В С. Дементьев
Этнический и конфессиональный состав населения Псковской губернии в XIX — начале XX вв.
В настоящее время началась реализация проекта по изданию серий коллективных монографий по «Исторической географии России». Количество томов будет соответствовать числу выделенных в пределах страны крупных регионов — историко-географи-ческих областей. Один из таких томов будет посвящен Северо-Западу России1.
Историческая география, изучающая географию исторического прошлого2, является достаточно молодой и при этом перспективной отраслью знания. В ее состав входит ряд направлений, в т. ч. историческая география населения и историческая этно-конфессиональная география3. Историческая география населения занимается изучением демографических особенностей населения, а также вопросов, связанных с его размещением и миграциями на разных этапах исторического развития4. Историческая этническая и конфессиональная география изучает вопросы динамики этноконфессионального состава населения на той или иной территории в историческом разрезе.
Историческая география долгое время выступала в качестве вспомогательной исторической дисциплины5. В историко-гео-графических работах чаще рассматривались частные вопросы, причем в большей степени по средневековой истории России. В середине прошлого века историк В. К. Яцунский отмечал, что историческая география носила долгое время репутацию «науки с весьма неопределенным содержанием»6. Данная проблема прослеживается во многих направлениях исторической географии, в т. ч. в исторической географии населения.
Комплексный историко-географический анализ региона подразумевает использование ранее известных методик. Вместе с тем, од-
Дементьев Виталий Сергеевич — аспирант кафедры географии ПсковГУ
ной из ключевых задач в данном направлении является разработка новых методик истори-ко-географического анализа. Не случайно, что в последние годы активизировались исследования в данном направлении, апробируются новые методики как на макрорегио-нальном, так и на региональном уровнях7,8. В первую очередь, это касается традиционного историко-географического метода временных срезов. Данный метод предполагает картирование пространственных изменений в природе, населении и хозяйстве9.
Целью статьи является историко-гео-графический анализ этнического и конфессионального состава населения Псковской губернии в XIX — начале ХХ вв. Данное исследование опирается на метод временных срезов. В качестве источниковой базы исследования выступают результаты последней ревизии Российской империи (1857-1858 гг.) и итогов двух первых всеобщих переписей, которые проводились в 1897 и в 1926 гг. Кроме того, подключаются результаты более ранних ревизий населения, проведенных в первой половине XIX в.
В исторической географии населения данный временной интервал обычно относят к имперской эпохе ^УШ — начало XX вв.). Эта эпоха делится на два периода: 1) период становления и расширения внешних рубежей России, характеризующийся нестабильностью политических и административных границ (XVШ в.); 2) период имперской стабильности (XIX — начало XX вв.)7.
Таким образом, рассматриваемый в статье временной интервал следует отнести ко второму периоду. Псковская губерния с 1796 по 1927 гг. отмечалась относительной стабильностью административно-территориального деления, включая сначала шесть уездов: Псковский, Великолукский, Опочецкий, Островский, Порховский и Торопецкий, а в
1802 г. прибавилось еще два — Новоржевский и Холмский. Только через сто с лишим лет произошло изменение внешних границ губернии — утрата части территорий Псковского и Островского уездов в пользу Эстонии и Латвии в 1920 г. и присоединение трех уездов (Себежского, Невельского и Велижского) расформированной Витебской губернии в 1924 г.8
Национальный состав населения
На протяжении почти всего исследуемого временного интервала население Псковской губернии можно рассматривать как мононациональное, т. к. подавляющую долю в нем составляли русские. Но были периоды, когда их доля уменьшалась вследствие миграции нерусского населения и присоединения других территорий со смешанным национальным составом жителей (трех уездов бывшей Витебской губернии в 1924 г.)10.
В середине XIX в. русское население в Псковской губернии составляло более 98 %.
