуум между эпохой Древнего Рима и бесспорной славянской культурой ранних Средних веков, в том числе культовых объектов и центров поселений30. При этом отмечается варваризация формы артефактов, обусловленная кризисом позднеримского мира31.

Автохтонную концепцию поддержал Герард Лябуда [Gerard Labuda] в рецензии, посвященной последнему краковскому синтезу польской истории. По его мнению, краковская школа археологии не может объяснить превращения позднеантичного поселения в раннесредневековое в период экспансии славян от Днепра до Балкан. Район среднего Днепра и Полесья не соответствовал великому демографическому потенциалу славян. При этом бассейн Днепра Лябуда относил к зоне заселения балтов, а славянские

хотя ни один немецкий исследователь не одобрил бы его мнения, что славянская прародина лежала в верхней и средней части бассейна реки Днепр» (Manczak W. Wst^p // URL: http:// www.staff.amu.edu.pl/~anthro/slavia/welcome.html (дата посещения — 23.06.2017)). Со стороны аллохтонистов резко ответил Петр Качановский (Kaczanowski P. Uwagi do stanu badan nad zagadnieniem praojczyzny Slowian // Archeologia o pocz^tkach Slowian. Materialy z konferencji, Krakow, 19-21 listopada 2001 / Ed. P. Kaczanowski, M. Parczewski. Krakow, 2005. S. 13-18; ср.: Parczewski M. Stan dyskusji polskich archeologow nad etnogenez^ Slowian // Archeologia o pocz^tkach Slowian. Materialy z konferencji, Krakow, 19-21 listopada 2001 / Ed. P. Kaczanowski, M. Parczewski. Krakow, 2005. S. 503-513).

29 Х. Мамзер пишет о своей концепции культурной археологии. «Поиск в глубоком прошлом буквальных аналогий, несмотря на неизбежность изменений материальной культуры на протяжении времени, нарушает правила исследовательской процедуры, которая применяется в археологии. Он опирается на тезис, который еще не использовался в исследовательской практике, что изменение материальной культуры не должно означать изменение характеристики населения, так как культурная преемственность не должна сопровождаться этнической непрерывностью.. Вышеприведенное заключение противоречит тезису о том, что идентичность продуктов материальной культуры является синонимом этнической идентичности векторов ее развития» (Mamzer H. Archeologia etniczna versus kulturowo-inter-pretacyjna // URL: http://www.staff.amu.edu.pl/%7Eanthro/slavia/f4.html (дата посещения — 23.06.2017). Ср.: «Мы прямо не отождествляем археологические культуры с этничностью. Этническое членство является производным от социального сознания. (...) Для современных подходов к изучению праистории эти вопросы рассматриваются на уровне распознавания систем символической культуры (при этом элитарной), которые реконструируются на дороге многомерного, сравнительного, нередко междисциплинарного анализа археологических источников» (Kara M. Najstarsze panstwo Piastow — rezultat przelomu czy kontynuacji? // Studium archeologiczne. Poznan, 2009. S. 77, footnote 512).

30 «Предлагаемый некоторыми исследователями феномен материальной бедности ранней славянской культуры, по сравнению с богатством культур периода римского влияния, в том числе культур Центральной Европы (в данном случае отождествляемых с немецким населением) не подтверждена в фазе Велькопольской А-А / В. (...) Обмен населения на рубеже античности и средневековья также не подтверждает для бассейна реки Варта новые результаты физической антропологии» (KaraM. Najstarsze panstwo Piastow. S. 154).

31 KaraM. Najstarsze panstwo Piastow. S. 63-66; 120-121, 147-148, etc.

названия считал результатом переселения с запада русских племен, что подтверждает Повесть временных лет в информации о вятичах и радимичах. Небольшая плотность населения в Польше на пороге Средних веков очевидна. Эти земли стали базой для

32

славянской экспансии32.

Автохтонизм принял также физический антрополог Януш Пионтек [Janusz Piontek], который подчеркнул малую вероятность того, чтобы народ с небольшим демографическим потенциалом смог так активно осваивать новые территории, как славяне в V—VI вв. Анализ человеческих останков указывает на континуитет жителей Польши с населением эпохи Древнего Рима33.

Проделанный анализ свидетельствует о том, что на протяжении 40 лет в этноге-нетической дискуссии в Польше доминирует спор автохтонистов и аллохтонистов, который принимает острые и эмоциональные формы34. Решение проблемы попытался найти Пшемыслав Урбаньчик [Przemyslaw Urbanczyk], обратившись к теоретическим наработкам современных ученых-конструктивистов. Для Вальтера Пола [Walter Pohl], Флорина Курты [Florin Curta], Себастиана Братера [Sebastian Brather] и Пола Брадфорда [Paul Bradford] славяне появляются только в раннем Средневековье как результат экспансии на земли Византийской империи. Это мог быть экзоним, данный византийскими элитами захватчикам, которые не хотели интегрироваться с элитами Империи (В. Пол, Ф. Курта), но также это мог быть конструкт модерных ученых, которые перенесли в прошлое модерные связи (П. Брадфорд). Тогда возникает вопрос о предках славян, если славян никогда раньше не было. Попытка П. Урбаньчика напоминает решение проблемы методом ее уничтожения. Она не дает ответа на главные вопросы дискуссии, не решает проблему континуитета или дисконтинуитета заселения современных польских земель на пороге Средних веков35.

