ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2011. № 3
А.А. Позина, соискатель кафедры истории и правового регулирования
отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова;
e-mail: anna.pozina@gmail.com
ЭТНИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА.
СТРУКТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
В статье дается анализ и характеристика современной ситуации в этнической журналистике России. Особое внимание уделено структурному разбору этнической периодики. Актуальность темы обусловлена прогнозируемым увеличением количества этнически ориентированных СМИ в ближайшие годы, повышением их значимости в общественных процессах в стране.
Ключевые слова: этнические СМИ, межнациональные отношения, этническая идентичность.
The article provides an analysis and review of a current situation ethnical journalism in Russia. The author pays special attention to the structural inquiry into ethnical print media. The relevance of the subject is determined by a forecasting increase of the number of ethnic-oriented mass media in next years, and the rise of significance of social processes that take place in Russia.
Key words: ethnic media, interethnic relations, interethnic identity.
Этнически ориентированные СМИ — это еще одно из явлений постсоветской России, слабо существовавшее и раньше. Но после распада бывшего СССР оно заметно активизировалось. Это газеты, журналы, теле- и радиоканалы, чьи материалы специально направляются их создателями на представителей одной или нескольких родственных этнических групп, на единоверцев, а иногда и на земляков — выходцев из национальных регионов страны. Эти каналы информации являются важным инструментом распространения в массовом сознании этнических ценностей, представлений и идей. Они способствуют сохранению и формированию этнического самосознания в этих группах, информируют их о важных для них событиях и целях и дают трибуну для обсуждения будущего этих групп в стране.
Однако, как считает известный исследователь этнической печати, докт. ист. наук, ведущий научный сотрудник ИЭА РАН В. К. Маль-кова, сам термин «этнические СМИ», а тем более «национальные СМИ» не совсем корректен, хотя уже вошел в обращение и в научной литературе, и в журналистике1. По мнению В.К. Мальковой, точнее было бы говорить «этнически ориентированные СМИ», или
1 См.: Малькова В.К. Этническая пресса современной России // Этносфера. 2011. № 1. С. 5.
«пресса этнических групп». Но, несмотря на расплывчатость терминологии, дискуссии вокруг этих каналов массовой информации уже разворачиваются. Некоторые аналитики, например, считают, что этнические СМИ — «малозаметное и практически незначимое явление нашего времени». Действительно, так было в предыдущие десятилетия. По убеждению В.К. Мальковой, в последние годы ситуация УЖЕ изменилась, а будущее этнических СМИ и вовсе оптимистично. Доказательство тому — активно развивающиеся этномиграционные процессы во всем мире. Новые иноэтничные группы (а вернее — их элиты), разрастаясь в новых для них регионах естественно будут стремиться создавать и укреплять свои этносоциальные институты, в том числе и прессу. Об этом можно судить по зарубежному опыту развития этнической периодики. И в России также можно прогнозировать в ближайшие десятилетия увеличение количества этнически ориентированных СМИ, обновление их содержания, повышение их значимости в судьбах этнических меньшинств и в целом — в общественных процессах в стране [Овсепян, 2010, с. 5].
Обратимся к примеру Москвы. Москва, пожалуй, единственный субъект Российской Федерации, в котором на протяжении более 15 лет серьезно и последовательно занимаются проблемами межэтнических отношений, в том числе и вопросами этнических СМИ. Это позволяет проанализировать принципы работы и состояние этнической журналистики.
Материалы городской научно-практической конференции, проходившей 10—11 декабря 1999 г.2, отражают состояние этого периода развития. В качестве главных отмечались проблемы неравномерности развития этнической прессы, обусловленные фактическим положением каждого отдельного этноса. Представители еврейских, азербайджанских, армянских и ряда других национальных объединений обладали возможностью найти спонсоров для издания своих этнических газет и журналов, в то время как менее многочисленные или финансово обделенные этносы такой возможности не имели. Процесс развития и в дальнейшем протекал противоречиво. Это объяснялось тем, что в соответствии с законом «О средствах массовой информации» изменились условия функционирования СМИ, основным из которых явился экономический рычаг воздействия на распространение информации. Таким образом, возможности популяризации и распространения изданий, а также решения финансовых вопросов через негосударственные источники финансирования оказались недоступны для большинства этносов и этнических объединений.
2 Десятилетие национально-культурного движения в Москве: опыт и перспективы. М., 2000.
