G. Henry, Progress and Poverty: An Inquiry into the Cause of Industrial Depressions and of Increase of Want with Increase of Wealth, The Remedy, Garden City, NY: Doubleday, Page, & Co. 1912. https://oll.libertyfund.org/titles/328
Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 15.11.2022).
Закон Курганской области от 24.11.2009 № 502 «О дифференцированных ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения 21.11.2022).
Laffer A., Seymour J., The Economics of the Tax Revolt. Harcourt Brace Jovanovich, 1979. 138 p.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (118-120)
Леонтьев Р.Г.
д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)
STAGES OF DEVELOPMENT OF LOGISTICS: CONTRADICTIONS REVEALED (118-120)
R.G. Leontiev
doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.85.654
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ двенадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, которые основан на описании этапов развития логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.
ANNOTATION
The article presents an analysis of the twelfth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the stages of development of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.
Ключевые слова: Логистика, генезис концепций, этапы развития логистики, учебная публикация, образование, исследовательские и редакционные противоречия.
Key words: Logistics, genesis of concepts, stages of development of logistics, educational publication, education, research and editorial controversy.
В настоящее время созрела необходимость формирования адекватных представлений о постфактум генезиса познания логистики. Априори следует признать возникновение и присутствие в российской и иностранной научной и учебной литературе по логистике противоречий разного рода - антиномий, парадоксов и алогизмов. Это признается даже всемирно признанными иностранными специалистами в области логистики профессорами Мичиганского государственного университета (США) Бауэрсоксом Д.Д. и Клоссом Д.Д., которых в РФ называли «отцами» современной логистики» (и с этим вполне можно согласиться), в своем фундаментальном труде [1] отмечали, что «современная логистика - явление парадоксальное».
Так в российской учебной литературе высшего и среднего профессионального образования представлено несколько гипотетических вариантов изложения этапов генезиса (развития) концепции современной логистики, Первый и второй варианты и их противоречиями были изложены в статьях [2-9].
В настоящей работе рассматривается двенадцатый вариант изложения этапов
генезиса концепции современной логистики (от 2009 года), который представлен в разделе 3 «Факторы и тенденции развития логистики» из официально изданного краткого пособия (экзаменационной шпаргалки) для студентов [10] (2009) в виде пяти этапов развития логистики».
«1. Период становления логистики (19501970 годы). Характеризуется быстрым развитием теории логистики и первым применением ее на практике. Развитие логистики совместно с маркетинговой концепцией приводит к обращению внимания на потребности рынка, стимулирование сбыта, развитие практики снижения затрат. При этом большую роль сыграли возникновение концепции общих затрат в западной науке и применение в тамошнем бизнесе техники и информационных технологий.
2. Появление концепции бизнес-логистики (конец 1960-х годов - 1970-е годы). В этот период обозначается области применения логистического подхода - транспортировка, складирование, обработка материалов, защитная упаковка, контроль запасов, выбор местонахождения производства и месторасположения складов, управление заказами на производство продукции,
прогнозирование спроса, маркетинговый подход к обслуживанию производства и потребителей. При этом на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов большое значение имело усиление и ожесточение конкуренции.
3. Период «тарно-упаковочной» революции (конец 1970-х годов). На данном этапе кардинально изменились складской процесс, его операционных состав, принципы организации складских операций, техническое и технологическое обеспечение. Началось применение более совершенного транспортно-складского оборудования и новых видов тары и упаковки, использование транспортных контейнеров, внедрение стандартизации типоразмеров в складских операциях и упаковке.
4. Реализация идеи полной логистической цепи «загрузка - производство - дистрибьюция -продажа» (1980 годы - середина 1990-х годов). Быстрое развитие персональных компьютеров и их массовое применение в бизнесе привело к использованию мирового информационного пространства в целях использования логистического управления различными предприятиями и организациями, появилась возможность интегрального рассмотрения всех логистических функций и операций и сведения к минимуму суммарных логистических затрат, а глобализация рынка и формирование единого экономического пространства увеличило возможности поставки и сбыта.
