УДК 17
ЭТИКОЦЕНТРИЗМ КАК ДОМИНИРУЮЩАЯ ЧЕРТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
© Андрей Васильевич Джоган
Управление социальной защиты населения Воронежской области, г. Воронеж, Россия, начальник отдела, e-mail: [email protected]
В статье обосновывается идея о том, что главная особенность русской философии заключается в том, что в основании космологических и гносеологических построений полагаются моральные установки. Эту особенность, которую принято называть «этикоцентризмом», вполне можно назвать типологической чертой русской философии, раскрывающей ее своеобразие и самобытность.
Ключевые слова: русская философия; нравственная доминанта; этика; абсолютное добро; нравственный идеал.
Основная задача данной статьи заключается в том, чтобы обосновать идею, что русская философия, по-преимуществу, этико-центрична, поскольку нравственная проблематика занимает в ней более весомое место, нежели научная и религиозная. Более того, в тех видах научной и религиозной философии, которая имеет место в России, также определяющей является нравственная составляющая, хотя в этих видах философии она может оставаться неочевидной.
Мы полагаем, что помимо литературной формы выражения нравственных идей в художественной литературе и литературной критике эти идеи находили свое выражение и в работах чисто философского характера. Русская классическая философия от ранних славянофилов до представителей религиозно-философского ренессанса (которую традиционно принято называть религиозной философией) создала свод текстов, формально сконструированных по канонам западноевропейской классической философии с ее делением на онтологию, гносеологию, этику, эстетику и т. д. И в этом смысле в русской философии есть специальные работы по онтологии, гносеологии, этике и прочим философским дисциплинам.
Однако и эти работы, несмотря на их формальную соотнесенность с какой-либо отдельной философской дисциплиной, пронизаны духом нравственной философии и выражают собой этикоцентричную установку как основополагающую для русской философской традиции. Таким образом, возникает необходимость в выявлении и обосновании феномена этикоцентризма как суб-
станционального ядра отечественного философского дискурса.
С нашей точки зрения, наиболее важные характеристики русской философии - не теоцентричность и не космоцентричность, но антропоцентричность. Это значит, что ни религиозная философия (теоцентричность), ни научная (космоцентричность) не являются определяющими в философских поисках в России. Тема о человеке (антропоцентризм), вызывающая нравственную рефлексию («моральная установка», по Зеньковскому) является доминирующей.
Можно считать эту точку зрения доминирующей в исследованиях по русской философии. Особенность русской философии, отмечаемая ее исследователями, заключается в том, что в основании космологических и гносеологических построений полагаются моральные установки. Эту особенность вполне можно назвать типологической чертой русской философии. Современные исследователи также отмечают именно эту особенность в качестве доминирующей в русской философии. Так, в статье «Фазисы русской нравственности» А.Ф. Замалеев отмечает: «Преобладание этического момента всегда составляло характерную черту русской философии. Этот «панморализм», сложившийся преимущественно на почве православия, окрашивает мировоззрение почти всех отечественных мыслителей, даже тех, которые не занимались непосредственно вопросами морали» [1]. Нравственная рефлексия проходит через все уровни философии, являясь ее основанием и смыслом.
Особенность национального характера русского человека выводит его за рамки не
только научного и религиозного подхода, но и за рамки традиционной этики, основанной на рациональной составляющей. Такое отличие русской философии и национального характера от науки и религии приводит к необходимости найти наиболее адекватную черту для характеристики и нравственного сознания, и нравственной философии. Эта черта называется «сердечностью», по поводу которой В.П. Фетисов пишет: «Именно сердечность русской философии «согревает» понятие духовности, делает его более жизненным. Именно сердечность дополняет разум более глубокими переживаниями и интуитивными откровениями. Философичности русского человека соответствует сердечность русской философии» [2].
