Этические особенности служебного поведения руководителя территориального органа МВД России
А. В. СТРЕЛЬНИКОВ,
слушатель 2 факультета, (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
The Ethical Features of the Service Behavior of a Head of the Territorial Body of the Interior Ministry of the Russian Federation
A. V. STREL'NIKOV,
Student of the 2nd Faculty (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 17:35.075.31
В статье обосновываются профессионально-этические требования, предъявляемые к руководителю органа внутренних дел, этические особенности служебного поведения.
Профессиональная этика руководителя органа внутренних дел, служебный этикет, тактичность, корректность, деликатность, церемониальность.
The professional ethical requirements making demands to a law enforcement body's head and the service behavior ethical features are proved in the article.
Professional ethics of a law enforcement body's head, service etiquette, tactfulness, correctness, delicacy, indispensable elements.
Под профессиональной этикой понимается совокупность общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной и служебной деятельности [4]. Данные нормы должен соблюдать каждый сотрудник или служащий, независимо от его места службы, работы и занимаемой должности. Количество этих норм определяется большим множеством предписаний. Но в каждом виде профессиональной деятельности они специфичны. Их характер и содержание в значительной мере зависят от рода профессиональной деятельности, от занимаемой должности.
Рассматривая особенности профессиональной деятельности руководителя органа внутренних дел, необходимо обратить особое внимание на этические особенности его служебного поведения [1].
В повседневной управленческой деятельности руководителя органа внутренних дел
возникают различные этические проблемы. Обычно при их решении большую роль играют умения и навыки руководителя разрешать этические дилеммы, а также авторитет руководителя.
Особое место в формировании и развитии этических начал в служебном поведении занимают правила этикета. Они обычно выступают в виде конкретных форм поведения и состоят из двух сторон: морально-этической, выражающей нравственную норму (уважение, защиту, заботу и т. д.) и эстетическую, которая свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения.
Как в практике различных организаций, так и в практике органов внутренних дел, существуют некоторые типичные ситуации, для которых выработаны стандартные формы и правила поведения. Этот набор форм и правил поведения составляет этикет делового общения, который является очень важным элемен-
том профессиональной деятельности руководителя и его служебного поведения.
Служебный этикет предстает в качестве установленного порядка служебного поведения в деятельности руководителя органа внутренних дел, в общении с коллегами по службе, с населением, средствами массовой информации и гражданским обществом в целом. Он может выражаться в следующих критериях: тактичности (умении вести себя в соответствии с принятыми этическими нормами); корректности (вежливости в обращении с людьми в соответствии с правилами этикета и культуры общения); церемониальности (процедуре оформления служебного общения, регламентированной специальными правилами, традициями, ритуалами и т. д.), деликатности (нравственных качествах личности, заключающихся в умении избегать при общении с другими людьми неприятных для них моментов (тем, интонаций и т. д.). Суть деликатности состоит в высочайшем проявлении такта, бережном отношении к атмосфере диалога и предупредительности к коллегам по службе или гражданам, обратившимся за помощью в органы внутренних дел.
Однако имеют место случаи пренебрежения этими нормами или их выборочного соблюдения [3].
Неэтичное поведение, которое сочетается с игнорированием профессионального этикета вообще, является отклонением от нормы, а руководители, которые не соблюдают профессионально-этические стандарты, в большинстве случаев подвергаются обструкции со стороны собственных сослуживцев, и вряд ли могут быть названы успешными и эффективными [3].
Руководитель органа внутренних дел — это основная фигура в коллективе того или иного органа внутренних дел, и от того, как он ведет себя с людьми, каким образом решает проблемы и нужды подчиненных, зависит очень многое.
Этически безупречный руководитель всегда будет в одинаковой степени уважительно относиться как к вышестоящему руководителю, так и к подчиненному сотруднику, независимо от его звания и должности. Это искреннее уважение должно стать неотъемлемой частью его служебного поведения. Этически выверенное служебное поведения руководителя органа внутренних дел невозможно без соблюдения правил речевого этикета, которые связаны с его образованностью, словарным запасом и манерой общения. В ходе служебного общения руководителю нужно уметь дать ответ на любой вопрос, независимо от того, будет ли он носить конкретную форму или размытый
характер. Но при этом необходимо всегда помнить о чувстве меры. В речевом этикете руководителя большое значение имеют слова-маркеры, выражающие положительную оценку того или иного поступка подчиненного сотрудника. Эмоциональные слова-подкрепления вдохновляют и придают человеку уверенности, от чего зависит дальнейшая успешная профессиональная деятельность.
