ЭТНИЧЕСКИЕ АВТОСТЕРЕОТИПЫ РУССКИХ И АМЕРИКАНЦЕВ В АСПЕКТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ A.B. Федченко
Кафедра иностранных языков №2 Российский университет дружбы народов
Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198, Москва, Россия
Статья посвящена сопоставительному анализу этнических автостереотипов русских и американцев в контексте межкультурной коммуникации, а именно в свете профилактики межкультурных конфликтов.
В современном мире, в период глобализации происходит расширение взаимосвязей различных стран и народов, интенсивное общение представителей разных культур друг с другом. И в этом общении, или по-другому,в результате межкультурной коммуникации, иногда случаются конфликты, происходящее очень часто из-за несовпадения культурного кода культур, из-за разных систем ценностей, и что особенно важно, из-за ложных представлений и стереотипов.
Главной причиной межкультурных конфликтов служат культурные различия между народами, т.е. конфликты между различными системами норм и ценностей. Они возникают из-за причин социального характера - от простого языкового непонимания партнера и негативных предрассудков и предубеждений по отношению к его культуре до глубинных, неосознаваемых самими участниками причин конфликта. В процессе межкультурной коммуникации причинами напряженности и конфликта часто бывают ошибки атрибуции (приписывание объекту общения мотивов поведения). Важную роль в построении атрибуций играют стереотипы. Индивидуальное сознание имеет массу установок и стереотипов,
свойственных своей национальной общности. Многие установки и стереотипы индивид воспринимает на уровне обыденного сознания, не задумываясь, в качестве готовых рецептов, такими, какими они сформировались в общественном сознании.
Для профилактики межкультурных конфликтов очень важно знать представления нации о самой себе, т.е. ее этнических автостереотипах.
В отечественной социальной психологии этнический стереотип трактуется как «социально обусловленное схематически стандартное представление этнофора о своей этнической общности (автостереотип) или других этнических общностях (гетеростереотип)» [3, с78].
«Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях, составляя непременный атрибут в этнокультурной социализации, влияя на этнические симпатии-антипатии, на национальные установки, определяющие межэтнические взаимодействия людей» [3, с79]. Именно этнические стереотипы составляют основу национального характера.
В современном мире несомненным является то, что вся мировая культура испытывает огромное влияние культуры США. Россия не является исключением. С
началом процессов перестройки, с увеличением числа контактов нашей страны с Америкой, с проникновением в нашу культуру предметов и ценностей американской культуры, к которым, прежде всего, можно отнести предметы масс-культуры (фильмы, музыка, компьютерные игры, и т. п.) можно ставить вопрос о влиянии в той или иной мере американской культуры на русскую. Но что мы знаем о самих американцах? Стереотипы и представления индивидуального сознания часто складываются из третьесортных дешевых американских фильмов, которыми наводнено наше телевидение.
В предлагаемой статье делается попытка сравнительного анализа этнических автостереотипов, основанная на современных исследованиях проблемы. Начнем мы с исследований русского национального характера.
Исследованию русского национального характера посвящено множество работ, от общефилософских, посвященных размышлениям о «загадочной русской душе», до узко научных, рассматривающих те или иные черты русского национального характера на основе проведенных экспериментов.
В исследовании петербургских ученых [4] основными индикаторами русского национального характера стали ответы на вопрос: "Назовите, пожалуйста, 5 основных качеств, присущих большинству русских". Соотношение автостереотипов с преобладанием положительной и с преобладанием отрицательной оценки 3:1.
Самым главным качеством является доброта (27,6%) и ее выражение в отношении к людям: доброжелательность, радушие, душевность, отзывчивость, сердечность, милосердие, великодушие, сострадание, сопереживание. Первые места занимают качества, отражающие общий стиль поведения русского человека: простота, открытость, честность, терпимость (всего 40 качеств) и отношение человека к другим людям (50 качеств). Значительно реже стереотипы выражали отношение русского человека к самому себе (в частности, гордость, уверенность в себе и т. д.) - их было всего 23. Этот факт, думается, свидетельствует о типичной для русских установке на других (групповой стереотип поведения) и слабой фиксации самооценки. Недостатки преобладают над достоинствами лишь в одном гнезде стереотипов, фиксирующих отношение к труду: русский трудолюбив работоспособен и вынослив, но значительно чаще ленив, халатен, безалаберен и безответственен, его трудовую деятельность отличают "наплевательство и разгильдяйство" (на 9 положительных качеств 16 отрицательных).