32 Labuda G. Zadania i cele poznawcze syntezy Historii Polski od prawieku do wspólczesnosci // Wyzsza Szkola Zarz^dzania i Bankowosci. Forum Naukowe. Instytut Historii Politycznej. Prace Historyczno-Politologiczne. 2004. No 4 (19). S. 18-20.

33 Piontek J. Archeologiczne rekonstrukcje procesu etnogenezy Slowian a ustalenia antropologii fizycznej // URL: http://www.staff.amu.edu.pl/%7Eanthro/slavia/f4.html (дата посещения — 23.06.2017). — 10-12 июня 2015 г. в познаньском центре Польской Академии Наук состоялась конференция, посвященная началам Польши. В ней участвовали антропологи, которые сообщили об исследованиях ДНА. Также обсуждалась проблема континуитета населения. В настоящей статье мы используем наши записи с данной конференции.

34 Urbanczyk P. 1) Polski w^zel slowianski. S. 141-152; 2) Gdzie jest czlowiek? // Archeologia o pocz^tkach Slowian. Materialy z konferencji, Kraków, 19-21 listopada 2001 / Ed. P. Kacza-nowski, M. Parczewski. Kraków, 2005. S. 589-591.

35 См. рецензию: GrzesikR. Rec. z: Nie-Slowianie o pocz^tkach Slowian, pod red. Przemyslawa Urbanczyka, PTPN, IAE PAN, Poznan-Warszawa 2006 (Mala Biblioteka PTPN, t. 18), ss. 213 // Slavia Antiqua. 2008. T. 49. S. 229-234. — П. Урбаньчик замечает: «Эмоциональный настрой и личные обиды, а также разделение на консолидированные противостоящие друг другу группировки, которые поддерживают взаимоисключающие гипотезы, делают польскую археологию бессильной и приводят к стагнации дискусии о феномене раннеславянской культуры» (Urbanczyk P. Polski w^zel slowianski. S. 152). Но эти слова можно иронически прокомментировать: если славян «не существовало», то о какой славянской культуре здесь говорится?

Как можно кратко охарактеризовать польскую этногенетическую дискуссию XX и XXI века? В ней участвуют историки, языковеды, археологи и физические антропологи. Каждая дисциплина использует собственные исследовательские методы и получает результаты, которые не всегда соответствуют результатам других дисциплин. Необходима большая интердисциплинарность исследований, например, в изучении связи между эволюцией археологических культур и языковыми сменами и гидронимией. В связи с дискуссией между аллохтонистами и автохтонистами важно исследовать существование или отсутствие поселенческого хиатуса и ответить на вопрос о территориальной базе славян с учетом их демографического потенциала. Отсутствие названия славян в письменных источниках, конечно, не означает, что их не было. Просто могло не быть этого названия. И наконец, надо помнить, что автохтонизм и аллохтонизм с общеславянской точки зрения — это «западная» и «восточная» концепция автохто-низма36. Также хочется надеяться, что в XXI в. этногенетическая дискуссия потеряет свое идеологическое значение и будет иметь только научный аспект.

Данные о статье

Автор: Гжесик, Рышард — профессор Института славистики Польской Академии наук, Познань, Польша, grzesik@man.poznan.pl

Заголовок: Этногенез славян в польской исторической рефлексии ХХ-ХХ1 вв. Резюме: В статье анализируется проблема этногенеза славян в польской историографии. Интерес к изучению истоков своего народа связан с развитием исторической мысли, и возник еще в античной цивилизации. Античные идеи переняли «варвары», которые пытались доказать свою принадлежность к античному миру. В дальнейшем она перешла к средневековым и современным интеллектуалам. Развитие критической историографии остановилось с рождением современного национализма. Начались этногенетические дискуссии, главными задачами которых оказалось прославление своей нации и поиск аргументов в территориальных спорах. Польская дискуссия об этногенезе славян, в которой приняли участие историки, археологи, филологи, антропологи и этнологи, состоялась в тени конфликта с немцами об исторических правах на западно-польские / восточно-немецкие земли: Великую Польшу, Померанию, Силезию, Мекленбург, Лужицу. В дискуссии доминировала автохтоническая концепция этногенеза славян. Согласно ей, польские земли были колыбелью славянства и базисом его экспансии на большую часть Европы. Эта концепция с некоторыми изменениями и нюансами фигурирует в польской историографии до сего дня, особенно в концепциях специалистов, относящихся к научным школам Познани и Вроцлава. Аллохтонистическая концепция развилась в краковском научном центре, и она популярна среди славистов из Варшавы и Люблина. Согласно ей, славяне сформировались в бассейне Днепра и в Полесье, а в Центральную Европу они прибыли только в VI в. Сейчас дискуссия продолжается между представителями обеих групп, в ней часто преобладают личные эмоции, что делает достижение научного консенсуса почти невозможным.

