ФИЛОЛОГИЯ
УДК 070.4
ТЕПЛЯШИНА Алла Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета. Автор 65 научных публикаций, в т. ч. одной монографии, 6 учебных пособий (трех в соавт.)
ЭТИЧЕСКИЙ БАЗИС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЖУРНАЛИСТА
Статья посвящена этическому аспекту профессиональной культуры современного журналиста, который должен обладать определенными умениями и навыками, знать нормы и принципы, выстраивать стратегию поведения. Применение норм профессиональной этики осложняется в связи с внедрением информационнокоммуникационных технологий. В этой сфере достигнуты впечатляющие результаты, вместе с тем мыслящие люди высказывают тревогу в связи с нравственными угрозами человеческому существованию, которые являются следствием научно-технического развития. Если под этикой принято понимать нормы нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы, то информационная этика оценивает поведение человека в сфере отношения к информации, рассматривает систему норм, определяющих поведение. В новой реальности пути разрешения критических профессиональных ситуаций не могут быть найдены в обращении к традиции, они должны основываться на профессиональной морали как своде нравственных принципов. Формальным сводом принципов является этический кодекс, соответствующий вызовам времени.
В 1755 году М.В. Ломоносов сформулировал 7 обязанностей журналистов, однако его «Рассуждения...» нельзя назвать этическим кодексом, потому что ученый выступил от имени общества, а этический кодекс формулируется внутри профессионального сообщества.
Журналистские кодексы разных стран похожи: свободный доступ к источникам информации; отказ журналиста от материала, противоречащего политике информационного органа, где он работает; отказ журналиста от создания материала или иного профессионального акта, противоречащего его совести; профессиональная тайна; свобода совести; коллективные и персональные контракты трудоустройства, гарантирующие материальный и моральный аспекты деятельности; защита журналистов и обеспечение необходимых условий для выполнения функций в соответствии с профессиональными правилами в случае международного вооруженного конфликта либо внутренних беспорядков; уважение человеческого достоинства и частной жизни; преданность общественным интересам; отказ от нечестных методов при получении информации (сокрытие своей принадлежности к журналистской профессии).
Ключевые слова: профессиональная культура, этические ценности, информационно-коммуникационные технологии, информационная этика, этический кодекс, саморегулирование СМИ, медиасообщество.
© Тепляшина А.Н., 2014
90
ТепляшинаА.Н.^Этическийбазиспрофессиональнойкулкгурыжурналиста
Определение понятий морали, этики и нравственности в журналистской деятельности неотделимо от трактовки термина «профессиональная культура». «С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования по отношению к представителям данной сферы деятельности. Эти требования включают в себя и необходимые знания, умения, навыки, и определенные личностные качества, нормы отношений к различным составляющим профессиональной деятельности. Все это отражается в содержании профессиональной культуры, которая представляет собой степень овладения данными нормами» [1, с. 13].
Этика опирается на фундамент морали, которая в свою очередь связана с нравственностью и культурой во всем многообразии ее бытования. А.С. Кармин пишет: «Под нравственностью и моралью понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение. Этикой же называют как сами эти принципы <...>, так и науку о них, т. е. науку о морали (нравственности)» [1]. Определение понятий морали, этики и нравственности в журналистской деятельности неотделимо от трактовки термина «профессиональная культура».
Несколько лет назад известный российский ученый И.М. Дзялошинский провел исследование степени влияния «на деятельность журналиста его глубинных представлений о тех или иных явлениях действительности (и определяемое этими представлениями отношение к явлениям действительности)» [2]. В ходе исследования была предпринята попытка выяснить, какие смыслы вкладывают журналисты в такие понятия, как «культура», «национальная (этническая) культура», «мультикультурализм». Всего было представлено свыше 200 различных формулировок, обобщение которых позволило выделить 6 глубинных интерпретаций, охватывающих практически все пространство высказанных журналистами суждений. Группировка суждений по этим кластерам показала, что в сознании опрошенных журналистов доминируют
три толкования категории «культура». В рамках одного из них культура рассматривается как совокупность ценностей, придающих смысл человеческой жизни; в рамках другого - отношение к культуре опирается на тезис о деятельностнофункциональном значении культуры, которая рассматривается в качестве незыблемого основания деятельности, поведения и т. п. Третье -социализаторское (а иногда и прямолинейно социально-политическое) - понимание культуры выделяет, фиксирует способность культуры выступать в качестве социальной и духовной скрепы, объединяющей народы и социальные группы. Все другие интерпретации культуры встречаются существенно реже трех перечисленных [2].
