Научная статья на тему 'Этнический дискурс как фактор становления российской гражданской идентичности в реинтеграции северокавказского пространства'

Этнический дискурс как фактор становления российской гражданской идентичности в реинтеграции северокавказского пространства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
247
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕИНТЕГРАЦИЯ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ПРОСТРАНСТВА / REINTEGRATION OF THE NORTH CAUCASUS SPACE / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / РОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RUSSIAN CIVIL IDENTITY / СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / ETHNO-POLITICAL RISKS OF THE NORTH CAUCASUS / ЭТНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ETHNIC DISCOURSE / КОНФЛИКТ ИДЕНТИЧНОСТЕЙ / CONFLICT OF IDENTITIES / БРЕНДЫ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА / BRANDS OF THE NORTH CAUCASUS REGION DISCOURSE / ОПТИМИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ СЕГМЕНТОВ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСКОГО ДИСКУРСА / OPTIMIZATION OF THE ETHNIC SEGMENTS OF THE RUSSIAN CIVIL DISCOURSE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аствацатурова Майя Арташесовна, Чекменёв Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена рассмотрению этического дискурса Северного Кавказа как составляющей российского гражданского дискурса. Выявляются этнополитические риски северокавказского этнического дискурса и пути их нейтрализации. Акцентируется историко-культурная, общественно-политическая и социоментальная целостности северокавказского этнического дискурса как составляющей российского гражданского дискурса. Выделяются бренды северокавказского этнического дискурса, а также общественно-политические и политико-управленческие тенденции реинтеграции Северного Кавказа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аствацатурова Майя Арташесовна, Чекменёв Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ethnic Discourse as a Factor of the Formation of Russian Civil Identity in the Reintegration of the North Caucasus Space

The article is devoted to the analysis of the ethnic discourse of the North Caucasus as a component of the Russian civil discourse. Ethno-political risks of the North Caucasus ethnic discourse and the ways of its optimization are being disclosed. The authors accent historical, cultural, socio-political and socio-mental integrity of the North Caucasus ethnic discourse as a component of the Russian civil discourse. The brands of the North Caucasus ethnic discourse and sociopolitical and politico-management trends of the North Caucasus reintegration are selected.

Текст научной работы на тему «Этнический дискурс как фактор становления российской гражданской идентичности в реинтеграции северокавказского пространства»

рия экономических и социальных институтов и систем. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 69-91; Puffert D. Path Dependence // EH.Net [Электронный ресурс]. URL: http://eh.net/encyclopedia/path-dependence; North D.C. Institutions // The Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol. 5. № 1. Р. 97-112. [Электронный ресурс]. URL: http://classwebs.spea.indiana. edu/kenricha/Classes/V640/V640%20Readings/ North %201991.pdf.

4. Рахаев X Этюды о рынке труда // Газета Юга. 2013 г., 8 авг.

5. Цуциев А. Об одном алгоритме кризисного причинения на Северном Кавказе // Интеллектуальная Россия. [Электронный ресурс]. URL: http://www. intelros.ru/pdf/nauchnie_tetrady/02/2.pdf.

6. Putnam R.D. Making Democracy Work. Civic Traditions in Modern Italy. N.Y.: Princeton University Press, 1993. 258 pp. P. 115.

7. King Ch. The Ghost of Freedom. A History of the Caucasus. N.Y.: Oxford University Press, 2008. 292 p. P. 243-250.

8. Сериков А.В., Сошественский В.Ю. Новейшие черты "черкесского вопроса" в информационной

войне против России // Олимпийские игры и информационные войны // "Черкесский вопрос" накануне Зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи / Отв. редактор Э.А. Попов. Ростов н/Д: Ростиздат, 2012. 126 с.

9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ: АСТ Москва, 2006. 572 с. С. 503.

10. Заседание международного дискуссионного клуба "Валдай" // Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ news/19243.

11. См. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа. 1995. № 1. С. 55-58; Давидович В.Е. Существует ли кавказская цивилизация? // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 28-29; Черноус В.В. Кавказская контактная зона цивилизации и культур // Там же. С. 30-34; Шадже А.Ю. Кавказская цивилизация или кавказская культура? // Там же. С. 39-41.

