Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 39-44. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 8. P. 39-44.
Научная статья УДК 130.2
https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.5
Этические экзистенциалы современной экранной культуры (на примере британского сериала "Black mirror")
Сергей Леонидович Григорьев
Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия, grigoryevdiss@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9143-0636
Аннотация. С целью создания интерпретационной модели современной экранной культуры в статье представлен философско-культурологический анализ фильмов "The Entire history of you" и "San Junipero", созданных британскими кинематографистами в рамках сериала "Black mirror". Автор исследует феномен виртуальности, которая становится неотъемлемой частью жизни героев сериала, входя в их повседневность и подменяя сущность существованием. В статье транслируется идея того, что инверсия низа (быт) и верха (бытие) создает прецедент ценностной доминанты симуляции над подлинностью в экранном типе культуры. В то же время свидетельством агонизирующей сущности, едва заметной в уподобленных марионеткам индивидах, оказывается неконтролируемая иррациональность и свобода выбора, которая приводит героев либо к окончательному вырождению личности, либо к их духовной победе.
Ключевые слова: экранная культура, экзистенциалы, The Entire history of you, San Junipero, Чёрное зеркало, виртуальная реальность, симулякр
Для цитирования: Григорьев С.Л. Этические экзистенциалы современной экранной культуры (на примере британского сериала "Black mirror") // Общество: философия, история, культура. 2022. № 8. С. 39-44. https://doi.org/10.24158/fik.2022.8.5.
Original article
Ethical Existentials of Modern Screen Culture (On the Example of the British TV Series "Black Mirror")
Sergey L. Grigoryev
Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russiа, grigoryevdiss@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9143-0636
Abstract. In order to create an interpretive model of modern screen culture, the article presents a philosophical and cultural analysis of the films "The Entire history of you" and "San Junipero", created by British filmmakers as part of the series "Black mirror". The author explores the phenomenon of virtuality, which becomes an integral part of the life of the series' characters, entering their everyday life and substituting existence for essence. The article translates the idea that the inversion of the bottom (life) and the top (existence) creates a precedent of the value dominant of simulation over authenticity in the screen type of culture. At the same time, the evidence of the agonizing essence, barely noticeable in individuals likened to puppets, is the uncontrolled irrationality and freedom of choice, which leads the heroes either to the final degeneration of personality, or to their spiritual victory.
Keywords: screen culture, existentials, The Entire history of you, San Junipero, Black mirror, virtual reality, simulacrum
For citation: Grigoryev, S.L. (2022) Ethical Existentials of Modern Screen Culture (On the Example of the British TV Series "Black Mirror"). Society: Philosophy, History, Culture. (8), 39-44. Available from: doi:10.24158/fik.2022.8.5 (In Russian).
В одной из документальных киноработ российского режиссера Любови Аркус «Антон тут рядом» (Россия, 2012) незадолго до финала повествования, в центре которого - подросток-аутист, закадровый голос, принадлежащий создателю фильма, произносит такие слова: «Я давно поняла, что камера - главное действующее лицо этой истории. Камера помогла папе принять решение, и камера продлила Ринате жизнь - она умерла, когда камера была выключена. Камера изменила Антона, камера изменила меня. Она была как мой личный персональный бог, который с детства обитал в углу комнаты и не давал мне спуску»1.
1 Документальный фильм Л. Аргус «Антон тут рядом», 2012 (1:36:41-1:37:10) https://clck.ru/sSvDU (дата обращения 02.08.2022)
© Григорьев С.Л., 2022
Очевидно, что в контексте изображаемых событий, повторяемость которых стирает неизбежно существующие между ними отличия, притупляя остроту взора наблюдателя, объектив камеры приобретает магическое значение. Имеется в виду тот факт, что именно в лоне объектива рождается луч направленного внимания, в свете которого становятся заметны мельчайшие детали происходящего, независимо от того, идет ли речь об объекте или же субъекте. В итоге объектив обретает статус всевидящего ока, которое беспристрастно фиксирует все, чего ни коснется своим взором работающий с камерой человек, несмотря на субъективность самой интенции подобного видения. Другими словами, субъективный опыт, реализуемый посредством объективно задаваемых рамок, утрачивает контроль над изображением, в котором все предстает таким, каким оно является на самом деле. Что же касается осмысления того, что оказалось запечатленным посредством такого всевидящего ока, то это остается в ведении интерпретации либо реин-терпретации (Волкова, 2008), под знаком которых изображение нередко становится поводом для манипуляций сознанием, порождая симуляции и симулякры.
