Научная статья на тему 'Этнический туризм в Карелии: мнение потребителей'

Этнический туризм в Карелии: мнение потребителей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнический туризм / республика Карелия / онлайн-анкетирование / ethnic tourism / Republic of Karelia / online survey

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пономарева И. Ю., Черкасов Н. Р.

В статье приводятся результаты оценки осведомленности и заинтересованности потенциальных потребителей в этнотуристическом продукте Республики Карелия. В работе используются статистические, аналитические методы исследования, а также опрос с помощью сервиса Google. Формы. Анализ степени изученности вопроса этнического туризма Карелии позволил выявить несколько ключевых проблем, тормозящих его развитие, и показал актуальность данного исследования. На основе проведенного онлайн-анкетирования делается вывод о достаточно большой степени осведомленности респондентов об этническом туризме в Карелии и об их заинтересованности в турпродукте подобного вида, особенно в форме этнофестивалей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Пономарева И. Ю., Черкасов Н. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic tourism in Karelia: consumer opinion

The article presents the results of assessing the awareness and interest of potential consumers in the ethnotourism product of the Republic of Karelia. The work uses statistical and analytical research methods, as well as a survey using the Google Forms service. An analysis of the degree to which the issue of ethnic tourism in Karelia has been studied has revealed several key problems hampering its development and has shown the relevance of this research. Based on the online survey, it is concluded that respondents have a fairly high degree of awareness of ethnic tourism in Karelia and their interest in tourism products of this type, especially in the form of ethnic festivals.

Текст научной работы на тему «Этнический туризм в Карелии: мнение потребителей»

Этнический туризм в Карелии: мнение потребителей Ethnic tourism in Karelia: consumer opinion

Пономарева И.Ю., Черкасов Н.Р.

I. Ponomareva, N. Cherkasov

В статье приводятся результаты оценки осведомленности и заинтересованности потенциальных потребителей в этнотуристическом продукте Республики Карелия. В работе используются статистические, аналитические методы исследования, а также опрос с помощью сервиса Google. Формы. Анализ степени изученности вопроса этнического туризма Карелии позволил выявить несколько ключевых проблем, тормозящих его развитие, и показал актуальность данного исследования. На основе проведенного онлайн-анкетирования делается вывод о достаточно большой степени осведомленности респондентов об этническом туризме в Карелии и об их заинтересованности в турпродукте подобного вида, особенно в форме этнофестивалей.

The article presents the results of assessing the awareness and interest of potential consumers in the ethnotourism product of the Republic of Karelia. The work uses statistical and analytical research methods, as well as a survey using the Google Forms service. An analysis of the degree to which the issue of ethnic tourism in Karelia has been studied has revealed several key problems hampering its development and has shown the relevance of this research. Based on the online survey, it is concluded that respondents have a fairly high degree of awareness of ethnic tourism in Karelia and their interest in tourism products of this type, especially in the form of ethnic festivals.

Ключевые слова: этнический туризм, республика Карелия, онлайн-анкетирование

Keywords: ethnic tourism, Republic of Karelia, online survey

Этнический туризм представляет собой одну из форм культурно-

познавательного туризма, которая фокусируется на взаимодействии

туристов с этническими группами, их естественной средой жизни, а также с

60

их культурным наследием. Карелия, как регион с уникальными природными культурно-историческими ресурсами, включающими проживающие на его территории этнических общностей, представляет огромный интерес. Однако, несмотря на это, а также на потенциальные выгоды для местной экономики и культуры, этнический туризм в Республике Карелия сталкивается с рядом проблем.

В работе был проведен анализ статей российских авторов, который позволил выявить ключевые факторы, тормозящие развитие этнического туризма в Республике Карелия и нуждающиеся в решении:

• Проблема сохранения этнической культуры Карелии. Существует опасение, что активное вовлечение туристов может привести к коммерциализации и утрате аутентичности этнической культуры. Этот вопрос изучался Гончаровой E. H. в работе «Этнографический туризм как способ возрождения и сохранения этнокультурного наследия народов» [1], Кедровой И. В. в работе «Этнотуризм как перспективная форма сохранения этнической культуры» [2] и Михайловой Н. В. в исследовании «Проблематика этнического туризма в современном мире» [3].

