2005
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
№95(13)
УДК 347.471.33.37
ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)
И.В. ФИЛИН
Статья представлена профессором Козловым A.C.
Рассматривается роль государства в управлении этническими конфликтами
Конфликты - неотъемлемая часть человеческого общества. В сознании, мировоззрении людей часто заложено недовольство своим материальным, служебным положением, поиск виноватого в этом, претензии к тем, кто его окружает, или к иноверцам, людям другого социального положения, другой идеологии, национальности и т.д. Трения возникают и из-за различных менталитетов.
История человечества - это в значительной мере история завоеваний, создания и распада государств и империй, история 15 тысяч войн, в которых погибло около 3,5 миллиардов людей. Почти вся сегодняшняя политическая карта мира образовалась в результате военных конфликтов. Справедливо утверждение К.Клаузевица: «Война - это продолжение политики иными насильственными средствами» [4, с.329]. Причины международных столкновений -территориальные споры, борьба за ресурсы, попытки расчленить страны, ослабленные внутренней борьбой, нередко - амбиции правителей, претензии на региональную или мировую гегемонию.
По числу жертв в результате конфликтов человек, по-видимому, является самым деструктивным живым существом на земном шаре - никто не уничтожил стольких особей своего вида. По данным СИПРИ (Stockholm International Peace Research Institute) только за 11 лет с 1991 по 2002 гг. зарегистрировано 56 крупных конфликтов в 44 географических зонах. Из них 53 носили внутригосударственный характер [5, с.43].
У человека всегда существует стремление выделить из окружающего его сообщества группы людей, по какому-либо признаку более близкие к нему, на большую поддержку которых при необходимости он может рассчитывать. Это и члены семьи, и жители одного дома или района, это и люди одной национальности. Чем уже общность, тем на более тесные связи можно надеяться. Национальное сознание, национальная общность - одни из основных приоритетов в поведении, менталитете людей.
Как известно, в процессе истории все время происходило перемешивание наций вследствие войн и мирных миграций, образование новых этносов. Существует не так много государств, монолитных по своему национальному составу. В крупных державах вместе живут десятки, а иногда и сотни различных национальностей, и слаженность их сосуществования определяет жизнеспособность и могущество государства. Однако возникают проблемы, из-за которых общество разделяется по национальному признаку на противостоящие и враждующие группы. Иногда из-за различий в обычаях и культуре, но чаще в основе противостояния стоят геополитические причины. Согласно изречению Наполеона, «нации проводят ту политику, которую им диктует география». Еще одной причиной появления конфликтов является быстрый рост численности не основной, не коренной национальности из-за иммиграции и более высокой рождаемости. Недовольные не видят другого выхода, как сплотиться и начать силовую борьбу. Такие тенденции получают развитие, если власть оказалась неспособной предпринять превентивные меры или заинтересована в беспорядках. Но в то же время бывает, что конфликт служит источником развития, нововведений. Конфликт с внешним врагом сплачивает общество перед опасностью.
В большей или меньшей степени этнические конфликты проявлялись почти в каждом государстве. Распад Югославии на отдельные самостоятельные государства сопровождался войнами и гибелью десятков тысяч людей, уничтожением мирных жителей - албанцев, хорватов, сербов по этническому признаку. Распад СССР сопровождался войной между Арменией и Азербайджаном. Сотни тысяч жителей не коренной национальности каждой из этих стран бежали, бросив свое жилье и имущество. Кровавые столкновения произошли в Таджикистане. Многие миллионы русских, живущих на территориях бывших советских республик, оказались в атмосфере национальной вражды и ищут возможность переехать в Россию. Локальные проблемы между иммигрантами и коренным населением возникают во Франции, Германии и во многих других странах. В этнических конфликтах в Индии - внутри страны и на границе с Пакистаном убиты десятки тысяч жителей. Многие десятки лет идет борьба за самоопределение курдов, живущих в Турции, Ираке и других соседних государствах. Потребовалось много поколений, чтобы устранить сегрегацию и разрешить противоречия между афроамериканцами и белыми в США. Теперь там появляются опасения, что к середине столетия станут преобладать испаноязычные этносы, что может привести к изменению менталитета и различных аспектов жизни страны.
