Научная статья на тему 'Этапы развития законодательства сша по борьбе с терроризмом после 11 сентября 2001 года'

Этапы развития законодательства сша по борьбе с терроризмом после 11 сентября 2001 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2481
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ / 11 СЕНТЯБРЯ 2001 Г. / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АКТ 2001 Г. / ПАЛЕСТИНСКИЙ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ ЗАКОН 2006 Г. / АЛЬ-КАИДА / ХАМАС / СЕТЬ ХАККАНИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В СИРИИ / ЭДВАРД СНОУДЕН / АКТ О СВОБОДЕ США 2015 Г. / ХЕЗБОЛЛА / ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО ИРАКА И ЛЕВАНТА / АГЕНТСТВО НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЦРУ / USA LAW / FIGHT AGAINST TERRORISM / 11 SEPTEMBER 2001 / USA PATRIOT ACT / PALESTINIAN ANTI-TERRORISM ACT OF 2006 / AL-QAEDA / HAMAS / HAQQANI NETWORK / CIVIL WAR IN SYRIA / EDWARD SNOWDEN / USA FREEDOM ACT OF 2015 / HEZBOLLAH / ISLAMIC STATE OF IRAQ AND THE LEVANT / NSA / CIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефремов Андрей Евгеньевич

Статья посвящена рассмотрению развития законодательства США по борьбе с терроризмом. Рассмотрены цели и задачи, решаемые государством в конкретный исторический период. Проанализированы законы, принятые Конгрессом США, направленные на борьбу с внутренним и международным терроризмом. Определены основные направления государственной политики США в сфере противодействия терроризму. Статья охватывает события после 11 сентября 2001 г. по настоящее время. Кратко описываются события, произошедшие 11 сентября 2001 г. Рассматриваются Патриотический акт и иные законы, направленные на борьбу с терроризмом. Так, Федеральному бюро расследований разрешено перехватывать телефонные, устные и электронные сообщения, касающиеся терроризма, компьютерного и почтового мошенничества; введены специальные меры по борьбе с отмыванием денег; расширены иммиграционные правила, в частности, появилось обязательное требование задержания лиц, подозреваемых в терроризме; усилены меры по расследованию преступлений террористической направленности; установлено вознаграждение за информацию по борьбе с терроризмом; введена процедура опознания ДНК лиц, обвиняемых в совершении преступлений террористической направленности и любого насильственного преступления; введено понятие внутреннего терроризма и федерального преступления терроризма; появился новый состав преступления террористические акты и другие акты насилия в отношении общественных транспортных систем; и др. Закон отменил течение сроков давности за совершение преступлений террористической направленности. В 2002 г. было принято пять законов: Закон о национальной безопасности, Закон о морской транспортной безопасности, Закон об авиации и транспортной безопасности, Закон об общественной безопасности, готовности и ответственности за биотерроризм, Закон о страховании рисков. Приняты Палестинский антитеррористический закон, ограничивший финансовую помощь Палестинской национальной автономии; Закон о внесении «Сети Хаккани» в список иностранных террористических организаций; Закон об отказе в допуске в США представителя Организаций Объединенных Наций, который был обвинен в занятии шпионской или террористической деятельностью против Соединенных Штатов и представляет угрозу интересам национальной безопасности США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE USA LEGISLATION ON THE FIGHT AGAINST TERRORISM AFTER 11 SEPTEMBER 2001

The article is devoted to development of the USA legislation on the fight against terrorism. The author considered the objectives and tasks of the state in a particular historical period; analyzed the laws passed by the USA Congress aimed at combating home and international terrorism; identifies the main directions of the state policy of the USA in the field of counter-terrorism. The article covers the events after 11 September 2001 to the present. The author gives a brief overview of the events of 11 September 2001, discusses the Patriot Act and other laws, aimed at combating terrorism. The Patriot Act allows the Federal Bureau of Investigation to intercept telephone, verbally and electronic communications relating to terrorism, computer and mail fraud; introduces special measures to combat money-laundering; expands immigration rules, in particular, mandatory requirement of detention of persons suspected of terrorism appeared; reveals the procedure of multilateral cooperation to combat terrorism, strengthening measures to investigate terrorist crimes; established rewards for information on terrorism; introduces the procedure of identification of DNA of persons charged for committing terrorist crimes or any violent crime; introduced the concept of domestic terrorism and Federal crimes of terrorism, the prohibition on harboring terrorists and material support; there is a new crime terrorist and other acts of violence against public transportation systems. The law abolished for the statute of limitations for crimes of terrorist orientation. In 2002 5 laws wer adopted: “Homeland Security Act of 2002”, “Maritime Transportation Security Act of 2002”, “Aviation and Transportation Security Act“, “Public Health Security and Bioterrorism Preparedness and Response Act of 2002”, “Terrorism Risk Insurance Act of 2002”. The Palestinian Anti-Terrorism Act was adopted in 2006. This law restricted the financial assistance to the Palestinian national authority; Haqqani Network Terrorist Designation Act of 2012 included the Haqqani Network in the list of international terrorist organizations; the political act of refusal of admission to the United States representative to the United Nations, because he was accused of the occupation of the espionage or terrorist activities against the United States and poses a threat to the national security interests of the United States.