По результатам переписи 1897 г., доля русского населения была наименьшей в Псковском (87,5 %), Холмском (94,3 %) и То-ропецком (92,7 %) уездах (рис. 3)14. Это было связано с повышенной долей проживающих здесь эстонцев и латышей.
Эстонское население тогда рассматривалось вместе с сету (т. н. «православными эстами»), проживающими ныне в Печорском районе и соседних территориях Эстонии. В середине XIX в., по оценке некоторых исследователей, их численность составляла 9 тыс. чел. (1,3 % от всего населения Псковской губернии)10.
Ближе к концу XIX в. доля русского населения в губернии уменьшилась до 97,5 %
в 1883 г. и до 94,7 % в 1897 г. (рис. 1). При этом доля сету в населении Псковской губернии составляла 1,6 %. Уменьшение доли русского населения было связано, в первую очередь, с миграцией в губернию эстонского и латышского населения10. Во второй половине XIX в. из прибалтийских губерний шло активное переселение крестьян в Псковскую, Новгородскую и Петербургскую губернии. Причиной переселения крестьян являлось высокая арендная плата за землю в Эстлян-дии, чрезмерная эксплуатация помещиками крестьян, недостаток свободной удобной земли. А в пределах вышеупомянутых губерний было много неиспользуемых территорий, которые местные помещики стремились эксплуатировать путем привлечения рабочей силы из Прибалтики15.
Схожая ситуация в XIX в. сложилась с переселением латышей из Лифляндской губернии. Они также были вынуждены переселяться в Псковскую, Петербургскую и Новгородскую губернии. Земли, где селились латышские переселенцы, представляли в основном непроходимые лесные угодья, лесные вырубки и болота. По сути, латышское население в сельской местности было распространено в пределах тех же территорий, где и эстонцы. Латыши проживали преимущественно на хуторах16.
Данные национальные группы переселялись преимущественно на территорию Холмского и Торопецкого уездов Псковской губернии, Гдовского и Лужского уездов Санкт-Петербургской губернии. В Холмском уезде доля латышей по результатам переписи 1897 г. составляла 1,35 %, а эстонцев — 3 %. В Торопецком уезде данные показатели составляли 1,07 % и 2,49 % соответственно
Рис. 1. Динамика процентного изменения русских на протяжении 1795-1926 гг.12;11;13;14
1795 г. 1833 г. 1В57 г. 1897 г. 1926 г.
■ Эстонцы
Рис. 2. Динамика процентного изменения эстонцев на протяжении 1795-1926 гг.12;11;13;14
Рис. 3. Национальный состав Псковской губернии в 1897 г.1
(рис. 3)14. В тех же уездах также отмечалась высокая доля финского населения (1,13 % в Холмском уезде и 0,82 % — в Торопецком). Во всех остальных уездах их доля была незначительной.
Латышское население было сконцентрировано в Псковском (1,7 % по переписи населения 1897 г.) и Островском (1,81 %) уездах14. Еще в XVIII в. повышенная доля латышей отмечалась на территориях, смежных с Лифляндией (0,06 % населения Псковской губернии согласно III ревизии, 0,07 % — по V ревизии)11. Эстонцы в то время проживали преимущественно в Псковском уезде (вместе с сету — около 3,5 %) и Опочецком уезде (0,5 %), куда они прибыли из соседнего Дерптского уезда11.
В конце XVIII в., по результатам V ревизии (1795 г.) доля эстонцев в Псковской губернии составляла 1,14 %, по X ревизии — 1,36
%, в 1897 г. — 2,28 % (рис. 2). В Псковском уезде их доля составляла 6,2 % (VIII ревизия) и 7,82 % (1897 г.). В соседнем с Псковской губернией Гдовском уезде Санкт-Петербургской губернии их доля составляла 2,66 % на рубеже Х^П-ХК вв. и 10,49 % в 1897 г.1317. Доля эстов была также повышена в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии (3,6 %). Кроме того, на данной территории компактно проживали финны и поляки (по 0,8 %), немцы (0,7 %) и ижорцы (0,4 %)17;18.
