УДК 338.48(470.62) ББК 75.81 И-20
Иванова Ирина Сергеевна, аспирант кафедры социологии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета, т.:8(961)5193503;
Передерий Вероника Анатольевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета, т. :8(903)4582668.
ЭТНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ КРАСНОДАРСКОГО РЕГИОНА
(рецензирована)
Статья посвящена анализу современной этно-социальной политики, проводимой государственными органами власти Краснодарского региона. Приводятся основные эмпирические данные, позволяющие судить об уровне толерантного сознания жителей Краснодарского края, организации мероприятий в области развития этно-социальной сферы региона. Обоснован комплекс мер в вопросах сохранения стабильных и благоприятных межэтнических отношений, предотвращению межнациональных конфликтов на территории края, воспитанию уважения подрастающего поколения к многовековым традициям России и Кубани.
Ключевые слова: этно-социальная политика, социокультурный сервис и туризм, межнациональные отношения, межэтнический диалог.
Ivanova Irina Sergeyevna, a post graduate student of the Department of Sociology and Cultural Science of the Kuban state agricultural university, tel.:8(961)5193503;
Peredery Veronika Anatolyevna, Candidate of Sociology, assistant professor of the Department of Sociology and Cultural Science of the Kuban state agricultural university, tel.:8(903)4582668.
ETHNO-SOCIAL POLICY AS A FACTOR OF THE KRASNODAR REGION TOURIST
SPHERE DEVELOPMENT
(reviewed)
The article analyzes modern ethno-social policy conducted by the Krasnodar region state authorities.
The main empirical data allowing judging the level of tolerant consciousness of the Krasnodar Territory residents and measures in the field of the ethno-social sphere development of the region are provided. A range of measures concerning preservation of the stable and favorable interethnic relations, prevention of the international conflicts in the territory, upbringing of respect in younger generation for centuries-old traditions of Russia and Kuban is grounded.
Keywords: ethno-social policy, sociocultural service and tourism, international relations, interethnic dialogue.
Краснодарский край является одним из плотно населенных и сложных по этническому составу населения регионов России, отличающийся высокой долей конфессионального разнообразия. Если взять в расчет параметр численности населения, то Краснодарский регион занимает третье место среди регионов Российской Федерации после Москвы и Московской области. По данным Краснодарстата на 1 августа 2015 г. за счет миграционного прироста численность постоянного населения края увеличилось с
начала года на 32,5 тыс. человек1.
Краснодарский регион имеет для России важное стратегическое значение: это важный сельскохозяйственный регион страны, край с наилучшими климатическими условиями (умеренно-континентальный климат), хорошо развитым агро-промышленным комплексом, с широкой рыночной инфраструктурой, с портовыми городами на Азовском и Черном морях, с близостью к Каспию [1, с. 258]. Все перечисленные факторы взаимозависимы, взаимодополняемы и взаимопроникновенны, соответсвенно: состав населения, географическое положение, условия проживания, развитие производства, уровень жизни, - влияют на степень социальной сплоченности населения, проживающего в этом регионе [2, с. 6].
Миграционная привлекательность, выгодное географическое положение, давние исторические связи существенно влияют на увеличение в Краснодарском крае армянской диаспоры, представителей народов Дагестана, азербайджанской, курдской, езидской, чеченской общин, в этих группах наблюдается сплоченность и устойчивые внутренние связи. Наблюдается приток «экономических мигрантов» с Украины и стран Закавказья. Для приобретения недвижимости и смены климатических условий сюда приезжают российские граждане из ближних регионов (Южный Федеральный Округ), а также далеких регионов нашей страны (Крайний Север). Всё это, несомненно, создает позитивный имидж Краснодарского края в глазах россиян и иностранных граждан, делает их привлекательными и тем самым влияет на рост количества туристов, посетивших наш регион [3, с. 73]. Большую часть населения края составляют русские, но небольшие социальные общности, состоящие из национально-этнических групп, компактно расположились в отдельных районах, особенно вдоль Черноморского побережья и на близлежащих территориях, где происходит интенсивное общение в виде межкультурной коммуникации.
Население Краснодарского региона в плане этнического и конфессионального разнообразия создают ряд преимуществ в плане этно-культурного богатства, креативного потенциала, миграционной и туристической привлекательности. Но с другой стороны, одновременно порождает ряд проблем, связанных с ростом межэтнической напряженности, обусловленной различными социально-политическими, экономическими и культурными факторами. В научном мире до сих пор ведется историографическая дискуссия, касающаяся проблематики полиэтничности государства, векторов его развития, совместного проживания различных этносов и народностей, так, З.Т. Плиева уделяет внимание важности изучения вопросов в области национальной политики Российской империи ещё со времен Киевской Руси с позиций выработанной единой конфессиональной направленности [4, с. 170].
