Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
513
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творчество / паровозы / тепловозы / электровозы / модернизация. / creativity / steam locomotives / diesel locomotives / electric locomotives / modernization.

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Салимов, Бахриддин Лутфуллаевич, Тўхтаматов, Озодбек Абдусалимович, Худойбердиев, Фарход Мухиддинович

В статье на повестку дня поставлено требование смены паровозов на тепловозы и, в свою очередь, тепловозов на новый вид транспорта, так как экономическая эффективность тепловозов, бывших когда-то новинкой, с каждым годом снижается. по годам. Проанализировано, что такие ситуации требуют модернизации железнодорожного транспорта, и одной из работ в этом направлении является переход на использование электровозов вместо тепловозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Салимов, Бахриддин Лутфуллаевич, Тўхтаматов, Озодбек Абдусалимович, Худойбердиев, Фарход Мухиддинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF DEVELOPMENT OF RAILWAY TRANSPORT

In the article, the demand to change steam locomotives to diesel locomotives and, in turn, diesel locomotives to a new form of transport, is on the agenda, because the economic efficiency of diesel locomotives, which were once a novelty, has been decreasing year by year. It has been analyzed that such situations require the modernization of railway transport, and one of the works in this direction is to start using electric locomotives instead of diesel locomotives.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(3), March, 2023

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Салимов Бахриддин Лутфуллаевич.

Профессор Ташкентский государственный транспортный университета.

Тухтаматов Озодбек Абдусалимович.

Худойбердиев Фарход Мухиддинович.

Студенты Ташкентский государственный транспортный университета.

АННОТАЦИЯ

В статье на повестку дня поставлено требование смены паровозов на тепловозы и, в свою очередь, тепловозов на новый вид транспорта, так как экономическая эффективность тепловозов, бывших когда-то новинкой, с каждым годом снижается. по годам. Проанализировано, что такие ситуации требуют модернизации железнодорожного транспорта, и одной из работ в этом направлении является переход на использование электровозов вместо тепловозов.

Ключевые слова: творчество, паровозы, тепловозы, электровозы, модернизация.

ABSTRACT

In the article, the demand to change steam locomotives to diesel locomotives and, in turn, diesel locomotives to a new form of transport, is on the agenda, because the economic efficiency of diesel locomotives, which were once a novelty, has been decreasing year by year. It has been analyzed that such situations require the modernization of railway transport, and one of the works in this direction is to start using electric locomotives instead of diesel locomotives.

Key words: creativity, steam locomotives, diesel locomotives, electric locomotives, modernization.

АННОТАЦИЯ

Мацолада темир йул транспортида паравозлардан тепловозларга ва уз навбатида тепловозларни уам янги бир транспорт шаклига алмаштириш талабини кун тартибига цуйганлиги, чунки, бир вацтлар янгилик булган тепловозларнинг ицтисодий самарадорлиги йилдан-йилга тушиб борди. Бундай уолатлар эса уз-узидан темир йул транспортида модернизация ишлари олиб борилишини тацозо цилиши ва шу йуналишдаги ишлардан бири тепловозлар урнига электровозларни цуйила бошланиши заруратга айланиши таулил этилган.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Калит сузлар: креативлик, паравозлар, тепловозлар, электровозлар, модернизация.

ВВЕДЕНИЕ

Атрибут творчества распространяется на все явления, являющиеся продуктом человеческого мышления. Это понятие, придающее значение творчеству, творческому подходу, творчеству и творчеству, распространяется и на виды транспорта1. Известно, что у каждого вида транспорта есть свои «плюсы» и «минусы». Если они превосходят друг друга в одних аспектах, то могут быть слабыми в других аспектах. Если в определенной ситуации важен один вид транспорта, в следующей ситуации приоритет может иметь другой вид транспорта. Так что не правильно отдавать предпочтение одному виду транспорта другому. Каждый вид транспорта имеет свое значение в социальной реальности 2 . В том числе железнодорожным транспортом. Однако «транспортные средства, например, железнодорожный транспорт, при занятии доставкой только одного товара были бы экономически неэффективны. Поэтому транспортные средства используются в разных направлениях для разных целей. Отсюда следует, что железнодорожный транспорт не может развиваться только за счет перевозки пассажиров или одного и того же товара. С другой стороны, существует множество возможностей доставки грузов железнодорожным транспортом.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Если остановиться на периоде появления железнодорожного транспорта, то этот период соответствует началу 1800-х годов, XIX веку, который был веком великих открытий в области техники и транспорта в истории человечества3. Если быть точнее, то прошло 200 лет с тех пор, как человечество начало пользоваться этим видом транспорта. Следует признать, что за последние два века железнодорожный транспорт занял достойное место в экономической системе стран. В настоящее время «Общая протяженность железных дорог в мире составляет примерно 1,2 миллиона километров, и лидерами в этом отношении являются США, Китай, Россия, Индия и Канада».