По результатам переписи населения 1897 г. городские поселения Псковской губернии характеризовались заметно большим разнообразием этнического состава населения. В городских поселениях проживало около половины немцев (47,1 %), более половины евреев и поляков (56,4 % и 63,5 % со-ответственно)14.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ
Эсты 0,80%
Латыши 1,50%
Евреи 0,70%
Поляки 0,60%
Белорусы 0,30%
Литовцы 0,10%
Чудское озеро
, ГУБЕРНИЯ
Эсты 0,50%
Латыши 0,50%
Евреи 0,20%
Поляки 0,20%
Белорусы 0,09%
Литовцы 0,08%
Эсты 0,50%
Латыши 0,50%
Евреи 0,30%
Поляки 0,06%
Белорусы 0,003%
Литовцы 0,03%
Эсты 0,09%
Латыши 0,30%
Евреи 0,40%
Поляки 0,20%
Белорусы 0,05%
Литовцы 0,04%
ЛАТВИЯ
Эсты 1,10%
Латыши 0,90%
Евреи 1,30%
Поляки 0,60%
Белорусы 1,00%
Литовцы 0,10%
о Холм
95,1
Эсты 0,10%
Латыши 0,20%
Евреи 0,40%
Поляки 0,10%
Белорусы 0,07%
Литовцы 0,02%
Эсты 0,07%
Латыши 0,30%
Евреи 2,60%
Поляки 0,70%
Белорусы 27,50%
Литовцы 0,10%
Доля русских, г %: более 98,0 % от 95,0 до 97,9 % от 90,0 до 94,9 %
менее 89,9 %
В среднем по губернии -94,8 %
Эсты 2,70%
Латыши 1,60%
Евреи 0,20%
Поляки 0,08%
Белорусы 0,10%
Литовцы 0,03%
ТВЕРСКАЯ ГУБЕРНИЯ
Эсты 3,30%
Латыши 1,60%
Евреи 2,10%
Поляки 0,30%
Белорусы 0,30%
Литовцы 0,06%
СМОЛЕНСКАЯ ГУБЕРНИЯ
Границы:
н^нн - государств -губерний -уездов
Эсты 0,30%
Латыши 0,10%
Евреи 5,70%
Поляки 0,40%
Белорусы 32,10%
Литовцы 0,04%
Эсты 0,03%
Латыши 1,60%
Евреи 3,70%
Поляки 0,20%
Белорусы 34,80%
Литовцы 0,06%
БЕЛОРУССКАЯ ССР
Рис. 4. Национальный состав Псковской губернии в 1926 г. (на 01.07.1926 г.)12
Рис. 5. Динамика процентного изменения православного населения, включая единоверцев и старообрядцев на протяжении 1795-1897 гг.14;22;23;24
Остальные территории, которые ныне входят в состав Псковской области, в то время были этнически неоднородными. В Велижском и Невельском уездах преобладали белорусы (85,7 и 84 % соответственно). При этом в Себежском уезде доля русских и белорусов была примерно одинаковой (по 47,1 %). В этих уездах был также высок процент еврейского населения (в Велижском уезде — 9,8 %, в Невельском уезде — 7,5 %, в Себежском уезде — 3,8 %). В Велижском уезде была повышена доля латышей (2,5 %), в Себежском уезде — поляков (1,5 %)18;19. При этом в Себежском уезде доля поляков еще в начале XIX в. достигала 14 %13.
В 1920 г. западные части Псковского и Островского уездов были переданы в состав Латвии и Эстонии. На этих территориях была повышена доля нерусского населения: здесь компактно проживали сету, эстонцы и латыши. Т. к. эти территории оказались вне Псковской губернии, в ее новых границах резко увеличилась доля русского населения. Так, без учета новых уездов, переданных из упраздненной Витебской губернии, доля русских в Псковской губернии составляла 96,6 %. Однако после расширения границ Псковской губернии за счет Себежского, Невельского и Велижского уездов доля русских в ней уменьшилась до 88,6 % 10.