Согласно переписи 2002 г., в России проживает 176 этносов. К 2000 г. в России были зарегистрированы газеты и журналы на 59 языках российских этносов, хотя тогда, как и спустя 10 лет, количество изданий в принципе не отражает этническую структуру России. Более того, количество этнических изданий сократилось, но точную цифру сейчас не знает никто, поскольку издания, выходящие тиражом мене 500 экз., не подлежат обязательной регистрации. К настоящему времени заняли прочные позиции газеты, издаваемые при посольствах и постпредствах, разумеется, далеко не всех. Однако в целом общей базы данных этнических СМИ не существует. Это связано с определенной невостребованностью этнической прессы в рамках своего этноса и отсутствием интереса этнических объединений к деятельности этнической журналистики. Сокращение спроса вызвано, с одной стороны, отсутствием внятной концепции изданий, оснащения их новостными материалами, фактическими данными и пр., а с другой — возрастающей ролью русского языка в качестве языка межэтнического общения.
Нельзя не отметить, что сами этнические общности, их элиты и активисты хорошо понимают общественную значимость своих СМИ в многонациональной России. Поэтому этнические лидеры и их спонсоры особенно внимательны к своим этническим изданиям. Они не только создают и опекают подобные издания, но используют их для просвещения, для защиты прав соплеменников, для их сплочения, для мобилизации их на коллективные действия. Например, руководители азербайджанской диаспоры в России ставят перед собой задачу пропагандировать, рекламировать и всеми возможными способами продвигать газету «Азербайджанский конгресс». Причем, по словам руководителей диаспоры, важно не только заметно увеличить ее тираж (в настоящее время это 7000 экз.), но и существенно расширить ее влияние в России и в сопредельных странах. Лидеры диаспоры видят перспективы развития этого издания «в выходе его и на общеевропейский, и в какой-то мере — на общемировой уровень — в Германии, Франции, Великобритании, Америке», где также проживают азербайджанцы.
Кроме этнических функционеров довольно пристально в последнее время присматриваются к этому каналу и политики — региональные и федеральные, ведь хорошо организованные и подготовленные с помощью СМИ группы россиян любой национальности — это важная для них часть электората. Поэтому определенная политизация этнических изданий в России уже не вызывает сомнений исследователей, например в газете «Азербайджанский конгресс» перед последними выборами президента России давалась информация о встречах и собраниях «этнической общественности». Газета подчеркивала необходимость поддержки плана Вла-54
димира Владимировича Путина и его команды, а также поддержки кандидатуры Дмитрия Анатольевича Медведева и других кандидатов «Единой России»3. Поддержку курсу новой России и новому президенту высказывали и другие издания, в частности «Еврейские новости»4.
Очевидно, что общественное значение этнической прессы в наши дни немалое. Однако существует ряд проблем. До сих пор в стране нет даже приблизительной статистики этнически ориентированных СМИ (в том числе и печатных изданий). Нет более-менее их полных архивов, мало мест, где можно найти и приобрести эти издания. Каждая этническая группа заботится лишь о своей периодике, что вполне естественно. Но все это, безусловно, затрудняет дальнейшую работу по их всестороннему изучению. Должен быть создан некий государственный центр, собирающий, сохраняющий и исследующий этот богатейший источник информации о жизни многонациональной России. Данные, приведенные в этом исследовании, являются результатом настоящего поиска. Они собраны на основе общения с журналистами и этническими активистами, личных архивов таких изданий и ответов на запросы из регионов и министерств по печати. На базе собранных материалов можно сделать выводы.
♦ Есть попытки выявить этнические СМИ посредством Всероссийского конкурса на лучшее освещение темы межэтнического взаимодействия народов России и их этнокультурного развития, где кроме федеральных, региональных, участвуют и этнические средства массовой информации, а также через проведения различных форумов и круглых столов. Так, в марте 2010 г. в день открытия XIII Национальной выставки-ярмарки «Книги России» впервые был организован форум «Народы и культуры в зеркале российских СМИ и литературы». Форум прошел при поддержке Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям, где агентство распространило список СМИ, освещающих вопросы этнотематики. Однако и в нем среди 165 наименований не выделены этнические СМИ.
• За последние десять лет в крупных городах, регионах России стали активно действовать Дома дружбы и Дома национальностей5. Главным образом при этих структурах встречаются редакторы этнических СМИ, готовые заявить о существовании своих изданий, представить их общественности в надежде на возможное финансирование госструктурами, спонсорами.
3 Азербайджанский конгресс. 2008. № 10.
4 Еврейские новости. 2008. № 8.
5 Организационно-методические основы деятельности Домов национальностей. Информ. Бюл. 2010. № 13. С. 33—35.
Так, при ГУ «Московский дом национальностей», по утверждению руководства, аккредитовано 50 изданий. Существует и пресс-клуб Московского дома национальностей, члены которого ставят своей главной целью объединенными усилиями вести поиск финансирования и распространения своих изданий.
Рассмотрим некоторые московские издания.