Текст научной работы на тему «Этапы развития законодательства сша по борьбе с терроризмом после 11 сентября 2001 года»

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА США

ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ ПОСЛЕ 11 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА

ЕФРЕМОВ Андрей Евгеньевич, юрисконсульт группы правового обеспечения войсковой части № 44643, капитан юстиции

424038, Россия, г. Йошкар-Ола, ул. Кирова, 11а

E-mail: dreamlife1988@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению развития законодательства США по борьбе с терроризмом. Рассмотрены цели и задачи, решаемые государством в конкретный исторический период. Проанализированы законы, принятые Конгрессом США, направленные на борьбу с внутренним и международным терроризмом. Определены основные направления государственной политики США в сфере противодействия терроризму. Статья охватывает события после 11 сентября 2001 г. по настоящее время. Кратко описываются события, произошедшие 11 сентября 2001 г. Рассматриваются Патриотический акт и иные законы, направленные на борьбу с терроризмом. Так, Федеральному бюро расследований разрешено перехватывать телефонные, устные и электронные сообщения, касающиеся терроризма, компьютерного и почтового мошенничества; введены специальные меры по борьбе с отмыванием денег; расширены иммиграционные правила, в частности, появилось обязательное требование задержания лиц, подозреваемых в терроризме; усилены меры по расследованию преступлений террористической направленности; установлено вознаграждение за информацию по борьбе с терроризмом; введена процедура опознания ДНК лиц, обвиняемых в совершении преступлений террористической направленности и любого насильственного преступления; введено понятие внутреннего терроризма и федерального преступления терроризма; появился новый состав преступления — террористические акты и другие акты насилия в отношении общественных транспортных систем; и др. Закон отменил течение сроков давности за совершение преступлений террористической направленности. В 2002 г. было принято пять законов: Закон о национальной безопасности, Закон о морской транспортной безопасности, Закон об авиации и транспортной безопасности, Закон об общественной безопасности, готовности и ответственности за биотерроризм, Закон о страховании рисков. Приняты Палестинский антитеррористический закон, ограничивший финансовую помощь Палестинской национальной автономии; Закон о внесении «Сети Хаккани» в список иностранных террористических организаций; Закон об отказе в допуске в США представителя Организаций Объединенных Наций, который был обвинен в занятии шпионской или террористической деятельностью против Соединенных Штатов и представляет угрозу интересам национальной безопасности США.

Ключевые слова: законодательство США, борьба с терроризмом, 11 сентября 2001 г., Патриотический акт 2001 г., Палестинский антитеррористический закон 2006 г., Аль-Каида, ХАМАС, Сеть Хаккани, гражданская война в Сирии, Эдвард Сноуден, Акт о Свободе США 2015 г., Хезболла, Исламское государство Ирака и Леванта, Агентство национальной безопасности, ЦРУ.

THE DEVELOPMENT OF THE USA LEGISLATION

ON THE FIGHT AGAINST TERRORISM AFTER 11 SEPTEMBER 2001

A. E. EFREMOV, legal counsel of legal security group of the Military unit No. 44643

11а, Kirov st., Yoshkar-Ola, Russia, 424038

E-mail: dreamlife1988@yandex.ru

The article is devoted to development of the USA legislation on the fight against terrorism. The author considered the objectives and tasks of the state in a particular historical period; analyzed the laws passed by the USA Congress aimed at combating home and international terrorism; identifies the main directions of the state policy of the USA in the field of counter-terrorism. The article covers the events after 11 September 2001 to the present. The author gives a brief overview of the events of 11 September 2001, discusses the Patriot Act and other laws, aimed at combating terrorism. The Patriot Act allows the Federal Bureau of Investigation to intercept telephone, verbally and electronic communications relating to terrorism, computer and mail fraud; introduces special measures to combat money-laundering; expands immigration rules, in particular, mandatory requirement of detention of persons suspected of terrorism appeared; reveals the procedure of multilateral cooperation to combat terrorism, strengthening measures to investigate terrorist crimes; established rewards for information on terrorism; introduces the procedure of identification of DNA of persons charged for committing terrorist crimes or any violent crime; introduced the concept of domestic terrorism and Federal crimes of terrorism, the prohibition on harboring terrorists and material support; there is a new crime — terrorist and other acts of violence against public transportation systems. The law abolished for the statute of limitations for crimes of terrorist orientation. In 2002 5 laws wer adopted: "Homeland Security Act of 2002", "Maritime Transportation Security Act of 2002", "Aviation and Transportation Security Act", "Public Health Security and Bioterrorism Preparedness and Response Act of 2002", "Terrorism Risk Insurance Act of 2002". The Palestinian Anti-Terrorism Act was adopted in 2006. This law restricted the financial assistance to the Palestinian national authority; Haqqani Network Terrorist Designation Act of 2012 included the Haqqani Network in the list of international terrorist organizations; the political act of refusal of admission to the United States representative to the United

Nations, because he was accused of the occupation of the espionage or terrorist activities against the United States and poses a threat to the national security interests of the United States.