В результате изменения границ к 1926 г. доля латышей в Островском уезде уменьшилась с 1,81 % до 0,30 %, доля эстонцев в Псковском уезде — с 7,82 % до 0,80 % (рис. 4)12. Эстонское население в Псковской губернии было наиболее многочисленным в Торопецком (3,3 %), Холмском (2,7 %) и Великолукском (1,1 %) уездах (рис. 4)12. Также выросла доля эстонцев в Гдовском и Лужском уездах Санкт-Петербургской губернии (до 11 и 5,1 % соответственно)18.
Национальный состав населения Псковской губернии на 1 июля 1926 г. был следующим: великороссы — 88,6 %, белорусы — 7,7 %, евреи — 1,5 %, эстонцы — 0,8 %, латыши — 0,8 %, поляки — 0,35 %, литовцы — 0,07 %12.
Благодаря трем новым уездам Псковской губернии, переданных в 1924 г. из Витебской губернии, в национальном составе населения губернии в новых границах увели-
чилась доля белорусов и евреев. В статистике XIX — начала XX вв. белорусов причисляли к русскому населению, куда также входили малороссы и великороссы. То же касается итогов переписи населения 1897 г., где по некоторым губерниям великороссы рассматривались вместе с малороссами и белорусами.
Еврейское население в XIX в. было сконцентрировано в пределах так называемой «черты оседлости», куда входили соседние с Псковской Витебская и Курлянд-ская губернии. Переселение евреев на эти территории началось еще в середине XVII в. В сельской местности они почти не проживали. С 1782 г. правительственная политика предполагала выдворение евреев из сельской местности и заселение их в города20. В 1926 г. доля евреев составляла: в Велижском уезде — 3,7 %, в Себежском уезде — 2,6 %, в Невельском уезде — 5,7 %12. На остальных территориях евреи преимущественно проживали в городах.
При этом в трех уездах бывшей Витебской губернии по сравнению с 1897 г. заметно выросла доля великороссов. В Себежском уезде — 68,5 % (рост на 21,4 %), Невельском уезде — 61 % (рост на 53,9 %), в Велижском уезде — 59,6 % (рост на 58,3 %)18;20.
Конфессиональный состав населения
В Псковской губернии проживали приверженцы различных религий. Подавляющее большинство населения в течение всего губернского периода исповедовало православную религию. Кроме того, в Псковской губернии проживали приверженцы Римской католической церкви, среди которых было много поляков, литовцев, латгалов и др. Католические храмы в то время существовали в Пскове, Великих Луках, Острове и Опочке. Также еще в XVII в. (в период Речи Поспо-литой) поляками были построены костелы в Себеже и Невеле21.
Среди протестантских течений на территории губернии было наиболее распространено лютеранство, приверженцами которого являлись латыши, эстонцы, финны, немцы и др. В губернии было построено три лютеранские кирхи: две в Пскове (эстонская и немецкая) и одна в Опочке21.
Рис. 6. Конфессиональный состав населения Псковской губернии в 1858 г.23
Кроме приверженцев трех упомянутых христианских направлений, на рубеже XIX и XX вв. в губернии проживали армяно-григо-риане, но их доля была невысока.
Среди нехристианских направлений наиболее широко был представлен иудаизм, который исповедовали евреи. Синагоги в Псковской губернии находились в Пскове, Острове, Опочке, Великих Луках, Невеле и Себеже. Причем в двух последних городах евреи составляли значительную часть населения.
Другие конфессиональные группы в губернии были представлены незначительно21.
