М.М. Рогожа
УДК 174: 651 (045)
Этическая составляющая профессиональной деятельности
Природа и функционирование профессиональных этик рассматриваются на примере документоведения. Отмечается, что в современном, постиндустриальном, обществе этическое регулирование развивается в тех профессиях, которые связаны с потребителями профессиональных услуг прямо или опосредованно, а их результаты актуально или потенциально способны наносить человеку ущерб. В статье уделяется внимание идее нового профессионализма, которая акцентирует этическую составляющую профессиональной деятельности. Указывается, что специалисты-этики зачастую не привлекаются к разработке и обеспечению профессиональных этик в силу их неготовности работать в рамках специфического этического знания с четкой ориентированностью на функционализм. Определяются условия возможности участия специалистов-этиков в разработке профессиональных этик. Рассматриваются вопросы профессиональной этики документоведов.
Ключевые слова: профессиональная этика, прикладная этика, новый профессионализм, этическая регуляция, документоведение.
Предложенный редакторами журнала вопрос о природе и особенностях «профессиональных и "экстрапрофессиональных" нормативно-ценностных систем... в условиях... модернизирующегося общества» дал возможность представить некоторые размышления о природе профессиональных этик, конкретизируя общие положения примерами из той области, которая крайне редко становится предметом внимания специалистов-этиков, - документоведения.
Хотелось бы сразу отметить, что в контексте темы, связанной с нынешним этапом развития профессиональных этик, современное общество корректнее называть не «модернизирующимся», а «постиндустриальным», имея в виду то значение, которое придавал профессиональной состав-
ляющей постиндустриального общества Д. Белл. В начале 1970-х гг. он очертил контуры «грядущего постиндустриального общества» в рамках «опыта социального прогнозирования»1. Сегодня многие прогнозы сбылись, футурологи-ческие картины стали реальностью. В постиндустриальном обществе, как и предвидел Белл, основополагающий характер приобрели производство информации и развитие научного знания. На первый взгляд, приемлемее называть современное общество «информационным», но в концепции Белла аргументировано доказывается, что информационное общество - это только одна из составляющих современности, связанная с производством, упорядочиванием и хранением информации, в то время как при помощи понятия «постиндустриальное общество» определяется системообразующий фактор современного мира - интеллектуальная технология. Увеличение сегмента наукоемких технологий существенно повысило спрос на высококвалифицированных работников на рынке труда и неизбежно привело к снижению потребности в низкоквалифицированных и неквалифицированных работниках. По Беллу, неотъемлемой чертой постиндустриального этапа развития общества стало появление в нем широкого слоя профессионалов.
Профессионалы - люди, которые получили специальные теоретические знания и практические навыки, а в процессе трудовой деятельности приобрели соответствующий опыт и стаж. Работая экспертами, консультантами, научно-техническими специалистами, они играют ведущую роль в современной экономике и шире - в обществе в целом2. В
1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования /Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2004.
2 Оборотная сторона научно-технического прогресса вызывает серьезную обеспокоенность ученых (см., например: Beck U. From Industrial Society to the Risk Society: Questions of Survival, Social Structure and Ecological Environment. // Theory Culture Society. № 9. 1992.
постиндустриальном обществе не социальное происхождение и финансовый достаток, а профессиональная компетентность стала определяющим критерием оценки кандидата на должность. Белл назвал такое положение дел ме-ритократическим господством.
Следует отметить, что в западной культуре понятие профессии традиционно связано с идеями призвания, служения. Например, понятием «профессия» в немецком и английском языках охватываются смыслы «призвания»,
о
«связанности обетами»3. Ценностный компонент заложен в самые основы профессиональной деятельности и изначально обусловлен потребностью занятых трудовой деятельностью представителей социальных групп определять свою общественно значимую миссию посредством имплицитных или эксплицитных этических регламентаций. С возникновением профессии как специфического явления эпохи Модерна, сопряженного со специализированной, предмет-
^ ^ 4
но-определенной и целеориентированной деятельностью4, действие этики распространяется в тех отраслях, функционирование которых актуально или потенциально способно нанести моральный и/ или материальный ущерб жизнедеятельности отдельного человека, группе лиц или обществу в целом.
Таким образом, традиционные профессиональные этики медика, военного, ремесленника дополняются рядом новых ценностно-нормативных систем профессиональной деятельности. Этика развивается в тех профессиях, которые
С. 97-123), но в данной статье выходит за рамки рассматриваемой темы.