8 ноября 2013 г.

УДК 323.1

ЭТНИЧЕСКИЙ ДИСКУРС КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РЕИНТЕГРАЦИИ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ПРОСТРАНСТВА

М.А. Аствацатурова, Д.С. Чекменёв

Реинтеграция Северного Кавказа как целостного гражданского, правового, социокультурного пространства осуществляется в контексте упрочения российской гражданской идентичности -магистрального современного российского политического проекта, в котором самостоятельным институтом является дискурс российской гражданской идентичности - общенациональный и вместе с тем полиэтничный. При акцентировании гражданских патриоти-

Аствацатурова Майя Арташесовна - доктор политических наук, профессор кафедры креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного лингвистического университета, 357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 9, e-mail: maya.astv@gmail.com;

Чекменёв Дмитрий Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры креативно-инновационного управления и права Пятигорского государственного лингвистического университета357532, Ставропольский край, г Пятигорск, пр. Калинина, 9, e-mail: tchekmenev@gmail.com.

ческих начал существенным фактором становления российской гражданской идентичности является дискурс этнической идентичности.

Северный Кавказ отличался и отличается существенным этнокультурным и этно-политическим своеобразием, которое выражается в концентрации большого количества народов, культур и религий на малой территории. Здесь реализуется множество этнических идентичностей, конкурирующих между собой, что с новой силой проявилось в двадцатиле-

Maya Astvatsaturova - Doctor of Political Science, professor of the Department of Creative Innovative Management and Law at the Pyatigorsk State Linguistic University, 9, Kalinin Street, Pyatigorsk, Stavropol Region, 357532, e-mail: maya.astv@gmail.com;

Dmitriy Chekmenev - Ph.D. in History, associate professor of the Same Department of Creative Innovative Management and Law at the Pyatigorsk State Linguistic University, address - Russian Federation, 9, Kalinin Street, Pyatigorsk, Stavropol Region, 357532, e-mail: tchekmenev@ gmail.com.

тие российского демократического транзита, породившего множество этнополитических искушений - объективных и субъективных.

Актуализация этнической идентичности в реальных общественно-политических отношениях и в отражающем их общественно-политическом дискурсе спровоцирована в том числе и тем, что государство вышло из идеологической и мировоззренческой сферы. Такая актуализация в соответствующем политическом контексте имеет тенденцию к превращению в идею национального самоопределения, осуществление которой часто сопровождается ксенофобией, национализмом, сепаратизмом. При этом часть носителей этой идеи искренне убеждена, что ее абсолютизация (даже в виде сецессии) является приоритетной перспективой. Другая часть носителей этой идеи цинично использует ее для достижения политических целей и экономических дивидендов, для провокаций и шантажа руководства страны. Однако и в самый тяжелый период развития и распространения северокавказских этнополитических рисков -в 90-е годы ХХ в. - большинство населения Северного Кавказа в массовом организованном формате никогда не выдвигало идеи выхода из состава России. Народы Северного Кавказа не делегировали никаким общественно-политическим организациям и лидерам данной политической общей сепаратистской воли, и общий северокавказский дискурс не был антироссийским.

Северный Кавказ в российском политико-правовом и культурно-ментальном пространстве имеет собственную судьбу, собственные выраженные региональные особенности. Среди этих особенностей проявились и частично проявляются:

позитивные: этническое и конфессиональное разнообразие, этнополитический и национально-культурный активизм, этнокультурная корпоративность, приверженность консервативным семейно-родственным ценностям, сочетаемость традиций и новаций в общественной жизни.

негативные: этническая правосубъектность, этноцентризм, этнический сепаратизм, этноклановость, этнократизм, межэтнические конфликты, национально-религиозный экстремизм, терроризм, оправдываемые этническими и конфессиональными интересами.

Среди прочих в северокавказском этническом дискурсе выделяются две очевидные

проблемы: проблема внутреннего гражданского единства и проблема гражданского единства с другими российскими региональными сообществами [1].

