ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ С. ПОХОДСК НИЖНЕКОЛЫМСКОГО КРАЯ
С. С. Луговской
История Походска, посёлка, возникшего во второй половине XVII в. в устье Колымы, неотделима от истории основавшей его популяции переселенцев из России — русских старожилов, которым (в основном выходцам из архангельского региона и с Ильмень-озера) в результате переселения пришлось значительно изменить условия жизни, включая ландшафт и климат.
Название этого посёлка происходит от слова «поход». Отсюда отправлялись казаки в походы для борьбы с так называемыми «немирными» чукчами, т. е. не желавшими жить в мире с русскими переселенцами. Считается, что последнее нападение на Походск было в конце XVII в., после чего установился мир. Русские прекратили походы на чукотские земли, а чукчи перестали нападать на их посе-ления1. В Походске во время своих походов и экспедиций не раз останавливались такие выдающиеся исследователи и землепроходцы, как С. Дежнёв, Д. Лаптев, Н. Шалауров, Ф. Матюшкин, Г. Майдель, Г. Седов и др.
Местное население Походска (см. табл. 1) принадлежало к казацкому, мещанскому и крестьянскому сословиям.
Таблица 1 — Национальный состав населения с. Походск
Национальность Количество человек
Русские 145
Якуты 39
Эвены 20
Чукчи 15
Татары 5
Украинцы 4
Таджики 3
Румыны 3
Корейцы 2
Азербайджанцы 1
Не обозначено 3
Всего 240
В новых, непривычных и сложных условиях жизни, когда пришлось изменить и тип хозяйства, и тип питания, от русских старожилов требовалась большая жизненная стойкость, которую они и проявили, сохранив собственную идентичность на протяжении трёх столетий. Недаром писал о походчанах знаменитый исследователь русского Севера Врангель: «Они при величайших опасностях были мужественны и хладнокровны и без ропота принимали все лишения и тяготы путешествия»2.
Как и у их соседей, колымских юкагиров, основу хозяйства нижнеколымских русских старожилов составляли охота и рыболовство («рыбаки мы и охотники — тем и живы», по их собственному признанию). Только юкагиры, по свидетельству ряда исследователей, потеряли своих оленей3, а русские старожилы просто не обзавелись своими оленьими стадами в сколько-нибудь существенном смысле, предпочитая опираться на то, что им было привычно и на их прежней родине. По словам исследователя К. Неймана (1870), «русские — гордые завоеватели этой страны — живут в крайней бедности. Чукча обеспечен своими многочисленными стадами оленей, тогда как русскому на Севере угрожает голодная смерть»4.
Главную причину этого, так же как и в случае с юкагирами, исследователи видели в том, что было трудно прокормить большое количество собак (в среднем от 10 до 30 на хозяйство), тем более что нельзя было создавать запасы рыбы: её не солили из-за отсутствия подходящей посуды и крайней дороговизны соли5. Это отчасти компенсировалось тем, что рыбная ловля велась почти круглый год.
Рыба составляла основу питания русских старожилов. Исследователь А. Гедеонов отмечал ещё в конце XIX в.: «...колымские женщины дошли до такой степени виртуозности, что умеют делать пироги, не употребляя муки. Или подадут вам фальсифицированные блины., нежный вид и вкус которых не отличается от лучших блинов из белой муки, тогда как это не более как толчёная икра, поджаренная на рыбьем жиру»6. Важной чертой психологии этой этнической группы была приверженность к её естественному типу питания — «согласованность» в этно-функциональном смысле.
Изменив в ряде аспектов тип хозяйства и соответственно тип питания, русские старожилы сохранили своё традиционное мировоззрение — русскую православную веру. Этим во многом объясняется удивительная жизненная стойкость походской русской группы.
Первая школа появилась в Походске только в советское время, в 1927 г., однако к 1940 г. большая часть местного населения уже была грамотной. Во время Великой Отечественной войны жители Походска поставляли на фронт большое количество рыбы и пушнины, собирали средства на постройку танковых колонн и эскадрилий самолётов, писали заявления с просьбой отправить их на фронт. Один из местных жителей, А. Попов, был награждён медалью «За боевые заслуги»7.
В послевоенное время был период, когда Походск объявили «неперспективным» и хотели даже ликвидировать, а жителей переселить в райцентр, однако с конца 1970-х гг. начинается возрождение села. В 1991 г. здесь был создан совхоз «Поход-ский», в котором в начале 1990-х гг. работало около 300 человек. По-прежнему основу хозяйства составляли здесь рыболовство и пушной промысел. Был также образован рыболовецкий и промысловый кооператив «Пенсионер», объединивший ветеранов труда. Однако период нового подъёма в жизни Походска продолжался относительно недолго. По словам А. Г. Чикачева, в 1990-х гг. «сложная социальноэкономическая обстановка в стране отрицательно сказалась на жизни и этого далёкого села. Материальное положение людей, к сожалению, резко ухудшилось»8.
