Научная статья на тему 'Этико-педагогические воззрения Н. Н. Бурденко'

Этико-педагогические воззрения Н. Н. Бурденко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
327
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИК Н.Н. БУРДЕНКО / ЭТИКА / ПЕДАГОГИКА / МЕДИЦИНА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ACADEMICIAN N.N. BURDENKO / ETHICS / EDUCATION / MEDICINE / SCIENTIFIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Орлова Галина Владимировна, Исаев Андрей Викторович, Филозоп Александр Анатольевич

Проанализированы творческий путь, этико-педагогические воззрения выдающегося отечественного ученого, хирурга, педагога, государственного и общественного деятеля академика Н.Н. Бурденко, являвшегося глубоким и системным теоретиком и практиком высшего образования. Этико-педагогические идеи Н.Н. Бурденко легли в основание концепции отечественной врачебно-педагогической школы и оказали сильное воздействие на последующее развитие педагогической мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical-pedagogical views N.N. Burdenko

The article presents an analysis of career, ethical and pedagogical views of the great Russian scientist, surgeon, educator, statesman and public figure academician NN Burdenko. Ethical-pedagogical ideas NN Burdenko formed the basis of the domestic medical-pedagogical school, and had a strong influence on the subsequent development of educational thought.

Текст научной работы на тему «Этико-педагогические воззрения Н. Н. Бурденко»

УДК 617 - 089 + 371.124

Орлова Г.В., Исаев А.В., Филозоп А.А. Этико-педагогические

воззрения Н.Н. Бурденко

Ethical-pedagogical views N.N. Burdenko

Орлова Галина Владимировна, Исаев Андрей Викторович, Филозоп Александр

Анатольевич

Воронежский государственный медицинский университет

Orlova Galina Vladimirovna, Isaev Andrey Viktorovich, Filozop Alexander Anatolevich

Voronezh State Medical University N.N. Burdenko

Аннотация: Проанализированы творческий путь, этико-педагогические воззрения выдающегося отечественного ученого, хирурга, педагога, государственного и общественного деятеля академика Н.Н. Бурденко, являвшегося глубоким и системным теоретиком и практиком высшего образования. Этико-педагогические идеи Н.Н. Бурденко легли в основание концепции отечественной врачебно-педагогической школы и оказали сильное воздействие на последующее развитие педагогической мысли.

Abstract: The article presents an analysis of career, ethical and pedagogical views of the great Russian scientist, surgeon, educator, statesman and public figure academician NN Burdenko. Ethical-pedagogical ideas NN Burdenko formed the basis of the domestic medical-pedagogical school, and had a strong influence on the subsequent development of educational thought.

Ключевые слова: академик Н.Н. Бурденко, этика, педагогика, медицина, научная

школа.

Keywords: Academician N.N. Burdenko, ethics, education, medicine, scientific school.

«Бурденко был беспощаден и строг к себе и не менее взыскателен к своим ученикам»

Академик В. В. Кованов

История медицины — это составная часть развития и движения человечества. Великими людьми Вольтер называет только тех, кто оказал великие услуги человечеству. Среди таких великих имен, украшающих мировую науку, особое место занимает имя выдающегося отечественного ученого, одного из крупнейших хирургов нашей страны, педагога, известного государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, академика АН и АМН СССР, генерал-полковника

медицинской службы Николая Ниловича Бурденко.

