Научная статья на тему 'Этапы институционализации налогообложения и кадастровой оценки недвижимости'

Этапы институционализации налогообложения и кадастровой оценки недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INSTITUTIONALIZATION / ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ / STAGES / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ESTIMATED ACTIVITY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА / STATE CADASTRAL APPRAISAL / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ / TAXATION / APPRAISAL / VALUATION ACTIVITIES / REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылаева А. В.

В статье анализируется развитие налогообложения и кадастровой оценки недвижимости с позиции институциональной экономической теории. Исследование охватывает более чем двадцатилетний интервал социальных и экономических преобразований в Российской Федерации. В результате выявлены последовательные временные этапы, в которых состояния налогообложения и кадастровой оценки недвижимости могут быть интерпретированы как стадии институционализации в РФ, доказана их неразрывная связь в процессе становления. Подчеркнуто, что сложившаяся с 2006 г. в России практика использования в налогообложении кадастровой оценки земель и введенные в 2013 г. изменения в Налоговом кодексе РФ, позволяющие перейти в налогообложении на кадастровую стоимость объектов недвижимости торгового и офисного назначения, приводят к выводу о поступательном развитии институтов налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Отмечено появление элементов, приводящих эти институты в неустойчивое состояние, наиболее важным из которых является оспаривание кадастровой стоимости. Заострено внимание на том, что устойчивость процессов судебного и досудебного разрешения споров одна из характеристик следующего этапа развития института налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Он предполагает повышение информационной культуры управления, в том числе наличие информационных ресурсов, использование которых поможет обосновать заключение о величине кадастровой стоимости. Достоверность результатов кадастровой и индивидуальной оценок может обеспечиваться посредством проведения на постоянной основе на территории страны мониторинга рынка недвижимости, учет результатов которого будет обязательным при проведении оценки в целях налогообложения. Использована институциональная методология исследования развития налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Предложена авторская модель этапов институционализации, конкретизирующая содержание и характеристику каждого этапа. Применение модели институционализации позволило определить этап развития институтов налогообложения и кадастровой оценки недвижимости, выявить отсутствие обязательного элемента инфраструктуры института информационного ресурса «Мониторинг рынка недвижимости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of taxation institutionalization and real estate cadastral appraisal

The article analyzes the development of taxation and cadastral appraisal of real estate from the perspective of the institutional economic theory. The research covers more than a twenty-year period of social and economic reforms in the Russian Federation. I have identified consecutive time periods, in which the condition of taxation and cadastral appraisal of real estate can be interpreted as institutionalization stages in the Russian Federation, and proved their indissoluble links in the course of formation. The common practice of using land cadastral appraisal in taxation, which has been developed since 2006 in Russia, and the changes in the Russian Tax Code that were introduced in 2013, enabled to transfer to cadastral value of commercial and office real estate in taxation. Therefore, it is possible to conclude on steady development of taxation and cadastral appraisal institutions. There appeared the elements causing non-stability of these institutions, the most important of the elements is cadastral value challenging. The stability of trial and pre-trial dispute resolution processes is one of the characteristics of the next stage of taxation and cadastral appraisal institutions development. This stage assumes an increase in information culture of management, including availability of information resources. The use of these resources will help justify the conclusion about cadastral value. It is possible to ensure reliability results of cadastral and individual estimates by means of continuous monitoring of the real estate market in the country. Registering the monitoring data will be obligatory in conducting appraisal for taxation purposes. I used the institutional methodology to research taxation and cadastral appraisal of real estate development. I proposed a unique model of institutionalization stages specifying the content and features of each stage. Applying the institutionalization model enabled to define the stage of taxation and cadastral appraisal of real estate institutions development and to discover the absence of information resource “Real estate market monitoring”, an obligatory element of the institution’s infrastructure.

Текст научной работы на тему «Этапы институционализации налогообложения и кадастровой оценки недвижимости»

Налоги и налогообложение

УДК 336.225.6

этапы

инститУционллизлции налогообложения и кадастровой оценки недвижимости

А.В. ПЫЛАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры геоинформатики и кадастра E-mail: [email protected] Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

В статье анализируется развитие налогообложения и кадастровой оценки недвижимости с позиции институциональной экономической теории. Исследование охватывает более чем двадцатилетний интервал социальных и экономических преобразований в Российской Федерации. В результате выявлены последовательные временные этапы, в которых состояния налогообложения и кадастровой оценки недвижимости могут быть интерпретированы как стадии институционализации в РФ, доказана их неразрывная связь в процессе становления.

