Научная статья на тему 'Этнические особенности психосоциальной адаптации студентов к обучению в вузе'

Этнические особенности психосоциальной адаптации студентов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
514
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ ТУВИНСКОЙ И РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ / ТРЕВОЖНОСТЬ / НЕЙРОТИЗМ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ADAPTATION / TUVAN AND RUSSIAN STUDENTS / ANXIETY / NEUROTICISM / TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна

Изучались психофизиологические особенности организма студентов тувинской и русской национальностей, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях южно-сибирского региона Республики Тыва. Показаны этнические особенности студентов по уровню нейротизма, реактивной и личностной тревожности, интровертированности, типа темперамента. Сделан вывод о более низкой стадии психосоциальной адаптации тувинских студентов в период обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Будукоол Лариса Кара-саловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL FEATURES OF PSYCHOSOCIAL AND SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS TO STUDYING AT UNIVERSITY

Psychophysiological features of Tuvan and Russian students that live in extreme climatogeographic conditions of southern Siberia (Republic of Tuva) were studied. Ethnical features of students expressed in neuroticism level, reactive and personal anxiety, introversion, and temperament type are shown. It was concluded that Tuvan students have lower psychosocial adaptation level during studying at univeristy.

Текст научной работы на тему «Этнические особенности психосоциальной адаптации студентов к обучению в вузе»

УДК 159.922.4 + 612.821

Л. К.-С. Будук-оол

ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ

К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Изучались психофизиологические особенности организма студентов тувинской и русской национальностей, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях южно-сибирского региона - Республики Тыва. Показаны этнические особенности студентов по уровню нейротизма, реактивной и личностной тревожности, интровертированности, типа темперамента. Сделан вывод о более низкой стадии психосоциальной адаптации тувинских студентов в период обучения в вузе.

Ключевые слова: адаптация, студенты тувинской и русской национальностей, тревожность, нейро-тизм, темперамент.

Согласно современным представлениям, все функции формируются и претерпевают изменения при тесном взаимодействии организма со средой. В этом отношении интересным является изучение психофизиологических особенностей организма студентов, проживающих на территории Республики Тыва, которая характеризуется дискомфортными природными условиями проживания, ультра-континентальным климатом.

Поведение индивида в различных ситуациях зависит от свойственных ему особенностей темперамента и личностных характеристик. Особенно ярко это проявляется в условиях, связанных со стрес-сорными факторами, и в экстремальных ситуациях. Индивидуальные особенности личности обусловлены не только морфологическими и физиологическими особенностями организма, но и этнопсихологической составляющей и формируются под влиянием социально-экономических и культуральных факторов.

Социально-психологическая адаптация может быть как внешней (адаптация к внешним условиям), так и внутренней (направленная на внутренние механизмы адаптации личности) [1]. Полиэтническая образовательная среда, в которой развивается личность, требует специально организованного целенаправленного психолого-педагогическо-го сопровождения [2].

Психические состояния тревожности, нейро-тизма и темперамента выступают в качестве важнейших факторов, определяющих успешность человека в различных сферах деятельности, оказывают существенное влияние на эффективность и качество обучения. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что в основе всей психофизиологической адаптации организма лежат особенности личности данного субъекта. Тревожность как черта дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию стрессоров, т. е. об относительной устойчивости и реакции на различные ситуации. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий

мир как заключающий в себе угрозу и опасность в большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности [3, 4].

Целью данного исследования явилось изучение психосоциальной адаптации студентов тувинской и русской национальностей, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях Южной Сибири. Для изучения их психосоциальной адаптации использовали оценку реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности по тесту Ч. Д. Спил-бергера в модификации Ю. Л. Ханина [3, 4], уровень нейротизма и типы темперамента - по тесту Г. Айзенка [5].

Оценка тревожности студентов в зависимости от национальности показала, что РТ оценивалась как низкая практически у всех студентов, кроме тувинских третьекурсниц, у которых она была выше и соответствовала умеренному уровню (см. таблицу 1). При этом тувинские студенты имели более высокую РТ, особенно на 1-м и 5-м курсах, которые характеризуются напряжением адаптации в связи с увеличением психоэмоциональной нагрузки в начале обучения и на выпускном курсе.

ЛТ была выше, чем РТ и отмечалась у юношей как умеренная, а у девушек как умеренная и высокая, при этом тувинские студенты имели ЛТ выше, чем русские, независимо от пола.

Оценка индивидуальных показателей тревожности свидетельствует, что русских первокурсников с высоким уровнем РТ не обнаружено, тогда как тувинские студенты - 3.2 % девушек и 3.9 % юношей - имели высокий уровень РТ.

