ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024
УДК 351.85
Лежнев Владислав Александрович, студент 2 курса направления подготовки 38.05.02 Таможенное дело направленность (профиль) Таможенное декларирование и таможенные платежи Курского государственного университета e-mail: [email protected]
Крутилина Екатерина Владимировна, студентка Института экономики и управления ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск e-mail: [email protected]
ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация. В статье раскрываются особенности этической составляющей государственной службы, анализируется Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских и муниципальных служащих Российской Федерации. Делается вывод о том, что соблюдение этических норм, компетентности и механизмов ответственности должностными лицами необходимо в современных условиях. Обобщены принципы этики государственных и муниципальных служащих.
Ключевые слова: этические принципы, кодекс этики, государственное и муниципальное управление, этика, государственные служащие, должностное лицо
Krutilina Ekaterina Vladimirovna, student of the Institute of Economics and Management, Kursk State University, Kursk e-mail: [email protected]
Vladislav Lezhnev, 2nd year student of the training area 38.05.02 Customs business orientation (profile) Customs declaration and customs payments of the Kursk State University
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024 e-mail: [email protected]
ETHICS OF CIVIL SERVANTS
Annotation. The article reveals the features of the ethical component of public service, analyzes the Model Code of Ethics and Official Conduct of Civil Servants and Municipal Employees of the Russian Federation. It is concluded that compliance with ethical standards, competence and mechanisms of responsibility by civil servants is necessary in modern conditions. The principles of ethics of state and municipal employees are summarized
Keywords: ethical principles, code of ethics, state and municipal management, ethics, civil servants, official
Должностным лицом Российской Федерации является гражданин Российской Федерации, осуществляющий, в порядке, установленном федеральным законом, функции государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет федерального бюджета или бюджета РФ.
Государственная служба включает в себя профессиональную деятельность граждан, которые от имени и в интересах государства реализуют политику государства в различных отраслях госуправления в соответствии с программами и законами государства. В частности, должностным лицом может быть гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, имеющий необходимое профессиональное образование и специализацию в соответствии с требованиями закона и свободно владеющий русским языком [1, с. 29-32].
Этика государственного служащего - это осознанное отношение к своим профессиональным обязанностям, включая долг, честь, совесть, достоинство, ответственность и повинность. Профессиональная этика государственных служащих тесно связана с такими понятиями, как «профессиональная честь», «профессиональное достоинство», «профессиональный долг». Набор государ-
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024 ственных служащих осуществляется на конкурсной основе в соответствии с установленными требованиями. В частности, они должны быть компетентны, ответственны, коммуникабельны, чтобы иметь возможность организовать работу, свободно выражать свои мысли и соблюдать правила этики и этикета государственного служащего.
Типовой кодекс разработан для повышения эффективного выполнения своих служебных обязанностей государственными служащими. Гражданин Российской Федерации, поступающий на госслужбу, обязан ознакомиться с положениями Типового кодекса и соблюдать их в ходе своей деятельности.
Этика государственных и муниципальных служащих характеризуется рядом необходимых параметров:
Цивилизация. Соблюдение общепринятых правил поведения; честность, неспособность совершать низкие, аморальные и асоциальные деяния [2, с.45].
Ответственность. Государственные и муниципальные должностные лица несут публичную ответственность за свои решения и действия и должны соблюдать и уважать профессиональные этические и моральные стандарты, принятые в общественной и частной жизни.
Профессионализм. Хорошее знание своей профессии. Это может быть как объективным (Например, признание коллегами и общественностью способности человека достичь желаемого результата и его способности выбирать наиболее разумные средства и средства для его достижения) и субъективные (например, уверенность в своих профессиональных способностях) [3, с.101-105].
Понимание. Этическая категория, описывающая человеческую способность осуществлять моральный контроль, формулировать моральные обязательства и брать на себя обязательства, а также оценивать собственные действия.
Справедливость. Способность действовать законно и справедливо. Государственный или местный гражданский служащий не должен отдавать предпочтение лицу, группе или организации и обязан уважать права, обязанности и
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024 законные интересы всех заинтересованных лиц.
Толерантность. Это означает уважение к различным точкам зрения, открытость к интересам партнеров, меньшинств, непринятие конфронтации, экстремизма, предпочтение переговоров, компромисса, диалога, сотрудничества.
Чувство долга. Одна из ключевых категорий этики, тесно связанная с другими понятиями, характеризующими этическое поведение человека, такими как ответственность, осознанность и совесть. Объективность. Необходимость действовать в соответствии с законом и осуществлять свое право в согласовании с законом и обеспечением свободы и в согласовании с публичными интересами и целями, конфиденциальными, не противоречащими служебным обязанностям.
При подготовке персонала государственной службы необходимо, прежде всего, обеспечить условия для обучения и развития своего персонала (персонального резерва), способного осуществлять управленческую деятельность и понимать специфику «служения» государству и обществу, и осуществлять с ними систематическую работу. Те, кто включен в резерв, должны иметь высокий профессионализм, самоорганизацию, эффективность. Во-вторых, особое внимание следует уделить университетам, которые осуществляют подготовку по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Университеты являются «поставщиками» чиновников в России. Уже 400 учебных заведений обучают специалистов в области государственной и муниципальной администрации. Однако, по мнению работодателей (представителей государственных структур), только выпускники 10-15 ведущих вузов обладают необходимым уровнем знаний, необходимыми навыками для сотрудников государственного аппарата. Среди них - МГУ имени М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, Финансовый университет при Правительстве РФ, РАН-ХиГС и ряд других [4, с.11-15].
Механизм соблюдения этических требований, требований к официальному поведению дает результаты только тогда, когда он становится внутренним
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (58), 2024 убеждением каждого сотрудника. С воспитанием чувства долга, ответственности за служение государству и обществу должно формироваться еще до поступления на государственную службу, а затем на саму службу. Это высшие учебные заведения, предназначенные для культивирования принципов академической культуры в рамках стандарта подготовки специалистов в области государственного и муниципального управления, обеспечивающие обучение в атмосфере подготовки на службе государству и обществу [1, с.29-30].
Таким образом, помимо компетенции, государственный гражданский служащий должен содержать в себе моральные принципы и соответствующее внешнее поведение, состоящее, прежде всего, из уважения к личности и достоинству, вежливости, такта, скромности, точности и эстетики в профессиональном поведении в сочетании с оппортунизмом и здравым смыслом.
Список источников и литературы:
1. Архипова Н.И. Этика государственных служащих // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2011. — N° 4 (66). - С. 29-32.
2. Клейнер Г.Б. Системная экономика: шаги развития: монография, М.: Изд. дом «Научная библиотека». 2021. - 245 с.
3. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Жданов Д.А. Интеллект как фактор деятельности фирмы: эмпирическое исследование. Journal of Institutional Studies, 15 (4). - 2023. - с. 18-34. -
4. Петрухина И.М. Совершенствование антикоррупционной деятельности в органах государственной власти / И.М. Петрухина, Т.Н. Субботина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. — N° 4-4 (55). -C.101-105.
5. Психология и этика делового общения: учебник и практикум для вузов; под ред. В.Н. Лавриненко, Л.И. Чернышовой. — М.: Юрайт, 2023. — 408с.