ЭТАПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ВАЛЮТНЫЕ УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО КОНТРАКТА
Л. В. НОВОКШОНОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и бизнеса
E-mail: [email protected] Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет
М. Ф. РЕТИНСКИЙ,
кандидат экономических наук, начальник управления внешнеэкономической деятельности E-mail: [email protected] ОАО «Нижегородский машиностроительный завод»
Н. В. ШМЕЛЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории E-mail: [email protected] Волго-Вятская академия государственной службы
Проведен анализ состояния и тенденций развития внешнеторгового ценообразования. Показано, что характерной чертой продолжающейся эволюции мировой валютной системы является ее трансформация в поливалютную систему, что сказывается на ее устойчивости. Охарактеризованы традиционные и нетрадиционные технологии использования валютных условий внешнеторгового контракта.
Ключевые слова: внешнеторговый контракт, ценообразование, валютные условия.
Постепенная эволюция современной валютной системы не исключила объективную необхо-
димость ее дальнейшей реформы и прежде всего совершенствования международного валютного механизма, который стал одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Режим плавающих валютных курсов устранил накопление курсовых перекосов, характерных для фиксированного режима, но не позволил ослабить амплитуду и частоту колебаний на мировых валютных рынках. Кроме того, процессы колебания валютных курсов в условиях высокой мобильности капиталов оказались самоусиливающимися. Это связано с такими фактами, как появление в международных расчетах альтернативы доллару США,
использование информационных технологий, отрыв обменных курсов валют от цен на товары в мировой торговле, изменение роли и взаимоотношений между реальным и финансовым секторами экономики, перемена в расстановке сил между ведущими экономическими центрами. В создавшихся условиях одним из направлений развития мирового рынка стало расширение страхуемых рисков, увеличение применяемых его участниками стратегий, совершенствование ценообразования.
Внешнеторговое ценообразование — одна из сложных и трудоемких процедур во внешней экономической деятельности. Она состоит из нескольких этапов:
- выбор цели;
- определение спроса;
- анализ издержек;
- анализ цен конкурентов;
- выбор метода ценообразования;
- установление окончательной цены;
- лицензирование.
Выбор цели. Существует три основных цели формирования ценовой политики фирмы: обеспечение выживаемости (объем реализации, доля рынка), максимизация прибыли (участие в миро-вомдоходе, быстрое получение денежных доходов), удержание рынка (стабильное положение, благоприятные условия деятельности).
Определение спроса. На этом этапе используются статистические данные для оценки средней цены путем выявления соотношения спроса и предложения товара на конкретном сегменте мирового рынка, принимая во внимание внутреннюю и внешнюю среду международного бизнеса.
Анализ издержек. Осуществляется расчет цен на основе полных и предельных издержек с учетом как внутренних, так и внешних затрат, в том числе тран-закционных, которые включают в себя издержки, связанные с подготовительной работой (поиск партнеров, переговоры, составление контракта и т. д.), а также со снижением неопределенности риска (охрана прав собственности, выполнение контрактных обязательств, соблюдение юридических норм и т.п.). В результате, как правило, определяются минимальные и максимальные предельные цены.
Анализ цен конкурентов. Участниками внешнеэкономической деятельности сопоставляются цены, полученные из статистических данных, в том числе таможенной стоимости и справочной специальной литературы, изучения мирового рынка аналогов, из других источников. Зачастую подобрать прямой аналог, полностью отвечающий по своим парамет-
рам рассматриваемому изделию и уже имеющему конкретную цену, не представляется возможным. В этом случае используются методики, позволяющие привести в аналоговое соответствие предлагаемые изделия с ранее законтрактованными товарами на зарубежном рынке. Проведение технико-экономических сопоставлений и расчетов включает оценки нескольких конкурентных материалов, являющихся элементами параметрического и расчетного ценообразования.