Подчеркнуто, что сложившаяся с 2006 г. в России практика использования в налогообложении кадастровой оценки земель и введенные в 2013 г. изменения в Налоговом кодексе РФ, позволяющие перейти в налогообложении на кадастровую стоимость объектов недвижимости торгового и офисного назначения, приводят к выводу о поступательном развитии институтов налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Отмечено появление элементов, приводящих эти институты в неустойчивое состояние, наиболее важным из которых является оспаривание кадастровой стоимости.

Заострено внимание на том, что устойчивость процессов судебного и досудебного разрешения споров - одна из характеристик следующего этапа развития института налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Он предполагает повышение информационной культуры управления, в том числе наличие информационных ресурсов, использование которых поможет обосновать заключение о величи-

не кадастровой стоимости. Достоверность результатов кадастровой и индивидуальной оценок может обеспечиваться посредством проведения на постоянной основе на территории страны мониторинга рынка недвижимости, учет результатов которого будет обязательным при проведении оценки в целях налогообложения.

Использована институциональная методология исследования развития налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Предложена авторская модель этапов институционализации, конкретизирующая содержание и характеристику каждого этапа. Применение модели институционализации позволило определить этап развития институтов налогообложения и кадастровой оценки недвижимости, выявить отсутствие обязательного элемента инфраструктуры института - информационного ресурса «Мониторинг рынка недвижимости».

Ключевые слова: институционализация, этапы институционализации, оценочная деятельность, государственная кадастровая оценка, налогообложение недвижимости

Пятнадцать лет назад было издано постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N° 945 «О государственной кадастровой оценке земель». С этого момента в России началась кадастровая оценка недвижимости - новая веха в истории налогообложения недвижимости на основе кадастровой стоимости.

Для изучения развития налогообложения и кадастровой оценки недвижимости целесообразно применить институциональную экономическую теорию. Институционализм - это развитие системного подхода, применение которого предполагает рассмотрение объекта исследования во взаимосвязи с основными элементами инфраструктуры. В данном случае - это исследование в контексте процессов становления гражданского общества, частной собственности на землю, приватизации недвижимости, стандартизации оценочной деятельности (рис. 1).

Этапы институционализации налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Процесс институционализации - это процесс определения и запрещения социальных норм, статусов, ролей и приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. В учебно-научной литературе подробно изложены этапы институцио-нализации, начиная от возникновения потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, до создания системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Исследуем этапы институционализации налогообложения и кадастровой оценки недвижимости.

Первый этап (1990-1999 гг.). Начиная с 1993 г. в России развивается оценочная деятельность.

Приватизация жилья. Приватизация государственных и муниципальных предприятий Приватизация недвижимости

Становление

частной собственности на землю

Законодательство о стандартизации. Единая система оценки имущества.

Законодательство об оценочной деятельности. Законодательство о техническом регулировании. Федеральные стандарты оценки

Становление налогообложения и кадастровой оценки недвижимости

Стандартизация Становление

оценочной гражданского

деятельности общества

Рис. 1. Становление налогообложения и кадастровой оценки недвижимости

15.03.1993 было организовано Российское общество оценщиков. Концепцию оценки недвижимости и бизнеса впервые представили в нашей стране осенью 1994 г. на семинаре Института экономического развития Мирового банка реконструкции и развития. Начиная с этого момента, в нашей стране стала использоваться западная модель оценки стоимости недвижимости и формироваться методология ее применения в целях налогообложения. Были провозглашены независимость оценки, обязательное применение трех подходов к расчету стоимости, преимущество определения стоимости на основе анализа рынка недвижимости. Стоимость определялась для наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки. В результате влияния перемен в обществе начало формироваться предпринимательское восприятие социального мира, наблюдалось преобладание функционального императива экономической эффективности. Показателем развития оценочной деятельности стал принятый Федеральный закон от 27.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Следует отметить, что в 1997 г. начался эксперимент по изменению налогообложения в Великом Новгороде и Твери. В качестве объекта налогообложения рассматривался единый объект недвижимости - земельный участок (с улучшениями - зданиями, строениями, сооружениями, расположенными

на нем). Целью проведения эксперимента являлась отработка концепции введения налога на недвижимость и механизма перехода к налогообложению на основе оценки объектов недвижимости по рыночной стоимости. Так как новый налог в действующей тогда редакции Налогового кодекса РФ не был предусмотрен, его о сновные характеристики были

Аренда земли. Приватизация земли. Разграничение госсобственности на

Введение новой Конституции РФ. Введение

Гражданского кодекса РФ.

