УДК 342.5
П. В. Поздеев
Этапы становления совещательных, консультативных и координационных органов в России
В статье дается определение совещательных, консультативных и координационных органов в системе взаимодействия власти и общества; рассматриваются основные периоды развития данных органов в дореволюционной России, в советской и современной системах государственного управления; отмечаются проблемы и перспективы их дальнейшего изучения.
The article defines consultative, advisory and coordinating bodies in the interaction between government and society; discusses the main periods of development of these bodies in pre-revolutionary Russia, Soviet and modern systems of government; pointed out the problems and prospects for their further study.
Ключевые слова: совещательные органы, координационные органы, консультативные органы, советы, комитеты, комиссии.
Keywords: advisory bodies, coordinating bodies, consultative bodies, councils, committees, and commissions.
I
В теории и истории государственного управления особое место занимают совещательные, консультативные и координационные органы. Необходимо признать, что они не были объектом изучения в той мере, в какой это следовало бы при современном возрастании их роли в системе государственного и муниципального управления. Одной из причин этого можно назвать отсутствие полного обзора исторического становления и развития совещательных, консультативных и координационных органов. Это, в свою очередь, объясняется рядом проблем, которые будут указаны в данной работе.
Прежде всего, следует определить, о каких органах идет речь. Понятие «совещательные, консультативные и координационные органы» довольно широко, в него могут входить самые разные структуры, с различным статусом и функциями. Предварительное определение рассматриваемых органов может быть сформулировано так: это коллегиальные органы, с координационными, консультативными и совещательными функциями, созданные по решению органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления и состоящие из представителей власти и (или) из представителей общества; имеющие различный статус и способы формирования; и решения которых, как правило, имеют рекомендательный характер.
Такое определение справедливо только для современных органов этого типа. В ходе исторического изменения в системе государственного управления такие органы могли иметь разные функции, которые они преимущественно выполняли.
Совещательные органы могут быть рассмотрены с разных сторон и методами различных общественных наук. Но одним из важнейших принципов изучения государственных и общественных институтов и процессов является принцип историзма. Анализ становления и исторического развития такой формы взаимодействия публичной власти и представителей общества, как совещательные органы, представляется необходимым и для их изучения на современном этапе.
В современную эпоху о совещательных органах справедливо говорят, что, «неоднородные по своим функциям и носящие разные наименования, они обладают одним общим свойством: это совещательные органы, чьи заключения носят рекомендательный характер и участниками которых являются представители внешних для правительственных структур групп» [1]. Многие авторы, анализируя деятельность совещательных органов, действующих на разных уровнях публичной власти в настоящее время, указывают на то, что эти органы возникли «недавно», «в текущем тысячелетии». Но такое утверждение нуждается в серьезном пересмотре. Поэтому цель данной статьи - рассмотреть возникновение и историческое
© Поздеев П. В., 2014
развитие данных форм взаимодействия власти и общества и определить основные проблемы и перспективы их изучения. В этой работе будут использованы материалы, проанализированные современными авторами, которые так или иначе рассматривали деятельность совещательных органов [2].
Хронологическими рамками данного обзора будут XIX - начало XXI в.; предметом изучения выступают органы, создававшиеся на уровне центрального государственного управления, на региональном и на местном (муниципальном) уровнях. Не относятся к числу рассматриваемых органов коллегиальные органы, состоявшие из представителей исключительно государственной администрации (межведомственные и внутриведомственные комитеты и комиссии; секретные комитеты; временные комитеты и тому подобные структуры).
История возникновения совещательных органов обусловлена, прежде всего, потребностью государственной власти привлечь определенных представителей общества к процессу подготовки, выработки и реализации управленческих решений. Это, в свою очередь, объясняется усложнением задач, стоящих перед государством, и необходимостью их решения с учетом интересов наиболее влиятельных и заинтересованных кругов.