Выбор метода ценообразования. Цель этапа — расчет средней цены. Как правило, у участников внешнеторговых операций есть несколько вариантов установления уровня цен: минимальный, который определяется уровнем затрат; максимальный, который определяется величиной спроса; оптимальный, который уравновешивает интересы продавца и покупателя. Исходя из этого, применяются различные методы расчета внешнеторговой цены, базирующиеся на:
- издержках;
- доходе на капитал;
- текущих ценах;
- ориентации на спрос и предложение;
- мировых ценах (аналогах).
Первые три метода обычно используются для формирования расчетных цен, которые позволяют учесть внутренние производственные и сбытовые затраты, внешнеторговые издержки и определенную долю прибыли. Ценообразование с учетом спроса покупателей реализуется производителем посредством анализа данных о продажах товара за предыдущий период и экстраполяции полученных результатов на будущее. При определении внешнеторговой цены по последнему методу расчеты осуществляются на основе:
- сравнения экспортируемых и импортируемых изделий по основным тактико-техническим и экономическим характеристикам или определения цены по отдельным статьям себестоимости изделий мирового рынка. Такой подход связан с тем, что расчеты ведутся с применением информации о мировых ценах на аналоговые изделия. Специалистами подбирается ряд товаров (аналогов) мирового рынка с различной ценой — Цг Этот прием активно используется для расчета цен на продукцию военного назначения;
- ц -*>Ц-,
где Ц . и Ц — минимальная и максималь-
^ ^тт ^тах
ная цены аналогов, причем Цт1п соответствует расчетной цене, а Цтах — предельно возможной цене, равной самой высокой из предлагаемых;
Цс — согласованная цена, которая вносится в контракт.
Разница между Цтахи Цс составляет ценовой резерв, учитывающий предложения покупателя;
- статистических зависимостей, существующих в мировой практике и таможенной статистике (цена товара как функция цены аналога);
- корреляционно-регрессионного метода. Цена изделия определяется по ценам и параметрам изделий одного и того же параметрического ряда (функционально однородные изделия, имеющие одно и то же назначение и отличающиеся технико-экономическими параметрами). Количество параметров ограничивается 5—7 наименованиями. Составляется система уравнений, в результате решения которой вычисляются значения коэффициентов, определяющих зависимость цены от технико-экономических показателей;
- стоимости эксплуатации изделий в течение жизненного цикла;
- построения графиков зависимости цены от технико-экономических параметров аналогов. Могут использоваться и иные, частные методы
расчета цен, базирующиеся на производительности труда, ценах на материалы, заработной плате и других показателях предприятия — изготовителя аналогов.
Установление окончательной цены. На этом завершающем этапе внешнеторгового ценообразования при расчете экспортных (импортных) цен необходимо учитывать коммерческие поправки, к наиболее важным из которых относятся утор-говывание, срок поставки, серийность, условия платежа, скольжение.
Поправка на уторговывание — это скидка с первоначальной цены предложения, учитывающая конъюнктуру рынка, степень освоенности продукции ит. п.
Величина поправки на срок поставки обусловлена динамикой издержек производства и сбыта. В первую очередь она связана с длительностью производственного цикла и темпами инфляции. Расчет поправочного коэффициента осуществляется с использованием данных динамики роста цен на данную продукцию за период между датой подписания контракта и датой его реализации.
Поправка на серийность является объективной предпосылкой для применения скидки, так как снижаются издержки производства на единицу продукции, что достигается за счет сокращения расходов по проектированию, изготовлению оснастки и других мероприятий.
Поправки на условия платежа (кредит, авансовый платеж, платеж наличными и др.) связаны с ценовыми изменениями, которые выразятся, в конечном счете, в ценовой конкурентоспособности товара. Условия платежа оказывают неодинаковое воздействие на ценовые показатели. Например, стоимость кредита, влияющая на цену товара, определяется суммой кредита, сроком кредитования и процентной ставкой. Расчет поправки осуществляется известными приемами финансового менеджмента, в том числе с применением формул простых и сложных процентов.