В данном контексте уместно вспомнить позицию В. Беньямина, который беспощадно заявляет, что оператор кинокартины ставит зрителю вместо глаз камеру. «Кино, в особенности звуковое, открывает такой взгляд на мир, который прежде был просто немыслим. Оно изображает событие, для которого нельзя найти точки зрения, с которой не были бы видны не принадлежащие к разыгрываемому действию как таковому кинокамера, осветительная аппаратура, команда ассистентов и т. д. (Разве только положение его глаза точно совпадает с положением объектива кинокамеры.)» (Беньямин, 1996: 46).
Нам же представляется, что экранный тип экзистенции в период своего формирования (распространения кинематографа) имел ярко выраженный эстетический тип, посредством которого происходила трансляция адресованных зрителю внешних образцов, выработка идеала красоты, демонстрация (подчас с упоением) безобразного. Начало XXI века стало временем перехода в новый тип экранной экзистенции - этический: экран монитора интенсивно трансформирует содержание добродетелей, стирает границы позитивных и негативных ценностей, как уже было отмечено, обусловливает инверсию процедуры служения. Исследователи, обращающиеся к анализируемому британскому сериалу в качестве художественной футурологии, также отмечают, что «...на поверхности оказываются в первую очередь не технические и технологические аспекты, а некая проективная этика будущего и будущих поколений» (Слюсарев, 2019: 22).
Размышления о смене статусов объекта и субъекта, об их инверсии в условиях экранной экспансии современной культуры возникают после знакомства с британским сериалом "В1аск mirror" / «Черное зеркало» (Великобритания, 2011). Результаты семиотической интерпретации начальных титров поддерживают нашу исследовательскую интенцию - определять сакральную роль экрана в картине мира современного человека. Знаменательно, что демонстрация названия сериала реализуется посредством уподобления экрана черной дыре, на которой в момент, когда исходное пространство покрывается трещинами, раскалываясь на отдельные фрагменты, появляются, постепенно проступая, белые буквы. Именно они складываются в текст, создавая определенное напряжение между цветом фона и рельефа, в качестве которого выступает буквенная графика.
То обстоятельство, что и буквы, и контуры трещин выделяются на черном фоне, будучи отмечены преобладанием белого оттенка, позволяет вспомнить «Черный квадрат» Малевича. Его история также связана с именем Бога, поскольку свое творение художник разместил в сакральном для каждого православного христианина месте - так называемом красном углу, где располагался иконостас. Помимо этого, черный цвет квадрата также вступает в противоречие с белым, который присутствует в очертаниях центральной фигуры, повторяя форму рамки. Думается, что в обоих случаях присутствие белого цвета - знак возможности выхода из тупика, хотя упомянутая ранее субъективность, неизбежная в процессе интерпретации или реинтерпретации, задает двойственность отношения.
Как в «Черном квадрате», с одной стороны, можно опознать черную воронку, без остатка «всасывающую» в себя светлое начало, а с другой - белое пространство, наступающее на темноту с готовностью ее поглотить, так и в проекте "В1аск mirror"' каждая серия ставит в повествовании не точку, но многоточие. Так, в сюжете "The Entire history of you" («Вся история о тебе») все случившееся с молодой семейной парой в одном случае можно квалифицировать как историю о супруге, увиденную глазами ее партнера, а в другом - историю о молодом мужчине, который видит только то, что хочет видеть, и не более того. Подобная установка кардинально противоположна намерениям другого художника - российского композитора Галины Уствольской, чью музыку критики называют «голосом из черной дыры» (Волкова, Невская, 2014: 12-21). Уходя от неопределенности «или-или», композитор средствами музыкальной выразительности предлагает слушателю не столько выбор, сколько знакомство с данностью совершенного человечеством выбора, его результатом (Волкова, Невская, 2016: 63-73).
