КАГЕРМАЗОВА Лаура Цараевна
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии дополнительного профессионального образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х. М. Бербекова, Нальчик, Россия Laura Ts. KAGERMAZOVA Dr. Sci. (Educational Psychology), Assoc. Prof, Prof., Department of Pedagogy and Psychology of Additional Professional Education,
Kabardino-Balkarian State University Nalchik, Russia laura07@yandex
АБАКУМОВА Ирина Владимировна
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей психологии развития Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия Irina V. ABAKUMOVA Dr. Sci. (General Psychology, History of Psychology, Psychology of a Person; Educational Psychology), Prof., Head, Department of General Psychology of Development, Southern Federal University
Rostov-on-Don, Russia [email protected]
Этническая толерантность как основа взаимодействия культур
Ethnic Tolerance as the Basis of the Interaction of Cultures
В работе рассматривается проблема этнической толерантности, которая понимается как проявление личностной толерантности. Этническая толерантность выступает и как элемент общей и личностной культуры представителей различных этносов. Авторы показывают ее взаимосвязь с ценностно-смысловой сферой личности. Практическое применение выводы авторов нашли при разработке учебного курса «Искусство общения и достижение согласия». Его освоение обеспечивает глубокое понимание студентами роли межэтнической толерантности в жизни каждого человека и мира в целом. Студенты приобретают навыки преодоления трудностей и конфликтов с помощью принципов сотрудничества и равноправия, вставая на позиции противоборствующих сторон и пытаясь увидеть мир глазами «Другого».
Ключевые слова: смыслообразование, смысловые образования личности, ценностно-смысловая сфера личности, этническая толерантность, образовательный процесс.
The paper deals with the problem of ethnic tolerance, which is understood as a manifestation of personal tolerance. Ethnic tolerance also acts as an element of general and personal culture of representatives of the various ethnic groups. The authors show its relationship with value-semantic sphere of personality. The practical application of the conclusions of the authors was found in the training course "The Art of Dialogue and Consensus". Its development provides a deeper understanding of the role of interethnic tolerance in the life of every human being and the world in general. Students acquire the skills to overcome the difficulties and conflicts using the principles of cooperation and equality, rising to the position of the opposing sides and trying to see the world through the eyes of "The Other".
Keywords: meaning-making, semantic formations of the personality, value-semantic sphere of personality, ethnic tolerance, educational process.
наследие веков
2015 № 4
Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в Декларации принципов толерантности, подписанной 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе подчеркивается, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» [2, с. 80].
Толерантность - это искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом не нарушая прав и свобод других людей. Конструктивное взаимодействие социальных групп с различными ценностными, этническими, политическими, религиозными ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие различных видов экстремизма и их конструктивная профилактика имеет огромное значение как в сфере социально-политической жизни многонациональной России, так и в межгосударственном масштабе.
Система образования и воспитания подрастающего поколения, обеспечивая функционирование механизма трансляции этнического наследия, призвана, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацелить на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации средней школы и вуза, который позволяет оптимально решать задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности. В начале XXI в. проблема толерантности приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации, сталкивающей цивилизаци-онные, религиозные, национальные и этнические идентичности различных культур и народов. В условиях глобализации проблема толерантности приобретает принципиально важное значение, поскольку выступает одной
из возможных парадигм взаимодействия и взаимовлияния культур, способной противостоять тенденции снижения этнокультурного разнообразия, их унификации [3, с. 15].
Вместе с тем необходимо учитывать очень важное звено - психологическое, вну-триличностное содержание феномена толерантности, без понимания которого, а также соответствующих условий и механизмов его развития, хотя бы в самом общем виде, трудно ожидать создания эффективных стратегий воздействия. Психологический взгляд на основы толерантности включает в себя следующие аспекты. Подлинная толерантность - это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности в построении определенных отношений. Межличностная толерантность - это толерантность, понимаемая как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия с Другим, как межличностный диалог (диалогический подход) [3].
