Научная статья на тему 'Этническая организованная преступность в транспортной сфере'

Этническая организованная преступность в транспортной сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНИЗОВАННЫЕ ГРУППЫ / КРИМИНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / СОСТАВ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП / CRIME IN THE SPHERE OF TRANSPORT / ETHNIC CRIME / ORGANIZED GROUPS / CRIMINAL ORGANIZATIONS / THE COMPOSITION OF ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Баских Е. И.

В статье рассматриваются понятие этнической организованной преступности в транспортной сфере. Изучаются вопросы и проблемы, связанные со структурным построением и криминальной специализации преступных групп, организованных по этническому признаку, совершающих преступления на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грибунов Олег Павлович, Баских Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC ORGANIZED CRIME IN THE SPHERE OF TRANSPORT

The paper deals with the concept of ethnic organized crime in the sphere of transport. Issues and problems associated with structural construction specialization criminal gangs, organized along ethnic lines in transport are examining.

Текст научной работы на тему «Этническая организованная преступность в транспортной сфере»

УДК 343

ЭТНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В ТРАНСПОРТНОЙ СФЕРЕ

О.П. Грибунов, Е.И. Баских

В статье рассматриваются понятие этнической организованной преступности в транспортной сфере. Изучаются вопросы и проблемы, связанные со структурным построением и криминальной специализации преступных групп, организованных по этническому признаку, совершающих преступления на транспорте.

Ключевые слова: преступность в транспортной сфере, этническая преступность, организованные группы, криминальные структуры, состав этнических групп.

В настоящее время население во многих странах становится все более и более разнородным с этнической точки зрения. Эта особенность часто выступает одной из причин разнообразных конфликтов между представителями различных этнических социальных групп. Представители таких групп, имеющие стойкую криминальную направленность своего поведения, могут объединяться в этнические организованные преступные группы, действующие в различных в различных сферах общественной жизни и экономики, в том числе на транспорте.

Преступления, совершенные организованными преступными формированиями, являются и самыми опасными из всех видов групповых противоправных деяний, и занимают лидирующие позиции в статистике групповой преступности [1, С.29].

Согласно поддерживаемого нами подхода к определению организованной преступности это явление представляет собой относительно массовое функционирование устойчивых управляемых сообществ преступников, занимающихся совершением преступлений как промыслом (бизнесом) и создающих с помощью коррупции систему защиты от социального контроля [2, С.154]. Как следствие, под этнической преступностью следует понимать совершение преступлений представителями этнических групп в составе группы, объединенной на основе общности территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, наличия этнически родственных племен и народностей, отличающихся своей стройной структурой, а также отдельными представителями этнической группы в силу следования антиобщественным традициям и обычаям своего этноса, выражающим стереотип поведения представителей такой группы.

Во главе этнических организованных преступных групп, как правило, стоят лидеры и их ближайшее окружение одной национальности или народности. При этом криминальные интересы подобных формирований проявляются, как правило, в достаточно отдаленных территориях от территорий исконного проживания. При этом их образ жизни и поведение сохраняют и носят оттенки этнических правил и традиций [3]. В условиях

усиливающихся экономических и политических противоречий в целом ряде регионов происходит усиление этнических диаспор, некоторые из которых практикуют противоправную деятельность.

По официальным данным МВД РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации в 2009 г. совершено 57955 преступлений, в том числе, гражданами государств-участников СНГ -53076 преступлений, в 2010г. совершено 48992 преступлений, в том числе, гражданами государств-участников СНГ - 44596 преступлений, в 2011г. совершено 44956 преступлений, в том числе, гражданами государств-участников СНГ - 40499 преступлений, в 2012 - 42700, в том числе, гражданами государств-участников СНГ - 37300 преступлений, в 2013 - 46984, в том числе, гражданами государств-участников СНГ - 40295 преступлений, за первое полугодие 2014 г. совершено 27957 преступлений, в том числе, гражданами государств-участников СНГ - 24208 преступлений [4].

Следует отметить, что рост общего числа зарегистрированных преступлений обусловлен не только реальным ухудшением криминогенной обстановки, но и принимаемыми мерами по укреплению учетно -регистрационной дисциплины в органах внутренних дел и усилению контроля за состоянием этой работы со стороны органов прокуратуры [5, С.60-62].