Характеризуя полученные ответы, И.М. Дзя-лошинский указывает на расплывчатый, неконкретный характер значительной части формулировок, что свидетельствует о недостаточной профессиональной культуре представителей медиасообщества, которая должна складываться еще во время учебы в вузах. «С развитием той или иной профессии формируются профессиональные нормы, правила, требования по отношению к представителям данной сферы деятельности. Эти требования включают в себя и необходимые знания, умения, навыки, и определенные личностные качества, нормы отношений к различным составляющим профессиональной деятельности. Все это отражается в содержании профессиональной культуры, которая представляет собой степень овладения данными нормами» [3].
В сфере журналистики этика представляет контаминацию процесса формирования профессиональных этических ценностей и процесса восприятия этих ценностей и является неотъемлемой частью профессиональной культуры. Ее отсутствие делает невозможным нравственный выбор, перед которым рано или поздно оказывается любой журналист. Результаты международного исследования «Media Systems in Flux: The Challenge of the BRICS Countries -Project 2012-2016» показали, что основными ситуациями сложного морального выбора
91
ФИЛОЛОГИЯ
(опрос 49 сотрудников Санкт-Петербургских СМИ) являются:
- противоречия личного отношения и редакционной позиции;
- отношения с героями: субъективное отношение к людям/личная дружба;
- отношения с героями: причинение вреда;
- публикация информации: страх за последствия.
Эти ситуации вовлекали почти всех респондентов. Среди ситуаций, которые встречаются реже обычного, были выявлены:
- добывание информации;
- публикация информации ради рейтингов;
- отношения с героями: публикация подробностей частной жизни;
- отношения с героями: публикация информации «не для печати»;
- источники информации: родные и друзья и их личные просьбы;
- публикации в Интернете: манипуляции с архивом;
- отношения с героями: катастрофы и общение с родственниками;
- публикация информации: дозирование, замалчивание, отсрочка;
- источники информации: предложения
взяток;
- выбор темы.
Примечательно, что в ряде случаев журналисты затруднялись с разграничением рядовых профессиональных трудностей и моральноэтических дилемм.
В целом по группе негативных ответов (не вспомнил или не смог определить ситуацию как моральный выбор) общий процент составляет 13,2 %. Можно сделать вывод о том, что каждый десятый журналист либо не сталкивается с ситуациями сложного морального выбора, либо не может их адекватно идентифицировать в своем опыте.
Вторая группа - субъективное отношение к материалу - в целом составляет 6,6 % ответов. Это говорит о том, что некоторые журналисты (скажем, один из 20) встречаются с противоречиями авторской и редакционной позиций,
а в отдельных случаях опасаются за последствия публикации текста, содержащего конфликтную оценку.
Наконец, 4 человека из 100 (4,4 %) сталкиваются с ситуациями сложного морального выбора, когда действия журналиста могут нанести вред его героям или аудитории.
Представляется необходимым перечислить выявленные негативные черты, проявление которых свидетельствует о низком уровне профессиональной культуры:
- ангажированность, необъективность, нечестность;
- неумение проверить факты;
- самодовольство, самопрезентация, бестактность;
- недостаточная грамотность;
- недостаточное знание темы;
- неспособность к «конструированию» сообщения;
- поверхностность;
- безответственность [4].
Трудно не согласиться с А.В. Колесниковой, которая констатирует, что состояние профессиональной этики в современной российской журналистике говорит о том, что многие вопросы и проблемы журналистской этики еще до конца не изучены или вообще не рассматриваются. Остается еще достаточно большое поле для деятельности исследователей [5].