Северокавказский региональный дискурс в соответствии со сложившейся социальной традицией остается этничным. Множество людей идентифицируют себя прежде всего как представители определенного этноса, рода, фамилии, а потом уже как россияне. И для этого есть немало оснований. На фоне реализации широкого спектра самоопределений - политических, культурных, социальных, гендерных, этнических, как по горизонтали, так и по вертикали, гражданская идентичность и принадлежность к государству далеко не всегда представляются привлекательными и приоритетными.

Один из современных рисков Северного Кавказа заключается в том, что основы и стимулы развития, реинтеграции региона являются не столько общероссийскими и гражданскими, демократическими и светскими, сколько этноиндивидуалистическими и архаико-этноконфессиональными. Эти основы и стимулы отражают определенный социальный заказ "снизу", а также в немалой степени и "сверху" как некий социальный и политический карт-бланш для региональных сообществ, который власть рассматривает как стабилизирующий, оптимизирующий и снижающий градус межэтнической конкуренции и противоречий. Однако увлечение архаичной этнической и этноконфессиональной атрибутикой не может быть магистральным путем развития региона как неотъемлемой части современной демократической России.

На современном этапе реализуется новый виток жесткой социально-экономической, идейно-мировоззренческой конкуренции, порожденной постмодернизмом, постиндустриальными процессами, мировым экономическим кризисом. Все эти факторы детерминируют собственное качество этно-политических рисков на Северном Кавказе, которые проявляются и в северокавказском этническом дискурсе, и в дискурсе российской гражданской идентичности.

Преодоление этих рисков осуществляется через реинтеграцию северокавказского общественно-политического пространства (что соответствует потребностям российского общества в целом) и является значимым вектором государственной национальной

политики, политико-правовая институциона-лизация которой интенсивно осуществляется в 2012-2013 гг. В ее основе - несколько основополагающих политических и нормативных документов - Указ Президента РФ "О достижении межнационального согласия", "Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года".

Реинтеграция северокавказского пространства акцентирует не только и не столько эмоционально привлекательный этнический дискурс, сколько становление российской гражданской идентичности. Этот дискурс является приоритетным, так как предоставляет широкие возможности для приобщения каждого гражданина к великой истории, великой культуре России. Идентифицируя себя как россиянин, каждый гражданин России ощущает себя участником масштабного современного российского общественно-политического процесса. Развитие дискурса этнической идентичности целесообразно лишь в контексте российской гражданской идентичности как высшей политической, правовой, идеологической, мировоззренческой и нравственной универсалии, доступной каждому гражданину России.

Закономерно, что спрос на этническую идентичность ярко выражен в северокавказских субъектах РФ. Северокавказский этнический дискурс транслирует разнообразные этнокультурные бренды - славянские, казачьи, горские северокавказские, диаспорные, которые в переплетении образуют уникальный культурный облик Северного Кавказа [2]. На Северном Кавказе яркими свойствами идентичности человека и группы выступают этничность, конфессиональность, а также выраженная северокавказская региональность. Осознание себя северокавказцами - "лицами кавказской национальности" - является компенсаторным маркером для жителей Северного Кавказа. Приверженность к региональному пространству - историческому, культурному, природному, социальному - очень развита в северокавказском сообществе, поэтому упрочение российской гражданской идентичности на Северном Кавказе невозможно без встраивания в нее этнической и конфессиональной идентичности местных сообществ, устойчивых и популярных в регионе.

Примечательно, что конфликты между сообществами внутри Северного Кавказа развиваются, несмотря на историко-культурную

и ментальную общность жителей региона. Конфликтный аспект структурирования северокавказской этнической и российской гражданской идентичностей базируется на многих объективных основах (исторических, культурных) и в то же время провоцируется многими субъективными факторами советской и постсоветской реальности.

Этнополитические процессы в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО), как и во всей современной России, отличаются новым содержанием и новационными организационными формами. Решающее воздействие на их развитие оказывает процесс демократизации российского общества, принципы его реформирования и преобразования. Сфера социальных, в том числе межэтнических отношений, в высокой степени отражает главные тенденции социально-политических трансформаций.