Ключевые слова: этногенез славян, польская историография, польское славяноведение, автохтонизм, аллохтонизм

Литература, использованная в статье Czekanowski, Jan. Wstçp do historii Slowian. Perspektywy antropologiczne, etnograficzne, archeologiczne i jçzykowe. Poznan: Instytut Zachodni, 1957. 515 s.

Godlowski, Kazimierz. Pierwotne siedziby Slowian. Wybôr pism / Pod red. Michala Parczewskiego. Krakow: Instytut Archeologii UJ, 2000. 436 s.

Godlowski, Kazimierz. Z badan nad zagadnieniem rozprzestrzenienia siç Slowian w V-VII w. n. e. Krakow: UJ, 1979. 80 s.

Golqb, Zbigniew. O pochodzeniu Slowian w swietle faktôw jçzykowych / Per. Maria Wojtyla-Swierzowska. Krakow: Towarzystwo Autorôw i Wydawcôw Prac Naukowych «Universitas», 2004. 404 s. Golqb, Zbigniew. The origins of the Slavs. A Linguist's View. Columbus (Ohio): Slavica Publishers Inc., 1992. 454 s.

36 WçdzkiA. Etnogeneza Slowian... S. 149.

Grzesik, Ryszard. Rec. z: Nie-Slowianie o poczqtkach Slowian, wyd. Przemyslaw Urbanczyk. Poznan; Warszawa: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciöl Nauk, 2006. 213 s. // Slavia Antiqua. T. 49. Poznan: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciöl Nauk, 2008. S. 229-234.

Hensel, Witold. Polska starozytna. Wyd. 2, uzupelnione. Wroclaw; Warszawa; Kraköw: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich; Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1980. 640 s.

Jazdzewski, Konrad. Pradzieje Europy Srodkowej. Wroclaw; Warszawa; Kraköw: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich; Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1981. 711 s.

Kara, Michal. Najstarsze panstwo Piastöw — rezultat przelomu czy kontynuacji? Studium archeologiczne. Poznan: Instytut Archeologii i Etnologii PAN, 2009. 407 s.

Kniezsa, Istvan. A szlavok östörtenete // A magyarsag es a szlavok. Budapest: Franklin, 1942. S. 9-34 (reprint: Budapest: Lucidus Kiadö, 2000).

Kossinna, Gustaf. Die deutsche Vorgeschichte eine hervorragend nationale Wissenschaft. 2. stark vermehrte Auflage. Würzburg: Verlag von Curt Kabitzsch; Königlichen Universitäts-Verlagsbuchhändler, 1914. 255 s. Kostrzewski, Jözef. Kultura prapolska. Wyd. 2. Poznan: Instytut Zachodni, 1949. 615 s. Kostrzewski, Jözef. Wielkopolska w czasach przedhistorycznych. Poznan: Ksi^garnia Marjana Niemierkie-wicza, 1914. 220 s.

Kostrzewski, Jözef. Wielkopolska w pradziejach. Zmienione trzecie wydanie Wielkopolski w czasach przedhistorycznych. Warszawa; Wroclaw: Zaklad imienia Ossolinskich, 1955. 348 s. + 24 tabl. Kostrzewski, Jözef. Zagadnienie ciqglosci zaludnienia ziem polskich w pradziejach (od polowy II tysiqclecia p. n. e. do wczesnego sredniowiecza). Poznan: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe (Oddzial w Poznaniu), 1961. 144 s.

Kotlowska, Anna; Grzesik, Ryszard (eds). Testimonia najdawniejszych dziejöw Slowian. Seria lacinska. T. 1: Starozytnosc. Pisarze najdawniejsi. Poznan; Warszawa: Instytut Slawistyki Polskiej Akademii Nauk, 2016. 425 s. (URL: http://www.ireteslaw2.ispan.waw.pl/handle/123456789/24).

Kozlowski, Janusz; Kaczanowski, Piotr. Najdawniejsze dzieje ziem polskich. T. 1: Wielka historia Polski. Kraköw: Fogra, 1998. 382 s.

Kulbicka, Aleksandra; Pawlowski, Krzysztof; Wodzinowska-Taklinska, Grazyna; Grzesik, Ryszard (eds). Anonimowego notariusz kröla Beli Gesta Hungarorum. Kraköw: Societas Vistulana, 2006. 198 s. Labuda, Gerard. Rozwöj metod dziejopisarskich od starozytnosci do wspölczesnosci. Cz. 1: Do schylku XIX wieku. Poznan: Wydawnictwo Forum Naukowe, 2003. 226 s.

Labuda, Gerard. Slowianszczyzna pierwotna. Wybör tekstöw. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1954. 359 s.

Labuda, Gerard. Slowianszczyzna starozytna i wczesnosredniowieczna. Antologia tekstöw zrödlowych. Poznan: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciöl Nauk, 1999. 275 s.

Labuda, Gerard. Zadania i cele poznawcze syntezy Historii Polski od prawieku do wspölczesnosci // Wyzsza Szkola Zarzqdzania i Bankowosci. Forum Naukowe. Instytut Historii Politycznej. Prace Historyczno-Politologiczne. R. 9. Nr 4 (19). Poznan: Wydawnictwo Forum Naukowe, 2004. S. 8-109. Lehr-Splawinski, Tadeusz. O pochodzeniu i praojczyznie Slowian. Poznan: Instytut Zachodni, 1946. 237 s. Lowmianski, Henryk. Poczqtki Polski. Z dziejöw Slowian w I tysiqcleciu n. e. T. 1. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1963. 420 s.