Россия — мультиэтничная страна и в ней издавна культивировалась терпимость к чужому. Но в настоящее время народы России, как и всего постсоветского пространства, переживают духовное пробуждение и состояние напряженных духовных исканий. Демонтирование коммунистической системы привело к возникновению острых этнополитических конфликтов в регионах бывшего Советского Союза [5, с.12].
Нынешняя российская общественность пребывает в состоянии смятения, которое можно назвать кризисом, обусловленным почти мгновенной потерей всего, что еще до недавнего времени питало ее жизненные силы. Народная мудрость оказалась способной ассимилировать, трансформировать и смягчить многие коммунистические идеи, выбросив на свалку истории наиболее радикальные и фантазматические из них, например, идею мировой революции. И это правильно, так как отсутствие национальных амбиций снижает здоровую конкуренцию между народами и ведет их экономику к стагнации. Опасность состоит в том, что различные формы глобализации начинают резонировать, «разогревать» мир до точки кипения. Опасными признаками являются технические и экологические катастрофы, экономические и финансовые кризисы, акты терроризма и даже компьютерные вирусы. В таких условиях плыть всем в одной лодке чрезвычайно опасно. Для безопасности гораздо эффективнее существование относительно автономных (замкнутых, но взаимосвязанных) хозяйственных систем и культурных сфер. Человечество прогрессировало тогда, когда удавалось создать эффективные условия конкуренции и соперничества культур, когда между ними и внутри их осуществлялись инновационные и репродуктивные процессы.
Эффективный способ стирания этнического давно известен: нейтрализация конфликта военно-полицейскими методами и далее интенсивная работа, направленная на изменение образа жизни. Последнее осуществляется как включение в цивилизационный процесс, сопровождающийся глубокими преобразованиями сфер экономики и политики, труда и быта. Особо значимыми представляются изменения на уровне пространства повседневности.
В значительной степени процесс национальной духовной идентификации осложнен инъекцией чужеродных религий и культов. Новые, чаще всего откровенно тоталитарные и оккультные по смыслу и направленности доктрины, тем не менее, получают свой социальный заказ, эффектно заполняя зоны вакуума в общественном сознании [6, с.32].
Осознание кризиса не идет дальше его дифференциально-специализирующей констатации, выделения различных аспектов кризиса — экономического, государственноправового, политико-идеологического, духовного, психологического, экологического и т.д. Причины кризиса часто остаются скрыты, поскольку не обнаружен ментально-исторический хронотоп его пребывания [1, с.101]. Точно также не выявлена действительная логика многих нынешних катастрофических процессов. Имеющиеся же в арсенале современных ученых —
социологов, экономистов, политологов — модели новейшего социального катастрофизма, редуцирующие процессы общественного развития к активности «правящих элит» и объективным законам экономической системы современного мира, формируемой деятельностью ТНК, контролирующих международные рынки, создают впечатление о полной неуправляемости истории, об отсутствии в ней роли народных масс и о незначительности национального фактора.
