этнический компонент в содержании образовательных программ «дизайн»
Н. В. Белкина, С. В. Щедрина
В статье рассматривается структура и типология дизайнерской деятельности, вузовские образовательные программы для будущих дизайнеров и место в них этнического компонента. Программы, разработанные в Институте культуры и искусств Воронежского педагогического университета, ориентируются по трем направлениям: дизайн среды, дизайн костюма и графический дизайн. Выявлен этнокультурный региональный компонент — спецдисциплины «Музейная практика» и «История костюма», разработаны программы с выходом на реальные объекты Воронежской области.
«Дизайн» — слово, которое сегодня употребляется обывателями достаточно часто, во всех сферах жизни, людьми разных возрастов, профессий и специальностей. А что же такое дизайн для профессионалов? Термин «дизайн» сегодня употребляется как характеристика процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса — проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также реализованных проектов — изделий (бытовая техника, мебель, одежда и т. д.), средовых объектов (фасады, интерьеры зданий и др.), полиграфической продукции и т. д. [1].
Суть, предназначение и возможности дизайна, его место в производственно-экономической и культурной сферах общества не всегда ясны не только основной массе обывателей, предпринимателей, абитуриентов учебных заведений. Практики со стажем, искусствоведы, педагоги и философы расходятся в оценках целей, задач, перспектив этого феномена ХХ в.
Слово «дизайн» в русском языке появилось относительно недавно. Оно заимствовано из итальянского языка и имеет множество значений. «Designо» означает не только чертеж или рисунок, но и всю область работы художника. Это замысел, намерение, модель и композиция — все это включает понятие дизайна. Смысловые корни термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» — определять, обозначать. Итальянское «dsegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI в. В разных культурах принято называть дизайнерскую деятельность по-разному: польский язык использует выражение «wzornictwo
prezemyslowe», в немецком языке употребляют термин «formgebung». B 1959 г. в качестве международного обозначения слова «Дизайн» был принят термин «индустриальный дизайн». Это явление в англоязычных, а затем и в других странах обозначалось термином «industrial design» — индустриальный дизайн. В дизайне сфокусирован комплекс явлений, связанных с хозяйственно-экономической жизнью общества, явлениями культуры в целом и искусства в частности. Деятельность, предваряющая изготовление изделий и создание средовых объектов — проектная деятельность:
— массовое машинное промышленное производство;
— урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в крупных городах);
— развитие науки, техники, использование достижений науки и техники в повседневной жизни (электроэнергия, телефон, телеграф, фотография, новейшие средства транспорта, звукозапись, кинематограф и т. д.);
— традиции и опыт художественно-прикладных ремесел;
— архитектурное проектирование;
— инженерное проектирование;
— процессы в искусстве: от классического искусства к импрессионизму как многоплановому явлению;
— кризис аналитических процессов в изобразительном искусстве.
С момента зарождения и особенно с началом американского периода (1930-е гг.) дизайну присущ коммерческий характер. Наряду с новыми технологиями, оригинальными инженерными решениями, организационными нововведениями, дизайн стал неотъемлемым фактором повышения конкурентоспособности.
В последней трети XX столетия дизайн превратился в глобальное явление постиндустриального общества, охватившее новые области проектной практики, включая не имеющие непосредственной связи с проектно-графическими методами.
Расширение и развитие дизайна как вида проектной деятельности, охват им новых областей приложения обусловлены сутью и методологическими особенностями дизайн-проектирования, а также широким спектром англоязычных значений слова «дизайн».
Дизайнерский подход к решению проектных задач характеризуется комплексным учетом широкой гаммы факторов. Это направленность проектирования на удовлетворение утилитарных запросов потребителей — пользователей продукции. Сюда включены такие понятия, как удобство, комфорт и безопасность эксплуатации, гармоничность, соответствие окружающей среде, вписыва-емость в нее. Следующая группа факторов связана с производственно-экономическими условиями: это особенности конструктивного решения, технологии изготовления, применяемых материалов, комплектующих элементов с учетом экономической целесообразности. Также принимается во внимание необходимость обеспечения коммерческого успеха при реализации продуктов производства. В этом прямая связь с маркетингом: анализ потребительского рынка, учет социальных аспектов, тенденций моды, презентации и рекламы продукта, обратной связи от потребителя к производителю и т. д.