Mamzer, Henryk. Archeologia etniczna versus kulturowo-interpretacyjna // Praojczyzna Slowian. Zbiör wypowiedzi. Kraköw: Wydawnictwo UJ, 2001 (URL: http://www.staff.amu.edu.pl/%7Eanthro/slavia/f4.html). Manczak, Witold. Przedhistoryczne migracje Slowian i pochodzenie j^zyka staro-cerkiewno-slowianskiego. Kraköw: Polska Akademia Umiej^tnosci, 2004. 168 s.

Manczak, Witold. Zachodnia praojczyzna Slowian // Praojczyzna Slowian. Zbiör wypowiedzi. Kraköw: Wydawnictwo UJ, 2001 (URL: http://www.staff.amu.edu.pl/%7Eanthro/slavia/f5.html). Moszynski, Kazimierz. Kultura ludowa Slowian. T. 2: Kultura duchowa. Cz. 1. Wyd. 2. Warszawa: Ksiqzka i Wiedza, 1967. 835 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moszynski, Kazimierz. Kultura ludowa Slowian. T. 2: Kultura duchowa. Cz. 2. Wyd. 2. Warszawa: Ksiqzka i Wiedza, 1968. 1112 s.

Moszynski, Kazimierz. Pierwotny zasi^g j^zyka praslowianskiego. Wroclaw; Kraköw: Zaklad Narodowy imienia Ossolinskich; Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1957. 332 s. Nowak, Andrzej. Dzieje Polski. T. 1: Do 1202. Skqd nasz röd. Kraköw: Bialy Kruk, 2014. 384 s. Parczewski, Michal. Podstawy lokalizacji pierwotnych siedzib Slowian // Archeologia o poczqtkach Slowian. Materialy z konferencji. Kraköw, 19-21 listopada 2001 / Wyd. Piotr Kaczanowski, Michal Parczewski. Kraköw: Instytut Archeologii UJ, 2005. S. 65-78.

Piontek, Janusz. Archeologiczne rekonstrukcje procesu etnogenezy Slowian a ustalenia antropologii fizycznej // Praojczyzna Slowian. Zbiôr wypowiedzi. Krakow: Wydawnictwo UJ, 2001 (URL: http://www. staff.amu.edu.pl/%7Eanthro/slavia/f6.html).

Plezia, Marian (ed.). Greckie i lacinskie zrôdla do najstarszych dziejôw Slowian. Cz. 1: Do VIII wieku. Poznan; Krakôw: Polskie Towarzystwo Ludoznawcze, 1952. 201 s.

Pomian, Krzysztof. Przeszlosc jako przedmiot wiary. Historia i filozofia w mysli sredniowiecza. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2009 (wyd. 1 —1968). 395 s.

Popowska-Taborska, Hanna. Etnogeneza Slowian z punktu widzenia jçzykoznawstwa // Wczesna Slowianszczyzna. Przewodnik po dziejach i literaturze przedmiotu / Red. Andrzej Wçdzki. Warszawa: Slawistyczny Osrodek Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2008. S. 153-156. Popowska-Taborska, Hanna. O domniemanym pochodzeniu Kaszubôw // Jçzyk Polski. T. 83. Cz. 1. Krakôw: UJ, 2003. S. 16-22.

Popowska-Taborska, Hanna. O domniemanym pochodzeniu Kaszubôw // Z jçzykowych dziejôw Slowianszczyzny. Warszawa: Slawistyczny Osrodek Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2004. S. 243-252.

Popowska-Taborska, Hanna. Przydatnosc badan jçzykowych do rekonstrukcji wczesnych dziejôw Slowian // Polszczyzna pôlnocno-wschodnia. Metodologia badan jçzykowych / Wyd. Barbara Falinska. Wroclaw; Warszawa; Krakôw: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich; Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1989. S. 97-105.

Popowska-Taborska, Hanna. Przydatnosc badan jçzykowych do rekonstrukcji wczesnych dziejôw Slowian // Z jçzykowych dziejôw Slowianszczyzny. Warszawa: Slawistyczny Osrodek Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2004. S. 295-305.

Popowska-Taborska, Hanna. Z jçzykowych dziejôw Slowianszczyzny. Warszawa: Slawistyczny Osrodek Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2004. 434 s.

Prinke, Andrzej. Jeszcze o listach Profesora Jôzefa Kostrzewskiego do côrki // Przeglqd Archeologiczny. T. 58. Wroclaw: Instytut Archeologii i Etnologii PAN (Oddzial we Wroclawiu), 2010. S. 161-169. Rostafinski, Jôzef. O pierwotnych siedzibach i gospodarstwie Slowian w przedhistorycznych czasach // Sprawozdania z czynnosci i posiedzen Akademii Umiejçtnosci w Krakowie. T. 13. Nr 3. Marzec, 1908. Krakôw: Nakladem Akademii Umiejçtnosci, 1908. S. 6-25.