Keywords: USA law, fight against terrorism, 11 September 2001, USA PATRIOT ACT, Palestinian Anti-Terrorism Act of 2006, Al-Qaeda, Hamas, Haqqani Network, civil war in Syria, Edward Snowden, USA FREEDOM Act of 2015, Hezbollah, the Islamic state of Iraq and the Levant, NSA, CIA.

DOI: 10.12737/article_593fc343c391 e2.71878517

Террористический акт 11 сентября 2001 г. (другое название 9/11)1 — серия из четырех скоординированных террористических актов, произошедших в США. По официальной версии ответственность за эти атаки лежит на террористической организации «Аль-Каида»2.

Утром 11 сентября 2001 г. 19 террористов, являющихся членами «Аль-Каиды», разделились на четыре группы и захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную летную подготовку. Два самолета врезались в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Ман-хеттена в Нью-Йорке. В результате обе башни обрушились, вызвав серьезные разрушения прилегающих строений3. Третий самолет врезался в здание Пентагона, расположенное недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвертого авиалайнера попытались перехватить управление самолетом у террористов, самолет упал в поле около боро Шансквилл в штате Пенсильвания. В результате совершенных терактов 2977 человек погибли, 24 пропали без вести.

Конгресс США принял Акт «О сплочении и укреплении Америки путем обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму» 2001 г., чаще называемый Патриотическим актом США4 (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism (USA Patriot Act) Act of 2001).

Закон разрешает Федеральному бюро расследований перехватывать телефонные, устные и электронные сообщения, касающиеся терроризма, компьютерного и почтового мошенничества. Введены специальные меры по борьбе с отмыванием денег. Закон расширил иммиграционные правила, в частности появилось обязательное требование задержания лиц, подозревае -мых в терроризме, раскрыта процедура многостороннего сотрудничества по борьбе с терроризмом, усилены меры по расследованию преступлений террористической направленности, установлено вознаграждение

1 См.: Теракт в США 11 сентября 2001 года и его расследование: справка // РИА Новости. 2013. 11 сент.

2 См.: Bin Laden Claims Responsibility for 9/11 // CBS News. 29.10.2004.

3 URL: http://www.nist.gov/el/disasterstudies/wtc/wtc_about. cfm.

4 Public Law No. 107-56 (26.10.2001), S. 735. United States

Congress.

за информацию по борьбе с терроризмом. Вознаграждение свыше 250 000 долл. США может быть выплачено только по предложению Генерального прокурора или Президента США. Кроме того, введена процедура установления ДНК лиц, обвиняемых за совершение преступлений террористической направленности и любого насильственного преступления.

Патриотический акт США ужесточил уголовное законодательство по борьбе с преступлениями террористической направленности. Закон ввел понятие внутреннего терроризма и федерального преступления терроризма, запрет на укрывательство террористов и их материальную поддержку, новый состав преступления — террористические акты и другие акты насилия в отношении общественных транспортных систем. Закон отменил течение сроков давности за совершение преступлений террористической направленности, фактически возбудить уголовное дело или вынести обвинительное заключение в отношении лиц, совершивших преступления террористической направленности, можно в любое время.

В последующие годы усилия Конгресса США были сосредоточены на решении вопросов, связанных с принятием законов, направленных на борьбу с преступлениями террористической направленности. Так, в 2002 г. было принято сразу пять законов в данной области: Закон о национальной безопасности, Закон о морской транспортной безопасности, Закон об авиации и транспортной безопасности, Закон общественной безопасности, готовности и ответственности за биотерроризм, Закон о страховании рисков.

Закон о национальной безопасности2002 г.5 (Homeland Security Act of 2002) разработал Департамент внутренней безопасности в качестве исполнительного отдела США во главе с секретарем национальной безопасности, назначаемым Президентом по совету и с согласия Сената для предотвращения террористических нападе -ний, уменьшения уязвимости и сведения к минимуму ущерба от террористических атак на территории США. Также на Департамент внутренней безопасности возло -жена ответственность за расследование террористических актов федеральными, государственными и местными правоохранительными органами.

Закон о морской транспортной безопасности 2002 г.6 (Maritime Transportation Security Act of

5 Public Law No. 107-296 (25.11.2002), H. R. 5005. United States Congress.

6 Public Law No. 107-295 (25.11.2002), S. 1214. United States Congress.

2002), Закон об авиации и транспортной безопасности 2002 г.7 (Aviation and Transportation Security Act), Закон общественной безопасности, готовности и ответственности за биотерроризм 2002 г.8 (Public Health Security and Bioterrorism Preparedness and Response Act of 2002) устанавливают порядок информирования служб безопасности США о совершенных терро -ристических актах и чрезвычайных ситуациях, произошедших на морском, авиационном транспорте и в системе общественного здравоохранения.