Любой поступок руководителя в отношении подчиненного независимо от того, является ли он следствием применения методов поощрения или наказания, воспринимается подчиненным не только как следствие служебных взаимоотношений, но и как возможность применить власть. Личная симпатия или антипатия руководителя к кому-либо из подчиненных сотрудников не должна выражаться в действиях, проявляющих эту приязнь или неприязнь, иначе они могут быть восприняты как соответствующая оценка руководителем личных, профессиональных и иных качеств подчиненного сотрудника [2].
Руководитель органа внутренних дел никогда не будет иметь высокий авторитет и уважение своих подчиненных, если будет строить свойские, амикошонские, панибратские отношения с подчиненными, и в дальнейшем на основе этих отношений принимать кадровые решения. Руководитель должен быть максимально объективен по отношению к подчиненным и предельно корректен в своих поступках.
Руководитель в своей профессиональной деятельности обязан знать и помнить о профессионально-этических нормах поведения, а также воспитывать в себе привычку и потребность соблюдения их в любых ситуациях.
Настоящему руководителю должны быть чужды такие качества, как раздражительность, капризность, высокомерие, агрессия, навязывание подчиненным сотрудникам собственных привычек, манер поведения и стиля общения.
Этически безупречный руководитель всегда будет избегать ситуации, в которой возможно оскорбление достоинства и чести подчиненного сотрудника [2].
С позиций профессиональной этики чрезвычайно важно такое качество руководителя, как сдержанность, которое необходимо в управленческой деятельности. Руководители, у которых это качество неразвито или отсутствует совсем, могут некорректно проявлять себя в служебном поведении. В результате подрывается авторитет руководителя, спасти который можно исключительно признанием своей ошибки.
Абсолютно недопустимы ругань, грубость, употребление нецензурной брани и ненормативной лексики, ибо подобная речевая не-
сдержанность является показателем слабости. Распоряжения и приказы, отданные руководителем уверенно, в сдержанном и спокойном тоне, всегда более результативны, чем в раздражительном состоянии и на повышенных тонах с использованием упреков и оскорблений. В подобных ситуациях у подчиненного возникает чувство обиды, которое преобладает над деловыми соображениями, и, соответственно, не может быть и речи о добросовестном выполнении указаний начальника. Если даже подчиненный сотрудник совершил какой-либо поступок, заслуживающий наказания, то и в этом случае разговор руководителя не должен переходить границы этикета. Для руководителя очень важно не нарушить эту тонкую грань между требовательностью и придирчивостью. При этом необходимо правильно соотнести строгость наказания и степень вины. При принятии решения о наказании и объявлении его подчиненному сотруднику, руководителю очень важно проявлять такие
качества, как объективность, спокойствие, корректность и тактичность. В первую очередь руководитель должен отметить положительные качества и заслуги провинившегося сотрудника и только потом изложить суть нарушения и меру наказания, которую он ему назначил. Важно помнить: чем более открыто руководитель действует перед подчиненными при наказании провинившегося сотрудника, при этом советуясь со своими заместителями, тем более уважительно к нему будет относиться его коллектив.
Профессиональная этика в служебном поведении руководителя органа внутренних дел играет одну из наиболее важных ролей, т. к. от его профессионально-этического воспитания, манеры общения, умения держаться в коллективе, а также способности строить служебное общение на основе профессионально-этических стандартов зависит достижение высоких результатов оперативно-служебной деятельности коллектива сотрудников органов внутренних дел.
Список литературы:
1. Кукушин В. М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.
2. Профессиональная культура руководителя: пути ее формирования и развития: сб. науч. статей. М., 2008.
3. Формирование профессионально-личностных компетенций в процессе воспитания сотрудни-
ков органов внутренних дел: монография / под общ. ред. профессора Н. В. Сердюк. Омск, 2017.
4. Емельянова Е. В., Батхаев В. В. Деонтологи-ческие основания принятия Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).