5. Появление и развитие концепции всеобщего управления качеством (середина 1990-х годов). На данном современном этапе использование логистического подхода при управлении качеством и усиление конкуренции приводят к борьбе за качество, улучшению уровня сервиса, признанию единства целей потребителя и производителя. Важность этого этапа для развития логистики заключается в том, что с позиции стратегического планирования на свободных рынках задачи интегрированной логистики фирмы совпадают с идеологией всеобщего управления качеством. Это становится одним из главных принципов логистического подхода к управлению» [10].
Анализ приведенного выше содержания абзацев из публикации [10] позволил выявить в них следующие значительные противоречия.
Противоречие 118. Двенадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен в разделе 3 «Факторы и тенденции развития логистики» из официально изданного краткого пособия (экзаменационной шпаргалки) для студентов [10] (2009) в виде пяти этапов развития логистики»: «1) период становления логистики (1950-1970 годы); 2) появление концепции бизнес-логистики (конец 1960-х годов - 1970-е годы); 3) период «тарно-упаковочной» революции (конец 1970-х годов); 4) реализация идеи полной логистической цепи «загрузка - производство - дистрибьюция -продажа» (1980 годы - середина 1990-х годов); 5)
появление и развитие концепции всеобщего управления качеством (середина 1990-х годов)».
Вместе с тем относительно содержания данного подраздела 3 пособия-шпаргалки [10] можно и следует зафиксировать недопустимые смысловые невязки хронологического характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:
- во-первых, известно [11], что появиться - это возникнуть, начаться. Поэтому «концепция бизнес-логистики», упомянутая в названии второго «этапа (периода) логистики» («конец 1960-х годов - 1970-е годы»), в течение 11 лет практически не может постоянно лишь возникать или начинаться. И поэтому в этом названии («появление концепции бизнес-логистики») автору пособия-шпаргалки [10] следовало бы вместо неточно отражающего суть явления (и потому семантически некорректного) отглагольного существительного -«появление» - использовать приемлемое для этой ситуации выражение, например, «развитие» или «появление и развитие»;
- во-вторых, в данном подразделе представлены сначала «период становления логистики (1950-1970 годы)», и вслед за ним «период появления концепции бизнес-логистики (конец 1960-х годов - 1970-е годы)». То есть продолжительность второго этапа (периода) развития логистики» по утверждения автора пособия-шпаргалки [18] составила 1970-1980 годы. Однако третий «этап развития логистики» («период «тарно-упаковочной» революции» [10]) он обозначил не иначе как «конец 1970-х годов», то есть конец 1980 года. И такое обозначение третьего этапа представляется весьма сомнительным действом;
- в-третьих, то есть сомнительным по двум причинам. Так, с одной стороны, известно [11]: что конец - это предел, последняя грань чего-нибудь во времени; что предел - это граница во времени; что грань - это то что отличает, отделяет одно от другого; что период - это промежуток времени; что этап - это стадия в развитии какого-нибудь процесса; и что стадия - это период. И поскольку «конец (предел, последняя грань)» в принципе не может восприниматься как какой-то «этап» или «период» в целом, то обозначение автором пособия-шпаргалки [10] третьего «этапа развития логистики» как «конец 1970-х годов» представляется нонсенсом, недопустимым в сфере образования;
- в-четвертых, а, с другой стороны, согласно утверждениям автора пособия-шпаргалки [10] в 1980 году, якобы, одновременно действовали второй и третий «этапы (периоды) развития логистики» И такие утверждения представляются не только весьма сомнительным действом, но и очередным проявлением нонсенса, крайне недопустимого в сфере образования.
Поэтому здесь налицо - свойственные для пособия-шпаргалки [10] хронологические смысловые противоречия в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике:
противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [12]).
