Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (148-150)'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (148-150) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ГЕНЕЗИС КОНЦЕПЦИЙ / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / УЧЕБНАЯ ПУБЛИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И РЕДАКЦИОННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леонтьев Р. Г.

В статье представлен анализ шестнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, которые основан на описании этапов развития логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF MODERN LOGISTICS: CONTRADICTIONS REVEALED (148-150)

The article presents an analysis of the sixteenth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the stages of development of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (148-150)»

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (148-150)

Леонтьев Р.Г.

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

STAGES OF DEVELOPMENT OF MODERN LOGISTICS: CONTRADICTIONS REVEALED (148-150)

R. G. Leontiev

doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian

Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/nas.2413-529L2023.L86.677

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ шестнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, которые основан на описании этапов развития логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.

ANNOTATION

The article presents an analysis of the sixteenth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the stages of development of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.

Ключевые слова: Логистика, генезис концепций, этапы развития, учебная публикация, образование, исследовательские и редакционные противоречия.

Key words: Logistics, genesis of concepts, stages of development, educational publication, education, research and editorial controversy.

В настоящее время созрела необходимость формирования адекватных представлений о постфактум генезиса познания логистики. Априори следует признать возникновение и присутствие в российской и иностранной научной и учебной литературе по логистике противоречий разного рода - антиномий, парадоксов и алогизмов. Это признается даже всемирно признанными иностранными специалистами в области логистики профессорами Мичиганского государственного университета (США) Бауэрсоксом Д.Д. и Клоссом Д.Д., которых в РФ называли «отцами» современной логистики» (и с этим вполне можно согласиться), в своем фундаментальном труде [1] отмечали, что «современная логистика - явление парадоксальное».

Так в российской учебной литературе высшего и среднего профессионального образования представлено несколько гипотетических вариантов изложения этапов генезиса (развития) концепции современной логистики, Первый и второй варианты и их противоречиями были изложены в статьях [2-9].

В настоящей работе рассматривается шестнадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики (от 2011 года), который фактически представлен по мотивам раздела 1 «Определение логистики, ее функции и задачи» из официально изданного краткого пособия (экзаменационной шпаргалки) для студентов [10].

В данном разделе 1 [10] преподносились следующие сведения, с помощью которых можно интерпретировать в качестве неких четырех этапов развития логистики [10]:

- «первый, когда в 1950-е годы происходит оформление логистики в науку путем применения функций эффективного управления материальными потоками в экономике;

- второй, когда в 1960-е годы происходит объединение склада и транспорта предприятия в единую систему;

- третий, когда к середине 1980-х годов к единой системе управления «склад - транспорт» присоединяется производство;

- четвертый, когда в сегодняшнее время наблюдается интеграция всех звеньев материально-проводящей сети предприятия».

Анализ приведенного выше содержания абзацев из публикации [10] позволил выявить в них следующие значительные противоречия.

Противоречие 148. Второй подраздел «История развития логистики» из раздела 1 пособия [10] содержит следующие сведения, при помощи которых можно определить некие четыре этапа генезиса современной логистики

- первый, когда «в 1950-е годы происходит оформление логистики в науку путем применения функций эффективного управления материальными потоками в экономике».

Вместе с тем относительно содержания первого этапа «развития логистики» из пособия-шпаргалки [10] можно и обязательно следует

зафиксировать недопустимые для высшего профессионального образования смысловые невязки исследовательского и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, с одной стороны, заявление авторов пособия-шпаргалки [10] о том, что «в 1950-е годы (1951-1960 годы - Р.Л.) происходит оформление логистики в науку», означает полное отсутствие таковой уже в 1950 году;

- во-вторых, однако в подразделах 1.1. «Определение, понятие, задачи и функции логистике» учебных публикаций [11-13] сообщалось, что, якобы, «возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 1930-х годов идеи (выделено жирным курсивом нами - Р.Л.) интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики -логистику». И это, в свою очередь, означает, что еще накануне и в период экономического кризиса 1930-х годов «логистика» как наука и хозяйственная практика, все-таки, существовала;

- в-третьих, а, с другой стороны, известно [14], что оформление - это придание чему-нибудь окончательную, установленную или необходимую форму. Поэтому заявление авторов пособия-шпаргалки [10] о том, что «в 1950-е годы (19511960 годы - Р.Л.) происходит оформление логистики в науку», представляется весьма сомнительным. Поскольку это заявление фактически означает, что уже в 1951-1960 годы логистике как науке была придана окончательная (установленная, необходимая) форма, то есть в дальнейшем необходимости в ее развитии, якобы, нет. Однако авторы пособия-шпаргалки [10] в его разделе 1 «Определение логистики, ее функции и задачи» сообщили о трех дальнейших этапах «развития логистики» (2-4). Все это свидетельствует о том, что авторы пособия-шпаргалки [10] противоречат сами себе. А, как известно, подобного рода действия представляются крайне недопустимыми в сфере высшего и среднего профессионального образования. В связи с этим, этим незадачливым авторам следовало бы вместо искаженно отражающего суть явления (и потому семантически некорректного) отглагольного существительного - «оформление» - использовать приемлемое для этой ситуации слово, например, «возникновение». «зарождение» или «становление»;