Этимология англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов. Определение «декоративного» порядка: узор, орнамент, декор, украшение, убранство. «Проектно-графическая» трактовка: набросок, эскиз, рисунок, чертеж, конструкция. Также: план, предположение, замысел, намерение и т. д. Собирательным является следующее определение: дизайн — специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды с целью придания результатам высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.
В силу стремительных развитей современных технологий диапазон деятельности
дизайна расширяется. Являясь целым направлением, он затрагивает все области жизнедеятельности человека, он охватывает все аспекты окружающей среды.
Дизайнер должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. С уверенностью можно сказать, что дизайн — это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды.
Из истории: дизайн родился в начале века и прочно встал на ноги в его середине как специфический вид проектирования утилитарных изделий массового производства, изделий функциональных, удобных, надежных, эстетичных (красивых). Возникнув в начале XX в. в результате стихийного формирования визуальных и функциональных свойств окружающего мира, он прошел несколько стадий становления. Встречались разные обозначения дизайна, такие как «декоративное искусство» или «промышленная эстетика» [2].
Поскольку дизайн затрагивает практически все области деятельности человека, появился ряд направлений, влияющих на каждую из сфер: дизайн интерьера, дизайн одежды, ландшафтный дизайн, графический дизайн и т. д. Глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, что совсем не мешает успешно работать и в других сферах. Выделяют основные виды современного дизайнерского творчества:
— индустриальный дизайн, охватывающий широкий круг объектов технически сложных, наукоемких. Продукция машиностроения, станкостроения, средства транспорта, вооружение. В традиционном понимании сюда относят бытовые приборы, аппаратуру, инвентарь и т. д. Особое место отведено дизайну мебели и оборудования для интерьеров, а также посуде, столовым приборам;
— графический дизайн. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработке фирменных знаков и стилей, шрифтов добавилась коммуникативная ветвь: заставки, ролики на телевидении, компьютерный дизайн;
— компьютерный дизайн, выделившийся в самостоятельное направление;
Дизайн
Дизайн среды
теория
I
Краеведческий
музей
практика
I
Усадьба Д. В. Веневитинова
теория
практика
в музеях (Костенки)
— дизайн архитектурной среды, включающий интерьеры и внешнюю архитектурную среду;
— дизайн выставочных композиций, праздничного оформления среды жизнедеятельности;
— дизайн одежды и аксессуаров с использованием современных материалов и технологий, новейших специфических методов дизайна;
— арт-дизайн (искусство), направленный на впечатление. Изделия лишаются утилитарного значения, приобретая максимальную декоративность проектирования.
Система дизайна многоуровнева и требует не только широкого спектра знаний художественного характера, но и характеризуется необходимостью знаний точных наук, а также ориентирует на знания психологии и экономики. В современном обществе образование служит основой воспроизводства духовного, культурного и интеллектуального потенциала [3]. Оно способно предопределить дальнейшее развитие страны. Необходимо учитывать, что база заложенных «сегодняшних» знаний во многом способна повлиять на развитие страны в будущем.
В свете таких событий возрастает потребность в высококвалифицированном специалисте, как владеющего в совершенстве практическими навыками, так и системным комплексом знаний. Задача воспитать и сформировать универсального специалиста возлагается на ряд российских вузов. Беря во внимание масштабный характер профессии, вузы, выпускающие такого специалиста, заинтересованы в даче всеобъемлющих знаний выпускнику.
Дизайн тастюма Графический дизайн
/ \ / \ практика теория
Костюм Воронеж-Музей М. Мор- Изучение огабга-
ской губернии дасовой ностей краев°й
географической
_ школы
Рисунок
Направления дизайна
На базе Воронежского педагогического университета в 1998 г. сформирован Институт культуры и искусств, в состав которого входят три кафедры: дошкольной педагогики, народного художественного творчества и дизайна. Кафедра дизайна при ВГПУ работает по трем актуальным направлениям: дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн, — готовя специалистов для данной области. Комплекс преподаваемых дисциплин формируется из расчета направлений (специальностей).