Поправки скольжения возможны при заключении контрактов с длительным сроком действия. Скользящая цена состоит из двух частей: базовой, устанавливаемой на дату подписания контракта, и переменной, фиксируемой на дату изготовления продукции и ее поставки. Условия скольжения учитывают временные интервалы, в течение которых определяются цены на материалы и ставки заработной платы, а также порядок расчета этих величин.
При расчете экспортных цен должны также учитываться не только условия платежа (аванс, аккредитив, бартер, клиринг, офферта, офсетидр.), но и условия поставки согласно правилам Инко-термс — 2000, которые структурированы в четыре базисные категории:
- группа «Е» — покупатель получает товар на складе продавца;
- группа «Б» — продавец обязан доставить товар до транспортного средства перевозчика, назначенного покупателем;
- группа «С» — продавец отвечает за перевозку товара до покупателя, но не несет риска потери или повреждения груза и дополнительных расходов, возникающих после отгрузки;
- группа «Б» — продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой товара в пункт назначения, оговоренный покупателем.
В окончательную цену (Док) одни поправки вводятся в абсолютном выражении (АД,), другие в виде поправочных коэффициентов (Кх, К^,..., Кп). Таким образом, рассчитанная экспортная (импортная) цена с учетом цены конкурентной продукции (Д) и всех поправок может быть определена по формуле:
Ц^ЦКг^-К^АЦ. Лицензирование — это одна из форм регулирования для определенных видов товаров, входящих в перечень продукции общегосударственного назначения. На этом этапе осуществляется проверка
уровня цен и условий контракта. Расходы по лицензированию включаются в цену товара.
Анализ внешнеторгового сотрудничества крупного промышленного предприятия Нижнего Новгорода (географическая структура его экспортных поставок за 2009 г. представлена на рисунке) показал, что в его деятельности недостаточно эффективно применяются вышеперечисленные поправки. Это привело к росту финансовых (за счет увеличения кредитов) и производственных (за счет уменьшения портфеля заказов) рисков. Оказал свое отрицательное влияние и мировой финансовый кризис.
Согласованные внешнеторговые цены вносятся в контракт, который подписывается обеими сторонами. Выбор условий и экспортного, и импортного контрактов зависит от ряда обстоятельств, в том числе: страны-контрагента и конъюнктуры мирового товарного рынка; характера продукции; торговых правил и обычаев; межправительственных соглашений; банковских требований в области расчетов по внешней торговле. При этом все более значимым становится место страны в рейтинге глобальной конкурентоспособности.
По данным исследования Всемирного экономического форума конкурентоспособности 58 стран, в 1998 г. Россия занимала предпоследнее место, в 2009—2010гг. 63-е место из 133 стран — участниц рейтинга [1]. Она обладает слабыми конкурентными преимуществами технологического типа. Компоненты технологического ресурса за пределами сфер науки и образования (при этом масштабы производства нового знания падают, а качество трудового ресурса снижается) можно рассматривать как конкурентные упущения. В числе последних — устарелый технологический фундамент, слабое оснащение производственных процессов современными технологиями, отсутствие эффективной кооперации науки и производства. Переход от догоняющего развития к развитию на технологической основе предполагает учет не толь-
Индия ОАЭ
Географическая структура экспортных поставок предприятия
ко сильных сторон, но и слабых позиций страны на рейтинговой лестнице глобальной конкурентоспособности [2]. Согласно концепциидолгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г., доля высокотехнологичных секторов в ВВП должна повыситься с нынешних 10—11 до 17—20%, а нефтегазового сектора — сократиться с 22,1 до 11,8%. Это станет возможным, если число компаний, внедряющих инновации, вырастет в четыре раза — до 40—50% общего числа российских компаний, а экспорт продукции машиностроения увеличится в 4,6—5,6 раза [4].