Возглавляет список вышедший в 1996 г. журнал «Этносфера» — основоположник этнической журналистики РФ. Ежемесячный информационно-аналитический и просветительский журнал «Эт-носфера» — первый в России журнал межнационального общения, ставший трамплином для возникновения в стране подобных этнических СМИ. Позиция журнала, его философская основа таковы: веками народы России жили вместе. Это они построили Великую Россию — люди разных национальностей, разных культур. В этом переплетении культур и судеб, во взаимопроникновении культур есть наше прошлое, настоящее и наше будущее. Главная цель редакционной политики — способствовать гармонизации межнациональных отношений, воспитанию толерантности сознания, консолидации российских народов, формированию уважения к ценностям культурного многообразия России и мира. Главные темы журнала: образование, культура, история, традиции народов России и мира. Тираж — 10 000 экз.
Функции общероссийского общественно-политического органа, отражающего интересы населения многонациональной России, также стремится выполнять «Союзная газета» — общественно-политическое издание для соотечественников России (учредитель и издатель: АНО Издательский дом «Реалист». Тираж 10 000 экз.).
Уделяет внимание важнейшим событиям в культурной и общественно-политической жизни народов бывшего СССР такое издание, как общественная газета «Страна содружества» (учредитель: Гуманитарный альянс «Содружество», издатель: Культурно-просветительский клуб «Бакинцы». Тираж 5 000 экз.).
В структуре этнической журналистики в последнее десятилетие все более заметное место занимают издания национальных диаспор, которые ставят своей задачей стать общероссийскими. Пример — газета «Азеррос» (издатель: ОАО «Медиахолдинг "Азеррос"». Тираж: 25 000 экз.), еженедельная общественно-политическая газета «Азербайджанский конгресс» (учредитель и издатель — общественная организация Всероссийский Азербайджанский Конгресс (ВАК). Тираж: 7200 экз.); независимая информационно-аналитическая международная армянская газета «Ноев ковчег» (учредитель и издатель: ООО «Ноев ковчег медиа». Тираж: 82 000 экз.).
Среди старейших газет национальных диаспор большим влиянием в читательской среде пользуются «Международная еврейская
газета» (учредитель: Танкред Голенпольский. Тираж: 15 000 экз.), еженедельная газета «Еврейские новости» (учредитель: Российский еврейский конгресс. Тираж: 3 000 экз.), газета «Российские корейцы "РК"» (учредитель: коллектив журналистов редакции, издатель: Общественное объединение корейцев (ООК); федеральная просветительская газета «Татарский мир» (учредитель: некоммерческое партнерство содействия развитию институтов гражданского общества «Ватаным». Тираж: 15 000 экз.).
Отмечается тенденция, что общественно-политические и культурно-просветительские СМИ того или иного этноса получают все большую поддержку в титульных республиках. Так, выходившая в Москве ежемесячная общественно-политическая и культурно-просветительская газета «Татарские новости», отметив свое 15-летие, в 2009 г. прекратила выход по решению спонсора издания.
Практически все землячества издают в Москве и регионах свою периодику. Например, «Сябры» — газета, объединяющая выходцев из Беларуси, ее друзей, единомышленников и имеющих белорусские корни (учредитель и издатель: Региональная общественная организация «Московский клуб белорусов»); «Московская немецкая газета» — независимая газета о Германии, России и немцах в мире (учредители: Г. Мартенс; Ассоциация общественных объединений «Международный союз немецкой культуры». Тираж 13 600 экз.); российская независимая общественно-политическая газета «Лезгинские известия» (учредитель: Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Тираж 15 000 экз.); «Караимские вести» (учредитель: Фонд М.С. Сарача).
В последнее время заметно желание посольств стран СНГ и постоянных представительств республик — субъектов РФ наладить выпуск собственных изданий. К примеру, «Якутия сегодня» (Саха Сирэ) — Вестник Постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации (учредитель: Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации. Тираж 999 экз.). Иногда к выпуску привлекаются национально-культурные общественные объединения. Так, «Москва — Алания» издается Постоянным представительством Республики Северная Осетия — Алания при Президенте РФ совместно с национально-культурной общественной организацией «Московская осетинская община». Тираж 999 экз.).
Ассоциация чеченских общественных и культурных объединений, Межрегиональное общественное движение за развитие культурных и общественно-политических связей с Чеченской Республикой «Новое время», Общероссийская общественная организация «Союз возрождения мира и согласия в Чеченской Республике» (Союз народов Чечни) издают «Объединенную газету» (тираж 10 000 экз.).