- в-четвертых, известно [14], что наука - это система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления. Поэтому заявление авторов пособия-шпаргалки [10] о том, что на первом этапе «развития логистики» происходило ее становление (а не халатно анонсированное «оформление» [10]) «в науку» (то

есть в систему знаний о природе), якобы, только тривиальным «путем применения функций эффективного управления материальными потоками в экономике», представляется очередной нелепицей крайне недопустимой в сфере высшего и среднего профессионального образования.

В результате здесь налицо - свойственное для пособия-шпаргалки [10] общее противоречие смыслового характера в виде алогизма в его первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [15]).

Противоречие 149. Шестнадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен по мотивам раздела 1 «Определение логистики, ее функции и задачи» из официально изданного краткого пособия (экзаменационной шпаргалки) для студентов [10] (2011). Его (раздела 1) второй подраздел «История развития логистики» содержит следующие сведения, при помощи которых можно определить некие четыре этапа генезиса современной логистики [10]:

- второй, когда «в 1960-е годы происходит объединение склада и транспорта предприятия в единую систему»;

- третий, когда «к середине 1980-х годов к единой системе управления «склад - транспорт» присоединяется производство».

Вместе с тем относительно содержания второго и третьего этапов «развития логистики» из пособия-шпаргалки [10] следует зафиксировать смысловые невязки хронологического и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, известно [14], что середина - это средняя часть чего-нибудь, равно отстоящая от границы, краев или от начала и конца чего-нибудь. Поэтому упомянутая в разделе 1 пособия-шпаргалки [10] «середина 1980-х годов» - это на самом деле ничто иное, как серединное четырехлетие (1984-1987 годы) восьмого десятилетия двадцатого века (1981 -1990 годы). В связи с этим авторам пособия-шпаргалки [10] в представленном в разделе 1 обозначении промежутка времени «к середине 1980-х годов» следовало бы вместо хронологически неточного (и потому некорректно примененного) слова «середине» употребить какое-нибудь приемлемое выражения, например, «к началу второй половины». Вместе с тем ошибочное применение авторами пособия-шпаргалки [10] в разделе 1 слова «середина» представляется нонсенсом, недопустимым в сфере высшего и среднего профессионального образования;

- во-вторых. авторы пособия-шпаргалки [10] определили, что на третьем этапе «развития логистики», якобы, «к середине 1980-х годов (1984-1987 годы - Р.Л.) к единой системе управления «склад - транспорт» присоединяется производство». Но ведь в течение всего этого четырехлетия это «производство» не может постоянно лишь к чему-то присоединяться.

Поэтому обозначение промежутка времени третьего этапа «развития логистики» еще раз представляется весьма сомнительным действом.

В итоге здесь налицо - очередные свойственные для пособия-шпаргалки [10] редакционно-хронологические смысловые

противоречия в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [15]).

Противоречие 150. Шестнадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен по мотивам раздела 1 «Определение логистики, ее функции и задачи» из официально изданного краткого пособия (экзаменационной шпаргалки) для студентов [10] (2011). Его (раздела 1) второй подраздел «История развития логистики» содержит следующие сведения, при помощи которых можно определить некие четыре этапа генезиса современной логистики [10]:

- второй, когда «в 1960-е годы происходит объединение склада и транспорта предприятия в единую систему»;

- третий, когда «к середине 1980-х годов к единой системе управления «склад - транспорт» присоединяется производство»;

- четвертый, когда «в сегодняшнее время наблюдается интеграция всех звеньев материально-проводящей сети предприятия».

Вместе с тем относительно содержания второго, третьего и четвертого этапов «развития логистики» вкупе из пособия-шпаргалки [10] можно и обязательно следует зафиксировать недопустимые смысловые невязки

хронологического и редакционного характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:

- во-первых, «60-е годы (прошлого столетия) -Р.Л.)» - это ничто иное, как 1961-1970 годы, а «середина 80-х годов» - это 1984-1987 годы;

- во-вторых, тогда получается, что из всего довольно протяженного протекания процесса «развития логистики» [10] выпал (без вести канул) аж четырнадцатилетний промежуток времени (1971-1984 годы нашей эры);

- в-третьих, оказывается, что, по мнению авторов пособия-шпаргалки [10], целых четырнадцать лет (1971-1984 годы) логистика, якобы, никак не «развивалась», то есть неизвестно, как она прозябала все это время;