Самые ранние сведения о конфессиональном составе населения Псковской губернии даются в работах В. М. Кабузана22. В конце XVШ в. доля приверженцев право-
славия (включая единоверцев и старообрядцев) почти во всех уездах превышала 99 % (рис. 5). В течение XIX в. эта доля постепенно стала уменьшаться. В середине XIX в. православное население сохраняло высокую долю практически во всех уездах губернии. Лишь в Псковском и Торопецком уездах доля православного населения была менее 95 % (93,3 % и 92,9 % соответственно) (рис. 6)23.
Старообрядцы в Псковской губернии составляли небольшой процент населения — 0,9 % в 1858 г., хотя в 1877 г. их было зарегистрировано заметно больше — 3,2 % 24. Старообрядческими называют религиозные группировки, которые не приняли реформ, проводимые в XVII в. патриархом Никоном10. Старообрядцы (раскольники) уходили на окраины России сразу после 1667 г., а с
Рис. 7. Конфессиональный состав населения Псковской губернии в 1897 г.14
1685 г., с момента введения суровых законов против них, началось их бегство за рубеж — в Речь Посполитую, Прибалтику и другие земли. Их маршрут пролегал через Псковскую губернию, где оседали некоторые из них10. В 1858 г. в общей численности населения доля раскольников была повышена в Опочецком (2,5 %), Псковском (1,8 %) и Великолукском (0,8 %) уездах23. В большинстве случаев старообрядцы проживали в сельской местности. К концу XIX в. их доля резко увеличилась, в особенности в Порховском (12,8 %), Новоржевском (5,2 %) и Опочецком (3 %) уездах (рис. 7)14;25. В Псковской губернии в конце XIX в. насчитывалось около 40,5 тыс. старообрядцев (3,6 % от общей численности населения губернии)14.
Обзор других конфессиональных групп начнем с протестантов. В конце XVШ в. они в основном проживали в Псковском и Островском уездах (0,1 тыс. чел. и 0,4 тыс. чел.)22. Это было связано, в первую очередь, с переселением сюда латышей и эстонцев, которые в большинстве были протестантами (лютеранами). Они концентрировались в Псковском, Островском, Торопецком и Холмском уездах. В 1858 г. их доля в этих уездах была достаточно низкой (рис. 6)23. Но уже в 1877 г. в То-ропецком уезде доля протестантов (лютеран) достигла 3,4 %, а в Холмском — 1,4 %24. На рубеже XIX-XX вв., с увеличением доли в национальном составе эстонцев и латышей, растет и доля протестантов. В Псковском и Холмском уездах их доля достигла 4,4 %, а
Старообрядцы 1,76
Рим ско-католики 2,11
Протестанты/лютеране 15,2
Иудеи 12,1
4
Чудское озеро
Старообрядцы 44,1
Рим ско-католики 2,4
Протестанты/лютеране 29,9
Иудеи 458
Рост численности православных с единоверцами с 1858 по 1897 гг., раз:
^ более 1,65 | | от1,45 до 1,54
| от 1,65 до 1,64 I I менее 1,44 В среднем по губернии -1,50
Старообрядцы 27,1
Римско-католики 1,56
Протестанты/лютеране 45,4
Иудеи 27,9
Границы:
-губерний
— -уездов
Старообрядцы 2,05
Рим ско-кат они ни 3,95
Пр отестант ы/лютеране 12,4
Иудеи 12,38
Старообрядцы 82
Старообрядцы 3,29 Римско-католики 4,48
Римско-католики 4,83 Протестанты/лютеране 59,8
Пр отестанты/лютер ане 11,7 Иудеи 102,4
Иудеи 54,4
Рис. 8. Изменение численности конфессионального состава населения Псковской губернии (1858-1897 гг.)
в Торопецком немного уменьшилась — до 3,1 % (рис. 7)14
По результатам переписи населения 1897 г. суммарная доля православных с единоверцами достигала 92,91 %. Единоверцами называли верующих-православных, сохранивших «старые» обряды, но подчиненных иерархии Русской православной церкви26. На второй позиции находились старообрядцы — 3,61 %, далее следовали протестанты (в основном, лютеране) — 2,32 %, иудеи — 0,67 % и римско-католики — 0,49 %14.
