педагогические Раздорская Инна Михайловна, Урусова Татьяна Ивановна, Резцова Татьяна Васильевна и другие
науки ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ...
УДК 378.062 : 174
ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
© 2018
Раздорская Инна Михайловна, доктор фармацевтических наук, профессор, заведующая кафедрой
управления и экономики фармации Урусова Татьяна Ивановна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры
управления и экономики фармации Резцова Татьяна Васильевна, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры
управления и экономики фармации Ульянов Владимир Олегович, кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected])
Аннотация. Для построения продуктивного взаимодействия преподавателю необходимо знать мнение студентов о различных сторонах общения в системе «субъект - объект», как в процессе изучения предмета, так и во внеаудиторном общении, в том числе, и в процессе выполнения совместных научных исследований. Целью исследования явилось изучение этических аспектов общения преподавателей и студентов в процессе обучения на фармацевтическом факультете. Целевой аудиторией исследования стали студенты первого и пятого курсов фармацевтического факультета Курского государственного медицинского университета. Все опрошенные (106 чел.) сталкивались с проблемами межличностного общения в сфере высшего образования и его влиянием на учебный процесс. Показано, что общение является плодотворным для обеих сторон в случае правильного выбора преподавателем позиции по отношению к другой стороне общения - студенту. Проанализировав ответы студентов на представленные им вопросы анкеты, а также исходя из личного опыта преподавателей, нами были разработаны: авторская информационная модель «Преподаватель глазами студента», схема и формула взаимоотношений преподавателя и студента.
Ключевые слова: взаимодействие, преподаватель, студент, общение, отношение, виды взаимодействия, опрос респондентов, проблемы взаимоотношений, мнения студентов, личные и профессиональные качества преподавателя, формула взаимоотношений.
ETHIC ASPECTS OF THE TEACHERS AND STUDENTS INTERACTION IN THE PROCESS OF EDUCATION
© 2018
Razdorskaya Inna Mikhailovna, doctor of Pharmaceutical Sciences, professor, Head of the Department
of Pharmaceutical Marketing and Management Urusova Tatyana Ivanovna, candidate of Pharmaceutical Sciences, associate Professor of the Department
of Pharmaceutical Marketing and Management Reztsova Tatyana Vasilevna, candidate of Pharmaceutical Sciences, associate Professor of the Department
of Pharmaceutical Marketing and Management Ulyanov Vladimir Olegovych, candidate of Pharmaceutical Sciences, associate Professor of the Department
of Pharmaceutical Marketing and Management Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, street Karla Marxa 3, e-mail: [email protected])
Abstract. For making productive interaction, a teacher should know the students' opinion of the different aspects of communication in the 'Subject - Object' system in the process of studying an academic subject and during extracurricular communication as well, for example, while making collective scientific research. The aim of the research is studying ethic aspects of the teachers and students communication in the process of studying at the pharmaceutical faculty. The first year and the fifth year students of the Pharmaceutical Faculty of Kursk State Medical University have been the target audience of the research. All the respondents (106 persons) faced the problems of interpersonal interaction in the sphere of higher education and its influence on the educational process. It has been shown that the interaction is fruitful for both sides in case of a teacher's proper choice of the attitude to the other object of communication, the student. Moreover, having analyzed the students' answers to the questions and based on the personal experience of the teachers of the Department of Pharmaceutical Marketing and Management of Kursk State Medical University, we have worked out the author model 'The Students' Idea of a Teacher', the scheme and the formula of the teacher and student interactions.
Keywords: interaction, teacher, student, communication, interrelation, kinds of interaction, survey of the respondents, problems of interrelations, the students' opinions, personal and professional qualities of a teacher, formula of interactions.
Взаимопонимание - залог успеха всякого воспитания, .....
Д.С. Лихачёв
Взаимодействие в системе «преподаватель - студент» представляет собой систему взаимных воздействий субъектов, включенных в совместную деятельность на основе общих целей профессионального образования. Это взаимодействие между преподавателем и студентом влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста, таких как человек, истина, образование, профессия и другие.
Взаимодействие связано с понятиями «общение», «отношения», «взаимоотношение» [1].
Взаимоотношения являются сторонами общения и могут быть деловыми и личными. В ходе взаимоотношений возникает несколько видов зависимости:
1) деловые отношения равенства, когда субъекты
имеют равные права и обязанности (ДОР);_
2) деловые отношения подчинения, в которых один субъект согласно нормативным документам занимает положение, обязывающее его давать указание другому субъекту взаимоотношений, осуществлять контроль за его действиями и принимать результаты этих действий (ДОП);
3) личные отношения, возникающие на основе психологических мотивов симпатии, общности взглядов, интересов, неприязнь и другие (ЛО) [2, 3].