Институционализации рынка земли. Введение Налогового кодекса РФ. Введение кадастрового учета.

Введение Земельного кодекса РФ

определены Федеральным законом от 20.07.1997 № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери».

Работы по реализации эксперимента осуществлялись по следующим направлениям:

- разработка концепции введения налога на недвижимость и процедуры администрирования налога;

- разработка методики оценки недвижимости;

- формирование реестра объектов недвижимости в целях налогообложения;

- проведение анализа последствий введения налога на недвижимость.

Решением Новгородской городской Думы была утверждена методика оценки стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения. В методике предлагались модели оценки недвижимости для различных классов объектов (квартиры, индивидуальные жилые дома, объекты недвижимости коммерческого и промышленного назначения и относящиеся к ним земельные участки), был определен порядок расчета стоимости с использованием моделей и таблиц значений коэффициентов.

Итак, на первом этапе произошли следующие знаковые события:

- заложены основы построения гражданского общества - приняты Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ;

- принят Федеральный закон от 27.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

- началось формирование рынка недвижимости;

- начали развиваться судебные процедуры разрешения вопросов;

- стартовал международный проект по оценке и налогообложению недвижимости.

Второй этап (2000-2010 гг.). Следует отметить, что после принятия Правительством Российской Федерации постановления от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» начались работы по государственной кадастровой оценке всех категорий земель на территории РФ в целях налогообложения. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила): была заложена основа нормативно-правовой базы кадастровой оценки недвижимости. В п. 2 Правил указано, что государственная кадастровая оценка

земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Этот документ определил кадастровую оценку как деятельность по выведению кадастровой стоимости.

Кадастровая оценка, согласно законодательству, оказалась в зоне ответственности Федеральной службы земельного кадастра России. Началось формирование ее методического, организационного и программного обеспечения.

Для введения нового порядка исчисления налога на земельные участки на всей территории Российской Федерации была организована работа по государственной кадастровой оценке различных категорий земель. Госорганы приступили к ней в 1998-1999 гг.

В 2000-2003 гг. произошли знаковые для налогообложения недвижимости изменения Налогового кодекса РФ - введение гл. 30 «Налог на имущество организаций» и гл. 31 «Земельный налог». Впервые в Налоговом кодексе РФ появилось определение понятия «кадастровая стоимость». В 2004 г. завершился эксперимент по налогообложению недвижимости в Великом Новгороде и Твери. В Великом Новгороде в нем приняли участие 44 юридических лица. В результате были выявлены проблемы, касающиеся определения объекта налогообложения, правового формирования единого объекта недвижимости из земельной и имущественной составляющих. По этой причине не был введен единый налог для владельцев жилой (квартир) и нежилой (кафе, магазинов, парикмахерских и т.д.) недвижимости. В Твери эксперимент не состоялся, налог не был введен.

Изучение результатов эксперимента показывает его территориальную неполноту, ограниченность, незавершенность. Однако следует отметить и положительные моменты. Эксперимент в Твери и Великом Новгороде показал, что введению налога на недвижимость должна предшествовать большая подготовительная работа, приоритетными направлениями которой являются:

- разработка нормативно-правовой базы;

- создание актуальной информационной основы, формируемой на базе единого государственного реестра земель, реестра объектов капитального строительства, градостроительного и иных кадастров;

- разработка методологии оценки.

В этот же период завершается оценка всех категорий земель для налогообложения, происходит знаковое реформирование системы налогообложения -

в 2006 г. был введен порядок исчисления земельного налога на основе кадастровой стоимости.

Второй этап стал знаковым периодом в развитии всех институтов инфраструктуры, обеспечивающим переход на следующий этап иституционализации.

