УДК 796.015
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ (НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА г. МОКПО)
Ли Ин-Хван
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск
Рассматриваются исторические этапы становления высшего физкультурного образования в Республике Корея, его программно-методическое обеспечение. Рассмотрены учебные планы и программы высших физкультурных учебных заведений и поиски путей их интеграции в мировое физкультурноспортивное пространство.
Ключевые слова: высшее физкультурное образование, учебный план, учебная программа, интеграция, совершенствование.
Введение. Корея ведет свою историю с 2333 года до н.э. Первое корейское государство Кочосон (Древний Чосон) было образовано, как указывалось выше, в 2333 г. до н.э. и существовало до 36 г. н.э.
Следующим историческим этапом считается период Объединенного Силла (объединены три королевства - Когуре, Пэкче и Силла) - с 37 г. н.э. до 935 г. н.э.
Затем следует период правления династии Коре (935 до 1392 гг.) и династии Чосон (1392-1910 гг.). Именно в это время обозначаются предпосылки построения собственной системы физического воспитания корейского народа.
Но они не имели продолжения в силу того, что с 1910 года Корея находилась в японской оккупации и была вынуждена подчиняться политической воле японских правителей. Это продолжалось до окончания второй мировой войны, где Япония потерпела поражение и Корея освободилась от колониального господства и начала строить собственное государство, правда, под юрисдикцией США. В 1945 году Корея была разделена на два государства: Северную Корею под юрисдикцией СССР и Южную Корею под юрисдикцией США.
Несмотря на засилие американского образа жизни, Южная Корея, в дальнейшем, Республика Корея, все же нашла в себе силы выстраивать собственную линию в развитии национального высшего образования, хотя это было трудно сделать в условиях американского диктата.
В связи с вышеизложенным, автор сделал попытку проанализировать становление высшего физкультурного образования в Республике Корея. Таким образом, целью исследования является: характеристика исторических этапов развития высшего физкультурного образования в Республике Корея и определение основных путей его становления в содержательном и методическом аспектах.
Методы и организация исследования. Исследование обеспечивалось широким комплексом
научных методов: ретроспективный и элементный анализ, логический анализ программно-методических документов, логико-эмпирический анализ программ высшего физкультурного образования.
Исследование проводилось на базе Национального Университета г. Мокпо и Красноярского государственного педагогического университетов с 2005 по 2009 гг.
Результаты исследования и их анализ. В процессе решения первой задачи исследования был проведен ретроспективный и логико-эмпирический анализ истории образования в Республике Корея, в результате которого было выявлено, что первым учебным заведением, дающим среднеспециальное образование, стало педагогическое училище в г. Мокпо, где студенты обучались 4 года.
По прошествии времени (с 1945 года) в Северной и Южной Корее насчитывало сь 19 высших учебных заведений, в 4 из них имелись отделения факультета физической культуры. К 2007 году в Южной Корее уже насчитывалось более 1400 вузов, в 200 из них - факультеты и институты физической культуры, в основном в педагогических колледжах и университетах.
Данные подразделения имеют свою особенность, в большей степени они ориентированы на спортивный менеджмент и развитие массового и коммерческого туризма (здесь сказался патронаж США).
В настоящее время в пед агогиче ских колледжах и университетах студенты обучаются по 4-летней программе (бакалавриат), по окончании которого студенты могут продолжить обучение в магистратуре (2 года).
При решении второй задачи исследования выявлялось и анализировало сь состояние программно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов физической культуры и спорта. Было выявлено, что вся система высшего физкультурного образования имеет специфическое содер-
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 22
15
Оздоровительные технологии в образовательном процессе
жание и методическое обеспечение: в колледжах и факультетах с 4-летним обучением преимущественное значение придается практическим дисциплинам, т.е. традиционным и национальным видам спорта. В то же время в магистратуре особую роль играют теоретические знания в области спортивного досуга, спортивной медицины и спорта.
Помимо бакалавриата и магистратуры в спортивных вузах есть аспирантура и докторантура, где наблюдается интересная особенность - в Корее, в отличие от России, нет кандидатов наук, защищается диссертация и соискатель получает степень доктора наук.
Третья задача, постановленная нами в исследовании, заключалась в выявлении путей интеграции ВФО Кореи в европейское пространство и Запада (США, Канады и т.д.).
Было определено, что система корейского ВФО гораздо ближе к Европе и Западу, нежели Россия. Это, если говорить о структуре образования. Если же говорить о содержательной и методической сторонах, то здесь, на наш взгляд, наблюдается преимущество российских физкультурных вузов, так как научно-методические основы системы физического воспитания России лучшие, по признанию многих зарубежных ученых, в мире. Существовавший до 2009 года специалист (т.е. 5-летнее обучение, в частности в КГПУ, с 1988 года), был обеспечен прекрасно проработанным учебным планом, программой и УМК дисциплин и позволял получать высококвалифицированные кадры высшего звена. Как подтверждение тому - значительная армия специалистов из СССР и России работали и работают за рубежом и высоковостребованы.
Проведенная аналитическая работа позволила сделать следующие выводы:
1. Проанализирован исторический путь стано-
вления высшего физкультурного образования в Республике Корее, что проявилось в определении основных этапов его развития. Установлено, что в 1974 году было открыто первое физкультурное учебное заведение (в г. Мокпо). К 2007 году подобных заведений - свыше двухсот, в основном, это педагогические колледжи и университеты.
2. Установлено, что основная структура ВФО -бакалавриат и магистратура, где в первом, преимущественное значение придается практике, в магистратуре усиливается роль теоретических дисциплин, в большей степени, социального и специфического направления.
3. Определены и выявлены основные подходы к интеграции ВФО Кореи в европейское и американское пространство, где они ближе, нежели Россия. И тем не менее, определено, что содержание и методическое обеспечение подготовки спортивных специалистов высшего звена в России имеет высочайший научный потенциал, который может использоваться в вузах Кореи.
Литература
1. Вон, Кан Дон. Физическое воспитание / Кан Дон Вон // Журн. «Корейское спортивное образование». -1995. -№ 1. - С. 13-25.
2. У, Ким Дал. Роль и последовательность физического образования / Ким Дал У — Сеул: Сеульский национальный университет, 1994. - С. 49-64.
3. Хи, Джон Мен. Исследование спортивной политики для развития страны: дис. ... магистра пед. наук / Джон Мен Хи. — Сеул: Университет Генхи, 1993.
4. Хун, Джон Донг. Подготовка преподавательства в Южной Корее: дис. ... д-ра пед. наук / Джон Донг Хун. - Сеул: Университет Сонгюнкван, 1999.
Поступила в редакцию 25 марта 2009 г.
16
Вестник ЮУрГУ, № 6, 2010