Н.Н. Бурденко родился 03.06.1876 г. в селе Каменке Нижне-Ломовского уезда Пензенской губернии в семье сельского интеллигента. Здесь же он получил начальное образование, затем окончил Пензенское духовное училище и семинарию. В 21 год Н.Н.Бурденко решил посвятить жизнь гуманнейшей профессии врача. В 1897 г. он сдал вступительные экзамены в Томский университет и был зачислен студентом на медицинский факультет. С 1901 года Н.Н. Бурденко учится в Юрьевском университете [2, 3]. Будучи студентом, он принимал участие в борьбе с эпидемиями оспы, кори, скарлатины, сыпного и брюшного тифа, детских инфекций [6]. Уже в студенческие годы по настоятельной рекомендации своего учителя заведующего кафедрой факультетской хирургии профессора Вернера Германовича Цеге-Мантейфеля он исполнял обязанности преподавателя университета в качестве сверхштатного ассистента этой кафедры, что не имело прецедента [8]. В 1904 году отряд врачей и студентов, в числе которых был Н.Н. Бурденко во главе с В.Г. Цеге-Мантейфелем, отправился на русско-японскую войну. За храбрость при перевязке раненых под пулями Н.Н. Бурденко был награжден солдатским Георгиевским крестом. В военных действиях он был ранен и контужен, следствием чего было нарушение слуха [6]. В конце 1904 года Н.Н. Бурденко возвращается в Юрьевский университет и готовится к экзаменам на звание врача. Получив в 1906 г. диплом лекаря с отличием, Н.Н. Бурденко уже в 1909 г. защитил диссертацию на звание доктора медицины на тему «Материалы к вопросу о последствиях перевязки venae portae», а в 1910 году в возрасте 34 лет стал профессором и возглавил кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии Юрьевского университета. Во время первой мировой войны Н.Н. Бурденко, признанный ученый-хирург, подал прошение «об отпуске на время войны» и поспешил на фронт. Он участвует в боевых операциях, создает госпитали и перевязочно-эвакуационные пункты, руководит учреждениями Красного Креста, учит молодых врачей, оперирует сам. Особенно беспокоило Бурденко, что из-за плохо организованной помощи многие солдаты умирают от кровотечения. Не раз профессор сам обходил поле боя, чтобы отыскать раненых и предотвратить их гибель. В 1913-1914 годах Н.Н. Бурденко демонстрирует достижения русской хирургии в Германии, Франции, Швейцарии. В декабре 1917 года Совет Юрьевского университета избрал Н.Н. Бурденко заведующим кафедрой

факультетской хирургии. А после того, как Юрьев был занят немцами и университет в августе 1918 году эвакуирован в город Воронеж, Н.Н. Бурденко стал не только первым заведующим кафедрой факультетской хирургии в Воронеже, но и главным организатором работы всего медицинского факультета на новом месте. Н.Н. Бурденко являлся самым видным и деятельным членом организованного комитета по устройству университета в Воронеже, был избран деканом медицинского факультета. В 1919 году по инициативе Н.Н. Бурденко медицинское общество имени Н.И.Пирогова при Юрьевском университете, организованное в 1908 году, было переименовано в Медицинское общество имени Н.И. Пирогова при Воронежском университете. Председателем его был избран Н.Н. Бурденко [7]. Уже в воронежский период вполне раскрылся педагогический талант Н.Н. Бурденко. Поскольку квалифицированных педагогов в университете на первых порах не хватало, Николаю Ниловичу пришлось временно преподавать еще нервные болезни, судебную медицину, гигиену, кожные и венерические болезни. «Универсальный профессор» называли Бурденко студенты. [8] . Академик В.В. Кованов пишет: «Бурденко был беспощаден и строг к себе и не менее взыскателен к своим ученикам». Первая лекция Н.Н.Бурденко читалась глубокой осенью 1918 г. в неотапливаемом помещении амбулатории, где спешно была поставлена железная печка-«буржуйка». Расхаживая вокруг нее и согревая руки, Николай Нилович излагал студентам основы хирургии. Вместе с помощниками (Викторином Ивановичем Бобровым, Николаем Владимировичем Словцовым, Алексанром Ивановичем Ермоленко), приехавшими с ним из Юрьева, Николай Нилович перенес в Воронеж все лучшие традиции Юрьевской хирургической школы, восходящие к отцу русской хирургии Н.И. Пирогову. В составе наглядных учебных пособий для преподавания хирургии на кафедре, возглавляемой Н.Н.Бурденко, имелись хирургические инструменты, которыми в свое время пользовался сам Н.И. Пирогов, истории болезни, написанные его рукой и анатомический атлас, составленный Н.И. Пироговым [6,7,8]. В октябре 1921 года медицинским отделом Главного управления профессионального образования Н.Н.Бурденко был назначен профессором кафедры оперативной хирургии медицинского факультета Московского университета. Но в течение длительного времени (два с половиной года) воронежцы не отпускали его, ссылаясь на отсутствие подходящего кандидата для замены. Однако, дирекцию университета обязали освободить Н.Н. Бурденко. В