Преподаватель в процессе общения со студентом использует все разновидности взаимоотношений. Проблема, с которой он сталкивается постоянно: какой вид зависимости оптимально использовать в той или иной ситуации, и каким образом другая сторона взаимоотношений - студент к этому относится [4-15].
Общение в процессе обучения выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в него участников - преподавателя и
Razdorskaya Inna Mikhailovna, Urusova Tatyana Ivanovna, Reztsova Tatyana Vasilevna ETHIC ASPECTS OF THE TEACHERS AND STUDENTS INTERACTION ...
pedagogical sciences
студента. Знание закономерностей общения и наличие навыков общения особенно важны для преподавателя высшей школы, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить студентов в процесс обучения, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам обучения и воспитания через предмет.
Целью исследования является изучение этических аспектов общения преподавателей и студентов в процессе обучения на фармацевтическом факультете.
Целевой аудиторией исследования стали студенты первого и пятого курсов фармацевтического факультета Курского государственного медицинского университета.
Все опрошенные (106 чел.) сталкивались с проблемами межличностного общения в сфере высшего образования и его влиянием на учебный процесс.
Студентам была предложена анкета, разработанная Пугачевым В.В. и адаптированная к опросу студентов фармацевтического факультета [16]. Анкета содержала вопросы, ответы на которые дают представление о том, как складываются их отношения с преподавателями в процессе обучения
Анализ ответов показал, что у 20% опрошенных студентов сложились доверительные отношения с преподавателями, и они считают возможным и уместным такие отношения. Только 2% респондентов посчитали такие отношения для них неприемлемыми.
Выяснилось, что студентам нравится общаться с преподавателями, которые интересно преподносят свою дисциплину и приобщают их к научным исследованиям (60,7 %); около 25% опрошенных предпочитают дружеское общение с преподавателем заменяющее учебный процесс, и совсем небольшое количество респондентов не возражают против чрезмерной строгости на занятиях (3,5%) (таблица 1).
Таблица 1 - Какой тип преподавателя Вы предпочитаете?
Ответ %
У этого преподавателя хорошо структурированы занятия, четкое следование графику занятий, частые проверочные мероприятия, заранее известные требования для сдачи экзамена/зачета, от которого он никогда не отклоняется; 21, 4
С преподавателем всегда можно поговорить обо всем, он быстро рассказывает минимум того, что нужно знать, на экзамене с ним довольно просто; 23,2
Этот преподаватель интересно преподносит свою дисциплину и приобщает к научным исследованиям; 60, 7
От вида преподавателя легкий холодок по коже, жесткое третирование в течение семестра, которое, как ни странно, обеспечивает довольно хороший уровень знаний на экзамене; 3, 5
Другое 0
В сфере высшего образования преобладает установка одинакового подхода ко всем студентам. Однако педагог - такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии и порой, волей неволей, у некоторых преподавателей появляются любимые студенты и наоборот. Мнение студентов по этому поводу представлено в таблице 2.
Главная задача преподавателя, которая решается в ходе общения со студентом, - раскрытие его личности. Поэтому преподаватель должен обладать не только знаниями конкретного предмета, но и умением войти в контакт со студентом, заинтересовать его, воспитать нужные для профессии качества [17-20].
Решение этой задачи зависит от личностных способностей преподавателя, его умения анализировать свои действия, понимать студентов, устанавливать с ними контакт, адекватно реагировать на их действия. Известно, что отношение к преподавателю студент переносит на изучаемый предмет.
Таблица 2 - Как Вы относитесь к тому, что у некоторых преподавателей есть «любимчики», которым значительно проще учиться?
Ответ %
Большинство таких «любимчиков» просто умеют подмазываться, большая часть студентов никогда не будет искать расположения преподавателей; 41,0
Нормально, эти ребята заслужили себе такую репутацию упорством и старательностью; 16,0
Меня не интересует, как учатся другие студенты, а сам я учусь хорошо и без привилегий; 39,2
Другое 1,8
Проблема взаимоотношений преподавателя и студента важна еще и потому, что возможны конфликтные ситуации, влияющие на процесс обучения. Студенту придется иметь дело с преподавателем, даже если он ему неприятен, точно так же, как и преподавателю придется терпеть нерадивого студента, по крайней мере, один семестр. Студент, считая оценку его знаний неадекватной, может вступить в конфликт с преподавателем в открытой форме, но чаще он уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, враждебности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением или на форумах студенческих сайтов в интернете (таблица 3).
Таблица 3 - Насколько сильно личная неприязнь к преподавателю может
повлиять на Ваше рвение в изучении дисциплины?
