Научная статья на тему 'Этапы перехода на составление отчетности по МСФО'

Этапы перехода на составление отчетности по МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1495
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МСФО / ПБУ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ОЦЕНКА / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARD (IFRS) / RUSSIAN ACCOUNTING STANDARD (RAS) / ACCOUNTING POLICIES / EVALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоружий Людмила Ивановна, Хусаинова Амина Савдахановна

Реформирование бухгалтерского учета в России направлено на гармоничное его развитие в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу особо отмечается, что полезность информации бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности достигается непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности. Это также общепризнанный инструмент повышения инвестиционной привлекательности компании, так как необходимым условием выхода на фондовые рынки является формирование финансовой отчетности экономическим субъектом в соответствии с МСФО. Процесс перехода на составление отчетности по МСФО достаточно сложен, поэтому разработан Международный стандарт финансовой отчетности IFRS 1 «Первое применение МСФО». Он является обязательным к применению всеми организациями, которые впервые составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО, и содержит четкий алгоритм подготовки такой отчетности: 1) определение даты перехода; 2) формирование учетной политики по МСФО; 3) оценка активов и обязательств; 4) формирование отчетности первого отчетного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хоружий Людмила Ивановна, Хусаинова Амина Савдахановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF TRANSITION OF PREPARATION OF FINANCIAL REPORTING ACCORDING TO INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS

The reforming of accounting in Russia is directed to harmonizing its development according to the International Financial Reporting Standards (IFRS). "The Concept of Development of Financial Accounting and Reporting in the Russian Federation in the Mid-Term" emphasizes that the utility of the information of financial accounting and reporting is achieved by direct use of IFRS or their application as the foundation of the national system of financial accounting and reporting. IFRS is also a recognized tool to increase investment attractiveness of company. In order to break into stock markets an economic entity should form its financial reporting according to IFRS. The transition process to the preparation of financial reporting according to IFRS is rather complicated, and therefore the International Financial Reporting Standard IFRS 1 "First-time Adoption of IFRS" has been developed. IFRS 1 is mandatory for all organizations which draw their financial reporting for the first time according to IFRS, and it provides a clear algorithm of preparation of such reporting: 1) determination of the transition date, 2) formation of accounting policy according to IFRS, 3) evaluation of assets and liabilities, and 3) preparation of the first reporting period’s financial statements.

Текст научной работы на тему «Этапы перехода на составление отчетности по МСФО»

ЭКОНОМИКА АПК

УДК 657.421.3 Л.И. Хоружий,

А.С. Хусаинова ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА НА СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО

Ключевые слова: МСФО, ПБУ, учетная политика, оценка.

Прошедший год ознаменован рядом значимых событий для развития бухгалтерского учета в нашей стране.

В связи с вступлением в силу с 01 января 2013 г. Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также связанных с ним других законодательно-нормативных актов, уточненных и вновь введенных Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и др.) претерпевает существенные изменения вся ранее сложившаяся нормативная база отечественная система бухгалтерского учета, что способствует ее дальнейшему сближению с международной учетной практикой.

Действующие национальные стандарты бухгалтерского учета, используемые для составления отчетности юридических лиц, также разработаны на основе соответствующих международных стандартов и в перспективе намечено полное сближение их с МСФО, а в ряде случаев международные стандарты заменят собой российские положения по бухгалтерскому учету и будут использоваться при формировании учетной политики экономических субъектов.

Приказом Минфина России № 160н на территории России введены 37 международных стандартов финансовой отчетности и 26 разъяснений к ним. Стандарты устанавливают основные требования к составлению и представлению финансовой отчетности. Разъяснения дают официальное руководство по отдельным актуальным и распространенным бухгалтерским вопросам в контексте действующих стандартов.

Все действующие в 2011 г. обязательные Международные стандарты финансовой отчетности и разъяснения к ним утверждены на территории Российской Федерации в оригинальном варианте в полном комплекте.

Те стандарты, которые уже опубликованы Советом по МСФО (IFRS), являются обя-

зательными к применению, начиная с отчетности за 2013 г. — МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность», МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях» и МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости», очевидно будут утверждены Минфином России в ближайшее время.