Противоречие 119. Двенадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен разделе 3 «Факторы и тенденции развития логистики» из официально изданного краткого пособия (экзаменационной шпаргалки) для студентов [10] (2009) в виде пяти этапов развития логистики»: «1) период становления логистики (1950-1970 годы); 2) появление концепции бизнес-логистики (конец 1960-х годов - 1970-е годы); 3) период «тарно-упаковочной» революции (конец 1970-х годов); 4) реализация идеи полной логистической цепи «загрузка - производство - дистрибьюция -продажа» (1980 годы - середина 1990-х годов); 5) появление и развитие концепции всеобщего управления качеством (середина 1990-х годов)».
Вместе с тем относительно содержания данного подраздела 3 пособия-шпаргалки [10] можно и следует зафиксировать недопустимые смысловые невязки хронологического характера, суть которых могут прояснить следующие объективно вскрытые обстоятельства:
- во-первых, известно [11], что середина - это средняя часть чего-нибудь, равно отстоящая от границы, краев или от начала и конца чего-нибудь. Поэтому упомянутая в разделе 3 [10] «середина 1990-х годов» - это на самом деле ничто иное, как серединное четырехлетие (1994-1997 годы) последнего десятилетия двадцатого века (1991 -2000 годы). В связи с этим автору пособия-шпаргалки [10] в обозначении промежутка времени четвертого «этапа (периода) развития логистики» («1980 годы - середина 1990-х годов») следовало бы вместо хронологически неточного (и потому некорректно примененного) слова «середина» употребить какое-нибудь приемлемое выражения, например, «первая половина». Вместе с тем ошибочное применение автором пособия-шпаргалки [10] в обозначении четвертого «этапа (периода) развития логистики» слова «середина» представляется нонсенсом, недопустимым в сфере высшего и среднего профессионального образования;
- во-вторых, как уже говорилось здесь выше, упомянутая в разделе 3 [10] «середина 1990-х годов» - это на самом деле ничто иное, как серединное четырехлетие (1994-1997 годы) последнего десятилетия двадцатого века (1991 -2000 годы). Поэтому применение автором пособия-шпаргалки [10] в обозначении пятого «этапа (периода) развития логистики» хронологического выражения «середина 1990-х годов» представляется сомнительным действом по двум причинам. Так, с одной стороны, согласно его утверждениям получается, что четвертый и пятый «этапы (периода) развития логистики» одновременно проходили в один и тот же промежуток времени, названным им ««серединой 1990-х годов». А, с другой стороны, в соответствии с этими же утверждениями следует констатировать то, что автор пособия-шпаргалки [10] не смог
сообщить читателям (студентом) о достоверном промежутке времени протекания пятого «этапа (периода) развития логистики». И в суммарном итоге эти утверждения представляются нонсенсом, крайне недопустимым в сфере высшего с среднего профессионального образования.
Таким образом и здесь налицо - очередные свойственные для пособия-шпаргалки [10] хронологические смысловые противоречия в виде парадокса во втором его значении (в формальной логике: противоречие, возникающее при сохранении логической правильности хода рассуждений [12]).
Противоречие 120. Двенадцатый вариант изложения этапов генезиса концепции современной логистики представлен разделе 3 «Факторы и тенденции развития логистики» из официально изданного краткого пособия (экзаменационной шпаргалки) для студентов [10] (2009) в виде пяти этапов развития логистики». Так в среднем из них сообщаются буквально следующие сведения; «3. Период «тарно-упаковочной» революции (конец 1970-х годов). На данном этапе кардинально изменились складской процесс, его операционных состав, принципы организации складских операций, техническое и технологическое обеспечение. Началось применение более совершенного транспортно-складского оборудования и новых видов тары и упаковки, использование транспортных контейнеров, внедрение стандартизации типоразмеров в складских операциях и упаковке»10].
Вместе с тем относительно содержания данного подраздела 3 пособия-шпаргалки [10] можно и следует зафиксировать недопустимую научно-фундаментальную смысловую невязку, суть которой заключается в следующем.