Этические проблемы профессиональной деятельности журналиста в центр внимания теоретиков и практиков попали давно [6-11]. Как прототип этического кодекса обычно рассматривается труд М.В. Ломоносова «Рассуждения об обязанности журналистов при изложении им сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии» [12, с. 158]. Поводом, побудившим М.В. Ломоносова взяться за перо, стала опубликованная лейбцигским научным журналом неправильная информация о его работе. Претензии ученого к труду автора были столь велики, что он основательно занялся изучением вопроса. Таким образом, еще в 1755 году великий ученый и общественный деятель сформулировал 7 обязанностей
92
ТепляшинаА.Н.^Этическийбазиспрофессиональнойкулкгурыжурналиста
журналистов. Однако «Рассуждения...» нельзя назвать этическим кодексом, потому что ученый выступил от имени общества, напомнив журналистам об их долге, а этический кодекс формулируется внутри самого профессионального сообщества.
В 1902 году, предшествовавшем празднованию 200-летия российской журналистики, в прессе была развернута дискуссия о призвании журналиста, о профессиональной совести и чести, о практической журналистике за рубежом. После 1917 года российские журналисты и теоретики печати в силу исторических причин оказались надолго изолированными от международного процесса профессионально-нравственного самоопределения. Только в 1970-е годы возобновились традиции изучения этической составляющей журналистской деятельности (РГ Бухарцев,
B. А. Казакова, В.М. Теплюк). В конце 1980-х вышли в свет монографии Д.С. Авраамова («Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски перспективы»), Г.В. Лазутиной («Профессиональная этика журналиста»),
C. Г. Корконосенко и В.В. Ворошилова («Право и этика СМИ»), А.А. Юркова («Этика журналистского творчества»), А.П. Короченского («Этическое регулирование журналистской деятельности (зарубежный опыт)»). Этический базис формировался в контексте идеальных представлений, таких как правда, честность, ответственность, долг, право, сострадание, совесть, непредвзятость, объективность, коллективизм, гуманизм, что сказывалось и на подготовке к журналистской деятельности. Профессиональные идеалы журналиста отражаются на оценке процессов, явлений, формировании отношения к медийным личностям.
Иногда можно встретиться с несколько упрощенным взглядом на проблему этичности и нравственности профессиональной деятельности, согласно которым «суть нравственного метода предельно проста: все, что противоречит совести, является неправдой и должно быть отброшено, невзирая на фактологию и аргументацию» [13]. На данном подходе нельзя основываться при разработке норм этического
поведения журналиста из-за неоднозначности интерпретации понятия «совесть», содержание которого по-разному трактуется не только различными социально-демографическими группами и отдельными людьми, но и по-разному в разные эпохи. «В настоящее время в большей мере артикулируются вопросы результативности журналистского труда: пользу или вред в итоге приносит своей деятельностью субъект массмедиа» [14, с. 65].
Практическое применение норм профессиональной этики осложняется на современном этапе развития информационного общества из-за массового внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Международный конгресс ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования определил знание, информацию, коммуникацию в качестве глобальных ценностных векторов развития современной цивилизации [15, с. 19]. В области информационных технологий достигнуты впечатляющие результаты, вместе с тем политические и общественные деятели, все мыслящие люди высказывают тревогу в связи с нравственными угрозами человеческому существованию, которые являются следствием научно-технического развития. К. Ясперс, один из крупнейших философов ХХ века, осмыслил проблему техники как принципиально нового уклада современной европейской цивилизации: «Лишь в масштабе мировой истории становится понятным, какие глубокие изменения, подготовленные в течение двух последних веков, произошли в наше время; изменения, которые по своим последствиям несравнимы ни с чем, что нам известно из истории прошедших пяти тысячелетий [16, с. 99]. Рост информационной насыщенности современного общества обратно пропорционален его духовно-нравственному содержанию. Из отечественных философов одним из первых серьезно заговорил о проблемах соотношения техники и этики И.А. Ильин: «Народ может стоять на последней высоте техники и цивилизации, а в вопросах духовной культуры (нравственность, наука, искусство, политика и хозяйство) переживать эпоху упадка» [17].