Созданию собственно совещательных органов как постоянно действующих структур предшествовало эпизодическое привлечение некоторых представителей общества к обсуждению ряда вопросов, прежде всего, в финансово-экономической области. Н. П. Ерошкин отмечал, что в начале XIX в. «на заседания общих присутствий, департаментов и министерских советов разрешалось приглашать фабрикантов, заводчиков, купцов, ученых, инженеров и т. д. Вынужденное ходом истории проявлять интерес к развитию промышленности и торговли и считаться с мнением предпринимателей самодержавие допускало временное "соучастие" верхов буржуазии и интеллигенции в совещательных органах центрального правительственного аппарата» [3].
Таким образом, возникновение совещательных органов было связано с необходимостью придать этому «соучастию» институциональный характер. От более или менее регулярного приглашения «сведущих» людей на заседания собственно государственных структур возможно было перейти к созданию постоянно действующих советов с консультативно-экспертными функциями. Так, в 1818 г. для «высшего надзора» за деятельностью Ассигнационного и Заемного банков был создан совет государственных кредитных установлений, состоявший из государственных чиновников ряда ведомств и из представителей помещиков и купцов. Совет формально не входил в состав министерства финансов, но действовал в тесном контакте с этим государственным органом.
Потребность государственных органов в более квалифицированной подготовке управленческих решений в некоторых сферах государственного управления обусловила возникновение так называемых Ученых комитетов, состоящих, как правило, из государственных служащих, но имеющих ученые звания или специальную подготовку. Так, в 1817 г. был создан Ученый комитет при министерстве народного просвещения; с 1825 г. при министерстве финансов существовал Ученый горный комитет по горной и соляной части (с 1867 г. назывался Горным ученым комитетом).
В 1828 г. министр финансов Е. Ф. Канкрин учредил при департаменте мануфактур и внутренней торговли Мануфактурный совет; а в 1829 г. по ходатайству купечества был учрежден Коммерческий совет. На уровне губерний создавались комитеты и отделения этих советов. Основными функциями этих органов, состоявших из представителей предпринимательского сообщества, были: собирание сведений о состоянии промышленности и торговли, разработка мероприятий по их улучшению, ходатайства перед государственной властью о своих «пользах и нуждах» [4].
Середина и вторая половина XIX в. характеризуются увеличением числа и усилением значения совещательных органов. Исторической причиной этого было возрастание роли представителей некоторых социальных групп и одновременно потребность государственной власти использовать определенные формы участия представителей ряда сословий в выработке государственных актов и решений. Как писал Н. П. Ерошкин, «в министерствах возник ряд других органов (советов и комитетов), на заседаниях которых вместе с чиновниками заседали представители самых различных ведомств. На заседания чаще, чем в дореформенное время, приглашались "сведущие" люди - представители промышленной, железнодорож-
ной, банковской, торговой буржуазии, различные буржуазные специалисты (инженеры, ученые и прочие)» [5]. Наиболее яркий пример таких органов - это дворянские губернские комитеты «по улучшению быта владельческих крестьян» и «Редакционные комиссии» в период подготовки отмены крепостного права. Но и в других сферах государственного управления в этот период создаются совещательные органы. В 1872 г. Мануфактурный и Коммерческий советы при министерстве финансов были объединены в Совет торговли и мануфактур. С 1863 г. в составе министерства внутренних дел и под председательством министра действовал Совет министра по делам книгопечатания, состоящий из государственных служащих, а также из представителей науки и литературы. С 1863 г. в том же министерстве был учрежден Статистический совет. В 1882 г. при Горном департаменте был создан Геологический комитет, а с 1888 г. его директор был введен в состав Горного совета [6]. С 1885 г. в составе министерства путей сообщения был создан Совет по железнодорожным делам; действовал также инженерный совет. При министерстве земледелия и государственных имуществ функционировал Сельскохозяйственный совет, в который приглашались «сельские хозяева» [7]. Достаточно освещена в историографии деятельность Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, созданного по инициативе С. Ю. Витте в 1902 г.; Страхового совета, действовавшего при министерстве торговли и промышленности с 1912 г.; Совета по делам местного хозяйства [8].
