Научная статья на тему 'Этническая идентичность и проблема глобализации: психологический аспект (на материале исследования адыгской молодежи)'

Этническая идентичность и проблема глобализации: психологический аспект (на материале исследования адыгской молодежи) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
208
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МАЛЫЙ ЭТНОС / КОГНИТИВНЫЙ / АФФЕКТИВНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ К ГЛОБАЛИЗАЦИИ / GLOBALIZATION / SMALL ETHNIC GROUP / COGNITIVE / AFFECTIVE / BEHAVIORAL ASPECTS OF ATTITUDES TOWARD GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна, Ковалева Наталья Владимировна

На основе результатов практического исследования раскрыты особенности представлений адыгской молодежи о положительных и отрицательных аспектах глобализации, их ценностные ориентиры, мечты. Определены три основных фактора вовлеченности юношей и девушек в процессы глобализации: «Информационно-культурный аспект глобализации», «Потребительский аспект глобализации», «Последствия глобализации». Сделан вывод о том, что вовлеченность в процессы глобализации влияет на представление о последствиях этих процессов, на «личностный проект» респондентов, а также личностно-смысловые особенности этнической идентичности адыгской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тучина Оксана Роальдовна, Ковалева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC IDENTITY AND THE PROBLEM OF GLOBALIZATION: PSYCHOLOGICAL ASPECT (FROM THE MATERIAL OF THE ADYGHE YOUNG PEOPLE RESEARCH)

In the article, based on the results of practical research, features of Adyghe young people’s notions about positive and negative aspects of globalization, their values and dreams are revealed. Three main factors of involvement of young men and women in globalization processes are identified: Information and cultural aspect of globalization, Consumer dimension of globalization, and Implications of globalization. It is concluded that involvement in the processes of globalization influences the perception of the consequences of these processes, the "personal project" of the respondents, as well as the personal and semantic features of the ethnic identity of the Adyghe young people.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность и проблема глобализации: психологический аспект (на материале исследования адыгской молодежи)»

УДК [159.9:316.346.32] (470.621) ББК 88.37 (2Рос. Ады) Т 92

О.Р. Тучина

Доктор психологических наук, профессор кафедры философии Кубанского государственного технологического университета; E-mail: [email protected]

Н. В. Ковалева

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, научный руководитель Центра социально-психологических проблем Научно-исследовательского института комплексных проблем Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АДЫГСКОЙ

МОЛОДЕЖИ)

(Рецензирована)

Аннотация. На основе результатов практического исследования раскрыты особенности представлений адыгской молодежи о положительных и отрицательных аспектах глобализации, их ценностные ориентиры, мечты. Определены три основных фактора вовлеченности юношей и девушек в процессы глобализации: «Информационно-культурный аспект глобализации», «Потребительский аспект глобализации», «Последствия глобализации». Сделан вывод о том, что вовлеченность в процессы глобализации влияет на представление о последствиях этих процессов, на «личностный проект» респондентов, а также личностно-смысловые особенности этнической идентичности адыгской молодежи.

Ключевые слова: глобализация, малый этнос, когнитивный, аффективный, поведенческий аспекты отношения к глобализации.

O.R. Tuchina

Doctor of Psychology, Professor of the Philosophy Department of the Kuban State University of Technology; E-mail: [email protected]

N.V. Kovaleva

Candidate of Psychology, Associate Professor, Head of Center for Social and Psychological Problems of Research Institute of Complex Problems, Adyghe State University; E-mail: [email protected]

ETHNIC IDENTITY AND THE PROBLEM OF GLOBALIZATION: PSYCHOLOGICAL ASPECT (FROM THE MATERIAL OF THE ADYGHE YOUNG

PEOPLE RESEARCH)

Abstract: In the article, based on the results of practical research, features of Adyghe young people's notions about positive and negative aspects of globalization, their values and dreams are revealed. Three main factors of involvement of young men and women in globalization processes are identified: Information and cultural aspect of globalization, Consumer dimension of globalization, and Implications of globalization. It is concluded that involvement in the processes of globalization influences the perception of the consequences of these processes, the "personal

project" of the respondents, as well as the personal and semantic features of the ethnic identity of the Adyghe young people.

