психологические науки
Бендас Татьяна Владимировна, Трифонова Елена Александровна ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ...
УДК 159.9.072
ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ И СТЕРЕОТИПОВ ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА ОРЕНБУРГА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
© 2016
Бендас Татьяна Владимировна, доктор психологических наук, профессор кафедры «Социальная психология»
Трифонова Елена Александровна, старший преподаватель кафедры «Социальная психология» Оренбургский государственный университет, Оренбург (Россия)
Аннотация. Данная проблема имеет важные социально-психологические аспекты, результаты анализа которых позволят рассматривать ее системно, осуществляя междисциплинарный подход, в котором нашли отражение, прежде всего, социальные представления об этнических особенностях, психологических, социально-политических и других аспектах системы ценностей лидеров общественных организаций. В современном мире, в XXI веке происходят глобальные процессы, ускоряется темп активности, зарождаются новые стили коммуникаций, по-новому понимается смысл человеческой жизни, трансформируются личностные и социальные ценности. Лидеры являются как раз носителем этой системы в той или иной sкультуре, оказывают влияние на формирование определенного мнения внутри своей этнической группы и внутри других этнических групп и, конечно же, на межкультуральные отношения в целом. Оренбуржье- это регион с множеством этносов, что связано со значимостью проведения научно-практических исследований в рамках диалога лидеров различных национальностей. Основным предметом изучения является роль лидеров общественных организаций (мужчин и женщин) как представителей и носителей системы ценностей, этнических стереотипов в формировании отношений между представителями культур, проживающих на территории Оренбуржья. Прикладное значение разработки проблемы приведет к конструированию и воплощению в жизнь научно обоснованной технологии работы лидеров общественных организаций по гармонизации отношений внутри своей и внутри других этнических групп.
Ключевые слова: лидеры общественных организаций, система ценностей, этнические особенности, этнические группы, социальная дистанция, межэтнические отношения, этническая компетентность, стереотипы, культура, Оренбургская область.
ETHNIC FEATURES OF THE VALUE SYSTEM AND STEREOTYPES OF LEADERS OF PUBLIC ORGANIZATIONS OF THE CITY OF ORENBURG: GENDER ASPECT
© 2016
Bendas Tatyana Vladimirovna, doctor of psychological sciences, professor of the chair "Social psychology" Trifonova Elena Aleksandrovna, assistant professor of the chair "Social psychology" Orenburg State University, Orenburg (Russia)
Abstract. This problem has important social and psychological aspects which analysis results will be allowed to consider it systemically, performing cross-disciplinary approach in which found reflection, first of all, social ideas of ethnic features, psychological, socio-political and other aspects of a value system of leaders of public organizations. In the modern world, in the 21st century there are global processes, is accelerated activity, new styles of communications arise, the sense of human life in a new way is understood, personal and social values are transformed. Leaders are just the carrier of this system in this or that skulture, exert impact on forming of a certain opinion in the ethnic group and in other ethnic groups and, of course, on the intercultural relations in general. Orenburg Oblast is a region with a great number of ethnoses that is connected with the importance of carrying out scientific and practical researches within dialogue of leaders of various nationalities. The main learning object is the role of leaders of public organizations (men and women) as representatives and carriers of a value system, ethnic stereotypes in forming of the relations between representatives of the cultures living in the territory of Orenburg Oblast. Applied value of development of a problem will lead to designing and the embodiment in life of evidence-based technology of work of leaders of public organizations in harmonization of the relations in the and in other ethnic groups.
Keywords: leaders of public organizations, value system, ethnic features, ethnic groups, social distance, interethnic relations, ethnic competence, stereotypes, culture, Orenburg region.