«Чёрное зеркало» претендует на превращение в медиафраншизу, что обусловливает до-растание сериала до шестого сезона, активное распространение цитат, мемов и узнаваемых сюжетных линий в Интернет-сообществах. Кроме того, сериал все десять лет своего существования является иллюстративным ресурсом для философских и культурологических исследований1 (Conley, Burroughs. 2019; Gecer, 2018; Murray, 2013). Например, авторы книги "Black Mirror and Critical Media Theory", опираясь на таких мыслителей, как Мишель Фуко, Жан Бодрийяр, Гай Де-борд, Маршалл Маклюэн и Пол Вирильо, реконструируют сюжеты «Черного зеркала», исследуя идеи, концепции, заложенные в эпизодах. Книга построена вокруг шести ключевых тем, отраженных и исследованных в «Черном зеркале» — человеческая идентичность; культура наблюдения; зрелище и гиперреальность; глобальная эстетизация; технология и существование; мрачное будущее (Cirucci, Vacker, 2018). Вокруг перечисленных вопросов выстроены исследования и отечественных авторов (Кондауров, 2019; Кудрявцева, 2019; Суслов, Ляхова, 2019; Урусова, 2019; Ху-сяинов, 2019; Слюсарев, 2019).
"The Entire history of you" / «История всей твоей жизни». В фильме "The Entire history of you" глаз как орган зрения оказывается идентичен глазу объектива. Замена одного другим происходит вплоть до того, что накапливаемые на протяжении какого-либо промежутка времени впечатления, хранящиеся в памяти, будучи уподоблены съемке, отторгаются от своего носителя так, словно кто-то невидимой рукой выключил камеру, не дав нам возможности увидеть отснятое. Тем не менее оно не утрачивается без следа посредством таких специальных приспособлений, как:
• вживленный в располагаемую за ушной раковиной область, относящуюся к задней ушной мышце, чип;
• своего рода «пульт», размером с магнитный ключ для домофона, который обеспечивает «прокручивание» воспоминаний. Другими словами, человеческая память хранится в особом «носителе», информация с которого может выводиться на экран либо актуализироваться во внутреннем пространстве личности (внутреннее видение).
Специально отметим, что концепция «внутреннего экрана», выкристаллизовавшегося в пространстве познавательных механизмов в течение 120 лет экранной культуры, постепенно складывается из различных исследовательских позиций. В.Ф. Познин, цитируя А. Эйнштейна, пишет об эволюции механизма зрительного восприятия в культуре, приведшей в период релятивизации сознания к устойчивой интенции «заменить этот мир созданной им картинкой». Развивая идею данной замены, В.Ф. Познин рассуждает об этапе, на котором «эстетическая информация проецируется на несколько фонов опыта зрителя» (Познин, 2021: 13), и оперирует понятием «проекция-идентификация». Этот исследовательский ход - весьма продуктивное объяснение вызова визу-альности или экспансии экранного как неоспоримых процессов современной культуры, критически отраженных в анализируемом сериале. Отмеченная установка перекликается с другими современными исследовательскими позициями. Например, В.И. Михалкович размышляет над тем, что во время киносеанса наряду с «технической» осуществляется «психическая» проекция (Михалкович, 2006: 12). Глобальное заявление о повсеместной «распределенной образности» делает И.Н. Ини-шев, осуществляя «преодоление понимания образа как изолированного визуального артефакта, расширение понятия образа в направлении идеи специфических материальных сред и их состояний, что позволяет взглянуть на феномен образного как на фактор, во многом определяющий специфику визуальной экологии современности» (Инишев, 2020: 45).
Несмотря на предельную рационализацию искусственного «хранилища» (всё чаще называемую в исследованиях «дигитальной памятью» современного человека), - не случайно неоднократное воспроизведение событий, которые не были подвержены рефлексии, помогает героям сюжета "The Entire history of you" уточнять детали и черпать аргументы в пользу выдвигаемой ими точки зрения, - все конструкция рушится под действием иррациональности. Эта волна неконтролируемых эмоций, во многом «раздуваемая» в процессе неоднократной демонстрации конкретного воспоминания, приводит к краху отношений молодой пары. А.А. Костригин, анализируя данный сюжет, заостряет внимание на важном аспекте трансформации субъективности психического образа, который «выражается в возможности переживать его не только самим индивидом, у которого он возник, но и другими индивидами, а также вмешиваться в характер субъективных переживаний» (Костригин, 2019: 41).