В меньшей степени известны деятельность, состав и статус совещательных органов, так сказать, регионального уровня. К ним можно отнести губернские отделения Совета торговли и мануфактур; действовавшие с 1864 г. училищные советы в уездах и губерниях. Приведем некоторые примеры, опираясь на материалы Вятской губернии. Так, уже в начале 1850-х гг. в составе Строительной и Дорожной комиссий присутствовал как «непременный член» депутат от дворянства. Вятский городской голова был по должности членом комитета о земских повинностях, губернского оспенного комитета и губернского комитета общественного здравия [9]. Это были, скорее, координационные, чем совещательные органы, но в дальнейшем увеличилось число и значение именно совещательных органов и возросло представительство общества в них. Таким органом стал, прежде всего, губернский статистический комитет. В его составе были не только чиновники и священники, но также почетные члены из представителей купечества и выборный «со стороны магометанского населения Вятской губернии» [10]. Несколько позже в состав комитета входили председатель вятской губернской земской управы, уездной земской управы, городской голова Вятки [11]. В 1873 г. в составе присутствия по городским делам были председатель губернской земской управы, городской голова и городской секретарь [12]. В первой половине 1880-х гг. и с 1890-х гг. членами губернского училищного совета были выборные от земств [13]. В 1890-е гг. в состав губернского по земским и городским делам присутствия входили: председатель губернской земской управы, городской голова и выборные от губернского земского собрания и Вятской городской думы. Председатель губернской земской управы и один из членов управы были в составе губернского комитета по улучшению кустарной промышленности. В губернском податном присутствии состояли, кроме чиновников, представители земства, купеческого общества и города. Представители городов и земств были и в уездных податных присутствиях. Лесоохранительный губернский комитет включал в себя председателя губернской земской управы и выборных представителей владельцев частных лесов и представителей купечества [14]. В начале XX в. тенденция расширения общественного представительства в подобных органах сохранилась. В 1900 г. в состав губернского Общего присутствия вятской казенной палаты по промысловому налогу входили: председатель губернской земской управы, член управы, представители вятской городской думы и купеческого общества. Городской голова и два члена, избранные городской думой, входили в присутствие по квартирному налогу. Представительство фабрикантов, заводчиков и горнозаводчиков предусматривалось в губернском присутствии по фабричным и заводским делам [15]. После 1907 г. в губернское присутствие по делам об обществах входили городской голова и выборный от городской думы [16]. Таким образом, на губернском уровне постепенно шел процесс увеличения численности совещательных органов и усиления общественного представительства в них.
Наконец, уровень земского самоуправления также может продемонстрировать тенденцию к созданию и функционированию совещательных органов. Прежде всего, это были экономические советы, созданные при большинстве губернских и уездных управ, в период с
1895 по 1901 г. В состав этих советов входили кроме членов управ и гласных земств агрономический персонал и специалисты по различным отраслям. Современные историки земств отмечают, что в ряде случаев эти органы «приобретали неофициальный статус земских исполнительных органов в тех земствах, где хозяйственно-экономическая деятельность вышла на более высокий уровень» [17]. Указывается также, что эти органы сыграли положительную роль в создании и развитии земской агрономии, ветеринарии и прочих направлений деятельности земств. Еще раньше, в 1880-е гг., при большинстве губернских управ были учреждены санитарные или врачебные советы, состоявшие из представителей земств и врачей. Это были совещательные органы, действовавшие по инструкциям, утвержденным земскими собраниями [18]. В условиях Первой мировой войны некоторые земства создали «волостные хозяйственные советы», имевшие целью сбор сведений о своем районе и учет семей мобилизованных для оказания им помощи [19].
Таким образом, возрастание количества и увеличение значения совещательных органов было симптомом модернизационных процессов в России. Анализ статуса, состава и функций этих органов может позволить уточнить многие представления, сложившиеся в историографии, в особенности в историографии государственного управления.