Осуществляя мониторинг образовательного процесса, ориентируясь на образовательные программы по специальности «Дизайн», можно выявить этнокультурный региональный компонент. Согласно учебному плану, учебный процесс выстраивается по направлениям (специализациям).
Независимо от выбранной специализации в течение трех лет ведется углубленное изучение теоретических дисциплин, таких как «Культурология», «История искусств», «История мировой культуры», позволяющих сформировать представление о мировых социокультурных процессах. Каждое направление дизайна в структуре своих дисциплин, пролонгирует и упрочивает эти знания. Согласно учебным программам, дисциплины специализации включают в себя информативный блок, направленный на изучение становления основ дизайна воронежского края. Ни одна дисциплина специализации не может перешагнуть через региональные особенности профессии, опираясь только на мировой опыт.
Э. Смит еще в начале 90-х гг. XX в. отмечал, что «структура любой национальной идентичности содержит и гражданский, и
этнический элементы, но в различной степени и в различных формах. В одних случаях доминирующими являются гражданский и территориальный элементы, в других — преобладают этнический и национальный компоненты» [4].
Содержание образовательных программ основывается на комплексе гуманитарных наук, с обязательным включением дисциплин специализации. Кафедра дизайна готовит специалистов по трем направлениям: дизайн среды, графический дизайн и дизайн костюма.
Во всей обучающе-воспитательной системе обязательным является наличие дисциплин, знакомящих с историей, этнографией, культурологией, что позволяет ориентировать студентов на осознание ценности и значимости мировой исторической культуры. Таким образом, актуализируется проблема совершенствования духовной нравственности подрастающего поколения.
С целью определения национально-регионального компонента с 2005 г. в учебный план была внесена новая дисциплина «Музейная практика», с акцентом на культурологическую основу, выстроенная по принципу образовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом. Беря во внимание ряд направлений дизайна, программы по музейной практике необходимы для углубленного изучения краевых особенностей в контексте выбранной специализации. Дисциплина знакомит с культурой и традициями, а также с архитектурными памятниками воронежского края. Появление такой практики становится взаимовыгодным фактом, с одной стороны, для ряда областных музеев, с другой — для студентов, непосредственно проходящих практику в стенах этого музея. Комплекс практических заданий, разработанный индивидуально для каждой специализации, позволяет изучать документы и проводить обмерочные работы. На основе полученных данных осуществляется и реализация практических этапов.
В период прохождения практики с 2005 по 2007 учебные годы студентами был графически воссоздан материал палеолитических раскопок в музее «Костенки» с. Костенки, Хохольского района Воронежской области. Музей Марии Мордасовой обрел макеты и стенды с информацией о творческой деятель-
ности и жизненных вехах воронежской знаменитости.
Имея региональные особенности, область графического дизайна должна ориентировать студента на принятие и продолжение традиционных приемов профессиональной направленности. В свете таких событий первостепенным становится знание истории. С этой целью актуализируются и приобретают особую значимость дисциплины, которые акцентируют внимание на изучение истории воронежского края, знакомят с традициями Воронежской губернии. Каждое из направлений дизайна (дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн) (рис.) помогает углубить эти знания и ориентирует на изучение становления основ профессиональной деятельности. Рассматривая область графического искусства через призму регионального компонента, можно четко выявить особенности воронежской графической школы. Пристального внимания заслуживают книжная графика, плакаты и афиши.