Лютеране, римско-католики и иудеи в основном проживали в городских поселениях. Поэтому там разнообразие конфессиональных групп проявлялось шире, чем в сельской местности. Повышенная доля иуде-
ев в 1897 г. была отмечена в Торопецком уезде (1,7 %)14 (рис. 7). Особо следует отметить соседние с Псковской губернией уезды Витебской губернии (Себежский, Невельский и Велижский), которые в 1924 г. вошли в состав Псковской губернии. Здесь в 1897 г. была относительно высока доля населения, не исповедующего православие (13,4 %, 13,4 % и 9,7 % соответственно)19.
Соседние с Псковской губернией уезды Санкт-Петербургской губернии (Гдовский и Лужский) характеризовались невысоким процентом православных с единоверцами (88,9 и 91,1 % соответственно). Проживавшие здесь эстонцы и латыши исповедовали преимущественно протестантскую религию (10,6 и 5,6 % соответственно)1718. В Псков-
ской губернии протестантскую религию исповедовали: значительная часть эстонцев (35,31 %), финнов (74,05 %), немцев (96,57 %) и латышей (90,07 %)14. Доля протестантов была наиболее высока в городских поселениях, особенно в Пскове, в котором действовали две лютеранские кирхи (одна эстонская, другая немецкая). Кроме лютеран, среди протестантских направлений в конце XIX в. выделялись евангельские христиане-баптисты, пятидесятники и адвентисты седьмого дня.
Последователи римско-католической церкви были наиболее многочисленны в Пскове (6,4 % верующего населения), Великих Луках (3,6 %) и Опочке (3,5 %). Данную религию в основном исповедовали поляки, литовцы и латгальцы. В целом удельный вес римско-католиков в населении губернии на рубеже XIX-XX вв. составлял 0,5 %.
В конце XIX в. в целом по губернии 0,7 % населения исповедовало иудаизм. Последователями иудаизма являются евреи (по статистике 1897 г. — 99,5 %). Евреи в основном проживали в городах, где и размещались молитвенные дома (синагоги). К примеру, доля исповедующих иудаизм составляла: в Пскове — 4,6 %, в Великих Луках — 7,9 %, в Опочке — 9 %, в Торопце — 7,7 %. В 1924 г., после присоединения трех уездов Витебской губернии, доля последователей иудаизма в Псковской губернии резко возросла. В этих трех уездах иудаизм исповедовало около 4 % населения — в Себежском уезде, 7,5 % — в Невельском и 10 % — в Велижском19.
За анализируемый полувековой период конфессиональный состав населения Псковской губернии несколько изменился. Во-первых, уменьшилась доля населения, исповедующего православие. Особенно в этом плане выделялся Порховский уезд (рис. 8). В некоторых уездах существенно выросла доля старообрядцев (раскольников) — это Порховский, Островский и Торопецкий уезды. Из-за активной миграции эстонцев и латышей во второй половине XIX в. резко увеличилась доля протестантов, особенно, лютеран. Также выросло количество приверженцев римско-католической церкви, которые концентрировались в городских поселениях. Существенно увеличилась доля иудеев,
которая с середины до конца XIX в. выросла с 0,03 % до 0,7 %.
Сведения о конфессиональном составе населения Себежского, Невельского и Велижского уездов в допереписной период предоставлен в некоторых Памятных книжках Витебской губернии242728. В отличии от уездов Псковской губернии, на этих территориях конфессиональный состав населения характеризовался большой пестротой. В 1860-е гг. в обозначенных трех уездах была высокая доля римско-католиков и иудеев. В общей численности населения Себежского уезда доля римско-католиков колебалась в интервале 2,8-3,4 %, в Невельском уезде — 1,3-2,3 %, в Велижском уезде — 1,5-2 %. Напомним, что территории уездов до 1772 г. входили в состав Речи Посполитой, где католичество было господствующей религий.