II
Советский период истории государственного управления, при всем отличии от предшествующего периода, сохранил, по крайней мере, в 1920-е гг. тенденцию к развитию и умножению совещательных органов. Это было обусловлено идеей о максимально возможном привлечении широких масс к управлению государством, но также и необходимостью использования опыта «специалистов» в отдельных сферах государственного управления. Вот лишь некоторые примеры совещательных органов, учрежденных при высших органах власти РСФСР. При ВЦИК были образованы: Всероссийский комитет содействия сельскому хозяйству; Федеральный комитет по земельным делам; Комиссия по улучшению жизни детей; Центральная комиссия помощи голодающим (1921-1922 гг.); Комитет содействия народностям северных окраин [20]. При СНК РСФСР действовал особый временный комитет по науке (1922-1924 гг.). При коллегии наркомата просвещения действовал совет по просвещению национальных меньшинств [21]. Но основную массу таких органов представляли собой комиссии, группы, совещания, комитеты, секции, которые создавались на губернском, уездном, городском и волостном уровнях при исполнительных комитетах. Эти органы состояли из членов и кандидатов в члены советов, представителей общественных организаций и «актива трудящихся». Как отмечал А. А. Нелидов, «кроме основных отраслевых органов в составе исполкомов, и прежде всего, губернских, создавались различные органы вспомогательного, а также обслуживающего характера: комиссии, группы, совещания, комитеты...» [22]. Секции и комиссии могли заниматься такими вопросами, как сельское хозяйство, культурно-просветительская деятельность, местное хозяйство и благоустройство, торговая и кооперативная деятельность. Основными функциями таких органов были: предварительное рассмотрение тех или иных вопросов; заслушивание отчетов; обследование учреждений и предприятий. Они действовали без своего аппарата, используя аппарат соответствующих исполкомов. При сельских советах во время коллективизации создавались производственные совещания [23]. В последующее время существования советской системы такие органы продолжали существовать, например, в форме комиссий по наименованию и переименованию улиц, площадей и других составных частей городов [24].
В целом в советский период истории государственного управления совещательные органы не были особенно распространены как на уровне центрального государственного управления, так и на уровне территориальном. Это связано и с особенностями советской партийно-государственной системы, и с теми формами, которые преимущественно использовались для привлечения представителей общественности к участию в государственном управлении.
III
С 1990-х гг. начался новый период не только в истории Российского государства, но и в истории совещательных органов. Кратко говоря, это период увеличения численности таких органов на всех уровнях публичной власти; развития их специализации и усиления их зна-
чения в системе государственного и муниципального управления. Вот лишь некоторые цифры: на начало 2014 г. при Президенте РФ действует 15 совещательных органов; при Председателе Совета Федерации - 15 органов; при Председателе Правительства РФ - 12. Кроме того, при каждом министерстве, федеральной службе и агентстве существуют общественные советы. Существуют научные и экспертные советы при высших органах судебной власти и Генеральной прокуратуре. Совершенно особенную форму представляет собой Общественная палата и общественные палаты в субъектах федерации. На региональном и муниципальном уровнях действуют многочисленные совещательные, координационные, консультативные органы в самых разных сферах общественной жизни.
Рассмотрим основные виды совещательных органов на муниципальном уровне в 2000-е гг. Если рассматривать проблему статуса, то едва ли возможно отнести эти органы к «иным органам», упоминаемым в статье 34 закона № 131, поскольку они не имеют собственных полномочий по решению вопросов местного значения. С другой стороны, возможно их сопоставление с муниципальными избирательными комиссиями, муниципальными органами, «которые не входят в структуру органов местного самоуправления» [25].