феврале 1923 г. он сдал кафедру. Роль Н.Н. Бурденко в научно-педагогической жизни Воронежа хорошо выражена в написанном 26 февраля 1923 года прощальном письме Николаю Ниловичу, подписанном 26 профессорами и преподавателями университета.

В письме говорилось: «Глубокоуважаемый и Дорогой Николай Нилович! Чувство тяжелой грусти охватывает всех нас при сознании, что Вы покидаете нас, при сознании, что наш университет будет уже без Николая Ниловича. Имя это было настолько обаятельно и общепризнанно, как высокий авторитет совершенной личности, и настолько было тесно связано с именем нашего университета, что Ваш уход не может не отозваться крайне болезненно на всех областях его жизни. В наше тяжелое время, когда как будто обесценивается значение человеческой личности и ее индивидуальных достижений и придается большее значение массовым устремлениям, когда человек оценивается лишь на основании одной из сторон миросозерцания, при Вашем имени умолкали все страсти, на Вашем имени сходились люди самых разнообразных убеждений. Вы были бесконечно дороги и для профессуры и для студенчества, Ваше имя пользовалось громадной популярностью и в городе среди населения, поднимая на месте авторитет Университета, и в центре, создавая ему хорошую славу. Причину этого нужно искать в исключительных свойствах Вашей личности. Вы всегда подходили к жизни и ее задачам так, как они представлялись в данный момент без предубеждения, без окраски ее в какие бы то ни было индивидуальные цвета и отдавали ей все свои силы. Будучи студентом, Вы отдали дань тогдашнему настроению и разделили с ним тяжелую судьбу его. Очень рано Вы познакомились с жизнью земского врача и условиями борьбы с эпидемиями в условиях нашей русской действительности тогда, когда другие на Вашем месте еще не решаются выступить на самостоятельном поприще. Начинается война - и Вы устремляетесь туда, где умирают люди, где нуждаются они в Вашей помощи, и там, на поле сражения, Вы не только врач, - адепт науки и своей специальности, - Вы герой, выносящий из огня раненых. Ваша жизнь проходит бурно, в Вашей судьбе часто происходят большие ломки, окончание Вами Университета задерживается, но все это не мешает Вам все время совершенствоваться, приобретать богатый практический опыт, - и Вы посвящаете себя науке, уже, будучи сложившимся практическим врачом, и обе стороны Вашей деятельности оплодотворяют одна

