Казбек ИБРАГИМОВ
ЭТНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В статье анализируются основные этапы этнополитического процесса в постсоветском Дагестане, дается их обобщенная характеристика. Автор приходит к выводу, что этногрупповые интересы и этнический паритет являются важнейшими составляющими политической жизни в Дагестане.
The article analyzes the main stages of the ethnic and political processes in post-Soviet Dagestan; their generalized characteristic is presented. The author concludes that ethnic groups’ interests and ethnic equality are important components of political life of Dagestan.
Ключевые слова:
этнополитические процессы, этническое представительство, национальное квотирование, квотная система; ethnic and political processes, ethnic representation, ethnic quotas, quota system.
ИБРАГИМОВ
Казбек Мусаевич — соискатель Регионального центра
этнополитических исследований ДНЦ РАН kаzbek-ibrаg2012@ yandex.ru
Современный мир характеризуется неоднозначностью как мировых, так и региональных политических процессов, различием, а порой и противоположностью тенденций и векторов развития. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе имеют глубинный характер, их причины и корни заложены в сложной и неоднозначной истории региона. Здесь тесно переплелись колонизационные явления и освободительная борьба, миграционные процессы и переход территорий от одного этноса к другому, дружба и добрососедство и этническая рознь. Все это не может не проявиться в ходе современного развития Северного Кавказа. Дагестан является единственной из республик в составе РФ, не имеющей так называемой титульной этнической группы. Тем не менее Дагестан выступает как национальная республика, как форма «коллективной политической автономии» (государствен -ности) дагестанских народов. Этнополитической особенностью Дагестана является то, что ни одна из этнических групп, входящих в официальный круг коренных народов, не составляет большинства в республике. Ни одна из групп не имеет такого численного или историко - культурного доминирования, чтобы исключить участие представителей других групп в принятии важнейших политических решений1.
В Дагестане примерно с конца 1930 -х гг. реальное положение дел сложилось так, что первые роли в высших эшелонах власти перешли к представителям одних и тех же двух -трех этнонациональных групп. Совершенно естественно, что при сохранении и живучести родоплеменных, клановых, клиентелистских, групповых связей, интересов и т.д. приоритет отдавался районам, заселенным соот -ветствующими этнонациональными группами. Квотная система, отраженная в этническом представительстве в органе «коллегиаль -ного президентства», является очевидной институциональной под -поркой этнического баланса во власти. Разделение властей, колле -гиальное президентство, сложная и детализированная электораль ная модель, этнический баланс в Народном собрании, процедура
1 Дагестан: социально-политические процессы 1997—1999 гг. // Кавказский узел; http://www.kavkaz -uzel.ru/articles/19736/
формирования Конституционного суда и коллегии Верховного суда республики также отражают этнический фактор.
Выборыв Народное собрание Дагестана, проходившие в 1990 - е гг., были важным этапом в утверждении институциональ -ного дизайна, опирающегося на квот -ный принцип поддержания этнической паритетности в органах представитель ной власти. Особенность дагестанского избирательного закона состояла в том, что республиканский Центризбирком наделялся полномочиями устанавливать национальные избирательные округа, где правом выдвижения своих кандидатур могли пользоваться только представи тели определенной этнической группы. Установление числа таких округов и их национальное распределение также нахо дились в компетенции Центризбиркома. Как пишет Э. Кисриев, «основная цель столь оригинальной избирательной системы в том, чтобы разрешить две задачи: предотвратить в территориаль-ных избирательных округах с нацио нально смешанным населением резкую межэтническую конфронтацию, которая неизбежно будет спровоцирована самим ходом предвыборной борьбы кандидатов различной национальности, и обеспе чить пропорциональное (соответственно их численности в населении Дагестана) представительство в парламенте основ ных этнических групп»1.
В Дагестане сформировался, хотя и в несколько искаженном виде, принцип этнического баланса или паритета во вла сти. Этот принцип состоял в стремлении к искусственному поддержанию этни ческих пропорций в кадровом составе органов власти как иллюстрации или под тверждению определенной парадигмы национально государственного строи тельства2. Действующая Конституция республики была принята в 2003 г. взамен Конституции от 26 июля 1994 г. Согласно новой Конституции, республика отказа лась от принципа национального предста вительства в высшем органе исполнитель
1 Кисриев Э. Дагестан: парламентские выборы и итоги референдума // Бюллетень Сети этноло -гического мониторинга и раннего предупрежде -ния конфликтов, 1999, 24 (март-апрель).
2 Дагестан: социально-политические процессы 1997-1999 гг. // Кавказский узел; http://www. кау]^ - uzel.ru/articles/19736/
ной власти3. Однопалатный парламент состоит из 72 депутатов, половина кото -рых избирается по партийным спискам, а другая половина — по 12 трехмандатным территориальным округам. Прошедшие парламентские выборы по многомандат ным округам показали, что с их помощью можно достаточно полно соблюсти про порции этнического представительства4.