Это ухудшение социально-экономической обстановки коснулось всех этнических групп Нижнеколымского региона, однако это по-разному сказалось на демографической ситуации в разных этнических группах. К характеристике этнодемо-графической ситуации в походской группе русских старожилов в 30-90-е гг. ХХ в. мы сейчас и переходим.
Согласно данным ЗАГС, в походской группе русских наивысший уровень рождаемости отмечался в 1950-1960-х гг. — соответственно 93 и 74 случая рождений в указанные десятилетия (см. табл. 2).
Таблица 2 — Количество рождений среди русских старожилов за период 1937-1996 гг. в с. Походск
(по данным ЗАГС)
Годы Всего мужчин / женщин
1937-1939 18 6 12
1940-1949 36 12 24
1950-1959 93 57 36
1960-1969 74 34 40
1970-1979 38 22 16
1980-1989 35 17 18
1990-1996 13 8 5
Всего 307 156 151
В 1970-1980-х гг. отмечается постепенное снижение рождаемости. При этом в послевоенный период в группе русских старожилов в динамике рождаемости прослеживается тенденция её повышения к 1950-м гг. с постепенным последующим снижением, аналогичная той, которая характерна в этот же период для русского этноса в целом (ср.: табл. 3).
Таблица 3 — Рождаемость, смертность и естественный прирост населения России и РСФСР (на тыс. чел.)
(по данным БСЭ, 3-е изд., т. 22, с. 243)
Годы Количество рождений Количество кончин Естественный прирост
1913 47,8 32,4 15,4
1940 33,0 20,6 12,4
1950 26,9 10,1 16,8
1960 23,2 7,4 15,8
1970 14,6 8,7 5,9
1974 15,7 9,2 6,5
Есть и другая особенность, характерная для развития рождаемости в поход-ской русской группе: параллельно снижению рождаемости идёт увеличение доли смешанных браков (см. табл. 4).
Таблица 4 — Уровень рождаемости и доля смешанных браков у русских в с. Походск в период 1937-1996 гг.
(по данным ЗАГС)
Годы Количество рождений Доля смешанных браков, %
1937-1939 18 50 (1 случай из 2)
1940-1949 36 46.15 (6 из 13)
1950-1959 93 44.44 (4 из 39)
1960-1969 74 33.33 (6 из 18)
1970-1979 38 64.7 (11 из 17)
1980-1989 35 52.63 (10 из 19)
1990-1996 13 100 (1 случай)
В 1990-1996 гг. так же, как и у коренного населения Колымского края, у поход-ских русских отмечается резкое падение рождаемости. В 1970-х гг. — 38 рождений, в 1980-х гг. — 35, в 1990-1996 гг. — 13 (см. табл. 2 и 4).
Согласно данным похозяйственных книг, у русских старожилов Походска отмечается сокращение общего числа семей, имеющих детей. В 1954-1959 гг. таких семей было 48, в 1972-1974 гг. — 29, а в 1992 г. — 229 (см. табл. 5-6).
Таблица 5 — Количество детей в русских семьях в с. Походск за период 1954-1959 гг.
(по данным похозяйственных книг)
Количество детей Количество семей
1 15
2 11
3 12
4 4
5 3
6 1
7 2
Всего 48 семей
Таблица 6 — Количество детей в русских семьях в с. Походск за период 1972-1974 гг.
(по данным похозяйственных книг)
Количество детей Количество семей
1 9
2 3
3 6
4 2
5 2
6 3
7 2
8 1
10 1
Всего 29 семей
Общее количество детей в данной этнической группе начиная с 1950-х гг. также сократилось с 124 до 59. Почти каждый второй брак, заключённый в этот период в группе русских старожилов был смешанным (табл. 7).
Таблица 7 — Состав смешанных и однонациональных браков у русских старожилов в с. Походск
Браки Количество семей
русско-якутские 18
русско-чукотские 9
русско-татарские 5
русско-эвенские 4
русско-юкагирские 1
русско-украинские 1
русско-мордовские 1
однонациональные 40
Всего: 79
Характеризуя брачные отношения в группе русских старожилов по отдельным периодам, следует также отметить, что в 1970-1990-х гг. доля смешанных браков в группе заметно возрастает, превысив 50 %, а в 1990-1996 гг. зарегистрирован вообще один брак, и он является смешанным. В тот же период в русской группе, как уже отмечалось, происходит и заметное, хотя и не вполне равномерное, снижение рождаемости. Подобная тенденция отмечается и при анализе данных похозяйственных книг по Походску. В 1950-х гг. доля смешанных семей от общего количества семей с детьми составляла 14,3 %, в 1970-х гг. — 24,4 %, в 1990-х — 27,27 %. О снижении общего числа семей, имеющих детей, уже говорилось. Таким образом, и для группы русских старожилов, по данным наших источников, отмечается тенденция снижения рождаемости по мере возрастания доли смешанных браков.
