Молодин В.И Прсображенка-Ш памятник эпохи раннего металла // Из истории Сибири. Томск; Изд-во Том. ун-та, 1973. Вып. 7. С. 23.
Молодин В.И. Эпоха неолита и бронзы лесостепного Обь-Иртышья. Новосибирск: Наука, 1977.
171 с.
Черных П.Н. Спектральный анализ и изучение древнейшей металлургии Восточной Европе Археологии и естественные науки. М.: Наука, 1965. С. 96 110.
Черных Е.Н. Металлургическая провинция и периодизация эпохи раннего металла на территории СССР // СА. 1978. №4. С. 53-82.
A.A. Тишкнн
Алтайский государственный университет. Барнаул ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БИЙКЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЛТАЯ
Изучение культуры населения Алтая раннескифского времени является важным направлением в исследованиях, связанных со становлением и развитием в Азии номадизма. Именно на этом этапе происходил поиск оптимальных форм в материальной, хозяйственной, общественной и духовной сферах жизни людей, что нашло отражение в последующие периоды. Несмотря на имеющиеся результаты, полученные в ходе археологических обследований и раскопок последних десятилетий, многие проблемы до сих пор остаются за рамками необходимых решений и интерпретаций. Это связано, в первую очередь, с количественной и качественной ограниченностью круга источников, а также со слабым внедрением междисциплинарного подхода, который обеспечивает получение значительного объема объективной информации и расширяет перспективы научной деятельности. Тем не менее исследователи, основываясь на доступные им материалы и имеющиеся возможности, продемонстрировали свое понимание происходивших историко-культурных процессов. Такие работы аккумулировали накопленные сведения и способствовали продвижению понимания многих вопросов общего и частного характера. Они создают условия для дальнейшей модификации представленных культурно-хронологических схем. Последнее происходит, как правило, при накоплении новых данных, когда их количество позволяет сделать более качественное оформление системы знаний о том или ином древнем обществе. Это обычная процедура в исследовательской практике, но реализация ее занимает разное время. Возврат к ранее представленным идеям и их проверка на новом уровне - необходимый подход при решении актуальных проблем древней истории. И схеме, предлагаемой нами, также предстоит пройти испытание временем. Она может быть уточнена и дополнена или вообще заменена другой обоснованной концепцией при опоре на более совершенные результаты работ.
Бийкенская археологическая культура раннескифского времени выделена и начала наполняться конкретным содержанием совсем недавно (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A.. 1997; 1999, с. 74; Тишкин A.A., 2003. 2006; Тишкнн A.A., Дашковский П К.. 2003, 2004; Тишкин A.A.. Леонова И.Ю., 2003,2005; Тишкин A.A.. Горубнов В.В., 2005; Суразаков A.C., Тишкин A.A., 2007; и др.), хотя проблема ее обозначения наметилась немного раньше (Марсадолов Л.С., 1985, с. 11-12; 1987, с. 102-103; Могильников В.А., 1986; Тишкин A.A.,
1994.1996а-б). Сейчас представляется реальным назвать и охарактеризовать этапы развития хорошо фиксируемого явления. Первая попытка наметить такое деление была осуществлена автором (Тишкин A.A., 19966, с. 17-18, 26) и нашла отражение в монографии, специально посвяшенной изучению культуры населения Горного Алтая раннескифского времени (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A., 1997). Тогда за основу условной периодизации предлагалось использовать процесс формирования и совершенствования элементов конского снаряжения как наиболее массовых и хронологически значимых изделий. В настоящее время предпринят
‘ Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект №06-01 -60105а'Т «Древняя и средневековая история Алтая») и РФФИ (проект №07-06-00341 «Применение естественно-научных методов при изучении этногенетических процессов на Алтае в эпоху поздней древности и средневековье»).
Рис. 1. Материалы куртуского этапа бийкенской культуры (конец IX - 1-я половина VIII вв. до н.э.): снаряжение’ верхового коня (1 3, 5 13), предмет быта (4). «оленные» камни с изображениями (14-16), погребальные сооружения (1718).
Памятники: Курту-11 - 1.2, 17, Itt; Ак-Алаха-П 3-Í6. Материал: 1-3 - рог.