Keywords: Globalization; small ethnic group; cognitive, affective, behavioral aspects of attitudes toward globalization.

Теоретическая и практическая значимость изучения этнокультурной идентичности в контексте глобализации связана с происходящими в мире процессами, получившими название «этнический парадокс современности». Суть данного парадокса в том, что на фоне процессов глобализации эт-ничность человека не только не ослабевает, но, наоборот, усиливается, становится реальным фактором в различных областях социальной жизни. Вместе с тем процессы глобализации существенно трансформируют основания этнической культуры как «социального кода» [1] и ценностно-смысловые горизонты этнокультурной идентичности. В данном контексте значительный интерес представляет выявление границ этнического сознания как феномена, соединяющего индивидуальное самосознание и осознание человеком своей принадлежности к человечеству. Рассматриваемое таким образом этническое сознание является пространством культуры [2; 3; 4] (М.М. Бахтин, М. Бубер, Ю.М. Лотман, В.С. Библер), в котором происходит формирование человека как социокультурного существа.

Глобализация соткана из множества интеграционных процессов в широком спектре общественной жизни, в результате которых жизненный мир человека расширяется до планетарных масштабов. Перед теми, кто вовлечен в эти процессы, открывается возможность как физического, так и виртуального присутствия практически в любой точке мира, личностного участия в экономической, профессиональной, культурной, досуговой жизни нашей планеты, налаживания непосредственных коммуникационных

контактов с любым другим человеком глобального сообщества [5, рр. 336-344].

В условиях глобализации происходит изменение не только массового, но и индивидуального сознания, что порождает множество идентификационных и культурно-цивилизационных проблем. Происходит развитие способности человека не только осмысливать мир и перестраивать свою бытийность согласно личностным смыслам, но и в отдельных случаях перестраивать саму личность [6]. Особое значение трансформация этнического сознания в условиях глобализации имеет для представителей малых этносов, поскольку в основе их не только этнической, но и личностной идентичности лежит этнокультурная традиция [7].

В рамках проекта РГНФ «Этническая культура как пространство становления личности в контексте глобализации (на примере исследования самопонимания этнокультурной идентичности молодежью Кубани, Адыгеи и Абхазии)» нами было проведено исследование психологического аспекта влияния глобализации на индивидуальное и массовое самосознание молодых представителей адыгского этноса. В исследовании приняли участие 152 человека от 18 до 28 лет, 97 девушек и 55 юношей.

Цель исследования - изучение связи между вовлеченностью в процессы глобализации и личностно-смысловыми особенностями этнической идентичности адыгской молодежи. Задачи исследования:

1. Выявление репрезентации категории «глобализация» в массовом сознании молодежи.

2. Исследование вовлеченности в процессы глобализации адыгской молодежи.

3. Исследование личностно-смысловых аспектов этничности в самосознании респондентов

4. Исследование ценностных ориентиров респондентов.

Методы исследования. Для изучения отношения к глобализации был использован авторский опросник, который включает две основных части. В первую часть опросника

вошли 7 открытых вопросов для качественного анализа, ответы на которые должны были позволить лучше понять особенности восприятия респондентами глобализации и ее влияния на их жизнь [8]. Вопросы были следующие: «Какие ассоциации, образы у Вас возникают в связи с понятием «глобализация»? Как Вы считаете, что положительного в

Таблица 1

Представление респондентов о положительных аспектах глобализации

Положительные аспекты глобализации для респондента

ответы респондентов кол-во ответов респондентов (в %)