Интегрированный характер дисциплины «История костюма» позволяет осветить жизнедеятельность людей во всех аспектах. Характеристика основных исторических периодов рассматривается под влиянием стилевых особенностей искусства каждой эпохи, быта, эстетического идеала, искусства создания костюма, принципов ношения костюма, свойств используемых материалов. Студенты получают информацию о примитивных формах одежды, зарождении основных типов одежды, обуви и головных уборов; символике цвета, орнаментике, появлении кроя, ювелирном, парикмахерском искусстве, использовании косметики. Курс предполагает изучение искусства и костюма периода Древнего мира до новейшего времени. Особое внимание уделяется национальной одежде, так как это один из широко распространенных видов народного творчества на Руси. Изучая историю Воронежской губернии, студенты узнают об особенностях символики цвета, кроя, орнаментики, основные виды одежды мужчин и женщин. Ознакомление с историей Воронежского края помогает формированию мировоззрения, художественно-эстетического вкуса, воспитанию ощущения связи времен, национального самосознания [5]. Дисциплина преподается с I по III курс в течение пяти
семестров, включает в себя лекционные и лабораторные занятия, где студентам предлагается не только усваивать и запоминать накопленный преподавателем материал, но и анализировать созданные известными масте-рами-модельерами коллекции с обоснованием темы произведения, ссылаясь на характерные исторические детали и элементы кроя костюма. Приобретение подобных навыков происходит во время сбора информации из различных источников для формирования материала докладов и рефератов. Изучение личности, творческой деятельности модельеров дает возможность глубокого осмысления выбранной специальности, приобщения к различным направлениям и проблемам в данной сфере деятельности.
Развитие творческих способностей студента и становление творческой личности независимо от выбранной специальности происходит благодаря содержанию образовательной программы, четко составленным учебно-методическим комплексам, разнообразным формам урока (лекция, семинар, лабораторные и практические занятия), дополненным методическими указаниями, хорошо сформированным фондом наглядных пособий, ежегодными выставками студенческих учебных работ и дипломных проектов.
Для студентов ежегодно выпускается сборник, где указаны дисциплины и количество отведенных часов, форма урока, темы, вопросы к данной теме, содержание практических работ, методические указания, форма отчетности, вопросы к зачету (экзамену), список литературы. Определенное количество часов отводится на самостоятельную работу студента.
Предмет «Основы теории и методологии дизайна» знакомит студентов с основными понятиями дизайна как особого вида проектной деятельности, сложившегося в ХХ в. Рас-
сматриваются два аспекта. Первый — ретроспективный обзор зарождения, становления и эволюции концепций дизайна в общемировом контексте и в нашей стране, в том числе формообразование предметного окружения и среды обитания, осмысление их роли, решение социально-значимых моментов. Второй — изложение методологических моментов дизайн-проектирования (методов предпроектного анализа, проектных исследований, методики и средств дизайн-проектирования) в общем плане и на конкретных примерах. Изучаются теоретические концепции западного дизайна (ретроспективный обзор), история отечественной рекламы и промышленной графики, теоретические концепции отечественного дизайна 1960— 1980-х гг., проектирование графических элементов фирменного стиля. Значительное место отводится эргономическому обеспечению проектирования, а также рассмотрению дизайна как объекта промышленной собственности. Данная дисциплина закладывает прочный фундамент для практической деятельности как в части теоретико-методической специфики профессии, так и в процедурных моментах дизайн-проектирования. Полученные знания, умения и навыки позволяют студентам успешно выполнять практические учебные задания, целенаправленно осуществлять дипломное проектирование и в дальнейшем самостоятельно продолжать профессиональную деятельность. Параллельная подготовка дает значительный объем знаний по истории искусств и дизайна, теории рекламы.
Знание традиций и новые веяния профессионального характера способны сформировать высококвалифицированного специалиста не только регионального значения, но и свободно ориентирующегося в мировых тенденциях и новаторских технологиях профессионала. Следовательно, подготовка такого специалиста является важным процессом и носит глобальный характер.
библиографический список
1. рунге В. ф. Основы теории и методологии дизайна / В. Ф. Рунге, В. В. Сеньковский. — М., 2001. — С. 5—14.
2. черневич Е. Русский графический дизайн 1880—1917 / Е. Черневич. — М., 1990. — С. 17—19.
3. пыльнев Ю. В. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII — начало XX века / Ю. В. Пыльнев, С. А. Рогачев. — Воронеж, 1999. — С. 94—95.
4. загоровский В. п. Воронежская историческая энциклопедия / В. П. Загоровский. — Воронеж, 1992. — С. 15.
5. История дизайнерского искусства. Основы дизайна [Электронный ресурс]. Режим доступа^йр:// www.sreda.boom.ru/libr.htm
Поступила ¡6.10.08.