УДК 39:913(571.56)
Григорьев Степан Алексеевич
кандидат исторических наук, научный сотрудник сектора арктических исследований
Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
ЭТНИЧЕСКИЙ ЛАНДШАФТ ЯКУТИИ КАК ОБЪЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА [1]
Grigoryev Stepan Alekseevich
PhD in History, Research Associate of the Arctic Researches Center, Institute for the Liberal Arts Researches and the North Indigenous Nations’ Studies, Russian Academy of Sciences
ETHNIC LANDSCAPE OF YAKUTIA AS AN ECOTOURISM OBJECT [1]
Аннотация:
Статья посвящена национальной культуре коренных народов Якутии. Рассмотрен культурный потенциал истории и традиций аборигенных этносов для развития экологического туризма. Подчеркивается особое значение традиционного хозяйствования и духовной культуры коренных народов Севера в формировании местных культурных ландшафтов. Особое внимание в работе уделено описанию культурной и этнической составляющей жизни русских арктических старожилов, которым удалось сохранить национальное самосознание и родной язык, одновременно тесно контактируя с местным населением.
Ключевые слова:
культурный ландшафт, коренные народы, этническое пространство, национальная культура, традиционное хозяйство, Якутия.
Summary:
The article deals with the national culture of the indigenous peoples of Yakutia. The author considers the cultural potential of the history and traditions of the indigenous ethnic groups for the development of ecotourism. The specials attention is paid to the particular importance of the traditional economic and spiritual culture of the indigenous peoples in the formation of the local cultural landscape. The paper also describes cultural and ethnic aspects of the life of Russian Arctic long-time residents who managed to keep the national identity and native language, at the same time making close contacts with the local people.
Keywords:
cultural landscape, indigenous peoples, ethnic space, national culture, traditional economy, Yakutia.
На сегодняшний день экологический туризм становится одной из наиболее развивающихся отраслей мировой туристической индустрии. Будучи самым большим регионом Российской Федерации, Республика Саха (Якутия) является привлекательным для туристов местом благодаря многообразию природных условий и ресурсов, обусловленных физико-географическим положением ее территории.
В Якутии сохранилось множество мест, где природа осталась в первозданном виде. В этой уникальной природной среде, входящей в пределы четырех географических зон: таежных лесов (почти 80 % площади), тундры, лесотундры и арктической пустыни, - обитают редкие виды животных и птиц. Наиболее интересными для экотуристов являются особо охраняемые природные территории, созданные в целях сохранения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, биологических ресурсов и их генетического разнообразия, а также для изучения глобальных биосферных процессов и экологического воспитания населения.
Помимо уникальности природной среды территория Республики Саха (Якутия) известна как место проживания коренных народов Севера, различных по численности, хозяйственным занятиям, языку и культуре. Национальная культура населяющих ее народов представляет собой пример активного взаимодействия и взаимовлияния различных культурных традиций. Современные мировые тенденции экономической, политической и культурной интеграции, несмотря на свое положительное влияние, несут в себе несомненную угрозу ассимиляции малочисленным этносам: «Аборигенные этносы арктических районов Якутии, в результате сильнейшего воздействия промышленного освоения, развала Советского Союза, экономического кризиса 1990-х гг. и в целом планетарных цивилизационных процессов, испытывают две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, у этих народов еще достаточно сильны традиционные устои жизни: большую роль играют родоплеменные связи..., велико значение общины и стремление к сохранению культурной самобытности; с другой - наблюдается активное проникновение рыночных отношений, отмечены тенденции перехода от кочевого к оседлому образу жизни, при этом часть целых поколений аборигенных этносов утратила знание родного языка» [2, с. 115]. Возрастающая скорость, с которой происходят эти изменения, создает необходимость принятия мер по сохранению этнического наследия в любых формах и образах.
Одной из важнейших целей экотуризма является ознакомление с национальной культурой народов в местах их традиционного проживания. Для коренных этносов Якутии традиционное хозяйствование остается этнической нишей, диктующей уклад и образ жизни. В региональном и среднероссийском общественном сознании они продолжают фактически жить жизнью своих предков, не оказывая ощутимого влияния на современный индустриально-технологический мир [3, с. 48].
Наиболее древними артефактами культуры и истории коренных народов Якутии являются памятники археологии, в том числе наскальные изображения, обладающие высокой наглядностью и информативностью. Наскальное искусство - важнейший источник информации, дающий представление о духовном мировоззрении далеких предков. По данным археологии, первые наскальные изображения в Якутии появились в позднем палеолите. Это своеобразное художественное творчество древнего населения получило дальнейшее развитие и семантически усложнилось в неолитическое время, а затем в эпоху бронзы и раннего железного века. Рисунки наносились на скалы и в период позднего Средневековья [4, с. 146].
