Научная статья на тему 'Этнический фактор в развитии ислама в современной Ингушетии'

Этнический фактор в развитии ислама в современной Ингушетии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
446
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ИСЛАМ / ЭТНОКУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛИЗМ / СУФИЗМ / САЛАФИЗМ / ISLAM / ETHNIC CULTURE / NATIONALISM / SUFISM / SALAFISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гандаров Борис Михайлович

В статье раскрывается влияние ингушской культуры на развитие ислама в современных условиях. Исследуется проблема совместимости категорий ингушского этикета с религиозно-правовыми принципами ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper reveals the impact of the Ingush culture on development of Islam in the modern world. The problem of compatibility of categories of Ingush etiquette with religious and legal principles if Islam is analyzed.

Текст научной работы на тему «Этнический фактор в развитии ислама в современной Ингушетии»

Борис ГАНДАРОВ

ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ ИНГУШЕТИИ

В статье раскрывается влияние ингушской культуры на развитие ислама в современных условиях. Исследуется проблема совместимости категорий ингушского этикета с религиозно-правовыми принципами ислама.

The paper reveals the impact of the Ingush culture on development of Islam in the modern world. The problem of compatibility of categories of Ingush etiquette with religious and legal principles if Islam is analyzed.

Ключевые слова:

ислам, этнокультура, национализм, суфизм, салафизм; Islam, ethnic culture, nationalism, Sufism, Salafism.

ГАЙДАРОВ

Борис

Михайлович — аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова bekhan80@mail.ru

На протяжении всей истории человечества одним из самых острых вопросов общественных взаимоотношений была проблема соотношения двух противоречивых явлений — религии и национализма. В религиозно - правовой базе ислама дан -ной проблематике уделялось большое внимание. В период, когда арабский Восток переживал межплеменные войны и раздоры, именно появление ислама способствовало объединению разроз -ненного общества в единую общину1. Когда мусульманская община начала отходить от фундаментальных принципов своей религии, начал преобладать местный национализм. Особенно ярко это про -явилось в Турции и странах арабского Востока во второй половине XX в. Общество и власть в этих государствах не сумели гармони -зировать принципы религии и модернизацию государственного устройства. Вместе с тем, несмотря на преобладание турецкого и арабского национализма, религия продолжала играть значитель -ную роль в мировоззрении населения этих государств.

Особенно актуальна данная проблема для тех регионов России, в которых ислам и традиции, выражающиеся иногда в форме нацио нализма, играют значительную роль во взаимоотношениях различ ных социальных групп. В этом контексте выделяется Ингушетия, где мировоззрение населения формируется на основе переплетения традиционализма и исламского догматизма. Иногда оно характери -зуется крайней противоречивостью, выражающейся в форме наци онализма и религиозного радикализма. С другой стороны, набирает популярность тенденция гармоничного сочетания традиционной и исламской культуры. Однако и здесь можно обнаружить элементы национализма в вопросах межэтнического характера. Таким образом, одной из главных проблем на различных уровнях обществен -ных взаимоотношений остается проблема сочетания религиозных принципов с местной культурой.

С момента принятия ислама этнический фактор играл значитель -ную роль в религиозной культуре ингушского народа. Во многом это было связано с тем, что ислам здесь в силу объективных при чин не получил такого развития, как, например, в Дагестане. Так как население было ограничено в получении фундаментальных знаний об исламе, этническая и религиозная идентичности стали превращаться в некую национальную черту. Данная тенденция спо собствовала распространению различных мифов, суеверий и т.п.,

1 «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, может быть, вы пойдете прямым путем» // Коран, сура 3, аят 103.

особенно укоренившихся среди населе -ния в советский период. Именно поколе ние, воспитанное в духе атеизма, перевело ислам в так называемое традиционное его понимание. В результате синтез идеи пре восходства ингушской нации и «особого исламского пути» начал оформляться в виде умеренного национализма. На этом фоне получили распространение идеи салафитского толка, отличающиеся от суфийских убеждений. В такой ситуации началась мобилизация по защите этно культурного образа ислама, который всту пает в противоречие с фундаментальными принципами ислама. Впервые с момента распространения ислама возникла угроза устойчивости народного ислама. Если прежде противоречия возникали между различными тарикатами, то распростра нение салафитских идей в Ингушетии способствовало ослаблению позиций суфийских течений. Следствием этого становится идейная борьба за влияние на народные массы.