Под воздействием исторических факторов на товарных рынках сформировалось доминирование доллара США как меры стоимости. Роль же валюты как меры стоимости во многом имеет определяющее значение для выполнения ею денежных функций, средства накопления или средства обращения. Так, в какой бы стране ни находился потенциальный покупатель или продавец сырьевого товара, в какой бы валюте ни шли расчеты по приобретению или продаже сырья, если цена товара выражена в долларах США, возникает дополнительный спрос на всевозможные финансовые инструменты, связанные с этой денежной единицей. Например, при продаже срочного контракта на нефть, выраженного в долларах США, ее продавец из России или Объединенных Арабских Эмиратов, несущий текущие расходы в рублях или в дирхемах, должен либо хеджировать свои валютные риски, либо привлекать финансирование в долларах США.
Результат внешнеторговой операции во многом зависит от того, какую валюту, в какое время, в каком месте и в какой форме получит экспортер (уплатит импортер). Совокупность перечисленных позиций объединяется понятием валютно-финан-совых условий контракта, включающих ряд взаимосвязанных элементов. Они неразрывно связаны с его основным содержанием — количеством, качеством, ассортиментом поставляемой продукции, периодом поставки. Эти условия предполагают, прежде всего, обоснованный каждым из партнеров выбор валюты, в которой будет определяться цена и совершаться платеж между странами-контрагентами.
Валютные условия внешнеторгового контракта обычно включают следующие элементы:
• валютуцены;
• валюту платежа;
• курс пересчета валюты цены в валюту платежа;
• валютные оговорки.
Валюта цены — валюта, в которой определена цена товара в контракте. Цена товара выражается количеством денежных единиц, которое должен заплатить покупатель продавцу в той или иной валюте за поставленный товар или оказанную услугу на условиях, указанных в контракте. Валюта цены может быть установлена исходя из межгосударственных торговых соглашений, предусмотренных между странами-контрагентами, а также согласно сложившимся в международной практике правилам и обычаям — в зависимости от способов реализации на мировом рынке конкретных товаров (через международные биржи или аукционы). Например, на такие биржевые товары, как нефть, каучук, зерно и т. д., котировка цен публикуется в биржевых бюллетенях в долларах США или фунтах стерлингов. Соответственно и во внешнеторговом контракте цена должна быть зафиксирована в той же валюте. При выборе валюты цены экспортер ориентируется на «твердую» валюту, курс которой растет, а импортер — на «мягкую», курс которой снижается.
Валюта платежа — валюта, в которой происходит оплата товара по контракту либо погашение кредита, если предусмотрено его использование. При выборе валюты платежа экспортер ориентируется на «мягкую», а импортер — на «твердую» валюту.
При несовпадении валюты цены и валюты платежа осуществляется их пересчет. При этом в контракте необходимо указать:
- дату пересчета (возможны следующие варианты):
• на день подписания контракта;
• на день платежа (наиболее распространен вариант: вечер предыдущего рабочего дня или день, предшествующий дню платежа);
• на дату подписания акта приема-передачи продукции;
- курс пересчета (покупки, продажи, средний). Применение при пересчете валют курса продавца выгодно для экспортера, поскольку он за единицу иностранной валюты получит больше национальной валюты страны покупателя и, соответственно, такой курс менее выгоден импортеру. Поэтому в контракте должно содержаться четкое указание по данному обстоятельству. Если нет положений, обязательных для экспортера и импортера, для пересчета обычно пользуются средним курсом продавца и покупателя. Этот вариант более выгоден для покупателя;
- вид платежного документа (электронный трансфер, телеграфный перевод, почтовый перевод). При умолчании для осуществления сделки используется курс телеграфного перевода;
- место платежа. В данном разделе контракта указывается валютный рынок, котировки которого принимаются за основу. Чаще всего фиксируется национальный рынок валюты платежа.
Курс пересчета валюты цены в валюту платежа определяется, как правило, исходя из условий рынка страны валюты платежа на основе среднего курса между курсами продавца и покупателя телеграфного перевода на валютном рынке страны валюты платежа.
В контракт возможно включение пунктов, предусматривающих пересмотр отдельных его условий в процессе исполнения, так называемых защитных оговорок. Они применяются в целях ограничения потерь партнеров по внешнеторговой сделке. Интересы одной из сторон защищают односторонние защитные оговорки; интересы обеих сторон (и продавца, и покупателя) защищают двусторонние защитные оговорки. Они построены по принципу увязки причитающихся платежей с изменениями на товарных или валютных рынках.