Подобное мнение высказывает А.Г.Здравомыслов. В вопросе об этнополитических конфликтах он придерживается точки зрения, согласно которой этносы как таковые не являются самостоятельными субъектами исторического или политического действия. В качестве такого рода субъектов выступают элитные группы, претендующие на участие во власти и формулирующие содержание национальных интересов. А.Г.Здравомыслов предлагает следующую схему развертывания межнациональных конфликтов. Как правило, конфликты начинаются с постановки и обсуждения проблем национальных языков. Именно лингвистическая тематика раньше прочих переходит из закрытой формы в открытую и имеет огромное мобилизующие значение, так как апеллирует ко всем людям данной национальной группы. Далее конфликт перемещается в политическую сферу с весомым элементом статусных и территориальных претензий. Внимание акцентируется на том, что данная фаза конфликта предполагает обращение сторон к историческим фактам и традициям. А.Г.Здравомыслов делает заключение о доминирующей роли политики в национально-этнических конфликтах и подчеркивает, что развитие этих конфликтов не может быть объяснено с помощью концепции определяющей роли экономических факторов и интересов. Отсюда, в частности, следует, что динамика межнациональных конфликтов зависит от того, насколько сильны притязания на власть новых элит, выросших в рамках старых структур, отторгнутых как от участия во власти, так и от культурного самоопределения соответствующих национальных общностей. Иными словами, в основе этнополитических противостояний лежит неудовлетворенность растущих элитных групп своим нынешним положением и вытекающим отсюда стремлением к перераспределению властных полномочий в свою пользу через инициирование и проведение “национальных революций”. Поэтому в центр проблемы межнациональных конфликтов А.Г.Здравомыслов ставит вопрос о власти, вокруг которого и развертывается борьба старых и новых элит, причем последние более склонны к радикализации националистических лозунгов. Что касается способов преодоления этнополитического конфликта, то он предлагает концепцию “рефлексивной политики”, которая основывается на понимании национальных чувств других этносов и стремлении избежать радикальных националистических идей [1, с.203].
Вопросами исследования национализма занимались классики социологии. Например, Эм. Дюркгейм искал национализм среди таких “механических” причин, как кровное родство, проживание на одной территории, наследственная религия, общность обычаев и культурных традиций. М.Вебер увязывал национализм со стремлением создать собственную государственность во имя защиты уникальных культурных этнических ценностей.
Ярким примером могут послужить недавние события в Грузии и Украине. Так, официальный Тбилиси легитимизировал свою власть под лозунгом “Одно государство - одна культура”, что соответствует “унификаторскому” типу. В свою очередь Абхазия стремится защитить свою национальную культуру, действуя в рамках идеи “национальноосвободительной борьбы”. На Украине сторонники Виктора Ющенко высказали мнение о том, что только сейчас стала формироваться нация, процессы поиска национальной идентичности -это всеобщая историческая и социокультурная тенденция современного мира, вступившего в кризисную фазу развития.
При межэтнических конфликтах нередко одна из сторон получает помощь извне в форме денег (как известно, собственность в форме капитала не имеет отечества), оружия и военной силы. Одурманиванием населения, умелой, направленной обработкой сознания людей полна история. Начиная с мобилизации масс на войны, в которых они жертвовали жизнями, и сплошь
и рядом риск был несопоставим с обещанными иллюзорными выгодами. Но раз за разом история повторялась, следуя известной истине: “история нас учит, что она никого ничему не учит”. Примером может служить революция «роз» в Грузии и недавние события в Киеве, которые были профинансированы Соединенными Штатами Америки, о чем открыто заявляли официальные лица США в средствах массовой информации. Об основных причинах революций Питирим Сорокин писал: «Непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов населения, а также невозможность даже их минимального удовлетворения... Если пищеварительный рефлекс доброй части населения «подавляется» голодом, то налицо одна из причин восстаний и революций. Если подавляется инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами, то налицо другая причина революций. Если «подавляется» собственнический инстинкт масс, господствуют бедность и лишения и, в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем еще одну причину революций».