В оценочной деятельности произошли знаковые изменения, которые нашли свое отражение в федеральном законодательстве:

- переход к саморегулированию оценочной деятельности;

- закрепление в федеральном законодательстве понятий «кадастровая оценка», «кадастровая стоимость»;

- проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости в саморегулируемой организации;

- декларирование формирования фонда данных кадастровой оценки и ведения мониторинга рынка недвижимости;

- утверждение федеральных стандартов оценки.

Кадастровая оценка, являясь оценочной деятельностью, подчиняется правилам саморегулирования. В ее отношении перестают действовать ранее разработанные и утвержденные на государственном уровне виды обеспечения - методология выполнения работ, обязательное применение программного обеспечения, государственная экспертиза. Субъект оценочной деятельности - физическое лицо. Методическое и информационное обеспечение ему должна оказывать саморегулируемая организация, а оценщик-эксперт проверяет отчет об определении кадастровой стоимости. Участие государства в этом процессе минимизировано.

Активно и конфликтно развивается судебная практика оспаривания результатов кадастровой оценки. Оспаривание превращается в постоянно действующий процесс. Истцы-налогоплательщики приносят в суд отчеты об индивидуальной оценке рыночной стоимости земельного участка. В результате судебного заседания кадастровая стоимость зачастую понижается. Активное оспаривание кадастровой стоимости послужило обратной связью для принятия решений в оценочной деятельности: в 2010 г. были законодательно введены порядок и критерии установления рыночной стоимости в качестве кадастровой в комиссиях по досудебному оспариванию результатов кадастровой оценки.

В сферах налогообложения и оценки недвижимости выполняются три международных проекта Международного банка реконструкции и развития,

которые формируют основу для введения налога на недвижимость на основе кадастровой стоимости:

1) проект «Разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации» (2007-2009 гг.). В результате его реализации впервые в России были сформированы:

- система государственной кадастровой оценки объектов недвижимости для определения налогооблагаемой базы объектов недвижимости;

- ее нормативно-правовое, методическое, технологическое и программное обеспечение, апробация которого осуществлена в процессе тестирования системы кадастровой оценки в четырех субъектах Российской Федерации;

2) проект «Разработка и внедрение автоматизированной системы «Мониторингрынка недвижимости» (2007-2009 гг.). Впервые продекларировано формирование единого информационного ресурса, содержащего сведения о рынке недвижимости в РФ. Планируется, что АИС «Мониторинг рынка недвижимости» станет единым государственным источником информации о рынке недвижимости Российской Федерации;

3) проект «Анализ социально-экономических последствий введения налога на недвижимость на основе результатов массовой оценки недвижимости» (2010-2011 гг.). Целью проекта являлось определение условий и социально-экономических последствий введения налога на недвижимость на основе результатов массовой оценки недвижимости).

Подводя итоги второго этапа, можно отметить, что произошло развития всех институтов. Особое значение имели следующие знаковые события:

- сформировано федеральное законодательство относительно налогообложения и оценки недвижимости (нормативно-правовое обеспечение всех рассматриваемых институтов достигло в развитии уровня федеральных законов), принят Земельный кодекс РФ, внесены существенные изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Налоговый кодекс РФ;

- введен налог на земельные участки от кадастровой стоимости;

- завершены международные проекты по налогообложению и оценке недвижимости;

- созданы все виды обеспечения для введения налога на недвижимость;

- развивалась публичность информационных ресурсов Федеральной налоговой службы;

- сформированы ведомственные и федеральные информационные ресурсы - классификатор адресов России (КЛАДР), государственный кадастр недвижимости (ГКН), Фонд данных кадастровой оценки недвижимости, в составе которого планируется проведение мониторинга рынка недвижимости (МРН). Ресурсы служат обязательными элементами межведомственного информационного взаимодействия для налогообложения и кадастровой оценки недвижимости;

- начинается введение обратной связи в управлении (информационные ресурсы с обратной связью);

- введено саморегулирование оценочной и кадастровой деятельности;

- формируются федеральные стандарты оценочной деятельности, стандарты саморегулируемых организаций оценщиков;

- получили развитие судебные процедуры решения вопросов в области налогообложения и кадастровой оценки недвижимости.