4, 10-12 - бронза: 5-9 - золото: 13 - клык: 1416 - камень; 1718- камни, кости
новый подход. Основой его реализации стала систематизация всего известного вещевого комплекса из исследованных памятников Алтая, а также сопоставление зафиксированных особенностей погребального обряда (Тишкин A.A., 2005а-6, 2006; Тишкин A.A., Горбунов В.В.. 2005). Это позволило обозначить этапы, опираясь на материалы наиболее изученных и характерных объектов. Выделенные хронологические группы соотнесены с известными историческими событиями, которые произошли в Азии и отражены в письменных источниках (Савинов Д.Г., 2002; Тишкин A.A., Горбунов В.В., 2005). Следует отметить, что проделанная работа, несмотря на имеющиеся уточнения, в общем подтвердила ранее намеченные тен-
0 Ю 20 см
1 i j
Рис. 2. Материалы семисартского этапа бийкенской культуры (2-я половина VIII - I -я половина VII вв. до н.э.): снаряжение верхового коня (I -47), погребальные сооружения (48 50). «оленный камень» (51). Памятники: Семисарт-1 - I. 48. 49; Элекмонар-Н 2. 30. 40. 42-45; Бийке - 3. 10. 13. 14. 22. 23. 50. 51; КарГшн-1 4. 8. 1. 24-20, 31, 34, 38. 39, 41, 46. 47. Кор-Кобы-1 5; Кызык-Телань-1 - 6; Покровский лог-lV 7, 15. 16; Усть-Кгюм - 9 (а, 6); Черный Ануй-1-12, 35; Айрыдаш-IV- 17-21, 33. 36, 37; Кок-су - 32. Материал; 1-10, 13-16,22-24. 26-29, 36, 37- кость, рог; 11, 12, 17-21, 30-35, 38-47 бронза; 25 - золото; 48-51 - камень
денции, а также аккумулировала опыт подобных построений и разных размышлений. Тем не менее исследования в выбранном направлении будут продолжены, но уже на несколько ином уровне. В настоящее время намечена и реализуется программа изучения имеющихся материалов с помощью естественно-научных методов.
Представленная ниже схема поэтапного развития бийкенской культуры, в которой отмечен процесс привнесения новаций, является определенной стадией обобщения данных, полученных при исследованиях более 200 курганов. Анализ приводимого в рисунках хорошо известного предметного комплекса и зафиксированных погребальных сооружений уже неоднократно осуществлялся автором в ряде публикаций (Тишкин A.A., 1996а-б. 1999. 2005а—в: Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A., 1497; Тишкин A.A.. Горбунов В.В., 2005; и др.). Поэтому его подробная характеристика здесь не отражена.
Самым ранним памятником Алтая, где было зафиксировано захоронение человека с лошадью, являлся курганный могильник Курту-П, раскопанный С.С. Сорокиным (1966) и датированный по найденным псалиям не позже VIII вв. до н.э. Наиболее близко к нему в территориальном и хронологическом отношении располагался интереснейший погребальный комплекс с «оленными» камнями Ак-Алаха-П (Полосьмак Н.В.. 1993), где также зафиксированы показательные элементы конского снаряжения. Указанные объекты локализуются на юге Горного Алтая (в верховьях Бухтармы и на плато Укок). Подобные, но безынвентарные погребения исследованы в Чуйской котловине и на других территориях к северо-западу от нее. Ранний этап бийкенской кульгуры. за которым оставлено уже обозначенное ранее название «куртускин» (рис. 1). рассматривается нами предварительно, так как пока исследована небольшая серия курганов и найдено немного предметов. Хроноло! ически период определен концом IX - 1 -й половиной VIII вв. до н.э. Обнаруженный инвентарь находит аналогии в хорошо датированном кургане Аржан (около 800 г. до н.э.) и в других синхронных ему памятниках (Грязнов М.П., 1980; Марсадолов Л.С., 2000. с. 21; Евразия..., 2005. с. 68).
Выделенный этап синхронизируется с целым рядом исторических событий: 826781 гг. - правление Сюань-вана (Западное Чжоу), в ходе которого были орг анизованы походы на северные племена с целью покорения их; около 800 г. до н.э. в степях Центральной Азии разразилась жесточайшая засуха, спровоцировавшая подвижку скотоводческого населения: 781-770 гг. до н.э. - время правления Ю-вана, закончившееся разг ромом его кочевыми племенами, переносом столицы Чжоу на восток и образованием государства Восточное Чжоу (Тишкин A.A.. Горбунов В.В.. 2005, с. 159).