На 5-м курсе доля лиц с высокой РТ увеличилась во всех исследуемых группах, кроме русских юношей. Около 7 % тувинских студентов выпускного курса характеризовались высоким уровнем РТ. Среди русских таковыми оказалось только

1.7 % девушек.

Наибольшая доля лиц с высоким уровнем ЛТ характерна для тувинских девушек независимо от курса обучения. У русских юношей и девушек

Таблица 1

Показатели тревожности у студентов (в баллах) (M± т)

РТ Уровень РТ ЛТ Уровень ЛТ

1 -й курс

Тувинские юноши 2б.б±0.9* низкий 3б.3±0.9 умеренный

Русские юноши 21.5±1.2 низкий 34.7±1.3 умеренный

Тувинские девушки 28.7±0.7 низкий 47.9±0.8* высокий

Русские девушки 2б.9±1.1 низкий 41.9±1.2 умеренный

2-й курс

Тувинские юноши 24.4±0.8 низкий 38.4±0.9 умеренный

Русские юноши 27. 1±1.б низкий 39.7±1.8 умеренный

Тувинские девушки 28.4±0.7 низкий 47.0±0.8 высокий

Русские девушки 28.0±1.2 низкий 45.5±1.5 высокий

3-й курс

Тувинские юноши 25.8±1.0 низкий 38.9±0.9* умеренный

Русские юноши 23.2±1.8 низкий 33.2±1.9 умеренный

Тувинские девушки 30.5±1.0* умеренный 48.3±0.8* высокий

Русские девушки 2б.1±1.б низкий 39.4±2.0 умеренный

4-й курс

Тувинские юноши 2б.5±1.3 низкий 38.3±1.3* умеренный

Русские юноши 24.1±2.1 низкий 32.2±1.9 умеренный

Тувинские девушки 25.4±0.8 низкий 45.8±0.9* высокий

Русские девушки 23.8±1.5 низкий 38.1±1.7 умеренный

5-й курс

Тувинские юноши 27.7±1.0* низкий 44.3±0.9* умеренный

Русские юноши 21.2±1.3 низкий 38.9±1.2 умеренный

Тувинские девушки 2б.9±0.8* низкий 44.9±0.б* умеренный

Русские девушки 22.9±1.3 низкий 41.8±1.3 умеренный

Примечание: * - р < 0.05 - достоверные различия между тувинскими и русскими студентами одного пола.

доля лиц с высоким уровнем ЛТ достоверно ниже (за исключением 2-го курса), чем у тувинских.

Таким образом, у тувинских юношей и девушек выявлен более высокий уровень как РТ, так и ЛТ в сравнении с русскими студентами. В связи с этим можно предположить, что данный показатель тревожности и особенности его изменения по курсам у тувинских студентов свидетельствуют об определенной степени напряжения психосоциальной адаптации в период обучения.

Поведение индивида в различных ситуациях зависит от свойственных ему проявлений темперамента и личностных характеристик. Темпераментные особенности человека влияют на уровень напряженности функционирования органов и их систем, его адаптивных возможностей [6].

В современной психологии термином «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, т. е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Человек, как правило, представляет собой смесь типов темперамента при доминанте одной из составляющих, к которой как бы «стягиваются» черты остальных типов [7].

Нейротизм характеризует эмоциональную устойчивость человека, выражается в низкой адаптации, высокой эмоциональной лабильности.

Оценка среднегруппового уровня нейротизма у студентов свидетельствует об эмоциональной нестабильности (свыше 12 баллов) юношей и деву-

шек независимо от национальности и курса. При этом девушки характеризовались более высоким уровнем нейротизма, чем юноши, у них также происходило достоверное его усиление (р < 0.05) в период обучения.

Усиление нейротизма на 5-м курсе у девушек, вероятно, обусловлено снижением эмоциональной устойчивости в стрессовой ситуации, связанной с предстоящим окончанием вуза и дальнейшими перспективами жизнедеятельности («синдром выпускника»). У юношей уровень нейротизма был достаточно стабилен и практически не изменялся в период обучения, что свидетельствует о более высокой резистентности мужского организма к воздействию психоэмоциональных факторов.

Между национальными группами обучающихся достоверных различий не выявилось (см. таблицу 2), однако в динамике обучения у тувинских студентов уровень нейротизма практически не изменялся на 1-4-м курсах и достоверно увеличился на 5-м курсе. У русских студентов уровень нейро-тизма был практически стабилен в период обучения, что может быть связано с более высокой резистентностью их нервной системы.