Факты археологии, генетики, антропологии и лингвистики свидетельствуют о том, что истоки этнической специфики народов Севера могут быть прослежены до неолита и мезолита. Многие исследователи усматривают в семантике наскальных изображений проявления религиознокосмогонических представлений древних людей и связывают их сюжеты с таким явлением, как шаманизм. Эта архаическая религиозная система, возникнув в глубокой древности, устойчиво воспроизводится в различных регионах, временах и культурах. Анимистические представления северных народов оказались очень устойчивыми, так как сохранились до наших дней. Культурологами отмечается, что именно религиозный синкретизм позволил сохранить единство, целостность и преемственность духовной культуры северных народов [5, с. 48].
Следует отметить, что наскальные росписи, несущие, по всей видимости, сакральный смысл, являются, в свою очередь, лишь частью определенного культурного комплекса, особого пространства, предназначенного для совершения ритуально-магических действий. При этом именно изображения выделяют определенный географический объект, делая его частью местного культурного ландшафта.
При ознакомлении с этническими традициями народов Якутии особого внимания заслуживает национальная культура якутов как самого многочисленного коренного этноса в пределах Республики Саха (Якутия). Несмотря на свое географическое положение, традиционное хозяйство и материальная культура якутов имеют много черт, сходных с культурой скотоводческих народов Центральной Азии. На территории центральной Якутии в течение длительного времени складывалась и развивалась особая модель хозяйства, сочетающая скотоводство и такие виды промыслов, как рыболовство и охота, адаптированные к суровым климатическим условиям Восточной Сибири. Аналогичные связи прослеживаются в традиционных представлениях и верованиях якутов, формирование которых проходило в общем русле мифологического мышления, присущего тюрко-монгольскому миру.
Особый интерес для желающих ознакомиться с национальными традициями якутов представляет летний национальный праздник Ысыах. Уходящий своими корнями в глубокую древность якутский Ысыах (праздник встречи нового года), несмотря на постоянное внешнее культурное влияние, сумел сохранить свою самобытную ритуально-обрядовую форму и в настоящий момент переживает процесс возрождения.
Как показывают теоретические исследования праздничной культуры различных народов мира, важнейшим механизмом передачи культурной традиции из поколения в поколение являются именно праздники. Ысыах как символ культуры представляет собой сложное, многофункциональное явление, в котором отразились черты хозяйственно-культурной, социальной, этнической и духовной жизни якутов на разных этапах исторического развития. В то время как культурный генофонд якутского этноса постепенно разрушался, его национальный праздник оставался единственной культурной нишей, где еще сохранялась этническая специфика народа: самосознание, социокультурные ценности, архаичные обряды и ритуалы, традиционное мировоззрение, музыкальная культура [6, с. 148].
В древности праздник Нового года у скотоводческих народов был тесно связан со временем приплода скота и изобилием мяса, молока, молочных продуктов. В этом отношении и якутский Ысыах представлял собой скотоводческий праздник, в котором ярко отразились изменения, происходившие в хозяйственной деятельности. Якутский Новый год осмысливался как рождение Природы и Человека и означал восполнение ресурсов жизни. Следует отметить, что в Ысыахе ярко отразилась экологическая культура якутов с ее комплексом почитания природы и бережным отношением ко всему живому.
Во многом схожие традиции можно увидеть также у коренных малочисленных народов Якутии. В их культуре, мировоззрении и образе жизни ярко проявляются экологический и гуманистический характер взаимодействия человека с природой. Представления народов Севера об особой сакральной связи, соединяющей людей и все живое и неживое узами невидимых взаимоотношений и уважения, определяют все аспекты их материальной и духовной жизни [7, с. 621]. В этом плане их культура имеет много общего с якутской, но тем не менее является самобытной и имеет немало ярких особенностей, обусловленных своими обычаями и спецификой хозяйственной деятельности.
Значительный интерес в культуре малочисленных народов Якутии представляет обрядовый фольклор, в котором можно найти и проследить процессы эволюции древнейших архетипи-ческих сюжетов (обрядов, мифов, сказаний и т. д.) в условиях изоляции и взаимодействия культур. Наиболее широко известны песенные, танцевальные и музыкальные традиции, находящие свое применение в проведении обрядов, ритуалов, традиционных праздников и привлекающие внимание своей необычностью.