мужчины женщины

ничего положительного 32,7 17,7

возможность путешествовать 16,3 21,8

информационные и познавательные возможности 40 28,1

коммуникативные возможности 18,1 26

повышение качества жизни 9 9,3

образование, самореализация, духовное развитие 5,4 10,4

работа за рубежом 5,4 4,1

доступ к товарам и услугам, техническим новинкам 5,4 19,8

Положительные аспекты глобализации для страны

ничего положительного 32,7 9,3

развитие экономики, налаживание экономических связей 23,6 31,2

доступ к информации и новым технологиям 11 33,3

улучшение качества жизни, повышение благосостояния 5,4 5,2

возможности трудоустройства 1,8 6,2

укрепление международных связей и сотрудничества, интеграция в мировое сообщество 11 17,7

иностранные туристы 5,4 7,2

культурное взаимодействие, обмен опытом 9 4,1

образование мирового уровня 3,6 3,1

Положительные аспекты глобализации для мира в целом

ничего положительного 43,6 11,5

объединение для борьбы с глобальными проблемами 5,4 5,2

единое экономическое пространство 11 5,2

взаимодействие культур 30,9 34,3

повышение благосостояния 3,6 4,1

возможности обмена информацией, опытом и технологиями 9 14,5

международная торговля и экономический прогресс 2 9,3

снижение конфликтного потенциала, мирное урегулирование споров 5,4 3,1

процессе глобализации: а) для вас лично, б) для страны, в) для мира в целом; как вы считаете, что отрицательного в процессе глобализации: а) для Вас лично, б) для страны, в) для мира в целом». Вторую часть опросника составили 45 закрытых вопросов, представляющих собой утверждения, с которым респонденты выражали свое согласие по 5-тибальной шкале, и отражающих следующие аспекты: использование

в повседневной жизни возможностей глобализации (поведенческий аспект), представление о культурно-информационных возможностях глобализации, представление о материально-технических возможностях глобализации, представление об угрозах глобализации. Исследование личностно-смысловых аспектов этничности в самосознании респондентов было проведено при помощи модифицированной

Таблица 2

Представление респондентов об отрицательных аспектах глобализации

Отрицательные аспекты глобализации для респондента

ответы респондентов мужчины женщины

ничего отрицательного 69 44,7

утрата национальной культуры, традиций, языка, идентичности 16,3 28,1

виртуализация общения 0 6,25

навязывание чужих ценностей 5,4 5,2

конкуренция на рынке труда 1,8 5,2

недостоверная и избыточная информация 1,8 5,2

Отрицательные аспекты глобализации для страны

ничего отрицательного 47,2 25

утрата культурных традиций 20 26

терроризм 11 9,3

экономическая нестабильность 0 9,3

неконкурентоспособность отечественной экономики 11 8,3

миграция 1,8 9,3

ослабление патриотических чувств 3,6 7,2

навязывание чужих ценностей 11 4,1

расслоение общества 0 5,2

военные конфликты 3,6 3,1

Отрицательные аспекты глобализации для мира в целом

ничего отрицательного 58,1 34,3

потеря уникальности каждого народа, культурное однообразие 11 22,9

загрязнение окружающей среды 1,8 12,5

терроризм 14,5 9,3

военные конфликты 9 9,3

экономические проблемы: взаимная экономическая зависимость, сложность прогноза и регулирования мировой экономики, угроза мирового кризиса 3,6 7,2

миграция 1,8 6,25

разрыв между бедными и богатыми странами, диктат более развитых стран 9 4,1

авторами методики «граф-схем» Б.В. Кайгородова. Исследование ценностных ориентиров эмпирических групп проводилось при помощи модифицированного опросника «Мечта» (М.К. Горшков).