Поэтому нам представляется важным осуществление психолого-педагогической работы с подрастающим поколением по формированию толерантности, ориентированной на обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; на сохранение этнического и культурного разнообразия цивилизаций и народов; на готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
Подлинная толерантность является качеством развитой, зрелой личности, то есть такой, которой для самоутверждения не требуется унижения другого человека, но обладающей адекватной самооценкой, высоким чувством собственного достоинства и системой нравственных норм и ценностей. Можно даже сказать, что толерантность является неотъемлемым качеством зрелой личности. Поскольку зрелость личности предполагает наличие таких черт, как ответственность за свои чувства, мысли и поступки, выбор сотрудничества как стиля взаимоотношений, принятие себя и другого человека целиком, таким, какой он есть, гибкость и способность к адаптации. Актуальность формирования толерантности
Наследие векш
2015 № 4
определяется тем, что при ее отсутствии в поведении человека возникает не пустота, а противоположные черты - агрессивность, жестокость, насилие.
Толерантность формируется при наличии у субъекта адекватной самооценки, навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях, осознанности мотивации терпимости. В основе толерантности личности - самоуважение, чувство собственного достоинства, отсутствие комплекса неполноценности. Следовательно, формирование этих качеств должно способствовать воспитанию в духе толерантности [1, с. 21].
Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться. Поэтому она должна быть специально воспитана, сформирована. Воспитание толерантности предусматривает отказ от социальных предубеждений, негативных социальных стереотипов в пользу объективного отношения к любому человека вне зависимости от его индивидуальных особенностей.
Основными компонентами понятия толерантность являются активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентацией. На развитие толерантности личности влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующих процессу ее формирования в нашем обществе в настоящее время отмечают следующие:
- отсутствие устоявшихся традиций многообразия мнений;
- развившееся у людей в последнее время чувство национального унижения, связанного с распадом СССР, нарастающей зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям;
- свойственные многим молодым людям эгоцентрические установки сознания.Эгоцен-тризм - это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения, которая
наивно оценивается ее выразителем как исключительно правильная. Многие не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения и зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. Кроме того, наши подростки в основной своей массе некомпетентны в вопросах, относящихся к толерантности, и даже не вполне знакомы с этим понятием [4, с. 60].
Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности - агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения.
К факторам, способствующим развитию толерантности молодежи, можно отнести те, которые связаны с процессом образования (рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания, становление адекватной самооценки) и местом в социальной жизни. Здесь на первый план выходит проблема образования и трудовой деятельности.
Рассмотрим подробнее воздействие этих двух факторов (образования и трудовой деятельности) на формирование толерантности молодого человека.
Трудно не согласиться М. Липманом, который убежден в том, что если общество не тратит усилия на образование, не работает целенаправленно и систематически, чтобы с помощью образовательных мер уменьшить насилие и развивать миролюбие и толерантность, оно не имеет мира [3, с. 19].
Образование не сводится к усвоению знаний. Это, скорее, изменение всего духовного мира личности, а не только социально-познавательного статуса. Образование влияет на деятельность личности, ее субъективные (знания, умения, навыки, потребности, мотивы, самооценку) и объективные (профессиональное становление, карьерный рост и др.) характеристики.
Влияние образовательного пространства вуза на нравственное развитие юношеского возраста осуществляется через действие идентификации, подражания, внушения, конформности. Поэтому доминирующим направлением в решении задач воспитания толерантности является ориентация личности
Няследис веков
2015 № 4
будущего специалиста на духовные ценности при формировании ее профессиональных качеств.
Задача высшего образования - воспитать специалиста, отличающегося терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью к оценке коллег, партнеров и событий, способного творить свою судьбу и судьбу своей многонациональной страны, быть в ответе за мир своего региона, своего государства. Высшее образование как часть общей образовательной системы способно эффективно работать в этом направлении. Возможности для развития личности, повышения общей культуры и формирования толерантного сознания студентов заложены, прежде всего, в программе гуманитарных дисциплин. При правильном подходе на формирование толерантности способно значительно повлиять само содержание этих дисциплин, которые имеют огромный потенциал в этом отношении [2, с. 79].