Так, в подавляющем числе учебных и исследовательских изданий, рассматривающих генезис и эволюцию логистики, так называемая «тарно-упаковочная революция» никогда не квалифицировалась в качестве отдельного «этапа (периода) развития логистики». И это вполне оправдано. Ведь известно [12], что эволюция [фр. развитие, развертывание] - это процесс постепенного развития, изменения, и что революция [фр. откатывание, круговорот] - это коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. Поэтому считать какой-то революционный частный процесс (то есть резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому) составной частью какого-либо общего эволюционного (то есть постепенно развивающегося) процесса представляется явным нонсенсом научного характера, крайне недопустимым для учебной литературы высшего и среднего профессионального образования.
И здесь налицо - свойственное сугубо содержанию пособия-шпаргалки [10] противоречие исследовательского характера в виде алогизма в его
первом значении (нелогичность, несовместимость с требованиями логики [12]).
Литература
1. Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: ЗАО "Олимп
- Бизнес", 2006. - 640 с.
2. Леонтьев Р.Г. Эволюция концептуальных подходов к логистике: выявление противоречий (1 -4) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 56-60.
3. Леонтьев Р.Г. Часть 1. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (5-8) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). - 2022.
- № 81. - Т. 1. - С. 60-65.
4. Леонтьев Р.Г. Часть 2. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (913) // Национальная ассоциация ученых (НАУ). -2022. - № 81. - Т. 1. - С. 65-70.
5. Леонтьев Р.Г. Часть 3. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (14,15) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022.
- № 3 (96). Т. 1. - С. 3-7.
6. Леонтьев Р.Г. Часть 4. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (1619) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 7-12.
7. Леонтьев Р.Г. Часть 5. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2023) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 13-17.
8. Леонтьев Р.Г. Часть 6. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2427) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 17-22.
9. Леонтьев Р.Г. Часть 7. Уровни развития систем логистики: выявленные противоречия (2832) // Евразийский союз ученых (ЕСУ). - 2022. - № 3 (96). Т. 1. - С. 22-27.
10. Анисимов, В.П. Шпаргалка по логистике / В.П. Анисимов, М.В. Снежинская. М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 48 с.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2021. - 1360 с.
12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 848 с.
ЧАСТЬ 1. ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИКИ: ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ (121-124)
Леонтьев Р.Г.
д-р. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник (Хабаровский федеральный исследовательский центр ДВО РАН, г. Хабаровск, РФ)
PART 1. PERIODS OF FORMATION OF LOGISTICS: CONTRADICTIONS REVEALED (121-124)
R.G. Leontiev
doctor of Economics, professor, chief Researcher (Khabarovsk Federal Research Center of the Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Khabarovsk city, Russia) DOI: 10.31618/NAS.2413-5291.2022.1.85.655
АННОТАЦИЯ
В статье представлен анализ первой части тринадцатого варианта изложения этапов генезиса концепции современной логистики, которые основан на описании периодов формирования концепции логистики, изложенного в учебной публикации. В результате данного анализа зафиксированы недопустимые для литературы высшего и среднего профессионального образования смысловые противоречия научного и редакционного характера.
ANNOTATION
The article presents an analysis of the first part of the thirteenth version of the presentation of the stages of the genesis of the concept of modern logistics, which is based on the description of the periods of formation of the concept of logistics, set out in an educational publication. As a result of this analysis, semantic contradictions of a scientific and editorial nature are unacceptable for the literature of higher and secondary vocational education.
Ключевые слова: Логистика, генезис концепций, периоды формирования концепции, учебная публикация, образование, исследовательские и редакционные противоречия.
Key words: Logistics, genesis of concepts, periods of concept formation, academic publication, education, research and editorial controversy.
В настоящее время созрела необходимость формирования адекватных представлений о постфактум генезиса познания логистики. Априори следует признать возникновение и присутствие в российской и иностранной научной и учебной литературе по логистике противоречий разного рода - антиномий, парадоксов и алогизмов. Это
признается даже всемирно признанными иностранными специалистами в области логистики профессорами Мичиганского государственного университета (США) Бауэрсоксом Д.Д. и Клоссом Д.Д., которых в РФ называли «отцами» современной логистики» (и с этим вполне можно согласиться), в своем фундаментальном труде [1]