другую, в результате чего Вы делаетесь одинаково выдающимся практическим врачом и ученым. Благодаря именно удивительной жизненности, если можно так выразиться, конкретности Вашей работы, влияние Ваше на окружающую жизнь всегда было громадно, и Ваше обогащение опытом и выводами из этого опыта очень велико. На глазах старейших представителей Юрьевского (ныне Воронежского) Университета идет непрерывный рост Вашей личности, как представителя науки, так и большого талантливого администратора. Этими же свойствами Вашей личности нужно объяснить и то обаяние, которым Вы пользуетесь и среди своих ближайших младших коллег по клинике и в совершенно частной жизни. «Укажите нам человека, кто бы не любил Николая Ниловича Бурденко, - часто приходится слышать среди нас и среди наших младших товарищей, - это личность, на которой все сходятся, ему все можно простить», и с этими словами нельзя не согласиться. Все кругом прекрасно понимают, что усталый от непосильной работы Николай Нилович, не знающий личной жизни, может быть резок, может повысить голос, но, что сердце у него отзывчивое и теплое, и что он служит людям и своих не даст в обиду. Нужно видеть ту любовь и симпатию, которую к нему чувствуют дети, и ту женственную улыбку, которую он дарит им во время беседы с ними, чтобы вполне понять Николая Ниловича. С 1902 года судьба Николая Ниловича была связана с Юрьевским Университетом, последние же годы судьба Юрьевского, а потом Воронежского Университета, связана с именем Николая Ниловича, который был защитником Университета и ходатаем за него в трудные его периоды. И терять Николая Ниловича в настоящее время не только тяжело, но и жутко. Позвольте Вам, Николай Нилович, от всего сердца выразить от всех нас и от имени Университета глубочайшую признательность за все сделанное Вами для Университета, пожелать Вам на новом, более широком поприще самой светлой и плодотворной деятельности, дальнейшего развертывания и роста Вашего влияния на окружающую жизнь. Мы надеемся, что и в этих условиях Вы по-прежнему останетесь старым студентом Вашей а1тае matris, поддержкой ее авторитета и защитником ее интересов!» [6, 7].

После того, как Николай Нилович прочел свою прощальную лекцию, огромное число студентов, собравшихся от всех факультетов университета, окружили глубоко любимого профессора, подняли его на руки и вынесли из аудитории. Свое уважение и любовь к Н.Н.Бурденко студенческая молодежь

Воронежа выразила, неся его на руках в день отъезда в Москву до самого вокзала [7,8]. Но и после переезда Николая Ниловича в Москву связь с ним не прекратилась. Используя свой авторитет, при каждой возможности он продолжал помогать, чем мог и клинике и факультету. Профессор Нина Викториновна Боброва, которую в детстве «нянчил» на руках Н.Н.Бурденко, вспоминает: «не говоря о многочисленных достоинствах Николая Ниловича - клинической эрудиции, хирургической виртуозности широкого диапазона, житейской мудрости, организаторских и педагогических талантах, которые общеизвестны, хочу отметить его большую сердечность, доброту, о которых, из-за его жесткой требовательности, нетерпимости, взрывчатости характера далеко не все знали».

Н.Н. Бурденко в своей преподавательской деятельности старался передать студенчеству свой богатый военно-хирургический опыт, его лекции были очень содержательные, отличались высоким научным уровнем, всегда были интересны не только для студентов, но и для врачей, преподавателей и профессоров, которые приходили слушать их [1,5,6,7]. Николай Нилович был отличным преподавателем, - вспоминает профессор А.А. Русанова. Насколько резок он был с сотрудниками, настолько ласков с больными и студентами. И никогда не скрывал от студентов своих ошибок. Так, студентка писала на четвертом курсе историю болезни, и, вопреки всем корифеям клиники, ставившим диагноз «саркома крыла подвздошной кости справа», поставила диагноз «аппендикулярный абсцесс». Ее обругали и поставили двойку. На операции, едва Николай Нилович вскрыл мягкие ткани, излился гной. Это действительно был абсцесс. На следующей лекции Николай Нилович рассказал курсу об этом случае, вызвал студентку, поблагодарил ее и поставил в истории болезни пятерку [6]. Лекции Н.Н. Бурденко не были трафаретные ежегодно повторяющиеся профессорские лекции. Они будили мысль, заставляли и среднего слушателя подняться на высоту широких научных обобщений, сопровождались глубоко содержательным научным обзором всего нового, что появлялось в медицине. Студенту они помогали формироваться во всесторонне подготовленного и клинически мыслящего медицинского работника, способного ориентироваться в сложной практике врача. «Как лектор, - пишет профессор В.Н. Воронцов, - Николай Нилович действительно был хорош и оригинален. Студенты очень ценили его выступления. Вспоминаю, например, те бурные, непривычные для обычно сдержанной публики университетской аулы