Курс «Искусство общения и достижение согласия», который читается в Кабардино-Балкарском государственном университете имени Х. М. Бербекова, обладает необходимыми в процессе формирования этнической толерантности преимуществами, выражающимися в том, что профессиональный компонент - толерантность к Другому - может и должна формироваться на базе обращения к культуре и психологии различных народов. Следующий этап формирования этнической толерантности (формирование собственной положительной этнической идентичности) также реализуется в содержании данного курса. Психологическая и теоретическая его составляющие, обеспечивающие становление и развитие этнической толерантности студента, должны быть дополнены практической составляющей для формирования специфического профессионального компонента.
К практико-ориентированным методам относятся проблемные ситуации, приемы аттракции, убеждение, положительный пример, упражнение, тренинги. Особенности рассматриваемого нами процесса создают необходимость отбора таких методов обучения, которые способствовали бы развитию формируемого качества в целостности, что требует использования комплексных методов. Такими методами являются познавательные учеб-
но-профессиональные ситуации в условиях учебно-игровых дискуссионных форм обучения, а также реальные проблемные ситуации профессиональной деятельности будущих учителей. Реальная проблемная ситуация, в которой формулируется задача (проблема) в собственном смысле этого слова. Перечислим возможные проблемные задачи: распознать природу межэтнической конфликтной ситуации; выявить объект конфликта; установить участников конфликта; рассмотреть их точки зрения и причину столкновения интересов; выбрать оптимальный стиль взаимодействия в конфликте и соответствующие способы, приемы его разрешения.
Посредством специально разработанных социально-психологических технологий преподаватели, студенты в ходе тренингов толерантности и социальной компетентности научаются разрешать конфликтные ситуации, вести переговоры, вставая на позиции противоборствующих сторон и пытаясь увидеть мир глазами «Другого». Главная цель разработанного этнокультурного курса не просто привить студентам навыки толерантного поведения, но и научить их глубокому пониманию роли межэтнической толерантности в жизни каждого человека и мира в целом; научить применять полученные знания в реальной жизни, решая трудности и конфликты, опираясь на принципы сотрудничества и равноправия, учитывать как собственные интересы, так и интересы «Другого».
В рамках воспитания толерантности как составной части гражданской позиции молодого специалиста необходимо, на наш взгляд, проводить различные по форме и содержанию мероприятия. В числе таковых можно назвать, например:
- проведение анкетирования студентов с целью выяснения мнений учащихся по проблемам экстремизма и национализма и др.;
- введение в обучение курсов этнопсихологии и народной педагогики, организация вечеров национальной культуры для создания определенной информационной базы в данной области;
- организация круглых столов и конференций по наиболее острым проблемам в сфере политики, экономики и др. всестороннее овладение учащимися культурой своего соб-
Наследие векш 2015 № 4
ственного народа, как непременное условие интеграции в иные культуры;
- обучение студентов правам человека и миролюбию;
- формирование представлений о многообразии культур в России и мире;
- воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
- формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у студентов.
Здесь представляется актуальным обратиться к развитию смыслообразующего компонента образной сферы человека. Система личностных смыслов индивида позволяет оптимизировать или минимизировать активность субъекта во взаимоотношениях с объективной действительностью и проявляться в отношении к цели, процессу, результату деятельности, а также к жизни и к самому себе.
Вне всякого сомнения, толерантность как качество личности и феномен общественного бытия принадлежит к числу высших, базовых ценностей культуры. Она входит в состав смысловых единиц жизни и фактом своей значимости предписывает создание таких моделей образовательного процесса, которые бы исходили из жизненной практики толерантной культуры и основывались на субъектном опыте толерантных отношений участников процесса. Искусство учителя заключается в том, чтобы актуализировать те смысловые структуры сознания учащихся, содержанием которых были бы установки если не на принятие позиций «инакомыслящих», то, по крайней мере, на желание постичь их смыслы.
