2. Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров (принят II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 г.) // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 1. Ст. 1.
3. Декрет о полноте власти Советов (принят II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 г.) // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 5.
4. О печати: Декрет СНК РСФСР от 28 октября
1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 7.
5. Об отделении церкви от государства и школы от церкви: Декрет СНК РСФСР от 23 января
1918 г. // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1.
6. О национализации крупнейших зернохранилищ: Декрет СНК РСФСР от 15 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 25. Ст. 344.
7. Конституция Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.
8. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. на II Съезде Советов СССР 31 января 1924 г.) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24.
9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г.) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК 6 дек. 1936. № 283.
10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята 7 октября 1977 г.) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
11. Александров Н.Г. Развитие коммунизма и государство // Советское государство и право. 1958. № 12.
12. Богданова Э.Н. Самоорганизация и управление в сложных системах: автореф. дис. ... докт. фи-лос. наук. Нальчик, 2009.
13. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2010.
14. История государственно-правовых учений / под ред. В.В. Лазарева. М., 2006.
15. Косицын А.П. Закономерный этап развития социалистической государственности // Советское государство и право. 1965. № 10.
16. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1980.
17. Кутафин О.Е. Современное состояние и перспективы развития науки конституционного права Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции). М., 2000.
18. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 33.
19. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.
20. Ромашкин П.С. Развитие функций Советского государства в процессе построения коммунизма // Советское государство и право. 1958. № 10.
21. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. СПб., 1991.
22. Фарберов Н.П. Конституционные основы организации Советского общенародного государства. М., 1982.
23. Чиркин В.Е. Революционно-демократическое государство современности. М., 1984.
E-mail: [email protected]
М.П. СТУРОВА,
профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
доктор педагогических наук, профессор (Академия управления МВД России)
О.М. БОЕВА,
заместитель начальника 1 отдела Управления морально-психологического обеспечения
Управления по работе с личным составом (ГУ МВД России по г. Москве)
Этические установки в деятельности полиции Российской империи
В статье рассматриваются этические установки, которыми предписывалось руководствоваться службе благочиния, полиции Российской империи и советской милиции.
Служба благочиния, полиция, жандармы внутренней стражи, классный чин, городовой.
В России в допетровские времена отношение к государственной службе (государевой, как говорили тогда) по противодействию преступлениям, по охране общественного порядка закладывалось как к делу «благому», достойному, почетному, важному для всех граждан. Благое дело, естественно, можно было доверять
101
03 О X
£ а
0
X
1
л
<
S I
л X о
0 ва
л С
S
5
а
6
и S
3 э
5
1
6
и
102
лишь тем лицам, которые с пониманием относились к выполнению своих важных обязанностей.
До пришедшего с Запада слова «полиция» эта служба именовалась как служба благочиния. В Наказе о градском благочинии 1649 г. этот термин впервые появился в качестве обозначающего поддержание благопристойности и общественного порядка как цели деятельности новой службы. Там же излагались и требования к качествам должностных лиц.
Толковый словарь В.И. Даля дает следующее определение понятия «благочиние»: это послушание, порядок, спокойствие, приличие, благопристойность [2].
В вышеупомянутом Наказе говорилось об обязанностях и поведении тех, кто должен был обеспечивать «общее спокойствие» (объезжий голова, решеточный приказчик, уличный сторож, стрельцы) следующим образом: «во всех улицах и по переулкам в день и ночь ходить и беречь накрепко, чтоб в улицах и переулках бою и грабежу.. и иного какого воровства не было» [2, с. 23].
Оформление полиции как службы в Санкт-Петербурге датируется 1715 г., с момента учреждения Полицмейстерской канцелярии, штат которой формировался за счет офицеров, унтер-офицеров и солдат армейских частей и составлял 41 человек. По свидетельству исторических документов, служащим новой канцелярии были сохранены форменная одежда, звания и денежное содержание, определенных по штату армейских подразделений. Однако днем рождения штатной полиции Санкт-Петербурга принято считать 25 мая 1718 г., 19 января 1722 г. своим указом Петр I утвердил учреждение полиции в Москве. Требование к любому работнику государственной службы, в частности к чинам полиции, прогрессивный реформатор Петр I выразил в емкой и лаконичной формуле: «Честь — в службе Отечеству».