Проблема кросс- культурного исследования лидерства изучается многими учеными и стала поистине междисциплинарной. Интерес исследователей закономерен, в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых на определенном этапе развития является выдвижение лидера. Особенно актуальна эта проблема для современного пространства - России и стран ближнего зарубежья. Демократизация этих стран, изменение социально-экономических условий жизни приводит к появлению новых видов групп и группировок, нуждающихся в новых лидерах. [7],[9],[11]
Ценностные ориентации в одном и том же этносе, формируют новые и видоизменяют старые отношения. Кросс-культурные различия ценностных ориентаций исследовались В.С. Агеевым [1], В.М. Бызовой [6], Р. Инглхартом[12], Н.М. Лебедевой[8], Г.У.Солдатова[10] и др. В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития [2].
Оренбуржье является регионом с множеством культур, в таком мультикультурном пространстве значимы научно-практические исследования диалога национальностей и этносов.
Поскольку русские среди них составляют большин-
ство и являются титульной этнической группой, а, также, лидеры влияют на формирование общественного мнения, мы поставили задачу - изучить отношение лидеров-русских к 10-ти этническим группам (и соответственно к их культурам): к русской, татарской, казахской, украинской, башкирской, мордовской, немецкой, чувашской, белорусской, еврейской.
Всего в исследовании приняли участие 131 чел. (55 женщин, 76 мужчины; возраст: 20-64 лет; 10 испытуемых татарской национальности, остальные - русские). В связи с разрабатываемой проблемой была поставлена задача модификации известных методик и разработка новых. Нами (Т.В.Бендас, И.С.Якиманская, Е.А.Трифонова) была разработана методика этнической компетентности (что я знаю о других национальностях). Процедура разработки методики включала: сбор информации об особенностях вышеперечисленных 10-ти этнических групп (их культуре, кухне, одежде, литературе, пословицах, музыке, обычаях - включая праздники и свадьбы, названиях субэтнических групп), наиболее многочисленных в Оренбуржье. Источником информации служили литературные произведения (научные и художественные, справочники и энциклопедии) и беседа (в свободной форме) с представителями указанных этнических групп об особенностях их этнической культуры.
На основании полученной информации были сфор-
Бендас Татьяна Владимировна, Трифонова Елена Александровна психологические
ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ... науки
мулированы пункты методики в пилотажном варианте. Специальное внимание уделялось форме вопросов, формулировке пунктов с вариантами выбора и вопросам, предполагающим восстановление соответствия. Каждая из 10 этнических групп была отражена примерно одинаковым количеством пунктов (5-6).
Шкала социальной дистанции Э.Богардуса была разработана для измерения отношения белокожих жителей США к чернокожим (американцев к афро-американцам соответственно). Т.В.Бендас модифицировала методику, расширив количество ситуаций до 10 и видоизменив некоторые из них. 3 ситуации касались политического статуса этнических групп (в связи с Оренбургской областью): образование самостоятельного государства за пределами области (самая далекая дистанция, которая мало касается испытуемых); полноправное гражданство на территории области; образование национальной автономии на территории области (наиболее близкая дистанция из политических ситуаций). Была расширена и ситуация, связанная с работой: вместо одной, их стало 3 - работа в одном учреждении, работа с коллегами или подчиненными, и работа с начальником определенной этнической группы (нам представляется, что эти 3 ситуации более точно отражают различные особенности деловых отношений с другими этносами). При обработке данных подсчитывались суммы баллов по отдельным этническим группам и по типам дистанции (по ситуациям), затем эти суммарные данные сравнивались между собой. [5]
Нами был проведен анализ различий в отношении и знании разных этнических групп у мужчин и женщин лидеров общественных организаций. Для этого мы использовали ^критерий Стьюдента. Сравнение групп между собой по ^критерию Стьюдента показало, что между группами мужчин и женщин обнаружено немного значимых различий. Так, по методике «Этническая компетентность» различия наблюдаются в том, что женщины лучше, чем мужчины знают особенности национальной кухни, традиции; в частности, что шаньги- особые булочки с картошкой, относящиеся к русской кухне (р<0,01). Женщины больше, чем мужчины знают о том, что фаршированная рыба- это любимое блюдо евреев (р<0,01) и что в украинской кухне не приветствуется напиток- чай (р<0,01). Также, различия состоят в том, что женщины чаще чем мужчины слышали об известной русской песне «Дубинушка» (р<0,001) и лучше знают о том, к какой культуре принадлежит обычай перевязывания гостей специальным полотенцем (р<0,01),а также, что сэмбеле - это татарский праздник урожая (р<0,01). Очевидно, что женщины чаще принимают на себя роль хранителя семьи, лучше знают и соблюдают обычаи, традиции, интересуются народным творчеством, что и объясняет данные различия.