Третий этап (с 2011 г. по настоящее время). В ходе этого этапа:

- судебная практика оспаривания кадастровой стоимости приобрела массовый характер. В связи с этим введена досудебная практика оспаривания кадастровой стоимости;

- впервые введена кадастровая оценка объектов капитального строительства во всех субъектах РФ, оценено более 60 млн объектов;

- проводился анализ результатов кадастровой оценки, по итогам которого определяется конструкция нового налога - база налога, ставки налога, налоговые льготы и вычеты;

- с 2014 г. кадастровая стоимость закреплена в качестве налоговой базы по объектам торгового и офисного назначения, принадлежащим юридическим лицам. Это следующий важный шаг в реформировании системы имущественного налогообложения России.

Проведенное исследование развития налогообложения и кадастровой оценки недвижимости охватывает более чем двадцатилетний интервал социальных и экономических преобразований в Российской Федерации. Его результатом стала модель этапов институционализации (рис. 2), конкретизирующая содержание и характеристику каждого этапа.

Сложившаяся с 2006 г. в России практика использования в налогообложении кадастровой оценки земель и введенные в 2013 г. изменения в Налоговый кодекс РФ, позволяющие перейти в налогообложении на кадастровую стоимость объектов недвижимости торгового и офисного назначения, позволяют делать вывод о поступательном развитии институтов налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Однако следует отметить появление элементов, приводящих данные институты в неустойчивое состояние. Наиболее важным из них является оспаривание кадастровой стоимости.

Существование для налогоплательщика законодательно разрешенной возможности самостоятельно определить налоговую базу в своих интересах может привести:

- к неопределенности и неустойчивости налогового потенциала территории;

- к отсутствию у муниципалитетов возможности планировать доходы и расходы бюджета.

Именно поэтому планировалось проведение мониторинга рынка недвижимости (МРН). Мониторинг проводится для формирования сведений о стоимостных характеристиках рынка недвижимости в разрезе территорий, сегментов рынка недвижимости, типов объектов недвижимости, получаемых в процессе сбора, обработки и анализа сведений о рынке недвижимости. Результатом мониторинга является репрезентативная информация, создаваемая и пополняемая в целях информационного обеспечения актуальных сведений о рынке недвижимости. Впоследствии она используется для определения налоговой базы по налогу на недвижимость - как методом кадастровой оценки, так и методом индивидуальной оценки рыночной стоимости, необходимой для досудебного и судебного оспаривания кадастровой стоимости.

Однако декларация намерений не всегда осуществляется на практике. Информационный ресурс «Мониторинг рынка недвижимости» не создан по настоящее время, результаты кадастровой и индивидуальной оценок существенно расходятся, оспаривание кадастровой стоимости приводит к внезапным изменениям налоговой базы муниципалитетов по земельному налогу.

выводы. В результате проведенного исследования выявлены:

- последовательные временные этапы, в которых состояния налогообложения и кадастровой оценки недвижимости могут быть интерпретированы как стадии их институционализации в РФ;

I этап. Создание

Создаются органы управления институтом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускаются постановления, инструкции профильных ведомств. Декларируются суды как способ разрешения конфликтов_

II этап. Формирование

Директивно-инструктивное регулирование законодательных норм на фоне несовершенства правовой базы.

Активное применение механизмов управления без получения обратной связи. Введение учета.

Первые знаковые события - пилотные проекты. Зарождение функциональных процессов и технологий. Формирование функциональной специализации. Начало межведомственных взаимодействий.

Начало воздействия судебной практики на развитие института_

III этап. Становление

Кодификация законодательства. Унификация администрирования. Устойчивость функциональных процессов. Формализация учета.

Внедрение системы менеджмента качества (стандартов деятельности). Определение инфраструктуры института. Информационное пространство взаимодействия.

Активизация судебных методов разрешения споров, яркая конфликтность в судебной практике_

ГУэтап. Развитие

Введение управления по целям, управление с использованием обратной связи. Открытость системы - упрощение правил инфраструктурных взаимодействий. Информационное пространство взаимодействия - развитая информационная инфраструктура.

Зрелость функциональных процессов. Оптимизация функционала деятельности. Стабильность и ожидаемость судебной практики.