о
3 Зубец О. П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып. 4 / Под ред. А. А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2003. С. 103-120.
4 Данное определение профессии см.: Апресян Р. Г. Вид на профессиональную этику // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 25 / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004. С. 174.
непосредственно связаны с клиентами, потребителями профессиональных услуг напрямую или опосредованно, а их результаты актуально или потенциально способны наносить им ущерб. Это инженерное дело, управление, экономика, государственная служба и ряд других профессий. Этика призвана снимать противоречия между общими моральными требованиями и требованиями к индивиду как представителю профессии, устранять напряжения, возникающие между общечеловеческими и профессиональными ценностями. Запрос на этическое регулирование идет изнутри и извне профессии.
Запрос извне, от общества, обусловил появление новой формы этики, направленной на непосредственное внедрение этического знания в общественную практику. Это прикладная этика, которая регулирует отношения представителей профессии с заинтересованной (обеспокоенной) общественностью. Как таковая, прикладная этика возможна только в гражданском обществе, поскольку именно публичная сфера становится местом обсуждений общественностью актуальных этических проблем, достижения договоренностей, принятия решений, а также создания механизмов общественного мониторинга и обеспечения его действенности.
Запрос на этическое регулирование, идущий изнутри профессии, активирует механизмы действия профессиональной этики, вернее профессиональных этик, поскольку в каждой профессии предлагается достаточно автономная нормативно-этическая система, действенная только в ее рамках.
Сегодня специалистами в области профессиональных и прикладных этик активно обсуждается идея нового профессионализма, с помощью которой акцентуируется этическая составляющая профессиональной деятельности. В рамках нового профессионализма появляется возможность сознательного конструирования и целенаправленного внедрения этической составляющей в профессиональную деятель-
ность, формирование гармоничных отношений в трудовом коллективе, основанных на творческом развитии человека и общества5.
Социологи, социальные психологи, специалисты по перс
соналу, работающие в организациях и на предприятиях , подчеркивают важность творческого аспекта деятельности работника, необходимость его постоянного профессионального совершенствования и повышения квалификации.
Однако общественная потребность в массовом профессионализме работников неизбежно ведет к снижению этического пафоса профессии как призвания. Акцентуация функциональной составляющей профессиональной деятельности означает определенного рода технологизацию профессии. Такой поворот в рассуждениях о профессионализме зачастую вызывает настороженность в философских кругах, хотя для специалиста по профессиональной/прикладной этике речь может идти о конкретизации миссии профессии в процессе осуществления профессионалом морального выбора путем аналитических, организационных, информационных процедур выполнения и оценки7.
В рамках нового профессионализма этическая составляющая предполагает знание основ этики и умение применить этическое знание на практике. В свое время Аристотель говорил, что исследование в этике проводится не для того чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы поступать
5 Васильевене Н., Васильев А. Этика организаций: институциона-лизация ценностей в деловую жизнь // Со^альна етика: теоретичн i приклады проблеми: матер. Мiжнар. наук.-практ. конф. К.: ВПЦ «Кивський уыверситет», 2010. С. 26-34.
6 Например, см.: Заболотна В. О. Психолопчы основи управлЫня персоналом: Навч.поаб. К.: Гнозис, 2010. С. 29-66; Сапри^на М. А. . Корпоративна со^альна вщповщальнють: моделi та управлЫська практика: пщручник. К.: Фарбований лист. 2011. С. 225-243.
7 Бакштановский В. И. Прикладная этика. Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Ч.1. Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. С. 184-192.
о
добродетельно8. Традиционно этика подчеркивала необходимость ориентации на практическую значимость теоретических построений. Сегодня ситуация качественно изменилась. Интенсивное развитие прикладных и профессиональных этик происходит преимущественно без привлечения специалистов по этике, силами энтузиастов от тех профессий или предметно определенных областей практики, в которых происходит осознание необходимости этического ре-гулирования9. Каждая из таких этик создается для решения конкретных задач ценностно-нормативной регуляции. И если специалисты по этике не участвуют в разработке профессиональных / прикладных этик, их интеллектуальном и методическом обеспечении, в создании профессиональных кодексов, написании учебников или иных оформленных сборников этических регламентаций, то представители профессий самостоятельно создают и осуществляют этическую регуляцию профессиональной деятельности. Зачастую в таких опытах этической регламентации собственно этическая составляющая либо вообще отсутствует, либо перемешана с общими рассуждениями о духовности, апелляциями к религиозным ценностям, либо же сведена к служебному этикету. Нормативная составляющая таких регламентаций представлена в виде дескриптивных сводов пра-
8 Аристотель. Этика. М.: АСТ, 2002. С. 65-66.