Особое внимание стоит уделить Закону о страховании рисков 2002 г.9 (Terrorism Risk Insurance Act of 2002), который установил специальную программу страхования жертв террористических актов. Общая сумма выплат по страховым случаям за финансовый год не должна превышать 100 млрд долл. Конгресс США определяет способы оплаты и источники плате -жей. Государство берет на себя обязательство выпла -тить до 90% суммы убытков, понесенных в результате совершения террористических актов.

20 марта 2003 г. коалиционные силы США и Великобритании вторглись на территорию Ирака. Военная операция была названа «Иракская свобода» (Operation Iraqi Freedom, OIF)10. После событий 11 сентября 2001 г. и начала войны в Ираке Конгресс США принял новый Закон о реформе разведки и предотвращении терроризма 2004 г.11 (Intelligence Reform and Terrorism Prevention Act of 2004), проводящий реформу разведывательного сообщества США. Введена должность директора национальной разведки, который является главным советником Президента США по вопросам разведки, связанным с национальной безопасностью, созданы Национальный антитеррористический центр, Национальный центр противодействия распространению оружия массового уничтожения и национальные центры разведки. Также усилены иммиграционная безопасность и пограничный контроль: США будут депортировать или задер -живать иммигрантов, прошедших определенную военную подготовку и связанных с террористическими организациями.

В 2005 г. внесены изменения в Закон о страховании риска 2002 г. — Закон о расширении Закона о страховании риска 2005 г.12 (Terrorism Risk Insurance

7 Public Law No. 107-1110 (21.05.2002), S. 1447. United States Congress.

8 Public Law No. 107-188 (12.06.2002), H. R. 3448. United States Congress.

9 Public Law No. 107-297 (26.11.2002), H. R. 3210. United States Congress.

10 См.: Хроника военной операции США против Ирака в 2003 году: справка // РИА Новости. 2013. 20 марта.

11 Public Law No. 108-458 (17.12.2004), S. 2845. United States Congress.

12 Public Law No. 109-144 (22.12.2005), S. 467. United States Congress.

Extension Act of 2005). Закон продлевает свое действие до 2007 г. В конце 2005 г. Конгресс США принял Закон о внесении изменений в Патриотический акт США, продлевающий отдельные положения данного акта и Закона о реформе разведки и предотвращении терроризма 2004 г. до 1 июля 2006 г.13 (A bill to amend the USA Patriot Act to extend the sunset of certain provisions of that Act and the lone wolf provision of the Intelligence Reform and Terrorism Prevention Act of 2004 to July 1, 2006), который внес изменения, заменив определение агента иностранной державы14 на новый термин — «одиночка террорист-смертник» или «одинокий волк»15; он также продлил действие Патриотического акта до 1 июля 2006 г.

США являются основным финансовым спонсором Палестинской администрации16. 25 января 2006 г. на выборах в Палестинский законодательный совет одержало победу фундаменталистское исламское движение ХАМАС, признанное в Израиле, США и Европе террористической организацией. 27 января Израиль заявил о прекращении любых контактов с новым правительством Палестинской национальной администрации (далее — ПНА) до тех пор, пока движение ХАМАС не признает право Израиля на существование и не откажется от вооруженной борьбы. Эти события заставили США принять новый антитеррористический закон — Палестинский антитеррористический закон 2006 г.17 (Palestinian Anti-Terrorism Act of 2006). Закон ограничивает финансовую помощь ПНА, запрещает оказывать финансовую помощь Организации освобождения Палестины и движению ХАМАС. ХАМАС расценивается США как международная террористическая организация, США предусматривает ряд серьезных экономических санкций в отношении лиц и организаций, которые оказывают содействие движению ХАМАС. Также Закон запрещает открытие в Иерусалиме нового дипломатического представительства США с целью осуществления дипломатических сношений с ПНА. Данный запрет тесно связан с существующей в международном праве практикой признания государств, в силу которой открытие подоб -ного представительства равносильно признанию суверенитета Палестинского государства18.

13 Public Law No. 109-160 (30.12.2005), S. 2167. United States Congress.

14 URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/STATUTE-92/pdf/ STATUTE-92-Pg1783.pdf.

15 URL: http://ru.knowledgr.com/00456029.

16 URL: http://global.britannica.com/topic/Palestinian-Authority.

17 Public Law No. 109-446 (21.12.2006), S. 2370. United States Congress.

18 См.: Morro P. The Palestinian Territories: Background

and U. S. Relations. Congressional Research Service (CRS).

Washington, July 5, 2007. P. 29.