Обобщение результатов пилотных проектов, зарождение новых институтов. Введение элементов саморегулирования.

Введение досудебной практики разрешения споров_

V этап. Совершенствование

Достижение ключевых показателей деятельности - управление на основе КР1. Институт - открытая саморегулируемая система, отсутствие институциональных границ, сопряженность процессов инфраструктуры. Развитие информационной культуры управления, развитие технологий электронного взаимодействия с гражданами и юридическими лицами. Общественные советы, народный контроль в управлении. Устойчивость процессов судебного и досудебного разрешения споров_

VI этап. Прекращение

Переход/слияние с другими институтами. Преобразование в иные формы существования

Рис. 2. Модель этапов институционализации и их характеристика

- их неразрывная связь в процессе становления.

Согласно предложенной автором модели институционализации (см. рис. 2), институт налогообложения и кадастровой оценки недвижимости на протяжении новейшей истории российского государства находится на четвертом этапе развития. Определение этапа институционализации налого-

обложения и кадастровой оценки недвижимости дает возможность:

- управлять его дальнейшим развитием;

- оценивать наличие и полноту основных характеристик этапа;

- предлагать меры для достижения следующего этапа.

Недостаточное развитие любого элемента инфраструктуры воздействует на систему в целом. Поэтому исследование налогообложения и кадастровой оценки недвижимости во взаимосвязи с развитием институтов инфраструктуры позволяет:

- выявлять отсутствующие элементы инфраструктуры, приводящие к неустойчивости института налогообложения и кадастровой оценки недвижимости;

- разрабатывать рекомендации для преодоления негативных тенденций.

Примером практического применения такого подхода может служить выявленное в процессе исследования отсутствие обязательного элемента обеспечения устойчивости процесса оспаривания кадастровой стоимости - информационного ресурса «Мониторинг рынка недвижимости». Устойчивость процессов судебного и досудебного разрешения споров - одна из характеристик следующего этапа развития института налогообложения и кадастровой оценки недвижимости -. «Совершенствование». Он предполагает развитие информационной культуры управления, в том числе наличие информационных ресурсов, использование которых поможет обосновать заключение

о величине кадастровой стоимости. Сходимость результатов кадастровой и индивидуальной оценок может обеспечиваться посредством проведения на постоянной основе на территории страны мониторинга рынка недвижимости, результаты которого будут обязательны к применению при проведении оценки в целях налогообложения.

Результаты настоящего исследования могут быть полезны специалистам, в область профессиональной ответственности которых входят вопросы управления развитием налогообложения и кадастровой оценки недвижимости. Это работники Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Министерства экономического развития РФ. Их также можно адресовать работникам Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, в обязанность которой входит ведение фонда данных государственной кадастровой оценки недвижимости, так как обязательной частью фонда данных (согласно действующему законодательству) является мониторинг рынка недвижимости.

Список литературы

1. Безруков В.Б. Введение налога на недвижимость и риски двойного налогообложения // Налоговая политика и практика. 2011. № 5. С. 12-16.

2. Безруков В.Б. ДмитриевМ.Н., Пылаева А.В. Налогообложение и кадастровая оценка недвижимости: монография. Н. Новгород: ННГАСУ. 2011. 153 с.

3. Березин М.Ю. Налогообложение недвижимости. М.: Финансы и статистика. 2003. 368 с.

4. Браун K. Петер, МойраХепворт. Налогообложение имущества в Европе: времена меняются // Land Lines. 2001. № 2. С. 34.

5. Коростелев С.П. Кадастровая оценка недвижимости: учебник. М.: Маросейка. 2010. 356 с.

6. Львов Д.С. Институциональная экономика: учебник. М.: ИНФРА-М. 2001. 318 с.

7. ЛисинаН.В., ВахламоваН.А, Кольченко О.В., Южалина О.Н. и др. Аналитические показатели рынка недвижимости. Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2013. 65 с.

8. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебник. М.: Омега-Л. 308 с.

9. Пылаева А.В. Развитие кадастровой оценки недвижимости: монография. Н. Новгород: Нижегородский институт управления. 2012. 136 с.

10. Пылаева А.В. Основы кадастровой оценки недвижимости: монография. Н. Новгород: Нижегородский институт управления. 2014. 141 с.