Различия по ^критерию наблюдаются по методике Богардуса. Так, женщины чаще чем мужчины согласны, чтобы башкиры, татары, немцы образовали за пределами Оренбургской области самостоятельное государство (р<0,01), а также наряду с немцами жили на территории Оренбургской области как полноправные граждане (р<0,01). Также женщины больше, чем мужчины согласны, чтобы мордва образовали в Оренбургской области свою автономию (р<0,01); и не возражают, чтобы их непосредственными начальниками были татары (р<0,01). Таким образом, женщины больше хотят общаться, иметь близкие отношения с другими национальностями и более терпимы по отношению к ним, чем мужчины.
Вопреки сложившимся в обществе стереотипам, что мужчины имеют, как правило, большой жизненный сексуальный опыт, в нашем исследовании женщины чаще чем мужчины стремились к сексуальному общению с представителями различных наций (белорусы, евреи, татары, немцы (р<0,01), а также женщины не возражали против брака их детей с башкирами, евреями (р<0,01).
Таким образом, в результате анализа полученных 314
данных значимые различия в группах мужчин и женщин лидеров общественных организаций г.Оренбурга выявлены в знаниях традиций, обычаев, рецептов других национальностей, а также в отношение к ним.
С целью исследования стереотипов и ценностных ориентаций лидеров общественных организаций г.Оренбурга Т.В.Бендас, Е.А.Трифоновой, И.С.Якиманской, было разработано интервью, которое состояло из 5 блоков: взгляды на жизнь, социальное окружение, взгляды и ценностные ориентации, представление об этносах, гендерные стили. Каждый блок состоял из нескольких вопросов по определенной проблеме. Нами для анализа материала был выбран 3 блок (исследование взглядов и ценностных ориентаций лидеров). [3],[4]
В ходе глубинных интервью были опрошены лидеры десяти общественных организаций таких как: Российская ассоциация телефонной экстренной психологической помощи, Общественная организация инвалидов, Союз художников и писателей России, женские клубы, различные партии и др. Респондентам были заданы следующие вопросы: Что вы можете сказать о том, что сейчас происходит в мире? Какие ситуации вспоминаются в связи с организацией, городом, областью? В каких ситуациях вы чувствуете себя уверенно, в каких нет? Какие материальные и духовные ценности встречаете у окружающих людей и в своей организации? Каково отношение окружающих к вашей организации?
Анализируя ответы на вопросы интервью мы можем сделать следующие выводы.
1. Оценка ситуации в мире и стране часто окрашена в негативные тона, что объясняется тревогой и непониманием лидерами многих процессов, политики и обстановки в стране и, возможно, тем, что негативные стороны жизни сейчас воспринимаются более ярко (к примеру, обстановку в стране рассматривают как противоречивую, недовольны недостаточным развитием промышленности, процветанием преступности, отсутствием порядка, недостаточным развитием и деградацией культуры и культурных ценностей, выражается страх перед властью Америки и американских ценностей).
2. Тем не менее, в целом ситуацию в стране оценивают как изменяющуюся к лучшему (по сравнению с 90-ми годами), и этот успех (развитие предпринимательства, инициативы, активности людей) отчетливо связывается с именем главного лидера страны - президента В.В.Путина.