Классификация таких органов может проводиться по многим критериям. На практике имеет место большое разнообразие в наименованиях органов и определении их функций. Один и тот же орган в «Положении» о его деятельности может быть назван и совещательным и консультативным органом. Более объективной будет классификация по функциям: можно выделить органы широкого функционального назначения (Общественные палаты и советы, координационные советы ТОС и т. д.); с другой стороны, можно выделить советы специального назначения, с более узкой сферой деятельности (градостроительные советы, советы по профилактике правонарушений и т. д.). Вполне возможна классификация органов и по отношению к каким-либо муниципальным органам и должностным лицам. Но следует заметить, что возможно существование советов не «при» каком-то органе или должностном лице, а вообще муниципальных совещательных органов, хотя бы они и были учреждены решением конкретного органа. Можно выделить: 1) советы при представительных органах; 2) советы при главах муниципальных образований; 3) советы при руководителях местных администраций. По способу формирования можно разделить эти органы: 1) на органы с избираемым составом; 2) органы с назначаемым составом. Отметим, что преобладают органы второго типа и даже состав органов с избираемыми членами утверждается решением соответствующего местного органа или должностного лица. По численности участников можно разделить эти органы на малочисленные (до 15 человек) и многочисленные (свыше 15 человек). От численности во многом зависит и структура советов. Выделяются органы с простой структурой (председатель - секретарь - члены совета) и со сложной структурой, когда орган имеет в своем составе комиссии, секции, рабочие группы. Наконец, возможна и классификация по типам муниципальных образований: 1) органы, действующие в обычных муниципалитетах; 2) органы, действующие в особых муниципалитетах (внутригородских территориях городов федерального значения, наукоградах, закрытых административно-территориальных образованиях). Таким образом, очевидно, что многие критерии классификации тесно связаны друг с другом и взаимообусловлены.
Следует указать также и на то, что полномочия и функции совещательных органов не могут дублировать полномочий органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. Решения подобных органов носят рекомендательный характер и нуждаются в утверждении.
Рассмотрим некоторые направления деятельности и разновидности совещательных и консультативных органов. В муниципальных образованиях существуют как совещательные органы без специализации (общественные советы); так и органы со своими, иногда довольно узкими функциями. Это могут быть: советы по развитию малого и среднего предпринимательства, по содействию молодежной политике, по развитию территориального общественного самоуправления; градостроительные советы, топонимические советы, экологические советы, советы по межнациональным и межконфессиональным отношениям, советы по борьбе с коррупцией, экономические советы. Изучение истории возникновения и деятельности таких органов даже на материалах одного или нескольких муниципалитетов даст возможность установить закономерности, характерные для всей истории совещательных органов в России.
Таким образом, проведенный обзор показывает, что совещательные, консультативные и координационные органы имеют долгую и насыщенную историю. Рассмотрение эволюции системы государственного управления России без учета становления и развития этих органов значительно обедняет наши представления о ней. В то же время основными проблемами исторического изучения этих органов представляются: во-первых, те факторы, которые обусловили появление совещательных органов в системе государственного управления. Во-вторых, установление особенностей их статуса, состава, форм деятельности, взаимоотношений с государственными и общественными структурами. В-третьих, выявление в деятельности совещательных органов тех моментов, которые сохраняют свою актуальность и в настоящее время. Для современных совещательных, консультативных и координационных органов может быть полезно использование многих аспектов деятельности аналогичных органов прошлых периодов истории государственного управления.
Примечания
1. Гарифуллина Г. Общественные советы при ведомствах: функции, задачи, структура // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 2. С. 120-126; Гарифуллина Г. Совещательные органы при исполнительной власти // Государственная служба. 2011. № 5. С. 104-106.
2. См.: Панов А. А. Совещательные и консультативные органы при Президенте Российской Федерации: общие принципы формирования и наделения компетенцией, место в системе президентской власти // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 3. С. 20-24; Черкасов К. В. К вопросу о консультативных и совещательных органах при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах // Право и политика. 2007. № 6. С. 23-32; Пешин Н. Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели М., 2007; Юшина Е. А. Теоретико-методологические аспекты муниципальной деятельности. Киров, 2012. С. 123.
3. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России М.: РГГУ, 2008. С. 174.
4. Там же. С. 181.
5. Там же. С. 229.
6. Клеопов И. А. Геологический комитет 1882-1930: история геологической науки в России. М.: Наука, 1964. С. 32-33.
7. Ерошкин Н. П. Указ. соч. С. 240 -241.
8. Могилевский К. И. Столыпинские реформы и местная элита: Совет по делам местного хозяйства (1908-1910). М., 2008; Могилевский К. И. Столыпин и Совет по делам местного хозяйства в 19081910 годах // Российская история. 2012. № 2. С. 100-108.
9. Памятная книжка Вятской губернии на 1854 г. Вятка, 1853. С. 13-18.
10. Памятная книжка Вятской губернии на 1866 и 1867 гг. Вятка, 1866. С. 7-8.
11. Адрес-календарь лиц, служащих в Вятской губернии на 1871 г. Вятка, 1871. С. 15-17.
12. Памятная книжка Вятской губернии на 1873 г. Вятка, 1873. С. 56.
13. Календарь Вятской губернии на 1881 г. Вятка, 1881. С. 121.
14. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1897 г. Вятка, 1896. С. 3-35.
15. Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1900 г. Вятка, 1899. С. 16-28.
16. Памятная книжка и календарь Вятской губернии на 1907 г. Вятка, 1907. С. 163.
17. Земское самоуправление в России 1864-1918. Кн. 1 / под ред. Н. Г. Королевой. М., 2005. С. 338.
18. Там же. С. 416.
19. Земское самоуправление в России 1864-1918. Кн. 2 / под ред. Н. Г. Королевой. М., 2005. С. 271.
20. Нелидов А А. История государственных учреждений СССР 1917-1936. М.: МГИАИ, 1962. С. 199.
21. Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 - декабрь 1991. М.: РГГУ, 1995. С. 120.
22. Нелидов А. А. Указ. соч. С. 251.
23. Нелидов А. А. Указ. соч. С. 251, 262, 277, 280.
24. СП РСФСР. 1968. № 5. С. 86.
25. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Ст. 34 // [Электронный ресурс].
Notes
1. GarifuIIina G. Obshchestvennye sovety pri vedomstvakh: funktsii, zadachi, struktura [The Public Councils at the Offices: functions, tasks, structure] / / Problemy teorii i praktiki upravleniya - Problems of the theory and practice of management, 2012, № 2, pp. 120-126; Garifullina G. Soveshchatel'nye organy pri ispolnitel'noj vlasti [Deliberative bodies with executive] // Gosudarstvennaya sluzhba - State Service, 2011, № 5, pp. 104-106.
2. See: Panov A. A. Soveshchatel'nye i konsul'tativnye organy pri Prezidente Rossijskoj Federatsii: obshchie printsipy formirovaniya i nadeleniya kompetentsiej, mesto v sisteme prezidentskoj vlasti [Advisory and Consultative Bodies under the President of the Russian Federation: the general principles of the formation and provision of competence, in the system of presidential power] // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo - Constitutional and municipal law, 2007, № 3, pp. 20-24; Cherkasov K. V. K voprosu o konsul'tativnykh i soveshchatel'nykh organakh pri polnomochnykh predstavitelyakh Prezidenta Rossijskoj Federatsii v federal'nykh okrugakh [On the consultative and advisory body to the Plenipotentiary of the President of the Russian Federation in the federal districts] // Pravo i politika - Law and Politics. 2007. № 6. pp. 23-32; Peshin N. L. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie v Rossii: problemy razvitiya konstitutsionno-pravovoj modeli [Government and local government in Russia: problems of development of the constitutional-legal model] Moscow. 2007; Yushin E. A. Teoretiko-metodologicheskie aspekty munitsipal'noj deyatel'nosti [Theoretical aspects of municipal activities]. Kirov. 2012. P. 123.