Также эти земли входили в «черту оседлости» еврейского населения. В Невельском уезде в 1860-е гг. доля иудеев колебалась на уровне 4,6-5,9 %, в Себежском уезде — 2,22,6 %, в Велижском уезде составляла 8,9 %. Причем подавляющая часть иудеев проживала в городских поселениях. В 1864 г. в Невеле их было 55,5 %, в Себеже — 42,6 %, в Ве-лиже — 35,7 %. Во второй половине XIX в. продолжался рост числа приверженцев иуда-изма29;3°;31.
В Невельском и Себежском уездах в начале 1860-х гг. отмечалась высокая доля раскольников (примерно 4 и 2,5 % соответственно). Первые сведения о появлении староверов здесь относятся ко второй половине XVII в., а в XVIII в. шло интенсивное заселение ими этих территорий. Многие старообрядцы были выходцами из Новгородской земли. Как правило, они уходили в польские владения, т.к. в то время поляки содействовали этому бегству, рассчитывая на них как на ярых врагов своего Отечества32. В 1897 г. повышенная доля старообрядцев отмечалась в Невельском уезде — 4,8 %. В основном это были представители радикальной группы старообрядцев — федосеевцев1018.
Наличие такого конфессионального разнообразия в трех названных уездах Витебской губернии напрямую связано с пониженной долей православного населения (в среднем 88-90 %)29;30;31.
Выводы
В национальном составе населения Псковской губернии в XIX — начале ХХ вв. явно преобладали русские, в особенности в центральных уездах губернии. Пониженный процент русского населения был в Псковском, Торопецком и Холмском уездах, позднее к ним добавился и Великолукский уезд. Также относительно невысокой была доля русского населения в Гдовском и Лужском уездах Санкт-Петербургской губернии, часть территории которых ныне входит в состав Псковской области. Это было связано, прежде всего, с компактным проживанием здесь эстонцев и латышей, которые мигрировали сюда во второй половине XIX в. из соседних Эстляндской и Лифляндской губерний. На территории Псковской губернии проживали представители всех трех ветвей восточного славянства. Кроме них были представлены балтийские народы (в основном латыши), финно-угорские народы (в основном, финны, эстонцы и «православные эстонцы» — сету), немцы и евреи. В городских поселениях эт-
нический состав населения был более пестрым, чем на селе.
Что касается конфессионального состава населения Псковской губернии, то большая часть населения (как и в настоящее время) исповедовала православие. Кроме православного населения, в Псковской губернии можно было встретить раскольников, протестантов (в основном лютеран), римско-католиков и последователей иудаизма. В городах конфессиональный состав населения отличался большей пестротой, чем в сельских поселениях.
В 1924 г. к Псковской губернии были присоединены Себежский, Невельский и Ве-лижский уезды, территория которых в период исторического развития находилась в составе Речи Посполитой, Полоцкой и Витебской губерний. Кроме того, данные территории находились в пределах так называемой «черты оседлости» евреев. Данный факт несомненно повлиял на этноконфессиональный состав населения Псковской губернии в новых границах.
Примечания
Вампилова Л. Б. О проекте подготовки научной серии коллективных монографий «Историческая география России» // Глобальные и региональные проблемы исторической географии: Материалы IV Международной науч. конф. по исторической географии. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, ВВМ, 2011. С. 91-95.
Рачков Л. И., Чуистова Л. И. Историческая география СССР (до Великой Октябрьской социалистической революции) // Исследования по истории России. Н. Новгород, 1996. С. 45-78. Яцунский В. К. Историческая география как научная дисциплина // Вопросы географии. Сб. 20. 1950. С. 13-41.