Результаты исследования. Ответы респондентов на вопрос: «Какие ассоциации, образы у вас возникают в связи с понятием «глобализация»?» были обработаны методом контент-анализа, в качестве единиц анализа были использованы категории «Свойство глобализации», «Процесс глобализации», «Следствия глобализации», «Конкретные проявления глобализации» [1]. Основным свойством глобализации респонденты считают масштаб (9% мужчин и 13,5% женщин), основным процессом - объединение (стран, капиталов, информационных сете и т.п.) (21,8% мужчин и 29,1% женщин). Основными следствиями глобализации респонденты считают унификацию (культурную, социальную, языковую)

- 6,7% мужчин и 6,25% женщин; стирание границ (5,7% мужчин и 6,5% женщин), миграцию (3,8% и 4,2%). К конкретным проявлениям глобализации в ассоциативном эксперименте относятся в основном Интернет, информация; доллар и евро; английский язык.

Результаты представлений респондентов о положительных и отрицательных аспектах глобализации были обработаны методом контент-анализа (табл. 1-2). Основными преимуществами глобализации для каждого человека, по мнению респондентов, являются информационно-коммуникативные возможности, а отрицательными - утрата этнокультурной идентичности.

Во второй части опросника респонденты отвечали на закрытые вопросы, диагностирующие вовлеченность в процессы глобализации, ответы были подвергнуты факторному анализу по трем факторам (табл. 3-4).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты факторизации ответов адыгских мужчин

Пункты опросника Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Глобализация способствует расширению возможностей общения и познания 0,7958

Глобализация способствует познанию культуры и традиций других народов 0,7408

Глобализация способствует возможности посмотреть мир 0,7364

Для меня характерно следить за мировыми новинками в области технологий 0,6586

Глобализация способствует улучшению технологической ситуации моей страны 0,6540

Глобализация способствует увеличению количества иностранных туристов 0,6497

Глобализация способствует укреплению связей с людьми другой культуры 0,6413

Глобализация способствует расширению возможностей работы и трудоустройства 0,6044

Для меня характерно иметь друзей за рубежом 0,5500

Глобализация способствует желанию сопоставить качество жизни своего народа с качеством жизни народов других стран 0,5301

Продолжение таблицы 3

Глобализация способствует повышению качества жизни 0,5211

Глобализация способствует осознанию своей культурной самобытности 0,5088

Глобализация способствует утрате культурных традиций 0,8549

Глобализация способствует «загрязнению» родного языка 0,7947

Глобализация способствует потере уникальности каждого народа 0,7401

Глобализация способствует потере культурной идентичности 0,7331

Глобализация способствует разрушению жизненного уклада народа 0,6977

Глобализация способствует ослаблению патриотических чувств 0,6972

Глобализация способствует возникновению у молодежи желания уехать из страны в поисках более комфортных условий жизни 0,5784

Глобализация способствует усилению однообразия окружающего пространства 0,5251

Глобализация способствует повышению террористической угрозы 0,5194

Для меня характерно проводить свой досуг в торгово-развлекательных центрах 0,6780

Для меня характерно покупать товары только престижных брендов 0,6661

Для меня характерно стремление приобрести модные и престижные вещи, даже если в них нет острой необходимости 0,6636

Для меня характерно следовать мировым модным тенденциям 0,6470

Для меня характерно вести активную переписку с людьми из других стран 0,6064

Для меня характерно предпочитать сетевые бренды 0,5611

Для меня характерно выбирать для путешествий другие страны, а не свою страну 0,5474

Глобализация способствует лучшему будущему детей 0,5210

Ехр1.Уаг 7,334533 5,217933 5,157580

Ргр.ТЫ! 0,162990 0,115954 0,114613

Таблица 4

Результаты факторизации ответов адыгских женщин

Пункты опросника Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

Для меня характерно предпочитать сетевые бренды 0,7305

Для меня характерно стремление приобрести модные и престижные вещи, даже если в них нет острой необходимости 0,6788

Для меня характерно покупать товары только престижных брендов 0,6520

Для меня характерно пользоваться услугами интернет-магазинов 0,6359

Для меня характерно следовать мировым модным тенденциям 0,6293

Для меня характерно проводить свой досуг в торгово-развлекательных центрах 0,6178