93
ФИЛОЛОГИЯ
С этическими проблемами, связанными с применением информационных технологий, столкнулась сетевая журналистика. В настоящий момент онлайновая журналистика переживает так называемый кризис вторичности: «Термин “кризис вторичности” применим, прежде всего, к проектам, ориентированным на новостную информацию (или имеющих новостную составляющую, которая на сегодняшний день есть практически во всех медийных интернет-проектах). Суть проблемы сводится к следующему: за редким исключением (собственно информационные агентства, в ряде случаев - интернет-версии традиционных СМИ) интернет-СМИ лишены эксклюзивных источников информации. В качестве таковых используются ленты информационных агентств, а также другие СМИ (прежде всего традиционные электронные СМИ). Поскольку на уровне новости собственно сообщение является определяющей, а очень часто - единственной компонентой, использование одних и тех же источников приводит к полной нивелировке новостных лент интернет-изданий» [18].
У пользователей Сети, среди которых есть профессиональные журналисты, стал популярным copy past, способ составления текстов путем копирования информации, размещенной в интернет-пространстве. Из-за копирования оригинальной информации другими сайтами снижается посещаемость и рейтинг онлайновых изданий, онлайновых информационных агентств. Проблемы, возникающие в результате применения copy past, можно разделить на два типа:
1) объективные:
а) снижение качества изданий вследствие использования материалов других сайтов, пренебрежения проверкой информации, тиражирования ошибок;
б) нечеткое представление об онлайновом издании владельцев сайтов, журналистов и аудитории (большое количество сайтов с недостоверной информацией и т. д.);
2) субъективные:
а) юридическая и профессиональная некомпетентность журналиста;
б) низкая моральная планка журналистов, редакторов и издателей.
Использование в качестве полноценного источника информации новостного агентства и любого СМИ - сейчас распространенное явление, и более удобным оно представляется именно для web-журналистики. Учитывая все юридические аспекты и договоренность с поставщиком информационных услуг, работники таких изданий отбирают более релевантную информацию и цитируют ее на своих сайтах. Законное дублирование информации широко распространено и осуществляется технологией RSS. RSS - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Работа журналиста сводится к сортировке и механическому действию copy past. Вследствие коммерциализации прессы Интернет наполняется сайтами, целью которых является только финансовая прибыль и, соответственно, привлечение максимального количества посетителей любыми способами. Более 10 лет назад исследователи утверждали, что ориентация на посещаемость ведет к тому, что качество материала приносится в жертву его стоимости. Для подобной «журналистики палимпсестов» профессионализм не требуется - достаточно умения писать диктанты и рефераты.
В Сети циркулирует большое количество онлайновых изданий, информация на которых вторична, недостоверна, взята из других источников без ссылки на них, искажена, а сами материалы носят характер вызывающий, оскорбительный, компрометирующий, в основном это сплетни, «утки», видеоролики и фотографии с сюжетами насилия и откровенного секса. Многие из информационных порталов используют эти материалы как рекламу других сетевых ресурсов, что помогает избегать прямой ответственности за содержание информации.
Подобная практика негативно сказывается на поведении молодых журналистов, провоцируя циничное отношение к профессии. Эдвай-сы (интернет-плакаты, выполненные по определенному образцу: картинка с дорисованными
94
ТепляшинаА.Н.^Этическийбазиспрофессиональнойкулкгурыжурналиста
сверху и снизу ироническими изречениями), создаваемые и обсуждаемые пользователями, зачастую прямо противоречат Кодексу профессиональной этики российского журналиста.
Выход из сложившейся ситуации видится в совершенствовании вузовской подготовки журналистов, в усилении воспитательной составляющей образовательной программы. Акцент в воспитании ставится именно на преподавании этики профессии в составе основных блоков подготовки, разборе этических коллизий, возникающих в ежедневных практиках. Есть серьезные основания полагать, что системно этому будет способствовать профессиональное досье. Этого требуют от университетской подготовки работодатели как агенты структурных и содержательных изменений в сфере массовой коммуникации.