(актовый зал) овации, которыми был встречен Николай Нилович на своей вступительной приват-доцентской лекции. Овации вызвали замечание одного моего соседа: «Самый популярный человек в Университете» [1]. «Николай Нилович был отличным лектором, — вспоминает профессор А.А. Русанова, - он не считал нужным уснащать свое чтение бесконечным показом диапозитивов (слайдов) и картинок. «Лекция не демонстрация. Лекция - это лектор. Если ты не можешь своей живой речью увлечь аудиторию, картинки тебе не помогут. Лекция - это способ передать слушателям опыт, мысли, предположения. Лекцию надо слушать, - говорил Н.Н. Бурденко». [5]. Его лекции иллюстрировались отдельными таблицами и демонстрацией больных. Аудитория всегда была переполнена. Николай Нилович в полной мере обладал искусством увлекать своей живой, хорошим русским языком изложенной речью. Студенты слушали его, несмотря на то, что он иногда, увлекаясь, говорил выше их понимания. Курс читался систематически. Лекции, демонстрации больных и в конце каждого раздела - показательные операции в операционной - аудитории. Иногда хирургические фильмы. Но лекция всегда оставалась лекцией [6]. Николай Нилович Бурденко сутками не выходил из клиники, секционной и лаборатории. Всегда в окружении студентов, он обучал их основам хирургии, считая, что будущие хирурги должны в совершенстве знать анатомию, овладеть техникой операции на животных, а потом уже следует доверять им операции на человеке. Профессор не редко приходил в перевязочную на занятия со студентами и показывал сам, как нужно иссекать края загрязненных ран, учил, какие ткани после хирургической обработки следует зашивать наглухо, а какие нет, показывал, как надо обезболивать место операции раствором новокаина. Причем сами студенты не только участвовали в операциях, но и помогали выхаживать тяжелобольных в послеоперационном периоде. Те, кто в дальнейшем хотели стать хирургами, несли дежурства и ночью.

Работать с Н.Н. Бурденко было нелегко. Он был крайне требовательным, подчас резким и вместе с тем беспредельно человеколюбивым, движимым желанием найти в каждом еще «зеленом» студенте-медике то, что в последствие сделает его настоящим врачом-подвижником и энтузиастом. Николай Нилович никогда не торопился: формирование врача - процесс медленный, но в его клинике этот процесс никогда не сводился к элементарному накоплению знаний и навыков.

Будущий специалист не оставался пассивным созерцателем: самой атмосферой клиники он вовлекался в борьбу за жизнь человека [4]. Николай Нилович не лишен был чувства юмора и элементов самокритики. «Будучи замечательным лектором, он, иногда увлекшись или чем-то, отвлекшись, мог читать несколько сумбурно, не вполне понятно. Сам, осознав это и сверившись с впечатлением моей матери, студентки, слушавшей эту лекцию, - вспоминает профессор Н.В.Боброва, - он мог, придя на следующую лекцию, сказать студентам: «Перечеркните все, что вы записали в прошлый раз» - и блестяще изложить ту же тему» [6]. «Николай Нилович очень не любил плодовитых авторов, - вспоминает профессор А.А. Русанова. Один товарищ в течение месяца написал и подал ему 8 статей. Он отложил их в сторону и, слегка перефразировав басню Эзопа о лисе и львице, сказал: «Мышь родит каждые 6 недель по 12 мышат. Слон же раз в 5 лет, одного детеныша. Но это слоненок. И я хотел бы видеть слоненка». Считая, что всякая печатная работа должна быть плодом усиленной мысли, что человек должен думать час для того, чтобы написать 10 строк, Николай Нилович не мог мириться со скороспелыми работами. Он не считал их наукой» [5]. Поразительна была трудоспособность Бурденко. Полушутя он писал: «Тот, кто работает, всегда молод. Иногда мне кажется: может быть, труд вырабатывает особые гормоны, повышающие жизненный импульс?»