В описанные выше события были вовлечены огромные массы людей, и это не удивительно, так как с развитием многочисленных средств масс-медиа способы манипулирования становятся все более совершенными. Достигшие невиданного технического уровня они связывают людей в единое информационное пространство и формируют единое общественное мнение. Опасения вызывает не столько то, что они перестали быть институтами национального государства, сколько то, что сфера информации, которая всегда была информацией о чем-то и таким образом определяла поведение людей, сегодня автономизировалась подобно миру денег. Сегодня целые страны, находящиеся в разных регионах, могут быть быстро настроены в определенном направлении. Владеющие средствами информации имеют возможность утаить или выпятить какие-либо события и факты, передать ложные сведения, проповедовать те или иные взгляды и учения. В современном мире это происходит на фоне появляющейся возможности вести войны с малым участием людей, почти нажатием кнопки. С одной стороны, это позволяет провоцировать и развязывать конфликты, основываясь на интересах ограниченных групп (элиты), не заботясь о поддержке народа, а с другой, - казалось бы, более оперативно находить компромиссные решения, практически не вовлекая в обсуждение массы людей. Не исключено, что второе обстоятельство может сыграть и положительную роль в будущем устройстве мира. Человек растворился в цепях циркуляции информации, превратился в звено ее цепи: получил — послал дальше. То же самое в политике, которая приобретает все более ярко выраженный спекулятивный характер. Если раньше у людей на почве жизни вырабатывалось общественное мнение, которое учитывалось избранными путем демократических выборов политиками, то теперь, наоборот, и общественное мнение и сама фигура политика могут определяться информационными технологиями.
Процессы глобализации представляют собой новый вызов истории, на который человечество должно дать новый, столь же результативный ответ, но уже не в национальногосударственных рамках или общепринятым доныне способом заключения соглашений между суверенными государствами. Естественным ответом на уже давно начавшиеся и стремительно ускорившиеся за последние годы процессы интеграции мирового сообщества стали такие организации, как ООН, Европейский парламент, Международная комиссия по правам человека, Международный трибунал и др. В последние годы стало ясно, что гораздо большее влияние на мировое сообщество оказывают не политические, а экономические и информационные структуры, такие, как Всемирный банк, Межбанковская валютная биржа, Всемирная торговая организация. Если в рамках первых структур осуществлялся классический переговорный процесс, в ходе которого национальные государства отстаивали свои интересы и достигали координации, то современные формы глобализации уже не подлежат политическому контролю и, более того, как кажется, подрывают основы существования национального государства. Имеются весьма основательные соображения в пользу необходимости его сохранения. Ни глобализация, ни урбанизация сами по себе не являются плавильными тиглями наций.
Выводом из всего сказанного может быть утверждение о том, что невозможно разъединять то, что было соединено жизнью, бесчисленными переселениями людей. Такие споры практически не имеют решения, кроме договоренности о status quo - незыблемости существующих границ. Национально-этнические конфликты, вспыхивающие не в глухих деревнях, а в современных мегаполисах, заставляют более серьезно отнестись к проблеме национального, которая, как это становится все более очевидным, не имеет простого, однозначного решения.
Мирное решение проблем - это идеал, к которому человечество должно стремиться. Задача человечества - достигнуть такого уровня жизни, взаимоотношений, сознания, при которых война, боевые действия будут для всех неприемлемы. Но, к сожалению, это недостижимо сейчас, в сегодняшнем мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барежев К.В. Современный российский кризис и проблема национальной идентичности. Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
2. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-пресс, 1996.
3. Камкия Б.А. Проблема легитимности власти в полиэтничном государстве: Опыт политологической интерпретации общественно-государственных отношений в Грузии и Абхазии в конце 80-х - начале 90-х годов / Московский общественный научный фонд. - М., 1997.
4. Клаузевиц К. О войне. - М.: Логос, 1994.
5. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы / Центр конфликтологии Института социологии РАН. - М., 1996.
6. Сухачёв В.Ю. Особенности конституирования национальной и этнической идентичности в современной России. Национальная идентичность: теория и реальность. - СПб.: Гражданская инициатива, 1999.
Philin I.V.
ETHNIC CONFLICTS (SOCIAL-PHILOSOPHIAL ANALYSIS)
This article is devoted to the role of state in the controlling of ethnic conflicts
Сведения об авторе
Филин Иван Викторович, 1976г.р., окончил Голицынский военный институт
Федеральной пограничной службы Российской Федерации (2000), аспирант кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 6 научных работ, область научных интересов - социология управления, юриспруденция.