- в-четвертых, на момент издания пособия шпаргалки [10] указанное в нем «настоящее время» - это 2011 год. То есть получается, что третий этап «развития логистики» (когда «к единой системе управления «склад - транспорт» присоединяется производство» [10]) продолжался аж 25 лет, то есть довольно протяженный промежуток времени (1985-2010 годы);

- в-пятых, оказывается, что, по мнению авторов пособия-шпаргалки [10], четвертый этап «развития логистики» (когда «наблюдается интеграция всех звеньев материально-проводящей

сети предприятия») начал осуществляться, якобы, лишь с 2011 года;

- в-шестых, однако в целом ряде учебников и учебных пособий утверждается, что этап логистической интеграции начался гораздо раньше, например, с 2006 года [16] или с 1981 года [17,18],

Таким образом здесь налицо - свойственные для пособия-шпаргалки [10] очередные хронологические противоречия в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [15]).

Литература

1. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: ЗАО "Олимп

- Бизнес", 2006. - 640 с.

2. Леонтьев Р.Г. Эволюция концептуальных подходов к логистике: выявление противоречий (14) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 56-60.

3. Леонтьев Р.Г. Часть 1. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (5-8) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2022.

- № 81. - Т. 1. - С. 60-65.

4. Леонтьев Р.Г. Часть 2. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (913) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 65-70.

5. Леонтьев Р.Г. Часть 3. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (14,15) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022.

- № 3 (96). Т. 1. - С. 3-7.

6. Леонтьев Р.Г. Часть 4. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (1619) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 7-12.

7. Леонтьев Р.Г. Часть 5. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2023) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 13-17.

8. Леонтьев Р.Г. Часть 6. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2427) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 17-22.

9. Леонтьев Р.Г. Часть 7. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2832) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 22-27.

10. Шпаргалка по логистике. - М.: Издательство «Окей-книга», 2011. - 48 с.

11. Логистика: учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 327 с.

12. Логистика: учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 352 с.

13. Логистика: учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2008. 368 с.

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.

15. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.

16. Иванов М.Ю., Иванова М.Б. Логистика: учебное пособие. - М.: РИОР, 2006. - 91 с.

17. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебник. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. -384 с.

18. Основы логистики: учебник для вузов / Под ред. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.

ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (151-153)

Леонтьев Р.Г.

д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)

PERIODS FOR THE FORMATION OF LOGISTICS: CONTRADICTIONS REVEALED (151-153)

R. G. Leontiev

doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian

Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2023.1.86.678

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ семнадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, которые основан на описании периодов формирования логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.

ANNOTATION

The article presents an analysis of the seventeenth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the periods of formation of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.

Ключевые слова: Логистика, генезис концепций, этапы развития, учебная публикация, образование, исследовательские и редакционные противоречия.

Key words: Logistics, genesis of concepts, stages of development, educational publication, education, research and editorial controversy.

В настоящее время созрела необходимость формирования адекватных представлений о постфактум генезиса познания логистики. Априори следует признать возникновение и присутствие в российской и иностранной научной и учебной литературе по логистике противоречий разного рода - антиномий, парадоксов и алогизмов. Это признается даже всемирно признанными иностранными специалистами в области логистики профессорами Мичиганского государственного университета (США) Бауэрсоксом Д.Д. и Клоссом Д.Д., которых в РФ называли «отцами» современной логистики» (и с этим вполне можно согласиться), в своем фундаментальном труде [1] отмечали, что «современная логистика - явление парадоксальное».

Так в российской учебной литературе высшего и среднего профессионального образования представлено несколько гипотетических вариантов изложения этапов генезиса (развития) концепции современной логистики, Первый и второй варианты и их противоречиями были изложены в статьях [2-9].

В настоящей работе рассматривается семнадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики (от 2011 года), который фактически представлен по

мотивам раздела 1 «Определение логистики, ее функции и задачи» из официально изданного краткого пособия (экзаменационной шпаргалки) для студентов [10].

Рассматриваемый здесь данный вариант основан на том, что представленные в подразделе 1 коммерческого учебного пособия [10] способствующие возрастанию роли логистики в управлении факторы (действие которых отнесено к разным временным периодам) вполне можно интерпретировать как некие соответствующие периоды формирования современной логистики [10]:

1) смена механизма функционирования рынка, то есть переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя», при котором спрос на продукцию ложится в основу разработки производственных программ. До начала 1960-х годов конкурентными преимуществами обладали в основном те предприятия, которые делали значительные капитальные вложения в расширение и совершенствование собственного производства. В дальнейшем конкурентные преимущества сумели получить такие предприятия, которые сумели эффективно организовать

функционирование логистического процесса;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.