В «концентрированном» виде компетенция регулярной полиции была зафиксирована в гл. 10 Регламента Главного магистрата, утвержденного 16 января 1721 г. Указом Петра I, которым предписывалось руководствоваться полицейским учреждениям. «Оная споспешествует в правах и правосудии, рождает добрые порядки и нравоучения, всем безопасность подает от разбойников, воров, насильников и обманщиков и сим подобных, непорядочное и непотребное житие отгоняет, принуждает каждого к трудам и честному промыслу, чинит добрых домостроителей, тщательных и добрых служителей, города и в них улицы регулярно сочиняет, препятствует дороговизне, и приносит довольство во всем потребного жизни человеческой, предостерегает все приключившиеся болезни, производит чистоту по улицам и в домах, запрещает изли-
шество в домовых расходах и все явные прегрешения, призирает нищих, бедных, больных, увечных и прочих неимущих, защищает вдовиц, сирых и чужестранных, по заповедям Божиим, воспитывает юных в целомудренной чистоте и честных науках; вкратце ж над всеми сими полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности» [1, с. 32].
Полиция наблюдала за тем, чтобы во время церковных праздников и «крестного хождения» не продавали спиртные напитки в кабаках и не устраивались увеселения, нарушители порядка в церквах и общественных местах задерживались и подвергались наказаниям.
Наказывая людей за всякое неисполнение или промедление в исполнении многочисленных предписаний правительства, полицейские чиновники вели борьбу и за чистоту своих рядов: за взятки, казнокрадство и служебные злоупотребления в Москве фискалами привлекались к ответственности полицейские разных чинов и званий.
Внося существенные изменения в деятельность полиции, Екатерина II исходила из того, что преступление легче предупредить, чем разыскать и наказать виновных: 8 апреля 1782 г. ею был подписан и обнародован Устав Благочиния или Полицейский — один из самых замечательных памятников не только русского законодательства, но и всей истории административного права XVIII в. В Уставе особо оговаривались требования к начальствующему составу полиции (к которому относились обер-полицмейстеры в столицах, полицмейстеры в губернских центрах, городничие или коменданты в прочих городах, а также приставы уголовных и гражданских дел): здравый рассудок, добрая воля в отправлении порученного, человеколюбие, верность в службе императору, усердие к общему добру, радение должности, честность и бескорыстие. Предписывалось творить «правый и равный суд всякому состоянию», «дать покровительство повинному и скорбящему», воздерживаться от взяток, ибо «взятки ослепляют глаза и развращают ум и сердце, устам же налагают узду». Отметим, что прежде всего в вышеуказанном Уставе выделены такие качества, как человеколюбие, здравый рассудок, добросовестность, и лишь затем «верность службе Императорского величества».
Примечателен помещенный в Уставе «Наказ управе благочиния», который открывал «Зерцало управы благочиния». В нем в качестве первого положения закреплялись «Правила добронравия», которые заключались в следующем:
«1) не чини ближнему, чего сам терпеть не хочешь;
2) не токмо ближнему не твори лиха, но твари ему добро колико можешь;
3) буде кто сотворил обиду личную, или в имении или добром звании, да удовлетворит по возможности;
4) в добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю невинному, напои жаждущего;
5) сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему;
6) блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется — подыми ее;
7) с пути сошедшему указывай путь» [1, с. 50].
Так жесткие регламенты и грубые формулировки, характерные для первой четверти и середины XVIII в., заменялись мягкими человеколюбивыми принципами в духе христианской морали периода «просвещенного абсолютизма».
«Устав благочиния» предписывал в каждой полицейской части иметь «народную школу» и выполнять обязанности по распространению просвещения. Частному приставу поручалось присматривать за тем, чтобы не нарушался закон божий, чтобы «общий порядок сохранен был во всех вещах». Ему следовало проживать в пределах своей части, дом его должен был быть открыт днем и ночью и давать пристанище лицам, находящимся в опасности.
