А. А. Гагаев,
заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Рузаевского института машиностроения Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук, профессор П. А. Гагаев,
доктор педагогических наук, профессор
Этические аспекты феномена здравого смысла
I. Повседневно-обыденное определение здравого смысла.
1. Здоровое, правильное, нормальное мышление психически и физически здоровых людей в повседневности и обыденности.
Здравый смысл как физиологический орган мозга логически основан на модели причинно-следственной связи, отношении совместимости, выводимости, следования, аксиоме логической последовательности мышления (отношение совместимости, выводимости, следования; основание-следствие; общее; модель развития; утверждают основания — утверждают следствия, отрицают следствия — отрицают основания; правила силлогизма; модели тождества; телеология; цикличность; проверка и корректировка на практике).
2. Практическое мышление в повседневности и обыденности, средний интеллект.
3. Специализированный здравый смысл в профессиях.
4. Здравый смысл есть реалистическое мировоззрение, материализм.
5. Акт рассудка, разделения; фиксирования эквивалент-ностей, чувственных репрезентаций; акт экстенсивный, локальный, консервативный, этнокультурный.
II. Общая модель здравого смысла:
ЗСа(не-а) = SK(IL jjj л ТррJN j ) 2Х(не х) ,
К = ФИО SpA ,
где ЗС — здравый смысл в человеке а или его отсутствие (не-а); человек — вид Homo sapiens, Homo debilis, раса, этнос; S — этнокультурная форма знания, модель общей
и частной социальной справедливости; К — здравый смысл как обосновывающая процедура в самосознании и дидактика (авторитет, дисциплина, быстрота, надежность, наслаждение, пример, наставление, подражание, упражнение, продолжение, повторение).
IL -М—-——^——— — здравый смысл как физиологический
орган мозга, суперпозиция высших психических функций, функция адаптации к среде в изменяющихся и неповторяющихся условиях, контролирующая эмерджентная система мозга, которая на эссенциально-субстратной основе определяет семантику, из которой вытекает синтаксис рассуждений. I — система рефлексов, определяющая систему высших психических функций, функций адаптации к изменяющимся условиям пространства-времени; L — высшие психические функции и функции адаптации; Бр — божественный разум; Тр — теоретический разум; объективный вывод, логика открытия, ретросказания и предсказания; N — личный стиль мышления; Мр — мистический разум, фортуна; Пр — практический разум; практический силлогизм; J — жажда самоактуализации, творчество.
Х(не-Х) — реальные люди с мерой реального смысла и его отсутствия в социальных ролях (семейная, политическая, профессиональная, религиозная, этнорасовая) и моделях личности.
Не-Х — мышление вида Homo debilis и патологическое здравое мышление, патологический здравый смысл патологии нормальности в условиях выживания и конкуренции в рынке и демократии, маргинальных средах, формах ролей (семейной, политической, религиозной, профессиональной, этнорасово-культурной).
Ф — функционально-профессиональные знания и профессиональная здравая воля.
И — классические формы истины и реалистическое научное мировоззрение, определение значимости, значений, смысла, бессмысленности, смысла бесовского характера.
О — образованность и воспитанность в традиции, мера коллективизма и индивидуализма, количественный и качественный здравый смысл.
Sp — спасительное знание в форме здравой веры св. Августина, св. А. Кентерберийского, П. Абеляра, Т. Мюн-
цера, Ж. Кальвина, Ч. Пирса, У. Джемса, св. Аввакума, св. Т. Задонского: а) верить, чтобы понимать (св. Августин, св. А. Кентерберийский); б) понимать, чтобы верить (П. Абеляр, Т. Мюнцер); в) верить, чтобы любить (Ж. Кальвин); г) слушать и исполнять то, что говорит Господь, и не слушать и не исполнять то, кто бы не утверждал, что противоречит заповедям Господа и учениям Отца и Сына (св. Т. Задонский); д) верить Иисусу Христу по истине, неизменно и разумно; е) верить, конструируя кондициональные условия реальности и осуществляя то, во что веришь (Ч. Пирс, У. Джемс). Условия: необходимое, достаточное, развитие, граничное, начальное.
А — антропологическое открывающее знание, личный опыт и собственный ум, способность свободно принимать решение.
1. Личный опыт и ум; опытность своя, а не чужая; личные логики открытия.
2. Необходимая алиенативность и конформность.
3. Логический процесс суждений съяд вада и из средних аксиом, объективный вывод в пространстве-времени, ситуации.
4. Традиция и развитие.
5.1. Мера самоорганизации и внешней регуляции, индикативный закон.
5.2. Идентификация и идентичность, иерархия и способность принятия решения.
5.3. Телеология целей и средств (расширенное воспроизводство расы и этноса, семьи в своем месторазвитии).
5.4. Естественная цикличность. Терпение и право на вооруженное сопротивление при угрозе жизни, расы, семьи.
5.5. Антиномия ненасильственного действия, контроль эффективности действия (афферентный синтез, акцептор действия, решение, действие, эфферентный синтез).
2 — логический процесс: а) отношение пересечения рефлексий: феноменологической, атрибутивной, функциональной, структурно-функциональной и функционально-структурной в форме субстратной рефлексии; семантика, которая определяет синтаксис, но не наоборот, и на этой основе — отношение совместимости, выводимости, следования; б) суждения сьяд вада; в) суждение из средних аксиом, но не всеобщих аксиом и уникальности; г) объективный вывод и вероятностный
вывод в единстве с моральным и эстетическим суждением в заинтересованной форме познания; ретросказание и предсказание, гипотезы и их проверка; логика открытия в ситуациях; д) антиномичный тип логики.
Здравый смысл — не единство всеобщего и единичного, как полагает Г. Ф. В. Гегель, а единство всеобщего, общего, конкретно-абстрактного, единичного и уникального. «Разумность состоит во взаимопроникающем единстве всеобщности и единичности»1. Как раз нарушением здравого смысла будет сосредоточение на всеобщем, единичном, их связи, формуле «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно»2.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Немецкая классическая философия. Право и свобода. М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 2000. Т. 1. С. 558.
2 Там же. С. 314.
Н. Г. Юрченкова, заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Российской правовой академии (Саранский филиал) Минюста России, доктор философских наук, профессор
Мордовский национальный эпос в основе формирования нравственной культуры1
Освоение ценностей традиционной национальной культуры приобретает особое социальное значение. Уникальными средствами передачи духовно-ценностного опыта предшествующих поколений обладает фольклор, являющийся отражением мировоззрения и психологии. Поэтому содержание фольклора вобрало в себя накопленное веками «житейское уменье» жить в мире и согласии с собой и окружающими. Благодаря этому у фольклора появилась способность к нравственному очищению, которое является залогом и необходимым условием для духовного и физического здоровья человека.
Мордовский фольклор представляет нам полную палитру общечеловеческих и общественных ценностей. В его рамках интернациональное уживается с национальным. Ярким примером этого является мордовский национальный эпос —