Предотвращая проблемы, возникшие в Палестино-Израильском регионе, Конгресс США продлил действие и внес изменения в Патриотический акт США. Было принято сразу три закона: Закон о вне -сении изменений в Патриотический акт и продлении его отдельных положений19 (To amend the USA Patriot ACT to extend the sunset of certain provisions of such Act), Закон о совершенствовании Патриотического акта и продлении срока его действия20 (USA Patriot Improvement and Reauthorization Act of 2005), Дополнительные поправки в Патриотический акт21 (USA Patriot Act Additional Reauthorizing Amendments Act of 2006). Законы до 31 декабря 2009 г. продлили действие отдельных положений Патриотического акта, касающихся ведения слежки за лицами, причастными к международной террористической деятельности. В уголовное законодательство внесен такой вид наказания, как конфискация внутренних или иностранных активов человека, совершившего федеральное преступление — терроризм (международные или внутренние акты терроризма) против США, американских граждан и их собственности.

В 2010 г. Конгресс США принял Закон о продлении действия Патриотического акта и внесении изменений в Закон о реформе разведки и предотвращении терроризма 2004 г.22 (An Act to extend expiring provisions of the USA Patriot Improvement and Reauthorization Act of 2005 and Intelligence Reform and Terrorism Prevention Act of 2004 until February 28, 2011), который продлил действие Патриотического акта до 28 февраля 2011 г. и внес изменения в определение «одинокий волк» — любой неамериканский человек, который участвует в международной террористической деятельности или готовится к такой деятельности. В 2011 г. был принят Закон о расширении Патриотического акта 2011 г.23 (Patriot Sunsets Extension Act of 2011). Закон продлил действие Патриотического акта до 1 июня 2015 г. и внес изменения в определение «агент иностранной державы», которое теперь не включает слова о неамериканском человеке, участвующем в международной террористической деятельности или готовящемся к такой деятельности («одинокий волк»).

Принятие следующего Закона было связано с деятельностью террористической группы «Сеть Хакка-

19 Public Law No. 109-170 (03.02.2006), H. R. 4659. United States Congress.

20 Public Law No. 109-177 (09.03.2006), H. R. 3199. United States Congress.

21 Public Law No. 109-178 (09.03.2006), S. 2271. United States Congress.

22 Public Law No. 111-141 (27.02.2010), H. R. 3961. United States Congress.

23 Public Law No. 112-14 (26.05.2011), S. 990. United States Congress.

ни» (Haqqani Network)24, действовавшей на территории Афганистана и Пакистана в 2004—2005 гг. Название сети связано с именем полевого командира Джалалуддина Хаккани, воевавшего еще против советских войск. Во время пребывания в Афганистане советских войск Джалалуддин Хаккани был известным полевым командиром, его поддерживало Центральное разведывательное управление США, оказывая финансовую помощь.

После начала операции США против талибов Хак-кани стал командовать их вооруженными силами, однако противостоять интервентам не смог. Талибы были разгромлены, Хаккани начал вести партизанскую борьбу против войск США.

Действия Хаккани против правительственных войск и армии США были весьма удачными, с середины 2000-х гг. в приходящих из Афганистана сводках начала упоминаться «Сеть Хаккани»25, что гово -рило о возросшем влиянии этого полевого командира. С 2006 г. вместе с Хаккани руководить сетью стал его сын Сираджуддин (Сирадж)26. Начиная с 2007 г. именно Сирадж управлял группировкой в связи с ухудшением здоровья отца. Тесно связанная с «Талибаном» террористическая группировка Хаккани тем не менее действовала самостоятельно и никогда никому не подчинялась.

С 2008 г. группа начала использовать для соверше -ния терактов смертников27, власти США стали рассматривать ее как представляющую наибольшую угрозу для американских военнослужащих в Афганистане. По оценкам спецслужб, количество членов сети в 2010 г. составляло от 4 тыс. до 15 тыс. человек28. Более точно оценить количество боевиков было сложно ввиду закрытости группировки.

С 2008 г. сын основателя группировки Сирадж Хаккани был включен США в список террористов, с 2009 г. за информацию о нем была объявлена награда в 5 млн долл.29

Власти США долгое время не решались официально внести «Сеть Хаккани» в число террористических группировок, так как все еще надеялись договориться с руководителями столь влиятельного движения. Спецслужбы страны даже проводили встречи с пред-

24 URL: http://www.globalsecurity.org/military/world/para/ haqqani.htm.

25 См.: Five Detained for Link with Haqqani Network // Pajhwok Afghan News. 27.10.2006.

26 См.: Taliban, al-Qaeda Name New Leaders in Some Provinces // Pajhwok Afghan News. 18.05.2005.

27 См.: Gopal A. The Most Deadly US Foe in Afghanistan // The Christian Science Monitor. 01.06.2009.

28 См.: Mazzetti M., Shane S., Rubin A. J. Brutal Haqqani Crime Clan Bedevils U. S. in Afghanistan // The New York Times. 24.09.2011.