9 Публикации специальной литературы в этой области дают возможность увидеть палитру ценностно-нормативных приоритетов в ней. Существующие учебники по прикладным/ профессиональным этикам можно условно разделить на две части. Одни - пишутся философами для студентов философских специальностей и выступают своего рода компендиумами знаний, давая обзоры по существующим профессиональным и прикладным этикам. Другие - создаются представителями профессий, ощутившими необходимость этической регламентации, как правило, биологами, медиками, экологами, экономистами, военными, юристами. Каждый учебник посвящен одной определенной профессиональной этике и представляет собой внятный ответ на поставленные профессией вопросы этического характера, отражая потребности в этике со стороны практиков.
вил, а функционал сводится к менеджменту ценностей,
Л П
СОПам и прочим структурам, имеющим достаточно отдаленное отношение к этике. Такое положение дел можно наблюдать в различных областях профессиональной деятельности и предметно определенных практиках.
Еще совсем недавно заинтересованность специалистов прикладной истории, архивоведов (документоведов) в решении этических вопросов профессиональной деятельности казалась исключением из правил. Однако сейчас от них все чаще можно услышать об актуальности этики в их сфере, важности ценностно-нормативной регуляции вопросов научной честности в работе с документами, сохранения документов культурного наследия в архивах, ответственности за правдивость предоставленной информации, добросовестности в составлении аналитических отчетов, недопущения фальсификаций, халатности и т.п.
Один из известных теоретиков архивного дела в Украине, Я.С. Калакура, в своей статье «Профессиональная этика архивиста и избежание конфликтов»11 определяет профессиональные этические вопросы отрасли, очерчивает проблемы соблюдения норм профессиональной этики и служебного этикета, а также показывает связь этики архивного дела и этики государственной службы (более 60% работников архивов Украины имеют статус государственных служащих). При этом автор отмечает отсутствие каких-либо разработок специалистов этиков в данной отрасли.
О высоком уровне интереса к ценностно-нормативной регуляции этой области общественной практики свидетель-
10 Стандартные операционные процедуры - документально оформленные системы инструкций, позволяющие обеспечивать согласованность и прозрачность процессов работы, четкое распределение задач по компетентности, качеству и логической последовательности действий.
11 Калакура Я.С. Професмна етика архiвiста та запоб^ання кон-фл^в: контекст менеджменту// Архiви УкраТни. Вип. 4 (280). 2012. С. 15-31.
ствует широкий круг участников международного проекта «InterPARES - Доверие», инициированного группой канадских университетов и исследовательских центров, зани-
А О
мающихся архивами и управлением документами12. Среди задач проекта - целый ряд четкой этической направленности: формирование доверия к электронным ресурсам, обеспечение аутентичности документов, надежности новостей, приватности, прозрачности, подотчетности недопущение утечки конфиденциальной информации.
Введение в учебные планы подготовки документоведов специального курса «Этика организаций и учреждений (профессиональной направленности)» профессионалы объясняют необходимостью дать студенту знания должного и недолжного поведения в рамках профессии, научить принимать правильные профессиональные решения в морально неоднозначных вопросах, осознанно делать моральный выбор, решать дилеммные ситуации в соответствии с четкими ценностно-нормативными алгоритмами, на основании внятных критериев.
В то же время для специалистов в этой сфере дистинк-ции этического знания и моральной практики, дилеммных и этикетных вопросов остаются за скобками. Упомянутая статья специалиста по архивному делу является типичным тому примером.
Нередко документоведы спрашивают об этике документов. Для специалиста по этике такой вопрос проблема-тизирует анализ этических документов, в первую очередь этических кодексов, деклараций, содержащих ценностно-нормативную составляющую профессиональной деятельности. А для документоведа такая постановка вопроса содержит запрос на разработку этической экспертизы. Говоря об этике документа, они подразумевают анализ документа на этичность содержания, нуждаясь в процедуре, которая бы позволяла им анализировать управленческую докумен-
12 Trust in Digital Records in an Increasingly Networked Society// Mode of access: http://www.interparestrust.org
тацию, договоры и т.п. на соответствие принятым в отрасли и в социокультурном пространстве в целом этическим и этикетным нормам.