Валютная оговорка — специально включаемое в текст международного коммерческого контракта условие. Она направлена на устранение или ограничение валютного риска, связанного с изменением реальной стоимости денежного обязательства в период между подписанием и платежом по нему.
Одним из способов нейтрализации или уменьшения негативных последствий колебания валютных курсов может служить сокращение сроков между заключением сделок и осуществлением расчетов по ним, ускорение платежей. Существуют специальные методы страхования валютного риска.
Валютным рискам подвержены обе стороны, заключившие внешнеторговый контракт:
- для экспортера валютные риски возникают при понижении курса валюты цены по отношению к валюте платежа;
- для импортера валютные риски возникают при повышении курса валюты цены по отношению к валюте платежа;
- двусторонняя валютная оговорка предусматривает пересмотр суммы платежа как при повышении, так и при понижении курса валюты, в которой выражено денежное обязательство.
Поскольку более распространенной ситуацией является понижение курса валюты цены к валюте платежа, то в импортные контракты внесение валютных оговорок нецелесообразно. Напротив, в экспортные контракты целесообразно включать валютные оговорки, страхующие от валютных рисков.
Страхование валютных рисков осуществляется двумя методами: во-первых, проведением операций с целью страхования (хеджирования) изменения курса валюты цены по отношению к курсу валюты платежа; во-вторых, внесением в условия внешнеторгового контракта валютных оговорок, в соответствии с которыми сумма платежа изменяется в той же пропорции, в какой происходит изменение курса валюты платежа по отношению к курсу валюты оговорки.
Существует несколько видов валютных оговорок.
1. Прямая валютная оговорка. Она применяется, когда валюта цены и валюта платежа в контракте совпадают, но сумма платежа ставится в зависимость от курса валюты платежа по отношению к валюте оговорки, то есть к другой валюте. Формулировка этой оговорки может быть такой: «Цена товара и платеж в долларах США. Если надень платежа курс доллара США к фунтам стерлингов на валютном рынке в Нью-Йорке будет ниже его курса надень заключения контракта, то цена товара и сумма платежа в долларах соответственно повышаются».
2. Косвенная валютная оговорка. Она применяется в тех случаях, когда цена товара определена в одной валюте, а платеж предусматривается в другой, обычно национальной, валюте. Текст оговорки может быть таким: «Цена в долларах США, платеж в российских рублях. Если на валютном рынке в России официальный курс доллара к рублю на день платежа изменится по сравнению с курсом на день заключения контракта, то соответственно корректируется и сумма платежа».
3. Мультивалютная оговорка. Условие контракта, предусматривающее такую оговорку, также основано на изменении суммы платежа пропорционально изменению курса валюты платежа. Но не к одной, а к нескольким (специально подобранным) валютам, курс которых рассчитывается как средняя величина.
4. Индексная оговорка. Она применяется для защиты от падения покупательной силы валют. В этом случае сумма платежа изменяется в
зависимости от движения индекса цен (общего или по отдельным товарным группам). 5. Оговорка о скользящих ценах (эскалаторная). Она предусматривает фиксацию в контракте условной (отправной) цены, которая к моменту расчета может быть пересмотрена в зависимости от изменения ценообразующих факторов. Во внешнеторговой практике существуют и другие формы страхования валютных рисков, которые, в отличие от защитных оговорок, носят неконтрактный характер: компенсационные, товарообменные, фьючерсные, форвардные сделки и валютные опционы. Они не включаются непосредственно в текст контрактаи не являются его необходимым условием. Однако, как и защитные оговорки, неконтрактные формы снижения валютного риска преследуют цель создать гарантию стабильности ценностного содержания расчетного обязательства при исполнении внешнеторговой сделки.
