Научная статья на тему 'Этапы становления и развития контекстного подхода в истории отечественного иноязычного образования'

Этапы становления и развития контекстного подхода в истории отечественного иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / ГЕНЕЗИС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / CONTEXTUAL APPROACH / GENESIS / PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / EDUCATION PARADIGM / METHODOLOGY / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / CONCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паршуткина Т. А.

В работе дана авторская периодизация становления и развития контекстного подхода в истории отечественного иноязычного образования. Установлено, что элементы данного подхода встречаются уже в XI веке. Верхняя хронологическая планка определяется рубежом XX и XXI столетий. Для процесса становления и развития основных положений контекстного подхода к обучению иностранным языкам свойственна содержательно-смысловая неравномерность в оформлении основных педагогических и методических идей, концепций, которые в совокупности составляют единый историко-педагогический конструкт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CONTEXTUAL APPROACH IN THE HISTORY OF NATIONAL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

The paper presents the author’s periodization of the formation and development of the contextual approach in the history of national foreign language education. It is established that the elements of this approach are found already in the 11th century. The upper chronological limit is determined by the border of the 20th and 21st centuries. The content-semantic non-uniformity in the design of the main pedagogical and methodological ideas, conceptions, together constituted a single historical-pedagogical construct is typical of the process of the formation and development of the basic positions of the contextual approach to teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «Этапы становления и развития контекстного подхода в истории отечественного иноязычного образования»

DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-176-179

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Паршуткина Т.А.

ORCID: 0000-0002-3107-9191, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец, Российская Федерация

В работе дана авторская периодизация становления и развития контекстного подхода в истории отечественного иноязычного образования. Установлено, что элементы данного подхода встречаются уже в XI веке. Верхняя хронологическая планка определяется рубежом XX и XXI столетий. Для процесса становления и развития основных положений контекстного подхода к обучению иностранным языкам свойственна содержательно-смысловая неравномерность в оформлении основных педагогических и методических идей, концепций, которые в совокупности составляют единый историко-педагогический конструкт.

Ключевые слова: контекстный подход; генезис; педагогическое знание; парадигма образования; методология; иноязычное образование; концепция.

THE STAGES OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CONTEXTUAL APPROACH IN THE HISTORY OF NATIONAL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

Parshutkina T.A.

ORCID: 0000-0002-3107-9191, Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets, Russian Federation

The paper presents the author's periodization of the formation and development of the contextual approach in the history of national for— 176 —

eign language education. It is established that the elements of this approach are found already in the 11th century. The upper chronological limit is determined by the border of the 20th and 21st centuries. The content-semantic non-uniformity in the design of the main pedagogical and methodological ideas, conceptions, together constituted a single historical-pedagogical construct is typical of the process of the formation and development of the basic positions of the contextual approach to teaching foreign languages.

Keywords: contextual approach; genesis; pedagogical knowledge; education paradigm; methodology; foreign language education; conception.

Объективная интерпретация инновационных идей, касающихся обучения иностранным языкам, достигается в результате изучения особенностей генезиса, логики приращения педагогического знания с уточнением основных направлений, научных течений и круга актуальных проблем, связанных с перспективным развитием идей и их позитивным вкладом в практику обучения.

Анализ и обобщение этапов эволюции контекстного подхода к обучению иностранным языкам представляется весьма перспективным и актуальным, потребность в котором вызвана, в первую очередь, значимостью приведения в систему исторических знаний о его развитии и интерпретации ориентиров движения этих знаний к новым уровням.

В результате историко-ретроспективного и синхронного анализа поступательного развития контекстного подхода в отечественном иноязычном образовании, учитывающего эволюцию педагогических и методических идей, концепций, теорий, появилась возможность охарактеризовать особенности данного подхода в отечественном иноязычном образовании, начиная с XI века.

Прежде всего, были определены предпосылки, которые способствовали возникновению контекстного подхода к обучению иностранным языкам в древний период, обусловили накопление положительного опыта в области иноязычного образования и привели к сформированию «слагаемых» рассматриваемого подхода,

непосредственно связанных с особьм отношением к образованию и иностранным языкам.

Важная и неотъемлемая сторона эволюционного развития контекстного подхода связана с вопросами факторной обусловленности. Под действием определяющих образовательных внешних факторов, сформировавшихся в ХЛ—ХУШ вв., наметилась положительная динамика в развитии контекстного подхода. Для неё была характерна трансформация целей, содержания, методов обучения, структуры учебных программ и учебников [1, с. 12]. С системой внутренних факторов при обучении иностранным языкам связано развитие творческого потенциала учащихся, повышение мотивации к изучению языков, возникновение интереса к стране изучаемого языка, развитие чувства патриотизма, толерантности, гуманизма, а также умения к самообразованию средствами иностранного языка [2, с. 19].

Период XIX—начала XX вв. стал одним из важнейших в развитии контекстного подхода и становлении его системного характера. К данному подходу начинают относиться как к особому пути в обучении иностранным языкам, ведущему к совершенствованию сильных сторон этого процесса и корректировке однобоких взглядов. Его развитие было связано с основными направлениями: зависимой от социокультурных факторов динамикой целей, содержания, методов, их характерным преломлением в теории и практике изучения иностранных языков в различных типах учебных заведений, гуманистической направленностью процесса обучения, усилением образовательной и воспитательной роли дисциплины «Иностранный язык».

1920—1930-е годы — это начальный период в истории развития научно обоснованной теории контекстного обучения, так как в ее основу лег принцип восстановления естественной целостности познавательного процесса.

Идеи контекстного обучения иностранным языкам, разработанные в 1960-1980-е годы, становятся базисными для современного научного знания [3]. В данном случае речь идет о следующем: об усилении внимания к личности учащегося (Н.Д. Гальскова, А.Ю. Горчев, З.Н. Никитенко, Э.И. Соловова); об определении структуры содер-

жания обучения, включающей социальный опыт (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, B.C. Цетлин, Л.Я. Зорина); о разработке проблем иноязычной коммуникативной компетенции (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд и др.); о комплексности обучения, которая понимается как интеграция аспектов языка и видов речевой деятельности в процессе учебных занятий (О.Э. Михайлова, Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов); о разработке исследовательского метода и активных форм обучения (И.А. Зимняя, Б.Е. Райков, С.Т. Шацкий, Т.А. Ильина и др.); о реализации концепций интенсивного обучения иностранным языкам (Г.А. Китайгородская, Р. Ладо, Г. Лозанов и др.), а также о включении «контекста» в систему упражнений (И.Л. Бим,

H.И. Гез, Б.А. Лапидус, С.Г. Рашковецкая, Г.А. Турий и др.). Формирование таких понятий, как «компетенция», «компетентность», «языковая личность», «профессионально-ориентированное обучение», «ключевые компетенции» следует рассматривать как результат научного познания и индикатор современного этапа в развитии методики как науки. Перед исследователями встает задача воссоздать научный контекст методики и интегрировать все аспекты иноязычного образования. Также формируется важное направление методического поиска - определение внутренних законов развития методического знания, один из них - закон взаимозависимости индивидуальной картины мира и структуры методического знания.

Список литературы

I. Ветчинова М.Н. Теория и практика иноязычного образования в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX века: дис. ... д-рапед. наук. М., 2009. 194 с.

2. Камызина A.B. Становление и развитие иноязычной подготовки в школе дореволюционной России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 21 с.

3. Традиции и новации в методике обучения иностранным языка: Обзор основных направлений методической мысли в России / Под ред. Л.В. Московкина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.