Научная статья на тему 'Этапы оценки потенциальных дебиторов торгового предприятия'

Этапы оценки потенциальных дебиторов торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTS RECEIVABLE / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ДЕБИТОРОВ / STAGES OF DEBTORS'' ESTIMATION / ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / TRADING ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Посламовская Юлия Сергеевна

В данной статье представлен один из механизмов управления дебиторской задолженностью на торговом предприятии, а именно алгоритм оценки потенциальных заемщиков, с помощью которого торговое предприятие имеет возможность на раннем этапе выявить недобросовестного дебитора. Данный алгоритм представлен в виде этапов, с помощью которых руководитель или финансовый менеджер может управлять дебиторской задолженностью. Также в статье приводятся различные показатели и критерии оценки, которые свидетельствуют о положительной или отрицательной репутации потенциальных заемщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы оценки потенциальных дебиторов торгового предприятия»

Из рис. 1 видно, что компания АО «СМУ Севзапэнергомонтаж» движется по пути «месяца» стремясь достичь «солнце» при этом теряя финансы, вкладывая во внешний HR-брендинг. В принципе это неплохой результат.

Не существует универсальных и идеальных для всех работодателей - важно, чтобы обещание HR-бренда соответствовало ожиданиям и потребностям подходящих кандидатов. Компании при этом осуществляют более качественный подбор, где поток нерелевантных резюме снижается, а число откликов от «нужных» людей, которые действительно высоко мотивированы на работу именно здесь, растет. Кандидаты в свою очередь получают максимум информации для того, чтобы принять правильное решение и выбрать работодателя, который им подходит [1, с. 86].

Таким образом, сегодня HR-брендинг - это не только работа с репутацией компании, но и со всеми HR-процессами, которые формируют отношение сотрудников и кандидатов к компании. Современные компании должны осознать тот факт, что если они не будут ценить, уважать, беречь свой персонал, то никакая реклама не поможет их имиджу.

Список литературы /References

1. Ранк А. Employerbranding. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Employer_branding/ (дата обращения: 20.02.2014).

2. Мансуров Р.Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. СПб.:БХВ-Петербург,2011.

3. Беляев С., Крючков А. HR-бренд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php/HR/ (дата обращения: 20.02.2014).

4. HR-Portal: HR-брендинг в России - явление редкое. [Электронный ресурс]. Режим доступа: hr-portal.ru/article/hr-brending-v-rossii-yavlenie-redkoe/ (дата обращения: 19.02.2013).

STAGES OF ESTIMATION OF POTENTIAL RECEIVERS OF A TRADING ENTERPRISE Poslamovskaya Yu.S. (Russian Federation) Email: [email protected]

Poslamovskaya Yuliya Sergeevna - graduate student, DEPARTMENT OF FINANCE AND CREDIT, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION VOLGOGRAD INSTITUTE OF MANAGEMENT, VOLGOGRAD

Abstract: this article presents one of the mechanisms for managing accounts receivable at a trading enterprise, namely the algorithm for evaluating potential borrowers, through which a trading enterprise has the opportunity at an early stage to identify an unfair debtor. This algorithm is presented in the form of stages, through which the manager or financial manager can manage accounts receivable. Also in the article are various indicators and evaluation criteria that indicate the positive or negative reputation of potential borrowers. Keywords: accounts receivable, management, stages of debtors' estimation, trading enterprise.

ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ДЕБИТОРОВ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Посламовская Ю.С. (Российская Федерация)

Посламовская Юлия Сергеевна - студент магистратуры, кафедра финансов и кредита, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Волгоградский институт управления, г. Волгоград

Аннотация: в данной статье представлен один из механизмов управления дебиторской задолженностью на торговом предприятии, а именно алгоритм оценки потенциальных заемщиков, с помощью которого торговое предприятие имеет возможность на раннем этапе выявить недобросовестного дебитора. Данный алгоритм представлен в виде этапов, с помощью которых руководитель или финансовый менеджер может управлять дебиторской задолженностью. Также в статье приводятся различные показатели и критерии оценки, которые свидетельствуют о положительной или отрицательной репутации потенциальных заемщиков.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление, этапы оценки дебиторов, торговое предприятие.

Дебиторская задолженность на сегодняшний день занимает значительную часть оборотных активов любого торгового предприятия, поэтому у руководителей фирм возникает необходимость ей управлять. Целью управления дебиторской задолженности является снижение просроченной дебиторской задолженности, т.е. задолженности за товары, не оплаченные в установленный договором срок. Для достижения данной цели торговому предприятию необходимо следовать различным механизмам управления дебиторской задолженности. В качестве одного из них можно предложить оценку потенциальных заемщиков по определенным этапам. Уже существует множество методов оценок предприятий заемщиков таких авторов, как Крейнина, Ендовицкий, Шеремет, но они сложны и требуют значительных расчетов. Исходя из этого, предложим следующие этапы оценки дебиторов.

Этап 1 «Выбор потенциального дебитора». На первом этапе осуществляется выбор дебитора.