Ответ %
Возможно, негативные эмоции, испытываемые на занятиях у этого преподавателя, скажутся на моем отношении к предмету. Но, несмотря на это, я постараюсь не запускать, не прогуливать, хотя и буду стремиться отделаться побыстрее от этого предмета; 69,6
Мне все равно, я буду ходить на эти лекции и занятия, мне нужно сдать этот предмет. Потерплю как-нибудь; 28,5
Я не смогу чувствовать себя комфортно, постараюсь перевестись в другую группу или, возможно, подам вместе с другими студентами заявление в деканат с просьбой сменить нам преподавателя; 1,8
Другое 1,8
Из данных опроса видно, что большая часть студентов умеет справляться со своими эмоциями, несмотря на это, личная неприязнь все-таки сказывается на отношении к предмету, однако изучаемый предмет для них важнее эмоций.
Большинство опрошенных студентов считает, что у преподавателей мотиваторами работы в первую очередь являются материальные причины и только в незначительной степени энтузиазм и радость от общения со студентами и коллегами (таблица 4).
Таблица 4 - Как Вы думаете, что заставляет преподавателя вставать утром и идти на работу?
Ответ %
Как и всех - необходимость где-то и чем-то зарабатывать 73.2
Энтузиазм, сознание благородства своего дела - преподавания 19,6
Желание оставаться всю жизнь в неповторимой среде творческой мысли, молодости, силы и энтузиазма 14,2
Жажда общения со студентами и коллегами 5,3
Другое -
Комментируя эти ответы, можно сделать выводы о падении престижа преподавательской профессии, о недостаточном уровне профессионализма вузовских педагогов, неумении или нежелании показать свою роль в образовании молодежи.
педагогические науки
Раздорская Инна Михайловна, Урусова Татьяна Ивановна, Резцова Татьяна Васильевна и другие ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ...
Преподаватель - это не только профессия, но и миссия воспитания личности студента. Увлеченное отношение преподавателя к своему предмету, четкость, организованность в работе, такт в отношениях со студентами, умение оказать им помощь в усвоении основ будущей профессии, объективность в оценке знаний и выдержка в неоднозначных ситуациях - все это влияет на процесс обучения и воспитания. Именно отношение преподавателя к процессу обучения раскрывает перед студентом истинные цели деятельности преподавателя [21-27].
В целом можно сказать, что студенты старших курсов более требовательны к преподавателю, чем студенты первых курсов.
Так, старшекурсники намного выше, чем первокурсники ценят у преподавателя умение заинтересовать, коммуникабельность и чувство юмора. Напротив, студенты первого курса придают больше значения внешнему виду и строгости преподавателя высшей школы. Сравнительно близки позиции в оценке возрастного диапазона, лояльности, интеллигентности и психологических знаний у преподавателя, практически совпали мнения относительно наличия определенного стиля взаимодействия у преподавателя высшей школы. Студентами часто включались в идеал педагога такие качества, как высокий интеллект (67%), коммуникабельность (87%), ответственность (40%), эмпатийность (57%), порядочность (84%), владение средствами вербальной и невербальной коммуникации (44%), а также обаяние, хорошие манеры, аккуратность.
На втором этапе исследования студентам было предложено проранжировать по значимости по трехбалльной системе профессиональные и личные качества преподавателя. Качества были предварительно отобраны с помощью контент-анализа литературных источников, посвященных данной проблеме. Результаты представлены в виде описательной информационной модели на рисунке 1.
ВЗ = 30% ДОР + 60% ДОП + 10% ЛО
ПРИОРИТЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
профессиональные обязанности преподаватель как личность отношение к студентам
- излагает материал б доступной форме: -заинтересовывает излагаемым материалом: - осознает реальные границы своего незнания; - стремится к новым знаниям: - увлекается наукой, приобщает к ней студентов. - коммуникаб ельный, интересен коллегам и студентам; -ответственно относится к процессу преподавания; - в меру элегантен, одет со вкусом; - обладает чувством юмора; ВУЗу и студентам. - объективен в оценке знаний; -учитывает индивидуальные особенности каждого студента; -является оптимистом, всегда корректен по отношению к студентам; - проявляет уважение к студентам как лично стям; - формирует уважение к профессии провизора.
Рисунок 1 - Описательная информационная модель «Преподаватель глазами студента» фармацевтического факультета КГМУ
Анализ результатов ранжирования показал, что для студентов из трех составляющих модели наиболее значимы характеристики, связанные с выполнением профессиональных обязанностей и отношением к студентам.
Однако основой этих двух составляющих модели является характеристика преподавателя как личности. Именно личные характеристики оказывают влияние на отношения к профессии, коллегам и студентам.