Воспитание толерантного сознания на личностно-смысловой основе может эффек-
тивно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства [6, с. 20]. Одно из таких пространств, получившее распространение в многонациональной России, предполагает множественность этнических культур, а значит, палитру и взаимодействие личностных смыслов, их несовпадение и взаимоисключение или, напротив, их взаимное сближение. Такой вариант поликультурного образовательного пространства технологически реализуется через диалог, механизмы взаимной адаптации, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора и, несомненно, задачи развития толерантного сознания учащихся. Более того, имеются основания считать, что поликультурное образовательное пространство по сравнению с другими образовательными моделями обладает большим потенциалом для решения этих задач [3].
Условиями успешности формирования этнической толерантности являются диалог разных культур, интерактивные методы общения и обучения, проблемные ситуации, а также прохождение всеми участниками образовательного процесса адаптации в поликультурной среде, участие в социализации друг друга. Эффективность педагогического процесса в условиях поликультурного образования обусловлена толерантным отношением друг к другу участников процесса, вариативностью и культуросообразностью содержания образования. Мы склонны также считать, что толерантность, обеспечивая успешную социализацию, является условием развития в личностном плане национального самосознания (сознание своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений) и в социальном плане межэтнической интеграции (процесса сближения этнических общностей).
Учитывая, что толерантность в этих условиях предстает как нравственное качество, ориентирующее личность на уважение права и достоинства людей иных групп, иных взглядов, стиля мышления и поведения, на конструктивное взаимодействие с ними, определим ведущие направления деятельности современного образования, способствующих воспитанию у подрастающего поколения то-
Няследие веков 2015 № 4
лерантности как инструментальной ценности и нравственного качества:
1. Гуманизация образовательного процесса, предполагающая отказ от универсальных педагогических способов воздействия, их вариативность в зависимости от особенностей ребенка и среды.
В условиях гуманизации студент как развивающаяся личность становится центральным звеном образовательной системы, а само образование - процессом становления личности в культуре, в диалоге культур. Толерантность при этом выступает в качестве одной из составляющих результата образования.
Решение проблемы гуманизации образования, рассматриваемой в аспекте обеспечения условий для воспитания толерантности у детей и подростков, во многом зависит от усилий квалифицированных подготовленных к работе по данному направлению педагогов, что требует реформирования системы педагогического образования.
2. Подготовка педагогических кадров для воспитания толерантности у детей и подростков.
Формирование толерантности как одной из инструментальных ценностей личности - процесс продолжительный и целенаправленный, результат которого во многом обусловлен усилиями современной образовательной политики.
Учет смыслообразующего компонента образной сферы человека позволяет нам установить внутреннюю связь образной сферы с характеристиками личности и деятельности. У каждого человека есть свой образ представителя той или иной культуры, национальности, вероисповедания, связанное с ними ассоциативное представление цветовой визуализации, музыкального звучания, двигательного ритма. Понимание и чтение разных этносов на знаковом и символическом уровнях раскрывает новые возможности для принятия Другого. И здесь толерантность выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряженности и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов, «норма жизни в мире реально-
сти, это там, где надо понять других людей» [4, с. 58].
Механизмы смыслообразования как основы личностного становления, определяющие жизненные приоритеты и ценности в системе любых жизненных реалий, позволяют выйти на новый уровень осмысления той проблемы, которая, собственно, и является предметом анализа настоящей статьи. Хотя смысл, как было показано, по своей природе интенциален, однако, очевидно, что при определенных условиях внешнего воздействия его интенция может приобретать определенный вектор, что является ощутимым ресурсом в плане направленного воздействия на развитие определенной системы ценностей, особенно на уровне личности, которая находится еще в процессе своего становления подростка, юноши. В этом плане, безусловно, перспективен подход В. А. Иванникова, раскрывающий механизмы волевой регуляции, формирование побуждений к деятельности, дающий смысловой анализ деятельности [4, с. 60]. В психологической науке разработан целый ряд приемов, позволяющих целенаправленно изменить смысл действия, т. е. личностный смысл: переоценка значимости мотива или предмета потребности; изменение роли, позиции человека; соединение заданного и принятого действия с новыми мотивами и т. д. Эти психологические техники вполне могут быть выведены на уровень методов воздействия, ориентированных на формирование определенной идеологии как системы жизненных ценностей человека в отношениях с окружающим социумом.
