Научная статья на тему 'Этнические традиции в коммуникационном пространстве'

Этнические традиции в коммуникационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1086
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОС / ETHNOS / ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ETHNIC TRADITIONS / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / COMMUNICATION SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ханхунова Мария Юрьевна

В статье рассматриваются этнические традиции и средства формирования этнической идентичности, среди которых автор выделяет средства и методы коммуникационного пространства. В работе доказывается эффективность воздействия на этническую идентификацию Интернета и социальных сетей. За основу в статье взята работа Б. Андерсона, посвященная исследованию «воображаемого сообщества». Анализируются основные свойства коммуникационного пространства и виртуального поля. Благодаря «воображаемому сообществу» происходит процесс виртуализации этнической идентичности, этому активно способствуют технические средства, развитие информационных технологий и программного обеспечения. Ежедневно сталкиваясь с огромными информационными потоками посредством различных технических средств, представитель того или иного этноса ежеминутно подвергается воздействию: будь то публикации об истории родного края, пейзажные фотографии в социальных сетях или комментарии участников интернет-сообществ. По мнению автора, коммуникационное пространство помогает в формировании не только этнической, но и региональной идентичности, пропагандирует общекультурные ценности, характерные для народов региона и создает общее информационное пространство и «воображаемое сообщество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC TRADITIONS IN COMMUNICATION SPACE

The article analyzes ethnic traditions and methods of ethnic identity formation, among which the author underlines means and methods of communication space. The article proves the efficiency of the Internet and social networks impact on the ethnic identity. In the article B. Anderson's work is taken as the basis, it is devoted to the study of «imagined community». The main features of the communication space and the virtual field are analyzed. Due to this «imagined community» the process of ethnic identity virtualization takes place, and it is actively promoted by various technical means, development of information technologies and software. Every day facing a huge information flow through various technical means, the representative of one or another ethnos continually is exposed to: whether it is a publication about the history of his native land, landscape pictures in social networks or comments by the participants of the Internet-communities. In the author’s opinion, the communication space helps in the formation of not only ethnic, but also regional identity, promotes common cultural values that are typical for the peoples of the region and create the common information space and the «imagined community».

Текст научной работы на тему «Этнические традиции в коммуникационном пространстве»

УДК 316.472.4

ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Ханхунова Мария Юрьевна, соискатель кафедры философии Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: khanmaria@mail.ru

В статье рассматриваются этнические традиции и средства формирования этнической идентичности, среди которых автор выделяет средства и методы коммуникационного пространства. В работе доказывается эффективность воздействия на этническую идентификацию Интернета и социальных сетей. За основу в статье взята работа Б. Андерсона, посвященная исследованию «воображаемого сообщества». Анализируются основные свойства коммуникационного пространства и виртуального поля. Благодаря «воображаемому сообществу» происходит процесс виртуализации этнической идентичности, этому активно способствуют технические средства, развитие информационных технологий и программного обеспечения. Ежедневно сталкиваясь с огромными информационными потоками посредством различных технических средств, представитель того или иного этноса ежеминутно подвергается воздействию: будь то публикации об истории родного края, пейзажные фотографии в социальных сетях или комментарии участников интернет-сообществ. По мнению автора, коммуникационное пространство помогает в формировании не только этнической, но и региональной идентичности, пропагандирует общекультурные ценности, характерные для народов региона и создает общее информационное пространство и «воображаемое сообщество». Ключевые слова: этнос, этнические традиции, этническая идентичность, коммуникационное пространство.

ETHNIC TRADITIONS IN COMMUNICATION SPACE

Khankhunova Maria Yu., Research Assistant, Department of philosophy, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: khanmaria@mail.ru

The article analyzes ethnic traditions and methods of ethnic identity formation, among which the author underlines means and methods of communication space. The article proves the efficiency of the Internet and social networks impact on the ethnic identity. In the article B. Anderson's work is taken as the basis, it is devoted to the study of «imagined community». The main features of the communication space and the virtual field are analyzed. Due to this «imagined community» the process of ethnic identity virtualiza-tion takes place, and it is actively promoted by various technical means, development of information technologies and software. Every day facing a huge information flow through various technical means, the representative of one or another ethnos continually is exposed to: whether it is a publication about the history of his native land, landscape pictures in social networks or comments by the participants of the Internet-communities. In the author's opinion, the communication space helps in the formation of not only ethnic, but also regional identity, promotes common cultural values that are typical for the peoples of the region and create the common information space and the «imagined community». Keywords: ethnos, ethnic traditions, ethnic identity, communication space.