Таким образом, современные исследователи, обозревая достаточно большой пласт русской философии, делают заключение о ее нравственной центрированности как основополагающей черте. Естественно, что далеко не все исследователи разделяют подобное мнение. Однако стоит заметить, что те исследователи, которые отрицают нравственную центрированность русской философии, будут отрицать вообще ее своеобразие и самобытность.
Рассмотрим теперь, каким образом эти-коцентризм проявлялся в истории русской философии. Словарь митр. Евгения (Болховитинова) подтверждает нравственную центрированность древнерусской мысли. Словарь авторитетно свидетельствует (в нем даны творческие биографии более 300 авторов), что нравственная проблематика является доминирующей типологической чертой древнерусской книжности.
Несистемная (иными словами не рационалистическая, не схоластическая) нравственная философия - так можно в общем виде охарактеризовать особенность древнерусской книжности, которая сохранилась на уровне типологической черты вплоть до нынешнего времени. И «Слово о законе благодати» митр. Илариона, и «Послания» Ивана Грозного, и «Поучение Владимира Монома-ха», и «Житие протопопа Аввакума» и «Прение живота со смертью» и многое другое наглядно свидетельствуют о нетрактатности и нравственной приоритетности древнерусской мысли. Не случайно в работе «Структура и типология русской средневековой филосо-
фии» М.Н. Громов характеризует средневековую нравственность в терминах («христианский панэтизм» [3].
Здесь акцент сделан не столько на «христианский», сколько на «панэтизм» как характерную черту отечественной философии. То, что средневековая мысль является христианской, не является необычном фактом; эта ситуация свойственна и западноевропейскому средневековью. Но в отличие от последнего, где делался акцент на рациональных аспектах осмысления и оправдания христианской веры (схоластика), в отечественной традиции делается акцент на нравственных аспектах религии. В этом контексте слова Ивана Грозного в «Первом послании Курбскому»: «Вот воля Господня - пострадать, делая добро!» [4] являются определенной квинтэссенцией нравственного мирови-дения, представленного в антиномической форме.
Древнерусские сборники афоризмов свидетельствуют о значимости нравственного начала. Один из наиболее популярных сборников «Пчела» насыщен по-преиму-ществу нравственными идеями и вопросами. Основные темы «Пчелы» - добродетель, любовь, дружба, верность, праведное богатство, хитрость, ложь, лень, коварство, злоба, обман, подлость, лицемерие, лукавство - как раз то, чем занимается этика, или нравственная философия.
Необходимо отметить, что древнерусским книжникам было присуще неморализаторское, т. е. дидактически-одномерное, понимание нравственности лишь как инструмента достижения «правильного» поведения, но как глубокой характеристики духовного мира человека.
Такой памятник древнерусской книжности как «Поучение» Владимира Мономаха -одно из наиболее значительных произведений древнерусской литературы. Нравственные воззрения этого литературного памятника представляют собой совершенно полноценную систему этического миропонимания, которая оказывается значимой вплоть до нынешнего времени.
С первых строк «Поучения» мы встречаем формулировку основной категории нравственности - добра: «Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте не-
скудную, - это ведь начало всякого добра». Таков «этический минимум», необходимый для нравственного совершенствования человека.
Далее следует фрагмент, который можно назвать этическим центром всего «Поучения»: «Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить, кровь его пролить вскоре. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше разумения нашего терпит, так и во всю жизнь нашу». Здесь раскрыто понимание того, что источник зла и порока лежит не во внешней плоскости социального или природного бытия, но в конечности человеческого существа. Эта тема с особой силой будет развита в дальнейшем в русской философии.
По нашему мнению, этикоцентризм русской философии определяется еще и особым статусом нравственности в самой философии. Здесь нравственность противопоставляется праву, культурным идеалам, политическим целям, эстетическим ценностям. Но главное, что нравственность противостоит законам природы. В этом отличие русской нравственной философии от научной философии, которая воспринимает законы природы как естественную необходимость, как данность, с которой нельзя ничего поделать. Е.Н. Трубецкой говорил, что «в этом превращении законов природы в принцип - в этом возведении биологической необходимости в этическое начало» [5] - человек выставляет себя не в самом лучшем свете. Философ противопоставляет ненравственному миру природы духовный мир иконописи, в которой раскрывается «сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству».