Данная история, в центре которой изменившая своему мужу женщина, обвиняемая во лжи, оборачивается в историю о мужчине, не способном жить счастливым настоящим. Разрушивший его своими руками, одинокий, растерянный, он бродит по пустому дому, имитируя присутствие в нем супруги посредством специального, актуализирующего воспоминания устройства. Вот его
1 The Black Mirror Project. (2021) URL: https://blackmirrorideas.wordpress.com/ (дата обращения 17.01.2022).
- 41 -
возлюбленная готовит завтрак на кухне, вот сидит за книгой или поднимается по лестнице, ведущей на второй этаж, всякий раз одаривая мужчину взглядом, исполненным нежности подлинного чувства. Очевидно, что его наличие требует от партнеров и подлинных поступков - умения прощать, готовности слышать друг друга, понимать быстротечность жизни и радоваться настоящему мгновению, однако такая подлинность неподвластна механизму. Всякие оттенки этического губительны для машины, которая владеет однозначностью морали. Потому в ситуации, когда ценность информации оказывается важнее ценности человека, возникающий в отношениях диссонанс приводит к ломке и уничтожению отношений, но никак не к поломке машины.
"San Junipero"/«Святой Джуниперо». Название фильма "San Junipero" / «Святой Джуни-перо» связано с можжевельником (от англ. Junipero). Поскольку это дерево символизирует одновременно и смерть, и ее преодоление, «Святой можжевельник» - город мертвых, который предстает цифровым аналогом рая. Возможность стать его частью оказывается доступной для тех, кому предстоит выбор - дать согласие на то, чтобы информация о них была закачена в облако, и, таким образом, одобрить свое вечное существование в качестве жителя "San Junipero", либо отказаться и уйти в никуда. Причем, "San Junipero" - это не ловушка. У каждого жителя этого города есть другой шанс - удалиться.
Удивительно, но компьютерная программа столь совершенна, что оказавшиеся в райском месте люди способны испытывать спектр самых разных чувств - страха, отчаяния, боли. Они жаждут физической близости и идут на встречу с ней, испытывая удовольствие, они боятся привязанностей, пытаясь сохранить за собой право на объективный выбор. «Здесь все настоящее», - говорит одна из героинь. При этом главная проблема для большинства, которую озвучивает ее подружка, заключается в следующем: как провести вечность там, где все бессмысленно? Не случайно одно из мест "San Junipero", называемое цифровыми аборигенами топью, принадлежит тем, кто предается самым развратным разгулам, чтобы хоть что-то почувствовать. Именно это дает основание Келли назвать цифровой рай убогим кладбищем.
Тем не менее обе молодые женщины, у одной из которых в реальной жизни за плечами многие десятилетия жизни на больничной койке, где она оказалась в результате травмы, случившейся после аварии, и презрение родных за ее нетрадиционную ориентацию, у другой - 40 лет брака в счастье, смерть дочери в 39 лет и уход из жизни мужа, выбирают "San Junipero". Почему их не страшит вечность, отмеченная отсутствием смысла? Гарантом их подлинности в этой цифровой реальности, наполненной симуляциями и симулякрами, становится любовь. Только подлинность человеческого чувства создает для них смысловое пространство, в котором происходит непрестанная духовная работа над собой лишь с одной целью - отдавать все лучшее в себе другому, отдавать бескорыстно, всякое мгновение жизни жертвуя собой во имя него. Как важно, чтобы очевидность этой истины мы могли понять до того, как окажемся поставленными перед последним выбором.