Профессиональное досье, заявленное в федеральном стандарте бакалавриата по направлению «Журналистика», имеет свою историю, связанную прежде всего с введением двухуровневого образования и, в частности, с особенностями бакалавриата. В учебном плане основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Журналистика» значительно сокращена общая трудоемкость социально-экономических дисциплин за счет увеличения часов на специальные (профессиональные) дисциплины. При этом учитываются требования ФГОС третьего поколения относительно увеличения часов на практические занятия. Таким образом, есть возможность включить в список компетенций специальные теоретические и практические дисциплины (основы творческой деятельности журналиста, введение в профессию, теория и практика СМИ, профессионально-творческая студия, творческий практикум, учебная газета и учебная телерадиопередача, профессиональная практика) и те компетенции, которые получает обучающийся по дисциплине «Профессиональная этика журналиста». Получение компетенций по данным дисциплинам значительно повышает профессионализм выпускника.
В течение 4 лет обучения на факультете журналистики у студентов накапливается
значительный массив материалов: как публикаций в СМИ, так и текстов, подготовленных на практических занятиях по вышеперечисленным дисциплинам. Важно, чтобы каждый студент собрал свои тексты, систематизировав материалы по следующим критериям: хронология, жанры, редакции и т. д., и в качестве профессионального досье в конце всего периода обучения представил на суд компетентного жюри, в состав которого должны входить работодатели. Целесообразно проведение подготовительного этапа как лекционно-практического вида занятий, на которых студенты должны освоить технологии презентации профессионального досье с последующим обсуждением результатов. Не только практические занятия, но и лекции должны быть интерактивными, в соответствии с современными требованиями организации учебного процесса. Студенты осваивают коммуникативные технологии, особенно ценен приобретенный навык общения с аудиторией, что является основой профессионального успеха в журналистике.
Важно подчеркнуть значимость профессионального досье как фактора нравственного воспитания студента, приучающего к бережному отношению к собственным материалам, вниманию к советам преподавателя и рекомендациям редактора, в целом - как фактора уважения к получаемой профессии. У студента есть возможность продемонстрировать в среднем от 20 до 40 публикаций и столько же текстов, подготовленных на занятиях. Нет необходимости упоминать, что это лучшие материалы. Профессиональное досье можно рассматривать как разновидность резюме, которое дает более широкий диапазон выбора работы в средствах массовой информации. Мультимедийная презентация как условие зачета по дисциплине служит закреплению знаний. Кроме того, презентация профессионального досье представляет ценность как источник информации для преподавателя, поскольку есть возможность проследить динамику развития информационных технологий, новых медиа на примере структуры конкретных редакций, где проходили
95
ФИЛОЛОГИЯ
летнюю практику или работают в штате студенты, и самих принципов работы с информацией, редакционной политики и особенностей СМИ.
Профессиональное досье, безусловно, позволяет выпускнику быть конкурентоспособным на рынке и адаптированным к изменяющимся условиям окружающей действительности. В свою очередь, защита профессионального досье с применением слайдов становится презентацией уровня освоения
способа журналистского творчества через свой стиль деятельности с объяснением «совпадений» и «несовпадений» реальных творческих шагов с высокими профессиональными стандартами. Это серьезный шаг на пути решения задачи университетского образования - создать базис, помочь будущему журналисту «найти правила, которые сделают работу минимально уязвимой и настолько надежной, насколько это возможно» [19, с. 155].
Список литературы
1. Кармин А.С. Культура социальных отношений. СПб., 2000.
2. Дзялошинский И.М. Культурная проблематика в СМИ: влияние представлений журналистов на освещение событий культурной жизни // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультура-лизм как ориентиры профессионального поведения: материалы исслед. и науч.-практ. конф. М., 2002. С. 32-37.
3. Степанова Н.П. Структура, содержание, уровни и критерии сформированности профессионально-этической культуры будущего специалиста. URL: http://www.superinf.m/view_helpstud.php?id=2878 (дата обращения 24.10.2013).
4. Шишкин Д.П., Таранова Ю.В. Проблемы профессионализма в журналистике глазами экспертов // Российские исследования массмедиа и журналистики в международном контексте: материалы всерос. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 23-24 мая 2013 года / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2013. С. 187-193.
5. Колесникова А.В. Основные этапы становления науки о профессиональной этике журналиста в России. URL: http: //www.relga.ru (дата обращения: 25.11.2014).
6. АвраамовД.С. С нравственных позиций: анализ газетной практики. М., 1981.
7. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991.
8. Бухарцев Р.Г. Вопросы профессиональной этики журналиста. Свердловск, 1971.