К. Касьянова выделяет следующие черты русского национального характера: терпение (долготерпение, терпимость), доброту, «широту души», открытость, бесшабашность, щедрость, трудолюбие, оптимизм, гостеприимство, вера, лень, безалаберность. Основными ценностями русского народа названы, прежде всего, духовные ценности (дух довлеет над материей, православные и обшехристианские ценности, мораль, порядочность, культура), затем коллективизм (с такими качествами общинной личности как доброта, терпение, сострадание, любовь и т. п.), порядок, патриотизм, семья, терпение. Материальные ценности тоже входят в список главных ценностей, однако их немного, и присутствуют они в этом списке из-за того, что «...идеология, распространяемая нашими СМИ, активно поднимает на щит эти ценности», доказывая, что на духовных ценностях капиталистического общества не построить [2, с474].
В аналитическом докладе «Стратегия формирования экономики России», подготовленном Институтом экономики РАН, выделяются следующие российские особенности: - вторичность материально-экономических факторов, высокая роль неэкономических факторов успеха, моральных, духовных стимулов к труду;
- сакральное отношение к государству и его интересам как к высшей ценности
- традиции отношения к богатству, собственности в духе коллективизма и общинное™, равенства и социальной справедливости;
- соборность, понимаемая как общенациональный, всесословный, межкорпоративный, межконфессиональный способ выработки и утверждения общенациональных ценностей достижения национального согласия. Интересно также кратко рассмотреть гетеростереотипы американцев в отношении русских. По мнению американского филолога-русиста Дж. Майклсона, информацию о нас американцы получают в основном через средства массовой информации, благодаря знакомству с русской культурой (литература, музыка, живопись, драматургия, кино), а также через общение с русскими эмигрантами. А четвертого и самого важного источника - общение с русскими на их земле - нет, так как американцы в Россию не ездят - они вообще, по мнению автора, и мы вполне разделяем его мнение, не ездят в страны, где могут быть бытовые неудобства, а каждый второй не говорит по-английски.
В американских средствах массовой информации сложился отрицательный образ русских. Наибольшее внимание в американской печати уделяется борьбе за власть в России, возможности возврата к коммунистическому прошлому, русской или чеченской мафии и т.п. Из знакомства с русской культурой возникает, в общем-то, положительный образ русских людей, по крайней мере, русских людей 19- начало 20-го веков. Образ России в целом здесь - огромная страна с неистощимыми ресурсами и суровым климатом, с постоянной борьбой между жестокой властью и человеком. Неразвитый быт, материальные трудности, общественные неурядицы, необходимость покоряться незавидной судьбе, а вместе с тем долготерпение, широта души, гостеприимство, чадолюбие, щедрость, любопытство, романтика, утонченный эстетический вкус и тонкое чутье к духовному существу человеческой жизни. Из общения с русскими в Америке американцы получают противоречивые впечатления, в зависимости оттого, какие им попадаются русские знакомые
Что касается научных исследований, то «пионером» в изучении русского национального характера среди западных ученых можно назвать Дж. Горера, который связывал «трагедию русской души» с традицией тугого пеленания младенцев. П. Сорокин критиковал работы американских исследователей русского национального характера за чрезмерное увлечение идеями Дж. Горера, увлечением различного вида тестами и абсолютизацию фрейдовской идеи о «оральном», «анальном» и «генитальном» типах личности.
Если суммировать представления американских антропологов о традиционном русском типе личности, то это «...теплая, человечная, очень зависимая, стремящаяся к социальной принадлежности, эмоционально нестабильная, сильная, но недисциплинированная личность, нуждающаяся в подчинении сильному авторитету».
На основании данного анализа русского национального характера и русской идеи мы можем сделать вывод, что специфическими чертами русского национального характера мы можем назвать доброту, терпение, открытость, гостеприимство, широту души, отрицательные качества - лень, бесшабашность, слабоволие.
Теперь рассмотрим особенности американского национального характера и «душу» их нации - «американскую мечту». Обратимся сначала к исследованиям по данной проблеме самих американцев, а затем приведем мнения русских ученых.