Этническая идентичность является устойчивым понятием и может формироваться под воздействием традиций в воображаемом пространстве. Виртуальная информационная среда создается средствами массовой коммуникации, традиционными и электронными, которые не только не препятствуют, а напротив, развивают темы конструирования этнической идентичности, формирования межнациональных отношений, пропаганды национального языка и т.д. Они отражают процессы, происходящие в массовом сознании, однако эти процессы модернизируются, «обрастают» новым видением и формулировками, затем в этом же сознании появляются новые понятия и связи, создается своя воображаемая среда, а вместе с тем и общая идентичность, которая становится основой существования индивидов. И в этом процессе модернизации большую роль играет виртуальное коммуникативное пространство.

По мнению Л. В. Баевой, в настоящее время культура подвергается процессу виртуализации, в которой усиливается роль игровых элементов, а именно компьютерных игр [4, с. 22]. Поэтому Интернет и его инструменты могут работать на создание общего менталитета на определенной территории, при условии существования информационного коммуникационного пространства. И. А. Акимова полагает, что медиа должны решать следующие задачи: создание и поддержание общей картины

мира и картины мира отдельной общности и/или группы, передача от поколения к поколению ценностей культуры данного общества [2].

Интернет - уникальная среда, которая благодаря своей анонимности дает пользователю свободу выбора своей идентичности, что в фактической реальности было бы невозможно, поскольку существуют барьеры, например, с невербальным поведением индивидов [13, с. 86-96.]. В виртуальном пространстве идентичность конструируется самим пользователем через полученную в Интернете информацию. Поэтому, как отмечает В. Римский, сама среда формирует определенные качества идентичности каждого ее пользователя через процедуры отбора информации, участия в формировании новостей и информировании других, комментирование, ведение блогов и т.п. Интерфейс социальных сетей заставляет пользователей ежеминутно обновлять информацию, искать, определяться с мнением, комментировать фотографии и посты.

Классический пример этнической идентификации в виртуальной реальности - компьютерные игры, влияющие на формирование этнических установок и стереотипов поведения. В игре пользователь как бы подсознательно соотносит себя с идеалами и стандартами своего этноса и делит другие народы на «своих» и «чужих». Идентификационную функцию могут выполнять и социальные сети. Человек, играющий в компьютерные игры или сидящий в социальных сетях, одновременно совмещает в своем сознании виртуальную и реальную жизни, а также образы реальных и виртуальных людей. В свою очередь социальные сети - это личностная среда, идеальное поле для самовыражения и самопрезентации. Здесь пользователь свободно выражает свою этническую принадлежность, в то время как в реальной среде для него это может стать проблемой. Отсюда можно сделать вывод о том, что роль социальных сетей в процессе формирования этнической идентичности достаточно велика.

Социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется участниками. Автоматизированная социальная среда позволяет общаться группе пользователей благодаря существованию общих интересов. Поэтому выделяются тематические форумы, профессиональные социальные сети, электронные научные библиотеки и энциклопедии [15]. Социальные сети и сервисы помогают представителям этноса понять, почему приятно быть представителем той группы, которой все восхищаются или которую больше ценят. К примеру, через фотографии, которые публикуются в социальных сетях, пользователи получают возможность демонстрировать статус, поддерживать престиж и уважение к той или иной группе, к которой относится индивид, что является чаще всего более сильным фактором, определяющим поведение и поддерживающим благоприятную групповую идентичность.

В процессе формирования этнической идентичности индивид осознает или распространяет, заимствует, смешивает или путает свою принадлежность к той или иной группе индивидов. Это неизбежно приводит к изменению образа мышления человека, его взгляда на мир, трансформации внутренней культуры, в результате чего формируется «новая» идентичность. Основное свойство воображаемого сообщества - это виртуальность, социальный эффект новых коммуникационных технологий. Опосредованная технологиями виртуализация социальной реальности существенно трансформирует ее, и, в конечном счете, превращает в новую, не существующую ранее действительность [9].