Многолетние авторские исследования свидетельствуют о том, что упрочению российской гражданской идентичности на Северном Кавказе, помимо объективных социально-экономических, политических обстоятельств, мешают ложные и провокационные идеи, распространяемые отдельными приверженцами радикальных методов решения национального вопроса. Среди них выделяются:

- акцентирование исключительности северокавказской истории, культуры, особенности северокавказской "цивилизации", не совместимой с общероссийским социокультурным контекстом;

- мнение о "нахлебничестве" Северного Кавказа, процветающего за счет перераспределения средств других регионов в виде масштабных инвестиций и трансфертов федерального центра;

- убежденность в опасности Северного Кавказа как агрессивного, террористического, экстремистского, этноцентристского, ваххабитского региона, в котором реализуются исторические традиции абречества, набеговой системы, заложничества, кровной мести;

- трансляция негативного образа кавказца, жестокого, мстительного, беспардонного по своей сути, навязывающего окружающим свой менталитет, свои приемы жизненной, социальной адаптации.

Закономерно, что проблемы объединения северокавказского сообщества и проблемы места Северного Кавказа в суверенном пространстве России (геополитическом, политиче-

ском, экономическом, социальном, духовном) обозначены на фоне общемировых, глобальных проблем [3]. Прежде всего это столкновение цивилизаций - западной и восточной, столкновения политических систем, политических режимов, социокультурных образов, религиозных систем, образов жизни, которые рождают множество региональных и локальных конфликтов - политических, социальных, ментальных. В целом это идентификационные конфликты, т.е. конфликты идентичностей.

Достижение внутреннего северокавказского единства затруднено многими объективными обстоятельствами, в том числе и разными этнополитическими интересами разных социальных групп. Так, в регионе представлены:

- русское население, казачество: реестровое и нереестровое;

- народы и этнические группы северокавказского происхождения: автохтонные, коренные, титульные, репрессированные, разделенные, непредставленные;

- этнические группы российских народов несеверокавказского происхождения;

- диаспорные группы ближнего и дальнего зарубежья,

- группы с религиозным мировоззрением и атеистически настроенные;

- мигранты: беженцы, вынужденные переселенцы, временно перемещенные лица, иностранные рабочие;

- группы, пострадавшие в конфликтах и террористических актах (в том числе женщины, молодежь);

- группы, принимавшие участие в антитеррористических и силовых операциях;

- группы, принимавшие участие в подготовке и осуществлении террористических акций и в экстремистских движениях и др.

В контексте северокавказского этнической проблематики образовался в январе 2010 г. Северо-Кавказский федеральный округ. В течение всего периода существования СКФО не прекращаются дискуссии о его целесообразности, жизнеспособности и перспективах [4]. Это приводит к разделению северокавказского сообщества и всего российского общества на противостоящие группы мнений и группы действий. Образование СКФО зачастую трактуется как создание исключительных возможностей для поступательного развития северокавказских республик, в том числе для упрочения их национально-государственного суверенитета [5].

Вместе с тем очевидно, что образование СКФО преследует гораздо более масштабные политические цели. Образование СКФО предполагает усиление в регионе федерального политико-управленческого курса как гражданского и интегративного.

Упрочение российской гражданской идентичности предполагает максимальное включение северокавказского этнического дискурса в контексте российской гражданской идентичности. В нем важен каждый участник, у каждого своя роль и своя миссия: у русского населения и казачества, у титульных и нетитульных народов РФ автохтонного происхождения, у народов РФ несеверокавказского происхождения, у диаспор дальнего и ближнего зарубежья нероссийского происхождения.

Здесь значима позиция государства, озвученная Президентом РФ В.В. Путиным: «Мы с огромным вниманием и с огромным уважением относимся, и должны, и будем относиться к каждому этносу, к каждому народу Российской Федерации. В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и наша сила. Но мы не должны забывать, что любой национализм и шовинизм наносят прямой огромный ущерб прежде всего тому народу и тому этносу, интересами которых якобы и озабочены националисты. И потому столь опасны для России любые проявления "простых и окончательных" так называемых "решений", которые предлагаются националистами и экстремистами разного толка и оттенка» [6].