Социологами длительное время изучается проблема «социокультурной интеграции \ дезинтеграции» в отношениях между этническими общностями, развернута открытая дискуссионная площадка о возможностях путях организации и функционирования полиэтничного сообщества между представителями различных социологических направлений [5, с. 8] Сотрудники Центра социальных исследований КубГАУ с сентября 2013 по сентябрь 2015 года провели социологическое исследование в рамках изучения мнения жителей Кубани по отношению к проводимой в регионе межэтнической и межконфессиональной политике властных структур. Объектом социологического исследования выступило население Краснодарского региона, а предметом исследования -этно-социальная политика как фактор развития сферы социокультурного сервиса и
1 Общие итоги естественного движения населения Краснодарского края в январе-июле 2015 года // Краснодарстат [электроный ресурс] URL: http://www.krsdstаt.gks.ru(дата обращения 10.10.2015).
туризма. Целью социологического исследования явилось изучение этно-социальной политики, взаимодействующей с туристической сферой Краснодарского региона за последние два года. Данная цель была достигнута посредством решения ряда задач, позволивших выявить:
- уровень социально-этнической и религиозной толерантности кубанских жителей;
- количество действующих общественных организаций и объединений, целенаправленностью которых, является просвещенческая деятельность по приобщению кубанцев к идеям российской государственности;
- предпочтения в разнообразии туризма со стороны молодых кубанских жителей;
- приоритетные направления и мероприятия в области развития этно-социальной политики, граничащие и способствующие, по мнению кубанских респондентов, эффективному развитию туристической сферы региона.
Проблема исследования заключалась в том, что жители Кубани неоднозначно реагируют на постоянно усиливающийся приток мигрантов, укрупнение национальных диаспор в Краснодарском регионе. Авторы статьи согласны с мнением П.Л. Крупкина, указывающего на то, что кардинальные изменения во всех сферах жизни общества отражаются на общественном сознании и ожидании людей от государства непременно позитивных перемен в будущем, и вместе с тем, ощущения граждан не имеют единого понимания развития стабильности в основных направлениях общества [6, с. 1]. Отношение к людям другой национальности, вероисповедания, социально-экономической или политической принадлежности, а также иного поведения и образа мысли сегодня тесно увязывается с осознанием в современном мире актуальности проблем толерантного воспитания и культуры населения. Новизной данного исследования явилось исследование особенностей, направлений современной этно-социальной политики Краснодарского региона с выявлением основного содержания и эффективности проводимых мероприятий в сфере межнациональных отношений со стороны государственных властных структур.
Основным методом данного исследования выступила опросная методика, применяющаяся с помощью анкетирования (в виде двух вариантов анкеты: для молодежной категории и категории зрелого населения). Эмпирические данные обрабатывались с помощью компьютерной программы SPSS. Социологическое исследование проводилось по пропорциональной выборке (1300 человек), рассчитанной с помощью возрастных (молодежь от 16 до 27 лет и взрослое население от 27 до категории свыше 50 лет), гендерных, национальных, образовательных (студенты колледжа и студенты вуза), трудовых (работающие и не работающие), территориальных (жители города и жители сельской местности), социально-демографических показателей жителей Краснодарского региона.
Анализ результатов социологического исследования свидетельствует о достаточно высоком уровне социально-этнической и религиозной толерантности кубанских жителей (87,2%). Так, чувство неприязни к представителям другой веры испытывают лишь 2,8% кубанцев (совокупность ответов «Да» и «Скорее да, чем нет» на вопрос «Испытываете ли Вы чувство неприязни к представителям другой веры?»). Негативное отношение к мигрантам (временно или длительно проживающим на территории края) высказали 11,6% респондентов. Как выяснилось 63,0% взрослого населения считают, что присутствие мигрантов на территории края доставляют неудобства и трудности региону. Среди проблем, доставляемых мигрантами Краснодарскому региону респонденты отметили: социальные (39,1%), экономические (30,4%), культурные (22,8%), политические (4,3%), криминальные (3,4%). Не принимали участия в столкновениях, основанных на межнациональной или религиозной почве 57,5% взрослого населения и 59,8% молодежи,
никогда не стали бы участником подобного 26,5% населения Кубани. Знакомы с программами по профилактике межэтнических конфликтов, проводимых Администрацией Краснодарского края, 34,3% жителей региона (среди них 74,0% взрослого населения и 11,2% молодых людей). Лично принимали участие в мероприятиях, противодействующих экстремизму на Кубани, 7,3% опрошенных респондентов.