Для меня характерно следить за мировыми новинками в области технологий 0,6070

Для меня характерно предпочитать виртуальное общение прямым контактам 0,5646

Для меня характерно узнавать новости не только из отечественных, но и зарубежных СМИ 0,5541

Для меня характерно играть в сетевые игры, в том числе с игроками из разных стран 0,5327

Глобализация способствует утрате культурных традиций 0,8384

Глобализация способствует потере культурной идентичности 0,7898

Глобализация способствует разрушению жизненного уклада народа 0,7845

Глобализация способствует потере уникальности каждого народа 0,7462

Глобализация способствует «загрязнению» родного языка 0,7250

Глобализация способствует повышению террористической угрозы 0,6447

Глобализация способствует ослаблению патриотических чувств 0,6272

Для меня характерно пользоваться иностранными интернет-ресурсами 0,6967

Глобализация способствует познанию культуры и традиций других народов 0,6667

Для меня характерно вести активную переписку с людьми из других стран 0,6453

Для меня характерно укрепление связей с людьми другой культуры 0,6037

Продолжение таблицы 4

Для меня характерно сопоставлять информацию, полученную из зарубежных и отечественных источников 0,5555

Для меня характерно активно овладевать иностранными языками для переписки и непосредственного общения 0,5250

иметь друзей за рубежом 0,507129

Ехр1.Уаг 5,803012 5,417146 5,181237

Ргр.ТоИ 0,128956 0,120381 0,115139

В результате факторизации оценок респондентов были выявлены три основных фактора, охватывающих более 30% дисперсии. В мужской выборке первый

фактор можно охарактеризовать как «Информационно-культурный аспект глобализации», включающий широкие возможности коммуникации, обмена информацией,

Пункты опросника мужчины женщины t

ср.зн. ст. откл. ср.зн. ст. откл.

Иметь хорошую семью 3,78 1,28 4,11 1,21 1,6

Устроиться на хорошую работу 3,98 1,17 4,37 0,84 2.4

Получить хорошее образование (специальность) 4,12 1,05 4,48 0,69 2,5

Реализовать себя в выбранной профессии, любимом деле 4,23 1,07 4,32 0,97 0,5

Быть полезным обществу, внести «свою лепту» в развитие страны 3,25 1,33 3,42 1,27 0,8

Интересно прожить свою жизнь, получать как можно больше впечатлений 3,96 1,17 4,36 0,92 2,3

Иметь свою отдельную квартиру, дом 3,61 1,32 4,14 1,12 2,6

Открыть собственное дело 3,81 1,21 3,60 1,38 0,9

Иметь хороших детей 4,30 1,12 4,40 1,06 0,5

Иметь хорошее здоровье 4,25 1,09 4,51 0,93 1,6

Жить в достатке, иметь возможность тратить деньги, «не считая копейки» 3,85 1,39 4,03 1,03 0,9

Встретить настоящую любовь 3,34 1,56 3,91 1,32 2,4

Быть привлекательным, иметь успех у противоположного пола 2,83 1,27 2,85 1,36 0,1

Быть уважаемым человеком, с мнением которого считаются 3,41 1,31 3,76 1,17 1,6

Быть известным и популярным 2,56 1,30 2,20 1,21 1,7

Занимать высокую должность 3,27 1,29 3,60 1,26 1,6

Иметь возможность влиять на окружающих 2,98 1,32 2,82 1,46 0,7

Жить в более справедливом и разумно устроенном обществе 3,78 1,28 4,11 1,21 1,4

Таблица 5

Результаты исследования ценностных ориентиров респондентов при помощи модифицированного опросника «Мечта»

культурные возможности. У девушек самым значимым является фактор «Потребительский аспект глобализации», который включает доступность товаров и услуг, в том числе информационно-коммуникативных. Второй фактор можно описать как «Последствия глобализации», к которым респонденты относят, прежде всего, утрату национально-культурной идентичности, а также террористическую угрозу. Третий фактор в мужской выборке - «Потребительский аспект глобализации», причем юноши связывают его с благополучием своих детей; а в женской выборке - «Информационно-культурный аспект глобализации».