Выборы в Народное собрание в 2007 и 2011 гг. впервые прошли без национального квотирования (специального закреплен ного законом механизма, обеспечиваю -щего представительство в парламенте всех основных народов республики). Списки политических партий составлялись так, чтобы при ожидаемом уровне голосов за ту или иную партию в Народном собрании соблюдались принципы национального паритета. В итоге национальный паритет в парламенте соблюсти вполне удалось.
В основе современных этнополитиче -ских процессов в Республике Дагестан лежат главным образом объективно суще -ствующие противоречия, обусловленные особым геополитическим положением Дагестана, ходом его исторического и этнического развития5.
Рассмотрим основные этапы этнополи тического процесса в РД.
Первый этап характеризуется повсе -местным созданием национальнокультурных обществ, декларирующих задачу возрождения этнокультурной самобытности, позднее - повыше ния статуса языков титульных народов. Этнокультурные общества формируются в качестве общественно политических дви жений, съездов народов, которые активно обсуждают проблемы становления этно кратической формы государственности в республике. Идея этнического самоопре -деления в этот период стала доминирую щей в общественном сознании региона. Наиболее активно ее пропагандировали сформировавшиеся в 1990—1992 гг. нацио -нальные (этнические) движения, которые вне зависимости от этнической специ фики достаточно быстро эволюциониро -
3 Дагестан - 2001 // http://eawarn.ru/pub/ АппиаЖерогу'АппиаЖероГ^еЬНоте2003/2003АП rep23.htm
4 Там же.
5 Абдуллаев М. -З.Н. Этнополитические процессы в Республике Дагестан: историко- правовые условия эволюции. — Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2004.
вали от общественных организаций, про возглашающих своей целью национально культурное возрождение, до политических партий или общественно политических движений, ставящих целью изменение го сударственного устройства1.
Второй этап — борьба между офи -циальной властью и национально политическими движениями по поводу государственного устройства республики и их политического статуса. Наибольшую активность проявили кумыкское движе ние «Тенглик» (нацеленное на создание собственной государственности), «Бирлик» (ногайская организация, стре -мившаяся добиться автономии для ногай цев), лезгинское движение «Садвал», которое грозило в случае затягивания Россией решения их проблем попытаться создать собственную государственность. О выходе из республики заявляло терское казачество, подчеркивающее свой статус отдельного (от русского) народа.
Значительным политическим собы -тием, способствующим обострению этно -политического процесса в регионе, было принятие 26 апреля 1991 г. закона «О реа -билитации репрессированных народов», который включал в себя пункт о террито риальной реабилитации.
Попытки пересмотреть администра тивные границы советского времени вызвали серьезные межэтнические кон фликты в Кизлярском районе (1991— 1992), конфликты лакцев с чеченцами в Новолакском районе (1991—1994), лезгин с азербайджанцами в Дербенте и долине Самура (1992—1994)2.
Третий этап — период урегулирова -ния межэтнических противоречий, пере ход к фазе укрепления республиканской государственности, потеря инициативы национально политическими движе ниями и партиями, разработка стратегии национальной политики и оптимизации пути федерализации страны. Спад актив
1 Современные этнополитические процессы // http://www.valerytishkov.ru/engine/documents/ document1520.pdf
2 Там же.
ности национальных движений проявился в снижении их влияния на общественное сознание, в низком рейтинге лидеров этих движений при выборах в законодательные органы власти3.
Более того, в 1997—1999 гг. официаль -ная политическая элита Дагестана начи нает интегрировать в свои ряды лидеров этнических партий и движений. А осво -божденное этническими партиями место политических радикалов, выступающих в роли разрушителей Дагестана, постепенно занимает религиозный экстремизм.
На четвертом этапе появились новые тенденции в этнополитическом процессе. Приведены в соответствие с федеральным законодательством правовые акты субъек тов федерации. Расторгаются двусторон -ние договоры между субъектами и феде -ральным центром как сыгравшие свою роль и исчерпавшие себя на новом этапе развития государственности.
Если раньше конкурирующие поли -тические группировки внутри Дагестана искали поддержку в Москве, и это про -тивостояние поддерживало устойчи вый политический баланс, то теперь Москва стала единственным гарантом устойчивости республиканской власти. Представители местной политической элиты считаются не с внутренним поряд ком вещей, а исключительно с мнением Москвы. Отсюда — неизбежное отчужде -ние местной правящей элиты от внутрен них запросов и требований общества.
Итак, этничность, этногрупповые инте -ресы и этнический паритет являются важ нейшими координатами, в которых опре деляется политическая жизнь в Дагестане. Главной функцией властных институ -тов Дагестана является регулирование межэтнических отношений, поддержание баланса коллективных интересов в кон тексте потенциально острой конкурентной борьбы между этническими группами.
3 Этнополитический фактор федерализма на Северном Кавказе в конце XX — начале XXI в. // http://kvkz.ru/history/2384- yetnopoliticheskij -faktor-federalizma-