Rozwadowski, Jan. Studia nad nazwami wôd slowianskich z mapq. Dzielo posmiertne. Krakôw: Nakladem Polskiej Akademii Umiejçtnosci, 1948. 344 s.

Szafarzyk, Pawel Jôzef. Slowianskie starozytnosci / Poslowie Tadeusz Lewaszkiewicz, Jerzy Strzelczyk. Poznan: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciôl Nauk, 2003. 796 s.

Urbanczyk, Przemyslaw. Gdzie jest czlowiek? // Archeologia o poczqtkach Slowian. Materialy z konferencji. Krakôw, 19-21 listopada 2001 / Wyd. Piotr Kaczanowski, Michal Parczewski. Krakôw: Instytut Archeologii UJ, 2005. S. 589-591.

Urbanczyk, Przemyslaw. Polski wçzel slowianski // Nie-Slowianie o poczqtkach Slowian / Wyd. Przemyslaw

Urbanczyk. Poznan; Warszawa: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciôl Nauk, 2006. S. 133-153.

Wçdzki, Andrzej. Etnogeneza Slowian z punktu widzenia zrôdel historycznych i archeologicznych // Wczesna

Slowianszczyzna. Przewodnik po dziejach i literaturze przedmiotu / Red. Andrzej Wçdzki. Warszawa:

Slawistyczny Osrodek Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2008. S. 148-153.

Zientara, Benedykt. Swit narodôw europejskich. Powstawanie swiadomosci narodowej na obszarze Europy

pokarolinskiej. Warszawa: Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1985. 434 s.

Лихачев, Дмитрий Сергеевич; Романов, Борис Александрович; Адрианова-Перетц, Варвара Павловна (ред.). Повесть временных лет. Ч. 1. Москва; Ленинград: Издательство АН СССР, 1950. 405 с.

Information about the article Author: Grzesik, Ryszard — Professor, Institute of Slavic Stadies, Polish Academy of Science, Warsaw-Poznan, Poland, grzesik@man.poznan.pl

Title: Ethnogenesis of the Slavs in the Polish Historical Reflection of the 20th-21st century Summary: In my paper, I describe the discussion on the ethnogenesis of the Slavs in the Polish historiography. The interest to the origins of the own community is strongly connected with the historical way of thinking and was not alien to the founders of the Antic civilisation: the Greeks and the Romans. This way of thinking was taken over by the «Barbarians», who tried to prove their participation in the world of Antic civilization and inherited by the medieval and modern intellectuals. The development of the critical historiography

chronologically overlapped with the birth of modern nationalisms. It determined the ethnogenetical discussions, which had the old task to glorify the own nation and to give the arguments in the conflicts on disputed territories. The Polish discussion on the Slavic ethnogenesis with participation of historians, archaeologists, philologists, anthropologists and ethnologists stood in shadow of the conflict with the Germans on the «historical rights» to the (West-Polish / East German) territories of Great Poland, Pomerania, Silesia, Mecklenburg, Lusatia. The Indigenous conception of the ethnogenesis of the Slavs dominated in the discussions, according to which it were the Polish lands which were the cradle of Slavs and a basis for the Slavic expansion to the greater part of Europe. This conception with some changes and nuances still prevails mainly in the discourse of the humanists from Poznan and Wroclaw. The Allochtonic conception was developed in research centre of Cracow and is now popular also among the Slavists from Warsaw and Lublin. According to them, the Slavs originated in the Dnieper basin and Polesie and expanded to Central Europe only in the 6th century. The present-day discussion is dominated by the disputes between the supporters of both groups, which are often full of personal emotions, which make the consensus almost impossible. Keywords: history of the Slavs, Polish historiography, Polish Slavic studies, Indigenous conception of the ethnogenesis of the Slavs, Allochtonic conception of the ethnogenesis of the Slavs

References

Czekanowski, Jan. Wstçp do historii Slowian. Perspektywy antropologiczne, etnograficzne, archeologiczne i jçzykowe [Introduction to the history of the Slavs. Anthropological, ethnographic, archaeological and linguistic perspectives]. Poznan: Instytut Zachodni Press, 1957. 515 p. (in Polish).

Godlowski, Kazimierz. Pierwotne siedziby Slowian. Wyborpism [The Original Slavic Seats. The Work Collection]. Ed. by Michal Parczewski. Krakow: Instytut Archeologii UJ Press, 2000. 436 p. (in Polish). Godlowski, Kazimierz. Z badan nad zagadnieniem rozprzestrzenienia siç Slowian w V-VII w. n. e. [Studies on the Problem of the Slavic Expansion in the 5th-7th century]. Krakow: UJ Publ., 1979. 80 p. (in Polish). Golqb, Zbigniew. O pochodzeniu Slowian w swietle faktow jçzykowych [The Origins of the Slavs in the Light of the Linguistic Facts]. Transl. by Maria Wojtyla-Swierzowska. Krakow: Towarzystwo Autorow i Wydawcow Prac Naukowych «Universitas» Publ., 2004. 404 p. (in Polish).

