Научная статья на тему 'Этническая экология расселения (постановка проблемы)'

Этническая экология расселения (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этническая экология расселения (постановка проблемы)»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛИСОК

1. Казарин Л. С., Кузнецова В. А*, Сенате нко В. С. Развитие многоуровневой системы подготовки учителя // Педагогика. 1993. № 5. С. 53 — 57.

2 Научно-технический прогресс и система

образования (Великобритания, США, ФРГ, Швеция). М., 1985. 325 с.

3. Татур Ю. Г, Диверсификация высшего образования в России. Начало пути // Вести, высш. шк. 1992. №4 — 6. С. 36 — 40.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Этносы и национальности

ЭТНИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ РАССЕЛЕНИЯ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

В. Ф. ВАВИЛ#1Н, доктор исторических наук

Опыт отечественных и зарубежных исследований показывает, что важнейшей предпосылкой оптимального этно-экологического регулирования в ближайшем будущем станет учет традиционных способов жизнеобеспечения народов-этносов. Уже сегодня очевидно, что для принятия каких-либо региональных хозяйственных и экономических решений необходим научный анализ стабильности этнических экологических систем, важнейшей структурной составляющей которых является система расселения.

Содержание понятия "расселение" очень емкое. В него входит расселение как процесс территориального размещения населения и как результат этого процесса — в виде отдельных построек, комплексов крестьянского жилища, ареалов селитьбы, характеризующихся общими количественными показателями (численность поселений, их тины, величина, людность и др.); типами заселения (расположением поселений в природном ландшафте по отношению к речной сети, лесным массивам, хозяйственным угодьям и т. п.); группировкой поселений на местности, образующей те или иные формы, "рисунком" их взаимного расположения; пла-

нировкой поселений; типами и формами внутрихозяйственного расселения; Этногеографической структурой ареалов расселения (размещением поселений различных этносов между собой); развитостью социальной, производственной, транспортной инфраструктуры и др. Фактические условия жизни в поселениях разного типа различаются в социально-экономическом, физяко-географическом и экологическом отношении, что порождает порой межнациональные конфликты.

Отечественная традиция в изучении расселения народов России восходит к исследованиям И. Г. Георги, В. Н, Татищева, А. И. Воейкова, В. П. Семе-нова-Тяншанского, изучавших поселения по их разновидностям, населенности, людности и типам заселения. Историками довольно детально изучены средневековые поселения, прежде всего их социально-экономические типы, с выделением основных этапов развития в связи с историей формирования населения, земледелием и землепользованием, заселением окраин Русского государства (С. В. Киселев, Н. Н. Воронин, С. Б. Веселовский, Ю. В. Готье, А. Н. Сахаров и др.). Работы историков насыщены конкретным историческим

материалом, но в них обычно типология поселений и расселения не рассматривается.

Вклад географии в изучение систем расселения заключается в анализе особенностей расположения поселений на местности, классификации их функциональных типов и планировочных форм, типов производственного и внутрихозяйственного расселения, их внешних форм, "рисунка" расселения (В. И. Сухов, И. И. Со-рочинская-Горюнова, Н. И. Ляликов, В. В. Покшишевский, В. Г. Давидович, В. С. Валов, С. А. Ковалев, П. Н. Першин, Б. С. Хорев и др.).

Расселение является объектом изучения и архитектуры. Изучая планировочную структуру, зонирование территории поселений, разрабатывая схемы районной планировки, архитекторы занимаются также изучением планировочных традиций в народном зодчестве (А. В. Иконников, И. В. Маковецкий, В. С. Рязанов, Г. А. Делеур, В. А. Богословский, К. И. Тихазе, С. Хан-Магомедов, Ю. С. Яралов и др.).

Демографическая статистика характеризует расселение с помощью методов массового статистического наблю-

4

дения. Она изучает состав, численность, структуру населения и т. п. Однако статистики занимаются в основном изучением и сопоставлением средних показателей по республикам, краям и областям, редко — по более мелким районам.

Таким образом, каждая из перечисленных наук подходит к изучению расселения лишь со своих позиций, порой односторонне, иногда в совершенном отрыве от этнодемографических и экологических характеристик.