Большинство исследованных археологических комплексов бийкенской кульгуры отнесено нами к «семисартскому» этапу и датируется 2-й половиной VIII - 1-й половиной VII вв. до н.э. (рис. 2-5). При всех имеющихся общих чертах можно отметить многообразие типов погребальных сооружений, что свидетельствует о локальных особенностях кульгуры населения, проживавшего на Алтае (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A., 1997). Этап назван по памятнику Семисарт-1, который исследовался Л.С. Марсадоловым (2001) в Центральном Атгае и полностью опубликован. Начало указанного периода, возможно, связано с падением в Кит ае династии Западное Чжоу в 770 г. до н.э. (Савинов Д.Г.. 2002), что стало причиной массовых миграций. Примерно к 750 г. до н.э. завершился распад государственно-административной системы указанной державы. После этого исследователями отмечается период стабилизации в Китае, что, вероятно, способствовало и благоприятному развитию северных кочевых племен. Еше одним положительным фактором стала смена эколог ических эпох в Азии, отмеченная после 750 г. до н.э. Практически на всей территории Горного Алтая обнаружены и изучены курганы семисаргского этапа бийкенской культуры. Наибольшая плотность памятников зафиксирована в долине Катуни ir ее притоков (Кирюшин Ю.Ф.. Тишкин A.A.,
1997). Прослеживаются контакты с носителями соседней майэмирской культуры, памятники которой открыты и исследовались в западных и северо-западных предгорьях Алтая (Шульга П.И., 2000; Тишкин A.A., 2003). Эти отношения носили, по всей видимости, относительно мирный характер. Следует указать, что в погребениях бийкенской культуры обнаружено
49
Рис. 3. Материалы семисартского этапа бийкенской культуры (2-я половина VIII 1-я половина VII вв. до н.э.): орудия труда и предметы быта (! 11). украшения костюма и принадлежности костюма (12. 23 42, 49). вооружение и приспособления для охоты (13 21), снаряжение коня (22, 43-48). Памятники: Апшуе.хпш 1, 44; Усть-Куюм - 2. 41; Бийке - 3, 39. 40, 42; Семисарт-1 - 4, II; Элекмонар-U - 5-7, 9, 12-16, 49; Денисова пещера - Н, 10, 17; Карйан-1 22-38; Кок-су 43. 45- 48: Карасу-П 18; Яломанские ворота - 19; Кор-КоСт-1 20;
Кызык-Телань-1 - 21. Материал; 1-Ю, 12. 13, 16-21, 34. 42-49- бронза, медь;
11. 23 30. 39 41 - камень; 14. 15, 22 - кость; 31-33, 35 36 стеклянная паста; 37, 38 золото
Древняя и средневековая история Алтая
малы семисартского этапа бийкенской культуры (2-я половина VIII 1-я половина 'II вв. до н.э.): предметы быта. Памятники: Ёийке - 1, 2, 5- 7, 9-15, 17; Усть-Бийке-Ш - 3, 8; Усть-Куюм 4. Материал - керамика
очень мало предметов вооружения. Отметим лишь небольшую коллекцию случайно обнаруженных кинжалов (рис. 5) и других изделий рассматриваемого комплекса.
Опосредованное влияние на развитие культур раннескифского круга в рассматриваемый период могли оказать события, произошедшие в Передней Азии. В 679 г. до н.э. киммерийцы совершили неудачный поход прот ив Ассирии, а около 670-660 гг. до н.э. началась миграция скифов (Тишкин A.A.. Горбунов В.В.. 2005, с. 159).
Заключительный этап бийкенской культуры обозначен нами как «бойтыгемский» и датирован 2-й половиной VII - 2-3-й четвертью VI вв. до н.э. (рис. 6-7). Несмотря на то. что в это время отмечаются ранее существовавшие признаки погребальной обрядности, фиксируются и заметные изменения. Это проявляется и в вещевом комплексе. Такой процесс. на наш взгляд, связан с приходом нового населения и находит отражение не только на памятнике Бойтыгем-П (Абдулганеев М.Т., 1994), а фиксируется на всей территории Горного Алтая (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A., 1997; Тишкин A.A.. Горбунов В.В., 2005, с. 159). Материалы бойтыгемского этапа могут быть сопоставлены с комплексом «царскою» кургана Аржан-2 в Туве, который датируется 2-й половиной VII в. до н.э. (Чугунов К.В., 2004; Евразия.... 2005. с. 84-88). а также с другими синхронными ему памятниками. В Передней Азии в указанный отрезок времени происходили события, которые в определенной мере повлияли на этнокультурную ситу ацию в евразийских степях. Стоит указать на ряд известных исторических дат. Со 2-й половины VII в. до н.э. образуются и существуют два государства - Мидия (ок. 650-550 гг. до н.э.) и Лидия (ок. 650-546 гг. до н.э.), отношения между которыми составляют историческую канву. Примерно в 644 г. до н.э. киммерийцы захватили столицу Лидии, а с 630 г. началась «гегемония скифов» в Передней Азии. Важными являются и такие события, как падение Новоассирийской державы (612 т. до н.э.). «изгнание киммерийцев из Азии» (ок. 600 г. до н.э.) и завершение мидийско-лидийской войны (Тишкин A.A.. Горбунов В.В., 2005, с. 159).