Стратегии определения валюты контракта предусматривают выбор соответствующей валюты еще до осуществления торговой, инвестиционной или иной операции, то есть на стадии заключения контракта. Если предоставляется право выбора валюты контракта партнеру, то компания полностью перекладывает на себя управление валютным риском. В случае, когда компания имеет возможность самостоятельного выбора валюты контракта, то она придерживается агрессивной или защитной стратегии.
Агрессивное поведение экспортера при определении валюты контракта проявляется в выборе такой валюты, которая по отношению к валюте экспортера имеет тенденцию к удорожанию. Это ведет к получению экспортером дополнительных валютных доходов вследствие положительного изменения валютного курса. Агрессивный импортер, наоборот, будет стремиться указывать в контракте такую валюту платежа, которая подвержена удешевлению относительно валюты импортера. Квалифицированное размещение требуемых в настоящем финансовых ресурсов на срочных финансовых рынках позволит такому импортеру сэкономить средства при оплате контракта в будущем.
Ключевой предпосылкой агрессивного поведения при определении валюты контракта является наличие развитого валютного рынка не только наличных, но и срочных биржевых и внебиржевых операций. В противном же случае, в условиях жесткого валютного контроля, создание открытой валютной позиции представляется возможным лишь при проведении торговой операции. Защитное поведение
при определении валюты контракта характеризуется тем, что участник внешнеторговых операций стремится выбирать такую валюту контракта, в которой выражаются его издержки. В качестве защитной меры от колебаний валютного курса в контракте может быть предусмотрена инфляционная или дефляционная ценовая «подушка».
При принятии финансовых решений долгосрочного характера (например, относительно долга) компания с агрессивным поведением выбирает валюту контракта, подверженную удешевлению относительно национальной валюты компании. В то же время компания с защитным поведением будет стремиться к взаимной увязке поступлений и платежей в одной валюте по срокам и объемам, если выбор национальной валюты в качестве валюты контракта невозможен. Характеризуя современное состояние и основные направления оптимизации внешнеэкономической политики России, В. Н. Бурмистров справедливо уделяет внимание укреплению финансовой поддержки национального экспорта [1]. В числе соответствующих мер свое место должны найти и валютные условия внешнеторгового контракта.
На анализируемом предприятии за последние пять лет внешнеторговые контракты заключаются в долларах США. В этой же валюте — на поставку основных комплектующих для экспортируемых товаров, расчет за которые осуществляется в рублях
Список литературы
в соответствии с валютным курсом надень платежа. Такой прием дает возможность быть менее финан-совозависимым от колебаний валютного курса, а при благоприятных обстоятельствах курсовой динамики позволяет получить дополнительную прибыль. Учитывая накопленный опыт в осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также тенденции развития мирового рынка, в том числе и финансового, предприятие заключает с рядом покупателей экспортные сделки с увеличенным объемом авансирования (40—50 % от суммы контракта) с одновременным оформлением валютных кредитов, погашение которых предусматривается от экспортной выручки. Это позволяет уменьшить издержки, связанные с покупкой средств на валютном рынке для расчета по кредитам и процентными платежами за его использование.
Как видно, в практике участников внешнеторговых операций встречаются различные подходы к поведению на валютном рынке, которые зависят от общей стратегии. Помимо финансовой политики они имеют возможность осуществлять управление операционными переменными (изменение сырьевой, производственной, кредитной и ценовой политики, размещение производства, выбор рынка и т.д.), что способствует повышению их конкурентоспособности в мировом экономическом пространстве.
1. Бурмистров В.Н. Внешнеэкономическая политика России: современное состояние и основные направления оптимизации // Российский внешнеэкономический вестник, 2010. № 3.
2. Новокшонова Л. В., Шмелева Н.В. Сопоставительный анализ экономического развития России и других стран современного мира по показателю валового внутреннего продукта // Экономический анализ: теория и практика, 2009. № 24.
3. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. URL:http://www.weforum.org/pdf/GCR09/ GCR20092010fullrankings.pdf.
4. URL:http://www.uba.ra/legislation?pk=4290.