Соблюдение строгости этических формулировок и оказание практической помощи в такого рода разработках фактически и составляют сферу компетенции специалиста по этике в профессиональной деятельности. Неготовность большинства этиков работать в таких предметно определенных рамках ведет к игнорированию их роли при разработках и внедрении профессиональных этик.
Для того, чтобы участвовать в разработке и обеспечении профессиональных этик, специалисты-этики должны принять существующие в профессиях запросы на специфическое этическое знание. Общение с практиками показывает, что в рамках профессии, ощущающей потребность в этической регуляции, от этики требуется не только демонстрация философской традиции и эвристического потенциала, но и внятно представленная система этических норм профессиональной деятельности, разработка механизмов соотнесения/ согласования универсальных и профессиональных норм, а также формирование механизмов их внедрения в профессиональную деятельность, обеспечение действенности и мониторинга.
В рамках нового профессионализма такая конкретизация предмета содействует повышению этической компетентности профессионала, способствует пониманию критериев оценки профессиональных поступков и критериев различения профессиональных и внепрофессиональных ситуаций как предмета оценки в рамках профессиональной деятельности.
Профессиональная этика включает в поле своего рассмотрения морально неоднозначные вопросы профессиональной деятельности, оставляя почти без внимания как общетеоретические, так и практические моральные проблемы, выходящие непосредственно за рамки профессии. Так, этическое регулирование профессиональной деятель-
ности документоведа оставляет вне поля зрения этические вопросы войны и мира, ненасилия так же, как и историко-этические проблемы, прямо не относящиеся к специальности.
В вопросах этического регулирования профессиональной деятельности общие моральные требования к личности не устраняются, но внимание сосредоточивается на профессиональной составляющей. В поле зрения профессиональной этики попадает, например, не поведение работника в личной жизни, а его профессиональная деятельность: отношения с коллегами, руководством, клиентами, потребителями услуг, моральный выбор в профессиональной деятельности, принятие профессиональных решений, механизмы разрешения профессиональных моральных дилемм и т.д.
В рамках общественно значимой трудовой деятельности предъявлять работникам те высокие моральные требования, которые совершенствующийся индивид волен предъявлять по отношению к себе в пространстве индивидуальной ответственности, значит превышать возможности действенности всякой профессиональной этики. От действия в рамках профессионального поведения требуется, в первую очередь, моральность содержания и результата. Здесь оказывается непринципиальным вопрос, почему сотрудник поступает должным образом: потому ли, что боится санкций, дисциплинарных взысканий, или потому, что имеет твердую моральную позицию, в соответствии с которой для него недопустимо поступать недолжным образом.
Такая перспектива этических разработок не всегда устраивает специалистов-этиков. В адрес профессиональных и прикладных этик нередко звучит критика в упрощении этического знания, его поверхностном применении, способном привести к выхолащиванию морального пафоса, а также в излишнем функционализме. Эта обеспокоенность возникает и у специалистов, непосредственно занимающихся профессиональными/ прикладными этиками. Так, В. И. Бак-
штановский, разрабатывая теорию прикладной этики в ме-таэтическом ключе, обосновывает необходимость проектирования и производства специального знания, «приуготовленного для решения проблемных ситуаций, проектно-ориентированного, технологически оснащенного» таким образом, что «благодаря такому знанию традиционные для "практической философии" способы взаимодействия с нравственной жизнью (систематическая критика нравов с позиций нравственного идеала, содействие духовным исканиям человека при самостоятельном решении им предельных вопросов человеческого бытия, помощь в выборе решения в сложных конфликтных ситуациях и т.п.) дополняются вовлечением социально-управленческого, социально-технологического, социально-проектного подходов, предполагающих влияние на нормативно-ценностные подсистемы теоретизирующего и проектно-технологизированного этико-прикладного знания, призванного не только объяснять моральные явления, помогать субъекту (индивиду, сообществу, обществу) понимать их, но и оказывать преобразующее воздействие на нравственную жизнь»13.
Эта цитата показывает, каким образом определяется надфункциональность «профессиональных и экстрапрофессиональных "малых" нормативно-ценностных систем». Автором подчеркивается идея «служения», «высокой миссии» профессиональной/ прикладной этики и стремление не допустить «банализации этико-прикладной проблема-
14
тики»14, оградить ее от редукции моральности к легальности и сведения к набору этикетных правил и инструкций-регламентов. С позиции такого подхода к профессиональ-
13 Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: обретение идентичности // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. С. 298.