• Недостаточная развитость инфраструктуры Карелии. Данная проблема встает особенно остро из-за удаленности многих объектов показа этнического туризма и может служить препятствием для удобного и безопасного путешествия по региону. Этот вопрос поднимался в работе Слепцовой М.О. «Туристская инфраструктура Республики Карелия: проблемы и пути решения» [4], в труде Гречихиной А.В., Ястребовой И.М. «Инновационный подход при проектировании туристической инфраструктуры в условиях карельского региона» [5] и в исследовании Бобкова Н.Е. «Динамика основных показателей развития туризма и туристской инфраструктуры в Республике Карелия» [6].

• Проблема утери объектов историко-культурного наследия

Карелии. Изучением этого вопроса и поиском путей его решения

занимались Мкртчян Г. в своем труде «Роль и место национальных и

61

этнических деревень в развитии туризма» [7], Дьяконова М.В. в работе «Проблемы сохранения историко-культурного наследия северных территорий Республики Карелия, находящихся в составе арктической зоны РФ» [8], Громов В.В. в своем исследовании «Живые традиции Нурмольской Карелии: проектный подход к изучению, сохранению и использованию историко-культурного наследия» [9].

Однако, несмотря на широкий спектр освещенных в рассмотренных работах проблем, вопросы изучения мнения потенциальных потребителей продукта этнотуризма на настоящий момент затронуты не были.

С целью исследования мнения потенциальных потребителей о современном состоянии этнического туризма в Республики Карелия и оценки их заинтересованности в этнотуристическом продукте Карелии в работе было проведено онлайн-анкетирование с помощью сервиса Google Формы. Анкета размещалась в социальных сетях, таких как Одноклассники, ВКонтакте и в каналах мессенджера Телеграмм. Опрос распространялся на стенах и в комментариях тематических сообществ, связанных с Республикой Карелией, и в группах этнического туризма. Фиксирование ответов производилось с помощью инструмента Google Формы.

В опросе приняло участие 100 чел., из которых 65 - мужчин и 35 -женщин. Распределение респондентов по возрасту показано на диаграмме рисунка 1.

3 5-45 ста """ ' "" 11%

25-35 57%

Рис. 1. Распределение респондентов по возрасту.

Таким образом, большая часть респондентов (57 %) - молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. На вопрос: «Вы когда-либо участвовали в этнических экскурсиях или мероприятиях?» 71 % опрошенных дал положительный ответ, а 29 % - отрицательный.

На рисунке 2 представлена диаграмма с ответами на вопрос: «Как Вы узнали о туристических возможностях Республики Карелия?».

Рис. 2. Источник информации для респондентов о туристических возможностях Республики Карелия.

Как показали результаты опроса, большая часть респондентов получила информацию из социальных сетей (60 %) и из рекомендаций друзей (25 %); туристические агентства проинформировали 11 % респондентов, а статьи в журналах или Интернете как источник информации указали лишь 4 % опрошенных.

На диаграмме рисунка 3 представлены результаты ответов респондентов на вопрос: «Какие формы этнического туризма Вам наиболее интересны?». Данные диаграммы показывают, что этнические фестивали Республики Карелии вызывают наибольший интерес респондентов (50 % опрошенных): это подтверждает факт, что многие фестивали и события являются генераторами турпотока [10]. Далее следуют экскурсии (19 %) и кулинарные туры с мастер-классами (по 16 %).

Экскурсии

■ Фестивали

■ Мастер-классы

■ Кулинарные туры

Рис. 3. Сегментация респондентов по интересу к формам этнического туризма Карелии.