Таким образом, взаимодействие между преподавателем и студентами может быть позитивным лишь при заинтересованном стремлении взаимодействующих сторон видеть друг в друге позитивные качества. Именно такое общение обогащает обе стороны взаимодействия. Во многом это зависит от правильного выбора преподавателем позиции по отношению к другой стороне общения - студенту, что представлено на рисунке 2.
Проанализировав ответы студентов на представленные им вопросы, и исходя из личного опыта преподавателей кафедры управления и экономики фармации КГМУ, нами была сформулирована формула взаимоотношений (ВЗ) преподавателя и студента_
Рисунок 2- Схема взаимоотношений в системе «преподаватель - студент»
Рационально используя соотношение разных видов зависимости, преподаватель может достичь основную цель своей деятельности: профессиональная подготовка будущих специалистов в соответствии с потребностями общества, воспитание личности студента в соответствии с требованиями профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Словарь / под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
2. Козырев В.А., Шубин Н.Л. Высшее образование России. СПб,: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. 364с.
3. Лукашевич В.В. Психология и педагогика. Учебник для студентов высших учебных заведений. - ЭЛИТ, 2004. - 351с.
4. Болотов, В.А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. 2006. №1. С. 22-31.
5. Давыдова, Л.Н. Различные подходы к определению качества образования / Л.Н. Давыдова // Качество. Инновации. Образование. 2005. №2. С.5-8.
6. Некрасов, С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста / С.Д. Некрасов // Университетское управление. 2003. №1(24). С.42-45.
7. Филатов, О.К. Технология обучения в высшей школе: учеб. пособие / О.К. Филатов, Д.В. Чернилевский. М.: Экспедитор, 2006.288 с.
8. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Некоторые особенности развития межкультурной коммуникации преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 190-194.
9. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. 2004. №4. С. 130137.
10. Сысоева Е.Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 209-213.
11. Бодалев, А.А.. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности / А.А. Бодалев // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов СПб.: Изд-во Питер, 2000. С.336-344.
12. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Развитие коммуникативного интегративного компонента профессиональной компетентности преподавателя вуза в условиях холистичной информационно-образовательной среды // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21).
Razdorskaya Inna Mikhailovna, Urusova Tatyana Ivanovna, Reztsova Tatyana Vasilevna ETHIC ASPECTS OF THE TEACHERS AND STUDENTS INTERACTION ...
pedagogical sciences
С. 269-272.
13. Сысоева Е.Ю. Рефлексивный анализ имидж-образующих характеристик преподавателя вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 209-213.
14. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. М.: Академия, 2000. С.163-175.
15. Найниш Л.А., Голубинская Т.В., Горбунова В.С. Личности преподавателя технического вуза 21 века // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 112-116.
16. 11Пугачев В.В. Развитие у студентов вуза умений взаимодействия с преподавателем //Международная научно-практическая конференция «Современное профессиональное образование: теоретические основы и прикладные аспекты». - [Электронный ресурс] // Режим доступа: //econf.rae.ru.
17. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. М.: Akademia, 2005. С.302.
18. Григораш О.В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов. / О.В. Григораш // Вестник высшей школы.- 2013.-№3.- С.71-75.
19. Юдина С.М., Иванова И.А., Архипова А.В. Современные образовательные стратегии в медицинском вузе. Образование: традиции и инновации: Материалы III международной научно-практической конференции (21 октября 2013 года).- Отв. Редактор Уварина Н.В. -Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s r. o., 2013. - С. 144-146.
20. Чернятина М.А., Михин В.П., Гладченко М.П. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе. Образование: традиции и инновации: Материалы III международной научно-практической конференции (21 октября 2013 года).- Отв. Редактор Уварина Н.В. -Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s r. o., 2013. - С. 390-392.
21. Журавлев, А.Л. Психология коллективного субъекта / А.Л. Журавлев // Психология индивидуального и группового субъекта / под. ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Речь, 2002. С.51-81
22. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Профессиональная идентичность преподавателей высших учебных заведений: теоретические и эмпирические результаты исследования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 203-206.
23. Столбова Е.А. Формирование профессионального имиджа будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 206-208.
24. Пустовалова Н.И., Пустовалова В.Г., Папушина
A.В. Социально-профессиональная адаптация начинающих преподавателей вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 79-83.
25. Федосова И.В. Формирование педагогического имиджа у будущих специалистов сферы образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 162-166.
26. Димухаметов Р.С., Столбова Е.А., Цилицкий
B.С. Ценностная ориентация как предиктор формирования профессионального имиджа будущего педагога // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21).
C. 422-424.
27. Когда человек - проблема: Что делать?; [пер. с англ. Д.В. Котелкина]. М.: Издательство «Омега» - Л.»: SmartBook, 2009.- 131 с.
Статья поступила в редакцию 16.01.2018
Статья принята к публикации 26.03.2018