В этом смысле нравственность можно определить как противостояние биологическим проявлениям мира. И, соответственно, преодоление биологических импульсов человеком есть показатель его нравственного совершенства.
Работа В.С. Соловьева «Оправдание добра» носит расширение своего названия -«Нравственная философия». Это центральная теоретическая философия по этике в русской философии. Сама нравственность, определяемая через добро и смысл жизни, носит у Соловьева абсолютный характер. Соловьев пишет, что «собственный предмет нравст-
венной философии есть понятие добра; выяснить все, что разум, возбуждаемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определенный ответ на главный для нас вопрос о должном содержании или смысле нашей жизни - такова задача этой философской науки» [6].
Особое место в отечественной нравственной философии занимает работа Н.О. Лосско-го «Условия абсолютного добра», в которой дано фундаментальное обоснование абсолютных ценностей. Философ использует свою методологию обоснования абсолютных ценностей, которая предполагает не доказательства, но непосредственное усмотрение.
Об абсолютном характере нравственности, не зависимом от культурно-исторических изменений, в русской философии писали многие. Это Б.Н. Чичерин, П.Д. Юркевич, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, Л.М. Лопатин, П.И. Новгородцев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и др.
В исследовании В.Н. Назарова по истории русской этики выделяются следующие направления этической мысли в 1960-1980 гг.: «этический концептуализм О.Г. Дробницко-го», «нормативный структурализм А.И. Ти-таренко», «этоника и моралеведение», «этический неоспинозизм А.Я. Мильнера-Ирини-на», «Этический натурализм» (Д.П. Филатов, А.А. Любищев, С. В. Мейен), «Этика генетического альтруизма В.П. Эфроимсона», «Этика экзистенциального эгоизма А.А. Зиновьева» [7]. Это свидетельство достаточной полноты этического дискурса советского периода, который обладал теми чертами, которые присущи русской философии как таковой.
Таким образом, мы полагаем, складывается достаточно определенное представление об особенностях русской нравственной философии, которая вырабатывает абсолютный нравственный идеал в качестве смысложизненного критерия. Большинство построений русских философов концентрируются на нравственной проблематике, поскольку
именно нравственность раскрывает наиболее глубоко тему о человеке. В этом смысле правомерно утверждать, что этикоцентризм является доминирующей чертой отечественной философии.
1. Замалеев А.Ф. Фазисы русской нравственности // Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века. СПб., 1995. С. 5.
2. Фетисов В.П. О философичности русского человека и сердечности русской философии // Русская философия сегодня (идеи и направления). Воронеж, 2009. С. 8.
3. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М., 1997. С. 172.
4. Иван IV Грозный. Сочинения. СПб., 2007. С. 37.
5. Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках. М., 1995. С. 5.
6. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. М., Мысль, 1988. Т. 1. С. 98.
7. Назаров В.Н. История русской этики. М., 2006. С. 8.
Поступила в редакцию 16.08.2010 г.
UDC 17
ETIKOCENTRIZM AS THE DOMINANT FEATURE OF THE NATIONAL PHILOSOPHY
Andrey Vasilyevich Joghan, Social Protection Management of Voronezh region, Voronezh, Russia, Head of Department, e-mail: [email protected]
The article explains the idea that the main feature of Russian philosophy is that the basis of cosmological and epistemo-logical theories rely moral precepts. This feature, which is called “etikocentrizm”, could be called typological feature of Russian philosophy, revealing its originality and identity.
Key words: Russian philosophy; dominant moral; ethics; absolute good; moral ideal.