3. Особое место среди ответов испытуемых занимают те, что связаны с ситуацией в городе и организации и в целом в их жизни. И здесь наблюдалась более позитивная и оптимистичная оценка: вспоминались яркие эпизоды праздников, активное участие лидеров в выборах, митингах, поездка в Москву в связи с деятельностью их организации, получение сертификата государственного образца, приезд комиссии, участие в выборах, митингах, общение и сотрудничество в неформальной обстановке, издание книг, встречи с интересными людьми. Среди ценностей этого типа выделяются те, что связаны с историей города и страны и способствуют воспитанию молодежи. Очевидно, именно активная политическая позиция и причастность лидеров к жизни города, а также их общественная деятельность (в качестве лидера и воспитателя молодежи) создают эффект "соучастия" и, как следствие - позитивную оценку таких событий.
4. Наблюдался приоритет духовных ценностей над материальными (выражалось сожаление по поводу чрезмерного стремления некоторых людей к материальному благополучию). Среди духовных ценностей выделяется терпимость или толерантность по отношению к другим людям и, в частности, к людям иной этнической принадлежности и иных религиозных конфессий.
5. Лидеры общественных организаций отмечали противоречивое отношение окружающих к их деятельности: наряду с позитивной оценкой этой деятельности
психологические науки
наблюдается и отчетливо негативная, связанная с недостатком информированности населения о программе и целях организации.
6. Нам представляется, что парциальные установки, ценности и стереотипы восприятия лидеров являются отражением глобальных установок, ценностей и стереотипов: политических взглядов, патриотической или прозападной ориентацией. Поскольку большинство испытуемых были людьми немолодыми, наблюдалось тяготение к "просоветской" ориентации и "просоветским" ценностям, хотя наблюдалось и стремление усвоить ценности нового, изменяющегося мира.
7. Важным процессом в формировании установок и ценностей лидеров общественных организаций является их подражание авторитетным лидерам. Для большинства испытуемых Президент страны является необычайно авторитетным, воплощением их ожиданий и надежд. Более критично оценивались местные лидеры.
8. Поскольку лидеры распространяют свое влияние на других лидеров и рядовых членов своих общественных организаций и население в целом, необходимо исследование и коррекция их стереотипов и установок по отношению к другим людям, к различным этническим группам.
Наше исследование было поисковым. В дальнейшем, актуальным представляется идея изучения системы ценностей и межэтнических отношений в семьях, смешанных по этническому признаку, учитывая фактор гендер-ной и этнической принадлежности испытуемых в одном и том же исследовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.:МГУ,1990.240 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.:ЛГУ,1968.338 с.
3. Бендас Т.В., И. С. Якиманская Лидеры общественных организаций: кросс-культурное исследование: монография. — Оренбург: Издательство ОГУ, 2006.
4. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 431 с.
5. Бендас Т.В. Психология лидерства. СПб.: Питер, 2009. 448 с.
6. Бызова, В. М. Ценностные ориентации представителей коми и русского этносов Текст. / В.М. Вызова. // Психол. журн. 1998. Т. 19. № 5. С. 60 -70.
7. Вишняков А.И., Карымова О.С., Трифонова Е.А. Особенности ценностной сферы студентов русской и татарской этнической принадлежности (на примере Оренбургского государственного университета) // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-10. С. 22482252
8. Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века//Психологический журнал. 2000. Т. 21 № 3. C.25-32
9. Мухина, B.C. Личность и этносы в условиях столкновения цивилизаций. Текст. / B.C. Мухина. // Мир психологии. 2001, №4 (28). С.114-127.
10. Солдатова, Г.У. О методических проблемах этнопсихологического исследования Текст. / Г.У. Солдатова. //Психологический журнал.Т. 13 №4.1992. С.33-43.
11. Юе Вэнь Бо. Кросс-культурные особенности иерархии ценностей в структуре личности: на примере менеджеров России и Китая к.20 н.21 вв. Дисс. на соискание ученой степени канд.психол.наук, Барнаул, 2002. 199с.
12. Яницкий, М.С. Модификация методики Р.Инглхарта для изучения ценностной структуры массового сознания. Текст. / М.С. Яницкий. // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбасвузиздат, 2002. С. 189-195.
Бендас Татьяна Владимировна, Трифонова Елена Александровна ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ...