УДК 811.373
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И СПОРТА В ИРАКЕ
Г. Аль-Баттауй
В статье рассматриваются этапы становления системы физического воспитания и спорта в Ираке Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, спорт, учебные пособия, соревнования
В XV-XVII вв., в Европе, в период
разрушения феодализма и становления капитализма, появились условия для формирования и развития школьного физического воспитания. Выдающиеся гуманисты, просветители, реформаторы того времени в борьбе с религиозным аскетизмом, господствовавшем в средние века, сыграли важную роль в создании организованной системы физической подготовки молодого поколения.
Первые попытки создания основ физического воспитания как учебного предмета были сделаны итальянским гуманистом, врачом и историком физического воспитания Исропимом Меркуриалисом (1530-1606), который
утверждал, что идеал гармонически развитого человека во многом зависит от физического воспитания как средства охраны его здоровья. Меркуриалис первым высказал мысль о возрождении античных Олимпийских игр [4].
Выполняя своеобразные задачи
физического воспитания, учителя
одновременно решают целый ряд других педагогических проблем - так считал один из первых авторов школьных реформ, директор Лондонской торговой школы Ричард Малкастер (1530-1611) [1].
В начале XIX века всё больше государственных деятелей, врачей и педагогов признавало, что физическая культура может проявить свои функции в сферах образования и воспитания, здравоохранения, культуры лишь при наличии организационно оформленной структуры. Обоснование образовательной ценности становится одной из основных задач формировавшейся теории физического воспитания.
Если развитие школьного физического воспитания набирало определённую силу, то
Газван Аль-Баттауй - ВГПУ, аспирант, e-mail: [email protected]
концепция физической подготовки студентов развивалась медленно.
В истории Ирака во время Османского управления в области физического воспитания до 1870 существовала только борьба в Багдаде и некоторых других городах Ирака наряду с другими видами народных игр в пригородах и деревнях.
Современные спортивные игры в то время не были достаточно известными в рамках народных и школьных кружков. В конце XIX века впервые в Багдаде была внедрена в военных школах гимнастика. Этот учебный предмет впервые появился в военной гимназии, которая была открыта в 1878 [3].
Любой историк-исследователь по теме истории эволюции спортивного движения в Ираке не может документировать точно периоды становления современного физического воспитания в Ираке. С нашей точки зрения можно определить следующие этапы развития современного физического воспитания в Ираке:
1. Появление предпосылок современного физического воспитания в Ираке (1917 - 1926 гг.).
2. Становление современного физического воспитания в Ираке (1926-1938 гг.).
3. Развитие физического воспитания в Ираке (1938 - 1958 гг.).
4. Разрушение системы физического воспитания в Ираке (1958-1968 гг.).
5. Восстановление системы физического воспитания в Ираке (1968 - 1980 гг.).
6. Стагнация системы физического воспитания в Ираке (1980 г. - до настоящего времени).
Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
1. В период появления предпосылок современного физического воспитания в Ираке (1917 - 1926 гг.) были открыты школы в Багдаде и выпущены первые учебные пособия для начальной и средней школ. Было введено два часа уроков физической культуры для первого класса в начальной школе и три часа
для второго, третьего и четвертого классов средней школы [5].
Футбол и легкая атлетика были основными видами спорта в данный период.
Физическое воспитание и спорт как система в вузах Ирака в этот период отсутствовала.
2. В период становления (1926-1938 гг.) физического воспитания наряду с футболом и легкой атлетикой стали заметно распространяться гимнастика и плавание в начальной и средней школе.
Возникла необходимость выпустить учебные пособия, отвечающие современным требованиям.
Ирак стал отправлять своих учителей в другие страны с целью обмена опытом в области физической культуры.
Стали проводится фестивали олимпийских игр среди школ.
Развитие физического воспитания в вузах Ирака началось в 1936 году в связи с широким распространением и популярностью футбола в стране. Однако соревнований по футболу до 1942 года не проводилось [2].
3. В период развития системы физического воспитания в Ираке (1938 - 1958 гг.) стали распространяться баскетбол, бокс, борьба в начальной и средней школе. Стали проводиться спортивные соревнования по данным видам спорта.
Ирак вступил в международное сотрудничество в области физического воспитания с другими странами. 29 августа 1938 была организована спортивная делегация из Ирака в Германию по ответному приглашению германской республики с целью посетить страну и участвовать в соревнованиях в городе Нюрнберге. В 1944- 1950 гг.[6]. Ирак начал отправлять школьные команды в арабские страны для участия в чемпионатах среди школ по различным видам спорта. В 1950-1951 гг. Ирак участвовал в соревнованиях по физической культуре, происходивших в Каире, куда были включены бег, футбол, баскетбол, волейбол [3].