1 Салимов Б.Л., Курбонов Р., Димматов.Ж.О. (2022). ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИНИНГ ИНКОРНИ ИНКОР ДИАЛЕКТИК КОНУНИЯТИ АСОСИДАГИ ТАРАККИЁТИ. Журнал интегрированного образования и исследований, 1 (6), 35-39.

2 Салимов Б.Л., Бобожонов О., Рузимбоев.Ж. (2022). УЗБЕКИСТОНГА ТЕМИР ЙУЛ КИРИБ КЕЛИШИНИНГ ИЖТИМОИЙ - ФАЛСАФИЙ АСОСЛАРИ. Журнал интегрированного образования и исследований , 1 (6), 153158.

3 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

Стоит отметить, что процесс освоения железных дорог как нового вида транспорта шел сравнительно быстрее. Железнодорожный транспорт, впервые появившийся в 1820-х годах, стал самым известным и популярным видом транспорта в мире в то время за слишком короткие для истории 20-30 лет. Должно быть, для этого был ряд причин4. Они были:

■ в те периоды по суше массово передвигались только телеги, кареты, подводы, повозки с лошадьми и лошади;

■ железные дороги и ходившие по ним паровозы и вагоны были для того времени большим нововведением;

■ железнодорожный транспорт своими человеческими перевозками, грузоперевозками, быстротой, безостановочностью, способностью перемещаться на большие расстояния и другими возможностями имел большое преимущество перед колесными повозками, запряженными лошадьми;

■ в то время были открыты автотранспортные средства, передвигающиеся по суше, но они еще не были усовершенствованы и популяризированы;

■ в то время не существовало воздушного транспорта, который мог бы конкурировать с железнодорожным транспортом;

■ государства - полностью поддержали развитие железнодорожного транспорта, что считалось выгодным как с социальной, экономической, политической, культурной, так и с других точек зрения;

■ железнодорожный транспорт имеет огромное преимущество перед другими видами транспорта как тогда, так и сейчас5. Это преимущество заключается в его способности двигаться, несмотря на снег, дождь и вообще неблагоприятные погодные условия;

■ железнодорожный транспорт способен перевозить более тяжелые и крупные грузы, чем другие виды транспорта;

■ относительно низкие цены на грузоперевозки железнодорожным транспортом и положительное влияние этого на себестоимость продукции производителей6.

Важные преимущества железнодорожного транспорта, которые мы перечислили выше, явились основой для развития отрасли в очень короткие

4 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

5 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистан Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

6 Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) УЗБЕКИСТОН ТАРА^^ИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

сроки. К началу ХХ века железнодорожный транспорт стал основным видом транспорта в мире. Недаром В. И. Ленин говорил, что «Железные дороги — это кровеносные сосуды экономики страны». Ведь к этому времени стальные гусеницы проникли во многие страны мира, где паровозы работали как локомотивы для грузовых и пассажирских вагонов. Кстати, если подумать о паровозах. В основе термина «паровоз» лежат русские слова «пар» — «пар» и «возит» — «вагон». В истории человечества «В 1814 году английский конструктор и изобретатель Джордж Стефенсон создал первую паровую машину. Когда паровоз испытывали на железнодорожном пути, он двигался со скоростью 10 км в час, тяня за собой 8 вагонов... В 1825 году Джорджу Стефенсону удалось построить первую железную дорогу между двумя городами. 1825 год указывается как дата появления первого железнодорожного транспорта во многих литературах7. Но как видно из приведенной выше цитаты, в этот день между двумя городами была построена железная дорога и начато железнодорожное движение. Поэтому, на наш взгляд, правильно говорить о том, что междугороднее железнодорожное сообщение было установлено в 1825 году и началось массовое использование этого вида транспорта. Датой открытия первого железнодорожного транспорта и строительства железной дороги уместно указать 1814 год. Потому что в эту дату вместе с паровозом были обнаружены железная дорога и вагоны, которые по ним ходят. Эти три вещи: локомотивы, вагоны и железные дороги являются важными элементами, составляющими основу железнодорожного транспорта. Когда речь идет о железнодорожном транспорте, эти три вещи в первую очередь воплощаются в воображении многих людей. Без них железнодорожный транспорт не может существовать. Конечно, содержание некоторых из них могло измениться. Например, паровозы, тянущие вагоны, позже были заменены локомотивами. С годами тепловозы уступают место электровозам. Ведь этого требуют последствия постепенного развития. Все - явления изменяются и развиваются от простого к сложному, снизу вверх. Это закон развития8. Его нельзя изменить или остановить9.

7 Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боглщлигининг гносеологик та^лили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

8 Салимов Б.Л., Курбонов р., Димматов.Ж.О. (2022). ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИНИНГ ИНКОРНИ ИНКОР ДИАЛЕКТИК КОНУНИЯТИ АСОСИДАГИ ТАРАККИЁТИ. Журнал интегрированного образования и исследований, 1 (6), 35-39.