Этнология отличается более широкой программой исследования расселения. Это и подробное исследование одного типичного поселение с характеристикой культуры и быта жителей, и специальные исследования системы расселения, структуры поселений, комплексов жилища различных этносов, и узкоспециализированные работы (Е. Э. Бломквист, Н. И. Лебе-

Н. П. Ма-А. Липин-Г. Е. Стель-М. Г. Раби-Г. Г. Гро-Ю. И. Зве-р.). За ру-

дева, Н. П. Милонов, кушин, М. В. Витов, В. екая, А. И. Робакидзе, мах, О. Р. Будина, нович, О. А. Ганцкая, мов, А. Г. Симонов, рева, В. П. Кобычев и бежом вопросами изучения экологических свойств селитьбы чаще всего занимаются историко- и эколого-геогра-фы (W. Webb, I. Burton, Т. Jordan, Т. Rowley, W. Mead).

Экологией расселения в настоящее время специально ни одна отечественная научная дисциплина не занимается. Этнологический подход к изучению культуры народов и систем их жизнеобеспечения, намеченный в концептуальных идеях С. А. Арутюнова [1, 2], Ю. В. Бромлея [3], А. Г. Ганжи [4, 5], В. И. Козлова [7, 8], И. И. Крупника [9], В. В. Степанова [10] показывает, что изучение системы расселения с позиций этнической экологии может служить для решения общественно полезных практических задач, поскольку цели таких исследований состоят в том, чтобы определить, какую часть традиционной системы жизнеобеспечения составляет та или иная система расселения, каков механизм ее формирования и развития, каковы, наконец, последствия ее функционирования для человека, этнокультурной общности в целом, а также для окружающей среды.

Такие насущные практические за-

дачи, как установление оптимальных типов коллективных и фермерских хозяйств, наиболее рациональных форм городских и сельских поселений, этно-географических структур внутрихозяйственного расселения, требуют научного анализа большого фактического материала, характеризующего как городские, так и сельские системы расселения. Эмпирическим путем можно выявить немало частных явлений и тенденций, но этого явно недостаточно. Для того чтобы эмпирические данные могли стать надежными и полноценными источниками как для этнологических исследований, так и для прогнозирования и планирования, иеобхо-

димо изучить закономерности имманентной взаимообусловленности всей совокупности типологических признаков системы расселения, структуры поселений и комплексов жилища различных этносов, а также особенности их взаимосвязей с факторами социально-экономического, исторического, физико-географического и этноэкологиче-ского характера. Проблема, следовательно, состоит в том, чтобы понять, по каким принципам формируются системы жизнеобеспечения этносов, и прежде всего системы их расселения, и какова в этом роль этнокультурных традиций. В зависимости от того, насколько глубоко удастся изучить названную проблему, определятся возможности раскрытия сходств, различий, специфических особенностей в системах расселения различных народов и разработке научно обоснованных рекомендаций по их обновлению и модификации.

Выявление этноэкологических особенностей расселения в зависимости от региональных социально-экономических, исторических, физико-географических и других факторов требует использования таких методов анализа, которые позволили бы максимально (без существенных потерь информации) использовать исходный материал и объективно учесть весь комплекс данных. Для более глубокого и точного раскрытия сущности изучаемой проблемы, преодоления "описательного" уровня в этнологических исследованиях наиболее оптимальным является использование математических методов и средств современной информатики, позволяющих раскрыть количественную меру изучаемых явлений и процессов, дать более точное и строгое выражение соответствующих качеств.

В основе процесса внедрения математических методов в этнологию лежат внутренние тенденции ее развития, связанные, в частности, с необходимостью привлечения большого объема фактических данных, введения в научный оборот новых источников и повышения уровня их информативной отдачи. Эти задачи особенно актуальны

на современном этапе в связи с тем, что этнологи все более и более активно обращаются к источникам, характеризующим массовые явления, создают обширные базы и банки данных.