Окончание существования бийкенской культуры маркируют ранние памятники па-зырыкского времени (Марсадолов Л.С., 2000). Эти события могут соотноситься с предшествующими перечисленными событиями и с процессом образования державы Ахеменидов в Передней Азии (Савинов Д.Г.. 2002). На Алтае закрепились мигранты, радикально изменившие облик кочевого мира южно-сибирского peí иона.
Происхождение рассматриваемой нами бийкенской культуры аржано-майэмирского времени еще до конца не выяснено и является пока довольно сложной проблемой. В процессе археологического изучения памятников и интерпретации полученных данных в этом плане был сформулирован ряд объяснений, которые отражают разные исследовательские подходы (Могильников В.A.. 1986; Суразаков С.С., 1988; Тишкин A.A., 1994.2003.2005а-в. 2006, 2007а-б; Кпрюшин Ю.Ф., Тишкин A.A.. 1997; Молоднн В.П., 2000; Тишкин A.A., Дашковский П.К., 2003, 2005; и др.). Понятно, что бийкенская культура развивалась непосредственно в Горном Алтае (рис. 8). Однако исходные компоненты до этого, по всей видимости. находились за его пределами. По крайней мере, памятники эпохи поздней бронзы, с которыми можно было бы их связать, в горах пока не обнаружены. Попытки «дотянуть» существование афанасьевской культуры эпохи энеолита-ранней бронзы до раннескифскою времени выглядят в настоящее время некорректными (Тишкин A.A., 2005в, 2007а-б).
Памятники бийкенской культуры занимают в основном Юго-Восточный. Центральный и Северный Алтай, базируясь в районе бассейна Кату ни и ее притоков (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A., 1997, рис. 1 и 2). К ним относятся более 45 погребальных комплексов с разным количеством раскопанных объектов, большая часть которых опубликована (Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A., 1997; Тишкин A.A., Горбунов В.В.. 2005; Суразаков A.C., Тишкин A.A., 2007; и др.). Выявление и исследование памятников бийкенской культуры продолжается. Постепенно увеличиваются данные об аржано-майэмирском времени Горного Алтая. Например, в 2003 г. на памятнике Коол-1 был вскрыт объект №356 (Богданов Е.С., Слюса-ренко И.Ю., 2003, с. 275), а в 2006 г. раскопаны две труппы курганов на левом берегу р. Тыт-кескень (Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л.. Тишкин A.A., Матренин С.С., 2006; Тишкин A.A.. Матренин С.С., 2007). Имеются и другие свидетельств.а. Кроме получена небачьшая
серия радиоуглеродных датировок (Тишкин A.A., 20076. с. 241-249).