По мнению Дж. Горера, американское общество базируется на отрицании европейского наследия, традиций, прежде всего английских. Основная его идея -резкий контраст между национальными характерами Англии и США [7] Основными специфическими чертами американского национального характера многие американские исследователи считают свободолюбие, независимость, инициативность, законопослушность, патриотизм, индивидуализм, установку на успех и материальное благополучие [5].
Другие исследователи выделяют четыре пары противоречивых ценностных ориентаций, взаимодействие которых в целостной и диалектической форме дает описание особенностей этнопсихологии американцев: а) христианская любовь с религиозным фанатизмом; б) признание роли науки, прогресса и гуманизма, но ограниченность идеей группового превосходства и расизмом; в) пуританская этика в сочетании с ростом гибкости сексуальной морали; г) демократические идеалы равенства и свободы с тенденциями тоталитаризма и «охотой на ведьм». Особое внимание уделяется проблеме трансформации индивидуализма Западной Европы (особенно английского его варианта) в американскую «уверенность в себе»
Представления русских ученых об американском национальном характере во многом совпадают с мнением их американских коллег. Они отмечают представления американцев о своей исключительности, «особой миссии» в мире, следовательно, США - это эталон, модель, с которой должны сверять свое развитие другие страны. Своя история рассматривается ими как своего рода подарок Провидения. Собственные идеалы провозглашаются самыми гуманными, самыми благородными, политическая система - самой совершенной. Все, что противоречит «богоизбранности» нации и ее идеалам - «от дьявола». Таким образом, сложился стереотип «уникальности» американской внешней политики, которая свободна от пороков внешней политики других народов.
Стереотип, сложившийся на протяжении двух веков - культ преодоления препятствий, борьбы за место «под солнцем», конкуренции. Если у многих народов, например русских, препятствия преодолевались, прежде всего, коллективно, то американцы всегда ценили индивидуальный успех превыше всего. Олицетворением успеха и воплощением «американской мечты» стал дядя Сэм, личность вполне реальная, торговец мясом, начавший трудовую жизнь в 14 лет без цента в кармане, став затем процветающим дельцом. Установка на успех, господствующая в массовом сознании общества, становится своего рода регулятором ценностных ориентаций.
Выделяются следующие доминантные черты американского характера: независимость и уважение независимости других, самостоятельность суждений и поведения, предприимчивость, деловитость, приоритет деловых отношений над
личными, практичность, прагматизм, национальный эгоцентризм, спокойное отношение к неудачам, отсутствие робости перед авторитетами, азартность, пунктуальность, обязательность, законопослушность, правдивость, доверчивость, терпимость к другим народам, самокритичность, нетерпеливость.
Таким образом, специфическими чертами американского характера можно назвать индивидуализм, патриотизм, стремление к материальному благополучию и успеху, независимость, трудолюбие. Отрицательные черты - эгоизм и самоуверенность.
Итак, мы рассмотрели этнические автостереотипы русских и американцев. Многие исследователи сейчас пытаются найти сходство между двумя великими народами. Исходя из основных автостереотипов, схожесть русского и американского народов скорее внешняя - многонациональное^, обширные территории, которые они занимают и т. д., однако их духовный мир различен. Знание основных этнических автостереотипов вносит, на наш взгляд, существенный вклад в профилактику межкультурных конфликтов российско-американской коммуникации.
ЛИТЕРАТУРА
1.Велик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. - М., 1998, -315с.
2. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 560 с.
3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
4. Сикевич З.В. Русские - «образ» народа (социологический очерк). - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. - 152 с.
5. Triandis Н.С. Culture and social behavior. - N.Y. etc., 1994.
6. Reynolds, Simon. Generation Ecstasy: Into the World of Techno and Rave Culture. Little Brown & Company, 1998 - 354 p.
7. Велик A.A. Культурология. Антропологические теории культур. - М 1998, -cl 84.
RUSSIAN AND AMERICAN AUTO STEREOTYPES IN CULTURE STUDIES
ASPECT A.V. Fedchenko
Department of foreign languages №2 People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklay St., 6, 117198, Moscow, Russia The article is devoted to the comparative analysis based on modern scholars research of the Russian and the American auto stereotypes in culture studies when dealing with intercultural conflicts prevention. The article claims that the Russian and the American auto stereotypes have both unique and specific features.