На следующем этапе исследовали, о чем мечтают респонденты.

На следующем этапе был проведен кластерный анализ методом К-среднего, в результате которого были выделены две группы респондентов: с высокой и низкой степенью вовлеченности в процессы

Мечты адыгских респондентов связаны, главным образом, с будущей семьей, интересной и обеспеченной жизнью, реализацией в профессии (табл. 5). Значимые различия между выборками юношей и девушек обнаружены только в мечтах о собственном жилье (р<0,05).

Исследование личностно-

смыслового аспекта этнической идентичности было проведено при помощи модифицированной авторами методики «граф-схем» Б.В. Кай-городова: респонденты отвечали на вопрос «Что для меня значит быть адыгом?». Ответы респондентов были обработаны методом контент-анализа, основные результаты представлены в таблице 6.

глобализации (р<0,05), 47 и 65 человек соответственно. В данных группах было проведено сравнение результатов с использованием критерия Стьюдента следующих переменных:

Таблица 6

Результаты исследования личностно-смысловых аспектов этничности в самосознании адыгских респондентов

Единицы анализа ответов адыгов Кол-во ответов испытуемых (в %)

Мужчины женщины

отрицание значимости этничности 0 0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знание и соблюдение этнокультурных традиций 28,9 49,2

чувство гордости за принадлежность к адыгскому народу 23 12.3

соответствие национальному идеалу 15,6 15,9

положительная этническая самопрезентация 14,4 4,6

знание культурных особенностей и основных представителей адыгской культуры 4.8 5,7

знание истории адыгского народа 3.6 5

кровная связь 8,4 4,3

свободное владение адыгским языком 3,6 5,8

формальная составляющая идентичности: рождение и проживание на территории Адыгеи 2,4 0

принадлежность к мусульманам 0 2,8

- представление о культурно-информационных возможностях глобализации;

- представление о материально-технических возможностях глобализации;

- представление о возможностях глобализации в сфере потребления;

- угрозы глобализации;

- мечты респондентов;

- личностный смысл этнической идентичности.

Респонденты с высокой вовлеченностью в процессы глобализации значимо выше оценивают материально-технические возможности глобализации, а респонденты с низкой вовлеченностью значимо выше оценивают угрозы глобализации (табл. 7).

Таблица 7

Результаты исследования представлений о возможностях и угрозах глобализации адыгских респондентов

представление о возможностях и угрозах глобализации вовлеченность в процессы глобализации

высокая степень вовлеченности низкая степень вовлеченности

ср. зн. ст.откл. ср. зн. ст.откл.

возможности в сфере индивидуального потребления 15,7 3,1 14,4 3,6

культурно-информационные возможности 20,9 8,4 23,2 9,9

материально-технические возможности 22,8 3,6 20,4 4,7

угрозы глобализации 24,2 3,7 26,6 3,9

В группе респондентов с высокой вовлеченностью в процессы глобализации значимо выше выраженность ценностей: «Реализовать себя в выбранной профессии, любимом деле»; «Быть известным и популярным»; «Иметь возможность влиять на окружающих» (р<0,05).

Сравнение особенностей личностного смысла этничности в исследуемых группах показало, что у респондентов с высокой вовлеченностью в процессы глобализации значимо чаще присутствует «положительная этническая самопрезентация» и значимо реже - «кровная связь» (р<0,05).

Обсуждение результатов. Результаты исследования репрезентации категории «глобализация» в массовом сознании адыгской молодежи показали, что данное явление характеризуется нечеткостью, аморфностью и не является объектом рефлексии респондентов. Связанные с этим ассоциации

отражают масштаб и всеобщность данного явления, но слабо связаны с повседневной жизнью и личным опытом респондентов.