Древняя и средневековая история Алтая
Рис. 5. Находки бронзовых кинжалов раннескифского времени на территории Горного Алтая (1 11. 13-14) и в предгорьях (12). Памятники и местонахождения: Катанда - 1, 3; Чибиля - 2, 4, Кер-Кечу - 5; Яшмеш - 6; Улаган - 7; Мендур-Соккон - Н; Апшуехта - 9; Теректа - 10; Горный Алтай 11; Усть-Иша - 12; Келей - 13; Шебалинский район - 14
Рис. 6. Материалы бойтыгемского этапа бийкенской культуры (2-я половина VII - 2 3-я четверть V'! вв. до н.э.): снаряжение верхового коня (1-34), вооружение (35-40), погребальные сооружения (41-42), «оленныи» камень - 43. Памятники: Бойтыгем-11 1,2, 7, 11, 12, 16- 18, 20-27, 41 42: Майма-Х1Х- 3; Каракал - 4-6. 13-15, 19, 28. 30-32. 38. 39. Бийкс - 8: Козуль - 9: Алагаил - 10: Сальдяр-11 -29, 33, 34; Тыткескень- VI - 35, 37; Малый Дуган - 36; Элек.монар-11 - 40; Иня - 43. Материал: 1-15, 18-37, 40 - бронза; 16, 17. 38, 39 - кость; 41, 43 - камень; 42 - камни, кости
Рис. 7. Материалы бойтыгемского этапа бийкенской культуры (2-я половина VII - 2-3-я четверть VI вв. до н.э.): орудия труда и предметы быта (18, 21 23, 26-32), украшения и принадлежности костюма (1-17, 19 20, 24-25, 33 35). Памятники: Бойтыгем-П- 1, 2. 4 II, 26, 28; Коо-1 3; Кара-кол - 12-18. 21; Кызык-Телань-1; Тыткескень- VI - 22. 24. 32-35; Денисова пещера - 25; Бийке - 27, 29; Кызыл-Джар-lX - 30; Сальдяр-П- 20, 23, 31. Материал: 1-3 -золото, 4-9, 18. 22. 24-25, 28 -камень; 10-11 паста; 15-17 - кость; 12. 21 -железо.
Рис. 8. Карта-схема распространения археологических культур раннескифского времени на Алтае и сопредельных территориях в VT1 в. до н.э.
Заложенные основы способствуют дальнейшему изучению такого явления, как бий-кенская археологическая культура.
Библиографический список
Абдулганеев М.Т. Майэмирские курганы Бойтыгема // Археология Горного Алтая. Барнаул: Иэд-во Алт. ун-та, 1994. С. 37-43.
Богданов Е.С., Слюсаренко И.Ю. Археологические исследования на памятнике Коол-1 в долине р. Актру (Горный Алтай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН. 2003. Т. IX, ч. I. С. 272-276.
Грязное М П. Аржан царский курган раннескифского времени. Л.: Наука, 1980. 62 с.
Евразия в скифскую эпоху: Радиоуглеродная и археологическая хронология / Алексеев А.Ю., Боковснко H.A.. Васильев С.С. и др. СПб.: Теза, 2005. 290 с.
Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., Тишкин A.A., Матренин С.С. Завершение работ на погребальнопоминальном комплексе Тыткескень-VI Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2006. Т. XII. ч. I. С. 353-357.
Кирюшин Ю.Ф., Тишкин A.A. Скифская эпоха Горного Алтая. Ч. I: Культура населения в раннескифское время. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1997. 232 с.: ил.
Кирюшин Ю.Ф.. Тишкин A.A. Основные этапы изучения скифской эпохи Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во Ант. ун-та, 1999. С. 70-75.
Марсадолов J1.C. Хронология курганов Алтая (VIH IV вв. до н.э.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1985. 16 с.
Марсадолов JI.C. Две группы памятников кочевников Алтая VIH VII вв. до н.э. // Исторические чтения памяти М.П. Грязнова. Омск; Омск, ун-т, 1987. С. 101 104.
Марсадолов Л.С. Археологические памятники IX III вв. до н.э. горных районов Алтая как культурно-исторический источник (феномен пазырыкской культуры): Автореф. дис. ... докт. культурологии. СПб., 2000. 56 с.
Марсадолов JI.C. Комплекс памятников в Семнсарте на Алтае. СПб.: ГЭ, 2001. 184 с.: ил. (Материалы СААЭ ГЭ. Вып. 4).
Могильников В.А. Некоторые аспекты этнокультурного развития Горного Алтая в раннем железном веке // Материалы по археологии Горного Алтая. Горно-Алтайск: ГАННИИЯЛ, 1986. С. 35-67.
Молодин В.И. Пазырыкская культура: проблемы этногенеза, этнической истории и исторических судеб /У Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. №4. С. 131 142.
Полосьмак Н.В. Исследование памятников скифского времени на Укоке // ALTAICA, 1993. №3. С. 21-31.
Савинов Д.Г. Ранние кочевники Верхнего Енисея (археологические культуры и культурогенсз). СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002. 204 с.: ил.
Сорокин С.С Памятники ранних кочевников в верховьях Бухтармы // Археологический сборник. Л.; М.: Сов. художник. 1966. Вып. 8. С. 39 60.