ел оо
Таблица 1
Газеты
№ Название Тематика Бив. ред Тираж, периодичность Издатель
1. «Азербайджан» Жизнь азербайджанской диаспоры в Татарстане, о выдающихся представителях народа, история, культура и кухня, современная жизнь Азербайджана. Васиф Абдуллаев 1000 экз. 1 раз в месяц бесплатная Азербайджанская националь-но-культурная автономия РТ «Азербайджан»
2. «Иверия» Национально-культурная автономия грузин РТ
3. «Туганайлар» (Сородичи) — газета крещеных татар Выходит на татарском языке с русскоязычным вкладышем. Единственное культурно-просветительское издание о кряшенах. Русский вкладыш предполагает концепцию «Этнографической мозаики», где отражается история, обычаи, традиции, обряды кряшен, рассказывается об известных личностях. Зинаида Антоновна Белоусова 3000 экз. 2 раза в месяц Агентство РТ по массовой коммуникации «Татмедиа»
4. «Сувар» — чувашская республиканская газета Освещает общественно-политические события, происходящие в республике а также публикует материалы по истории и культуре чувашей. Есть молодежный вкладыш для школьников «Шанкарав», а для читателей постарше — вкладыш «Сюнатла сямраклах». Малышев Константин Анатольевич 5000 экз. Правительство Татарстана
5. «Дружба» («Туслах» — чув., «Дуслык» — тат.), издается на татарском, русском и чувашском. Районная На страницах газеты отражается все, чем живет район, события, успехи, проблемы и радости. Информационное поле газеты включает в себя злободневные аналитические материалы, актуальную, оперативную и объективную доставку читателям новостей района и города. Хайруллина Сакина Нурулловна, Нурлатский район, г. Нурлат 10 000 экз., 3 раза в неделю Администрация района
6. «Сельская новь» (Авыл таннары), издается на русском, татарском и чувашском. Районная Фахретдин Шамсутдино-вич Шаязда-нов 4000 экз Администрация района
7. «Знамя» (Ялав — чув.. Байрак — тат.) издается на русском, татарском и чувашском. Районная Камалетди-нов Гакиль Аряфетди-нович 7000 экз. Администрация района
8. «Родной край» (Таван ен — чув., Туган як — тат.) издается на русском, татарском и чувашском. Районнная Резида Ринатовна Замалтди-нова 4000 экз. Администрация района
Таблица 2
Журналы
№ Название Тематика Бгавный редактор Тираж Издатель
1. Независимый бюллетень «Бара» (Свет) А.В. Савва Ежеквартально Татарстанская ассирийская национально-культурная автономия и Общественная организация ассирийцев г. Казани «Бара» («Свет»)
2. «Наш дом — Татарстан» Общественно-просветительское издание. В нем нашли место публикации, касающиеся деятельности национальных диаспор, этнокультурной жизни народов Татарстана, интервью с ведущими специалистами по теории и практике межнациональных отношений как регионального и федерального уровней. Журнал рассказывает как о реализации национальной и миграционной политики в республике, так и об интересующих всех темах спорта, жизни известных людей Татарстана разных национальностей, молодежных проектах, секретах национальной кухни и многом другом. Наталья Вяткина 1000 экз., 1 раз в квартал. Распространяется по госучреждениям, национальным общинам республики и воскресным школам. В планах — поставлять эти журналы и в обычные школы. Ассамблея народов Татарстана
Отрадно, что в новой России появляются издания, выпускаемые землячествами стран СНГ. Среди них «Украинские вести» (учредители: ОАО «НПК "Интеллект-С"»; ООО «ТЭККонс». Тираж 10 000 экз.), «Казахский язык» (учредитель НКО «Казахский язык». Тираж 999 экз.), независимая газета на таджикском и русском языках «Точикони Россия» (Таджики России) (учредитель: Б.М. Эгамов. Тираж 5000 экз.).
Остановимся подробнее на структуре СМИ, освещающих вопросы этнокультурного развития в таком многонациональном субъекте РФ, как Республика Татарстан.
Таким образом, структура этнической журналистики РФ в минувшем десятилетии представлена изданиями следующего типа:
— всероссийские издания (ведущим остается журнал «Этносфе-ра», другие издания возникли под его влиянием);
— издания национальных общественных объединений — национально-культурных автономий, землячеств («Татарский мир», «Российские корейцы», «Азеррос», «Азербайджанский конгресс»);
— издания при посольствах стран СНГ и постоянных представительствах республик — субъектов РФ («Москва — Тбилиси», «Якутия сегодня», «Москва — Алания»).
Список литературы
Овсепян Р.П. Многонациональная журналистика Российской Федерации (некоторые проблемы функционирования). М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.
Тишков В.А. Этническое и религиозное многообразие — основа стабильности и развития российского общества: Статьи и интервью. М.: Московское бюро по правам человека, «Асаёеш1а», 2008.
Поступила в редакцию 13.01.2011