29 См.: Duguid G. Rewards for Justice: Sirajuddin Haqqani. U. S. Department of State, 25.03.2009. PRN: 259.

ставителями сети, но достичь каких-либо договоренностей им не удалось.

Ситуация окончательно прояснилась в сентябре 2011 г., когда террористы из «Сети Хаккани» напали в Кабуле на штаб сил НАТО и посольство США30. Жертвами нападения стали 16 человек. Стало ясно, что договориться с террористами не удастся, и в 2012 г. Конгресс США принял Закон о внесении «Сети Хаккани» в список иностранных террористических организаций31 (Haqqani Network Terrorist Designation Act of 2012).

Последующие события в мире заставили американского законодателя реагировать на возникающие угрозы. Гражданская война в Сирии32 и так называемый Сирийский скандал с применением оружия массового поражения33 заставили американского законодателя усилить защиту в целях безопасности потенциально опасных химических объектов путем принятия Закона о защите и безопасности химических объектов от террористических атак 2014 г.34 (Protecting and Securing Chemical Facilities from Terrorist Attacks Act of 2014). Закон устанавливает стандарты химического фонда по борьбе с терроризмом (CFATS)35 в рамках действия государственного секретаря США по национальной безопасности для определения степени защиты закрытых химических объектов от террористических актов, оценивает уязвимость и разрабатывает планы обеспечения безопасности объектов, проводит проверки закрытых химических объектов. Также Законом предоставлены полномочия по проверке личных данных персонала, осуществляющего работы на закрытых химических объектах, для выявления лиц, имеющих связи с террористическими организациями.

Принятие в 2014 г. Закона об отказе в допуске в США представителя Организации Объединенных Наций, который был обвинен в занятии шпионской или террористической деятельностью против США и представляет собой угрозу для интересов националь -ной безопасности США36 (A bill to deny admission to the United States to any representative to the United Nations who has been found to have been engaged in espionage activities or a terrorist activity against the United States and poses a threat to United States national security interests) было связано с назначением в Организацию

30 См.: The Haqqani Network: Snake Country // The Economist. 01.10.2011.

31 Public Law No. 112-168 (10.08.2012), S. 1959. United States Congress.

32 URL: https://tjournal.ru/p/explaining-syria-and-iraq.

33 См.: Химическое оружие в Сирии: справка // РИА Новости. 2014. 21 авг.

34 Public Law No. 113-254 (18.12.2014), H. R. 4007. United States Congress.

35 URL: http://www.dhs.gov/cfats-covered-chemical-facilities.

36 Public Law No. 113-100 (18.04.2014), H. R. 4007. United

States Congress.

Объединенных Наций нового представителя от Ирана Хамида Абуталеби, который, по данным США, имел связи с террористическими организациями37. Хамид Абуталеби принимал участие в ситуации с захватом посольства США в Тегеране (1979—1981 гг.)38. Президент США Барак Обама заявил Ирану, что выбор Абуталеби «нежизнеспособен» и Конгресс США запретил его присутствие в США. Шатб-квартира Организации Объединенных Наций находится в Нью-Йорке, и представитель иностранного государства должен получить визу для пребывания в США. Данная законодательная новелла носила только политический характер и наглядно показала, что США ставят свои интересы, называемые интересами национальной безопасности, выше общепринятых норм международного права.

В 2015 г. был принят Акт о программе продления срока закона о страховании риска 2002 г.39 (Terrorism Risk Insurance Program Reauthorization Act of 2015). Действие Закона продлено до 31 декабря 2020 г. Доля федеральных платежей по убыткам, связанным с совершением террористических актов, снижена до 80%. Закон поэтапно увеличивает долю федеральной компенсации для каждого террористического акта со 100 млн долл. в год в 2015 г. до 200 млн долл. в год в 2020 г. Общий объем денежных средств, предоставляемых по данной программе, увеличивается с 27,5 млрд долл. в 2015 г. до 37,5 млрд долл. в 2020 г., или на 2 млрд долл. ежегодно.

Новая Стратегия национальной безопасности США40 (National Security Strategy 2015), принятая в феврале 2015 г., определяет главными угрозами национальной безопасности США распространение оружия массового поражения, прежде всего ядерного оружия, угрозы со стороны «Исламского государ -ства Ирака и Леванта» и связанных с ней террористических группировок. США наращивает борьбу с различными формами терроризма и организованной преступности, наносящими ущерб международной торговле, туризму и соблюдению прав и свобод личности, рассматривает более гибкую стратегию, пред -усматривающую сочетание «адресных» контртеррористических акций, взаимодействие с ответственными партнерами и осуществление превентивных мер по борьбе с экстремистской идеологией и предотвращению радикализации населения.