Таким образом, образование выступает не только средством трансляции культуры, но и само является пространством для становления человека. Через образование реализуются тенденции к изменению систем [5]. Кроме того, гуманистический ценностный статус образования, обращенность его к культуре не только ориентируют личность в социальном мире, но и способствуют развитию «внутренних смыслов». «Смысл образования - в образовании смыслов» [5]: образующийся человек преломляет культурные ценности через призму своего «Я», наделяя их собственными смыслами.
Наследие векш 2015 № 4
Использованная литература:
1. Абакумова И. В. Личностный смысл как педагогический фактор и его использование в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 1989.
2. Абакумова И. В., Ермаков П. Н. О становлении толерантности личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 78-82.
3. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Смыслообра-зование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии // Российский психологический журнал. 2011. Т. 8. № 3. С. 11-20.
4. Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц. Технологии направленной трансляции смыслов в обучении // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. № 4. С. 56-64.
5. Асмолов А. Г. Толерантность: от утопии к реальности. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. С. 4-7.
6. Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Азарко Е. М. Особенности личностно-смысловой сферы одаренных подростков // Научная мысль Кавказа. 2003. № 1. С. 17-28.
References:
1. Abakumova, I. V., Lichnostnyy smysl kak pedagogicheskiy faktor i ego ispol'zovanie v uchebnom protsesse (The Meaning of the Person as the Pedagogical Factor and Its Use in the Educational Process), Extended Abstract of Cand. Sci. Dissertation (Pedagogy), Rostov-on-Don, 1989.
2. Abakumova, I. V. and Ermakov, P. N., O stanovlenii tolerantnosti lichnosti v polikul'turnom obrazovanii (On the Formation of the Tolerance of Personality in the Multicultural Education), Voprosy psikhologii, 2003, no. 3, pp. 78-82.
3. Abakumova, I. V. and Kagermazova, L. Ts., Smysloobrazovanie kak faktor initsiatsii tsennostno-smyslovykh ustanovok v protsesse formirovaniya antiekstremistskoy ideologii (The Meaning-Making as a Factor in the Initiation of Value-Semantic Guidelines in the Formation of Anti-Extremist Ideology), Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2011, vol. 8, no. 3, pp. 11-20.
4. Abakumova, I. V. and Kagermazova, L. C., Tekhnologii napravlennoy translyatsii smyslov v obuchenii (The Technologies of the Directional Translation of Meanings in the Education), Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 2008, vol. 5, no. 4, pp. 56-64.
5. Asmolov A. G. Tolerantnost': ot utopii k real'nosti. Na puti k tolerantnomu soznaniyu (Tolerance: from Utopia to Reality. On the Way to the Tolerant Consciousness), Asmolov, A. G., Ed., Moscow: Smysl, 2002, pp. 4-7.
6. Ermakov, P. N., Abakumova, I. V. and Azarko, E. M., Osobennosti lichnostno-smyslovoy sfery odarennykh podrostkov (Features of the Personal-Semantic Sphere of Gifted Adolescents), Nauchnaya mysl' Kavkaza, 2003 № 1, pp. 17-28.
Полная библиографическая ссылка на статью:
Кагермазова, Л. Ц. Этническая толерантность как основа взаимодействия культур [Электронный ресурс] / И. В. Абакумова, Л. Ц. Кагермазова // Наследие веков. - 2015. - № 4. - С. 98-104. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2015/12/2015_4_Abakumova_Kagermazova.pdf (дата обращения дд.мм.гг).
Full bibliographic reference to the article:
Kagermazova, L. Ts. and Abakumova, I. V. Etnicheskaya tolerantnost' kak osnova vzaimodeystviya kul'tur (Ethnic Tolerance as the Basis of the Interaction of Cultures), Nasledie Vekov, 2015, no. 4, pp. 98-104. http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2015/12/2015_4_Abakumova_Kagermazova.pdf. Accessed Month DD, YYYY.
наследие веков
2015 № 4