Что касается физического воспитания в вузах Ирака, в данный период была создана программа первых вузовских соревнований, которая включала в себя беговые дисциплины.
Министерство просвещения Ирака открыло новый институт для подготовки учителей по физической культуры, также были выпущены новые книги в этой области для студентов [2].
4. В период разрушения системы физического воспитания (1968 - 1980 гг.) Ирак переживал политический и экономический кризис, внутренние и международные конфликты, войны. Это резкое изменение оказало отрицательное воздействие на физическое воспитание в стране.
5. В период восстановления (1968 - 1980 гг.) после печальных событий 1958-1968 гг. физическое воспитание находилось в упадке. Не стало хороших учебных кадров, кроме того старые учебные пособия не соответствовали современным требованиям.
В 1969 году было принято решение о введении занятий физическим воспитанием студентов университета. Однако это решение не было реализовано на практике, так как решающее слово должны были сказать деканаты факультетов, а они отстранились от позитивного решения этих вопросов. Ввиду этого формы работы оставались прежними, хотя в соревнования были включены новые виды спорта, такие как борьба, бокс, тяжелая атлетика, плавание, легкая атлетика и культуризм [2].
В 1974 году была создана новая организация по совершенствованию системы физического воспитания, которая получила название "Управление по воспитанию молодежи и физической культуры». Именно в этот период, начиная с 1974/75 учетного года, физическое воспитание стало обязательным предметом для студентов первых курсов Багдадского университета.
6. С 1980 г. и до настоящего времени система физического воспитания в Ираке находится в состоянии стагнации. Связано это с тем, что Иракский народ в течение достаточно короткого времени перенес две войны — в 1980 году против Ирана и в 2003 году против США. Невзгоды оказали серьезное отрицательное влияние на физическую культуру и спорт в стране. Многие спортивные сооружения были разрушены, специалисты и спортсмены уехали за рубеж работать по контрактам. Все это привело к понижению уровня развития спорта в стране.
С 2003 года начался процесс медленного восстановления системы физического
воспитания в стране. Сегодня совместная деятельность специалистов позволяет
оперативно разрабатывать учебные планы, рабочие программы, вносить соответствующие коррективы, связанные с достижениями в области теории, методики и практики спортивно-оздоровительной деятельности,
совершенствовать технологию обучения студентов, а также учитывать передовой опыт спортивной и физкультурной практики и запроса общества.
Если сравнить достижения студентов Ирака на современном этапе, то можно отметить заметные успехи футболистов, баскетболистов, борцов и штангистов. Подготовленность теннисистов, гандболистов и боксеров выглядит на среднем уровне по сравнению с общеарабскими аналогами. В остальных видах спорта уровень достижений студентов Ирака остается на низком уровне.
Таким образом, в настоящее время сформирован конкретный заказ общества на создание новой системы физического воспитания в стране. Оценивая перспективы реализации этого заказа, следует учитывать необходимость использования
организационных форм, построенных с учетом специфических условий внутреннего развития и внешнего положения страны.
Литература
1. Гуськов С.И. О физическом воспитании в зарубежных странах / С.И. Гуськов, Е.И. Дегтярева // Физическая культура. - 2004. - №4. - С. 12-20.
2. Кадом Ахмед Джавад. Социальнопедагогические аспекты физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузах Ирака/ Кадом Ахмед Джавад : Дисс ... канд . пед . наук . - М., 1986. - 159 c.
3. Рисан X. Особенности физического развития и физической подготовленности школьников стран арабского региона и пути повышения эффективности физического воспитания / X. Рисан, С. Полиевский // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докладов международного конгресса. - М., Из-во "ФОН", 1998 - 313 с.
4. Симаков Ю.П. О зарубежной истории физического воспитания / Ю.П. Симаков // Электронный журнал Камского государственного института физической культуры. - 2008 - №1. - С. 1-14.
5. Хафаджа М.Е. Система физического воспитания и здоровый образ жизни у школьников / М.Е. Хафаджа, М.Е.Мухамед. - Александрия, 2007. - 331 с.
6. Al-Khatib M.H. Die entwicklung Von korperkulter und sport in Irak von 1917 bis in die gegenwart / M.H. Al-Khatib // Der philosophischer Fakultat des wissen schaltlichen Rats der Martin-Luther Universitat Halle-Wittenberg Zur Erlangung des Akademischen Grades Dokter eines Wissenschaftszweiges, 1979.
Воронежский государственный педагогический университет
STAGES OF THE FORMATION OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS SYSTEM IN IRAQ
G. All-Battauy
The paper in describes the stages of the formation of physical education and sports system in Iraq Key words: stages, formation, physical education, sports system