Степанова Н.Ф. Куюмский тип памятников VIII-VI вв. до н.э. //Скифская эпоха Атгая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 1986. С. 79 81.
Суразаков A.C. Горный Алтай и его северные предгорья в эпоху раннего железа. Проблемы хронологии и культурного разграничения. Горно-Алтайск: Горно-Алт. отд. Алт. кн. изд-ва. 1989. 216 с.
Суразаков A.C., Тишкин A.A. Археологический комплекс Кыэык-Телань-I в Горном Алтае и результаты его изучения. Барнаул: Азбука. 2007. 232 с.: ил.
Тишкин A.A. Некоторые аспекты культурно-хронологического решения проблемы изучения скифской эпохи Горного Алтая Археология Горного Алтая Барнаул: Изд-во Алт. VH-та. 1994. С. 124 127.
Тишкин A.A. Погребальные сооружения курганного могильника Бийке в Горном Алтае и культура населения, оставившего их Погребальный обряд древних племен Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 1996а. С. 20-54.
Тишкин A.A. Культура населения Центрального и Северо-Западного Алтая в раннескнфскос время: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул. 19966. 28 с.
Тишкин A.A. Украшения раннескифского времени из Горного Алтая // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. С. 194 198.
Тишкин A.A. О соотношении бийкенской и майэмирекой археологических культур Алтая раннескифского времени // Степи Евразии в древности и средневековье. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2003. Кн. II.C. 164 166.
Тишкин A.A. Проблемы выделения керамического комплекса раннескифского времени в Горном Алтае // Актуальные проблемы археологии, истории и культуры. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005а.
Т. 2. С. 169-178.
Тишкин A.A. Проблема происхождения бийкенской культуры Алтая раннескифского времени и выделение основных этапов ее развития // Социогенез в Северной Азии. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 20056. Ч. 1.С. 322-327.
Тишкин A.A. Об одном моменте в изучении культуры кочевников Горного Алтая раннескифского времени // Древние кочевники Центральной Азии (история культура, наследие). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005в. С. 41-44.
Тишкин A.A. Алтай в эпоху поздней древности, раннего и развитого средневековья (культурнохронологическая концепция и этнокультурная история): Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Барнаул, 2006. 54 с.
Тишкин A.A. Культурно-экологические области и контактные зоны на юге Западной Сибири Культурно-экологические области: взаимодействие традиций и культурогенез. СПб.: Б.и.. 2007а.
С. 85-95.
Тишкин A.A. Создание периодизационных и культурно-хронологических схем: исторический опыт и современная концепция изучения древних и средневековых народов Алтая. Барнаул: Изд-во Апт. ун-та, 20076. 356 с.
Тишкин A.A.. Горбунов В.В. Комплекс памятников в долине р. Бийке (Горный Алтай). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2005. 200 с. + вкл.
Тишкин A.A.. Дашковский П.К. Социальная структура и система мировоззрений населения Алтая скифской эпохи. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2003. 430 с.
Тишкин A.A.. Дашковский П.К. Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая: Учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. 238 с. + вкл.
Тишкин П.К.. Дашковский П.К. Этнокультурная ситуация на Алтае в скифскую эпоху И Древности Евразии: от ранней бронзы до раннего средневековья. М.: ИА РАН. 2005. С. 248 267.
Тишкин A.A.. Леонова И.Ю. Особенности погребальных конструкций бийкенской археологической культуры и их семантика Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2003. Кн. 1. С. 363 371.
Тишкин A.A.. Леонова И.Ю. Погребальная практика носителей бийкенской культуры Алтая: семантика археологического комплекса 7 Структурно-семиотические исследования в археологии. Донецк: Изд-во ДонНУ. 2005. Т. 2. С. 279 294.
Тишкин A.A. Матренин С.С. Курганы бийкенской культуры на памятнике Тыткескень-VI '/ Сохранение и изучение культурного наследия Алтая. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та. 2007. Вып. XVI. С. 109 116.
Чутунов К.В. Аржан источник // Аржан: Источник в Долине царей. Археологические открытия в Туве. СПб.: Славия, 2004. С. 10-39.
Шульга П.И. О содержании понятия «майэмирская культура» и этнокультурной ситуации в северо-западных предгорьях Алтая в раннескифское время Пятые исторические чтения памяти Михаила Петровича Грязнова. Омск: Омск, ун-т, 2000. С. 148 150.