Подытоживая вышеизложенное, выскажем мысль о том, что как рассматриваемые фильмы, так и весь сериал в целом помогают современному зрителю оценить все плюсы и минусы надвигающегося на нас будущего глобальной дигитальной реальности. «Информационное расцвело пышным цветом - сегодня это уже не страшные истории про будущее и не главы из антиутопий: это уже происходящая реальность, и, как все чудовищное, вблизи она не так страшна, можно сказать незаметна в своей повседневности, и с ней можно свыкнуться» (Громов, 2014: 38). Другими словами, на фоне цифровизации, формализации и рационализации человек должен предпринять определенные усилия для того, чтобы уже сегодня попытаться быть счастливым вопреки обстоятельствам и времени, сопротивляться дегуманизирующему воздействию глобальных экономических механизмов, требующих от субъекта превращения в быстро работающую машину, фиксирующую информацию без каких-либо искажений. Подобное оказывается возможным по определенной причине: искомое равновесие формального и неформального, рационального и иррационального, материального и духовного зависит исключительно от установки сознания индивида (Volkova, Orekhova et al., 2020: 680). В отличие от механизма, объективность которого исключает какой-либо диалог, мы способны договариваться с собой и с миром, обретая подлинную гармонию сущности и существования.
Список источников:
Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М, 1996. 239 с.
Волкова П.С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века. Краснодар, 2008. 200 с.
Волкова П.С., Невская П.В. К. Малевич - Г. Уствольская: в поисках параллелей // Aspectus. 2014. № 3. С. 12-21.
Волкова П.С., Невская П.В. Музыка в пространстве визуальности: коллективная монография // Лики музыки XXI века: приношение Галине Уствольской, Борису Тищенко. Спб., 2016. С. 63-73.
Громов П. Е. Интернет, Хайдеггер и глубокая скука // Обсерватория культуры. 2014. № 5. С. 32-39. https://doi.org/10.25281 /2072-3156-2014-0-5-32-39.
Инишев И. Н. Распределённая образность: имагинативные практики современной культуры. ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2020. Вып. 1 (23). С. 31-46.
Кондауров А.С. Футурошок как способ задуматься о грядущем // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. №1. С. 33-39.
Костригин А.А. Психика, сознание и личность в «Черном зеркале» // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. №1. С. 39 - 46.
Кудрявцева А.А. Отношения властности между Человеком и машиной // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. №1. С. 46-53.
Михалкович В.И. Избранные российские киносны. М., 2006. 318 с.
Познин В.Ф. Экранное пространство и время. Структурно-типологический и перцептуальный аспекты. СПб., 2021. 390 с. Слюсарев В.В. Философия «Черного зеркала»: об обществе грядущих поколений // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. №1. С. 73-78.
Слюсарев В.В. Философия «Черного зеркала»: переворот в мозгах из края в край... // The Digital Scholar: Philosopher's Lab / Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1. С. 22-32. 10.5840/dspl2019212.
Суслов М.Д., Ляхова Е.С. Может ли искусственный интеллект обладать сознанием? // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. №1. С. 53-60.
Урусова Е.А. Взаимоотношения личности и общества, отраженные в «Черном зеркале» // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. №1. С. 66-73.
Хусяинов Т.М. Цифровое правосудие: отражение в «Черном зеркале» // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. №1. С. 60-66.
Cirucci A.M., Vacker B. Black Mirror and Critical Media Theory. Lexington: Lexington Books, 2018. 274 p. Conley D., Burroughs B. Black Mirror, Mediated Affect and the Political // Culture, Theory and Critique. 27 February 2019. 10.1080/14735784.2019.1583116.
Gecer E. Judgment, Surveillance and Cultural Desensitization Triangle in TV Series: The Case of Black Mirror // OPUS. Uluslararasi Toplum Ara§tirmalari Dergisi - International Journal of Society Researches. 2018. Vol. 8, iss. 15. P. 1669-1695. 10.26466/opus .441690.
Murray T. Television: Black Mirror Reflections // Philosophy Now. 2013. Iss. 97. P. 42-44.
Volkova P. S., Orekhova E. S., Saenko N. R., Trofimova L. V., & Barova A. G. Features of the Modern Process of Differentiation of Sense and Meaning in Communication. Media Watch. 2020. 11 (4). P. 679-689.
References:
Ben'yamin, V. (1996) Das Kunstwerk im Zeitalter seiner technischen Reproduzierbarkeit. Moscow, 239 p. (In Russian) Cirucci, A.M., Vacker, B. (2018) Black Mirror and Critical Media Theory. Lexington: Lexington Books. 274 p. Conley, D., Burroughs, B. (2019) Black Mirror, Mediated Affect and the Political, Culture, Theory and Critique. Available from: doi:10.1080/14735784.2019.1583116.