Переходя к такому важному фактору, как естественный прирост населения, следует отметить, что в походской группе русских старожилов в конце 19301940-х гг. этот показатель характеризовался отрицательной величиной (вероятно, в связи с распространением здесь в этот период эпидемии туберкулёза и других лёгочных заболеваний). Показатель естественного прироста в русской группе достигает максимальной величины в 1950-х гг., когда наблюдается наиболее высокий уровень рождаемости, а вместе с тем резко снижается смертность. Затем, с начала 1960-х гг., идёт постоянное, хотя и не вполне равномерное снижение показателей естественного прироста (с 68 человек в 50-х гг. до 25 в 80-х гг.). В 1990-1996 гг. в данной группе происходит резкое снижение естественного прироста населения (см. табл. 8).
Таблица 8 — Естественный прирост в группе русских старожилов в с. Походск в период 1937-1996 гг.
(по данным ЗАГС)
Период Количество рождений Количество кончин Естественный прирост населения
1937-1939 18 19 -1
1940-1949 36 68 -32
1950-1959 93 25 68
1950-1969 74 43 31
1970-1979 38 21 17
1980-1989 35 10 25
1990-1996 13 9 4
Общее количество 307 195 112
Если не считать последнего обстоятельства, то группа походских русских и по этому показателю (так же, как и по рождаемости) отличается от популяций колымских чукчей, эвенов, юкагиров, у которых наиболее высокие показатели естественного прироста приходятся либо на 80-е, либо на 70-е гг. ХХ в.
Как и в отношении рождаемости, в динамике естественного прироста населения русских старожилов отмечается тенденция, аналогичная той, которая характерна для русского этноса в целом. По России (РСФСР) показатель естественного прироста населения был максимальным в 1950-е гг., после чего начинается постепенное, но заметное снижение (см. табл. 3). Такая тенденция вполне объяснима. поскольку русские нижнеколымские старожилы при всех особенностях являются частью русского этноса. Специфическая же особенность данной этнической группы состоит в том, что одной из важных причин снижения рождаемости и естественного прироста внутри неё является возрастающая метисация в 1960-1980-х гг. Причины снижения этих показателей в данной группе в 1990-е гг. коренятся в общем ухудшении социально-экономической ситуации в этот период как в регионе, так и в стране вообще.
Однако в целом относительно благоприятная этнодемографическая ситуация в группе походских русских старожилов даже в трудные для страны 1990-е гг. свидетельствует о том, что эта группа проявила высокий уровень жизненной стойкости. Она сохранила свой язык, основные традиции, веру с середины XVII в. до наших дней. Она сумела хорошо адаптироваться к новым условиям при всех неблагоприятных условиях, вызванных их переселением более двухсот лет назад и исторических испытаниях, выпавших на её долю. Климато-географические факторы являются системообразующими в жизни каждого этноса (этнической группы)10. В связи с тем, что исходные климато-географические условия жизни (архангельское поморье) походской группы русских старожилов незначительно отличались от новых (нижнеколымских условий), она смогла минимизировать дезадаптирующее воздействие новой этносреды и сохранить в новых условиях свой адаптационный
потенциал. Адаптационный фактор зависел, очевидно, и от относительно низкого уровня метисации в этой группе (возрастание уровня метисации у походских русских с 1960-х гг. связано со снижением у них рождаемости и естественного прироста). Кроме того, существенным фактором, способствующим адаптации русских старожилов, является сохранение ими православных религиозных традиций.
1 Чикачев А. Г Походск. Иркутск: Папирус, 1993. С. 5.
2 Там же. С. 31.
3 Аргентов А. И. Нижнеколымский край. СПб., 1879; Фольклор юкагиров Верхней Колымы: хрестоматия. Якутск, 1989. Ч. 1-2.
4 Чикачев А. Г. Указ. соч. С. 28.
5 Там же. С. 29.
6 Там же. С. 29-30.
7 Там же. С. 30-31.
8 Там же. С. 39-40.
9 Луговской С. С. Этнодемографическая ситуация в этноконтактной зоне Нижнеколымского района Якутии — Саха // Современные тенденции репродуктивных процессов у народов Севера. М.: ИЭА РАН, 1996.
10 Сухарев А. В. Этнофункциональная парадигма в психологии. М.: Институт психологии РАН, 2008.