В мае 2015 г. Конгресс принял Закон, получивший название «Акт о соглашении с Ираном по поводу иранской

37 Marcos C. (10 April 2014). Congress Approves Bill Banning Iran Diplomat. The Hill.

38 См.: US Senate Bill Would Bar Iranian Envoy Hamid Aboutalebi // BBC News, 8 April 2014.

39 Public Law No. 114-1 (12.01.2015), H. R. 26. United States Congress.

40 URL: https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/ docs/2015_national_security_strategy.pdf.

ядерной программы»41 (Iran Nuclear Agreement Review Act of 2015). Фактически данный законопроект носит политическую составляющую. Закон ставит условия для государства Иран, направленные на нераспространение ядерных материалов, ставящих под угрозу общую защиту и безопасность, обеспечение гарантий того, что ядер -ная деятельность Ирана не будет представлять угрозу безопасности и использоваться для дальнейших военных разработок, разработок ядерного оружия, включая связанные с ними исследования.

Фактически этим законом США навязывают Ирану, являющемуся суверенным государством, свои условия. Для скорейшего подписания данного соглашения в отношении Ирана предусмотрен режим санкций, введенный в интересах национальной безопасно -сти США. Законодатель подчеркивает, что Иран несет ответственность за терроризм, нарушение прав чело -века, производство баллистических ракет. Американские санкции введены не только за ядерную деятельность Ирана, но и за захват американцев в посольстве США в Тегеране в 1979 г.42, нарушение прав человека правительством Ирана, постоянную поддержку терроризма со стороны правительства Ирана43 в отношении Израиля — эти вопросы имеют решающее значение для обеспечения справедливости и национальной безопасности США и должны быть решены.

За нарушение соглашения со стороны Ирана предусмотрены наказания в виде санкций, вплоть до разрешения применения военной силы.

В 2011 г. Президент США продлил действие Патриотического акта до 1 июня 2015 г. Уже в 2013 г. администрация Президента США предложила ряд поправок, которые сохранили актуальность программ слежки, однако помогли немного сократить возможности спецслужб в осуществлении поиска в базах данных о звонках и в Интернете. Как отмечается в пояснительных материалах к Закону, под сбор телефонных данных подпадают номера исходящих и входящих абонентов, время, место и продолжительность звонков, но не содержание разговора.

Шумиха вокруг разрешившего шпионаж Закона развернулась в 2013 г., когда бывший сотрудник АНБ США Эдвард Сноуден44 рассказал миру, что американские спецслужбы пользуются своими расширенными полномочиями чересчур активно. В частности, на свет всплыла программа разведки PRISM45, заключавшаяся в массовой слежке за

41 Public Law No. 114-17 (22.05.2015), H. R. 1191. United States Congress.

42 См.: Захват посольства США в Тегеране 4 ноября 1979 года: справка // РИА Новости. 2009. 4 нояб.

43 URL: http: //www. state.gov/j/ct/list/c14151. htm.

44 URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1100824&tid=103694.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 См.: U. S. Intelligence Mining Data from Nine U. S. Internet

Companies in Broad Secret Program // The Washington Post.

6 June 2013.

рядовыми американцами, независимо от того, подозревались они в пособничестве терроризму или нет. Стало известно, что помимо тотальной про-слушки телефонов, устроенной спецслужбами, ис -пользовались данные о пользователях, которыми с ними все это время охотно делились такие компании, как Microsoft, Google, Facebook, Apple и многие другие IT-гиганты.

В результате жарких дебатов Конгресс отказался продлевать действие Патриотического акта, новый Закон не нашел единодушного отклика у сенаторов. Федеральный суд США признал незаконной прослушку АНБ без разрешения Конгресса46. Белый дом призвал как можно быстрее решить вопросы по принятию нового закона. 2 июня 2015 г. Конгресс приниял новый Акт о свободе США 2015 г.47 (USA Freedom Act of 2015).

Новый Закон призван остановить массовый сбор конфиденциальной информации, такой как записи телефонных разговоров, данные об использовании кредитных карточек и статистика пользования Интернетом. Ранее собирать такую информацию разрешалось, если она была нужна для расследования. Закон требует от АНБ получения разрешения на сбор информации о конкретном лице, банковском счете или считывание данных с электронных устройств. Более того, АНБ нужно доказать, что лицо или счет, за которыми планируется установить слежку, имеет отно -шение к террористической деятельности.

Суд, надзирающий за деятельностью спецслужб, по -сле обращения АНБ должен назначить пятерых представителей, которым будет поручен поиск контраргументов против установления слежки за конкретным лицом или банковским счетом. Ежегодно должен публиковаться отчет, содержащий подробности разведывательной деятельности АНБ, если это не угрожает национальной безопасности. Новый Закон расширил по -нятие «агент иностранного государства», чтобы предо -ставить службам безопасности больше возможностей для слежки за террористами-одиночками вроде брать -ев Царнаевых, взорвавших самодельную бомбу на финише Бостонского марафона48. Предоставляются новые возможности для слежки за подозреваемыми: их разговоры можно прослушивать, даже если они регулярно меняют номера, телефоны и компьютеры.