В свою очередь виртуальная реальность обладает рядом обязательных свойств, которые описаны подробно в работе Т. А. Бондаренко: 1) виртуальность обязательно является результатом другой реальности; 2) виртуальность актуальна (то есть она существует только «здесь и сейчас»); 3) виртуальность обладает автономностью (в виртуальной реальности существуют собственные временно-пространственные характеристики, свои законы жизнедеятельности, для человека, находящегося в виртуальной реальности, нет прошлого и будущего); 4) виртуальность интерактивна (то есть она взаимодействует со всеми другими реальностями); 5) виртуальность обладает погруженностью (пользователь сети погружается в ту или иную виртуальную реальность естественным или искусственным путем); 6) виртуальность нематериальна и условна, это говорит о том, что все объекты виртуальной реальности искусственны и изменяемы; 7) еще одно свойство виртуальности - ее эфемерность, то есть свобода входа и выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования [8].

В рамках виртуального общения, характеризующегося анонимностью его участников, использование иконических элементов в тексте играет очень важную роль. Так, в зависимости от используемых изобразительных элементов - аватаров, иллюстраций, смайликов, - вербальная часть текста может приобретать различные оттенки значения. Стремительное поглощение виртуальной реальностью современной культуры запускает необратимые процессы ее стандартизации, когда все члены общества подстраиваются под единый критерий и наступает всеобщая унифицированость, усреднен-

ность, выравнивание, обезличивание, когда все похожи на всех. Такие процессы неминуемо ведут к потере многообразия, изменению содержания и формы современной культуры.

Для подтверждения данного тезиса рассмотрим одно из самых популярных электронных сообществ - Сайт бурятского народа (www.buryatia.org), объединяющий около 18 тыс. человек. На сайте представлены статьи, посвященные истории, культуре и религии бурят, электронный учебник бурятского языка и словарь, каталог бурятских сайтов, фотографии, анекдоты и т.д. Главную ценность представляют форумы, где ведутся обсуждения по вопросам, вызывающим наибольший резонанс: «Ниигэм улас турын шуулган» (обсуждение общественно-политической ситуации в Бурятии, стране и мире), «Соел туухын шуулган» (история и культура бурят-монголов и иных народов, населявших и населяющих Байкальский регион), «Урашуул» (для творческих личностей), «Шэнжэлхэ ухаан бол-босорол» (вопросы науки и образования) и др.

Анализируя этнический дискурс виртуального пространства, можно выделить следующие идеи в темах обсуждений: «Откуда взялось название «буряты»?», «Бурятская государственность», «Памяти жертв репрессий бурятского народа», «История и культура западных бурят», «Бурятский национальный костюм» и др. Также силами создателей сайта инициированы несколько проектов: «Учебник бурятского языка», «Бурятия в picasa», «Видео-уроки бурятского языка» и др. - все это позволяет утверждать, что тема поиска своей идентичности, отождествления себя с другими находит отражение в Интернете, особенно в социальных сетях.

По данным Brend Analytics, ежемесячная аудитория Facebook (www.facebook.com) - 23,4 млн россиян. «Вконтакте» (www.vk.com) зарегистрировано более 320 млн пользователей, из которых ежедневно заходят на сайт более 70 млн посетителей, из них более 59% пользователей - старше 25 лет [17]. В обеих сетях есть возможность создания групп и сообществ, посвященных бурятской идентичности. При этом участники сообществ могут видеть своих друзей, которые уже являются участниками данной группы. Это также помогает влиять на формирование оценки пользователя, так как потенциальный участник сообщества охотнее становится участником того или иного круга, если видит кого-то из своих друзей или знакомых, которые уже в нем участвуют. Пользователи сообществ в социальных сетях обычно представлены сразу в нескольких группах по интересам. В этом случае виртуальность является «прелюдией реальности» и свободное общение в Интернете помогает особенно молодой аудитории определить свою этническую принадлежность.

«Вконтакте», в частности, изобилует множеством групп и сообществ, посвященных бурятской идентичности: «Бурятия-Онлайн» (39 506 подписчиков), «Бурядууд» (34 797), «Настоящие буряты» (23 212 участников), Бурят-монголы всех стран, объединяйтесь! (20 358 участников), «Буряты» (18 944 подписчика), «Бурятия Пост» (13 783 подписчика), «Мы - потомки Чингисхана» (6 661) и др.

Не вызывает сомнений тот факт, что живописные пейзажи Байкала и бурятской степи, звуки морин-хуура, фотографии Иволгинского дацана, истории и дневники известных бурят, широко представленные в социальных сетях, существенно влияют на формирование этничности. Этнические традиции в интернет-пространстве становятся средством объединения, вызывают чувство гордости и даже некоторую ностальгию по историческому прошлому, когда этническая сопричастность была фактом неоспоримым и зримым, что проявлялось в каждодневном общении на родном языке, следовании обычаям в культуре, искусстве, спорте, ношении национальной одежды и приверженности национальной кухне.