Высочайшим повелением Александра I 8 сентября 1802 г. учреждаются министерства во главе с Правительствующим Сенатом. Этим указом правоохранительные органы были подчинены Министерству внутренних дел, и дата вошла в историю как день его образования.
В 1827 г. учреждаются жандармы внутренней стражи. Отметим, что автором гимна «Боже, царя храни!» является штабс-капитан жандармерии А.Ф. Львов [3, с. 25].
В правление Александра II не только в столицах, но и губернских городах создавались школы и курсы, где готовились урядники, приставы, околоточные надзиратели, городовые. Руководители полицейских органов писали для этих школ учебные пособия. Наряду с профессиональными дисциплинами слушателям разъяснялся смысл полицейской службы и прививались элементарные культурные навыки, обосновывались принципы служебного долга.
В подготовленном специально для будущих городовых пособии градоначальник Санкт-Петербурга писал: «В редкой деятельности приходится так непосредственно, так осязательно проявлять любовь к человеку, как в полицейской». В руководстве для полицейских чинов, пособии к изучении обязанностей полиции говорилось о том, что «проявлять доброжелательность к населению, помнить, что полиция существует для пользы людей и обязана в пределах своей власти помогать каждому в законном его требовании, быть вежливой с обывателями и внимательной к ним. и тогда можно рассчи-
тывать, что полицейский чиновник приобретет уважение и доверие, его будут слушать и в случае надобности будут ему помогать» [2, с. 25].
Судебная реформа 1864 г. обусловила усиление влияния права на жизнь общества и деятельность государственных учреждений, что повлекло повышение требований к деятельности полиции. Нередко случаи проявления некомпетентности, грубости, бескультурья и злоупотреблений со стороны полиции становились предметом разбирательства в суде присяжных и получали широкую огласку. Это повышало важность проблемы подбора, обучения и воспитания полицейских тем более что с 1873 г. вводится принцип их вольного найма в полицию. Поступивший на службу в полицию должен был представить «благожелательные отзывы и справки из всех учреждений», где он ранее служил. К профессиональным полицейским стали предъявляться более высокие требования, чем к военным, а именно — они должны были иметь российское подданство, быть не моложе 25 лет, физически и психически здоровы, обладать безупречной репутацией, не иметь судимости и быть приведенными к присяге. Для продвижения по службе необходимо было сдать экзамен, получить классный чин (по действующей еще с петровских времен Табели о рангах полицейский приравнивался к чиновнику 14 класса — коллежскому регистратору), что освобождало от телесных наказаний и повышало жалованье в два раза. Экзаменуемый должен был знать «Краткий катехизис» — положения и нормы христианского учения, уметь бегло и грамотно писать и читать, выполнять арифметические действия, знать инструкции, правила ведения служебной переписки, учета.
В прессе освещался вопрос об устройстве полицейских школ и занятий с городовыми, околоточными надзирателями, где показывалось, «что потребность в научно-воспитательных полицейских учреждениях стала особенно чувствоваться в столице, где полицейского встречает комбинация, способная поставить в тупик даже человека, более знакомого со специальными законоположениями» [3, с. 38].
В конце XIX в. определение на службу проводилось только после сдачи экзаменов по установленной программе особой комиссии, в состав которой входили полицмейстер и его приставы.
Для того чтобы полицейские периодически освежали приобретенные знания, а также для разъяснения вновь издаваемых распоряжений, Санкт-Петербургский градоначальник генерал-майор Д.В. Драчевский счел необходимым проведение занятий с околоточными надзирателями и городовыми два раза в неделю. Воспитательный характер носили и лекции. Например, в г. Уфе лекции читались на нравственно-воспитательные темы, в которых
103
вэ О X
а
а
О
X 3 X
л
<
S X
л X о
0 ва
л С
S
5
а
6
и S
3 э
5
1
6
и
104
«развивалась мысль, что кроме знаний инструкций и распоряжений начальства, полицейский должен прежде всего помнить, что он — человек» [3, с. 38].
В качестве морального поощрения в 1876 г. вводится специальная медаль «За беспорочную службу в полиции».