Golqb, Zbigniew. The origins of the Slavs. A Linguist's View. Columbus (Ohio): Slavica Publishers Inc., 1992. 454 p.

Grzesik, Ryszard. Critical review from: Nie-Slowianie o poczqtkach Slowian. Ed. by Przemyslaw Urbanczyk. Poznan; Warszawa: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciol Nauk Publ., 2006. 213 p., in Slavia Antiqua. Vol. 49. Poznan: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciol Nauk Publ., 2008. P. 229-234 (in Polish). Hensel, Witold. Polska starozytna [AncientPoland]. 2nd ed. Wroclaw; Warszawa; Krakow: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich; Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1980. 640 p. (in Polish).

Jazdzewski, Konrad. Pradzieje Europy Srodkowej [Prehistory of Central Europe]. Wroclaw; Warszawa; Krakow: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich; Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1981. 711 p. (in Polish). Kara, Michal. Najstarsze panstwo Piastow — rezultat przelomu czy kontynuacji? Studium archeologiczne [The Oldest State of the Piasts — the Result of a Turning-point or a Continuation? Archaeological Study]. Poznan: Instytut Archeologii i Etnologii PAN Press, 2009. 407 p. (in Polish).

Kniezsa, Istvan. A szlavok ôstôrténete [Ancient history of the Slavs], in A magyarsag és a szlavok. Budapest: Franklin Publ., 1942. P. 9-34 (reprint: Budapest: Lucidus Kiado Publ., 2000) (in Hungarian). Kossinna, Gustaf. Die deutsche Vorgeschichte eine hervorragend nationale Wissenschaft [The German Prehistory. A Splendid National Science]. 2nd ed. Würzburg: Verlag von Curt Kabitzsch; Königlichen UniversitätsVerlagsbuchhändler, 1914. 255 p. (in German).

Kostrzewski, Jozef. Kultura prapolska [The Ancient Polish Culture]. 2nd ed. Poznan: Instytut Zachodni, 1949. 615 p. (in Polish).

Kostrzewski, Jozef. Wielkopolska w czasach przedhistorycznych [Great Poland in Prehistorical Time]. Poznan: Ksiçgarnia Marjana Niemierkiewicza Publ., 1914. 220 p. (in Polish).

Kostrzewski, Jozef. Wielkopolska w pradziejach. Zmienione trzecie wydanie Wielkopolski w czasach przedhistorycznych [Great Poland in Prehistory. The Third, Chanfed Edition of Great Poland in Prehistorical Time]. Warszawa; Wroclaw: Zaklad imienia Ossolinskich Publ., 1955. 348 p. + 24 tables (in Polish).

Kostrzewski, Jozef. Zagadnienie ciqglosci zaludnienia ziem polskich w pradziejach (odpolowy II tysiqclecia p. n. e. do wczesnego sredniowiecza) [Question of Settlement Continuity of the Polish Territory in Prehistory (from the Mid-Second Millenary B. C. Until the Early Middle Ages)]. Poznan: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe (Poznan Branch), 1961. 144 p. (in Polish)

Kostrzewski, Jözef. Zur Frage der Siedlungsstetigkeit in der Urgeschichte Polens von der Mitte des II. Jahrtausends v. u. Z. bis zum frühen Mittelalter. Wroclaw; Warszawa; Kraköw: Zaklad Narodowy imienia Ossolinskich; Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1965. 134 p. (in German).

Kotlowska, Anna; Grzesik, Ryszard (eds). Testimonia najdawniejszych dziejöw Slowian. Seria lacinska. Vol. 1: Starozytnosc. Pisarze najdawniejsi [Testimonies of the Oldest History of the Slavs. T. 1. Antiquity. The Oldest Writers]. Poznan; Warszawa: Instytut Slawistyki Polskiej Akademii Nauk Press, 2016. 425 p. (URL: http:// www.ireteslaw2.ispan.waw.pl/handle/123456789/24) (in Latin and Polish).

Kozlowski, Janusz; Kaczanowski, Piotr. Najdawniejsze dzieje ziem polskich [The Oldest History of the Polish Territory]. Vol. 1: Wielka historia Polski. Kraköw: Fogra Publ., 1998. 382 p. (in Polish). Kulbicka, Aleksandra; Pawlowski, Krzysztof; Wodzinowska-Taklinska, Grazyna; Grzesik, Ryszard (eds). Anonimowego notariusz kröla Béli Gesta Hungarorum [Gesta Hungarorum of the Anonymous Notary of KingBéla]. Kraköw: Societas Vistulana Publ., 2006. 198 p. (in Latin and Polish).

Labuda, Gerard. Rozwöj metod dziejopisarskich od starozytnosci do wspölczesnosci [Development of Historical methods from Antiquity to Nowadays]. Part 1: Do schylku XIX wieku [Until the End of the 19th Century]. Poznan: Wydawnictwo Forum Naukowe, 2003. 226 p. (in Polish).

Labuda, Gerard. Slowianszczyzna pierwotna. Wybör tekstöw [Early Slavdom. Text Anthology]. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1954. 359 p. (in Latin and Polish).