Эти источники по своей внутренней природе не только допускают, но и требуют математических и компьютерных методов обработки и анализа содержащихся в них данных. Собственно говоря, только на основе количественных методов возникает возможность обобщения массовых данных, изучения их с позиций системного подхода [6]. Наиболее подходящими в данном случае являются методы многомерного статистического анализа, включающие различные варианты кластер-анализа, методы распознавания образов, корреляционных плеяд, факторного анализа и др. Размеры статьи не позволяют остановиться на подробной характеристике этого анализа, поэтому ограничимся рассмотрением лишь его основных аспектов:

а) необходим сравнительный анализ одномерных статистических распределений признаков системы расселения, структуры поселений, комплексов жилища всех этносов региона;

б) количественной оценке подлежат взаимосвязи между величиной, людностью, густотой, типами и формами поселений. количеством, плотностью, на-

л

циональным составом населения и типами, формами, этногеографической структурой ареалов расселения и др.;

в) особому рассмотрению подлежат последовательный анализ взаимосвязей признаков поселений, типов и форм расселения с типами заселения, элементами хозяйства, природного окружения и т. п.;

г) необходимо выяснить, какие факторы являются детерминирующими в организации системы расселения, структуры поселений и комплексов жилища народов региона;

д) следует определить, какие этапы характерны для развития их традиционных форм,что в них общего и особенного для разных этнических культур.

Значимость этого анализа заключа-

ется прежде всего в установлении закономерностей формирования и развития изучаемых экосистем, выявлении этнической специфики и региональных особенностей в их элементах. Это даст

возможности» решать насущные практические задачи, разрабатывать конкретные предложения и рекомендации в зависимости от запросов практики и требований жизни.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арутюнов С. А. Культурологические исследования и глобальная экология // Вестн. АН

СССР. 1979. № 12. С. 95.

2. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 243 с.

3. Бромлей Ю. В. Культура и этнические аспекты экологии // Общество и природа. М., 1981. С. 88 — 89.

4. Ганжа А. Г. Природная среда и эволюция человеческой культуры // Культура средних веков и нового времени. М., 1987. С. 3 — 7.

5. Ганжа А. Г. Инновации в системе "этнос — окружающая среда** // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 140 — 148.

6. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. 296 с.

7. Козлов В. И. Основные проблемы этнической экологии // Сов. этнография. 1983. № 1. С. 3 — 19.

8. Козлов В. И. Жизнеобеспечение этноса: содержание понятия и его экологические аспекты // Этническая экология: теория и практика. М., 1991. С. 14 — 43.

9. Крупник И. И. Арктическая этнология. M.: Наука, 1989. 270 с.

10. Степанов 6. В. Этноэкология сельских поселений Азербайджана (XIX — XX столетия): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1991. 22 с.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ И ПЕСЕН СУЬЭТНОСОВ МОРДВЫ В ВОСТОЧНОФИННО-УГОРСКОМ КОНТЕКСТЕ

Т. П. ДЕВЯТКИНА, кандидат филологических наук

В данной статье исследуются уровни общности и субэтнической специфики свадебных обрядов и песен мокши и эрзи в контексте восточнофинно-угорской (мари, коми, удмурты) и карельской традиции. Это один из важных аспектов многогранной проблемы изучения финно-угорской культуры.

Историческое прЬшлое этих народов, изучаемое главным образом с точки зрения развития, во времени, должно исследоваться и с позиции их расселения, т. е. развития в пространстве. По мнению В. И. Козлова, расселение мордовского народа претерпело большие изменения. Достаточно отметить, что в настоящее время на древней этнической территории мордвы (междуречье Оки, Суры и Волги), которую она занимала до XV в., находится лишь около трети всего мордовского населения бывшего Советского Союза [6].

Переселение групп мордвы за пределы

этой области привело к образованию новых районов ее обитания в Поволжье. Значительные группы субэтносов мордвы осели также в Сибири, республиках Средней Азии, Казахстане и других регионах. Исторически сложилось так, что один из крупнейших народов фи!ню-угорской языковой семьи после венгров и финнов (по переписи 1989 г. — 1 млн 152 тыс. чел.) оказался разбросанным по всей территории бывшего Советского Союза. Многие из таких групп потеряли связь со своей этнической базой, их социально-экономическое развитие отличается от развития групп субэтносов мордвы в пределах основного ареала. Мордва здесь не образует значительных этнических массивов и расселена вперемешку с людьми других национальностей. Утрата компактности и тесное общение с инонациональными группами оказали значительное влияние на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.