Gecer, E. (2018) Judgment, Surveillance and Cultural Desensitization Triangle in TV Series: The Case of Black Mirror, OPUS. Uluslararasi Toplum Ara§tirmalan Dergisi - International Journal of Society Researches, 8 (15), 1669-1695. Available from: doi:10.26466/opus.441690.
Gromov, P.E. (2014) Prospects for Intensifying and Spreading Creativity as a Precondition of Social Progress. Observatoriya kul'tury. 5, 32-39. Available from: doi:10.25281/2072-3156-2014-0-5-32-39 (In Russian) _
Inishev, I.N. (2020) Distributed imagery: imaginative practices of contemporary culture. ПРАЕНМА. Problemy vizualnoy se-miotiki, (1), 31-46. Available from: doi:10.23951/2312-7899-2020-1-31-46. (In Russian)
Khusyainov, T.M. (2019) Tsifrovoye pravosudiye: otrazheniye v "Chernom zerkale" [Digital justice: Reflected in the "Black Mirror]. Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa. 2 (1), 60-66. (In Russian)
Kondaurov, A.S. (2019) Futuroshok kak sposob zadumatsya o gryadushchem [A future shock as a way to think about tomorrow]. Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa. 2 (1), 33-39. (In Russian)
Kostrigin, A.A. (2019) Psikhika. soznaniye i lichnost v "Chernom zerkale" [Psyche, consciousness and personality in the "Black Mirror"]. Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa. 2 (1), 39-46. (In Russian)
Kudryavtseva, A.A. (2019) Otnosheniya vlastnosti mezhdu Chelovekom i mashinoy [Power relations between human and machine]. Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa. 2 (1), 46-53. (In Russiаn)
Mikhalkovich, V. I. (2006) Selected Russian films. Moscow, 318 p. (In Russian) Murray, T. (2013) Television: Black Mirror Reflections, Philosophy Now. (97), 42-44.
Poznin, V. F. (2021) Screen space and time. Structural-typological and perceptual aspects. St. Petersburg, 390 p. (In Russian) Slyusarev, V.V. (2019) Filosofiya "Chernogo zerkala": ob obshchestve gryadushchikh pokoleniy [The philosophy of the "Black Mirror": About the society of future generations]. Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa. 2 (1), 73-78. (In Russian)
Slyusarev, V.V. (2019) Filosofiya «Chernogo zerkala»: perevorot v mozgakh iz kraya v kray... [The philosophy of the "Black Mirror": A revolution in the minds up and down...] Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa. 2 (1), 22-32. (In Russian)
Suslov, M.D., Lyakhova, E.S. (2019) Mozhet li iskusstvennyy intellekt obladat soznaniyem? [Can Artificial Intelligence be conscious?] Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa. 2 (1), 53-60. (In Russian)
Volkova, P.S. (2008) Reinterpretation of a literary text (based on the material of the art of the XX century). Krasnodar, 200 p. (In Russian) Volkova, P.S., Nevskaya, P.V. (2014) K. Malevich - G. Ustvolskaya: in the search of parallels. Aspectus, 3, 12-21. (In Russian) Volkova, P.S., Nevskaya, P.V. (2016) Music in the visual space, Faces of music of the XXI century: an offering to Galina Ustvolskaya, Boris Tishchenko. St. Petersburg, pp. 63-73. (In Russian)
Volkova, P. S., Orekhova, E. S., Saenko, N. R., Trofimova L. V., & Barova, A. G. (2020) Features of the Modern Process of Differentiation of Sense and Meaning in Communication. Media Watch. 11 (4), 679-689.
Urusova, E.A. (2019) Vzaimootnosheniya lichnosti i obshchestva. otrazhennyye v "Chernom zerkale" [The relationship between individual and society: Behind the "Black mirror"]. Tsifrovoy uchenyy: laboratoriya filosofa. 2 (1), 66-73. (In Russian)
Информация об авторе С.Л. Григорьев - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=303464.
Information about the author S.L. Grigoryev - PhD in Philosophy, Associate Professor, Philosophy Department, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=303464.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 28.06.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 16.08.2022.