В СКФО реализуются следующие направления упрочения российской гражданской идентичности:

- популяризация привлекательных сюжетов общей российской истории и общей государственности;

- "примирение с прошлым", нейтрализация взаимных исторических обид и постконфликтная реконструкция;

- акцентирование объединяющих духовных символов российского единства (памятники, поклонные и охранительные кресты и символы веры разных религий);

- усиление культурного содружества, реализация идеи кочующей культурной столицы СКФО (фестивали, праздники, "Кавказские игры", "Казачьи игры", национальные подворья);

- осовременивание и популяризация традиционных российских патриотических символов в среде северокавказской молодежи;

- развитие туристического, санаторно-курортного кластера, модернизация курорт-

ного и туристического комплекса Кавказских Минеральных Вод;

- разработка привлекательных северокавказских брендов - "Сделано на Северном Кавказе".

Актуальность этих направлений определяется этническим и конфессиональным разнообразием СКФО, а также сложностями и противоречиями этнокультурных и этнопо-литических процессов. В этой связи акцентируются аксиологические аспекты российской гражданской идентичности как совокупности множества идентичностей, преломленных в северокавказском пространстве [7].

Реинтеграция северокавказского пространства предусматривает креативное развитие северокавказского этнического дискурса как составляющего фактора становления российской гражданской идентичности. Его идеологическими основами выступают безопасность, стабильность, социальная справедливость, законность, правопорядок, а также уникальность и престиж.

ЛИТЕРАТУРА 1. Кавказ: проблемы реинтеграции социокультурного пространства и вызовы региональной безопасности: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф.,

г. Ростов-на-Дону, 24-25 сент. 2012 г. / Отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов-н/Д: Изд-во "Социально-гуманитарные знания", 2012. 190 с.

2. См.: Этнокультурный бренд и историко-культурные образы в инновационном развитии Северо-Кавказского региона. Культура и пространство. Кн. 3 / Науч. ред. В.А. Тишков. Ростов-н/Д - Пятигорск: Изд-во СКАГС, 2011. 410 с.

3. Аствацатурова М.А., Тишков В.А., Хоперская Л. Л. Конфликтологические модели и мониторинг конфликтов в Северо-Кавказском регионе. М.: ФГНУ "Росинформагротех", 2010. 186 с.

4. См.: Черноус В.В. Юг России в нулевые и после раздела на два федеральных округа // Юг России в первом десятилетии XXI века: итоги, проблемы и перспективы: В 2 ч. Ч. 1. Южный федеральный округ // Южно-Российское обозрение ИСРИКП ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН. Вып. 63. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ 2010. 160 с. С. 4-15.

5. Авксентьев В.А. Федеральные округа и опыт полпредов в решении северокавказских задач // Юг России: проблемы, прогнозы, решения. Ростов н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. 132 с.

6. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012 г. // Российская газета. 2012. 13 дек.

7. Аствацатурова М.А. Северный Кавказ: перспективы и риски. Трансформация регионального этнополитического пространства. М.: Academia, 2011. 368 с.

5 ноября 2013 г.

УДК 323.285 (470.6)

РОССИЯНЕ: ОТ ГРАЖДАНСКОЙ К ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В.А. Авксентьев, Б. В. Аксюмов

Слабость российской гражданской идентичности

Любое молодое государство, к каковым относится и постсоветская Россия, неизбежно находится в состоянии поиска новой идентичности, причем такой, которая позволила бы консолидиро-

Авксентьев Виктор Анатольевич - доктор философских наук, профессор, директор Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Чехова, 41, e-mail: avksentievv@rambler.ru, тел. 8(863)2509816;

Аксюмов Борис Владимирович - доктор философских наук, профессор кафедры социальной философии и этнологии Северо-Кавказского федерального университета, 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1, e-mail: aksbor@mail.ru.

вать разнообразные индивидуальные и групповые ценности и интересы. В Российской Федерации, государстве не только молодом, но и состоящем из множества этнических и конфессиональных групп, каждая из которых обладает своей культурной спецификой, задача по формированию общей интегрирующей идентичности становится особенно сложной.

Victor Avxentyev - Doctor of Philosophy, professor, Director of the Institute of Socio-Economic and Humanitarian Research at the Southern Scientific Center of RAS, 41, Chekhov Avenue, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: avksentievv@rambler.ru, tel. +7(863)2509816;

Boris Aksyumov - Doctor of Philosophy, professor of the Department of Social Philosophy and Ethnology at the North-Caucasian Federal University, 1, Pushkin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.