Отметим, что среди известных общественных объединений, формирующих у молодежи Кубани позицию активного участия в развитии российской идентичности кубанскими жителями были названы следующие общественные объединения, активно действующие в регионе: волонтерское движение, казачество, профсоюзные комитеты, студсоветы, студенческие отряды, детско-юношеские коллективы, молодежные лагеря, православные организации, благотворительные фонды и молодежные форумы - 28,6%; различные административно-властные структуры: Департамент молодежной политики КК, Молодежный центр развития личности, Молодежный совет при главе города Краснодара, ГБУ КК «Молодежный кадровый центр», Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи Законодательного собрания КК, Управление по делам молодежи Краснодара «Молодежь info», ГБУ КК «Цент патриотического воспитания молодежи Кубани» - 17,6%; политические организации: Единая Россия, ЛДПР, Российское общество политологов, Молодая Гвардия Единой России - 9,8%.
Одним из ключевых моментов исследования выступил блок вопросов, связанный с выяснением участия жителей в мероприятиях, проводимых государственными органами власти Краснодарского региона за последние два года, способствующих, по мнению опрошенных, объединению россиян. Как выяснилось, основными направлениями по укреплению российской идентичности, кубанские жители считают празднование государственных и региональных праздников (24,4%): День Победы (парад Победы, шествие «Бессмертного полка»), День города, День народного единства, День молодежи, День государственного флага, День России, День семьи и верности, День урожая; проведение спортивных мероприятий, организуемых в крае (21,0%): Олимпиада в Сочи, эстафета олимпийского огня, матчи футбольных кубанских команд «Кубань» и «Краснодар», спортивные соревнования (Всероссийский день бега «Кросс нации», «Русские пробежки»); организацию для жителей края демонстраций, концертов, флэшмобов, митингов, фестивалей, форумов, благотворительных марафонов и акций (9,7%), присоединение Крыма (3,3%). В отношении культурных и благотворительных мероприятий кубанская молодежь указала проведение фестивалей: «Во славу Кубани, на благо России», «Свежий ветер», «Венок дружбы народов Кубани», «Моя вера православная», «Славянское единство», с лидирующей позицией фестиваля «Kubana».
Среди мер, необходимых для того, чтобы молодое поколение стало более внимательным к людям, которые живут с ними рядом, по мнению кубанцев (взрослой категории населения), явились: воспитание толерантной культуры с раннего детства (30,6 %), обустройство быта и жизни молодых людей (19,4%), освещение межэтнической и межконфессиональной проблематики в СМИ в виде социальной рекламы (17,5%), создание молодежных движений и объединений (15,8%), проведение тематических вечеров, лекций и бесед (9,7%), развитие благотворительности (7,0%).
Тщательно изучив и проанализировав основные направления в области этносоциальной политики Краснодарского региона за последние два года (сентябрь 2013-сентябрь 2015 гг.) и осознавая важность межнационального вопроса в развитии социальной и туристической сфер региона, можно сделать следующие заключения. Во-первых, властными и административными органами Краснодарского края создана система ежеквартального мониторинга для систематического получения сведений о тенденциях в
формировании национального состава края, как на городском, так и сельском уровнях. Во-вторых, по всей территории Кубани находит применение краевая программа по гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур. Так, в муниципалитетах края в период с 2013 по 2015 гг. реализовываются 43 программы обозначенной сферы, в том числе программы антитеррористической и общественно-политической направленности, целевые программы по сохранению исторических памятников культового значения, поддерживающие духовно-нравственное развитие населения. В-третьих, в целях расширения поля для межэтнического диалога особое внимание уделяется работе с центрами национальных культур. Подобные центры функционируют сегодня в Краснодаре, Сочи, Новороссийске и Армавире.
Работа центров, основанная на вовлечении в единый созидательный процесс людей разных национальностей, способствует формированию модели общероссийской идентичности, развитию устойчивого и открытого диалога власти, правоохранительных органов и национальных общин. Невозможно не согласиться с мнением Е.И. Холостовой, которая подчеркивает универсализм проведения социальной политики государства с различными сферами жизнедеятельности общества, в том числе с формированием социальной сплоченности общества и социальной стабильностью, повышением уважения к личности, независимо от его возраста, образования, вероисповедания, национальности и других признаков неравенства [7, с. 6].