Л Л
14 Бакштановский В. И. Прикладная этика: Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Ч.2. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2012. С. 233.
ным/ прикладным этикам всякие предложения конкретизации предмета и акцентуация функциональности профессиональных/ прикладных этик неизбежно будут выглядеть как «примитивизация актуальности развития прикладной этики».
•к "к "к
Сфера морали обширна и неоднородна. Она охватывает область идеальных представлений личности, подотчетной в своих решениях перед собой и высшими силами; пространство межличностной коммуникации, наполненное интерсубъективным содержанием; пространство социальных отношений, в которых человек определен в качестве гражданина, члена социальной группы, представителя профессии15. Профессиональные этики локализованы в пространстве социальных отношений, в котором человек действует как представитель профессии. Более того, каждая из профессиональных и прикладных этик относится к определенной сфере, которая обеспечивает ценностно-нормативное сопровождение конкретной профессии или предметно определенной практики.
Представляется, что такая конкретизация предмета профессиональных / прикладных этик, фокусирование внимания на содержании и механизмах этической регуляции профессии не упрощает восприятие морали, не выхолащивает и не банализует этику.
Конкретизация предмета этической регуляции профессиональной деятельности позволяет, во-первых, не отдавать этическую составляющую нового профессионализма исключительно на откуп представителям профессий, а совместно с ними участвовать в разработке и обеспечении профессиональных и прикладных этик. Во-вторых, такая конкретизация позволяет избежать обвинений в излишнем
л ^
15 Апресян Р. Г. Феномен взаимности: коммуникативные и нормативные предпосылки исторического формирования морали // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Философия. 2012. №1. С. 75-76.
морализировании. Этика по сути своей ориентируется на должное, а следовательно, понуждает поступать правильно, содержит в себе ценностно-императивный компонент. Но адекватность требований профессиональной этики, концентрирующихся не на «морали вообще», а специализированно/ предметно ограниченной ее области, позволяет избегать абстрактных суждений и требований, подмены критериев. Последнее случается, например, тогда, когда профессионала ориентируют на высокие идеалы морали, предъявляют универсалистские требования, оставляя беспомощным в решении конкретных дилемм профессиональной деятельности в условиях, когда применение всеобщих моральных норм не очевидно.
Конкретизация предметного поля этической регуляции профессиональной деятельности также блокирует применение двойных моральных стандартов, препятствуя оценке работника как частного лица и предотвращая попытки прикрывать необязательность в работе, профессиональную некомпетентность, халатность, безразличие рассуждениями о порядочности и общечеловеческих ценностях.
Библиография
Апресян Р. Г. Вид на профессиональную этику // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 25. / Под ред. В.И.Бакштановского, Н.Н.Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ, 2004.
Апресян Р. Г. Феномен взаимности: коммуникативные и нормативные предпосылки исторического формирования морали // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия: Философия. 2012. №1. Аристотель. Этика. М.: АСТ, 2002.
Бакштановский В. И. Прикладная этика. Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Ч.1. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2011.
Бакштановский В. И. Прикладная этика: Инновационный курс для магистр(ант)ов и профессоров. Ч.2. Тюмень: НИИ ПЭ ТюмГНГУ, 2012.
Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: обретение идентичности // Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р. Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования /Пер. с англ. 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia, 2004.
Васильевене Н., Васильев А. Этика организаций: институ-ционализация ценностей в деловую жизнь // Со^альна ети-ка: теоретичн i приклады проблеми: матер. Мiжнар. наук.-практ. конф. К.: ВПЦ «КиТвський ушверситет», 2010. Заболотна В. О. Психолопчш основи управлння персоналом: Навч.поаб. К.: Гнозис, 2010.
Зубец О. П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып. 4 / Под ред. А. А. Гусейнова. М.: ИФ РАН, 2003.
Калакура Я.С. Професмна етика архiвiста та запоб^ання конфл^в: контекст менеджменту// Архiви Укра'ши. Вип. 4 (280). 2012.
Сапришна М. А. Корпоративна со^альна вщповщальнють: моделi та управлнська практика: пщручник. К.: Фарбований лист. 2011.
Beck U. From Industrial Society to the Risk Society: Questions of Survival, Social Structure and Ecological Environment. // Theory Culture Society. № 9. 1992.