В первые дни Великой Отечественной войны Николай Нилович был назначен на пост Главного хирурга Красной Армии. Его видят и в госпиталях Ленинграда, и под Псковом, и в отбитом у врага Смоленске, и в других фронтовых и прифронтовых районах. Он собирает огромный материал о ранениях и создает учение о боевой ране. В письмах к руководителям военно-медицинской службы Бурденко требует применения самых новейших и наиболее эффективных способов лечения. Во главе бригады врачей он лично испытывает во фронтовых госпиталях новые лекарства — стрептоцид, пенициллин. Вскоре по его настоянию эти лекарства стали применять хирурги всех военных госпиталей. Многие тысячи раненых солдат и офицеров были спасены благодаря беспрестанным научным поискам, которые всю войну проводил Н.Н. Бурденко. Врачи не просто учились хирургическому мастерству, но и железной выдержке и необыкновенной работоспособности академика Н.Н. Бурденко. В 1944 году по плану, разработанному Н.Н. Бурденко, Советское правительство создало Академию

медицинских наук СССР. Николай Нилович был избран первым президентом молодой академии. Используя свой богатый практический и научный опыт, Н.Н. Бурденко активно участвует в составлении инструкции и методических указаний для фронтовых хирургов. Эти «бурденковские» инструкции по краткости и ясности изложения врачи часто сравнивали с книгой великого русского полководца А.В.Суворова «Наука побеждать» [2].

Н.Н. Бурденко не был человеком сентиментальным, но к детям он питал необычайную теплоту и нежность. Малышам разрешалось без стука входить к нему в кабинет. И как бы ни был занят профессор, он обязательно встретит их ласково: выйдет из-за стола, погладит по голове, возьмет на руки [4].

Николай Нилович Бурденко был не просто выдающимся педагогом, а создателем одной из крупнейших научно-педагогических хирургических школ в нашей стране. Он вложил много энергии, сил и умения в кропотливое и нелегкое дело подготовке высококвалифицированных врачебных кадров. Под его руководством защищено около 60 диссертаций, в том числе 20 докторских [3].

Титаническая энергия Н. Н. Бурденко, огромная воля, мощь духа были поразительны. Будучи тяжелобольным, в состоянии, когда был потерян слух, а в последние годы и речь, он продолжал колоссальную плодотворную деятельность. Преодолевая тяжелый недуг, прикованный к постели, Николай Нилович работал, писал статьи, учил, готовил научные кадры [4].

11.11.1946 году Николая Ниловича не стало. Не стало человека, который внес огромный вклад в отечественную и мировую науку.

В течение ряда лет Н.Н.Бурденко был председателем Всесоюзного общества хирургов, почетным членом Международного хирургического общества, Британского королевского общества хирургов в Парижской академии хирургии, редактором журналов «Современная хирургия», «Новая хирургия», «Вопросы нейрохирургии», членом редакционной коллегии «Военно-медицинского журнала» и журнала «Хирургия», редактором одного из разделов Большой медицинской энциклопедии (1 издание). Н.Н.Бурденко был награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями [2, 3].

05.01.1977 г. постановлением Правительства Воронежскому государственному медицинскому институту присвоено имя Николая Ниловича

Бурденко. Это было сделано в знак признания огромного вклада Н.Н. Бурденко в становление высшего медицинского образования в городе Воронеже.

«Педагоги еще будут изучать педагогическое наследие Н.Н. Бурденко, собирать заложенные в его научных трудах глубокие и поучительные высказывания о принципах и методах, которые должны быть положены в основу воспитания и образования медицинских кадров», — писал С.М. Багдасарьян. [1].

Основные этико-педагогические воззрения академика Н.Н. Бурденко представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ведущие принципы педагогической деятельности. Создание новой современной школы. Использование лучших традиций русской хирургической школы.

Отношение преподавателя к студентам и коллегам «Н.Н. Бурденко был беспощаден и строг к себе и не менее взыскателен к своим ученикам». «Сердце у него отзывчивое и теплое, он служит людям и своих не даст в обиду». «Редкой строгости и справедливости педагог». Строго оценивать знания студентов. Коллеги должны делиться практическим опытом.