11. Фролов С.С. Социология: учебник. М.: Наука. 1994.256 с.

Finance and credit Taxes and taxation

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

STAGES OF TAXATION INSTITUTIONALIZATION AND REAL ESTATE CADASTRAL APPRAISAL

Alena V. PYLAEVA

Abstract

The article analyzes the development of taxation and cadastral appraisal of real estate from the perspective of the institutional economic theory. The research covers more than a twenty-year period of social and economic reforms in the Russian Federation. I have identified consecutive time periods, in which the condition of taxation and cadastral appraisal of real estate can be interpreted as institutionalization stages in the Russian Federation, and proved their indissoluble links in the course of formation. The common practice of using land cadastral appraisal in taxation, which has been developed since 2006 in Russia, and the changes in

the Russian Tax Code that were introduced in 2013, enabled to transfer to cadastral value of commercial and office real estate in taxation. Therefore, it is possible to conclude on steady development of taxation and cadastral appraisal institutions. There appeared the elements causing non-stability of these institutions, the most important of the elements is cadastral value challenging. The stability of trial and pre-trial dispute resolution processes is one of the characteristics of the next stage of taxation and cadastral appraisal institutions development. This stage assumes an increase in information culture of management, including availability of information resources. The

use of these resources will help justify the conclusion about cadastral value. It is possible to ensure reliability results of cadastral and individual estimates by means of continuous monitoring of the real estate market in the country. Registering the monitoring data will be obligatory in conducting appraisal for taxation purposes. I used the institutional methodology to research taxation and cadastral appraisal of real estate development. I proposed a unique model of institutionalization stages specifying the content and features of each stage. Applying the institutionalization model enabled to define the stage of taxation and cadastral appraisal of real estate institutions development and to discover the absence of information resource "Real estate market monitoring", an obligatory element of the institution's infrastructure.

Keywords: institutionalization, stages, estimated activity, appraisal, valuation activities, State cadastral appraisal, real estate, taxation

References

1. Bezrukov V.B. Vvedenie naloga na nedvizhi-most' i riski dvoinogo nalogooblozheniya [Introducing a property tax and double taxation risks]. Nalogovaya politika i praktika - Tax policy and practice, 2011, no. 5, pp. 12-16.

2. Bezrukov V.B., Dmitriev M.N., Pylaeva A.V. Nalogooblozhenie i kadastrovaya otsenka nedvizhi-mosti [Taxation and cadastral appraisal of real estate]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State University of Architecture, Building and Civil Engineering Publ., 2011, 153 p.

3. Berezin M.Yu. Nalogooblozhenie nedvizhimosti [Real estate taxation]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003, 368 p.

4. Brawn K. Peter, Moira Hepworth. Nalogooblozhenie imushchestva v Evrope: vremena menyayutsya [European Property Taxation: Changing Times]. Land Lines, 2001, vol. 13, no. 2, p. 34.

5. Korostelev S.P. Kadastrovaya otsenka nedvizhimosti: uchebnik [Cadastral appraisal of real estate: a textbook]. Moscow, Maroseika Publ., 2010, 356 p.

6. L'vov D.S. Institutsional'naya ekonomika: uchebnik [Institutional economy: a textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001, 318 p.

7. Lisina N.V., Vakhlamova N.A., Kol'chenko O.V., Yuzhalina O.N. e.a. Analiticheskie pokazateli rynka nedvizhimosti [Analytical indicators of the real estate market]. Nizhny Novgorod, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Publ., 2013, 65 p.

8. Mamrukova O.I. Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnik [Taxes and taxation: a textbook]. Moscow, Omega-L Publ., 308 p.

9. Pylaeva A.V. Razvitie kadastrovoi otsenki nedvizhimosti [Developing cadastral appraisal of real estate]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Institute of Management Publ., 2012, 136 p.

10. Pylaeva A.V. Osnovy kadastrovoi otsenki nedvizhimosti: monografiya [Fundamentals of the real estate cadastral appraisal: a monograph]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Institute of Management Publ., 2014, 141 p.

11. Frolov S.S. Sotsiologiya: uchebnik [Sociology: a textbook]. Moscow, Nauka Publ., 1994, 256 p.

Alena V. PYLAEVA

Nizhny Novgorod State University of Architecture, Building and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.