9. Казаков Ю.В. На пути к профессионально правильному. Российский медиа-этос как территория поиска. М., 2001.
10. Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2001.
11. Теплюк В.М. Этика журналистского творчества. М., 1980.
12. Ломоносов М.В. Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии // Ломоносов: крат. энцикл. слов. / ред.-сост. Э.П. Карпеев. СПб., 1999. С. 143-166.
13. Этический критерий. URL: http://www.scivil.narod.ru/etica.html (дата обращения: 31.10.2013).
14. Мисонжников Б.Я. Этика журналистики как категория «практической философии» // Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: материалы междунар. семинара, г. Санкт-Петербург, 3-4 октября 2013 года / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2013. С. 63-66.
15. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». СПб., 2004.
16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
17. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.И. Собр. соч.: в 10 т. М., 1996. Т 1. С. 241-360.
18. Давыдов И.А. Массмедиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации. URL: http://www.russ.ru/politics/20000928_ davydov.html (дата обращения: 25.11.2014).
19. Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999.
96
ТепляшинаЛ.Н.^Этическийбазиспрофессиоиальиойкулкгу£ыжуриалиста
References
1. Karmin A.S. Kul’tura sotsial’nykh otnosheniy [The Culture of Social Relations]. St. Petersburg, 2000.
2. Dzyaloshinskiy I.M. Kul’turnaya problematika v SMI: vliyanie predstavleniy zhurnalistov na osveshchenie sobytiy kul’turnoy zhizni [Cultural Issues in Mass Media: The Impact of the Journalist’s Opinion on His Covering the Cultural Life Events]. Rossiyskaya pressa v polikul’turnom obshchestve: tolerantnost’ i mul’tikul’turalizm kak orientiry professional’nogo povedeniya: materialy issled. i nauch.-prakt. konf. [Russian Press in the Multicultural Society: Tolerance and Multiculturalism as Guidelines for Professional Conduct: Proc. Sci. Conf.]. Moscow, 2002, pp. 32-37.
3. Stepanova N.P. Struktura, soderzhanie, urovni i kriterii sformirovannosti professional’no-eticheskoy kul’tury budushchego spetsialista [Structure, Content, Levels and Criteria of Professional and Ethical Culture of a Future Specialist]. Available at: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2878 (accessed 24 October 2013).
4. Shishkin D.P., Taranova Yu.V. Problemy professionalizma v zhurnalistike glazami ekspertov [Journalist Professionalism Through the Eyes of Experts]. Rossiyskie issledovaniya massmedia i zhurnalistiki v mezhdunarodnom kontekste: materialy vseros. nauch.-prakt. konf [Russian Mass Media and Journalism Studies in the International Context: Proc. Russia-Wide Conf.]. St. Petersburg, 23-24 May 2013. St. Petersburg, 2013, pp. 187-193.
5. Kolesnikova A.V Osnovnye etapy stanovleniya nauki o professional’noy etike zhurnalista v Rossii [Key Stages of Developing the Science of Journalism Professional Ethics in Russia]. Available at: http: //www.relga.ru (accessed 5 November 2014).
6. Avraamov D.S. Snravstvennykhpozitsiy: analiz gazetnoypraktiki [From the Moral Point of View: An Analysis of Newspaper Practice]. Moscow, 1981.
7. Avraamov D.S. Professional’naya etika zhurnalista: paradoksy razvitiya, poiski, perspektivy [Professional Ethics of Journalists: Paradoxes of Development, Searching and Prospects]. Moscow, 1991.
8. Bukhartsev R.G. Voprosyprofessional’noyetikizhurnalista [Professional Ethics of Journalists]. Sverdlovsk, 1971.
9. Kazakov Yu.V. Na puti kprofessional’no pravil’nomu. Rossiyskiy media-etos kak territoriya poiska [On the Way to the Professionally Correct. Russian Media Ethos as an Area of Search]. Moscow, 2001.