В-четвертых, за последнее время на Кубани значительно расширился комплекс мер по профилактике социальной напряженности среди населения в информационном пространстве. В целях создания позитивного информационного имиджа функционирует сайт Центра национальных культур Краснодарского края (ККОО «Центр национальных культур). Данная организация была создана в 1992 году по общей договоренности восьми национально-культурных общественных объединений края для укрепления межнационального мира и согласия в регионе. Центр активно взаимодействует с религиозными организациями, миграционными службами Краснодарского края, Управлением по связям с общественностью, военнослужащими и казачеством Краснодара, им организуются круглые столы, международные конференции и семинары по проблемам межнациональных отношений, защите прав национальных меньшинств. В Краснодарском крае уделяется большое внимание развитию новых направлений в области медийной политики, в том числе социальной рекламе. В 2014 года в 14 территориях края на въездах -выездах размещены баннеры с лозунгами о межнациональном согласии народов Кубани. Усилиями специалистов департамента внутренней политики администрации Краснодарского края создан видео-банк программных мероприятий, широко используемый краевыми и муниципальными СМИ. За последние пять лет значительно выросло количество молодежных приложений по межнациональной тематике в муниципальных печатных и электронных изданиях, отражающих позитивный информационный общественный заряд. При проведении общественно значимых мероприятий активно используются видеоролики «Народов много - страна одна», «Кубань многонациональная»2.
Анализ настроений жителей Кубани показывает, что различные слои населения, среди которых: молодежь, зрелое население, пенсионеры, а также административные и властные структуры, общественные культурные объединения едины во мнении, что в
2 Отчет о выполнении долгосрочной краевой целевой программы «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае»// Департамент внутренней политики администрации Краснодарского края [электронный ресурс] URL: http://www.krasnodar.ru/ content/678/show/50780/ (дата обращения 15.01.2015).
числе приоритетных направлений в области развития региональной политики необходимо укреплять государственность, общероссийскую идентичность, воспитывать уважение к вековым традициям России и Кубани. Одной из стратегических задач, стоящих перед российским государством является финансирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а также достижение высокого уровня жизни среди населения [8, с. 8] Осуществление правительством Российской Федерации необходимых перемен в основных направлениях социальной политики в виде конкретных программ за последние годы привело к значительным позитивным изменениям во всех сферах жизни российского общества, в том числе в повышении уровня жизни и снижения уровня бедности среди населения Краснодарского края [9, с. 161].
Практические положения проведенного социологического исследования по выявлению приоритетных направлений этно-социальной политики региона, уровня социально-этнической и религиозной толерантности жителей Краснодарского края, предпочтений в туризме со стороны молодых кубанских жителей могут быть использованы представителями органов региональной законодательной и исполнительной власти Краснодарского края по реализации этно-социальной политики и работы с молодежью, общественными и религиозными организациями, а также туристическими компаниями, занимающимися развитием внутреннего и экологического туризма на Кубани.
Подводя итоги анализа основных направлений и мероприятий в сфере межэтнической и межконфессиональной политики в Краснодарском крае, отметим, что данная сфера находится под пристальным вниманием и контролем руководства региона, а проводимые мероприятия учитывают сложность межнациональных отношений. Это позволяет координировать работу и сглаживать возникающие время от времени противоречия в данной сфере, требуя от власти эффективного управления в межэтнических и межконфессиональных взаимоотношениях с постоянным пересмотром и обновлением программ в области этно-социальной и этно-политической политики [10, с. 45]. Во многом благодаря успешности этой политики, а также преимуществам географического положения Краснодарский край продолжает оставаться лидером среди регионов России по туристической привлекательности. Очевидно, что туризм на Кубани -одно из ключевых направлений развития региона, обусловленная особенностями географического и этнокультурного положения. Туристическая сфера края весьма активно развивается, соответственно каждый год можно наблюдать новые шаги в инфраструктурном и сервисном развитии курортно-туристического комплекса края. Согласно оценкам специалистов Министерства туризма Краснодарского края, в целях развития сферы ежегодно учитывается спрос и вкусы туристов, бережно используя ландшафтные и исторические условия Кубани. Климатические и географические особенности курортов и здравниц Краснодарского края характеризуются уникальным набором средних многолетних параметров и их сочетанием, которые считаются специалистами наиболее комфортными, создают наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышают эффективность санаторно-курортного лечения.
В результате прямые и косвенные доходы от туризма могут увеличиться в краткосрочной и затем сократиться в долгосрочной перспективе, что негативно скажется на финансовом положении как самого санаторно-курортного и туристского комплекса, так и на экономике курортных городов и районов края.