Малочисленные народы Якутии, как и большинство народов Севера, по своему мировоззрению и религиозным верованиям относятся к политеистам, анимистам и шаманистам. У них существовало множество богов и духов, олицетворявших различные силы и явления природы. Кроме того, они верили, что все на свете: животные, горы, реки, деревья, предметы, изготовленные человеком, - имеет душу и умеет страдать, радоваться, обижаться, поэтому со всеми душами окружающего мира человек должен уметь находить общий язык и стремиться жить в гармонии.
К сожалению, современное состояние культуры малочисленных народов Якутии вызывает определенные опасения. Несмотря на то что в целом ее традиционные формы остаются устойчивыми, существует ряд серьезных проблем, связанных с сохранением и развитием художественных жанров и обрядовых обычаев. Крупные перемены, произошедшие в советское время, оказали существенное влияние на культуру северных меньшинств. Переход на оседлость в связи с созданием системы современных поселков, разрушение самобытного уклада жизни, преобразование исконных занятий привели к утрате многих традиционных видов художественно-ремесленных промыслов. Тем не менее можно констатировать, что, несмотря на наличие проблем, связанных с сохранением языков и обычаев, аборигенные этносы сумели сохранить богатое культурное наследие, в котором сконцентрирован многовековой опыт, отражающий глубокие этнические традиции.
Ознакомление с этническим колоритом Якутии было бы не полным без упоминания о русских арктических старожилах - особой этнической группе, образовавшейся в результате длительного, почти векового, смешения русских первопроходцев с аборигенами в низовьях рек Индигирка и Колыма. Она состоит из двух локальных общностей - походчан (колымчан) и русско-устьинцев (индигирцев). По способу ведения хозяйства (рыболовство, песцовый промысел и ездовое собаководство) русские арктические старожилы близки к юкагирам и северным якутам.
Живя в окружении аборигенов, отчасти смешиваясь с ними, арктические русские старожилы сохранили почти в неприкосновенности родной язык, устное народное творчество и русское этническое самосознание. За сравнительно короткий исторический срок русскими северянами здесь выработаны уникальные промежуточные структуры, они сумели органически вписаться в полярный ареал, воспитать в себе высокую экологическую культуру и тонкую этику межнационального общения [8, с. 290-292].
Следует отметить, что, как уже было упомянуто выше, колымо-индигирская старожильческая группа, несмотря на свою малочисленность, смогла сохранить значительную часть своей материальной культуры, оригинальное своеобразие родного старинного языка и национальное самосознание. Главную роль здесь сыграло, скорее всего, то, что северорусским переселенцам не пришлось резко менять свой хозяйственно-культурный тип. Поэтому, несмотря на наличие постоянных контактов с местным населением, эта группа не продвинулась дальше стадии этнической адаптации. При этом культура русских арктических старожилов стала ярким проявлением многовариантности сочетания различных природных и культурных компонентов, разнородных лексической, хозяйственной и мировоззренческой картин, что привело к созданию уникальных хозяйственно-культурных комплексов на территории Якутии [9, с. 78].
Культурно-этнографические особенности Якутии являются одним из важнейших ресурсов для развития туризма. Несмотря на усилившиеся в последнее время тенденции глобализации и унификации культур, коренные народы Севера продолжают сохранять свои уникальные этнические традиции. Национальные праздники, обряды, ритуалы, дающие возможность приобщиться к древним традициям северных аборигенов, позволят всем желающим не только окунуться в их
особый духовный мир, но и ознакомиться с их экологическими традициями, способами гармоничного сосуществования с окружающей средой, что, в свою очередь, является одной из приоритетных задач экологического туризма во всем мире.
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 12-06-98505-р_восток_а).
2. Сулейманов А.А. Якутия и международное научное сотрудничество в Арктике в конце ХХ столетия. Новосибирск, 2012.
3. Винокурова Л.И. Земля как пространство жизнедеятельности аборигенов Якутии в 1960-1990 гг. // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12/2. С. 48-51.
4. Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. Новосибирск, 1994.
5. Кузьмина Л.А. Наскальное искусство как национальное наследие и проблема его «освоения» в туристических целях // Циркумполярная культура : Памятники культуры народов Арктики и Севера. Якутск, 2000. С. 47-52.
6. Романова Е.Н. Якутский праздник Ысыах : Истоки и представления. Новосибирск, 1994.
7. Роббек В.А. Устойчивое развитие народов Севера России: фундаментальные и прикладные исследования : сб. науч. ст. Новосибирск, 2011.
8. Чикачев А.Г. Русские в Арктике: полярный вариант культуры : ист.-этногр. очерки. Новосибирск, 2007.
9. Боякова С.И. Русские старожилы Якутии: культура и ландшафт // Арктика и Север. 2012. № 9. С. 73-80.