10. Prokhorov E.P. Zhurnalistika i demokratiya [Journalism and Democracy]. Moscow, 2001.
11. Teplyuk VM. Etika zhurnalistskogo tvorchestva [Ethics in Journalism]. Moscow, 1980.
12. Lomonosov M.V Rassuzhdenie ob obyazannostyakh zhurnalistov pri izlozhenii imi sochineniy, prednaznachennoe dlya podderzhaniya svobody filosofii [Dissertation on the Responsibilities of Journalists in Presenting Their Works, Aimed to Maintain the Freedom of Philosophy]. Lomonosov: krat. entsikl. slov. [Lomonosov: Concise Encyclopedic Dictionary]. Comp. by Karpeev E.P. St. Petersburg, 1999.
13. Eticheskiy kriteriy [Ethical Criteria]. Available at: http://www.scivil.narod.ru/etica.html (accessed 31 October 2013).
14. Misonzhnikov B.Ya. Etika zhurnalistiki kak kategoriya “prakticheskoy filosofii” [Ethics in Journalism as a Category of “Practical Philosophy”]. Etika massovykh kommunikatsiy: opyt i nauchnye issledovaniya v Rossii i Germanii: materialy mezhdunar. seminara [Ethics of Mass Media: Experience and Research in Germany and Russia: Proc. Int. Seminar]. St. Petersburg, 3-4 October 2013. St. Petersburg, 2013.
15. UNESCO’s Basic Texts on the Information Society. St. Petersburg, 2004 (in Russian).
16. Jaspers K. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. 1949 (Russ. ed.: Yaspers K. Smysl i naznachenie istorii. Moscow, 1994).
17. Il’in I.A. Osnovy khristianskoy kul’tury [Fundamentals of Christian Culture]. Sobr. soch.: v 10 t. [Collected Works: In 10 Vols.]. Moscow, 1996. Vol. 1.
18. Davydov I.A. Massmedia rossiyskogo interneta. Osnovnye tendentsii razvitiya i analiz tekushchey situatsii [Mass Media of the Russian Internet. Main Trends in the Development and Analysis of the Current Situation]. Available at: http://www.russ.ru/politics/20000928_ davydov.html (accessed 25 November 2014).
19. Randall D. The Universal Journalist. 1997 (Russ. ed.: Rendall D. Universal’nyy zhurnalist. St. Petersburg, 1999).
97
ФИЛОЛОГИЯ
Teplyashina Alla Nikolaevna
School of Journalism and Mass Communications, Saint Petersburg State University (St. Petersburg, Russia)
ETHICAL BASIS OF A JOURNALIST’S PROFESSIONAL CULTURE
Ethics is inseparable from the professional culture of a modern journalist, who is required to have certain skills and know the rules and principles to choose his/her behaviour strategy. Applying the rules of professional ethics is becoming difficult because of the new information and communication technologies. Indeed, this sphere has seen an impressive breakthrough. At the same time, many intellectuals have expressed concern about the moral threats to human existence, which are a consequence of this scientific and technological development. While ethics is commonly understood as the rules of moral conduct of a person, social or professional group, information ethics deals with the norms governing human conduct in relation to information. Tradition can no longer help address critical professional situations; the new reality requires using professional ethics as a set of moral principles, i.e. a code of ethics in line with the current challenges.
In 1755, Mikhail Lomonosov defined 7 responsibilities of a journalist, but his “Dissertation ...” cannot be called a code of ethics as the scientist spoke on behalf of the society, reminding the publicists of their duty, while the code of ethics is formulated within a professional community.
Journalistic codes in different countries have much in common and include the following ethical standards: free access to information sources; restraining from the material contradicting his/her employer’s policy; restraining from the creation of material or performance of other professional act against his/her conscience; professional secrecy; freedom of conscience; collective and personal employment contracts ensuring the material and moral aspects of their work; protection of journalists and creation of the necessary conditions for them to perform their functions according to the professional rules in case of an international armed conflict or domestic unrest; respect for human dignity and privacy; commitment to public interests; restraining from dishonest ways of obtaining information (such as concealing their being journalists).
Keywords: professional culture, ethical values, information and communication technology, information ethics, code of ethics, self-regulation of mass media, media community.
Контактная информация: адрес: 199004, Санкт-Петербург, В.О., Первая линия, д. 26;
e-mail: a-nik@list.ru
Рецензент - Третьякова О.В., доктор политических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики института социально-гуманитарных и политических наук Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
98