Нужно отметить, что основные направления этно-социальной политики региона доказали свою эффективность и позволят руководству края контролировать «болевые
точки» межэтнического взаимодействия. Краснодарский край в силу своего природного и геоклиматического положения будет сохранять роль лидера курортно-туристической сферы России, однако протекающие и грядущие перемены в социально-экономической ситуации актуализируют задачу прогнозирования и профилактики рисков в развития курортно-туристического комплекса. Очевидно, что основными направлениями в развитии курортно-туристического комплекса края должна стать работа по снижению себестоимости и повышению качества рекреационных и оздоровительных услуг, а также работа в сфере развития новых видов туризма на территории края.
Литература:
1. Скрипниченко Л.С. Институциональные особенности внешней трудовой миграции в регионе // Общество, наука и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции (14 февраля 2015 г): в 2-х ч. Ч. 2. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 258-260.
2. Социальная сплоченность как историческая и практическая проблема России в современных условиях: монография / П.Д. Павленок [и др.]. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2015. 233 с.
3. Peronika Perederiy and Irina Ivanova, Krasnodar region types of tourism: main features and development opportunities Proceedings of the NETOUR international tourism conference: "Tourism in transition economies: issues and challenges" hosted by University of Extremadura in Cáceres, Spain (13-15th September 2015). URL: http://www.netour.eu/wr-resource/ent17/1/ebook NETOUR Conference Proceedings.pdf
4. Плиева З.Т. Центр и Северный Кавказ - к вопросу о генезисе российской национальной политики // Научное мнение. 2013. № 11. С. 170-173.
5. Савченко И.А. Многоэтничное сообщество в поисках маршрута интеграции: идеология, наука и практика: монография. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2014. 189 с.
6. Крупкин П.Л. Россия и современность. Проблемы совмещения. Опыт рационального осмысления: монография [Электронный ресурс]. М.: Флинта, 2010. 568 с. URL: http: //www.thelib.ru Электронная библиотека Thelib.ru.
7. Холостова Е.И. Социальная работа и социальная сплоченность общества: учебное пособие для бакалавров [Электронный ресурс]. М.: Дашков и К°, 2015. 128 с.
8. Халевинская Е.Д. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве: монография. М.: Магистр, 2012. 200 с.
9. Джандубаев М.Р. Приоритеты развития социальной политики в России в современных условиях // Бизнес в законе. 2013. №1. С. 159-161.
10. Фадеичева М.А. Полиэтническое общество и стратегии этнической политики государственной власти // Социум и власть. 2013. №2(40). С. 45-49.
References:
1. Skripnichenko L.S. Institutional features of external labor migration in the region//Society, science and innovations: collection of articles of the International scientific and practical conference (February 14, 2015): in 2 p. P. 2. Ufa: Aeterna, 2015. P. 258-260.
2. Social unity as a historical and practical problem of Russia in modern conditions:a monograph /P. D. Pavlenok [andoth.]. 2nded. M.: INFRA-M, 2015. 233p.
3. Peronika Perederiy and Irina Ivanova, Krasnodar region types of tourism: main features and development opportunities Proceedings of the NETOUR international tourism conference: "Tourism in transition economies: issues and challenges" hosted by University of Extremadura in Cáceres, Spain (13-15th September 2015). URL: http://www.netour.eu/wr-resource/ent17/1/ebook NETOUR Conference Proceedings.pdf
4. Pliyeva Z.T. The center and the North Caucasus - to the question of genesis of the Russian nationalpolicy//Scientific opinion. 2013. No. 11. P. 170-173.
5. Savchenko I.A. Multiethnic community in search of an integration route: ideology, science and practice: a monograph. 2nd ed. M.: INFRA-M, 2014. 189 p.
6. Krupkin P. L. Russia and modernity. Combination problems. Experience of rational judgment: a monograph [An electronic resource]. M.: Flinta, 2010. 568 p. URL: http://www.thelib.ru Electronic library Thelib.ru.
7. Kholostova E.I. Social work and social unity of society: manual for bachelors [An electronic resource]. M.: Dashkov and Co, 2015. 128 p.
8. Khalevinskaya E.D. Integration, cooperation and development in the former Soviet Union: a monograph. M.: Master, 2012. 200 p.
9. Dzhandubayev M.R. Priorities of social policy development in Russia in modern conditions/Business in law. 2013. No. 1. P. 159-161.
10. Fadeicheva M. A. Multiethnic society and strategies of the government ethnic policy //Society and power. 2013. No. 2(40).