В состав утвержденных документов не вошел документ, принятый Правлением совета по МСФО в 1989 г., — «Принципы подготовки и составления финансовой отчетности» (Framework for the Preparation and Presentation of Financial of Financial Statements), так как он не является неотъемлемой частью МСФО, а необходим для лучшего их понимания.

Принципы не являются стандартом и не содержат обязательных требований и рекомендаций, в них раскрывается основная философия международных стандартов финансовой отчетности, основанная на принципах: сформирована цель финансовой отчетности, рассмотрены качественные характеристики, определяющие полезность информации финансовой отчетности, приведены правила признания и методы оценки элементов финансовой отчетности, даны понятия капитала и концепции капитала. Все определения, данные в Принципах, повторяются в конкретных стандартах, но в детализированном виде и в контексте тематики, которой посвящен соответствующий стандарт. Если какие-либо вопросы не регламентируются конкретным стандартом, то для ответа на эти вопросы необходимо руководствоваться Принципами. Однако в случае наличия противоречий положений стандартов и Принципов — применять положения стандарта.

Принципы распространяются на все виды финансовой отчетности, как на отчетность юридического лица, так и на консолидиро-

ванную отчетность и применены к финансовой отчетности всех коммерческих и торговых организаций государственного и частного сектора.

В связи с тем, что некоторые принципы составления отчетности и оценки активов и обязательств по МСФО и РСБУ отличаются, то применять одну и ту же учетную политику для целей нельзя. Учетная политика по МСФО применяется только к отчетности, составленной по международным стандартам.

Правила формирования учетной политики установлены в МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Так как МСФО — это стандарты, основанные на принципах, которые несмотря на значительный объем, лишь в общих чертах определяют правила и требования составления финансовой отчетности, то и учетная политика в МСФО трактуют как конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности.

Конкретные же методики, учитывающие специфику деятельности организации, применяемые при составлении отчетности по МСФО, устанавливаются в учетной политике организацией самостоятельно. В определенных случаях МСФО предусматривает несколько допустимых вариантов учета, из которых организация должна выбрать и утвердить в учетной политике наиболее подходящий.

Кроме конкретных методик организация может включить в учетную политику различные учетные регламенты: аналитический план счетов, реестр типовых корреспонденций счетов бухгалтерского учета, разработанные регистры учета, внутренние методические рекомендации (инструкции) по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, регламенты получения внешних расчетных оценок от других подразделений для целей составления отчетности, план-график документооборота, порядок (правила) консолидацию и т.д.

Некоторые операции, события или условия не входят в сферу применения МСФО или же для них отсутствуют прямо применимые правила, в таких ситуациях для разработки учетной политики бухгалтер применяет профессиональное суждение.

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что МСФО оперируют, скорее, не правилами, а принципами, и в большинстве случаев не нужно искать в МСФО правила для какой-либо конкретной операции. Необходимо найти общий принцип и трактовать его применительно к конкретному факту хозяйственной жизни. Например, во введенном в действие на территории России международном стандарте финансовой отчетно-

сти (IAS) 41 «Сельское хозяйство» раскрыты только некоторые аспекты учета сельскохозяйственной деятельности. Биологических активов, сельскохозяйственной продукции в момент её сбора, государственных субсидий, биотрансформации и др. Если весь объем информации, формируемой в процессе сельскохозяйственной деятельности и необходимый для управления бизнес-процессами в сельском хозяйстве, взять за 100%, то МСФО 41 охватывает лишь 10-15% требуемой информации, не регулируя на прямую порядок формирования информации в бухгалтерском учете по большей части финансов хозяйственной жизни.

В такой ситуации сельскохозяйственная организация должна разрабатывать учетную политику исходя из сложившейся в отрасли практики, одновременно учитывая правила, нормы и принципы МСФО.

При подготовке финансовой отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не изменяются и однотипные факты хозяйственной жизни учитываются одинаковыми методами. Следовательно, организация должна иметь серьезные основания для изменения учетной политики. МСФО (IAS) 8 устанавливает критерии выбора и изменения учетной политики, а также определяет требования по раскрытию информации о влиянии учетных оценок и ошибок на отчетные данные. Требования же по раскрытию информации об учетной политике установлены МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».