Все полицейские при поступлении на должность приносили присягу, в которой клялись «верным, добрым и послушным рабом» быть царю, царице и их наследникам, их права и прерогативы «по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и в том живота своего в потребном случае не щадить», способствовать полезным для царя делам, предотвращать от него беду и убыток, строго соблюдать тайну, исполнять законы и предписания начальства и «для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом себя весть и поступать, как верному... поданному благопристойно есть и надлежит», ответ о жизни и службе держать перед Богом и Его Страшным судом. После произнесения текста присяги полицейский просил у Господа Бога душевной и телесной помощи, целовал Евангелие и Крест [1, с. 30-31].
В Настольном полицейском словаре, вышедшем в 1904 г., разъяснялись различные понятия, касающиеся работы полиции, а также подчеркивалось, что «обязанность всякого полицейского должна состоять в приобретении знаний, благодаря которым он только и может принести пользу и продвинуться вперед по службе».
Обращает на себя внимание тот факт, что нормативные документы рассматриваемого периода неким образом «вписывались» в миропонимание русского человека того времени. В частности, из произведений искусства, исторических источников и литературных произведений мы знаем, как много значило доброе имя человека любого звания для наших предков. Эта национальная культурологическая традиция непосредственно прописана в Инструкции городовым, которой им предписывалось заботиться о «добром имени и чести своего звания» [4, с. 148], соблюдать личную нравственность, а также предотвращать «непристойные поступки» со стороны других служащих, и если таковые будут иметь место, то сообщать об этом ближайшему начальнику.
Вместе с тем руководители полицейского ведомства предпринимали усилия для того, чтобы на службу в полицию попадали люди достойные, и поэтому при подборе кадров в полицию требования нравственного порядка были не на последнем месте. Предписывались как строгий подход к нравственным качествам кандидатов на службу, так и разборчивость при определении должности. Кадровая политика полицейского
ведомства уже тогда строилась с учетом нравственных критерие в личности сотрудников. «Обыкновенно в городовые попадали только самые лучшие солдаты в отношении пройденной ими строевой службы, выказанной смышлености и добросовестности, поведения и нравственных качеств. Таким образом, попадали в городовые русские солдаты самой первой категории».
В пореформенный период произошли существенные изменения во взаимоотношениях внутри полицейских подразделений. В одном из номеров «Вестника полиции» 1908 г. говорится, что полицейский руководитель только тогда может рассчитывать на хорошую службу своих подчиненных, когда он делает упор не только на муштру и строгость дисциплины, но и когда он наряду с этим относится к подчиненным гуманно, кропотливо занимается их воспитанием [4, с. 151]. В документах, регламентирующих взаимоотношения в коллективе органов внутренних дел, указывается, как этот процесс должен осуществляться.
В частности, в п. 11 «Дисциплина» «Букваря современного городового» обращается внимание на то, что поддержание оной в подразделении должно достигаться не резкостью и грубостью, а моральными средствами. В этом же пункте речь идет и о том, что специфика полицейской службы «существенно разнится от военной своим скорее индивидуальным, чем коллективным характером», поэтому «воспитывать полицейского надо, вникая в подробности службы каждого из них, давая совет и оценку их действий, возбуждая этим к себе доверие и расположение, а не страх» [4, с. 151].
Полагаем, что, во-первых, воспитательное воздействие и формирование личности подчиненного является традицией русской полицейской службы. Кроме того, взаимоотношения руководителя и подчиненного опираются на особенность русского образа жизни и национального характера, что выражается, в частности, в указании на доверительность этих взаимоотношений. Во-вторых, старшим начальникам предписывалось делать упор на индивидуальные, а не коллективные формы воспитания, предлагалось вникать в интересы подчиненных, что должно было вызывать доверие и расположение последних. Таким образом, утверждалось, что успешно руководить подчиненными возможно только тогда, когда во взаимоотношениях с ними опираешься на нравственные регуляторы. В целом весь документ отличает гуманистическая направленность.