На вопрос анкеты о доступности этнического туризма в Карелии 87 % респондентов посчитали эту форму путешествий доступной. Однако при оценке факторов, мешающих развитию этнического туризма Республики Карелия, большая часть анкетируемых (47 %) назвала высокую стоимость таких поездок (рисунок 4).

Рис. 4. Результаты ответов на вопрос: «Что, по Вашему мнению, мешает развитию этнического туризма в Карелии?»

Профессионализм организаторов этнотуров в Карелию как очень высокий и высокий оценили 27 % и 33 % респондентов соответственно;

Слабая

Нехватка оригинальных мероприятий 31%

25 % опрошенных оценили его как средний, а 15 % считает уровень профессионализма организаторов этого вида путешествий низким.

Большая часть респондентов (74 %) готова порекомендовать этнотуры в Карелию друзьям и знакомым; не уверены, что дадут такую рекомендацию, 21 % и лишь 5 % опрошенных от рекомендаций воздержится.

Итак, исследование показало, что в работах российских ученых, посвященных этническому туризму в Карелии, вопросы изучения мнения потенциальных потребителей продукта этнотуризма не затрагивались. Проведенное онлайн-анкетирование с помощью сервиса Google Формы выявило, что целевой аудиторией этого вида путешествий является молодежь в возрасте 25 - 35 лет. Большинство респондентов получили информацию об этническом туризме Карелии из социальных сетей. Наиболее привлекательной формой этнического туризма являются фестивали. Несмотря на доступность этнотуризма, одним из факторов, тормозящих его развитие, является высокая стоимость турпродукта. Большая часть респондентов оценивают уровень профессионализма организаторов этнического туризма в Карелии как высокий и готова порекомендовать этнотуры в Карелию друзьям и знакомым. Все это позволяет охарактеризовать этнический туризм как популярный и перспективный вид путешествий, который определенно целесообразно развивать в Карелии.

Литература

1. Гончарова E.H. Этнографический туризм как способ возрождения и сохранения этнокультурного наследия народов // Язык и культура в эпоху интеграции научного знания и профессионализации образования. 2023. № 41. С. 298 - 303.

2. Кедрова И. В. Этнотуризм как перспективная форма сохранения этнической культуры // Этническая культура. 2020. № 2(3). С. 10 - 13.

3. Михайлова Н. В. Проблематика этнического туризма в современном мире // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2019. № 4. С. 102 - 110.

4. Тонкошкуров И.В. Тонкошкурова, Н.С. Этнокультурное наследие как фактор развития въездного туризма в Сибирском федеральном округе. // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №38 . С.63 - 68.

5. Гречихина А.В., Ястребова И.М. Инновационный подход при проектировании туристической инфраструктуры в условиях карельского региона // Сборник научных статей / Политехнический ин-т. Великий Новгород, 2024. С. 42 - 49.

6. Бобков Н. Е. Динамика основных показателей развития туризма и туристской инфраструктуры в Республике Карелия // Фундаментальная и прикладная наука: актуальные вопросы теории и практики / Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. С. 103 - 105.

7. Мкртчян Г. Роль и место национальных и этнических деревень в развитии туризма // Инновации в развитии туризма, профессионального туристского образования и муниципального управления: материалы VII Международной научной школы магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Российская международная академия туризма; Под научной редакцией Е.В. Мошняги. 2016. С. 146 - 153.

8. Дьяконова М. В. Проблемы сохранения историко-культурного наследия карел // Притяжение Севера: язык, литература, социум. Ч. 1 : материалы I Международной научно-практической конференции. Издательство ПетрГУ, 2018. С. 308 - 318.

9. Громов В. В. Живые традиции Нурмольской Карелии: проектный подход к изучению, сохранению и использованию историко-культурного наследия // Рябининские чтения. Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. С. 621 - 624.

10. Мишунина Г.Е., Пономарева И.Ю., Танкиева ТА. Российский событийный туризм. Опыт Тульской области // Российские регионы: взгляд в будущее. 2019. Т. 6. № 3. С. 54 - 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.