Непосредственный интерес представляет принятый в декабре 2015 г. Закон «О международном предупреждении финансирования Хезболлы»49 (Hizballah International Financing Prevention Act of 2015). Положения Закона направлены на уничтожение и блоки-

46 URL: http://dw.com/p/1FMYq.

47 Public Law No. 114-23 (02.06.2015), H. R. 2048. United States Congress.

48 URL: http://lenta.ru/articles/2013/04/16/boston.

49 Public Law No. 114-102 (18.12.2015), H. R. 2297. United States Congress.

рование финансовых сетей, материального обеспечения в целях сокращения финансирования внутренних и международных мероприятий Хезболлы50; ис -пользование законодательного, дипломатического путей для борьбы с преступной деятельностью Хез-боллы51, блокировку возможностей Хезболлы финансировать свою международную террористическую деятельность.

Непрекращающаяся гражданская война, бесчинствующие на территории страны террористические организации вынудили большинство населения Сирии покинуть родной дом. Проблема сирийских беженцев затронула многие страны, в большей степени граничащие с территорией Сирии.

Закон о сотрудничестве США и Иордании в области обороны52 (United States-Jordan Defense Cooperation Act of 2015), принятый Конгрессом в феврале 2016 г., направлен на поддержку Иордании со стороны США, связанную с беженцами из Си-рии53; оказание финансовой помощи по размещению беженцев; сотрудничество с Иорданией в це-

50 См.: Движение «Хезболлах» // РИА Новости. 2013. 10 июня.

51 Движение «Хезболлах» включено в список запрещенных террористических организаций в США. URL: http://www.state. gov/documents/organization/45323.pdf.

52 Public Law No. 114-123 (18.02.2016), H. R.907. United States Congress.

53 URL: https://lenta.ru/news/2013/05/09/refugees/.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

лях борьбы с террористической угрозой со стороны «Исламского государства Ирака и Леванта» и других террористических организаций; обеспечение безопасности границы между Иорданией, Сирией и Ираком.

Принятие этого Закона связано с тем, что согласно информации Конгресса по состоянию на 22 января 2015 г. США предоставили более 3 млрд долл. в качестве помощи в связи с гуманитарным кризисом в Сирии, из них 467 млн долл. было передано Иордании54. На январь 2015 г. на территории Иордании зарегистрировано свыше 620 тыс. беженцев из Сирии, из них 83,8% живут вне лагерей беженцев. В 2000 г. между США и Иорданией подписано соглашение о свободной торговле55. Иордания страдает от сирийского кризиса беженцев и угрозы со стороны «Исламского государства Ирака и Леванта».

В настоящее время США, утверждая, что борются с терроризмом на международном уровне, нарушают суверенитет отдельных стран и вмешиваются в их деятельность. Прикрываясь тем, что являются мировым лидером по борьбе с терроризмом, США нарушают принципы и нормы международного права и используют полученные результаты для достижения своих геополитических целей.

54 URL: https://www.usaid.gov/sites/default/files/ documents/1866/syria_ce_fs04_01-22-2015.pdf.

55 URL: http://www.sice.oas.org/TPD/USA_JOR/Negotiations/ Qct242000_e.pdf.

Bin Laden Claims Responsibility for 9/11 // CBS News. 29.10.2004.

Duguid G. Rewards for Justice: Sirajuddin Haqqani. U. S. Department of State, 25.03.2009. PRN: 259.

Five Detained for Link with Haqqani Network // Pajhwok Afghan News. 27.10.2006.

Gopal A. The Most Deadly US Foe in Afghanistan // The Christian Science Monitor. 01.06.2009.

Mazzetti M., Shane S., Rubin A. J. Brutal Haqqani Crime Clan Bedevils U. S. in Afghanistan // The New York Times. 24.09.2011. Morro P. The Palestinian Territories: Background and U. S. Relations. Congressional Research Service (CRS). Washington, July 5, 2007. Taliban, al-Qaeda Name New Leaders in Some Provinces // Pajhwok Afghan News. 18.05.2005. The Haqqani Network: Snake Country // The Economist. 01.10.2011.

U. S. Intelligence Mining Data from Nine U. S. Internet Companies in Broad Secret Program // The Washington Post. 6 June 2013. US Senate Bill Would Bar Iranian Envoy Hamid Aboutalebi // BBC News, 8 April 2014. Движение «Хезболлах» // РИА Новости. 2013. 10 июня.

Захват посольства США в Тегеране 4 ноября 1979 года: справка // РИА Новости. 2009. 4 нояб. Теракт в США 11 сентября 2001 года и его расследование: справка // РИА Новости. 2013. 11 сент. Химическое оружие в Сирии: справка // РИА Новости. 2014. 21 авг.

Хроника военной операции США против Ирака в 2003 году: справка // РИА Новости. 2013. 20 марта.

-♦-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.