Необходимо отметить, что это конфрон тация проявлялась в различных формах. Действия представителей радикального крыла салафитов и суфиев формировали в обществе атмосферу отчуждения, недове рия, страха, деления на «своих» и «чужих». Вместе с тем существуют группы мусуль ман, придерживающиеся как суфизма, так и салафизма, которые понимают необхо -димость поиска компромисса на основе объединяющих факторов. По своим взглядам и убеждениям ближе к сала фитам находятся представители накш бандийского тариката суфизма, у кото рых складываются непростые отношения со своими оппонентами — кадаритами1. Необходимо отметить, что привлекатель ной стороной салафизма в Ингушетии была спаянность мусульман на основе мусульманского братства, характерного

1 Среди суфиев этих двух направлений велись споры о том, какой из ритуалов радения богоугоден. В дальнейшем эти споры привели к раз -межеванию между суфиями — последователями громкого зикра и суфиями — последователями молчаливого зикра. Громкого способа радения зикра придерживались последователи кадырий ского тариката, названного так по имени его основателя Абд аль- Кадыра Гилани из Багдада. Молчаливого созерцательного зикра придерживались последователи накшбандийского тариката, основанного Бахауддином Накшбанди из Бухары. См.: Богатырева М.А. Умеренность в исламе как фактор консолидации общества. — М. : Андалус, 2009, с. 32.

для обществ, придерживающихся запо -ведей Корана и высказываний пророка Мухаммада. Представители суфизма, при -знавая весомость этих аргументов, стараются все же постепенно переводить рели -гиозные обряды в плоскость этнокультур -ных традиций. Переплетение суфийских обрядов и некоторых черт националь-ного характера привело к ситуации, когда индивид ограничен в формировании соб ственных воззрений, зависим от взглядов и настроений большинства. В этих усло -виях в религиозной практике индивида этнический фактор начинает превали -ровать над фундаментальной сущностью ислама. Большинство выполняет свои религиозные обязанности, руководствуясь не убеждениями, а распространенными в этой среде традициями.

Среди определенной части ингуш -ского общества усиливается тенденция к защитному национализму. Это связано с популяризацией салафитских идей, представляющих угрозу образу жизни той категории населения, которая пытается противопоставить салафизму обновлен ную форму ингушского этикета. Однако пропаганда возрождения культурных традиций, некоторые из которых про тиворечат исламским принципам, лишь усиливает разобщенность в ингушском обществе. Вместе с тем нельзя отрицать и гармоничного сочетания отдельных морально этических норм с принципами шариата, такими как «сабар»2, «гнев»3, «зависть»4, «щедрость»5.

2 «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета». См.: Коран / перевод смыс -лов и комментарии Э.Р. Кулиева. — М. : Умма, 2001, с. 302, 483. Высказывание пророка Мухаммада: «Терпение — половина веры». См.: Мухаммад Джамаль ад-дина аль- Касами. Наставление верующим. — М. : Благотворительный фонд «Ибрагим Бин Абдульазиз Аль Ибрагим», 2002, с. 553.

3 «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые дела ют пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». См.: Коран, с. 91.

4 Ислам также порицает зависть. Сам пророк Мухаммад об этом говорил так: «Не порывайте друг с другом, не поворачивайтесь спиной друг к другу, откажитесь от взаимной ненависти, не завидуйте друг другу и будьте братьями, как пове лел вам Аллах». См.: Мухаммад Джамаль ад-дина аль- Касами. Указ. соч., с. 412.

5 «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину [не будь скуп и расточителен], а не то сядешь порицаемым и опечаленным». См.: Коран, с. 309.

В ингушском этикете (Эздел) понятие «сабар» означает моральный принцип и моральное качество, характеризующее справедливое, обдуманное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, при вычкам во взаимоотношениях и поведении людей. У ингушей считалось похвальным сдерживание своего гнева, отсутствие в поведении его внешних проявлений в виде ругательств, брани, угроз, оскорблений, что считалось проявлением слабости, а не силы. Воспитание благонравной личности выражается также в понятии «зависть». Ингушский Эздел осуждает зависть как чувство и черту характера, недостойные человека, потенциальный источник зла и для окружающих, и для самого человека. Идеальный вариант образа жизни и пове дения по Эзделу — никому не завидовать, всегда оставаться довольным тем, что есть. Только такой человек по-настоящему счастлив. В ингушском Эзделе щедрость — моральное качество, характеризующее готовность человека поделиться с дру гим тем, что имеет. Особенно похвальной считалась щедрость в отношении гостей,

оказание помощи вдовам и сиротам, обез доленным1.

Таким образом, развитие ислама в со временной Ингушетии сопряжено с мно жеством противоречий, разобщающих ингушское общество. Главной проблемой общения между всеми сторонами явля -ется отсутствие конструктивного подхода в поиске путей, способных гармонизиро вать национальное самосознание. В этом отношении потенциал ислама и этно культуры ингушского народа обладают возможностями регулирования обще ственных взаимоотношений на основе регламентированного категориального аппарата, представляющего синтез религиозно культурных особенностей региона. Ведущая роль в регулировании этих общественных отношений должна принадлежать государству как стороне, заинтересованной в гармонизации отно шений в обществе и их устойчивости.

1 Танкиев А.Х. Эздел — ингушская этика. — Магас : Сердало, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.