Этап 2 «Информационное обеспечение процесса оценки дебитора по количественным и качественным показателям». Основные компоненты расчета и оценки количественных показателей потенциального дебитора осуществляются на основе анализа дебиторской задолженности (ДЗ): оборачиваемость ДЗ, период погашения ДЗ, отношения ДЗ к объему продаж (при условии предыдущего сотрудничества).

По каждому из этих компонентов начисляются баллы от 1 (незначительный или нулевой риск) до 5 (высокий риск). Баллы по каждому из компонентов подытоживаются и делятся на 3 (по количеству показателей) для получения совокупной рейтинговой оценки количественных показателей [2].

2. Информационное обеспечение процесса оценки потенциального

3. Определение конечной общей рейтинговой оценки потенциального дебитора

4. Присвоение потенциальному дебитору соответствующей категории надежности

5. Принятие решения о платежеспособности потенциального

дебитора

Рис. 1. Этапы оценки потенциальных дебиторов торгового предприятия

Примечание: составлено автором.

Основными элементами анализа качественных показателей потенциальных дебиторов предприятия являются:

- анализ истории покупателя;

- соблюдение платежной дисциплины;

- компетентность менеджмента покупателя;

- наличие соглашения [1].

Рейтинговая оценка качественных показателей определяется путем суммирования соответствующих баллов, которые устанавливаются по каждому из элементов, и делением на их количество.

Этап 3 «Определение конечной общей рейтинговой оценки потенциального дебитора». На третьем этапе определяется конечная общая рейтинговая оценка - как среднее значение от рейтинговой оценки количественных и качественных показателей.

Этап 4 «Присвоение потенциальному дебитору соответствующей категории надежности». На четвертом этапе, исходя из значения конечной рейтинговой оценки, покупателю присваивается соответствующая категория надежности:

- категория «А» (от 1 до 1,5 балла) - незначительный или нулевой риск непогашения ДЗ;

- категория «Б» (от 1,51 до 2,0 балла) - обычный коммерческий риск;

- категория «В» (от 2,01 до 2,5 балла) - повышенный риск несвоевременной оплаты;

- категория «Г» (от 2,51 до 3,0 балла) - значительный риск;

- категория «Д» (более 3,01 балла) - высокий риск.

Этап 5 «Принятие решения о платежеспособности дебитора». На пятом этапе продавец принимает решение о платежеспособности покупателя.

Ежемесячно финансовый менеджер, управляющий ДЗ должен ранжировать потенциальных дебиторов по установленным этапам. При изменении статуса

покупателя (и соответственно условий отгрузки и оплаты) он должен направить менеджеру по сбыту сообщение об изменении статуса покупателя, а при необходимости - распоряжение о прекращении отгрузок данному покупателю.

Торговое предприятие должно сообщить покупателю об изменении условий в рамках договора, напомнить о необходимости оплатить ДЗ, провести с ним встречные переговоры, предложить схемы погашения долга (график погашения, взаимозачет, оплата векселем и т.п.). Кроме того, необходимо составить акт сверки расчетов [3].

В случае неудачного завершения переговоров с покупателем, юридический отдел торгового предприятия, на основании заявления финансового менеджера, должен направить должнику претензию с требованием погасить ДЗ.

Если выполнение этих процедур не приводит к погашению долга, руководство принимает решение о продаже ДЗ, либо заключении договоров факторинга, либо обращается в суд.

Список литературы / References

1. Алексеева Г.И., Парагульнов А.М.Актуальные аспекты учета и управления дебиторской задолженностью в современных условиях [Текст] // Международный бухгалтерский учет, 2012. № 20. С. 46 - 50.

2. Бланк Е.А. Управление оборотными средствами [Текст]. Киев: «Ника центр», 2010. 457 с.

3. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами [Текст]: Пер. с англ./ Гл. ред. серии: Я.В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 2013. 509 с.

4. Донцова А.В. Бухгалтерская отчетность и ее анализ [Текст]. М.: Изд-во «Интер-Тех», 2013. 378 с.

5. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. [Текст]. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2013. 320 с.

TOPICALITY OF THE RESEARCH OF ECONOMIC SECURITY

AS AN ECONOMIC CATEGORY 1 2 Lukash K.E. , Lutovinina Ju.A. (Russian Federation)

Email: [email protected]

1Lukash Kristina Evgen 'evna - student; 2Lutovinina Julia Aleksandrovna - student, CHAIR OF ECONOMICS, FACULTY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, BELGOROD UNIVERSITY OF COOPERATION, ECONOMICS AND LAW, BELGOROD

Abstract: this article discusses the problem of relevance of researching the economic security as an economic category. Economic security is a key component of the national security system. Guarantee of economic security are necessary conditions to ensure the stable development of the national economy. The article presents an attempt to show how such a notion as "economic security" that could be relevant, and in a very specific understanding of "relevance". Try to analyze how important it is, at the same time completely got rid of what today is meant by "relevance". Keywords: economic security, paradisco, external market, internal market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.