Процесс перехода на МСФО достаточно длительный и трудоемкий. Это отдельный проект организации, в который должны быть вовлечены не только бухгалтеры и финансисты, но также руководство организации и сотрудники других подразделений: внутреннего контроля, планово-финансового управления, технических, юридических эксплуатационных.

Для обеспечения процесса перехода на составление отчетности по МСФО необходимо составить внутренний регламент организации (приказ, положение и др.), определяющий порядок взаимодействия всех подразделений по предоставлению необходимой информации, сроках, функциях и ответственности и др.

Процесс перехода на составление отчетности по МСФО достаточно сложен, поэтому разработан Международный стандарт финансовой отчетности IFRS 1 «Первое применение МСФО». Он является обязательным к применению всеми организациями, которые впервые составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО, и содержит четкий алгоритм подготовки такой отчетности:

90

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 11 (97), 2012

1. Определение даты перехода.

При составлении первой отчетности по МСФО необходимо четко определить дату перехода (начало первого отчетного периода) на МСФО и отчетную дату (окончание отчетного периода). Требованием МСФО также является необходимость представления сопоставимых данных хотя бы за один предыдущий период. Например, компания составляет свою первую отчетность по МСФО на 31 декабря 2012 года (отчетная дата). Дата, с которой компания начинает применение МСФО, должна быть, как минимум, на два года раньше отчетной даты для соблюдения принципа сопоставимости данных. В нашем случае это 1 января

2011 г., то есть дата вступительного баланса (дата перехода на МСФО), на которую определяются вступительные балансовые остатки по МСФО.

2. Формирование учетной политики по МСФО.

Организация должна составить и утвердить новую учетную политику, соответствующую МСФО, которая будет действовать на отчетную дату. Принятая учетная политика должна применяться ко всем отчетным периодам, отраженным в отчетности.

Внесение изменений в учетную политику по МСФО возможно в очень редких случаях.

3. Оценка активов и обязательств.

Все имеющиеся в организации активы и обязательства необходимо рассматривать на предмет их признания и оценки в бухгалтерском учете или списания в соответствии с МСФО на дату перехода. При этом актив или обязательство могут быть приняты к учету по МСФО, даже если они не отражаются в учете по российским стандартам, и наоборот. В частности, компания может не признавать в соответствии с РСБУ определенные отложенные налоговые активы и обязательства, которые будут признаваться

по МСФО, например, отлаженные налоги по переоценке основных средств.

Различия в оценке активов и обязательств могут быть связаны как с разным составом капитализируемых статей, так и с различной оценкой будущих денежных потоков, формирующих балансовую оценку активов или обязательств. Например, по МСФО объекты основных средств, находящиеся в лизинге, отражаются по дисконтированной стоимости арендных платежей, а согласовано ПБУ — по номинальной величине лизинговых платежей.

4. Формирование отчетности первого отчетного периода.

После того, как организация осуществит перечисленные выше этапы, необходимо составить предварительную финансовую отчетность (за 2012 г.) для обеспечения сравнительной информации к отчетности за

2012 г. и провести ее аудит.

Библиографический список

1. Долгин А. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. — М.: АСТ, 2010. — 256 с.

2. Хоружий Л.И. Актуальные вопросы реформирования бухгалтерского учета в сельском хозяйстве; под общ. ред. Л.И. Хоружий. — М.: Изд-во МСХА, 2004.

— 281 с.

3. Хоружий Л.И. Современные проблемы бухгалтерского учета, анализа, аудита и статистики: сб. науч. тр.; под общ. ред. Л.И. Хоружий. — М.: Изд-во ФГОУ ВПО РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева, 2010.

— 233 с.

4. Хоружий Л.И., Макунина В.А. Международные стандарты финансовой отчетности: учебное пособие для магистров и студентов вузов, обучающихся по учебной программе «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». — Тверь: Купол, 2009. — 162 с.

+ + +

УДК 631.158

Е.А. Дерунова

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ ПОТЕНЦАЛА АГРАРНОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: кадровый потенциал, научно-технический прогресс, инновационное развитие, сельское хозяйство, государственная поддержка, кадровая политика, консалтинг, мониторинг, модель.

Введение

Модернизация экономической ситуации в сельском хозяйстве Российской Федерации и ее регионов предполагает совершенствование стратегических направлений по повы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.