Отношение к своей профессиональной деятельности «Н.Н. Бурденко был беспощаден и строг к себе...». Критически относиться к результатам своей деятельности. Постоянно самосовершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Двигаться в научных изысканиях вперед.

Роль преподавателя в подготовке студентов-медиков Передать студенчеству свой опыт, мысли. Лекция должна быть глубоко научно содержательна. «Лекция — это лектор». «Лекции не могут быть шаблонные, они должны будить лучшие чувства у слушающих и веру в свои силы». Помочь студенту формироваться в клинически мыслящего специалиста, способного ориентироваться в сложной практике. «Педагог - всегда пример для своих учеников». Зажечь сердце ученика и повести за собой.

Роль обучения и воспитания в профессиональной подготовке студентов-медиков Использовать: демонстрацию больных и показательные операции; наглядные учебные пособия и учебные фильмы; музейное обучение. «Обладать искусством увлекать своей живостью, хорошим русским языком и изложенной речью». Лично демонстрировать студентам практические навыки. «Скороспелые печатные работы - не наука».

Основное предназначение преподавателя вуза «Высокий авторитет совершенной личности». Вести учеников за собой и верить, что у них все получится.

Основные качества преподавателя вуза Иметь педагогическое образование. Должен быть увлечен своей деятельностью и любить свою профессию. Признаваться в своих ошибках. Обладать самокритикой. Быть справедливым. Найти в каждом еще «зеленом» студенте то, что в последствие сделает его настоящим врачом-подвижником и энтузиастом. Привлекать студентов к научной деятельности.

Общественная деятельность Создатель крупнейшей научно-педагогической хирургической школы в нашей стране. Под его руководством ученики защитили около 60 диссертаций, в том числе 20 докторских.

Научно-педагогические труды «Всякая печатная работа должна быть плодом усиленной мысли. Человек должен думать час для того, чтобы написать десять строк». «Скороспелые работы - не наука». Издал несколько учебников. Был редактором журналов «Современная хирургия», «Новая хирургия», «Вопросы нейрохирургии»; членом редакционной коллегии «Военно-медицинского журнала» и журнала «Хирургия»; редактором одного из разделов Большой медицинской энциклопедии (1 издание)

Библиографический список 1. Багдасарьян С. М. Николай Нилович Бурденко/ С. М. Багдасарьян. - М.:

Медгиз, 1954. - 248 с.

2. Грибанов Э.Д. Академик Н.Н.Бурденко - выдающийся советский ученый, хирург и организатор медицинской науки/ Э. Д. Грибанов, М.Б. Мирский// Здравоохранение Российской Федерации. - 1976. - №6. - С.7-11.

3. Кнопов М.Ш. Николай Нилович Бурденко - выдающийся ученый, хирург и педагог/ М. Ш. Кнопов, В.К. Тарануха// Российский медицинский журнал. -2006. - №3. - С.53-55.

4. Кованов В.В. Николай Нилович Бурденко - ученый, педагог и общественный деятель (к 100-летию со дня рождения)/ В. В. Кованов// Хирургия. - 1976. - №6. - С.9-14.

5. Русанова А. А. Кто нас учил: истоки Воронежской медицинской академии/ А. А. Русанова. - Воронеж: ВГМА, 2008. - 60 с.

6. Фаустов А. С. Выдающийся хирург, ученый и гуманист Н. Н. Бурденко (к 125-летию со дня рождения)/ А. С. Фаустов, И. Э.Есауленко, Н. В. Боброва. -Воронеж: Истоки, 2001. - 29 с.

7. Фурменко И.П. Воронежский Государственный Медицинский Институт/ И. П. Фурменко. - Воронеж: ВГУ, 1976. - 237 с.

8. Хирургические клиники медицинской академии: к 90-летию ВГМА им. Н.Н.Бурденко/ И.Э.Есауленко [и др.]. - Воронеж: Кварта, 2008. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.