9 Салимов Б.Л., Бобожонов О., Рузимбоев.Ж. (2022). УЗБЕКИСТОНГА ТЕМИР ЙУЛ КИРИБ КЕЛИШИНИНГ ИЖТИМОИЙ - ФАЛСАФИЙ АСОСЛАРИ. Журнал интегрированного образования и исследований , 1 (6), 153158.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

В 1890 году в Лондоне, столице Великобритании, был основан еще один вид электрического транспорта. В том же году первый подземный электропоезд в лондонском Сити состоял из 16 электровагонов. Этот электропоезд является первым транспортом метро на земле, и с годами он совершенствовался и развивался. В наше время это стало удобным, дешевым, безопасным и, безусловно, быстрым средством передвижения. Стоит отметить, что метро — это общественный транспорт. То есть метро рассчитано только на пассажирские перевозки, и в настоящее время является основным средством общественного транспорта во многих странах10.

В развитии железнодорожного транспорта в качестве локомотивов, тянущих вагоны, уже 100 лет используются паровозы. Паровозы также можно назвать паровыми двигателями. В этом смысле паровые машины являются одним из видов транспорта, которые наиболее продолжительное время использовались на железнодорожном транспорте. Для движения паровозов машинисты и их помощники должны были поддерживать огонь у печи. Паровозы должны были перевозить тонны угля и дров. Для этого было потрачено много сил и труда. Поэтому водители в то время должны были быть в хорошей физической форме, а также разбираться в технике. Конечно, законы прогресса11 ограничивали использование паровозов. Эта граница была началом 20 века. К этому времени паровозы были заменены автомобилями с двигателем внутреннего сгорания, работающими на дизельном топливе, новые паровозы — паровозами. «Первые паровозы были испытаны в Германии в 1912 году. В 1922 г. русский инженер А. Н. Шелест создал конструкцию механической передачи паровоза (но его идея была реализована в Швеции в 1950 г.). Я в СССР. М. В 1924 году был создан первый в мире магистральный паровоз конструкции Гаккеля. Позже конструкция локомотива была усовершенствована».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этот период также поставил на повестку дня требование заменить тепловозы новым видом транспорта. Потому что экономическая эффективность локомотивов, которые когда-то были новинкой, с каждым годом снижалась. Одной из основных причин этого стало подорожание дизельного топлива, на котором ездят локомотивы, и подорожание других горюче-смазочных материалов. Эти и другие причины привели к постоянному росту цен на услуги,

10 Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

11 Салимов Б.Л., Курбонов Р., Димматов.Ж.О. (2022). ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИНИНГ ИНКОРНИ ИНКОР ДИАЛЕКТИК КОНУНИЯТИ АСОСИДАГИ ТАРАККИЁТИ. Журнал интегрированного образования и исследований, 1 (6), 35-39.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(3), March, 2023

оказываемые на железнодорожном транспорте. Такие негативные ситуации автоматически дают возможность клиентам отказаться от железнодорожного транспорта и выбрать услуги других видов транспорта. В целях улучшения ситуации и сохранения клиентов на железнодорожном транспорте также был проведен ряд работ по модернизации. Одной из работ в этом направлении стало начало замены тепловозов на электровозы.

REFERENCES

1. Салимов Б.Л., Курбонов Р., Х,имматов.Ж.О. (2022). ТЕМИР ЙУЛ ТРАНСПОРТИНИНГ ИНКОРНИ ИНКОР ДИАЛЕКТИК конунияти АСОСИДАГИ ТАРАККИЁТИ. Журнал интегрированного образования и исследований, 1 (6), 35-39.

2. Салимов Б.Л., Бобожонов О., Рузимбоев.Ж. (2022). УЗБЕКИСТОНГА ТЕМИР ЙУЛ КИРИБ КЕЛИШИНИНГ ИЖТИМОИЙ - ФАЛСАФИЙ АСОСЛАРИ. Журнал интегрированного образования и исследований , 1 (6),

3. Salimov Bakhriddin Lutfullaevich. The Importance of Sea Transport in the Communication System. WEB OF SYNERGY: International Interdisciplinary Research Journal. 2023. Volume 2 Issue 1, 272-275.

4. Салимов Б.Л. Ижтимоий муносабатларнинг коммуникация ва транспорт тизими билан детерминистик боFликлигининг гносеологик тахлили. Фалсафа фанлари доктори диссертацияси. Узбекистон Миллий университети. Тошкент. 2022, 224 б.

5. Бахриддин Лутфуллаевич Салимов (2022) УЗБЕКИСТОН ТАРАККИЁТИДА КОММУНИКАЦИЯ ВА ТРАНСПОРТ ТИЗИМИНИНГ УРНИ. Academic research in educational sciences, 3 (TSTU Conference 1), 403-407.

153-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.