Бакулина Т. И., Ермолаева В. А. Историческая география Сибири. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. 248 с. Стрелецкий В. Н. Эволюция научных парадигм в мировой исторической географии: от классических школ к современным исследовательским направлениям // Вопросы географии. Сб. 136: Историческая география / Отв. ред. В. М. Котляков, В. Н. Стрелецкий. М.: Издательский дом «Кодекс», 2013. С. 29-48.
Яцунский В. К. Историческая география: история её возникновения и развития в XIV-XVIII веках. М., 1955. С. 8.
Вампилова Л. Б. Региональный историко-географический анализ. Система методов исследований в исторической географии: Монография. Кн. 2. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. 152 с. Манаков А. Г. Использование метода временных срезов в исторической географии населения // Региональные исследования. 2015. № 1 (47). С. 126-136.
Вампилова Л. Б. Теория регионального историко-географического анализа // Псковский регионоло-гический журнал. № 10. Псков: ПГПУ, 2010. С. 129-140.
Манаков А. Г., Кулаков И. С. Историческая география Псковщины (население, культура, экономика). М.: Варяг, 1994. 316 с.
Кабузан В. М. Народы России в XVIII в.: Численность и этнический состав. М., 1990. 256 с. Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928. Том 9. С. 2-13. Т. 17. С. 2-3.
2
4
6
7
8
9
10
11
12
Кабузан В. М. Народы России в первой половине XIX в.: Численность и этнический состав. М.: Наука, 1992. 216 с.
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XXXIV. Псковская губерния. Тетрадь 2, 1904. 171 с.
Национальные меньшинства Ленинградской области. П. М. Янсон. Л.: Орготдел Ленинградского Облисполкома, 1929. 104 с.
Ленинградская область 1927-1940 гг. [Электронный ресурс]: URL: http://dmee.ru/docs/100/ index-34144.html
Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Т. XXXVII. С.-Петербургская губерния. 1903. 263 с.
Манаков А. Г. Метод временных срезов в исторической географии этнической и конфессиональной географии // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск 6. Псков: Псковский государственный университет, 2015. С. 50-60. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. Том V. Витебская губерния. Тетрадь 2, 1901. 110 с.; Тетрадь 3, 1903. 281 с.
Еврейская Община Невеля и её Религиозная Жизнь (1772-1917 гг.) [Электронный ресурс]: URL: http://unknown6686.sitecity.ru/phtml_0110061635.phtml
Старообрядчество Псковской области [Электронный ресурс]: URL: http://fedoroff.net/publ/geography/ pskov/staroobrjadchestvo_pskovskoj_oblasti/26-1-0-354
Кабузан В. М. Распространение православия и других конфессий в России в XVIII — начале XX в. (1719—1917 гг.) / Институт российской истории РАН. М.: ИРИ РАН, 2008. 272 с. Памятная книжка Псковской губернии на 1859 год. Псков. Типография Губернского правления. 1859. 128 с.
Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. Псков. Типография Губернского правления. 1879.
Дементьев В. С. Особенности расселения и этноконфессионального состава населения Псковской губернии по материалам переписи 1897 года // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск 5. Псков: Псковский государственный университет, 2014. С. 60-69.
Кривуля И. В., Манаков А. Г. Депопуляционные процессы в Псковской области и ключевые направления демографической политики // Псковский регионологический журнал, 2005. № 1. С. 57-69. Памятная книжка Псковской губернии на 1863 год. Псков. Типография Губернского правления. 1863.
Памятная книжка Псковской губернии на 1874 год. Псков. Типография Губернского правления. 1874.
Памятная книжка Витебской губернии на 1865 год. Витебск, СПб., 1865. Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год. Витебск, СПб., 1866. Памятная книжка Витебской губернии на 1867 год. Витебск, СПб., 1867.
Яковлева Т. И. К истории староверия на Пустошкинской земле // Псков: Научно-практический, исто-рико-краеведческий журнал. 2011. № 35. С. 127-134.
14
15
16
17
18
19
ZU
21
22
23
24
26
27
28
29
30
31
32