После просмотра информации пользователь может выйти на связь с отправителем, оставить свой комментарий, одобрить или порекомендовать прочитать/посмотреть материал своим знакомым, представителям своего сообщества. Все это помогает индивиду (или группе индивидов) определить и сформировать свою этническую принадлежность, принять ценности, найти себя, выявить сходства со «своими» и различия с «другими».

Что же является важнейшим стабилизирующим фактором социокультурной динамики этноса?

Одним из главных факторов, регулирующих устойчивость представителя этнической группы, выступают традиции. Традиция (от лат. traditio - «передача, выдача, установившееся издавна мнение или привычка») включает в себя объекты социокультурного наследия - материальные и духовные ценности. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д. [16, с. 87]. Другое понятие «традиций» подразумевает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки и правила поведения [6, с. 725-729]. В зависимости от сферы применения в специальной литературе выделяются различные виды традиций: экологические, этнические, этноэкологические, бытовые традиции, традиции кочевой культуры и др.

Этнос и традиции - категории, безусловно, тесно взаимосвязанные между собой. Традиции выступают ретранслятором этноса, несут в себе элементы социального и культурного наследия, помогая передать комплекс ценностей последующим поколениям. Существование этноса без традиций невозможно. Природа традиций изменчива: одни традиции могут упрощаться, другие - поддерживаться и обновляться. Главная функция этнических традиций состоит в том, чтобы способствовать адаптации индивида в этнонациональной среде, они также тесно связывают индивида с другими представителями своей этнической общности. К примеру, по мнению Х. И. Дуткина и М. Х. Белянской, суровые природно-климатические условия, в которых проживают северные народы, способствуют выработке традиций толерантности [10, с. 12]. М. Х. Белянская также выдвигает предположение, что в целом климат влияет и на мировоззрение, и на культуру [5, с. 44].

Традиции выступают необходимым условием успешного функционирования не только этносов, но и любых социальных систем. Если это условие не соблюдается, то нарушается закон преемственности поколений, что способствует утрате соответствующих ценностей. «Соблюдение традиций, обычаев и обрядов, основу которых составляют традиционные мировоззренческие конструкции, регулирует и поддерживает стабильность общества - считают бурятские исследователи Л. В. Санжеева и А. Л. Цыденова [14, с. 4].

Действительно, традиции, обычаи и ритуалы представляют символический комплекс, являющийся своего рода «опытом народа», который накапливался, формировался и структурировался на протяжении многих веков. Некоторые традиции трансформировались, но сохранили одну основу. Это видно на примере национальных праздников и торжеств, в традициях ношения национальной одежды или в быту. Соблюдение традиций является необходимым условием для духовного развития. Благодаря тем или иным традициям можно понять образ жизни народа, общественно-политический строй и мировоззрение.

Традиционным передатчиком традиций остается семья, а основные традиции, передающиеся посредством семейных отношений, - это язык, национальные традиции в технологии приготовления и оформления пищи, фольклор, традиции ношения национальной одежды, организация жилища, праздники и т.д. Процессу ретрансляции традиций способствуют и коммуникационные процессы. Вся же специфика состоит в том, что коммуникативное пространство, во-первых, способствует трансляции традиций во внешней среде, а во-вторых, традиции с помощью интерактивных технологий репрезентируются посредством образов, символов и т.д. В этом понимании нам представляется наиболее интересным исследование коммуникационного пространства и проведение анализа сущности компонентов, обеспечивающих этот процесс. То, каким образом традиции не только воспроизводятся, поддерживаются, но и своеобразным путем трансформируются, в результате помогает им создавать новую действительность.

Большую роль в формировании этнической идентичности играет среда, в которой пребывает личность. Именно поэтому теория «воображаемого сообщества» Б. Андерсона считается наиболее значимой в ряду других работ, посвященных рассмотрению современного виртуального пространства [3, С. 30-32]. В своем исследовании Б. Андерсон раскрывает то, каким образом представитель сообщества воспринимает себя в качестве члена этой группы. В ситуации идентификационного кризиса индивид находится под влиянием так называемого «воображаемого сообщества», где все участники сознательно удерживают в своем сознании ментальный образ своего сходства, подразумевая существование других наций, и стремятся к независимости и автономности.