3. Eroshkin N. P. Istoriya gosudarstvennykh uchrezhdenij dorevolyutsionnoj Rossii [History of public institutions of pre-revolutionary Russia] Moscow: State Humanitarian University. 2008. P 174.
4. Ibid. P. 181.
5. Ibid. P. 229.
6. Cleopov I. A. Geologicheskij komitet 1882-1930: istoriya geologicheskoj nauki v Rossii [Geological Committee 1882-1930: the history of geological science in Russia] Moscow: Nauka. 1964. Pp. 32-33.
7. Eroshkin N.P. Op. cit. Pp. 240 -241.
8. Mogilev K.I. Stolypinskie reformy i mestnaya ehlita: Sovet po delam mestnogo khozyajstva (19081910) [Stolypin's reforms and the local elite: the Council for the local economy (1908-1910)]. Moscow. 2008; Mogilevsky K. I. Stolypin i Sovet po delam mestnogo khozyajstva v 1908-1910 godakh [Stolypin and the Council for the local economy in the years 1908-1910] // Rossijskaya istoriya - Russian history. 2012, № 2, Pp. 100-108.
9. Pamyatnaya knizhka Vyatskoj gubernii na 1854 g [Memorial book Vyatka province in 1854] Vyatka. 1853. Pp. 13-18.
10. Pamyatnaya knizhka Vyatskoj gubernii na 1866 i 1867 gg [Memorial book Vyatka province in 1866 and 1867]. Vyatka. 1866. Pp. 7-8.
11. Adres-kalendar' lits, sluzhashchikh v Vyatskoj gubernii na 1871 g [Address-calendar of clercks in the Vyatka province in 1871] Vyatka. 1871. Pp. 15-17.
12. Pamyatnaya knizhka Vyatskoj gubernii na 1873 g [Memorial book Vyatka province in 1873] Vyatka. 1873. P. 56.
13. Kalendar' Vyatskoj gubernii na 1881 g [Calendar of Vyatka province in 1881] Vyatka. 1881. P. 121.
14. Kalendar' i pamyatnaya knizhka Vyatskoj gubernii na 1897 g [Calendar and commemorative book of Vyatka province in 1897] Vyatka. 1896. Pp. 3-35.
15. Pamyatnaya knizhka i adres-kalendar' Vyatskoj gubernii na 1900 g [Memorial Address book and calendar of Vyatka province in 1900] Vyatka. 1899. Pp. 16-28.
16. Pamyatnaya knizhka i kalendar' Vyatskoj gubernii na 1907 g [Memorial book and calendar of Vyatka province in 1907] Vyatka. 1907. P. 163.
17. Zemskoe samoupravlenie v Rossii 1864-1918 [Territorial self-government in Russia 1864-1918]. Book 1 / ed. N.G. Koroleva. Moscow. 2005. Pp. 338.
18. Ibid. P. 416.
19. Zemskoe samoupravlenie v Rossii 1864-1918 [Territorial self-government in Russia 1864-1918]. Book 2 / ed. N. G. Koroleva. Moscow. 2005. Pp. 271.
20. Nelidov A. A. Istoriya gosudarstvennykh uchrezhdenij SSSR 1917-1936 [History of public institutions of the USSR 1917-1936]. Moscow: MGIAI. 1962. P. 199.
21. Korzhihina T. P. Sovetskoe gosudarstvo i ego uchrezhdeniya: noyabr' 1917 - dekabr' 1991 [Soviet state and its institutions: November 1917 - December 1991] Moscow: State Humanitarian University. 1995. P. 120.
22. Nelidov A. A. Op. cit. P. 251.
23. Nelidov A. A. Op. cit. Pp. 251, 262, 277, 280.
24. SP RSFSR, 1968, № 5, p. 86.
25. Federal Law "On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation" dated October 6, 2003 № 131-FZ. Art. 34 // [electronic resource] (in Russ.).