Анализ материалов правоприменительной практики позволяет заключить, что местом совершения преступлений иностранными гражданами и лицами без гражданства являются: оптовые или розничные рынки - 18,6 %, квартиры -12,8%, вокзалы, автовокзалы, аэропорты - 12,3%, иные объекты транспортной инфраструктуры (поезда, железнодорожные тупики, склады) - 6,3%, строительные объекты - 8,9%.

Несмотря на то, что на объектах транспорта совершается в процентном соотношении незначительное количество преступлений, это не является основанием для игнорирования данной проблемы. Следует признать, что на объектах транспорта преступления совершаются с тщательной подготовкой и конспирацией в силу того, что это территория постоянно находиться под вниманием как со стороны правоохранительных органов, так и соответствующих служб безопасности железнодорожных и авиаузлов. Учитывая беспрецедентные меры безопасности, предпринимаемые на воздушном транспорте, большая доля рассматриваемых преступлений совершается на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Во взаимодействии с другими видами транспорта он призван своевременно и качественно обеспечивать потребности в перевозках пассажиров и грузов. Железнодорожный транспорт представляет собой сложный механизм производства (перевозочное производство). Именно функциональная деятельность железнодорожного транспорта накладывает отпечаток на формирование общественной безопасности и общественного порядка в регионе или нескольких регионах.

Железнодорожный транспорт, являясь специфичной отраслью экономики страны, имеет свои характерные особенности, что, в свою очередь, должно обусловливать специфику преступности на данном виде транспорте и особенности ее предупреждения. Кроме того, общеизвестно, что на состояние и структуру преступности оказывают влияние и региональные характеристики. Преступления, совершаемые на пассажирском железнодорожном транспорте -уголовно-наказуемые деяния, имеющие свои особенности, обусловленные местом их совершения (объекты пассажирского железнодорожного транспорта). В пассажирских поездах железнодорожного комплекса России совершается до одной трети всех преступлений на транспорте: 63% - в поездах дальнего следования, 36% - в местных и пригородных поездах, 1% - в международных поездах [6]. В борьбе с преступными посягательствами задействованы тысячи сотрудников полиции, значительная их часть работает непосредственно в поездах.

Транспорт - неотъемлемая часть современной жизни. Преступность в транспортной сфере давно приобрела организованный характер. Особое значение для преодоления тенденций криминализации на транспорте и ее последствий, определения научно-обоснованной стратегии борьбы с этим опаснейшим явлением, впервые наиболее остро поставившим вопрос об угрозе самому существованию Российского государства, его национальной безопасности, имеет исследование условий и причин его появления и воспроизводства. Эффективность предупреждения организованных этнических преступлений на различных видах транспорта во многом зависит от уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов. Основная масса преступлений на транспорте, совершенных в составе преступных групп - это незаконный оборот наркотиков, оружия, в том числе их контрабанда, экономические преступления и преступления против собственности. Активное предотвращение экономических преступлений, хищений, насильственных преступлений против личности, коррупции и прежде всего - устранение условий, способствующих совершению этих преступлений на транспорте, сегодня находится в центре их внимания [7, С.42]. Согласно официальным данным МВД РФ, на транспорте в 2009г. совершено 75013 преступлений, в 2010г. - 58360 преступлений, в 2011г. - 53364 преступления, в 2012г. - 46462 преступления и в 2013г. совершено 42029 преступлений, из которых число преступлений, которые были совершены иностранными гражданами и лицами без гражданства и по которым материалы и уголовные дела направлены в суд либо разрешены в отчетном периоде в 2009г. - 6992 преступления, в 2010г. -5109 преступления, в 2011г. - 4279 преступления, в 2012г. - 2900 преступлений, в 2013г. - 2616 преступлений. Исходя из статистических данных общей преступности этнических групп на транспорте, хочется отметить, что среди различных этнических групп за последние 5 лет, наибольшее количество преступлений совершается именно гражданами Узбекистана и Таджикистана. Так, в 2009г. гражданами Узбекистана на транспорте было совершено 1417 преступлений, гражданами Таджикистана - 1036 преступлений, в 2010г.

гражданами Узбекистана, на транспорте было совершено 1666 преступлений, гражданами Таджикистана - 906 преступлений, в 2011г. гражданами Узбекистана, на транспорте было совершено 1276 преступлений, гражданами Таджикистана - 797 преступлений, в 2012г. гражданами Узбекистана на транспорте было совершено 1120 преступлений, гражданами Таджикистана -588 преступления, в 2013г. гражданами Узбекистана на транспорте было совершено 769 преступлений, гражданами Таджикистана - 545 преступлений

[4].

Работа с этнически однородным населением становится источником пополнения преступных групп и сообществ, которые с большей эффективностью используют в своих корыстных интересах национально -патриотические чувства этнических групп, особенно в тех регионах, где не происходит в надлежащей мере интеграция групп «иммигрантов» в принявшей их стране или регионе. Изучение особенностей структурного построения и криминальной специализации преступных групп, организованных по этническому признаку, позволяют сделать вывод об их построении в зависимости от этнической принадлежности ее лидера. Данный вопрос о криминалистически значимых особенностей личности освещен в трудах А.В. Варданяна и других авторов [8, С. 41-45].

Внутригрупповые отношения в этнических преступных группах основаны на осознании внутреннего единства, братства между членами группы. Это, как правило, характерно для представителей тех народов, у которых до сих пор сохранились элементы родовых отношений; в этнически однородных организованных группах среди его членов сохраняются и поддерживаются национальные традиции и обычаи (стиль одежды, отношения между старшими и младшими, семейный уклад); этническая идентификация порождает враждебное, пренебрежительное отношение к чужакам, что, в свою очередь, приводит к замкнутости этнической преступной группы; такие группы, как правило, имеют устойчивые транснациональные связи, что позволяет их членам поддерживать различные связи не только с родиной, но и с земляками, проживающими в других странах; действующие на одной территории этнические преступные группы имеют тенденцию к объединению, что создает условия для образования этнических преступных сообществ.

Сущность этнической преступной группы состоит в совместной деятель -ности лидеров и активных участников устойчивых преступных групп, направленной на создание благоприятных условий для совершения преступлений другими лицами путем консолидации преступной среды.

В состав организованных преступных групп, совершающих преступления на транспорте, могут входить лица других национальностей, не объединенные общностью территории. В таких случаях можно говорить о многонациональных или полиэтнических преступных группах.

Список литературы:

1. Алексеев С.В. Динамика групповой преступности в России: статистика и реальность// Вестник ЮУрГУ .2012,№ 29.

2. Гуров А.И. Организованная преступность в России. - М., 2001.

3. Геворгян Г.М. Криминологические проблемы борьбы с организованными этническими преступными формированиями в России: Автореферат дис.. .канд.юрид.наук.- М. 2000

4. Статистика. Официальный сайт МВД России. Состояние преступности в России за 2009,2010,2011,2012,2013, 2014 гг. // http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/item/209743/

5. Чернов А. В. Криминогенная обстановка в Сибирском федеральном округе: опыт комплексной научной оценки. СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006.

6. Данные ГиАц МВД РФ.

7. Мотин С.Г. Деятельность оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте по противодействию организованной преступности, коррупции и экстремизму // Право и безопасность. 2009, №

2(31).

8. Варданян А.В., Кийко Л.Н. Криминалистически значимые особенности лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления против личности // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 29, № 1.

Грибунов Олег Павлович, канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры криминалистики ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России», [email protected] (Россия, Иркутск, ВСИ МВД России)

Баских Е.И., адъюнкт ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России» (Россия, Иркутск, ВСИ МВД России)

ETHNIC ORGANIZED CRIME IN THE SPHERE OF TRANSPORT O.P. Gribunov, E.I. Baskish The paper deals with the concept of ethnic organized crime in the sphere of transport. Issues and problems associated with structural construction specialization criminal gangs, organized along ethnic lines in transport are examining.

Keywords: crime in the sphere of transport, ethnic crime, organized groups, criminal organizations, the composition of ethnic groups.

Gribunov O.P., Candidate Jurid. Sciences, Associate Professor, the head of the chair of criminalistics of FSGEI of HPE Eastern-Siberian Institute of h Ministry оf Internal Affairs of Russia (Russia, Irkutsk, Russian Ministry of Internal Affairs TNI)

Baskish E.I., Adjunct FGKOU VPO "East-Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia"(Russia, Irkutsk, Russian Ministry of Internal Affairs TNI)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.