В истории российской полиции существует немало имен, которые нам предстоит открывать заново. Это люди чести и долга, профессионалы своего дела, целью жизни которых было служение Отечеству «по совести». К ним
относится один из начальников полицейской стражи Санкт-Петербурга, руководивший в начале XX в., полицмейстер 4 отделения, полковник В.Ф. Галле. Любовь к Отечеству выражалась в его делах, отношении к людям, которыми он руководил и с помощью которых выполнял порученное ему дело.
Еще будучи ротмистром, он стал одним из руководителей Резерва Санкт-Петербургской столичной полиции и превратил его в первоклассную школу для полицейских. И когда В.Ф. Галле, уже в звании полковника, стал руководить полицейской стражей, то при его активном содействии был построен образцовый, с прекрасной домовой церковью, садом и огородом приют для увечных и престарелых чинов полиции и их семейств. Он сумел организовать место отдыха — «дачную колонию», которой ежегодно пользовались 30 семей городовых.
В России до определенного времени не существовало специальных наград, которыми бы награждались только полицейские чины, награды были общими для всех должностных лиц, состоящих на государевой службе. В 60-е—80-е гг. XIX в. были учреждены особые медали за пятилетнюю безупречную службу в полиции, а также золотые и серебряные медали, которые, подобно Георгиевскому кресту четырех степеней и другим существовавшим тогда наградам, крепились на георгиевской, владимирской и анненской лентах. В те же годы полицейские стали награждаться орденом Святой Анны.
Судя по исторической мемуарной литературе, а также архивным источникам, в истории отечественной полиции было немало примеров высокого профессионализма, честного и самоотверженного выполнения своего долга высшими, средними и низшими чинами полицейского департамента. Отметим, что профессионализм и проявление высоких моральных качеств полицейских повсеместно одобрялись обществом. В мае 1998 г. в Санкт-Петербурге на Малой Конюшенной улице поставлен памятник городовому, есть бронзовые фигуры городового в Челябинске, Нижнем Новгороде, Новосибирске.
Полагаем, тексты присяги, инструкций и другие документы дореволюционного периода свидетельствуют, что исполнение профессиональных обязанностей полицейского требовало высоких нравственных качеств, основанных на духовности, среди которых беззаветная преданность интересам государства, личная честность и порядочность, вежливость и доброжелательность, отзывчивость в общении с населением. Наличие этих качеств традиционно рассматривалось как основа профессиональной пригодности полицейского в России.
Развал полиции начался при Временном правительстве. Сразу после Февральской революции в стране случился разгром охранных отделений. Вследствие того, что 6 марта 1917 г. принято постановление о ликвидации корпуса жандармов, а 10 марта 1917 г. был ликвидирован Департамент полиции, и полицию заменила народная милиция с выборным начальством. Октябрьская революция уничтожила существовавшую систему исполнительной власти. Полицейские, которые преданно служили «вере, царю и отечеству» и составляли одну из главных опор Российской империи, были объявлены «царскими сатрапами».
Советская милиция заимствовала у дореволюционной полиции, во-первых, накопленный опыт борьбы против представителей криминальной среды и, во-вторых, многие нравственные начала, на основе которых строилась полицейская служба. С самого начала существования милиции были узаконены требования внимательного отношения к людям. В ряде документов того времени подчеркивалось, что грубость, хамство, бестактность, черствость, превышение власти несовместимы с пребыванием в органах. Сотрудник в любой ситуации должен вести себя вежливо, корректно, милосердно. Его действия должны быть не только строгими и решительными, но всегда справедливыми и понятными населению.
В России активно идет процесс реформирования системы министерства внутренних дел. В Федеральном законе «О полиции» на первый план выдвигаются профессиональные и нравственные качества сотрудника, такие, как неподкупность, компетентность, готовность прийти на помощь. Полагаем, что возвращение исторического названия службы — полиция — символично, и должно восприниматься в контексте российской истории с учетом лучших традиций государственной службы.
Список литературы
1. История московской милиции. М., 2008.
2. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика.
М., 1994.
3. Пылев С.С. Духовно-нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции.
М., 2003.
4. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / под ред. Г.В. Дубова. М., 2004.
Тел.: 8-499-745-95-06, E-mail: [email protected]
105