Восприятие глобализации и ее влияние на собственную жизнь молодыми представителями адыгского этноса неоднозначное. С одной стороны, глобализация воспринимается адыгской молодежью как пространство возможностей: свободы перемещения, коммуникации, обмена информацией, общения, а также доступности товаров и услуг. С другой стороны, глобализация рассматривается как угроза национально-культурной идентичности этноса, причем культурная ассимиляция воспринимается адыгской молодежью как угроза потери себя. Последствия глобализации для страны и мира респонденты оценивают скорее положительно, как возможности экономического роста, повышения уровня жизни, культурного и социального взаимодействия.

Вовлеченность в процессы глобализации влияет на представление о последствиях этих процессов, а также на «личностный проект» респондентов, формируя потребности в самореализации, власти, влияния через самопрезентацию.

Исследование показало связь между вовлеченностью в процессы глобализации и личностно-смысловыми особенностями этнической идентичности адыгской молодежи: для респондентов с высокой вовлеченностью более значимой является положительная этническая самопрезентация адыгов и менее значимой - кровная связь с другими адыгами. Таким образом, под влиянием процессов глобализации этнос как общность «жизненного мира» превращается в общность «символической самопрезентации».

Выводы. Основной тенденцией в представлении о глобализации и ее последствиях у молодых представителей адыгского этноса является рассмотрение данного явления как возможности самореализации в более широком социальном контексте.

Вовлеченность в процессы глобализации влияет на представление о последствиях этих процессов, на «личностный проект» респондентов, а также личностно-смысловые особенности этнической идентичности адыгской молодежи.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, грант № 16-13-23020 а(р) «Этническая культура как пространство становления личности в контексте глобализации (на примере исследования самопонимания этнокультурной идентичности молодежью Кубани, Адыгеи и Абхазии)».

Примечания:

1. Стёпин В.С. Философский анализ универсалий культуры // Гуманитарные науки. 2011. № 1. С. 8-15.

2. Библер В.С. На гранях логики культуры. Книга избранных очерков. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с.

3. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 175 с.

4. Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллинн, 1992. Т. 1. С. 200-202.

5. Parekh B. Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory. L.: MacMillan, 2000.

6. Петросьян С.Н., Рябикина З.И. Личность и ее бытие как предметная область психологии // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2016. Вып. 2 (178). С. 95-102.

7. Аполлонов И.А. Идентичность личности: этнокультурные основания бытия человека в эпоху глобализации. Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2017. 235 с.

8. Масса Л., Гришина Н.В. Психологические особенности отношения к глобализации // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2013. Т. 1, № 1. С. 155-161.

References:

1. Stepin V.S. Philosophical analysis of universals of culture // The humanities. 2011. No. 1. P. 8-15.

2. Bibler V.S. On the edge of the logic of culture. The book of selected essays. M.: Russian Phenomenological Society, 1997. 440 pp.

3. Buber M. I and You. M.: Vysshaya Shkola, 1993. 175 pp.

4. Lotman Yu.M. Memory in culturological interpretation // Lotman Yu.M. Selected articles. Tallinn, 1992. Vol. 1. P. 200-202.

5. Parekh B. Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory. L.: MacMillan, 2000.

6. Petrosyan S.N., Ryabikina Z.I. Personality and its existence as a subject domain of psychology // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 2 (178). P. 95-102.

7. Apollonov I.A. Identity of the person: ethno-cultural foundations of human existence in the era of globalization. Krasnodar: KubSTU Publishing House, 2017. 235 pp.

8. Massa L., Grishina N.V. Psychological features of the attitude to globalization // Scientific research of the graduates of the faculty of Psychology of SPbSU. 2013. Vol. 1, No. 1. P. 155-161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.