Наибольшее количество эмоционально нестабильных лиц среди всех студентов оказалось у тувинских девушек - 58.0 %, а минимальное - у тувинских юношей - (45.3 %). Поскольку высокий уровень нейротизма способствует дезадаптации организма, а низкий, наоборот, улучшению адапта-

Таблица 2

Показатели нейротизма студентов

Группа Уровень нейротизма (балл), М±т Доля эмоционально нестабильных лиц (%), М±т

1-й курс

Тувинские юноши 12.3±0.6 46.9±8.8

Русские юноши 14.1±1.0 58.8±11.9

Тувинские девушки 13.2±0.5 49.2±6.2

Русские девушки 13.1±0.8 60.0±12.7

2-й курс

Тувинские юноши 12.5±0.6 47.6±10.9

Русские юноши 12.2±0.9 46.5±13.9

Тувинские девушки 13.2±0.4 58.5±5.4

Русские девушки 13.6±0.8 37.0±9.3

3-й курс

Тувинские юноши 12.2±0.8 39.1±10.2

Русские юноши 14.1±1.2 53.8±13.8

Тувинские девушки 13.2±0.5 56.7±6.1

Русские девушки 14.1±0.8 64.7±11.6

4-й курс

Тувинские юноши 12.3±0.5 38.7±8.7

Русские юноши 13.9±1.1 56.3±12.4

Тувинские девушки 13.3±0.4 58.8±5.5

Русские девушки 11.6±0.8 40.0±11.0

5-й курс

Тувинские юноши 13.3±0.6 54.0±7.1

Русские юноши 13.2±0.9 45.5±10.6

Тувинские девушки 14.2±0.4 67.0±4.5

Русские девушки 14.7±0.7 65.7±8.0

Примечание: выделено - эмоционально стабильные.

ции [8], можно говорить о низкой психосоциальной адаптации тувинских девушек.

Одной из важнейших характеристик социальнопсихологического статуса, оказывающей влияние на процесс адаптации, является показатель экстра-интроверсии, лежащий в основе индивидуальных различий [9] (см. рис. 1).

15.0 12.5

10.0

7.5 5.0

курс 12 3 4 5

I I тувинцы ЦЦН русские — Э-И

Рис. 1. Показатели экстра-интроверсии в зависимости от национальности (баллы). Примечание: * - р < 0.05, ** - р < 0.01,

*** - р < 0.001 - достоверность различий между национальными группами; Э-И - до - интроверсия, выше - экстраверсия;

+ достоверно по отношению к 1-му курсу

Индивидуальные черты характера человека формируются (изменяются в положительную или отрицательную стороны) в процессе всей жизнеде-

нн * * + ** ГІП + ** гЬ

гЕ- 1-ї- г-Е-

ятельности. Это зависит от темперамента человека, а также окружающей среды, в которой он живет.

По результатам нашего исследования достоверных различий по уровню экстра-, интровертиро-ванности в зависимости от половой принадлежности не обнаружено. У русских студентов среднегрупповые значения соответствовали экстраверсии, а у тувинских - интроверсии, причем на старших курсах различия были выражены в большей степени. У тувинцев - на уровне статистической значимости (р < 0.05) в период обучения происходило усиление степени интровертированности. Среди русских уровень экстра-, интроверсии был достаточно стабильным на всех курсах обучения. Вероятно, это связано с влиянием факторов социальной среды и более поздним дефинитивным становлением черт характера тувинских студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ индивидуальных значений показал, что на младших курсах доля лиц с экстраверсией составляла в среднем от 40 до 60 % в обеих национальных группах. Однако начиная с 4 курса среди тувинцев становилось примерно в два раза меньше экстравертов в сравнении с русскими студентами (см. рис. 2).

%

70 60 50 40 30 20

курс 12 3 4 5

I I тувинцы ЦЦН русские

Рис. 2. Доля экстравертированных лиц (в %). Примечание:

* - (р < 0.05) - достоверность различий между группами

Высокий процент экстравертированных лиц среди русских студентов (от 54 до 63 %) показан в других исследованиях [10].

Таким образом, показатели экстра-, интроверти-рованности личности в большей степени различаются по национальной принадлежности, чем по полу. Среди тувинцев больше лиц с интроверсией, а среди русских - с экстраверсией, причем в большей степени это касалось студентов старших курсов, у которых заканчивается формирование индивидуальных черт характера.

Поскольку экстраверты характеризуются повышенной адаптивностью к учебной нагрузке по сравнению с интровертами [11], можно утверждать, что студенты русской национальности отли-

чаются лучшей социально-психологической адаптацией в сравнении с тувинскими.

По итогам изучения темпераментных характеристик студентов в зависимости от национальной принадлежности распределение оказалось следующим: у тувинцев больше меланхоликов (на 8 %) и флегматиков (на 2.4 %), а у русских - холериков (на 7.0 %) и сангвиников (на 4.0 %).