Labuda, Gerard. Slowianszczyzna starozytna i wczesnosredniowieczna. Antologia tekstöw zrödlowych [Ancient and Early Medieval Slavic Territories. Anthology of the Source Texts]. Poznan: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciöl Nauk Publ., 1999. 275 p. (in Latin and Polish).

Labuda, Gerard. Zadania i cele poznawcze syntezy Historii Polski od prawieku do wspölczesnosci [Tasks and Cognitive Aims of the Synthesis of the History of Poland from Prehistory to Nowadays], in Wyzsza Szkola Zarzqdzania i Bankowosci. Forum Naukowe. Instytut Historii Politycznej. Prace Historyczno-Politologiczne. Vol. 9. № 4 (19). Poznan: Wydawnictwo Forum Naukowe, 2004. P. 8-109 (in Polish). Lehr-Splawinski, Tadeusz. O pochodzeniu i praojczyznie Slowian [About the Origins and Pre-Fatherland of the Slavs]. Poznan: Instytut Zachodni Press, 1946. 237 p. (in Polish).

Likhachev, Dmitriy Sergeevich; Romanov, Boris Aleksandrovich; Adrianova-Peretts, Varvara Pavlovna. Povest'vremennykh let [Primary Chronicle]. Part 1. Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR Press, 1950. 405 p. (in Old-Rus' and Russian).

Lowmianski, Henryk. Poczqtki Polski. Z dziejöw Slowian w I tysiqcleciu n. e. [Origins of the Slavs. History of the Slavs in the First Millenary A. D. ]. Vol. 1. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1963. 420 p. (in Polish).

Mamzer, Henryk. Archeologia etniczna versus kulturowo-interpretacyjna [Ethnic vs. Culture-Interpretational Archaeology], in Praojczyzna Slowian. Zbiör wypowiedzi. Kraköw: UJ Publ., 2001 (URL: http://www. staff. amu.edu.pl/%7Eanthro/slavia/f4.html) (in Polish).

Manczak, Witold. Przedhistoryczne migracje Slowian i pochodzenie jçzyka staro-cerkiewno-slowianskiego [Prehistorical Migrations of the Slavs and Origins of the Old-Church-Slavic]. Kraköw: Polska Akademia Umiejçtnosci Press, 2004. 168 p. (in Polish).

Manczak, Witold. Zachodnia praojczyzna Slowian [The Ancient Western Fatherland of the Slavs], in Praojczyzna Slowian. Zbiör wypowiedzi. Kraköw: UJ Publ., 2001 (URL: http://www.staff.amu.edu. pl/%7Eanthro/slavia/f5.html) (in Polish).

Moszynski, Kazimierz. Kultura ludowa Slowian [Folk Culture of the Slavs]. Vol. 2: Kultura duchowa. Part. 1. 2nd ed. Warszawa: Ksiqzka i Wiedza Publ., 1967. 835 p. (in Polish).

Moszynski, Kazimierz. Kultura ludowa Slowian [Folk Culture of the Slavs]. Vol. 2: Kultura duchowa. Part. 2. 2nd ed. Warszawa: Ksiqzka i Wiedza Publ., 1967. 1112 p. (in Polish).

Moszynski, Kazimierz. Pierwotny zasiçgjçzykapraslowianskiego [OriginalExtent of Pre-Slavic]. Wroclaw; Kraköw: Zaklad Narodowy imienia Ossolinskich; Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1957. 332 p. (in Polish).

Nowak, Andrzej. Dzieje Polski [History ofPoland]. Vol. 1: Do 1202. Skqdnasz röd [Until 1202. What is Our Generation From]. Kraköw: Bialy Kruk Publ., 2014. 384 p. (in Polish).

Parczewski, Michal. Podstawy lokalizacji pierwotnych siedzib Slowian [Basis of Localisation of Original Slavic Seats], in Archeologia o poczqtkach Slowian. Materialy z konferencji. Kraköw, 19-21 listopada 2001. Ed. by Piotr Kaczanowski, Michal Parczewski. Kraköw: Instytut Archeologii UJ Press, 2005. P. 65-78 (in Polish with extent resume in German).

Piontek, Janusz. Archeologiczne rekonstrukcje procesu etnogenezy Slowian a ustalenia antropologii fizycznej [Archaeological Reconstructions of the Process of the Slavic Ethnogenesis and the Scores

of Phisical Anthropology Research], in Praojczyzna Slowian. Zbiôr wypowiedzi. Krakôw: UJ Publ., 2001 (URL: http://www.staff.amu.edu.pl/%7Eanthro/slavia/f6.html) (in Polish).

Plezia, Marian (ed.). Greckie i lacinskie zrôdla do najstarszych dziejôw Slowian [Greek and Latin Sources to the Oldest History of the Slavs]. Part 1: Do VIII wieku. Poznan; Krakôw: Polskie Towarzystwo Ludoznawcze Publ., 1952. 201 p. (in Polish).

Pomian, Krzysztof. Przeszlosc jako przedmiot wiary. Historia i filozofia w mysli sredniowiecza [Past as the Object of Faith. History and Philosophy in Medieval Reflection]. Warszawa: Wydawnictwa Uniwersytetu Warszawskiego, 2009 (1st ed. — 1968). 395 p. (in Polish).