Интернет-среда диктует свои условия - это доступность и мобильность аудитории, коей выступает в основном молодое поколение, в полной мере освоившее виртуальное пространство. Если раньше молодежь использовала Интернет больше для общения и развлечений, то сейчас функции этого поля значительно расширены. Можно утверждать, что Интернет и социальные сети стали особой социальной средой со своим специфическим языком взаимодействия, нормами поведения, социальной иерархией, в основе которой лежит возможность влияния на ход коммуникации.

Безусловно, виртуальное пространство дает его пользователям безграничные возможности, но и в то же время создает барьеры. В Бурятии доступ к сети по-прежнему является проблемой для сельской местности, и этот инструмент вряд ли можно назвать основным в формировании и поддержании этничности на территории всей республики. Второй барьер состоит в том, что «интернетизирован-ными», активными участниками виртуального дискурса по большей части выступают молодые люди в возрасте до 35 лет, а пользователей среднего возраста (до 40-50 лет) социальные сети и блоги вряд ли заинтересуют. Но ситуация постепенно меняется.

В среде представителей молодого поколения бурят, которой характерна пассионарность и мобильность, наблюдается большой интерес к своей этнической идентичности, «бурятскости», и с каждым годом он лишь возрастает. Молодые люди особенно активны в вопросах, связанных с возрождением бурятского языка, культурных традиций, пропагандой традиционных видов спорта. Наряду с молодежной инициативой активизируются этнические сообщества за рубежом, создаются землячества, центры, в которых та же основная цель - популяризация национальных ценностей и бурятской культуры.

Таким образом, можно констатировать, что сегодня виртуальное коммуникационное пространство влияет на формировании не только этнической, но и региональной идентичности, пропагандирует общекультурные ценности, характерные для народов региона и создает общее информационное пространство.

Литература

1. Абаев Н. В. Особенности этноэкологических традиций бурят /I Буряты I под ред. Л. Л. Абаевой, Н. Л. Жуковской. - М.: Наука. 2004.

2. Акимова И. А. СМИ как фактор формирования идентичности личности в обществе II Сервис Plus. -2009. - № i.

3. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - С.30-32.

4. Баева Л. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. ун-та, 2008. - С.22.

5. Белянская М. Х. Экологические традиции аллаиховских эвенов и русскоустьинцев Якутии I Вопросы эвенской филологии и этнологии (труды молодых ученых). - Якутск: Северовед, 1996.

6. Биктагирова Г. Ф. Междисциплинарный анализ понятия «традиция» II Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6.

7. Будаева Ц. Б. Этноэкологические традиции народов Байкальского региона в условиях трансформационных процессов: проблемы сохранения и развития: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. - М., 2005.

S. Бондаренко Т. А. Виртуальная реальность в современной социальной ситуации: дис. ... д-ра филос. наук. - Ростов н!Д., 2007. - 326 с.

9. Горошко Е. И. Коммуникативное пространство Интернета как объект социокультурного анализа [Электронный ресурс]. - URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=220

10. Дуткин Х. И., Белянская М. Х. Тундренный диалект западного наречия эвенского языка: этнолингвистическое и этногеографическое исследование. - СПб.: Бельведе, 2009.

11. Иванова Ю. В. Этнос: социокультурная динамика и традиции: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М.,

2000.

12. Нехвядович Л. И. Многообразие подходов к определению понятия «этническая традиция» II Известия Алтайского государственного университета. - 20i0. - № 4-3(6S). - C179-1S4.

13. Римский В. Воздействие сети Интернет на социальную активность, формирование и развитие иден-тичностей II Вестник общественного мнения. - 2009. - № i(99). - С.86-96.

14. Санжеева Л. В., Цыденова А. Л. Модернизация традиций в современной городской семье (на материалах социологических исследований в г. Улан-Удэ). - СПб. - 2006.

15. Сергодеев В. А. Коммуникативная культура в современных интернет-сообществах современного российского общества: дис. ... канд. соц. наук. - Майкоп, 2014. - 161 с.

16. Словарь истории культуры. - M., 1997.

17. «Синдром постоянного нахождения онлайн»: как смартфон и планшет поменяли жизнь горожан [Электронный ресурс]. - URL: http://www.the-village.ru/village/city/city-interview/165691-sotsissledovanie-pro-goro zhan-i-gadzhety

References

1. Abaev N. V. Osobennosti etnoekologicheskikh traditsii buryat [Features of the Buryats' Ethnoecological Traditions]. Buryaty - The Buryats. Moscow: Nauka Publ., 2004.

2. Akimova I. A. SMI kak faktor formirovaniya identichnosti lichnosti v obshchestve [Media as a Factor of Formation Personal Identity in Society]. Servis Plus. 2009. No. 1.

3. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. London: Verso,

1991.

4. Baeva L. V. Informatsionnaya epokha: metamorfozy klassicheskikh tsennostei [Information Age: the Metamorphosis of Classical Values]. Astrakhan: Astrakhan State University Publ., 200S. P. 22.

5. Belyanskaya M. Kh. Ekologicheskie traditsii allaikhovskikh evenov i russkoust'intsev Yakutii [Environmental Traditions of the Allaikhovsky Evens and the People of Yakut Russkoye Ustye]. Voprosy evenskoi filologii i etnologii - Issues of Even Philology and Ethnology. Yakutsk: Severoved Publ., 1996.

M. №. Xanxymea. Этнннескне Tpagmnn b коммуннкацнонном npocTpaHCTBe

6. Biktagirova G. F. Mezhdistsiplinarnyi analiz ponyatiya «traditsiya» [Interdisciplinary Analysis of the "Tradition" Concept]. Fundamental'nye issledovaniya - FundumentalResearch. 2013. No. 6.

7. Budaeva Ts. B. Etnoekologicheskie traditsii narodov Baikal'skogo regiona v usloviyakh transformatsionnykh protsessov: problemy sokhraneniya i razvitiya. Avtoref. dis. ... d-ra polit. nauk [Ethnoecological Traditions of the Baikal Region Peoples in the Conditions of Transformation Processes: Problems of Preservation and Development. Author's abstract of Dr. polit. sci. diss.]. Moscow, 2005.

8. Bondarenko T. A. Virtual'naya real'nost' v sovremennoi sotsial'noi situatsii: dis. ... d-ra filos. nauk [Virtual Reality in Contemporary Social Situation. Dr. philos. sci. diss.]. Rostov-on-Don, 2007. 326 p.

9. Goroshko E. I. Kommunikativnoe prostranstvo Interneta kak ob"ekt sotsiokul'turnogo analiza [Communicative Space of the Internet as an object of Socio-cultural Analysis]. Available at: http://www.textology.ru/article.aspx? aId=220

10. Dutkin Kh. I., Belyanskaya M. Kh. Tundrennyi dialekt zapadnogo narechiya evenskogo yazyka: etnolingvisticheskoe i etnogeograficheskoe issledovanie [Western Tundra Dialect of the Even language: Ethno-linguistic and Ethno-geographical Research]. St. Petersburg: Bel'vede Publ., 2009.

11. Ivanova Yu. V. Etnos: sotsiokul'turnaya dinamika i traditsii: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk [Ethnos: Socio-cultural Dynamics and Traditions. Author's abstract Dr. Philos. sci. diss.]. Moscow, 2000.

12. Nekhvyadovich L. I. Mnogoobrazie podkhodov k opredeleniyu ponyatiya «etnicheskaya traditsiya» [Variety of Approaches to "Ethnic tradition" Definition]. Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta - News of Altai State University. 2010. No. 4-3 (68). Pp. 179-184.

13. Rimskii V. Vozdeistvie seti Internet na sotsial'nuyu aktivnost', formirovanie i razvitie identichnostei [Impact of the Internet on Social Activity, Formation and Development of Identities]. Vestnik obshchestvennogo mneniya - Bulletin of public opinion. 2009. No. 1(99). Pp. 86-96.

14. Sanzheeva L. V., Tsydenova A. L. Modernizatsiya traditsii v sovremennoi gorodskoi sem'e (na materialakh sotsiologicheskikh issledovanii v g. Ulan-Ude) [Modernization of Traditions in Modern Urban Family (on the materials of sociological researches in Ulan-Ude)]. St. Petersburg, 2006.

15. Sergodeev V. A. Kommunikativnaya kul'tura v sovremennykh internet-soobshchestvakh sovremennogo rossi-iskogo obshchestva: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Communicative Culture in Today's Online Communities of Modern Russian society. Cand. sociological sci. diss.]. Maikop, 2014. 161 p.

16. Slovar' istorii kul'tury [Dictionary of Cultural History]. Moscow, 1997.

17. «Sindrompostoyannogo nakhozhdeniya onlain»: kak smartfon iplanshetpomenyali zhizn'gorozhan ["Online Syndrome": How Smartphones and Tablets Changed the Lives of Citizens]. Available at: http://www.the-village.ru/vil lage/city/city-interview/165691-sotsissledovanie-pro-gorozhan-i-gadzhety.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.