Среди тувинских юношей меньше всего лиц холерического темперамента (18.7 %), остальные типы у них представлены примерно одинаково:

26.5 % - меланхоликов и 22.4 % - сангвиников. У русских юношей меньше всего флегматиков (22.3 %) и меланхоликов (24.0 %), больше - холериков (27.2 %) и сангвиников (26.5 %) (см. рис. 3).

40 -------------------------------------------

Холерики Сангвиники Флегматики Меланхолики т.ю. ■ р.ю. ЦЦ| т.д. ■ р.д.

Рис. 3. Распределение студентов по типам темперамента в зависимости от пола и национальности (%). Примечание: т.ю., т.д. - тувинские юноши и тувинские девушки, р.ю., р.д. - русские юноши и русские девушки

Между тувинскими девушками обнаружено значительное преобладание лиц с меланхоличе-

ским темпераментом (37.6 % против 25.8 % у русских) и меньше всего лиц сангвинического типа (16.7 %) (см. рис. 3). У русских девушек примерно одинаковое число сангвиников и холериков и меньше всего флегматиков (28.2 %, 27.6 % и 18.3 % соответственно).

Итак, оценка темпераментных характеристик студентов выявила преобладание у тувинцев, независимо от пола, значительного числа лиц с меланхолическим и флегматическим типами темперамента, при этом значительную долю меланхоликов составляют девушки, а флегматиков - юноши. В исследованиях Е. Н. Резникова и Н. О. Товуу [12], проведенных на контингенте взрослых тувинцев вне зависимости от пола, было показано преобладание флегматического типа темперамента, к сожалению, без учета пола.

Известно, что между типами темперамента и стратегиями адаптации имеется прямая взаимосвязь. Наиболее благоприятной адаптивной стратегией обладают сангвиники, для флегматиков характерен компенсаторный, а для меланхоликов -дезадаптивный типы адаптационной стратегии [13]. Следовательно, тувинские студенты, особенно девушки, имеют достаточно низкие адаптационные возможности в психосоциальной сфере.

Таким образом, для студентов тувинской национальности в сравнении с русскими характерны определенные трудности психосоциальной адаптации, которые обусловлены более высоким уровнем тревожности и эмоциональной нестабильности (для девушек), выраженностью меланхолического и флегматического типов темперамента, большей интровертированностью характера.

Список литературы

1. Мороденко Е. В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 8(86). С. 108-111.

2. Батарчук Д. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития поликультурной личности в условиях полиэтнической образовательной среды // Там же. 2010. Вып. 12 (102). С. 149-153.

3. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12-13.

4. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопр. психол. 1978. № 6. С. 94-106.

5. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002. Т. 1. 312 с.

6. Солдатова О. Г., Савченков Ю. И., Шилов С. Н. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья // Физиология человека. 2007. Т. 33. № 2. С. 76-80.

7. Тутушкина М. К. Практическая психология. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 368 с.

8. Червяков А. В., Фокин В. Ф. Взаимосвязь показателей энергетического обмена мозга с темпераментом и успеваемостью студентов // Структурно-функциональные, нейрохимические и иммунохимические закономерности асимметрии и пластичности мозга. М., 2007. С. 241-248.

9. Айзенк Г. Структура личности. М.: КСП+, 1999. 464 с.

10. Ивакина Е. А. Особенности физического развития и состояния системы кровообращения студентов Уральского региона: автореф. дис.

... канд. биол. наук. Тюмень. 2006. 29 с.

11. Кураев Г. А., Чораян И. О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психоэмоционального статуса при умственной и физической нагрузках // Валеология. 2001. № 1. С. 4-13.

12. Резников Е. Н., Товуу Н. О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. М.: ПЕР СЭ, 2002. 223 с.

13. Берестнева О. Г., Шаропин К. А. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Томского политехнического ун-та. 2004. Т. 307. № 5. С. 131-135.

Будук-оол Л. К.-С., доцент, кандидат биологических наук.

Тывинский государственный университет.

Ул. Ленина, 36, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия, 667000.

E-mail: buduk-ool@mail.ru

Материал поступил в редакцию 16.02.2011.

L. K.-S. Buduk-ool

ETHICAL FEATURES OF PSYCHOSOCIAL AND SOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS TO STUDYING AT UNIVERSITY

Psychophysiological features of Tuvan and Russian students that live in extreme climatogeographic conditions of southern Siberia (Republic of Tuva) were studied. Ethnical features of students expressed in neuroticism level, reactive and personal anxiety, introversion, and temperament type are shown. It was concluded that Tuvan students have lower psychosocial adaptation level during studying at univeristy.

Key words: adaptation, Tuvan and Russian students, anxiety, neuroticism, temperament.

Tuva State University.

Ul. Lenina, 36, Kyzyl, Republic of Tuva, Russia, 667000.

E-mail: buduk-ool@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.