Popowska-Taborska, Hanna. Etnogeneza Slowian z punktu widzenia jçzykoznawstwa [Ethnogenesis of the Slavs. Linguistic Approach], in Wczesna Slowianszczyzna. Przewodnik po dziejach i literaturze przedmiotu. Ed. by Andrzej Wçdzki. Warszawa: Slawistyczny Osrodek Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2008. P. 153-156 (in Polish).

Popowska-Taborska, Hanna. O domniemanym pochodzeniu Kaszubôw [About the Alleged Origins of the Cashubians], in JçzykPolski. Vol. 83. Part 1. Krakôw: UJ Publ., 2003. P. 16-22 (in Polish). Popowska-Taborska, Hanna. O domniemanym pochodzeniu Kaszubôw [About the Alleged Origins of the Cashubians], in Z jçzykowych dziejôw Slowianszczyzny [Studies on the Linguistic History of the Slavdom]. Warszawa: Slawistyczny Osrodek Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2004. P. 243-252 (in Polish). Popowska-Taborska, Hanna. Przydatnosc badan jçzykowych do rekonstrukcji wczesnych dziejôw Slowian [Usefullness of the Linguistic Research to Reconstruction of the Early History of the Slavs], in Polszczyzna pôlnocno-wschodnia. Metodologia badan jçzykowych. Ed. by Barbara Falinska. Wroclaw; Warszawa; Krakôw: Zaklad Narodowy im. Ossolinskich; Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1989. P. 97-105 (in Polish).

Popowska-Taborska, Hanna. Przydatnosc badan jçzykowych do rekonstrukcji wczesnych dziejôw Slowian [Usefullness of the Linguistic Research to Reconstruction of the Early History of the Slavs], in Z jçzykowych q dziejôw Slowianszczyzny [Studies on the Linguistic History of the Slavdom]. Warszawa: Slawistyczny Osrodek 2 Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2004. P. 295-305 (in Polish). 2

Popowska-Taborska, Hanna. Z jçzykowych dziejôw Slowianszczyzny [Studies on the Linguistic History of e the Slavdom]. Warszawa: Slawistyczny Osrodek Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2004. 434 p. S (in Polish). i

Prinke, Andrzej. Jeszcze o listach Profesora Jôzefa Kostrzewskiego do côrki [Some Words More About Si Prof. Jôzef Kostrzewski's Letters to His Daughter], in PrzeglqdArcheologiczny [ArchaeologicalReview]. T Vol. 58. Wroclaw: InstytutArcheologii i Etnologii PAN Press (Wroclaw Branch), 2010. P. 161-169 (in Polish). т Rostafinski, Jôzef. O pierwotnych siedzibach i gospodarstwie Slowian w przedhistorycznych czasach [Some ь Words About the Original Seats and Economy of the Slavs in Prehistorical Time], in Sprawozdania z czynnosci ® iposiedzen Akademii Umiejçtnosci w Krakowie. Vol. 13. № 3. March, 1908. Krakôw: Nakladem Akademii Umiejçtnosci Press, 1908. P. 6-25 (in Polish).

Rozwadowski, Jan. Studia nad nazwami wôd slowianskich z mapq. Dzielo posmiertne [Studies on the Slavic Hydronymy with a Map. Posthumous Work]. Krakôw: Nakladem Polskiej Akademii Umiejçtnosci Press, 1948. 344 p. (in Polish).

Szafarzyk, Pawel Jôzef. Slowianskie starozytnosci [SlavicAntiquities]. Ed. by Tadeusz Lewaszkiewicz, Jerzy Strzelczyk. Poznan: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciôl Nauk Publ., 2003. 796 p. (in Polish). Urbanczyk, Przemyslaw. Gdzie jest czlowiek? [Where is a Man?], in Archeologia o poczqtkach Slowian. Materialy z konferencji. Krakôw, 19-21 listopada 2001. Ed. by Piotr Kaczanowski, Michal Parczewski. Krakôw: Instytut Archeologii UJ Press, 2005. P. 589-591 (in Polish).

Urbanczyk, Przemyslaw. Polski wçzel slowianski [Polish Slavic Nodus], in Nie-Slowianie o poczqtkach Slowian. Poznan; Warszawa: Poznanskie Towarzystwo Przyjaciôl Nauk Publ., 2006. P. 133-153 (in Polish). Wçdzki, Andrzej. Etnogeneza Slowian z punktu widzenia zrôdel historycznych i archeologicznych [Ethnogenesis of the Slavs in the Light of the Historical and Archaeological Sources], in Wczesna Slowianszczyzna. Przewodnik po dziejach i literaturze przedmiotu. Ed. by Andrzej Wçdzki. Warszawa: Slawistyczny Osrodek Wydawniczy przy Instytucie Slawistyki PAN, 2008. P. 148-153 (in Polish). Zientara, Benedykt. Swit narodôw europejskich. Powstawanie swiadomosci narodowej na obszarze Europy pokarolinskiej [Dawn of the European Nations. Origins of the National Consciousness in the Post-Carolingian Europe]. Warszawa: Panstwowy Instytut Wydawniczy, 1985. 434 p. (in Polish).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.